Наркомания – негативное социальное явление, постоянно набирающее распространение, а также несущее угрозу для психического и физического здоровья общества. Наркозависимость может настигнуть не только людей с асоциальным поведением, но даже абсолютно нормальных членов общества, имеющих психологические предпосылки к зависимости. Бороться с ее развитием и распространением помогает профилактика наркомании. Для ее эффективности все принимаемые меры должны быть последовательными, согласованными, а также максимально продуманными.

База для деятельности

Программа профилактики наркомании имеет главную цель – предотвратить появление проблемы, выявить ее на ранних стадиях, остановить развитие и нейтрализовать последствия. По ходу мер, проводимых в ее рамках, должны определяться факторы, являющиеся провокационными для возникновения пагубного пристрастия, причины возникновения проблемы. Профилактика алкоголизма и наркомании базируется на определении пусковых механизмов этих привычек. Научные исследования биохимических процессов, становящихся причиной зависимости, не дают полной картины для разработки профилактических мер.

Чтобы профилактическая деятельность была результативной, важно работать с каждой частью ее целевой группы. Методы воздействия могут быть самыми разнообразными, но они обязательно должны иметь адресную направленность, а мероприятия должны проводиться с учетом интересов определенной группы целевой аудитории.

Целевая группа состоит из:

  • Подростков. Из-за психологической неустойчивости они наиболее склонны к негативному воздействию со стороны.
  • Лиц, которые однажды пробовали наркотики. Ими также часто бывают подростки.
  • Лиц, занимающихся приемом психоактивных медикаментов без рецепта врача. Они быстро переходят от употребления лекарств к наркотическим веществам.
  • Людей, которые уже имеют опыт наркотической зависимости. Работа с ними снижает риск рецидивов и распространения пристрастия.
  • Социального окружения наркомана.
  • Лиц, занимающихся проституцией.

Профилактика эффективна в группах целевой аудитории

Практика профилактики наркомании должна распространяться на все слои населения и состоять из разнообразных методов и действий для достижения наилучших результатов. Профилактическая работа педагогов, медиков, психологов, волонтеров, социальных работников должна подкрепляться соответствующей законодательно-правовой базой, а значит – поддерживаться работниками правоохранительных органов для достижения максимальной результативности. Правовые основы ответственности за наркотизм, последствия правонарушений могут освещаться проектом для борьбы с наркоманией, когда проводится профилактика наркомании в образовательной среде.

Основные направления

Объектом профилактической деятельности является целевая аудитория, состоящая из лиц, перечисленных выше. Субъектом такой деятельности считаются все инстанции и структуры, осуществляющие информационные, воспитательные, образовательные мероприятия. Их деятельность помогает достичь стабильного общественного результата, снижения тенденции к распространению и развитию наркотической зависимости, а также нейтрализации ее последствий.

Основы профилактики наркомании лежат в базовых направлениях ее осуществления. Это может быть общая профилактика. Ее направляют на все слои населения, а осуществляют с помощью пропаганды отвращения к наркотикам и соблюдения принципов здорового образа жизни. Средствами проведения мероприятий могут выступать семинарные и лекционные встречи в образовательных и общественных заведениях, рекламные мероприятия с использованием СМИ. Второй частью этого направления является формирование навыков нормальной жизни, привитие желания соблюдать моральные и социальные устои, выработка ценностей, правил поведения. Ярким примером является неделя профилактики наркомании, проводимая большей частью общеобразовательных школ.

Очень важно проводить профилактику в школе среди детей и подростков

Выборочная профилактика является основой предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, имеющих к этому склонность. Это работа педагогов с трудновоспитуемыми подростками, ведущими асоциальный образ жизни лицами, участниками потенциально опасных группирований, находящихся в зоне риска распространения наркомании. Профилактика наркомании в образовательной среде имеет наивысшую важность среди всех ее направлений.

Симптоматическая профилактика является эффективным методом работы с теми людьми, которые на себе опробовали действие наркотиков, после чего имеют риск обрести зависимость от них. Это направление базируется на проведении исследовательских мероприятий по выявлению потенциальных наркозависимых и активной работе с ними, чтобы ее не допустить. Методы используются в основном образовательно-просветительские, формирующиеся на базе предупреждений о вреде отдельных видов наркотических веществ. Криминологическая статистика говорит, что зависимый человек за время своей жизни втягивает в нарко-рабство 15-20 здоровых людей, а потому это направление профилактики можно считать просто необходимым.

Объектом отдельного направления профилактических мероприятий являются инъекционные наркоманы. Работа с ними необходима, поскольку они ведут аморальный образ жизни, имея большие шансы заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом, другими инфекционными заболеваниям, распространителями которых станут в будущем времени.

Огромное значение для общей профилактики имеет поддержка бывших наркоманов, которым удалось избавиться от этой привычки. Криминология говорит, что такие счастливцы составляют всего 10% от общего количества наркозависимых. Эти люди могут стать позитивным вдохновляющим примером для действующих наркоманов, а также способом воздействия на категории населения, находящиеся в зоне риска. Активная медицинская поддержка, психологическая помощь, поддержка относительно социализации жизненно необходима бывшим наркозависимым людям. Направление профилактики называется реабилитационным.

Медицинская и психологическая помощь необходима всем наркозависимым

Отдельным профилактическим направлением является мониторинг. Он позволяет не только выявить общую численность наркоманов, людей в зоне риска, но и оценить результативность проводимых профилактических мероприятий для объектов такой деятельности. Объективно установить причины, скорость, тенденции развития наркомании также удается благодаря этому направлению.

Отдельным решением проблем наркомании, а также методом осуществления профилактики можно назвать телефонное консультирование. «Горячая линия» предоставляет консультации по реабилитационным и наркологическим центрам, «Телефон поддержки» дает консультации опытных экспертов, медиков, наркологов, например по вопросам интоксикации, безопасности, диагностики. «Телефон доверия» – линия, на которой работают опытные психологи, помогающие справиться здоровым людям с тягой к наркотикам или действующим наркоманам с психологическими проблемами.

Работа семьи

Психологи, а также большинство соцработников утверждают, что максимальную эффективность имеет профилактика наркомании в семье. Именно родители знают все точки воздействия на своего ребенка, чтобы развить у него непринятие наркомании как явления и отвращение к этому явлению навсегда. В процессе жизнедеятельности семьи родители имеют возможность вести профилактические беседы с ребенком, добавляя использование фото и видео как дополнительных аргументов. Также они могут устанавливать определенные правила, прививать моральные устои, формировать в ребенке нормальные ценности, воспитывать отвращение к аморальному образу жизни. Профилактика наркомании у подростков с помощью родителей наиболее результативна.

Основа успеха семейной профилактики лежит на построении с ребенком доверительных отношений, так как только в этом случае информация, предоставляемая родителями, будет восприниматься правильно, принося ожидаемые результаты. Профилактическая работа родителей проводится с учетом типа семьи.

Так, в здоровом типе семьи, где мнение родителей является авторитетным, а отношения формируются на базе взаимного доверия, особых проблем с профилактической работой нет. Родители легко контактируют с детьми, а те, в свою очередь, объективно и быстро оценивают, воспринимают, а после усваивают педагогическую работу с ними.

Конфликтный семейный тип отличается частотой возникновения споров, дискуссий. Дети из такой семьи еще не относятся к зоне риска попадания в наркотическую зависимость, но уже являются объектом профилактической общественной работы, поскольку проведение ее родителями не приносит ожидаемых результатов. Вырастая в такой атмосфере, человек не может построить здоровый тип собственной семьи, перенося на нее конфликтную модель поведения. Таким семьям рекомендована помощь психологов.

В дисфункциональном типе семейных отношений дети становятся объектами для профилактики наркомании наряду с родителями, поскольку обязанности в таких семьях смещены в сторону детей, как и принятие важных решений. Такая ситуация возникает, когда отсутствует или болеет один из родителей, при несостоятельности второго справиться со взвалившимся на него ворохом функций. Основная воспитательная работа с такими детьми проводится педагогами и социальными работниками.

Асоциальный семейный тип является прямым объектом профилактической работы, поскольку родители уже являются наркологическими или алкогольными зависимыми, а дети потенциально зависимы. Профилактика табакокурения в таких семьях также достаточно актуальна. Воспитательные профилактические работы проводятся педагогами или социальными работниками, поэтому построение доверительных отношений с представителями образовательных и социальных структур особо важно.

Если родители зависимы от алкоголя или наркотиков, ребенок потенциально зависим

Привлечение образовательных учреждений

Профилактика наркомании среди подростков возлагается именно на учреждения образовательного типа, которые имеют возможность профессионального воздействия на детей с целью предотвращения возникновения проблемы. Для педагогов важно излагать информацию в доступном виде, интересно для аудитории слушателей, а также с учетом ее возрастной принадлежности. Кроме того, рекомендации по профилактике наркомании обязывают преподавателей знать основные симптомы возникновения зависимости, а также признаки наркотического опьянения. Эти знания необходимы для своевременного выявления лиц, уже опробовавших наркотики на себе, чтобы предотвратить их попадание в зависимое состояние.

Профилактика наркомании в подростковой среде осуществляется следующими методами:

  1. Проведение лекций.
  2. Проведение тематических мероприятий.
  3. Диагностирующие опросы.
  4. Беседы с отдельными подростками.
  5. Образовательные дискуссии.
  6. Ролевые игры.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать интересы объекта профилактики, а также обеспечить теоретическую доступность и правильность излагаемой информации. Она должна быть максимально содержательной, доводить до сведения слушателей пагубные последствия пристрастия к наркотическим веществам. Желательно приводить печальные примеры наркомании среди несовершеннолетних, сведения о летальных исходах или инвалидизации. Необходимо отражение негативного действия наркотиков и употребления ПАВ на интеллектуальные способности, социальное становление, психологическое состояние зависимых.

Употребление наркотиков негативно отражается на здоровье и социальной жизни

Занятия могут проходить в форме игры на уроках ОБЖ, где сценарии зависимости будут проигрываться самими учащимися. Важно также предоставление сообщений о юридической и административной ответственности за употребление и распространение наркотиков. Для правильного предоставления информации по профилактике наркомании лучше воспользоваться памяткой:

  • Предоставляемые сведения не должны носить окрас безысходности.
  • В негативном свете отображаются последствия проблемы.
  • Фото и видео не должны содержать демонстрации процесса употребления.
  • За основу лучше брать материалы, подготовленные специалистами из области наркологии (проект, программа, пособие).
  • Предоставляемый учащимся курс должен быть одобрен специалистами.

Сущность и содержание профилактики наркомании лежит не только в пропаганде негативного отношения к наркотикам, но также в пропаганде здорового образа жизни, развития личности, социального ее становления, приобретения полезных навыков и способов самореализации.

Подразделение профилактической деятельности

Работа по профилактике наркомании в учебных заведениях имеет три стадии: первичная, вторичная, третичная. Ими обусловлены способы воздействия на объект, а также выбор стратегии субъектом деятельности.

Важно вовремя выявить употребление наркотиков подростками

Первичная профилактика наркомании направлена на предупреждение употребления наркотиков несовершеннолетними. Сюда входят воспитательные методы, санитарно-гигиеническое образование населения, борьба с распространением наркотических средств, а также привлечение распространителей и употребляющих к административно-правовой ответственности. Меры профилактики наркомании первичного типа проводятся в день борьбы с наркотиками или в день морального воспитания учеников, а также по ходу прохождения курса учебной программы. Методами выступают лекции и семинары.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление употребления наркотиков. Ее цель – не дать сформироваться зависимости. Тут важна комплексность подхода педагогов, психологов, социальных работников. Используют анонимные анкетирования или опросы, тематические дискуссии, а также ролевые постановки, в ходе которых легко выявить подростков, уже познакомившихся с наркотиками. Таким образом, эксперты понимают, кому требуется уделить повышенное количество внимания, а также будут приглядываться к изменениям поведения этого человека.

Третичная профилактика направлена на социальную, психологическую, а также трудовую реабилитацию зависимых людей, в том числе и подростков. Профилактика наркомании несовершеннолетних должна способствовать социальному становлению подростков, которые уже прошли испытания зависимостью, помешать возникновению рецидивов, свести на нет момент соблазна вернуться на пагубную дорожку.

Итак, предупреждение наркомании является очень важной частью социальной работы, которая позволяет предотвратить распространение и развитие наркотической пандемии. Комплексная работа и объединение усилий различных служб, образовательных учреждений, а также родителей даст возможность помешать подрастающему поколению впервые попробовать наркотические вещества, что ведет к последующей зависимости в половине случаев. Начало профилактической работы выпадает еще на детский возраст, потому усилия родителей и педагогов особо ценны и актуальны.

Читайте на этой странице:

Первичная профилактика наркомании тесно связана с духовно-нравственным воспитанием детей и молодёжи. Это звучит немного официально, поэтому в нашей статье мы расскажем простым языком о том, как обучение ребёнка этичным взаимоотношениям, умению видеть высокие цели в жизни убережёт его в последующем от пагубных пристрастий.

Зачем нужна профилактика наркомании?

Проблема наркотизации населения нашей страны активно заявила о себе в первые годы этого столетия, и до сих пор она так и не решена в нашем обществе. Ещё несколько лет назад мы могли себе позволить закрывать на неё глаза, будучи уверенными, что она касается только асоциальных, криминальных личностей или, напротив, «золотой молодёжи», к которой основная часть населения России не относится. Сегодня проблема постучалась во многие семьи, доступность наркотиков стала просто поразительной. Чтобы покурить спайс достаточно тех денег, которые родители выдают ребёнку на школьный завтрак. Для того, чтобы достать его нужен лишь мобильный телефон с выходом в интернет, сейчас он есть у каждого школьника.

Очевидно, что в подобной ситуации закрывать глаза на проблему употребления наркотиков и её профилактики становится невозможно. Это не только медицинская проблема, касающаяся узкого круга специалистов, а социально значимое заболевание, с которым призвано бороться всё общество в целом. Это вопрос, который касается всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности. И похоже, что люди действительно прониклись этой идеей. Профилактика и лечение наркомании обсуждаются на Ассамблеях ООН, по всему миру, и в нашей стране в частности, создаётся большое количество социальных инициатив, которые занимаются вопросами профилактики, лечения, реабилитации, социализации наркозависимых.

Проблему борьбы с наркоманией решает всё общество в целом, объединяя свои ресурсы: законодательные, научные, технические и так далее. Профилактикой занимаются отдельные специалисты наркологических клиник и центров в качестве добровольной общественной работы.

Наркомания как политическая и социальная проблема

Если в стране, в России, становятся в год наркоманами почти девяносто тысяч человек, из которых до 70% дети и подростки, проблему наркомании можно смело называть государственной. И как таковая, она должна решаться на государственном уровне. Это создание соответствующей законодательной базы, касающейся наказаний за распространение наркотиков, это создание единых нормативов, регулирующих деятельность наркологических клиник и реабилитационных центров, и наконец, это организация профилактики наркомании в масштабах государства.

С другой стороны, наркомания - это проблема социальная, которая свидетельствует о том, что в обществе нет настоящих ценностей, у людей отсутствуют устойчивые моральные принципы, нет гармоничных и здоровых взаимоотношений. Так же очевидно, что необходима пропаганда здорового образа. Конечно, у нас, жителей России, есть причины для социальных проблем. Мало кто прошёл за последние сто лет такую вереницу потрясений и кризисов как российский народ. И это ещё одна причина быть более внимательным к себе, друг к другу, искать, находить и изменять те травматические переживания, которые сейчас мешают нам жить счастливо и в достатке.

Наркомания как лакмусовая бумажка показывает все боли общества, но и сама является большой болью. От наркотиков погибают тысячи детей и подростков, мужчин и женщин в расцвете сил. Это не должно оставлять равнодушными остальных.

Виды профилактики и лечения наркомании

Наркомания - проблема, которая существует уже давно, поэтому научным медицинским сообществом и социальными службами, работающими с наркоманами разработана довольно обширная методология как профилактики, так и лечения, реабилитации наркомании.

Есть три вида профилактики заболевания наркомания:

  1. Первичная профилактика наркомании представляет собой меры, не допускающие употребление наркотиков детьми и подростками, а так же взрослыми людьми, которые их никогда не использовали.
  2. Вторичная профилактика обращена к тем, кто употребляет наркотики эпизодически или входит в группы риска.
  3. Третичная профилактика наркомании фактически является профилактикой рецидивов заболевания у тех, кто страдал зависимостью, проходит лечение и реабилитацию.

Вторичную и третичную профилактику в данной статье мы рассматривать не будем, а поговорим более подробно о первичной.

Первичная профилактика наркомании

Первичная профилактика наркомании разделяется на несколько направлений:

  • Радикальная первичная профилактика наркозависимости направлена на изменение условий жизни населения. Это пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, просветительская деятельность относительно последствий заболевания. Иначе говоря, в этом случае работа направлена на постепенное изменение всей социально-культурной атмосферы.
  • Запрещающая первичная профилактика - это комплекс мер контроля и запрета на употребление наркотиков.
  • Ранняя первичная профилактика - это выявление самых первых случаев употребления наркотиков, когда зависимость ещё не успела сформироваться, и принятие мер по предупреждению развития наркомании.

В вопросах профилактики всё старо как мир, по сути она предлагает метод кнута и пряника. Вопрос только в том, как сделать вид пряника действительно привлекательным, а кнут - эффективным. Если обобщить, то профилактические меры можно разделить на систему наказаний и запретов, которая представлена, прежде всего, правоохранительными органами и законодательством. Сюда же можно отнести меры наркологического учёта, хотя они в последнее время вызывают двоякое отношение общества. Профилактика - это правда о наркомании, о её особенностях, о плачевных результатах употребления наркотиков.

С другой стороны, это пропаганда здорового образа жизни, переориентация социальных ценностей, это меры по формированию негативного отношения к наркомании.

Мероприятия по первичной профилактике создаются в основном для детей и молодежи. Важно, чтобы профилактика наркомании затрагивала семью, где воспитывается ребёнок. Ведь многие зависимости имеют свои корни именно в семейных отношениях, ценностях и традициях данной конкретной семьи.

Программы профилактики наркомании

Профилактическая работа проводится в различных формах. Это могут быть целые образовательные программы, отдельные занятия, периодические лекции, подготовленные специально для конкретного коллектива, класса, группы студентов. В нормальном случае эти программы должны учитывать возраст, культурные особенности аудитории, вид учебного заведения. Хорошо, если программа носит долгосрочный характер.

На сегодня такие программы разрабатываются специалистами научных центров, клиническими психологами, самостоятельно либо на базе профильных институтов, специалистами социальных инициатив. Над большими федеральными программами обычно работает целая команда специалистов: психиатры-наркологи, психологи, психотерапевты, социальные работники, аддиктологи.

Современная концепция первичной профилактики наркомании

Если говорить о концепции профилактики наркомании, то она основана на том, что в центре её находится личность. Эта личность проявляет себя в трёх основных сферах в процессе своей жизнедеятельности. Ближняя сфера - семья, чуть дальше находится образовательное учреждение (мы говорим о детях и подростках), и на периферии - досуг, хобби, развлечения.

Специалисты по профилактике основываются на том, что в каждом человеке есть естественная внутренняя потребность в здоровье, в отсутствии боли и страданий. И вот эту потребность быть здоровым нужно развивать с самого раннего детства.

У человека есть естественные потребности:

  • Базовые потребности в воде, пище, защите (тепло, жильё, одежда).
  • Социальные потребности в виде общения, дружбы, любви, то есть отношений.
  • Духовные потребности, которые выражаются в желании отдавать другим.

Если у человека нет психологических проблем, у него есть развитое желание быть здоровым и он умеет удовлетворять эти три потребности адекватными способами, то наркотики ему не нужны.

На базовом уровне наркотики не удовлетворяют потребности, напротив, их употребление приносит вред здоровью и лишает человека ресурсов для приобретения необходимого. На социальном уровне нам нужны семья, друзья, любимое дело, качественный отдых, чтобы мы чувствовали себя удовлетворёнными. Наркотики здесь так же делу не помогают, а только разрушают отношения. На уровне души человек имеет естественную потребность отдавать, чему наркотическая привязанность противоречит в корне.

Получается, что наркотики приходят в жизнь человека, когда он не может или не хочет удовлетворять свои потребности естественным путём. Фактически, наркомания - это способ забыться от страданий, которые приносят неудовлетворенные физические, социально-эмоциональные и духовные потребности.

Наркомания имеет историю, которая разворачивается на столетия назад, но никогда наркотики не имели столь широкого распространения как сегодня. С чем это связано? Потребительское отношение к жизни и духовная опустошенность подростков и молодежи приводят к тому, что они не умеют получать от жизни удовольствие естественным путём. Удивительное безразличие к собственной судьбе, к чувствам окружающих, отсутствие смысла жизни - это истинные причины, приводящие на путь наркомании и других зависимостей.

Современный человек (в большинстве своём) не желает тратить время на других, отдавать, принимать участие в социальной жизни. Безразличие к проблемам социума, убеждённость в бесполезности подобной активности вызывают развитие личного эгоизма, иждивенческого отношения к жизни. Общество перестаёт быть гуманным, люди становятся безвольными и апатичными, бездуховными. Из этого состояния уже полшага до криминала и употребления наркотиков.

Ценностная ориентация детей и подростков

Как вы видите, проблема профилактики наркомании гораздо глубже, чем просто сказать, что наркотики это плохо и вредно. Это вопрос настоящей переориентации, восстановления или воспитания системы ценностей, где наркотикам просто не будет места в жизни человека.

Просветительские лекции и меры пресечения имеют своё место, являются важной частью системы профилактики, но самое важное создать для детей и подростков такое воспитательное пространство, где они могли бы напитать свой внутренний мир правильными ценностями. Нужно помнить, что наркомания - это болезнь не только тела, но и души. Поэтому обойти вопрос духовно-нравственного воспитания в разговоре о профилактике наркомании у детей и подростков просто невозможно.

Сегодня система воспитания в детских садах и школах направлена совсем на другое: интеллектуальное, физическое, отчасти эмоциональное развитие детей. При этом вопрос личностного, нравственного, духовного развития, как правило, почти не затрагивается. Любовь, разумность, ответственность, сопереживание другому, верность и многие другие необходимые для гармоничного развития личности понятия иногда даже не упоминаются.

Так появляется взрослый человек, физически и интеллектуально развитый, реже развитый эмоционально, и имеющий большую червоточину внутри. Потому что ядро личности, её духовно-нравственная сторона не была сформирована. Сможет ли такой человек быть добрым, сострадательным, осмысленно относиться к жизни, испытаниям? Или при первых трудностях он найдёт «кривую дорожку» - решит сбежать от сложностей жизни в наркотические грёзы?

Заключение

Если подвести некий итог нашего небольшого разговора о первичной профилактике наркомании, то можно выделить ряд важных моментов. Напомним, что такая профилактика направлена на предотвращение начала употребления наркотиков и в основном работает с детьми и с подростками. Что необходимо, чтобы она была эффективной:

  • Помощь в масштабах государства: законодательные акты, госпроекты по профилактике наркомании.
  • Разработка методической базы, программ профилактики и подготовка специалистов, которые могли бы профессионально их реализовать на практике.
  • Создание и пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни.
  • Акцент в учебно-воспитательных программах на развитие духовно-нравственных качеств личности ребёнка и подростка.

России переживает сложный период: раскол общества, затянувшееся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью. Оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. За последние пять лет по России число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло более, чем в 8 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.(2,4).Из зарегистрированных в 2000г. ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. По данным наркологического диспансера г.Рязани, за последние три года среднегодовой прирост больных наркоманией составил более 100% В 2000гду уровень заболеваемости наркоманией по сравнению с 1999 годом увеличился практически в 2 раза. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том, что более 17% их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4% подростков употребляют наркотики систематически. Есть такая статистика, что каждый наркоман в год в среднем приобщает к наркотикам до 10 человек из своего окружения. Исследование выявило, что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 15-17 лет, однако есть много и таких, которые попробовали наркотики и до 14 лет, в целом по России возраст впервые попробовавших наркотики снизился уже до11 лет. Более 40% учащихся указали, что имеют в своем окружении потребителей наркотиков(друзей, родственников или соседей). Это не может не вызывать тревогу. Эти дети находятся в зоне риска: рано или поздно знакомые наркоманы предложат им попробовать наркотики.

Изменяется отношение к наркоманам, если в 1999 году осуждающе к наркоманам относилось 60% подростков, то в 2001 году – 39%. На вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вам предложили покурить травку?», учащиеся Пронской школы ответили: Положительно – 11%, Сомневался – 10% и Отказался – 79%.(2,54).

Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли – 55,7%, галлюциногены – 14,:%, психостимуляторы амфетоминового ряда – 10,8%, препараты опия – 5,4%, кокаин – 2,4%. В последние годы наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более легкие наркотики.

Для подростков характерны три личностно-психологических источника приобщения к наркотикам: стресс (32%); внушаемость, т.е. под влиянием других лиц (28%) и любопытство (39,5%).

Различают два основных типа наркоманов:

Экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.

Люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:

Постоянное присутствие легкой депрессии;

Беспокойство;

Подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;

Эгоцентризм;

Частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;

Постоянное возвращение к наркотикам;

Трудности в общении с окружающими.

Выделяют 5 способов употребления наркотических веществ:

Экспериментальное употребление;

Употребление в компании во время отдыха;

Ситуативно-обстоятельственное употребление;

Интенсивное употребление;

Вынужденное употребление.

Существует следующая классификация стадий развития наркомании, основанная на анализе проявления различных форм зависимости:

Социальная зависимость проявляется тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотики, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Внутренне он готов употреблять наркотики. Единственный способ предотвращения дальнейшего развития заболевания – выявление и разрушение группы.

Психологическая зависимость начинает формироваться после начала употребления наркотиков. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние переживания ярких эмоций при наркотическом опьянении. На этой стадии ему уже нужна помощь специалистов – психологов, врачей, поддержка семьи.

Физическая зависимость возникает при более продолжительном приеме наркотических веществ. Наркотик включен в процесс обмена веществ, при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести (абстинентный синдром). Такому больному нужна серьезная мед. помощь.

Сигналы опасности – личностные изменения, изменения в привычках и образе жизни, изменения в физическом состоянии:

1. Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;

2. Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость,подавленность, беспокойство;

3. Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;

4. Отказ обсуждать с родителями свои проблемы;

5. Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;

6. Все большее охлаждение к старым друзьям;

7. Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;

8. Появление у подростков чувства ущербности, комплекса неполноценности;

9. Отрицание того, что наркотики могут приносить вред;

10. Лживость;

11. Потеря чувства времени;

12. Усиливающаяся импульсивность.

13. Игнорирование семейных праздников;

14. Неожиданный рост аппетита, как и его потеря;

15. Страстная потребность в сладком;

16. Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует ночью;

17. Кражи и распродажа домашнего имущества;

18. Вымогательство денег;

19. Частое проветривание своей комнаты;

20. Использование благовоний, освежителей, духов, дезодорантов (для устра

Нения наркотического запаха)

21. Ухудшение успеваемости;

22. Сонливость на уроках;

23. Потеря веса;

24. Утомляемость;

25. Частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;

26. Утренняя слабость на фоне вечерней активности;

27. Бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;

28. Обмороки, потеря сознания;

29. Воспаленные, налитые кровью. Отекшие или «стеклянные» глаза;

30. Расширенные или суженные зрачки;

31. Недостаточная подвижность глаз;

32. Нарывы и болячки вокруг ноздрей;

33. Чихание;

34.Сухость во рту;

35. Кашель;

36.Следы уколов;

37. Повышенная потливость;

38.Бесцветные пальцы;

39. Холодная липкая кожа;

40. Повышенная нервозность, сверхактивность;

41.Головокружение.

Профилактика

На первый план выступает профилактика наркомании из-за низкой эффективности лечения и отсутствия надежных социальных барьеров. Опыт показывает, что запретительными. Медицинскими и юридическими методами решить эту проблему невозможно, т.о. «внешних» антинаркотических барьеров недостаточно, необходимо формировать «внутренние» ограничители, т.е. воспитывать личную устойчивость к наркотикам.

Организация профилактической работы на уровне школы или микрорайона не даст ощутимых результатов. Профилактика будет эффективной, если она будет проводиться в масштабах города, области, а лучше всей страны.

При любом виде профилактической работы, необходимо учитывать возраст детей и подростков, первый уровень – младший школьный возраст, к 11-12 годам у ребенка должны быть привиты здоровые привычки, которые будут препятствовать развитию наркозависимости. Второй уровень – дети среднего и старшего возраста. Как правило, это уже коррекция поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 – 12 лет включает обучение способам преодоления конфликтов и кризисных ситуаций, помогает осознанно выбирать поведение, которое не вредит здоровью, учит справляться с эмоциональными проблемами.

Необходимо учитывать также уровень профилактики, который подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика – это работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики. Вторичная профилактика направлена на подростков, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

Технологии первичной профилактики подразделяются на медико-психологические и социально-педагогические. Цель медико-психологических технологий – адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Цель социально-педагогических технологий – предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Они направлены на формирование на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбирать рациональные формы поведения. Основная идея этих технология заключается в том, что человек, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей. Это уменьшает вероятность употребления наркотиков.

Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренингов. Упражнения, включенные в тренинг, направлены на развитие и формирование этих навыков, на то, чтобы помочь человеку усвоить формы поведения, способствующие здоровью, научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использование наркотиков и других психоактивных веществ,

Формирование жизненных навыков:

1. Умение отказываться от рискованных предложений;

2. Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

3. Взаимодействие со сверстниками;

4. Правильное выражение своих чувств;

5. Обучение эффективному общению;

6. Развитие уверенности в себе;

7. Управление своими чувствами;

8. Укрепление связи с семьей;

9. Развитие критического мышления;

10. Формирование навыков принятия решения;

11. Осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

Глобальные масштабы приобретает наркотическая зависимость. Основными потребителями наркотиков являются люди в возрасте до 35 лет. Большинство школьников впервые пробуют наркотические вещества уже в 12-летнем возрасте. Ассортимент вредных препаратов на наркорынке увеличивается со скоростью математической прогрессии. Они не только вызывают быстрое привыкание, но и негативно воздействуют на здоровье детей, поэтому во всем мире огромное внимание уделяется внедрению различных мер, направленных на предупреждение наркозависимости и ее профилактики.

Характеристика заболевания

Наркомания – это зависимость человека от приема токсичных препаратов.

Наркотические средства опьяняюще воздействуют на психику личности, вызывая приятное чувство эйфории. Они имеют ряд побочных эффектов, которые разрушительным образом отражаются на состоянии человека, провоцируя как психологическое, так и физиологическое привыкание.

Перерыв в приеме препаратов вызывает у человека болезненное состояние – наркотическую ломку. Эйфория проходит быстро, вынуждая наркомана искать новую дозу. Иллюзия удовольствия и радости испаряется в течение нескольких часов, после чего больной впадает в состояние мнимого покоя.

Страдающий от наркотической зависимости все время находится в поисках источника удовольствия. Эта вредная привычка заставляет его забыть обо всем на свете и толкает на совершение страшных поступков, лишь бы как можно быстрее раздобыть наркотик. В этом состоянии больной забывает о родных и друзьях, бросает работу и учебу, теряет интерес ко всему, что его окружает, полностью разрушая свою жизнь.

Круг общения такой личности кардинальным образом меняется. Человек начинает вести асоциальный образ жизни, нередко попадает в дурную компанию, в результате чего оказывается в тюрьме. Некоторые наркоманы заканчивают жизнь самоубийством, поэтому важно с раннего возраста воспитывать правильное отношение к такому социально опасному явлению, как наркомания.

Основные причины

Говоря о профилактике наркомании, необходимо вспомнить основные причины, влияющие на ее появление. Понимание того, что толкает к приему запрещенных веществ, поможет эффективнее организовать борьбу с этим пагубным явлением. Выделяют 4 основные причины наркомании.

  1. Семейные проблемы. Подтолкнуть к наркотику могут неурядицы в семье и плохие взаимоотношения с родителями. Это может быть связано как с отсутствием должного внимания взрослых, так и с их чрезмерной опекой. Чтобы убежать от окружающей его действительности, человек начинает искать утешение в наркотических веществах.
  2. Любопытство и скука. Эти два чувства могут спровоцировать прием наркотиков. Такими мотивами руководствуются люди, которые легко поддаются чужому влиянию. Каждый, кто впервые пробует наркотик, считает, что от одного раза ничего ужасного не случится.
  3. Желание добиться интеллектуального и творческого успеха. Возникает оно у взрослых людей, которые имеют отношение к творчеству и искусству. Прием наркотических средств помогает им творить и реализовывать свои идеи.
  4. К другим причинам, провоцирующим распространение наркомании, можно отнести психологические проблемы и конфликты человека, желание походить на своего кумира, влияние плохой компании.

Субъекты и объекты профилактики

Наркомания и ее профилактика сегодня широко изучаются по всему миру. Чтобы побороть это опасное социальное явление, разрабатываются методы, которые используют различные службы. Это могут быть как государственные инстанции, так и волонтерские организации. Субъектами, принимающими участие в профилактике наркомании, являются:

  • антинаркотические ведомства;
  • органы внутренних дел;
  • образовательные учреждения;
  • социальные службы;
  • органы здравоохранения;
  • службы по вопросам молодежной политики;
  • общественные организации;
  • кризисные службы (в т. ч. негосударственные).

Объектами же профилактики являются лица с наркотической зависимостью, а также те, кто находится в категории риска – дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, люди, ведущие асоциальный образ жизни, вышедшие из мест лишения свободы, бывшие наркоманы.

Несмотря на то что в борьбе с распространением наркомании задействовано множество различных организаций и управлений, количество людей, поддающихся влиянию вредных препаратов, все время увеличивается.

Виды мероприятий

Всемирная организация здравоохранения уделяет огромное внимание проблеме наркомании и вопросам ее профилактики. Работа по предотвращению распространения этой пагубной зависимости ведется в трех основных направлениях.

  1. Работа с подрастающим поколением. Это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для счастливой и полноценной жизни ребенку не были нужны дополнительные стимуляторы в виде запрещенных препаратов. Взаимодействие взрослых с детьми помогает им найти интерес в жизни и определиться со своими планами, благодаря чему у школьников не возникает желания попробовать наркотики. Для этого разрабатываются специальные программы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это могут быть занятия спортом, увлечение танцами и различными философскими школами. Первичная профилактика включает в себя санитарно-гигиеническое воспитание населения и борьбу общества с распространением запрещенных препаратов.
  2. Взаимодействие с людьми, знающими из собственного опыта, что такое наркотическая зависимость: встречи, открытые занятия, флешмобы, беседы и лекции, в ходе которых бывшие наркоманы рассказывают о своей жизненной истории и делятся опытом. Не стесняясь, молодые люди говорят о том, что им довелось пережить, делая акцент на вреде и последствиях наркотиков.
  3. Поддержка наркоманов, которые прошли реабилитацию и стремятся вернуться к нормальной жизни. Очень важна в этот период поддержка и понимание окружающих людей. Чтобы не случился рецидив и человек снова не вернулся к наркотикам, ему необходимо найти хорошую работу, завести друзей, поверить в себя. Третичная профилактика предполагает помощь, направленную на успешную социализацию человека.

Вопросы наркомании и меры ее профилактики охватывают разновозрастную аудиторию, хотя упор делается на работу с молодежью. Если подростки будут помнить о вреде запрещенных препаратов и знать, что в любой ситуации они не останутся без помощи взрослых, им вряд ли захочется пробовать наркотик.

Информируя о проблеме наркомании и ее профилактике, следует помнить, что мероприятия должны соответствовать принципам:

  • быть позитивными - негатив может содержаться лишь в описании последствий наркотической зависимости;
  • любая информация должна подкрепляться выводом, в котором рассказывается, как противостоять этой пагубной привычке и куда следует обращаться за помощью;
  • публикации разрабатываются с учетом определенной адресной аудитории;
  • подготавливается материал при участии соответствующих специалистов (медиков, психологов, правоохранителей, соцработников);
  • должно быть налажено сотрудничество со СМИ.

В обязательном порядке комплекс профилактических мер включает в себя телефонные консультации. Это могут быть горячие линии, специалисты которых оказывают анонимную психологическую поддержку и снабжают позвонивших информацией о центрах реабилитации, а также круглосуточные онлайн-службы. Существуют еще и телефоны доверия – к работе с наркозависимыми людьми подключаются профессиональные психотерапевты.

В учебных заведениях проводятся различные лекции, открытые уроки и встречи, демонстрируются фильмы и передачи, направленные на борьбу с наркоманией и пропагандирующие здоровый образ жизни. Если работа организована правильно, она обязательно даст положительный результат, и у ребенка не возникнет желания пробовать наркотики.

Самой эффективной будет работа с детьми, которые учатся в начальных классах: основные правила поведения, как и информация о том, что хорошо и плохо, заложенные в возрасте 7–12 лет, остаются в памяти навсегда и влияют на поступки человека. Лучше всего на детскую психику воздействуют фотографии с изображением людей, пострадавших от зависимости. Благодаря этому у детей создается негативный образ наркомана.

Для работы с подростками необходимо выбрать иные формы воздействия. Это могут быть беседы с врачом-наркологом, а также встречи с людьми, которые некогда испытали на себе пагубное воздействие токсических веществ. В этом возрасте молодежь нуждается в понимании взрослых, поэтому, кроме тематических мероприятий, направленных на профилактику наркомании, следует проводить различные встречи по интересам, концерты, выставки, соревнования.

Чтобы работа со школьниками имела постоянный характер, во многих общеобразовательных учреждениях в учебную программу включен специальный курс по профилактике наркозависимости и пропаганде активного образа жизни.

Подобная работа должна вестись и в студенческой среде. Часто встречаются ситуации, когда, поступив в высшие учебные заведения и стремясь не выпасть из компании, молодежь обращается к наркотикам. Преподаватели должны внимательно следить за изменением поведения своих студентов. Вредные вещества часто реализуются на территории вуза, поэтому необходимо вовремя выявить имеющиеся пункты распространения наркотических препаратов.

Не менее важно сотрудничество всевозможных структур в работе, направленной на профилактику наркозависимости. После выявления подростка, принимающего наркотики, необходимо оказать ему помощь, направить на лечение, предоставить психологическую реабилитацию и социальную защиту, если у ребенка неблагополучная семья.

Заключение

Понимание пагубного воздействия наркотических препаратов на организм человека должно формироваться в раннем возрасте.

Если вы узнали информацию о том, что ваш знакомый принимает наркотики, не теряйте время - сразу же обращайтесь за помощью в социальные службы и медицинские учреждения.

В этот период больной, как никогда, нуждается в вашем внимании и поддержке. Не теряйте веры в то, что у вас обязательно получится его вылечить. Важно найти общий язык и вызвать доверие с его стороны. Помните, если вы не поможете ему побороть эту пагубную привычку, то он сломает свою жизнь. Если же вы проявите терпение и любовь, то обязательно добьетесь успеха.

Развернуть ▾

Свернуть ▴

Грамотная профилактика наркомании могла бы ежегодно спасать 109 000 человеческих жизней. Именно столько людей в России погибает от последствий употребления наркотиков. В этой статье мы обсудим меры профилактики наркозависимости и постараемся ответить на главный вопрос: что можете сделать лично вы для защиты ваших близких.

Предупреждение наркомании: два уровня решения проблемы

С одной стороны, наркомания — болезнь общества и государства. С другой — это индивидуальная беда каждого больного и его близких. Поэтому профилактика наркозависимости проводится на двух уровнях: государственном и семейном.

Государство борется с наркоманией по двум направлениям. Во-первых, это меры пресечения незаконного оборота запрещенных веществ. Предполагается, что таким образом удастся сократить их распространение. На деле же запретительные методы нередко приводят к появлению еще более опасных препаратов с постоянно меняющимся составом и непредсказуемым действием — как печально известный Спайс, например.

Во-вторых, ведется активная пропагандистская работа. Она реализуется через СМИ и различные социальные институты, в том числе школы, колледжи, вузы. Задача пропаганды — помочь подрастающему поколению осознать опасность наркотиков, привить здоровые ценности, навыки адаптации в обществе.

Перед семьей стоят те же задачи, но методы нужны другие. Прямая пропаганда и карательные действия вряд ли принесут желаемый эффект там, где на первом месте — понимание и доверие.

Меры профилактики наркомании и на государственном, и на семейном уровне выбираются с учетом того, на кого они направлены. Одно дело — молодежь в целом (как наиболее уязвимая категория) и совсем другое — подростки из неблагополучных семей и прочие «группы риска». В каждом случае задачи и способы предупреждения наркомании будут разными.

С этой точки зрения различают общую, выборочную и симптоматическую профилактику.

Общая профилактика

Общая профилактика наркомании направлена на подрастающее поколение в целом. Ее задача — устранить или ослабить влияние общественных факторов риска. Отсутствие социальных гарантий, уверенности в будущем, экономическая и политическая нестабильность — все это может повлечь изменения личности и в том числе формирование зависимостей.

В рамках общей профилактики проводятся разные мероприятия, направленные на:

  • информирование молодежи об опасности потребления наркотиков;
  • утверждение «здоровых» социальных норм (пропаганда спорта, образования, ЗОЖ и других положительных ценностей);
  • просветительскую работу в отношении антинаркотической политики властей;
  • помощь подросткам в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Говоря об общей профилактике наркозависимости, нельзя не вспомнить о Стратегии государственной антинаркотической политики, которая действует до 2020 года.

В ее рамках ежегодно проводятся тысячи мероприятий, например:

  • проект «Спорт против наркотиков» — организация соревнований, спортивных праздников, фестивалей и других мероприятий под антинаркотическими лозунгами;
  • акция «Сообщи, где торгуют смертью» — круглосуточный телефон доверия, по которому можно анонимно рассказать о фактах распространения наркотиков;
  • образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи» для студентов и учащихся.

Образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи»

Выборочная профилактика

Выборочная профилактика направлена на группы риска. К ним можно отнести:

  • детей из неблагополучных семей;
  • «трудных» подростков с нарушениями поведения;
  • молодых людей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, испытывающих социальные, психологические и другие проблемы.

С такими детьми и подростками занимаются психологи, педагоги, социальные работники. Они проводят индивидуальные и групповые консультации, тренинги, игровые и спортивные мероприятия. В Москве, например, существуют центры «Дети улиц», которые организуют профилактическую работу с несовершеннолетними.

Симптоматическая профилактика

Целевая группа симптоматической профилактики стоит уже на следующей ступени вовлеченности в проблему наркомании. Это люди, которые периодически потребляют психоактивные вещества, но еще не считаются наркозависимыми. Как правило, у них уже имеются отклонения в поведении.

На стадии симптоматической профилактики к работе подключаются медики — психиатры, наркологи. Важная роль отводится диагностике наркозависимости.

Какие организации отвечают за профилактику наркомании среди населения

Главный орган, который управляет профилактикой наркомании на уровне власти, — это ГУНК МВД РФ. За воплощение в жизнь антинаркотической политики отвечают государственные и муниципальные учреждения в таких областях, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • молодежная политика;
  • социальная защита.

Особая роль принадлежит антинаркотическим комиссиям, которые действуют во всех субъектах РФ и подчиняются Государственному антинаркотическому комитету.

Службы психологической помощи подросткам и другим людям, оказавшимся в кризисной ситуации, тоже вносят большой вклад в предупреждение наркомании.

В Вашей семье есть наркоман?Оставьте номер телефона и наши специалисты Вам помогут!

  • -- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00
  • Заявка

Профилактика наркомании в семье

Как бы ни старалось государство решить проблему наркомании, главное влияние на поведение ребенка и подростка оказывает семья. Вовремя увидеть проблемы и помочь с ними справиться, не дать преходящим трудностям перерасти в большую беду, воспитать здоровую, сильную личность — программа минимум для каждого родителя.

Но важно избегать крайностей. Тотальный контроль обычно провоцирует зависимость. Допросы, запреты общения, встреч с друзьями, принудительные тесты на выявление наркотиков без объективных причин — это меры недоверия. Начинать нужно не с них, а с создания здоровой психологической атмосферы в семье и формирования правильных ценностей.

Доверие

Если подросток близок с родителями, доверяет им, не боится их гнева, у него нет секретов. А у взрослых нет нужды выпытывать, что с ребенком не так: он сам охотно расскажет о своих проблемах. В такой атмосфере дружелюбия и понимания вероятность того, что подросток начнет принимать наркотики, крайне низка.

Интересы

Скука, недостаток впечатлений — одна из причин, по которым молодые люди начинают принимать наркотики. Когда у подростка есть увлечения, жизнь интересна сама по себе, и для того чтобы увидеть мир в ярких красках, не нужно входить в измененное состояние сознания.

Увлечения подростков

Поощряйте любимые занятия ребенка, помогите ему самостоятельно найти хобби, предоставьте свободно выбрать дело по душе. Хорошо, когда у всей семьи есть общие интересы. Если подросток проводит время вместе с родителями и получает от этого удовольствие, наркотик ему не нужен.

Уверенность

Психологические проблемы, столь типичные для переходного возраста, часто толкают подростков на путь наркозависимости. Бытующий в молодежной среде стереотип о том, что принимать наркотики «круто», может привести к попытке победить неуверенность в себе таким простым, но опасным способом.

Сильную личность нужно воспитывать с детства — общаться, объяснять, подавать пример собственным поведением. Успехи в учебе, спорте, интересное хобби, «правильный» круг общения помогают заложить фундамент здоровой психики.

Знания

Расскажите ребенку честно и открыто, к чему приводит употребление разных психоактивных веществ, приведите убедительные примеры. Не нужно замалчивать проблему наркомании. Налагая табу, вы тем самым невольно поощряете интерес к запретной теме. Не говоря уже о том, что подросток может продолжать принимать наркотики из-за элементарного незнания последствий.

Личный пример

Бесполезно объяснять ребенку вред зависимости, если вы сами подвержены ей. Ваши действия всегда говорят громче любых слов. Если вы хотите лучшего будущего для своих детей — начинайте с себя, преодолейте зависимости, которые у вас есть и подавайте правильный пример.

Реабилитация

Цель реабилитации — предотвратить рецидивы у тех, кто прошел лечение. Одно лишь снятие физической зависимости не дает эффекта и почти всегда заканчивается срывом, если не сопровождается восстановлением социальных функций, изменением всей системы ценностей. Именно на устранение психологических причин наркомании направлена реабилитация.

Эффективная реабилитационная программа соответствует нескольким критериям:

  1. Комплексное воздействие
  2. Длительный срок
  3. Индивидуальный подход
  4. Профессионализм сотрудников
  5. Проверенные методики
  6. Поддержка после окончания программы, помощь в адаптации и трудоустройстве

Всем этим условиям отвечает программа «Решение». Она проводится последовательно, в несколько этапов, и начинается с мотивационной работы, в итоге которой больной осознает необходимость отказа от наркотиков. За время реабилитации пациент постепенно учится полноценной трезвой жизни: привыкает контролировать эмоции, избавляется от психологических травм, вырабатывает навыки общения, обучения, обретает новые интересы. После окончания программы специалисты центра «Решение» гарантируют бывшему наркозависимому пожизненную поддержку.

Группа поддержки наркозависимых

Профилактика после реабилитации

Чтобы закрепить результат реабилитационной программы, специалисты «Решения» рекомендуют выпускникам:

  • заниматься в группах самопомощи;
  • продолжать самостоятельно работать по шагам;
  • избегать прежней компании, предпочитать бывшим приятелям общество выздоравливающих от зависимости;
  • анализировать свои эмоции с помощью «Дневника чувств»;
  • учиться справляться с трудностями самостоятельно, не перекладывать на близких ответственность за свою жизнь.

После реабилитации по программе «Решение» пациенты получают пожизненное сопровождение. Сотрудники центра помогают выпускникам найти работу, предоставляют возможность заниматься в группах взаимопомощи, консультироваться со спонсором. Если, несмотря на соблюдение всех рекомендаций, рецидив все же произойдет, специалисты «Решения» проведут повторный курс лечения бесплатно.