Одной из ключевых и сложных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей они сохранились и до наших дней. Достаточно последовательно они были разъяснены уже в Древней Греции.

Демокрит (V-VI вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какие они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т.е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Платон (IVв. до н.э.) высказывал другое мнение по данному вопросу. Он утверждал, что люди от природы, от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Проведем краткий анализ теорий развития личности. Посмотрим, чем они сходны и чем отличаются.

Теории развития личности

    Психодинамическая теория

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

    Психоаналитическая теория

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

      Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

      Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

    Индивидуальная теория

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

        чувство неполноценности и компенсация;

        стремление к превосходству;

        стиль жизни;

        творческое «Я»;

        общественный интерес;

        фиктивный финализм.

Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

    из-за дефекта того или иного органа;

    чрезмерной опеке родителей;

    отвержение со стороны родителей.

Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству , выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии. Стиль жизни , с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы.

Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта. Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса.

Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.

    Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

    Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Клиентцентрическое направление Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление

Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.

    Когнитивная теория

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт , отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя. Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.

    Деятельностная теория

Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

    Диспозиционная теория

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии. Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой. У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место такие направления как:

    Биологическое

Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Неудовлетворение естественных потребностей он замещает занятиями каким-либо видом деятельности;

    Социологическое

Представители этого направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.;

    Биосоциальное

Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

    Современное

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни!

Какие же факторы оказывают влияние на развитие личности?

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий личности формально, существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых -- преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа -- сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора, отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории -- это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности -- это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  • 1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
  • 2. Когнитивные стратегии -- способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
  • 3. Ожидания -- оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
  • 4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
  • 5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают

действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» -- это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» -- сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями -- принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» -- это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» -- это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности -- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» -- сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

  • 1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения -- неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
  • 2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
  • 3. Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.
  • 4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».
  • 5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
  • 6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.
  • 7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интерак-ционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я- концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я - концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я - концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я - концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, -- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

  • -- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  • -- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • -- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • -- обладание чувством юмора;
  • -- развитые творческие способности;
  • -- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
  • -- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • -- способность к глубокому пониманию жизни;
  • -- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • -- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
  • -- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
  • -- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
  • -- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
  • -- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • -- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
  • -- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  • -- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
  • -- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос его теории -- что такое самоактуализация? -- А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них -- это своего рода призвание» 1 . Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них -- добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это -- процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонть-ев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено поня- тию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит.«личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизирова-ны), тем богаче сама личность.

Теории формирования личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посред­ством общения индивид получает информацию, кото­рую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.

1. Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оце­нивает себя в соответствии со следующими критери­ями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

2. Теория формирования личности Джорджа Гербер­та Мида . Личность формируется в процессе взаимо­действия с людьми. Этот процесс включает в себя сле­дующие этапы:

а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

3. Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида огра­ничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

4. Психоаналитическая теория Эрика Эриксона . Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

5. Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

6. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. Теория основана на динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни. Формирование определённых взглядов на жизнь, названа внутренней позицией, которая является главной характеристикой личности. Предпосылкой к её развитию, совокупностью ведущих мотивов деятельности. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Основной внутренней характеристикой личности у Леонтьева является мотивационная сфера личности (чем шире и разнообразнее виды деятельности в которые личность включена, чем богаче сама личность)

Лекция 11. Структура личности, ее характеристики

1 . Структура личности Основу личности составляет ее структура.

Структура личности - это относительно устойчивое взаимодействие всех ее сторон как целостного образования.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью элементами:

Гносеологический или познавательный (определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность);

Аксиологический или ценностный (определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями);

творческий (способность к созидательным или разрушительным действиям);

коммуникативный (определяется мерой и формой ее общительности, характером и прочностью контактов);

Художественный (развертывается в творчестве, в профессиональной самодеятельной сферах, и в потреблении произведений искусств).

Психологические характеристики отдельных структурных элементов:

Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенным социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности:

В бытовой - в материальных устремлениях, культурных и эстетических потребностях;

В профессиональной - в стремлении достичь профессиональных высот и привязанности к избранной профессии;

В психологической - в идейных убеждениях, патриотичности, политической зрелости и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности, в том числе от процесса социализации.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, школе, общении с другими людьми и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности. Самосознание личности дает ей возможность выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и самой себе. Самосознание включает:

1. самопознание;

2. самоотношение;

3. саморегуляцию.

В результате самопознания формируется система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе выражается в самоотношении. Эмоциональное отношение человека к себе и знания о себе определяют «образ Я», на основании которого формируется самооценка.

Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Она осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям кон­кретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

2. Социально-психологические характеристики личности К основным социально-психологическим характеристикам личности относят:

1. Ценностно-нормативную систему - стержень структуры личности. На основе системы ценностей у личности формируется система ее установок - психическая готовность действовать определенным образом в соответствующей типовой ситуации. Особенно устойчивы социальные установки, они образуют фонд устойчивых способов взаимодействия с социальными объектами.

2. Направленность личности - совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство, активное целенаправленное поведение личности. Базовые потребности направленности: в персонализации, в самореализации.

3. Я - концепция личности - совокупность представлений о себе, сопряженная с их оценкой.

4. Социальный статус личности - положение человека в обществе; и социальная роль - как человек проявляет свой статус в поведении.

Организм и личность составляют единство: соответствующие компоненты - мотивация, темперамент, способности и характер объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Лекция 12. Понятие «темперамент»

1. Общие сведения о темпераменте

Каждая личность неповторима. Одинаковых людей нет. От природы человек обладает определенными присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различных видах деятельности и в общении. Они остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Темперамент в переводе с латинского - соразмерность, соотношение частей. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5-4 в.в. до н.э.). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей преобладает в организме.

Если преобладает кровь, по латыни «сангвис», то темперамент будет сангвинический. Если преобладает желчь, по латыни «холе», то человек будет холериком. Если преобладает слизь, по латыни «флегма», то темперамент флегматичный. Если преобладает чёрная желчь, по латыни «меланасхоле», то получается меланхолик. Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими, и с которыми связывались представления о темпераменте на протяжении многих столетий.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Позднее появились представления о том, что с этими физиологическими качествами связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять психологические «портреты» представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких «портретов» был античный врач Гален (2 в. до н.э.). Наиболее развернутые психологические характеристики всех четырёх типов темперамента создал немецкий философ Иммануил Кант (1724­1804). У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определённых пределах под воздействием психических состояний и жизненных обстоятельств (социализация личности).

2. Физиологические основы темперамента

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент строгую научную базу на основе изучения высшей нервной деятельности.


Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Тип нервной системы зависит от её свойств. Эти свойства являются врожденными и весьма плохо поддаются изменению. Хотя некоторые корректировки возможны, но о них мы поговорим позже.

Итак, к основным свойствам нервной системы относятся:

1. Сила нервной системы (от неё зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость).

2. Уравновешенность нервных процессов (степень соответствия силы процесса Возбуждения силе процесса Торможения).

3. Подвижность нервных процессов (скорость смены процессов Торможения и Возбуждения).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа ВНД:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный: Живой - сангвинический тип темперамента.

2. Сильный, неуравновешенный, подвижный: Безудержный - холерический тип темперамента.

3. Сильный, уравновешенный, инертный: Спокойный - флегматический тип темперамента.

4. Слабый, неуравновешенный, малоподвижный: Слабый - меланхолический тип темперамента.

Нельзя делить типы ВНД и соответствующие им типы темперамента на хорошие и плохие. Каждый из них обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Психологические исследования и педагогическая практика, да и в целом жизнь показывают, что темперамент несколько изменяется (корректируется) под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент весьма успешно может корректироваться под влиянием самовоспитания.

Некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Например, так поступал А.М.Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А.М.Горький старался быть беспристрастным и спокойным.

Надо иметь в виду, что чистых типов темперамента не существует. Между четырьмя основными располагаются до 16 промежуточных форм. У каждого конкретного человека существует один ведущий тип темперамента, иногда два.

3. Характерологические особенности темперамента

Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении" людей. Рассмотрим характерологические особенности четырёх типов темперамента.

Сангвиник. Человек сангвинического типа темперамента способен быстро схватывать новое, общителен, контактен. Легко переживает неприятности, неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. Иногда такой человек не доводит начатое дело до конца. Умеет сохранять самообладание, склонен к остроумию. Речь живая, быстрая, мимика разнообразная. Настроение, как поспешность в решениях, склонен переоценивать свои возможности. Может появиться легкомысленное отношение к своим обязанностям. Любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегает однообразия, шаблонных методов в работе. У сангвиника хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности. Сангвиниками были: Герцен, Лермонтов, Наполеон.

Флегматик. Человек флегматического типа темперамента последователен, обстоятелен в делах, сдержан. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Всегда способен начатое дело доводить до конца. Рассудителен, стремится к системе в работе. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Внешне чувства проявляются слабо. Скуп на слова. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность. Редко проявляет инициативу. У такого человека восприимчивость к одобрению и порицанию слабая. К новой обстановке приспосабливается с трудом. Некоторые флегматики отличаются безразличием к чужому горю, сухостью и равнодушием. Флегматиками были: Кутузов, Крылов.

Холерик. Человек этого типа темперамента решителен, инициативен в деятельности. Может брать на себя ответственность в той или иной ситуации. Настойчив в достижении цели, способен быстро действовать. Холерику присуща резкая смена настроений. В отношениях с людьми ^ямолинеен,. резок, вспыльчив, невыдержан; иногда агрессивен. Движения быстрые и резкие. Склонен к необдуманным поступкам. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать серьёзность препятствий на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холерика мало подходит. Больше всего им подходит работа, требующая немедленного исполнения. Холериками были: Ленин, Суворов, Пётр-I, Пушкин.

Меланхолик. Люди этого типа предъявляют высокие требования к себе, они тактичны, мягки, отзывчивы, отличаются высокой степенью соучастия чужому горю. Чуткие, повышенно впечатлительные, отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Слабый раздражитель субъективно может переживаться им как сильный, то есть по незначительному поводу он склонен к сильному внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Движения робкие и настороженные. Большое значение придает мелочам. Склонен к внутренним переживаниям.

Восприимчив к одобрению и порицанию. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Для них свойственна чрезмерная обидчивость, мнительность. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать серьёзность препятствий. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Меланхоликами были: Чайковский, Левитан, Гоголь.

Итак, каждый тип темперамента по-своему хорош, в определённых условиях проявляет свои лучшие качества. В общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Лекция 13. Понятие «характер»

1. Общие сведения о характере

В переводе с греческого характер - это чеканка, примета. Действительно, характер это особенные приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, ЧТО он делает, но и тем КАК он это делает. Действуя на основе общих интересов, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своём поведении и поступках не одинаковое, порой диаметрально противоположные индивидуальные особенности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жёстким, нетерпимым человеком, весёлым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым.

Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, и с точки зрения человека, всегда оправданы. В группах высокого уровня развития (в коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Формирование этих черт идёт наиболее интенсивно, если такая группа для человека является референтной.

В социальной группе человек всегда выступает во взаимодействие с людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Зная характер человека можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, и направлять его поведение.

2. Структура характера

В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера. Структура характера - это закономерная зависимость между его чертами. Черты характера делятся на следующие группы:

1) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учёбе, знакомым и малознакомым и др.): гуманность, отзывчивость, честность, доброта, скрытность, чуткость, конфликтность, мелочность, неуживчивость, вежливость, покладистость, уважение, тактичность.

2) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе:

самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность, скромность, самокритичность или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм, гордость, застенчивость, робость.

3) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к делу (труду):

трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициативность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, безответственность, пассивность, небрежность.

4) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам:

аккуратность, бережливость, расточительность.

5) волевые черты характера - хребет характера. Чем больше волевых черт в характере, тем он более сильный.

В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Цельность характера не может полностью исключить его противоречивости. Иногда доброта вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с ответственностью. Черты характера не могут быть приравнены к убеждениям, взглядам на жизнь. Один добродушный человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой добродушный человек не побрезгует никакими нечистоплотными средствами для достижения целей. Структура личности по Петровскому А.В.:

1. личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.

2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.

3. личность оказывает воздействие на других людей.

3. Акцентуации характера

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции). Однако, сведение акцентуации к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по наименованиям у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера:

Интровертный тип характера;

Экстравертный тип;

Неуправляемый тип;

Неврастенический тип акцентуации характера;

Сензитивный тип;

Демонстрационный тип акцентуации характера.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Наибольшей результативностью коррекционного воздействия при акцентуациях имеет процесс самовоспитания, основанный на глубокой самостоятельной проработке имеющихся проблем в поведении и контактах с окружающими.

Теперь, когда мы получили общее представление о движущих силах социализации, рассмотрим, как происходит этот процесс на индивидуальном уровне. Начнем с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода, обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Потеря конечности может вызвать у человека постоянную тревогу; преждевременная смерть одного из родителей порой вселяет боязнь полюбить кого-нибудь вновь из-за опасения еще раз потерять любимого человека. Другим важным аспектом формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, окружающей среды, индивидуального опыта и культуры - происходит формирование неповторимой личности.

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

  • 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу)
  • 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
  • 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.

Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может "помогать" родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.

Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Например, "Я - сам" реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. "Я - сам" знаю, что люди считают "Я - меня" справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот - не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию - подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии (Элкинд, 1968).

Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог- Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнетивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно". Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой-стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.

Чтобы ответить на вопрос, почему и как происходит развитие, следует, прежде всего, ответить на вопрос, что мы понимаем под развитием как таковым. В обыденном использовании это слово у нас, безусловно, ассоциируется с совершенствованием, но в научном контексте, содержание более многозначно. Например, мы говорим: «процесс деградации развивается». Что же мы вкладываем в это? О чем говорим? Естественно, совершенствованием такое не назовешь. Поэтому и рассмотрение процесса развития человека, требует некоторых изначальных уточнений.

Остановимся на одном из таких условий, которое само по себе представляет одну из теорий, а вернее - метатеорию, рассматривающую человека в качестве объекта материально-духовной природы Вселенной. Сегодня эта проблема является предметом сциентологического исследования, по причине того, что никакая отдельно взятая наука современности не может дать исчерпывающих ответов на вопросы человеческой эволюции.

Если же мы ограничим рамки рассмотрения вопроса проблемами традиционного, социологическо-психологического предметного поля, то следует иметь ввиду, что в этом смысле мы будем иметь дело с анализом чего-либо (индивида, в данном случае), изначально существующего в определенном начальном состоянии.

На сегодняшний день наиболее популярны теории развития личности (или же концептуальные точки зрения, обобщающие несколько теорий), которые весьма противоречивы и, к тому же, недостаточно разработаны. Эта неразработанность объясняется тем, что все они представляют собой, по словам одного из самых известных исследователей данной проблемы, А. Маслоу, «абстракции высшего уровня».

Назовем и рассмотрим некоторые из них.

Психосексуальная теория развития человека (З. Фрейд), в качестве доминирующих факторов, определяющих особо выделяет такие как влечение, эмоциональный комплекс и особенности полоролевого поведения индивида. При этом З.Фрейд и его последователи выделяют пять основных стадий развития личности.

В такой теории развития личности, как психосоциальный анализ, ее авторы (Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин), в отличие от З.Фрейда, доминантой развития видят социальный аспект. Господствующими факторами этого процесса являются социально-исторические и культурно-духовные аспекты. Так, по Эриксону, каждый связан с преодолением определенного конфликта, природа которого зависит от возраста, внешних причин и многих других мотивов. Например, школьные конфликты, как правило, часто сводятся к преодолению противоречий, которые возникают у подростка между чувством неполноценности и трудолюбием, пониманием принципов свободы и непониманием роли моральных критериев поведения, ограничивающих эту свободы и т.д.

В теории развития личности известного французского психолога и педагога Ж. Пиаже главным критерием развития определяется интеллектуальная, познавательная сфера, поэтому и концепция Ж. Пиаже получила наименование когнитивной. Особую известность эта теория приобрела во время научной полемики с выдающимся советским педологом Л. Выготским. Предметом дискуссии был вопрос о первичности и вторичности развития и образования. По мнению Ж. Пиаже, каждая возрастная стадия содержит некие ограничительные пределы развития познавательного потенциала человека.

Выготский же и его последователи - П.П. Блонский и - в рамках деятельностной теории развития личности утверждали, что таковые пределы практически преодолимы при помощи внешних факторов, каковыми могут выступать в первую очередь воспитание и образование.

Л. Кольберг, на основе взглядов Ж. Пиаже, обосновал теорию развития, основными критериями в которой выступают показатели нравственного характера. При этом утверждается, что между интеллектуальным и нравственным существует прямая зависимость. В этом смысле выделяются предконвенциональный и постконвенциональный этапы развития личности, которое, по мнению представителей данного учения, завершается к 25 годам.

Бихевиористическая, или поведенческая доктрина (Л. Кольберг), рассматривает развитие личности как перманентный процесс увеличения и расширения ее ролевого набора, которое достигается обучением.

Гуманистическая теория (К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривает человека как самоцель развития человечества в целом. По их мнению, очень сложно установить какие-либо закономерности в динамике такого сложного феномена, каковым является человек, личность. Поэтому он (человек) представляет собой самоценное, развивающееся по собственным закономерностям создание, в которого вмешиваться не следует вообще, можно только к ней приспособиться.

На сегодняшний день не сложилось единого взгляда на проблему развития личности. Кроме того, представления о возможностях и способностях человека стремительно изменяются, а потому меняется и видение этих процессов. Указанные теории рассматривают только отдельные аспекты личностного развития.