В начале 1930-х годов в Советском Союзе перед авиастроителями была поставлена сложная задача - создать боеспособный двухместный самолет-истребитель, который мог бы конкурировать с одноместной машиной. Двухместная открытая кабина, в которой бы размещались пилот и стрелок, создавала дополни­тельное аэродинамическое сопротивление, и поэтому его необходимо было максимально уменьшить. Такая попытка создания двухместного истребителя была предпринята в Центральном конструкторском бюро. После разделения в 1932 году Центрального конструкторского бюро ЦАГИ на два самостоятельных ОКБ, специализировавшихся по созданию самолетов различного назначения: ЦКБ авиазавода № 39 им. В.Р. Менжинского для строительства легких самолетов и конструкторского отдела ЦАГИ, занимавшегося разработкой тяжелых самолетов, отдел В.П. Яценко решением Начальника ЦКБ Ильюшина С.В. был объединен с бригадой ОКБ-1 С.А. Кочеригина. Работа над созданием двухместного истребителя ЦКБ-11, которым Яценко начал заниматься еще в ЦКБ ЦАГИ, была продолжена в ОКБ под общим руководством С.А. Кочеригина. Построенные до этого в СССР двухместные истребители были слишком тяжелыми и неповоротливыми и сильно уступали одноместным машинам. В.П. Яценко, разрабатывая будущий истребитель, уплотнил его компоновку до такой степени, что новый самолет не выходил за габариты И-15. Уже в конце 1934 года был построен опытный образец двухместного истребителя ЦКБ-11. По схеме он относился к одностоечным полуторапланам с убираемым в центроплан ниж­него крыла шасси и с оригинальными колесами с внут­ренней амортизацией. На самолете монтировался двигатель «Райт-Циклон» Ф-3 мощностью 630 л.с., впоследствии замененный отечественным мотором М-25. Самолет ЦКБ-11 имел очень своеобразную схему и не был похож ни на один из близких к нему истребителей-полуторапланов. Он имел ферменный фюзеляж, сварной из труб, с легким наружным каркасом, обшитым в задней части полотном. Крылья - двухлонжеронные, деревянные с полотном. Вооружение самолета составляли два 7,62-мм пулемета ШКАС, смонтированные в нижнем крыле вне диска винта и один ШКАС - у стрелка, смонтированный на шкворневой установке для стрельбы назад, а также небольшие бомбы (массой 8 - 10 кг) на четырех балках. Вскоре самолет получил новое наименование «двухместный истребитель ДИ-6». По тому времени ДИ-6 имел ряд передовых технических решений - двигатель М-25 заключался в хорошо обтекаемый капот NАСА; зализы крыла с фюзеляжем; закрытая кабина стрелка с выдвижным пулеметом, а главное - убираемое шасси. ДИ-6 стал первым в мире бипланом с убираемым шасси, которое отличалось оригинальной схемой. Истребитель на государственных испытаниях, проходивших с 27 мая по 21 ноября 1935 года, показал хорошие скоростные данные, в чем приближался к аналогичным иностранным самолетам. Самолет обладал также хорошей маневренностью и устойчивым пикированием. В 1936 году ДИ-6 был принят на вооружение ВВС Красной армии, осенью того же года началось его серийное производство. С 1937 года самолет оснащался более мощным двигателем М-25В. Наряду с основным вариантом истребителя ДИ-6, было изготовлено 60 самолетов в варианте штурмовика ДИ-6Ш. У него под нижним крылом монтировались четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1, кроме того, он получил бронированные спинку и чашку сиденья пилота. Самолет-истребитель ДИ-6 принимал участие во время боевых действий у р. Халхин-Гол в 1939 году, вместе с новыми истребителями И-15, И-153. Там ДИ-6 использовался в основном как истребитель сопровождения. В одном из воздушных боев группа японских истребителей встретила в воздухе бомбардировщики СБ, сопровождаемые истребителями ДИ-6. Видимо, приняв их за истребители И-15, японцы пропустили советские самолеты вперед и ринулись на них сзади, уверенные, что те не смогут быстро развернуться. Но неожиданно для себя встретились с огнем стрелков ДИ-6. Потеряв два самолета, японцы отказались от боя. Несмотря на определенные успехи, летчикам ДИ-6 все же трудно было вести активный воздушный бой с более скоростными японскими и истребителями. Вскоре ДИ-6 вновь довелось вылетать на боевые задания, сначала - в ходе советско-финской войне 1939 – 1940 годов, а спустя год – он активно использовался в боях в начальный период Великой Отечественной войны. Истребитель ДИ-6 оказался первым удачным двухместным истребителем в СССР, но он явился также и последним представителем этого класса, созданным в предвоенные годы. Самолет ДИ-6 серийно выпускался с осени 1936 по 1938 год, включительно, авиационными заводами: № 1 имени И.В. Сталина (г. Мос­ква); № 39 имени В.Р. Менжинского (г. Мос­ква) и № 81 имени Молотова (пос. Тушино Московской области). Всего было изготовле­но 222 самолета ДИ-6 (вместе с учебно-тренировочными вариантами ДИ-6бис ДИ-6УТИ). В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет самолета-истребителя ДИ-6Ш (бортовой номер 3), входившего в 1941 году в состав 6-го авиационного полка Ленинградского фронта (аэродром Майениеми). Макет самолета построен АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «Авион» в 1995 году.

Экипаж - 2 человека Двигатель - М-25В Мощность - 710 л.с. Размах кры­льев - 10,0 м Площадь крыльев – 25,15 кв. м Масса пустого самолета – 1407 кг Масса максимальная взлетная – 1987 кг Масса полной нагрузки – 580 кг Максимальная скорость на высоте / у земли - 372 / 324 км/ч Практический потолок – 7700 м Максимальная дальность – 550 км Вооружение: 3x7,62-мм пулемета ШКАС Максимальная бомбовая нагрузка - 50 кг.

ДИ-6 (ЦКБ-11)
Тип двухместный истребитель
Производитель завод № 39
Главный конструктор Кочеригин, Сергей Александрович
Первый полёт 30 сентября 1934 года
Эксплуатанты ВВС РККА
Годы производства 1937-1938 годы
Единиц произведено 222
Изображения на Викискладе

История создания

В сентябре 1934 года первый опытный ЦКБ-11 поступил в НИИ ВВС на предварительные испытания. От НИИ ВВС ведущим лётчиком назначили И. Ф. Петрова и лётчика-наблюдателя Виноградова. От завода № 39 в испытаниях участвовали лётчик Ю. И. Пионтковский и начальник лётно-испытательной станции Н. Николаев. Первый вылет на самолёте совершил лётчик НИИ ВВС А. И. Филин 30 сентября. Второй полёт состоялся в декабре. За это время на самолёте заменили мотор, изменили угол установки стабилизатора, отрегулировали уборку и выпуск шасси.

При испытаниях было выявлено ряд серьёзных недостатков и машину отправили на доработку.

В мае 1935 года в НИИ ВВС приступили к государственным испытаниям доработанного ДИ-6. Машину испытывали лётчики П. Я. Федрови и В. А. Степанченок . После завершения государственных испытаний (ноябрь 1935 года) было вынесено заключение: «ДИ-6 обладает для своего класса большим диапазоном скоростей (на высоте 3000 м от 150 до 385 км/ч), хорошей для двухместного самолёта манёвренностью и устойчивым пикированием».

4 августа 1935 года было выдано Постановление СТО «О переконструировании ДИ-6 под штурмовик» со следующими данными: максимальная скорость полёта у земли - 340-350 км/ч (на высоте 3000 м - 390-400 км/ч), посадочная скорость - 90-95 км/ч, радиус действия - 400-500 км. Вооружение, шесть пулемётов нормального калибра для стрельбы вперед, один оборонительный пулемёт и 80 кг бомб.

31 октября 1935 года завод № 39 предоставил на полигонные и заводские испытания вооружения первый опытный ДИ-6 в варианте штурмовика. После частичного устранения выявленных недостатков в феврале 1936 года проходили повторные испытания. Одновременно было передано 2 экземпляра для проведения войсковых испытаний - впервые в СССР. Испытания двух самолётов на лыжном шасси начатые в феврале 1936 года продолжались до 10 апреля того же года.

Серийное производство

Войсковая серия из 10 машин выпускалась на заводе № 39 в 1936 году. Головная машина войсковой серии была передана ВВС в июне 1936 года. По результатам испытаний было указано следующее:

«Самолёты … , у которых лётная характеристика будет ниже, чем снятая с опытного образца, на снабжение ВВС РККА - не допускать. Просить начальника ГУАПа соответствующим распоряжением заводам № 1 и № 81 на строящихся (…) ДИ-6 М-25 устранить все дефекты, выявленные при войсковых испытаниях (…); тщательной отделкой самолёта добиться повышения скорости; повысить прочность нижней балки центроплана: ввести конструктивное изменение, исключающее появление вибраций горизонтального хвостового оперения. На самолётах, находящихся в эксплуатации ВВС РККА, запретить парашютирование, глубокие и длительные скольжения, бочки, вследствие вибраций горизонтального хвостового оперения; виражи и спирали выполнять с предельным креном в 60-70 град, более плавно, не допуская резких переходов и подтягивания ручки на себя; мёртвые петли выполнять без зависания…»

Ди-6Ш был принят к серийной постройке на авиазаводе № 1 с конца 1936 года - всего был выпущен 61 экземпляр.

На заводе № 81 серийную машину выкатили осенью 1937 года - он отличался от опытных установкой электроинерционного самопуска «Эклипс» с аккумулятором и генератора ДФС-500, радиостанцией РСИ, переговорным устройством СПУ-2, сварными бензобаками и доработанной бензосистемой, маслорадиатором нового типа и литыми колёсами. Усовершенствовали капот мотора: на входе установили жалюзи и внутренний капот на агрегаты, расположенные за мотором. Изменили крепление экранов кабины стрелка (в случае аварии сбрасывались обе панели задней кабины). Самолёт оснастили воздушным винтом диаметром 2,8 м с новым коком. Увеличили с 25,5 до 58,5 градусов сектор обстрела задней огневой установки верхней полусферы в вертикальной плоскости. Усилили балку нижнего центроплана и пол кабины лётчика. Дополнительное оборудование увеличило взлётную массу самолёта до 2033 кг и центровку до 30,5 % САХ. Масса самолёта возросла, по сравнению с опытным ЦКБ-11, на 159 кг и серийным завода № 1 на 80 кг. В декабре 1937-го были закончены государственные испытания усовершенствованного серийного ДИ-6М-25В с мотором М-25В взлётной мощностью 750 л. с., опущенным вниз горизонтальным оперением, увеличенной на 0,254 м² площадью элеронов, звуковой сигнализацией уборки и выпуска шасси, и рядом других изменений. В итоге возросла эффективность на взлёте: самолёт стал легко отрывать хвост в начале разбега.

Несмотря на очередное увеличение массы пустого ДИ-6М-25В, его лётные характеристики приблизились к первой опытной машине. Несколько уступая по манёвренности, ДИ-6М-25В не уступал по максимальной горизонтальной скорости И-15бис.

В 1937 году заводы № 1 и № 81 изготовили 61 и 51 ДИ-6 соответственно. В следующем году завод № 81 выпустил последние 100 самолетов.

Всего в 1936-38 годах на трех заводах было выпущено 222 машины.

Модификации

  • ДИ-6Ш (штурмовик,ЦКБ-38, ЦКБ-11ш) - отличался вооружением: четыре ПВ-1 под нижним крылом, бронированные спинка и чашка сиденья. Серийно выпускался в 1937 г. в 60 экземплярах.
  • ДИ-6ММШ (малая модификация штурмовика) - с опытным двигателем М-300 X-образной схемы. Строился в одном экземпляре в 1940 г., но так как двигатель доведён не был, его постройка была прекращена.
  • ДИ-6 бис (самолёт «21») - с неубираемым шасси (скорость снизилась на 25-30 км/ч).
  • ДИ-6 с опущенным стабилизатором - модификация в серии с пониженным положением горизонтального оперения. Ожидаемых преимуществ это не дало.
  • ДИ-6 с двойным управлением (ДИ-6УТ) - Несколько ДИ-6 в Борисоглебской лётной школе было переделано в учебно-тренировочные с двойным управлением (из деталей Р-5 и УТИ-4). Задний пулемёт был снят. Был в небольшой серии.

Эксплуатация в ВВС СССР

В мае 1936 года ДИ-6 принимали участие в первомайском воздушном параде над Красной площадью. 7 самолётов в октябре 1936 года поступили в 56-ю истребительную авиабригаду Киевского военного округа. Переучивание на новую технику тормозилось отсутствием ДИ-6 с двойным управлением, малым количеством ДИ-6 и некомплектом лётчиков. На 1 октября 1937 года в частях ВВС находилось 28 ДИ-6. В октябре 1938 года в 52-й Омской штурмовой авиабригаде насчитывалось 29 ДИ-6Ш. В октябре 1938 года в ВВС БОВО - 14-м ШАП 114-й гомельской штурмовой авиабригады имелось 60 самолётов ДИ-6Ш из которых 6 неисправных. По утверждённому штату ВВС РККА на 1 января 1939 года предусматривалось сохранить на вооружении 60 ДИ-6И в истребительной и 64 ДИ-6Ш в штурмовой авиации.

В 1939 году началось постепенное вытеснение ДИ-6 из строевых частей в учебные и разведывательные. К осени 1939 года на И-15 бис стали переучиваться многие эскадрильи, вооружённые ДИ-6. После двух лет эксплуатации ДИ-6 в Киевском особом военном округе летом 1939 года пришли к выводу, что их целесообразней использовать как разведчики, что и было осуществлено во время освободительного похода в Польшу.

Осенью 1939 года 6-й штурмовой авиаполк 52-й омской авиабригады Сибирского военного округа, имевший 63 ДИ-6Ш (из них 8 неисправных) приступил к освоению бомбардировщика СБ. Из имевшихся в наличии на 1 января 1940 года 173 самолётов ДИ-6 планировалось оставить 39 самолётов в двух строевых эскадрильях при штатной численности 24 самолёта, 99 машин передать училищам и 35 списать ввиду износа в течение года. На 1 июля 1940 года в ВВС при штатной потребности 87 единиц находилось 180 самолётов ДИ-6, из них 42 в неисправном состоянии.

В 1939-1940 годах четыре ДИ-6 использовались для отработки навыков запуска и проверки работоспособности мотора во 2-м Ленинградском ВАТУ им. Ленинского Краснознаменного комсомола, два ДИ-6 - на Ленинградских авиационно-технических курсах усовершенствования ВВС при 1-м Ленинградском ВАТУ им. Ворошилова и один ДИ-6 - в Серпуховской военной авиационно-технической школе.

В октябре 1940 года штаб ВВС передал заместителю начальника Генштаба РККА генерал-лейтенанту Смородинову, подготовленный по его указанию, проект постановления Комитета Обороны при СНК СССР об исключении из самолётного парка негодной и устаревшей техники. Этим документом, в частности, предусматривалось списать и исключить из состава ВВС 13 не подлежащих ремонту ДИ-6 , снять с вооружения и исключить из самолётного парка 80 ДИ-6, требующих среднего и капитального ремонта.

Описание конструкции

Одностоечный двухместный полутораплан с убираемым в центроплан нижнего крыла шасси и тормозными колёсами специальной конструкции с внутренней амортизацией. Конструкция - смешанная. Самолёт был своеобразен по схеме и не похож на близкие к нему истребители-полуторапланы выпускаемые в тот период в СССР и за рубежом.

Экипаж из двух человек - лётчик и стрелок задней полусферы. Кабина лётчика - открытого типа с защитным козырьком из стекла триплекс. Закрытая с трёх сторон целлулоидным остеклением кабина стрелка имела с каждой стороны по одному окну из триплекса. У стрелка было два сидения. Основное - лицом к хвосту, связанное кинематически с дугой, несущей шкворневую стрелковую установку с пулемётом ШКАС , и дополнительное, откидывающееся с правого борта, позволявшее сидеть лицом по направлению полёта. На штурмовом варианте ДИ-6Ш стояли бронированные спинка и чашка сиденья лётчика.

На опытном ЦКБ-11 стоял двигатель «Райт-Циклон» Ф-3 с 630 л. с., в серии М-25 в 630/700 л. с., затем М-25В с 750 л. с. взлётной мощности.

Фюзеляж - ферменный, сварной из стальных (марки ХМА - хром-молибден авиационный) труб, с лёгким наружным каркасом, обшитым в задней части полотном. Крылья - двухлонжеронные, деревянные с полотном, за исключением центроплана нижнего крыла, составлявшего одно целое с фюзеляжем, его лонжероны были сварные из труб.

Стойки коробки крыльев из дюралюминия клёпаные, стойки центроплана - стальные трубы. Стабилизатор - нерегулируемый. Верхний киль, оперение и элероны - из Д6 с полотном. Капот НАСА с разъёмным передним кольцом. Винт металлический с установкой угла лопастей на земле. Запуск двигателя был возможен от электростартера «Эклипс», от ручного привода и через храповик на винте. Баки из дюралюминия Д1, клёпаные. В центроплане верхнего крыла размещались два бензобака по 76 л. Шасси состояло из двух отдельных, сваренных из ХМА, стоек, убираемых в центроплан нижнего крыла тросовым приводом. Выпуск их - в значительной степени за счёт собственной массы. Торможение - от пневмосистемы. Костыль с масляно-воздушной амортизацией. Колёса (750 X 125 мм) - специальной конструкции с внутренней масляно-воздушной амортизацией, силовой цилиндр которой был соединён с осью колеса, а шток поршня (ход 90 мм) - с ободом. Колёса эти потом себя не оправдали, но шасси в целом было удачным. Лыжи к самолёту были с внутренней амортизацией.

  • Стрелково-пушечное: 2 х 7,62 мм ШКАС + 1 ШКАС в стрелковой установке
  • Точки подвески: 4 х ДЕР-32
  • Литература

    • В. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.. - 2-е. - М. : Машиностроение, 1978. - С. 479-481. - 576 с. - 25 000 экз.
    • Н. Н. Сойко. Двухместный истребитель Ди-6 // Авиаколлекция: журнал. - 2007. - № 9 .

    В 1570г в Крыму взяла верх военная партия. Россию опустошали голод и чума. Царская армия потерпела поражения под Ревелем и Москвой. Русская столица казалась татарам легкой добычей. Ее старые укрепления были уничтожены пожаром, а новые, наспех возведенные, не могли полностью их заменить. Военные неудачи поколебали русское владычество в Поволжье и Прикаспии. Ногайская орда окончательно порвала вассальные отношения с Москвой и примкнула к антирусской коалиции. Покоренные народы Поволжья пришли в движение и попытались сбросить власть царя.
    Союзниками Крыма выступили многие адыгейские князья с Северного Кавказа. За спиной крымцев стояла крупнейшая в Европе военная держава — Османская империя. В такой ситуации хан надеялся отторгнуть от России Среднее и Нижнее Поволжье, сжечь и разграбить Москву. Султан направил в Крым специальную миссию для участия в походе на Русь.

    В ожидании нового нашествия русские к маю 1572 г. собрали на южной границе около 12 000 дворян, 2035 стрельцов и 3800 казаков. Вместе с ополчениями северных городов армия насчитывала немногим более 20 000, а с боевыми холопами — более 30 000 воинов. На стороне татар был численный перевес. Во вторжении участвовало от 40 000 до 50 000 всадников из состава Крымской, Большой и Малой ногайских орд.

    Хан имел в своем распоряжении турецкую артиллерию.
    Русское командование расположило основные силы под Коломной, надежно прикрыв подходы к Москве со стороны Рязани. Но оно учло также возможность повторного вторжения татар с юго-запада, из района Угры. На этот случай командование выдвинуло на крайний правый фланг в Калугу воеводу князя Дмитрия Хворостинина с передовым полком. Вопреки традиции передовой полк по численности превосходил полки правой и левой руки. Хворостинину был придан подвижный речной отряд для обороны переправ через Оку.
    Татары вторглись на Русь 23 июля 1572 г. Их подвижная конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ русским сторожевым полком. Тем временем хан со всей ордой вышел к главным серпуховским переправам через Оку. Русские воеводы ждали противника за Окой на хорошо укрепленных позициях.

    Натолкнувшись на прочную оборону русских, хан возобновил атаку в районе Сенькина брода выше Серпухова. В ночь на 28 июля ногайская конница разогнала две сотни дворян, охранявших брод, и захватила переправы. Развивая наступление, ногайцы за ночь ушли далеко на север. Под утро к месту переправы татар подоспел Хворостинин с передовым полком. Но, столкнувшись с главными силами татар, он уклонился от боя. Вскоре полк правой руки попытался перехватить татар в верхнем течении реки Нары, но был отброшен прочь. Хан Девлет-Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве. Татарскими арьергардами командовали сыновья хана с многочисленной отборной конницей.

    Передовой полк следовал за царевичами, выжидая благоприятного момента. Когда такой момент наступил, воевода Хворостинин обрушился на татар. Бой произошел в районе села Молоди, в 45 верстах от Москвы. Татары не выдержали удара и бежали.
    Хворостинин «домчал» сторожевой полк татар до ханской ставки. Чтобы поправить положение, Девлет-Гирей вынужден был бросить на помощь сыновьям 12 000 крымских и ногайских всадников. Сражение разрасталось, и главный воевода Воротынский в ожидании татар приказал установить подвижную крепость — «гуляй-город» близ Молодей. Ратники укрылись за стенами крепости, изготовившись к бою.
    Троекратное превосходство сил противника вынудило Хворостинина отступить. Но при этом он осуществил блестящий маневр. Его полк, отступая, увлек татар к стенам «гуляй-города». Залпы русских пушек, стрелявших в упор, внесли опустошение в ряды татарской конницы и заставили ее повернуть вспять.
    Поражение при Молодях вынудило Девлет-Гирея приостановить наступление на Москву.
    В течение дня татары простояли за Пахрой, ожидая подхода русских. Но те не возобновили атак. Тогда татары повернули вспять от Пахры к Молодям. Воеводы добились бесспорного успеха, вынудив хана отойти от Москвы и принять бой на избранной ими позиции.

    Центром русских оборонительных позиций служил холм, на вершине которого стоял «гуляй-город», окруженный наспех вырытыми рвами. За стенами города укрылся большой полк. Остальные полки прикрывали его тыл и фланги, оставаясь вне укреплений. У подножия холма, за речкой Рожай, стояли 3000 стрельцов, чтобы поддержать воевод «на пищалях».
    Татары быстро преодолели расстояние от Пахры до Рожая и всей массой обрушились на русские позиции. Стрельцы полегли на поле боя все до единого, но засевшие в «гуляй-городе» воины отбили атаки конницы сильной пушечной и ружейной пальбой.
    Обеспокоенный неудачей, главный татарский воевода Дивей-мурза выехал на разведку и приблизился вплотную к русским позициям. Здесь его захватили в плен «резвые» дети боярские.
    Кровопролитное сражение продолжалось до самого вечера 30 июля. Потери татар были исключительно велики. Погибли предводитель ногайской конницы Теребердей-мурза и трое знатных крымских мурз. Не добившись успеха, хан прекратил атаки и в течение двух дней приводил в порядок свою расстроенную армию.
    В сражении русские одержали победу, но успех грозил обернуться неудачей. Когда поредевшие полки укрылись в «гуляй-городе», запасы продовольствия у них быстро иссякли, и в армии «учал быти голод людям и лошадем великой».

    После двухдневного затишья Девлет-Гирей 2 августа возобновил штурм «гуляй-города», направив к нему все свои конные и пешие полки. Атакой руководили ханские сыновья, получившие приказ во что бы то ни стало «выбить» у русских Дивей-мурзу. Невзирая на потери, татары упорно пытались опрокинуть неустойчивые стены «гуляй-города», «изымалися у города за стену руками, и тут многих татар побили и руки пообсекли бесчисленно много». К концу дня, когда натиск татар начал ослабевать, русские предприняли смелый маневр, который и решил исход сражения. Воевода Михаил Воротынский с полками покинул «гуляй-город» и, продвигаясь по дну лощины позади укреплений, скрытно вышел в тыл татарам.
    Оборона «гуляй-города» была поручена князю Дмитрию Хворостинину, в распоряжение которого поступили вся артиллерия и немногочисленный отряд немецких наемников.

    По условленному сигналу Хворостинин дал залп изо всех орудий, затем «вылез» из крепости и напал на врага. В тот же самый момент с тыла на татар обрушились полки Воротынского. Татары не выдержали внезапного удара и бросились бежать.
    Множество их было перебито и взято в плен. В числе убитых были сын хана Девлет-Гирея и его внук. В руки воевод попало много знатных крымских и ногайских мурз.
    На другой день после победы русские продолжали преследование неприятеля и разгромили арьергарды, оставленные ханом на Оке и насчитывающие до 5000 всадников. Согласно укоренившейся традиции, славу победы над татарами всецело приписывают главному воеводе князю Михаилу Воротынскому. Курбский хвалил его, но в сдержанных выражениях: «Муж крепки и мужественой, в полкоустроениях зело искусни». Князь отличился под стенами Казани, но крупных самостоятельных побед у него не было. Назначение Воротынского главнокомандующим связано было прежде всего с местническими законами — знатностью воеводы. Подлинным героем сражения при Молодях, кажется, был молодой опричный воевода князь Дмитрий Хворостинин, формально занимавший пост второго воеводы передового полка. На его исключительные заслуги в войнах с татарами указывал осведомленный современник Джильс Флетчер. За два года до битвы при Молодях Хворостинин нанес сильное поражение крымцам под Рязанью. Но в полной мере его военный талант раскрылся во время войны с татарами в 1572 г. Именно Хворостинин разгромил татарские арьергарды 28 июля, а затем принял на себя командование «гуляй-городом» во время решающего сражения 2 августа.
    Сражение при Молодях 1572 г. относится к числу значительнейших событий военной истории XVI в. Разгромив в открытом поле татарскую орду, Русь нанесла сокрушительный удар по военному могуществу Крыма. Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 г. и разгром Крымской орды под Москвой в 1572 г. положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе.
    Победа объединенной земско-опричной армии над татарами была блестящей.

    При создании поста были использованы фото военно-исторической реконструкции Фестиваль «Молодинская битва»

    Молоди, в 50 вёрстах к югу от Москвы

    Решительная победа русского войска

    Противники

    Противники

    Хан Девлет I Гирей

    Михаил Воротынский Иван Шереметев Дмитрий Хворостинин

    Силы сторон

    Около 40 тысяч 120 тысяч

    Около 20 тысяч стрельцов, казаков, дворянской конницы и служилых ливонских немцев

    Военные потери

    около 15 тысяч погибли в битве, около 12 тысяч утонуло в Оке 100 тысяч

    Неизвестно.

    Или Молодинская битва - крупное сражение, произошедшее между 29 июля и 2 августа 1572 года в 50 вёрстах южнее Москвы, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством воеводы князя Михаила Воротынского и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая помимо собственно крымских войск турецкие и ногайские отряды. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство, 40-тысячная крымская армия была обращена в бегство и почти полностью перебита.

    По своему значению битва при Молодях сопоставима с Куликовской и другими ключевыми битвами в российской истории. Победа в битве позволила России сохранить независимость и стала поворотной точкой в противостоянии Московского государства и Крымского ханства, которое отказалось от притязаний на Казанское и Астраханское ханства и впредь потеряло бо́льшую часть своей мощи.

    С 2009 года на месте событий проводится реконструкторский фестиваль, приуроченный к годовщине сражения.

    Политическая ситуация

    Экспансия Московской Руси

    В 1552 году русское войско взяло Казань, а четыре года спустя, в стремлении получить выход на Каспий, удалось завоевание Астраханского ханства. Оба этих события вызвали весьма негативную реакцию в тюркском мире, так как павшие ханства были союзниками османского султана и его крымского вассала. Кроме того, для Московского государства открывались новые просторы для политической и торговой экспансии на юг и на восток, а кольцо враждебно настроенных мусульманских ханств, стеснявших Русь несколько столетий, было разорвано. Не замедлили последовать предложения подданства со стороны горских и черкесских князей, а Сибирское ханство признало себя данником Москвы.

    Такое развитие событий весьма беспокоило Османскую империю и Крымское ханство. Набеговое хозяйство, составлявшее бо́льшую часть экономики Крымского государства, по мере укрепления Московской Руси оказывалось под угрозой. Султана беспокоили перспективы остановки поставок невольников и добычи из южнорусских степей, а также безопасность крымских вассалов. Целью османской и крымской политики стало возвращение Поволжья в орбиту османских интересов и восстановление былого кольца вокруг Московской Руси.

    Ливонская война

    Ободрённый успехом в выходе на Каспий, Иван Грозный был намерен завоевать выход к Балтийскому морю, так как изоляция Московского государства была во многом обусловлена его географической отстранённостью от основных торговых путей и многовековым отсутствием выхода к морю. В 1558 году началась Ливонская война против Ливонской конфедерации, к которой позднее присоединились Швеция, Великое княжество Литовское и Польша. Поначалу события развивались благополучно для Москвы: под ударами войск князей Серебряного, Курбского, Адашева в 1561 году Ливонская конфедерация была разгромлена, большая часть Прибалтики оказалась под русским контролем, был отвоёван древний русский город Полоцк, в котором находилась одна из древнейших православных епархий.

    Вскоре, однако, удача сменилась рядом поражений. В 1569 году в результате Люблинской унии положение Московского государства осложнилось, так как ему нужно было противостоять возросшей силе соперников. Пользуясь пребыванием большей части русского войска в Прибалтике, и накаляющейся внутренней обстановкой, связанной с введением опричнины, крымский хан совершал многочисленные набеги на южные рубежи московских земель, в том числе безуспешный поход на Астрахань.

    Крымский набег на Москву в 1571

    Песня о нашествии крымских
    татар на Русь в 1572 году

    А не силная туча затучилася,
    а не силнии громы грянули:
    куде едет собака крымской царь?

    А ко силнему царству Московскому:
    «А нынечи мы поедем к каменной Москве,
    а назад мы поидем, Резань возмем».

    А как будут оне у Оки-реки,
    а тут оне станут белы шатры роставливать.
    «А думайте вы думу с цела ума:

    Кому у нас сидеть в каменной Москве,
    а кому у нас во Володимере,
    а кому у нас сидеть в Суздале,

    А кому у нас держать Резань Старая,
    а кому у нас в Звенигороде,
    а кому у нас сидеть в Новегороде?»

    Выходить Диви-Мурза сын Уланович:
    «А еси государь наш, крымской царь!
    А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,
    А сыну твоему в Володимере,

    А племнику твоему в Суздале,
    а сродичю в Звенигороде,
    а боярину конюшему держать Резань Старая,

    А меня, государь, пожалуй Новым городом:
    у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,
    Диви-Мурза сын Уланович».

    Прокличет с небес господен глас:
    «Ино еси, собака, крымской царь!
    То ли тобе царство не сведомо?

    А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
    опришенно Трех святителей,
    еще есть на Москве православной царь!»

    Побежал еси, собака, крымской царь,
    не путем еси, не дорогою,
    не по знамени, не по черному!

    (Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619-1620 годах)

    С поддержкой Османской империи и в согласовании с новообразованной Речью Посполитой крымский хан Девлет Гирей в мае 1571 года 40-тысячной армией совершил опустошительный поход на русские земли. Обойдя с помощью перебежчиков засечные линии на южных окраинах Русского царства (цепь укреплений, называемых «поясом Пресвятой Богородицы»), он дошёл до Москвы и подпалил её пригороды. Построенный главным образом из дерева город почти полностью сгорел, за исключением каменного кремля. Количество жертв и уведённых в плен определить весьма трудно, но, по оценкам различных историков, оно исчисляется десятками тысяч. После пожара Москвы, Иван IV, уехавший до этого из города, предложил вернуть Астраханское ханство и был уже практически готов на переговоры о возврате Казани, а также срыл укрепления на Северном Кавказе.

    Однако Девлет Гирей был уверен, что Русь уже не оправится от такого удара и сама сможет стать лёгкой добычей, к тому же в её пределах царили голод и эпидемия чумы. По его мнению, по ней оставалось только нанести последний удар. Весь год после похода на Москву он занимался составлением новой, гораздо более крупной армии. Активную поддержку оказала Османская империя, предоставившая ему несколько тысяч воинов, в том числе отборных янычар. Из крымских татар и ногайцев ему удалось собрать около 40 тысяч человек. Владея огромным по тем временам войском, Девлет Гирей двинулся на Москву. Крымский хан неоднократно заявлял, что «едет в Москву на царство ». Земли Московской Руси были уже заранее поделены между крымскими мурзами. Вторжение крымского войска, как и завоевательные походы Батыя, поставило острый вопрос о существовании независимого Русского государства.

    В преддверии битвы

    Главой пограничной стражи в Коломне и Серпухове, составлявшей всего 20 тысяч воинов, был князь Михаил Воротынский. Под его началом были объединены опричные и земские войска. Кроме них к силам Воротынского примкнул посланный царём отряд из 7 тысяч немецких наёмников, а также донские казаки. Прибыл нанятый отряд из тысячи «каневских черкасс», то есть украинских казаков. От царя Воротынскому поступил наказ, как вести себя на случай двух вариантов развития событий. На случай, если Девлет Гирей двинется на Москву и будет искать сражения со всем русским войском, воевода был обязан перекрыть хану старый Муравский шлях и спешить к реке Жиздре. Если же станет очевидно, что крымцы заинтересованы в традиционном быстром налёте, грабеже и столь же быстром отходе, Воротынскому предстояло устраивать засады и организовывать «партизанские» действия. Сам Иван Грозный, как и в прошлом году, покинул Москву, на этот раз в сторону Великого Новгорода.

    В этот раз поход хана был несравнимо более серьёзным, чем обычный набег. 27 июля крымско-турецкое войско подошло к Оке и стало переправляться через неё в двух местах - у впадения в неё реки Лопасни по Сенькиному броду, и выше Серпухова по течению. Первое место переправы охранял небольшой сторожевой полк «детей боярских» под командованием Ивана Шуйского, состоявший всего из 200 воинов. На него обрушился многотысячный ногайский авангард крымско-турецкого войска под командованием Теребердей-мурзы. Отряд не обратился в бегство, а вступил в неравный бой, но был рассеян, успев, однако, нанести большой урон крымцам. После этого отряд Теребердей-мурзы достиг окрестностей современного Подольска у реки Пахры и, перерезав все дороги, ведущие в Москву, остановился в ожидании главных сил.

    Основные позиции русских войск, усиленные гуляй-городом, находились у Серпухова. Гуляй-город представлял собой щиты в полбревна размером со стену сруба, укреплённые на телегах, с бойницами для стрельбы и составленные кругом или в линию. Русские воины были вооружены пищалями и пушками. Для отвлечения Девлет Гирей послал против Серпухова двухтысячный отряд, сам же с основными силами переправился через Оку в более отдалённом месте у села Дракино, где столкнулся с полком воеводы Никиты Романовича Одоевского, который в тяжелейшем сражении был разгромлен. После этого, основное войско двинулось на Москву, а Воротынский, сняв войска с береговых позиций, двинулся ему вдогонку. Это была рискованная тактика, так как вся надежда возлагалась на то, что «вцепившись в хвост» крымской армии, русские заставят хана развернуться для сражения и не идти на беззащитную Москву. Однако альтернативой было обгонять хана по боковому пути, что имело мало шансов на успех. К тому же был опыт предыдущего года, когда воевода Иван Бельский успел прибыть в Москву до крымцев, однако не смог предотвратить её поджога.

    Состав русской армии

    Согласно полковой росписи «берегового» полка князя Михаила Воротынского, русская армия имела в своем составе:

    Воеводский полк

    Численность

    Большой полк:

    • Полк князя Михаила Воротынского
    • Полк Ивана Васильевича Шереметева
    • К полку приданы из украинных городов:
      • Полк Андрея Палетцкого из Дедилова
      • Полк князя Юрия Курлятева из Донкова
      • Люди «митрополита и... владык»
    • Стрельцы Осипа Исупова и Михаила Ржевского
    • Наёмные казаки Юрия Булгакова и Ивана Фустова
    • Служилые немцы и казаки

    Всего: 8255 человек и казаки Михаила Черкашенина

    Полк Правой руки:

    • Полк князя Никиты Романовича Одоевского
    • Полк Фёдора Васильевича Шереметева
    • Полк князя Григория Долгорукова
    • Стрельцы
    • Казаки

    Всего: 3590

    Передовой полк:

    • Полк князя Андрея Петровича Хованского
    • Полк князя Дмитрия Ивановича Хворостинина
    • Полк князя Михаила Лыкова
    • Смоленские, Рязанские и Епифанские стрельцы
    • Казаки
    • «Вятчане в струзех на реки»

    Всего: 4475

    Сторожевой полк:

    • Полк князя Ивана Петровича Шуйского
    • Полк Василия Ивановича Умного-Колычева
    • Полк князя Андрея Васильевича Репнина
    • Полк Петра Ивановича Хворостинина
    • Казаки

    Всего: 4670

    Всего: 20 034 человека
    и казаки Михаила Черкашенина при Большом полку

    Ход битвы

    Крымское войско изрядно растянулось и в то время как его передовые части достигли реки Пахры, арьергард лишь подходил к селу Молоди, расположенному в 15 километрах от неё. Именно здесь он был настигнут передовым отрядом русских войск под руководством молодого опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина. Вспыхнул яростный бой, в результате которого крымский арьергард был практически уничтожен. Это произошло 29 июля.

    После этого произошло то, на что надеялся Воротынский. Узнав о разгроме арьергарда и опасаясь за свой тыл, Девлет Гирей развернул своё войско. К этому времени уже был развёрнут гуляй-город вблизи Молодей в удобном месте, расположенном на холме и прикрытом рекой Рожаей. Отряд Хворостинина оказался один на один со всей крымской армией, но, правильно оценив обстановку, молодой воевода не растерялся и мнимым отступлением заманил противника к гуляй-городу. Быстрым маневром вправо уведя своих воинов в сторону, подвёл врага под убийственный артиллерийско-пищальный огонь - «многих татар побили ». В гуляй-городе находился большой полк под командованием самого Воротынского, а также подоспевшие казаки атамана Черкашенина. Началась затяжная битва, к которой крымское войско было не готово. В одной из безуспешных атак на гуляй-город был убит Теребердей-мурза.

    После ряда небольших стычек 31 июля Девлет Гирей начал решающий штурм гуляй-города, но он был отбит. Его войско понесло большие потери, в том числе был взят в плен советник крымского хана Дивей-мурза. В результате крупных потерь крымцы отступили. На следующий день атаки прекратились, но положение осаждённых было критическим - в укреплении находилось огромное число раненых, кончалась вода.

    2 августа Девлет Гирей вновь послал своё войско на штурм. В тяжёлой борьбе погибли до 3 тысяч русских стрельцов, защищавших подножие холма у Рожайки, понесла серьёзные потери и русская конница, оборонявшая фланги. Но приступ был отбит - крымская конница не смогла взять укреплённую позицию. В бою был убит ногайский хан, погибли трое мурз. И тогда крымский хан принял неожиданное решение - он приказал коннице спешиться и атаковать гуляй-город в пешем строю совместно с янычарами. Лезущие крымцы и османцы устилали холм трупами, а хан бросал всё новые силы. Подступив к дощатым стенам гуляй-города, нападавшие рубили их саблями, расшатывали руками, силясь перелезть или повалить, «и тут много татар побили и руки поотсекли бесчисленно много». Уже под вечер, воспользовавшись тем, что враг сосредоточился на одной стороне холма и увлёкся атаками, Воротынский предпринял смелый манёвр. Дождавшись, когда главные силы крымцев и янычар втянутся в кровавую схватку за гуляй-город, он незаметно вывел большой полк из укрепления, провёл его лощиной и ударил в тыл крымцам. Одновременно, сопровождаемые мощными залпами пушек, из-за стен гуляй-города сделали вылазку и воины Хворостинина. Не выдержав двойного удара, крымцы и турки побежали, бросая оружие, обозы и имущество. Потери были огромны - погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Девлета Гирея. Множество высших крымских сановников попало в плен.

    Во время преследования пеших крымцев до переправы через Оку было перебито большинство бежавших, а также ещё один 5-тысячный крымский арьергард, оставленный на охрану переправы. В Крым возвратилось не более 10 тысяч воинов.

    Как сообщала Новгородская летопись:

    Да того месяца Августа 6 в среду, государю радость, привезли в Новгород Крымскаго лукы да дви сабли да саадачкы стрелами… а приехал царь Крымской к Москве, а с ним были его 100 тысяч и двадцать, да сын его царевич, да внук его, да дядя его, да воевода Дивий мурза - и пособи бог нашим воеводам Московским над Крымскою силою царя, князю Михайлу Ивановичю Воротынскому и иным воеводам Московским государевым, и Крымской царь побежал от них невирно, не путми не дорогами, в мале дружине; а наши воеводы силы у Крымскаго царя убили 100 тысяч на Рожай на речкы, под Воскресеньем в Молодях, на Лопасте, в Хотинском уезде, было дело князю Михайлу Ивановичю Воротынскому, с Крымским царем и его воеводами… а было дело от Москвы за пятдесят верст.

    Последствия битвы

    После безуспешного похода против Русского царства, Крым лишился почти всего боеспособного мужского населения, так как по обычаям почти все боеспособные мужчины были обязаны участвовать в походах хана. В целом, сражение при селе Молоди стало поворотной точкой в противостоянии Московской Руси и Крымского ханства и последней крупной битвой Руси со Степью. В результате битвы была подорвана военная мощь Крымского ханства, столь долго угрожавшего русским землям. Османская империя была вынуждена отказаться от планов вернуть среднее и нижнее Поволжье в сферу своих интересов и они были закреплены за Русью.

    Разорённая предыдущими крымскими набегами 1566-1571 гг. и стихийными бедствиями конца 1560-х гг., внутренним террором царской опричнины, воюющая на два фронта Московская Русь смогла выстоять и сохранить свою независимость в крайне критической ситуации.

    На Дону и Десне пограничные укрепления были отодвинуты на юг на 300 километров, непродолжительное время спустя были заложены Воронеж и новая крепость в Ельце - началось освоение богатых чернозёмных земель, ранее принадлежавших к Дикому полю.

    По некоторым данным через 10 месяцев после сражения Михаил Иванович Воротынский умер после пыток, в которых принимал участие Иван Васильевич Грозный, однако данный факт остается неподтвержденным (при этом имя Воротынского не упоминается в "Синодике опальных", к тому же на одном из документов 1574 года стоит подпись князя).

    Серьёзные исследования на тему битвы при Молодях начали предприниматься только в конце XX века.