В стратегии развития образования в РФ на период до 2025 года приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными профессиональными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Компетентностная модель выпускника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии.

Модель представляет собой как совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», профессиональным образовательным учреждением ОГАПОУ ШАРТ, имеющим право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии. Модель разработана в соответствии с региональной системой профессионального образования, регионального рынка труда и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся за счет использования вариативной части ФГОС СПО.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей компетентностной модели выпускника используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ – образовательное учреждение;

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНСТИ

3.1. Нормативныесроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводится:

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;

прицепные и навесные устройства;

оборудование животноводческих ферм и комплексов;

механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;

автомобили категории "С";

инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

сырье и сельскохозяйственная продукция;

технологические операции в сельском хозяйстве.

4.3. Обучающийся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.3. Транспортировка грузов.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.

ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.

5.2.3. Транспортировка грузов.

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения ППКРС должна включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль


СТАТЬЯ 68 ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» « Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»






Цель исследования: повышение качества подготовки выпускников Объект исследования: образовательный процесс Предмет исследования: технология подготовки Гипотеза исследования: подготовка выпускника обеспечит формирование его конкурентоспособности, если учесть требования работодателей, технологию подготовки и личностные характеристики в образовательном процессе.


Этапы выполнения работы Анализ рынка труда; Разработка модели выпускника, содержащая требования ФГОС с учетом требований работодателей в виде отличительных компетенций. Модернизация учебных планов и программ по дисциплинам, модулям и практическому обучению Системный мониторинг модели выпускника, содержащий «портфолио», тестирование, анкетирование, самооценку и др.







Модель конкурентных качеств выпускника КМТТ Профессиональные компетенции выпускника (согласно ФГОС по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») Отличительные компетенции выпускника (согласно требованиям работодателей) Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника Способность разрабатывать эскизы новых видов и стилей швейных изделий Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры Способность выполнять новые чертежи базовых конструкций швейных изделий из ранее разработанных. Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции Готовность управлять качеством выпускаемой продукции Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Готовность осуществлять авторский контроль за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Участвовать в работе по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей Готовность самостоятельно проводить работу по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей



Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15393УДК 37.013.46

Утёмов Вячеслав Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Вятскийгосударственный гуманитарный университет», заместитель директора по учебнометодической работе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», г. Киров[email protected]

Компетентностная модель обучения в колледжепри реализации ФГОС среднего профессионального образования

Аннотация.В статье описывается компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена. Предложенная модель прошла успешную апробацию в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011–2015 гг. при прохождении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура».Ключевые слова:федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, компетентность, компетенция, виды профессиональной деятельности, компетентностный подход.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования, ориентированная на освоение знаний, накопленных человечеством, устанавливает естественный предел для развития науки, технологий, познания в целом . Цель современного профессионального образования состоит в том, чтобы будущий профессионал обладал широким набором взаимосвязанных и взаимодействующих качеств, таких как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, стремление к самообразованию, владение новыми технологиями и способами их применения, способностьпринимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям и т. д. Список подобных качеств можно значительно расширить, но важнее выявить нечто общее, что сводит их воедино. Такая системообразующая роль в современном образовании отводится понятию «компетентность».Компетентностный подход мы рассматриваем как объективное явление, вызванное к жизни социальноэкономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Попытка удовлетворить эти требования заставляет обновлять содержание изучаемых дисциплин и вводить новые педагогические технологии, а также новые подходы к реализации основной профессиональной образовательной программы.Однако при наличии почти 70летнего опыта подготовки специалистов среднего звена сферы культуры и искусства в Вятском колледже культуры приемлемым рабочим является понятие «профессиональная компетентность», удачно сочетающееся с внутренним пониманием педагогической цели работы. Профессиональная компетентность–это полнота качеств и способностей работника, обеспечивающая выполнение им действий в соответствии с компетенцией, определяемой требованиями должности.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 2

Согласно действующим ФГОС СПО 3+ для всех направлений подготовки,компетенции подготавливаемых специалистов обобщены через прикладные виды профессиональной деятельности :51.02.01 Народное художественное творчество (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.);51.02.02 Социальнокультурная деятельность (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.);51.02.03 Библиотековедение (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки №1357 от 27 октября 2014 г.);53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.);54.02.08 Техника и искусство фотографии (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.).Поэтому, на наш взгляд, основная образовательная цель при реализации данного подхода с учетом ФГОС СПО –эторазвитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности.Для реализации ФГОС СПО нами разработана компетентностная модель обучения (см. рис. 1).Вид профессиональной деятельности, утвержденный стандартом, является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общихи профессиональных компетенций специалиста. Компетенции,в свою очередь,формируются через этапы: знает (знания), умеет (умения), владеет (опыт).

При реализации образовательной программы знания и умения мы рассматриваем как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном –как результат учебных, производственных практик и исследовательских, в частности курсовых, работ, в рамках которых студенты выполняют прикладное исследование. Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в данной предметной области как за счет усвоения новых знаний и методов извне, так и за счет формирования новых знаний и методов из опыта проявления данной компетентности в практической деятельности после завершения процесса обучения . Создание условий для мотивации к обучению остается первостепенной задачей. Для этого учебный план с первого года обучения должен включать специальные дисциплины. Кроме этого, согласно образовательным стандартам, целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по направлениям подготовки. Так,в колледже сейчас функционируют шестьучебных творческих коллективов, где студенты кроме мотивации к освоению образовательной программыприобретают опыт профессиональной деятельности. Если говорить об объеме времени, отводимого на работу в коллективе, можно сказать, что студент, являясь членом коллектива, в среднем участвует в пятирепетициях в неделю, в 20 концертах и 30 показах в год, а также в достаточном количестве конкурсов и фестивалей в составе коллектива.Уровень мотивации студентов к будущей профессииежегодно отражается в тестировании увлеченности будущей профессией. Так, на 2015 г.увлеченность распределена следующим образом: I курс –60%, II курс –40%, II курс –65%, IVкурс –80%. Падение интереса к профессии в начале IIкурса связано по большейчасти с несоответствием представления о выбранной профессии с реальной, изза фрагментарного понимания профессии и незнания спецификии её содержания. А после Iкурса такое понимание приходит. Такой аудит интереса позволяет вовремя усилить работу по адаптации к получаемой профессии через систему внеурочной деятельности, отраженной в компетентностной модели.

Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 3

Рис. 1. Компетентностная модель обучения при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Образовательная деятельностьколледжа рассматривается нами как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии и мотивации. Интеллектуальная и творческая деятельность в программе подготовки специалистов сферы культуры и искусства переплетены и осуществляютсяв двух направлениях: формированиеи развитиепрофессиональной индивидуализации (субъективизация) в комплексе специальных знаний, уменийи навыков;развитиеи формированиеличности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности. Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 4

Единство субъективизации и социализации создает гармоничное сочетание профессионального и личностного начал в развитии компетентности.Субъективизация проходит через изучение дисциплин, практик, исследовательских работ, а также через работу в учебных творческих коллективах.Социализация реализуется через основания профессиональных модулей. Для этого ежегодно методическим советом колледжа обновляется матрица формируемых компетенций и матрица замеряемых компетенций для понимания целевых ориентиров освоения профессиональных модулей.

Обобщенными профессиональными модулями по направлениям подготовки в колледже являются творческая/технологическая, организационноуправленческая и педагогическая/социальнокультурная деятельность. Каждый модуль содержит производственную практику, содержание междисциплинарных курсов частично усваивается через работу и её осмысление в учебном творческом коллективе и завершается квалификационным экзаменом, результатом которого является готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. На данный момент формой такого экзамена является портфолио достижений (грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, характеристики студентов), проектное портфолио (разработанныйиндивидуальный проект в рамках междисциплинарного курса модуля) и портфолио работ (разработки занятий, разработанные репертуарные планы, доклады, рефераты, анализы произведений, обобщение опыта работы). Анализ представленного портфолио позволяет оценить сформированность каждой выносимой для замера компетенции.Следующим компонентом, учтенным в модели, является рефлексия.

Рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности, являющийся мощным средством самоорганизации познавательной деятельности. Объектрефлексии –непосредственно профессиональные знания, знания о собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Так,во внеурочной деятельности и на практиках студенты после посещения культурнодосуговых учреждений, просмотров концертных и театрализованных программ на занятиях проводят всесторонний анализ мероприятия, позволяющий рефлексировать устойчивые мотивы, способствующие осознанию целей профессиональной деятельности,и стать мотивом для дальнейшего освоения образовательной программы. Таким образом, обучение в рамках профессиональных модулей учитывает описанную в методической литературе зависимость между уровнем развития рефлексии и результативностью профессиональной деятельности. Главное при достижении результативности заключается в поиске для каждого студента оптимальной сложности конкретного задания, для этого дифференцируются темы исследовательских работ, концертные номера, театрализованные представления и прочее. Интеллектуальные результаты за счет творчества и рефлексииобладают свойством саморазвития и саморасширения накопленного опыта. Рефлексия в данном случае не просто играет роль рекурсии в самоприменении некоторого накопленного результата, а проявляется как обращение самой формируемой профессиональной деятельности студента к собственным приемам и знаниямкак к объекту анализасинтеза.Итогосвоения образовательной программы –выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности (хореографический номер, обрядовое действо, театрализованное представление, кинематографический образ, фонограммы музыкальных произведений и т. д.). Выпускная работа является конечной точкой организации учебной исследовательской деятельности студентов на протяжении всех лет обучения в предложенной модели.

Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 5

Таким образом, работа по направлениям «субъективизация» и «профессиональная социализация» позволяет представлять формируемый результат у студента через взаимосвязь общих и профессиональных компетентностей, составляющих требования к выпускнику колледжа. Приэтомформируемые качества и способностичеловека «организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду» (согласно Б. Ф. Ломову, ) (рис. 2).

Рис. 2. Четырехкомпонентная компетентностная модель

В четырехкомпонентной компетентностной модели особый смысл приобретают и ребра пирамиды,и еёвершины, иллюстрирующие парное и тройное взаимодействие компетентностей. Поэтому, например, в образовательной программе предусматриваются виды учебной деятельности, направленные на оформлениеребер пирамиды: выполнение курсовых и учебных исследовательских работ и проектов . За качественное формирование компетентностной пирамиды отвечает следующий компонент модели –система профессионального развития и саморазвития педагога. Этосистема мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, проводимыхв целях овладения педагогами технологиями и методиками учебновоспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форми методов организации, проведения и анализа образовательного процесса. Формирование системы повышения квалификации и самообразования педагогов в колледже ежегодно строится поединой методической теме с обобщением и пропагандой педагогического опыта. Обобщение опыта работы преподавателей проходит в разных формах, отраженных в модели. Благодаря существующей системе методической работы в колледже формируется единое информационное и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода.Таким образом, с учетомежегодно в образовательной программе внутреннихи внешних факторовсуществующий результат обучения позволяет говорить о сформированной компетентности выпускника, позволяющей осуществлять виды профессиональной деятельности.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 6

В качествеперспективы дальнейшего развития описанной модели в системе профессионального образованиямы выделяем работу по реализации замера сформированности компетентности в форме компетентностного профиля, то есть разработку таких заданий, которые показывают, какие составляющие компетентности и в какой степени проявляются при решении данной задачи. При этом каждое решение задачи будет иметь компетентностную структуру (рис. 3).

Рис. 3. Компетентностный профиль решений

Компетентностная структура заданий определяется весовыми коэффициентами формируемых компетентностей. Полученные весовые коэффициенты составляющих компетентностей позволяют построить профиль испытуемого (рис. 4).

Рис. 4. Пример компетентностного профиля выпускника

Данный профиль может быть для нас очень удобным при обновлении реализуемых образовательных программ.

В качестве другой ближайшей задачи для методического оснащения обучения в СПО необходимо заметить, что в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507р, введение ФГОС осуществляется поэтапно (см. рис. 5):ФГОС начального общего образования –с 2011 г.;ФГОС основного общего образования –с 2015 г.;ФГОС среднего общего образования –с 2020 г. Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 7

Если учесть, что для системы общего образования ФГОС стали предписывать образовательные результаты не только предметные, но личностные и метапредметные, т. е. выпускник школы будет обладать «новым» наборомучебных достижений, то и следующая ступень образования (профессиональное) должна быть готова кобучениютакого выпускника с обеспечением преемственности обучения. Поэтому задача адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием должна стать ключевой в методической работе в системе среднего профессионального образования.

Рис. 5. Удельный вес численности обучающихся организаций общего образования, обучающихся по ФГОС (%)

Таким образом, предложенная компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессиональногообразования при подготовке специалистов среднего звена может стать стрежневым элементом организации учебнометодической работы.

Ссылки на источники1.Ярыгин О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научнопедагогических кадров: автореф. дис. ... дра пед. наук. –Тольятти, 2013. –44 с.2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социальнокультурная деятельность (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение утвержден приказом Минобрнауки №1357 от 27 октября 2014 г.5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.7.Ярыгин О. Н.,Коростелев А. А., Денисова О. П., Дмитриев Д. А. Аналитическая деятельность в системе образовательного менеджмента. –Тольятти: Издво ТГУ, 2012. –320 с.8.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –М.: Наука, 1984.–226 с.9.Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Концепт. –2012. –№ 9 (сентябрь).–URL: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm.10.Публичный доклад Министерства образования и науки РФ. Публичная декларация целей и задач, 2015 г. –12 с.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 8

Vyacheslav Utemov, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy,Vyatka State Universityof Humanities, Deputy Director on educational work, Vyatka College of Culture, Kirov [email protected]

Competencebased learning model in College during implementation of the Federal State Educational Standard of secondary vocationaleducation Abstract.The paper describes competencebasedmodel of formation of educational outcomes during the development of Federal State Educational Standards of secondary vocational education in preparing midcareer professionals. The proposed model has been successfully tested in Vyatka College of Culturein 20112015 at thefull course of study of Federal State Educational Standards of secondary vocational education for the major “Artand culture”. Keywords:Federal state educational standards of secondary professional education, competence, competence, professional activities, competence approach.References1.Jarygin,O. N. (2013). Sistema formirovanija kompetentnosti v analiticheskoj dejatel"nosti pri podgotovke nauchnopedagogicheskih kadrov: avtoref. dis. ... dra ped. nauk, Tol"jatti, 44 p.(in Russian).2.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.01 Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki № 1382 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).3.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.02 Social"nokul"turnaja dejatel"nost" (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki №1356 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).4.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.03 Bibliotekovedenie utverzhden prikazom Minobrnauki № 1357 ot 27 oktjabrja 2014g.(in Russian).5.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standartsrednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 53.02.08 Muzykal"noe zvukooperatorskoe masterstvo utverzhden prikazom Minobrnauki № 997 ot 13 avgusta 2014 g.(in Russian).6.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 54.02.08 Tehnika i iskusstvo fotografii utverzhden prikazom Minobrnauki № 1363 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).7.Jarygin,O. N., Korostelev,A. A., Denisova,O. P. & Dmitriev,D. A. (2012). Analiticheskaja dejatel"nost" v sisteme obrazovatel"nogo menedzhmenta,Izdvo TGU, Tol"jatti, 320 p.(in Russian).8.Lomov,B. F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii,Nauka, Moscow,226 p.(in Russian).9.Utjomov,V. V. (2012). “Programmnye sredstvaraboty nad dokumentami pri organizacii samostojatel"noj raboty uchashhihsja”,Koncept, № 9 (sentjabr"). Available at: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm(in Russian).10.Publichnyj doklad Ministerstva obrazovanija i nauki RF. Publichnaja deklaracija celej i zadach, 2015 g., 12 p.(in Russian).

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived25.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.10.15ОпубликованаPublished27.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Утёмов В. В., 2015

Борисова Вера Михайловна

Профессионально-личностная модель выпускника колледжа

Модель выпускника должна содержать в себе элементы профессиональной квалификации и элемент надпрофессиональной квалификации, т.е. коммуникационные навыки, знание иностранного языка, информационные технологии, знание смежных областей деятельности; социальную компетентность (подготовленность), культурную компетентность (подготовленность), способность принимать ответственные решения, управление личной профессиональной карьерой, навыки самообразования, умение работать в команде.

В процессе обучения одной из важных задач является формирование профессионального самосознания студентов, что требует в свою очередь воспитания профессионально значимых качеств личности обучаемого.

Предполагаются следующие качества:

Самоприятие - подтверждение самому себе своей ответственности и закономерности собственного бытия, гармонии и согласия внутренних образов «я», ощущения способности к вхождению в социум, в свое профессиональное будущее;

Рефлексия - умение самоанализировать свои чувства, поступки, продвижение в знаниях, динамику развития личностных качеств: проявлять волю к достижению цели, коррекции развивающихся качеств, умение проявлять интерес к учению и профессиональной деятельности;

Самопознание - способность видеть себя в развитии, определение своих психофизиологических, физических, умственных состояний на данный момент, знание своих потенциальных возможное гей учения, профессиональной деятельности.

Единство личностного и профессионального развития студентов должно являться основой концепции воспитательной деятельности, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала будущего специалиста в профессиональном труде являются направленность, компетентность, дивергентность. Каждая характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, определяющих профессиональную модель выпускника колледжа,

Модель выпускника с позиции профессиональной культуры можно рассматривать как совокупность отдельных блоков личностных качеств, механизм воспитания которых должен основываться на синергии воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов группы.

1 блок - личностные качества профессионального взаимодействия.

Для успешной деятельности в коллективе сработанность более важна, чем взаимная расположенность и симпатия. Но чаще всего приветливость, доброжелательность, искренность вызывают ответную реакцию и удовлетворенно воспринимаются окружающими. Умение считаться с интересами окружающих, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно работать другим людям - фундамент сотрудничества. В общении поведение одного человека может быть мерой поведения другого, и таким образом, может быть ориентировано на определенные нормы культуры. Если говорить о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения, культуре общения и культуре самовыражения, которые в свою очередь выражают нравственные требования общества. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие нравственных качеств: честности, ответственности, обязательности, доброжелательности. Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны, включенной в систему общественных отношений. Поэтому одни из важнейших характеристик личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях.

Задача педагога-воспитателя - установить личностный контакт со студентами, постоянно проявлять интерес к студентам группы. Внимательно выслушивать. По возможности сказать комплимент, в особенности тем студентам, у которых есть проблемы. Разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов и возможностей каждого обучаемого, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны. Содействовать повышению личностной значимости студентов, вовлекая их в различные виды деятельности. Ситуация успеха - взлет для человека, своеобразный скачок на ступень выше в личностном развитии. Тем самым мы сможем сформировать у студента уверенность в себе.

2 блок - личностные качества профессионального роста.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития. Продуктивное становление личности зависит не только от жизнедеятельности человека, но и от благоприятных условий: физическое здоровье и внешние данные. Современному обществу, производству нужны специалисты, способные плодотворно работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, что требует отменного здоровья, физических сил, волевых качеств. Физическое воспитание - незаменимая часть общего воспитания, которая способствует формированию у студентов социально необходимых качеств: решительности, целеустремленности.

Требования к уровню подготовки выпускника включают: общие требования к его образованности, подготовке по специальным дисциплинам, производственной практике. Но при этом необходимо заложить требования, касающиеся личностных и деятельных качеств как порядочность, добросовестность, ответственность, верность, надежность, честность. Знания сами по себе не определяют качество подготовки выпускника. Конкурентоспособный специалист среднего звена - это человек, у которого помимо профессиональных знаний должны быть сформированы и мотивация к качественному труду, и эмоциональная устойчивость к различным ситуациям, и умение управлять своим психическим состоянием.

3 блок - личностные качества творческой профессиональной деятельности.

Знания студента носят системный характер. Он должен свободно владеть научной терминологией, уметь использовать теоретические знания в профессиональной деятельности, уметь осознанно проанализировать любое явление или процесс, сравнивая его с образцом, отстаивая и высказывая свою точку зрения. Результатом обучения в колледже, является готовность студента к самостоятельной профессиональной деятельности, способность проектировать и прогнозировать результаты своей работы, которая носит исключительно творческий характер.

4 блок - личностные качества профессиональной самореализации.

Профессионально-ценностные ориентации личности обусловлены потребностью осознания его значимости для общества. Различные виды деятельности позволяют студенту наиболее полно проявить себя как личность, в соответствии со своими индивидуальными способностями. Возможности самореализации в перспективе профессиональной деятельности зависимы от активизации деятельности студенческих клубов, творческих коллективов, что позволяет усилить мотивацию студентов к участию в общеколледжных мероприятиях, от организации мероприятий по активному подключению студентов к управлению учебным процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем колледжа, проблем успеваемости, посещаемости). В решении этой задачи важную роль играет студенческое самоуправление. Эти условия реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях, которые направлены на умение преодолевать жизненные трудности, умение преподнести себя, самосознание. инициативность, решительность, выносливость, коммуникативность. Разностороннее воспитание является обязательным атрибутом каждого человеческого «я». И от качества воспитания во многом зависит мировоззренческая, культурно-нравственная наполняемость этого «я»,