Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Переносит читателя в XVI век, во времена неограниченной власти Грозного. Главными героями поэмы являются купец Калашников и опричник Кирибеевич, а вовсе не царь. Писатель поднял тему достоинства и чести. Произведение заставляет читателя задуматься о таких важных вопросах, как свобода, права человека, причины насилия и произвола, способы защитить себя и своих родных.

Описание опричника Кирибеевича

Калашникова и Кирибеевича дает представление о главных героях поэмы. Опричник обладал богатырской силой, он был храбрым, прекрасно показывал себя в боях, поэтому пользовался благосклонностью царя. Кирибеевич очень тонко чувствовал окружающую красоту, умел ею наслаждаться и восхищаться, поэтому мимо его взора не могла пройти красавица-жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Женщина сразу покорила сердце бравого опричника, при одном ее виде тот терял остатки самообладания, ноги подкашивались, а в голове стоял туман.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича позволяет читателю составить образ народного любимца и человека, наделенного властью. Опричник чувствовал свою безнаказанность, поэтому, переступив через все нравственные законы, начал приставать к Алене Дмитриевне. Ему невдомек, что его дерзкие поцелуи не нравятся женщине, что своими действиями Кирибеевич позорит семью Калашниковых. Опричник не готов был получить отказ от Алены Дмитриевны и вызов на поединок от ее мужа.

Противостояние купца и опричника

Никто в городе, даже царь, не знал истинной причины, почему решили драться Кирибеевич и Калашников. Опричник, несомненно, превосходил по силе купца. Простому человека из народа нечего было и мечтать побороть профессионального воина, постоянно участвующего в кулачных боях. Но моральные законы были на стороне Калашникова, и Кирибеевич это прекрасно понимал. Уверенность в своих силах опричника сильно ослабла после слов купца о том, что он будет биться до последнего вздоха.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича показывает, что человек, осознающий собственную правоту, может победить любого. Опричник утратил на честном и открытом поединке самообладание, поэтому погиб от руки противника. Купец превыше всего ставит правду и честь, то есть моральные законы народа. Это железная натура, которая способна постоять за честь своей семьи. Для него лучше смерть, нежели бесчестие.

Казнь Степана Калашникова

Купец не пожелал признаться в истинной причине поединка, выбрав в качестве расплаты за смерть лучшего царского опричника казнь. Иван Грозный был жестоким, но и по-своему справедливым. Если бы он знал, из-за чего произошла драка, он бы помиловал Степана. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича показывает, что сохранение достоинства в понимании народа приходит в противоречие с социальными условиями. Лермонтов всегда утверждал, что формировать свойства нужно лишь на народной почве.

План
Введение
Качества, которые легли в основу понимания русского национального характера.
Основная часть
Особый семейный уклад в доме купца Калашникова.
Купец Калашников - носитель чести.
Жизненные и нравственные принципы Калашникова.
Заключение
Калашников - защитник рода, семьи.
Под русским национальным характером понимаем такие качества, свойственные русскому человеку, как смелость, решительность, любовь к родине и родной семье, чувство собственного достоинства, честность. Самоотверженность, отсутствие раболепия перед вышестоящими людьми. Этими всеми свойствами характера и обладает главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова - купец Калашников.
Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под ее присмотром. Он верующий человек, живущий по общепринятым законам. Купец Калашников - носитель чести, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
В сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кири- беевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключительная «Песня» поэмы, где изображена «безымянная могилка», придала подвигу Калашникова, который не побоялся открыто выступить «за святую правду- Матушку», народное значение. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи- в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.
Перед кулачным боем Калашников кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому», это ещё раз говорит о нём, как о человеке достойном, нравственно чистом.

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  • Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  • Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  • Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  • Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  • Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  • Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  • Почему «Песня про царя Ивана Васильеви-ча…» обычно называют поэмой?
  • Поэма — один из жанров лиро-эпиче-ского рода литературы, стихотворное сю-жетное повествование. В основе лириче-ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови-ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  • Как вы объясните такое длинное и обсто-ятельное название этого произведения?
  • В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока-зывает влияние этих персонажей на судь-бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз-ни, характерные для российского купече-ства.

  • В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  • Иван Грозный воплощает идею деспо-тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве-щенным» государем Николаем I. Столк-новение Кирибеевича и Калашникова вы-ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част-ного человека и всей государственной ма-шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид-чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво-ленности приближенных царя.

  • Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи-лог?
  • Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Своеобразной экспозицией можно на-звать зачин поэмы.

  • Как проявилась в поэме связь с фолькло-ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую-щие художественные приемы фольклора.
  • Произведение написано в особом жан-ре — песни. Лермонтов стремился при-близить поэму к эпическим фольклор-ным сказаниям. Гусляры играют важней-шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен-ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ-ные.

    Художественная структура поэмы при-ближает ее к произведениям устного на-родного творчества: традиционные эпите-ты (вино сладкое заморское, очи зор-кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру-сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо-дит плавно — будто лебедушка, мол-вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак-сических повторов и прямого и отрица-тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

  • Сравните образ Ивана Грозного в историче-ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  • В народных песнях образ Ивана Грозно-го идеализируется, в них воплотилась ве-ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста-ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер-монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи-талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст-вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа-лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  • Подготовьте чтение наизусть одного из важ-нейших эпизодов поэмы.
  • Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз-говор Калашникова с Иваном Грозным.

  • Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ-но передал атмосферу поэмы?
  • Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро-вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают-ся выразительностью характеристик пер-сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху-дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю-страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре-пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на-чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били-бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов-ке образов произведения Лермонтова.

  • На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру-бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  • Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов-ливают такой выбор.

  • События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
  • Вы знаете, что события этих произведе-ний относятся примерно к одному време-ни — XVI-XVII векам. Но это обсто-ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос-тается общее представление о средневе-ковье с его бытом, нравами, системой от-ношений. Однако ощущение встречи с ге-роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче-ские судьбы и сильные характеры.

  • В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс-того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со-здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  • В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко-торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч-нине, в «Василии Шибанове» — жесто-кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по-казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  • Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  • Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  • Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  • Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  • Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  • Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  • Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе-ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

    Калашников Кирибеевич
    Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын»
    Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником.
    Семейный быт Степан Парамонович был женат на Анне Дмитриевне. Очень любил свою жену, своих детей, родителей и братьев. Кирибеевич не имел семьи, на протяжении всего произведения не было указано ни на родственников, ни на друзей.
    Отношение к вольности действий Купец Степан Калашников был волен в своих чувствах и действиях, подчинялся только канонам религии и наставлениям царя. Кирибеевич не знал, что такое воля. Всю свою жизнь он служит рабом-военным у царя Ивана Грозного.
    Физические характеристики героев Исходя из произведения, Калашников был мужчиной статным, высоким, сильным, широкоплечим. Кирибеевич, как и купец, был очень сильным, имел богатырское телосложение.
    Честь и достоинство Честь и достоинства для Калашникова были святыми вещами.. Хотя поэт не рассказывает об этом в поэме, по тексту видно, что честь и достоинства были все же знакомы Кирибеевичу, ведь он вышел на бой с купцом.
    Как герои относятся к Ивану Грозному Купец, как и большинство высших сословий того времени, уважал царя. Кирибеевич любил и уважал царя, однако не погнушался и обманул его для достижения своей цели.
    Как Иван Грозный оценивал героев Иван IV уважал купца за его речь после боя, пообещал позаботиться о его семье и позволил попрощаться с родными перед смертью. Иван Грозный искренне любил Кирибеевича. В тексте указывается, что царь называл дружинника «лучшим своим воином».
    Человеческие чувства Для купца Степана Парамоновича вся жизнь была понятна и ясна. Он вел себя спокойно, уравновешенно, храбро вышел на поле боя, защищая честь любимой семьи. Кирибеевич был очень одинок в своей безвольной трагичной жизни. Ему хотелось свободы, а единственное светлое чувство он испытал порочно, к замужней даме.
    Желание похвастаться Хвастовство для Калашникова - неприемлемо. Он молча делал свою работу, и так же безмолвно шел на бой. Дружинник Кирибеевич не гнушался хвастовством: он хвастался Анне Дмитриевне, что может сделать для нее все, что угодно, и хвастался перед боем, что может убить любого на своем пути.
    Вера в судьбу Купец Калашников искренне верил, что судьба заранее предрешена, а потому спокойно относился ко всему происходящему, принимая это за должное. Кирибеевич был уверен, что сам является творцом своей судьбы, хотя на деле - не смог избежать даже собственной кончины.
    Окончание жизни героев Калашников погиб на плахе при царском дворе. Был похоронен с почестями, по христианским обычаям. Кирибеевич был убит в бою с купцом. О его погребении М. Ю. Лермонтов не говорит ни слова.

    2 версия таблицы

    Калашников Кирибеевич
    Положение в поэме Степан Парамонович выступил в поэме в качестве положительного, оскорбленного героя. Кирибеевич - отрицательный персонаж. Даже сам автор не дает ему полного имени, а называл его в поэме «басурманским сыном».
    Социальное положение Калашников был купцом, занимался торговлей в собственной лавке. Кирибеевич был дружинником царя Ивана IV, Грозного, служил защитником отечества.
    Отношение к семье Купец был женат, очень любил свою жену, детей и братьев. Для него семья - это самое главное, святое в жизни. Дружинник был одинок. Ничего не знал о собственной семье, родственников не имел. Понимание семьи, как ячейки общества - отсутствует.
    Вольность действий Калашников был вольным, однако следовал законам царя и религии. Вся жизнь Кирибеевича - рабство у Ивана Грозного. Воли не знал, но в душе дружинник мечтал о свободе.
    Физические качества М. Ю. Лермонтов описывает Калашникова, как храброго, сильного, широкоплечего мужчину. Кирибеевич, исходя из описания автора, силен, имеет богатырское телосложение и сильный удар.
    Отношение к чести и достоинству Для Калашникова честь и достоинство - два главных критерия. За защиту оных купец был готов на все, в том числе и на смерть. М. Ю. Лермонтов умалчивает отношение Кирибеевича к этим качествам, однако дружинник вышел на бой, а, следовательно - был готов защищать свою честь.
    Отношение к царю Калашников уважал царя Ивана Грозного, почитал его и готов был держать перед ним ответ. Как могло показаться, Кирибеевич любил Ивана IV, поклонялся ему и честно служил. Однако, дружинник не уважал царя, так как соврал ему насчет Анны Дмитриевны и взял царский перстень ей в подарок.
    Отношение царя к героям В конце поэмы указывается, что Иван Грозный с уважением отнесся к поступку купца, хотя даже не знал толком, из-за чего произошел бой. Кирибеевича царь искренне любил, считал его своим лучшим воином, а потому был готов отомстить за его смерть.
    Человеческие чувства Калашников был спокойным, уравновешенным, любящим мужем и талантливым купцом. Жена его любила, но боялась его немилости. Кирибеевич был одиноким воином, порочно влюбившимся в замужнюю Анну Дмитриевну. В поэме указывается, что он постоянно о чем-то думал, грустил, а но поле боя, при виде купца - немного струсил.
    Хвастовство Как видно из произведения, Калашников не любил хвастаться. Скорее, наоборот: он был готов отдать свою жизнь молча, чтоб только никто не знал про его геройский поступок по отношению к семье. Кирибеевич же, напротив, проявил интерес к хвастовству: он указывал Анне Дмитриевне на то, что может сделать для нее все, что угодно. На поле боя дружинник так же хвастался, что убьет любого, кто встанет у него на пути.
    Отношение к судьбе Калашников был религиозным, а потому верил, что «чему быть, того не миновать». Кирибевич был уверен, что сам является хозяином своей судьбы, несмотря на то, что он был рабом царя и в конечном счете - не смог избежать собственной смерти.
    Завершение жизненного пути Купец Степан Парамонович умер от рук царского палача героем, защищая свое достоинство и честь своей семьи. Похоронен согласно христианским традициям, в могиле с кленовым крестом. Кирибеевич погиб в бою с Калашниковым, от первого же удара купца в висок. И хотя Калашников не рассказал царю, в чем была причина драки, читатель понимает, что Кирибеевич погиб трусом и человеком, которому не знакомо слово «семья». Поэт не рассказывает, где был похоронен дружинник, и был ли погребен вообще.
    • Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца […]
    • Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • «Дума» - одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]