С 20-х годов 20 столетия начинается новый этап развития социологии. Его наиболее характерной особенностью является господство эмпирического направления, а сама социология начинает восприниматься как дисциплина преимущественно эмпирического типа. Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности, имеющей много сходного с опытными исследованиями в естественных науках и опирающегося на такие познавательные приемы, как статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос), наблюдение (простое и включенное), эксперимент, монографические описания отдельных социальных явлений, повторные (панельные) исследования и др. Обязательным становится использование в социологии математических методов главным образом для статистической обработки полученных данных.

Центр социологии постепенно перемещается в США, где создаются благоприятные интеллектуальные и экономические условия для развития эмпирических исследований. Своеобразным рубежом, означавшим новый этап развития социологии, явилась работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1918), целиком построенная на эмпирическом материале. Нельзя не упомянуть о важной роли Чикагской школы (20-е - 30-е гг.), представители которой (Э. Бэрджесс, Р. Парк, Л. Вирт) заложили основы социологического изучения урбанизации и городского образа жизни. Благодаря усилиям американских ученых совершенствуется методология и техника социологических исследований: социальный эксперимент (С. Чэпин, Э. Мэйо), социометрия (Дж. Морином), методология (Дж. Ландберг, Р. Мертон) и др.

Происходит окончательное отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук в силу ее ориентации на эмпирические методы исследования и особую область исследования. Другая особенность современного этапа развития социологии, проявившаяся немного позже, в 30-е - 50-е годы нашего века, связана с формированием концепций академической социологии, т. е. таких социологических теорий, которые, опираясь на эмпирические данные, формируют универсальные теоретические модели описания, анализа и объяснения различных социальных явлений. Формирование академической социологии означало завершение процесса дифференциации между двумя различными, но взаимосвязанными областями социологических исследований - чисто теоретическое, ориентированное на решение познавательных задач, и прикладное, имеющее своей целью решение определенных практических проблем.

Социология в указанный период становится весьма популярной и престижной профессией. Подготовкой социологических кадров в Европе и Америке занимаются социологические факультеты и отделения университетов. Социологическое образование становится повсеместным: социологию изучают не только в высшей школе, но и в общеобразовательной.

В период 20-50-х гг. быстрыми темпами развивается организационная структура социологии: растет число социологических ассоциаций и организаций во всех странах мира, создаются многочисленные исследовательские центры, появляется множество социологических журналов. С 1950 года регулярно проводятся международные социологические конгрессы. Внутри самой социологии углубляется специализация в различных областях - изучение социальной стратификации, социологии организации, индустриальная социология, социология семьи и социология религии, изучение общественного мнения, социология науки, социология культуры и др.

В развитии современной западной социологии можно выделить два различных периода. Первый начинается с момента формирования эмпирической социологии (первоначально в США в 20-30-е гг., а затем и в других западных странах) и заканчивается в конце 60-х гг. Наиболее интенсивно социология на Западе развивается в период 50-60-х гг.: быстро расширяется фронт исследований, социология пользуется известным престижем в обществе, развивается социологическое образование, осуществляется государственное финансирование социологических исследований, а рекомендации социологов становятся составной частью многих социальных реформ и национальных программ по борьбе с бедностью, преступностью, наркоманией и многими другими “социальными болезнями”. В конце 60-х гг. обозначаются некоторые кризисные симптомы в развитии академической социологии, выразившиеся в критике господствующего прежде структурного функционализма, возникновения ряда альтернативных концепций (теория социального обмена, различные версии понимающей социологии, экзистенциальная социология и др.) и нарастания идейно-теоретического плюрализма. Эти кризисные моменты в развитии западной социологии в значительной мере стимулировались новой социально-политической ситуацией: усилением социальных конфликтов, мощной волной студенческих движений и т. п. Нарастание требований со стороны общества к социологии и породило указанные кризисные явления.

Второй период развития западной социологии начинается примерно с середины 70-х гг. Это годы интенсивного роста прикладных исследований в странах Европы и Америки в самых различных областях, из которых следует выделить прежде всего широкий круг проблем, связанных с производством и внедрением новейших технологий, и происходящих под ее влиянием значительных трансформаций в разных сферах общественной жизни. В сфере академической социологии происходит дальнейшая дифференциация исследовательских подходов, набирают силы интегративные тенденции, стремящиеся преодолеть идейно-теоретический и методологический плюрализм. В 70-80-е гг. известной популярностью начинают пользоваться различные концепции неомарксистской социологии, которые нередко исключают из сферы академической социологии в силу присущей ей идеологической направленности. К неомарксистской социологии относятся такие концепции, как, например, “критическая теория” Франкфуртской школы (В. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), структурализм Л. Гольдмана (Франция), социальный реализм в Англии (Дж. Арри, Т. Бентон), радикально-критическая социология в США (Ч. Р. Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).

В структуре современной западной социологии можно выделить три относительно самостоятельных уровня.

Первый представлен многочисленными социально-философскими концепциями, иногда именуемыми социологическими. Такая практика существует в Европе и меньше в США, где социология ассоциируется с эмпирической наукой. К этой области относятся такие известные концепции, как “критическая теория” Франкфуртской школы, концепция массового общества и культуры, концепция индустриального и постиндустриального общества, теория информационного общества и т. п. В какой-то мере эти концепции продолжают традиции классиков социологии - Маркса, Дюркгейма, Вебера, что и служит формальной основой для причисления их к разряду социологических. В советской социологии последних десятилетий к такого рода концепциям, безусловно, следует отнести теорию исторического материализма, ошибочно отождествляемую с общесоциологической теорией.

Второй уровень представлен академической социологией. Это и есть социология в узком и точном смысле слова. От концепций первого уровня академическая социология отличается, во-первых, идеологической нейтральностью, во-вторых, ориентацией на решение познавательных проблем, в-третьих, обязательной опорой на эмпирические факты. В рамках академической социологии проводятся эмпирические и теоретические исследования. К академической социологии относятся такие концепции, как теория социального действия, структурный функционализм и выросший на его базе неоэволюционизм, понимающая социология (символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.), бихевирористская социология и ряд других, менее влиятельных.

Третий слой социологического знания, наиболее обширный, представлен прикладной социологией, представители которой работают, как правило, вне стен университетов, в различных исследовательских центрах и организациях, выполняющих исследования по заказу государственных органов и частных организаций. Несмотря на относительную самостоятельность указанных областей социологического знания между ними существует определенная связь: социально-философские концепции зачастую опираются на результаты академической социологии, а последние нередко тесно взаимодействуют с прикладными исследованиями.

Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, З. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.

Однако в 1922 г. начинается крестовый поход против буржуазных ученых-обществоведов, к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско-преподавательского корпуса, а затем изгонялась из учебных заведений и насильно депортировалась за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи - П. Сорокин, Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон. К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших марксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, З. М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.

Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина “Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии”, в которой предпринималась попытка выделить социологию в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся на протяжении 20-х годов, было появление официальной точки зрения, согласно которой социология рассматривалась в качестве составной части марксистско-ленинской философии, что фактически означало отождествление социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных исследований.

Другой негативной стороной указанной дискуссии явился тот факт, что марксистская социология объявлялась в качестве единственно научной, выражающей мировоззрение передового рабочего класса. Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР.

Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом, возвеличивание культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.

В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также потребности государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах, в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует назвать исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др. Однако в 30-е годы в связи с усилением культа личности Сталина, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему, конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме.

Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова “Человек и его работа”, на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И., Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н.) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С.). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал “Социологические исследования”. В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.

Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады “Лекции по социологии”. Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.

В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества. Советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа “расцвета наций при социализме”, “сближения города и деревни”, “преимущества социалистического образования” и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т. д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались главным образом представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.

Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Политическая и экономическая реформа, осуществляемая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, подготовка к выпуску нового поколения учебной литературы. Однако процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории. Предстоит большая работа по усвоению достижений западной социологической мысли, так как в годы тоталитарного режима образовался значительный разрыв между мировой социологией и отечественной, оказавшейся в духовной изоляции.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

В современной социологии, согласно американскому социологу Дж.Ритцеру, существуют четыре основные парадигмы - исходные концептуальные схемы, объективные модели, которые различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами К.Маркса, Ф.Энгельса. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Более точно определить эту парадигму можно как экономический детерминизм.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теория конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М.Вебера. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А.Шюц, Дж.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известными представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй - Дж.Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Д.Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (Рис.3).

Рис.3. Интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера

Значение этой модели состоит в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.


Современная социология отличается необычайным разнообра-зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциопогические теории и микросциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв-ляются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функцио-нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо-связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту-пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост-роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо-логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци-окультурные институты, латентную функцию — институты се-мьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем-ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делаю-щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион-ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функцио-нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци-альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес-кий прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора-ми: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас-ти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри-ятные условия для регулирования социальных конфликтов су-ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще-стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя-зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракцио-низма сводятся к следующему:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци-альные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является фе-номенологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон-центрируются на выявлении универсальных структур, возника-ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето-дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последо-вательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которо-го считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодолагия рассматривает социальную реаль-ность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде-ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыс-лов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусствен-ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове-дение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой яв-ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме-нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных яв-лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото-рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

. принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

. принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

. принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

. принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви-ло определенные методологические изъяны данного социологи-ческого направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Современная социология включает множетсво научных школ и отдельных учений, каждое из которых по-своему объясняет суть социологической науки.Определений социаологии на современном этапе также существует достаточно много. Самыми распространенными являются такие определения, как «наука о законах прохождения и развития социальных процес-сов и социальных общностей, механизме взаимосвязей между людьми и обществом», «наука о законах становления, развития и существования общества и социальных отношениях».

Современная социология своим предметом называет общество или отдельные общественные явления. Социология при этом изучает не просто сами явления, а наиболее общие их свойства, которые не рассматриваются другими (историей, фило-софией, психологией, политической экономией, тео-рией права).

В связи с этим можно сделать вывод, что современная социология - это отдельная наука об общих закономерностях общественных явлений и их родовых свойствах. В исследованиях социология не просто опирается на но также и теоретически его обобщает.

Социология изучает не просто человека вообще, а исследует весь мир его существования, к которому относятся общность, в которую он включен, социальные связи, образ жизни, социальные действия. Социология рассматривает мир как систему. Такая система рассматривается ей не только в качестве функционирующей и развивающейся, но также и как переживающая кризис. Современная со-циология стремится изучать причины кризиса и пытается найти возможные пути выхода из него, причем такого, который будет наименее болезненным для общества и наиболее перспективным.

Особенности современной науки заключаются в том, что она пытается решать самую острую проблему наших дней - выживание человечества для возможностей дальнейшего обновления цивилизации и поднятия ее на более развитую ступень отношений. Социология ищет решение этих проблем не только на глобальном уровне, а еще и на уровнях отдельных социальных общностей, социальных институтов, путем изучения отдельных личностей. Эта наука исследует этапы становления, поступательного развития и настоящего функциониро-вания обществ и общностей людей. При этом суть явлений и их причины она ищет в глубинных социальных процессах, отношениях между лич-ностями и общностями.

Направления современной социологии расходятся по двум критериям. Все школы современной социологической науки делятся на две группы. Это микросоциологические и макросоциологические теории .

В последней группе наибольшим влиянием пользуются теория социального конфликта и структурный функционализм. Все школы опираются на достижения современной науки.

Основы структурного функционализма вывел Толкотт Парсонс, который предложил смотреть на состоящую из взаимосвязанных функционально элементов. К таким элементам он отнес индивидов, коллективы, группы и прочие общности, между которыми существует взаимосвязь. В этой теории акцент делается на стабильность социальных систем и эволюционные формы их развития.

Теория социального конфликта (конфликтологическое направление социологии) сложилась в противовес структурному функционализму. Самыми известными представителями данного направления являются Л.Козер и Р.Дарендорф.

Козер является автором теории позитивно-функционального конфликта, в которой утверждается, что стабильность социальной системы предполагает наличие обязательной борьбы интересов, проявляющейся в социальных коллизиях и столкновениях. Дарендорф разработал концепцию конфликтной модели развития общества. Главные постулаты его теории сводятся к следующему: общество находится в постоянном процессе изменения, в нем неизбежны конфликты, все отдельные элементы общества способствуют его изменениям и интеграции, в обществе всегда одни члены господствуют над другими.

Микросоциологические теории акцентируются на изучении поведения индивидов в их социальных взаимосвязях. К основным теориям микросоциологии относятся феноменология, символический интеракционизм, теория социального обмена, этнометодология.

Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) гласит, что люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые нужно интерпретировать. Феноменология (Альфред Шюц) исследует социальную реальность через изучение повседневной жизни индивидов. Этнометодология рассматривает реальность как рузультат интерпретирующей деятельности людей. Теория социального обмена (Джордж Хоманс) базируется на принципах бихевиоризма для объяснения социальных процессов.

В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский.

Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.

Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального обмена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блау придает решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Социологические теории социального конфликта Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;

3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Субъективистский подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922–1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.

Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.

Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора», разработанная основоположником этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем и Харви Саксом.

7.Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Основоположники указанной концепции полагали, что процесс социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

8.Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;2) создание специализированных периодических изданий;3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

9.возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Отцом-основателем социологии, как специальной науки об обществе, принято считать французского философа О. Конта (1798-1857). Конт был одним из первых ученых, кто заявил, что общество - это реальность, (а не просто наименование для обозначения множества индивидов, как тогда считали многие), что эту реальность можно изучать методами естественных наук и определил место социологии в общем ряду наук: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Этим он сразу дал понять, что социология - сложнейшая из известных наук.

Зачем нужна новая наука социология? - для достижение всеобщего согласия, единства ценностей и норм! Конт искренне полагал, что достаточно понять, по каким законам развивается общество, обучить правителей и дать народу социологическое знание, которое должно заменить религию. Тогда и наступит всеобщее согласие…

Предметом социологии, по Конту, является общество в его целостности и взаимосвязанности. Общество первично, а индивид - вторичен! Индивид - есть абстракция, слепок общества.

Основные методы социологии - наблюдение, эксперимент, сравнение (различных обществ между собой и выяснение сходства и различия, сравнение различных последовательных состояний общества).

Социологическая теория, по Конту, должна состоять из 2-х частей:

Социальной статики - “теории социального порядка, организации и гармонии”. Здесь изучают, как общество устроено, и как оно функционирует.

Социальной динамики - “теории социального прогресса”. Здесь изучают законы развития и изменения общества, факторы социального прогресса.

Главные факторы социального прогресса по Конту: духовное и умственное развитие. Вторичными факторами выступают: климат, раса, разделение труда и пр.

Виды социального прогресса по Конту: а) материальный (изменение условий жизни), б) физический (изменения человеческой природы), в) интеллектуальный (Закон 3-х стадий: общество развивается от доминирования религии, к метафизике, далее к позитивизму), г) моральный (развитие коллективизма, нравственности).

Конт рассматривал общество по аналогии с живым организмом т.е. общество есть некая целостность с частями. Все органы общества направлены на обеспечение всего организма. Интересы целого превыше интересов частей. Первичный элемент общества – семья.

Конт выделяет 3 стадии ума соответствующие 3 стадиям развития общества. Противоречивые инстинкты нуждаются в гармонизации, от которой идёт формирование норм, мировоззренческих взглядов. Противоречивые инстинкты гармонизируются через приобщение в Богу.

Теологический синтез проходит 3 фазы:1) фетишизм – обожествление материальных предметов (до 14 в.). Религиозное сознание, с 14 века вера в Бога начинает умирать. 2) политеизм – многобожие (14-19 в.). Постепенное крушение веры на основе развития опытного, экспериментального знания. Время господства умозрительных абстракций. Время анархии умов, спонтанной фикции принимаемой за реальность. Это ведет к разрыву социальных связей, развитию философии и революции. 3) монотеизм – единобожие. Происходит новый синтез ума, разума, общества на основе экспр. науки

10. Герберт Спенсер (1820–1903), г. Дерби, Великобритания. Родился в семье учителя, не получил систематического образования, тем не менее с помощью интенсивного самообразования под руководством дяди-священника стал одним из самых интеллектуальных людей своего времени.

Период начала научного творчества Спенсера совпал с расцветом Британской империи. Эпоху королевы Виктории, как называют этот этап в английской истории, часто определяют как героический период капиталистической индустриализации. Ее отличал высокий уровень экономического развития Великобритании как богатейшей колониальной державы и всеобщая уверенность в будущем процветании. В ту пору была чрезвычайно распространена вера в универсальные законы природы и безграничные возможности экспериментального метода.

В первой фундаментальной работе Г. Спенсера «Социальная статика» (1851), не имеющей, кроме названия, ничего общего с социальной статикой О. Конта, развивается идея общественной морали: поскольку созданный Богом мир совершенен в своем устройстве, причастность человека «божественному разуму» открывается в рациональном следовании общественному долгу.

Здесь же вводятся идеи функционализма для объяснения развития социальных институтов, ставшие впоследствии базовыми для парадигмы структурного функционализма: «Законом любой организации является наличие функции у каждого органа и обладание каждой функцией своим специфическим органом».

Г. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизма в социологии. Часто говорят о влиянии на его учение эволюционной теории Ч. Дарвина, но история свидетельствует о том, что сам Ч. Дарвин говорил о том огромном влиянии, которое оказали на него идеи Г. Спенсера.

Выступая с позиций крайнего либерализма, Спенсер считает, что конкуренция и выживание лишь тех, кто наиболее приспособлен, обязательны для развития общества. Он называет это положение, по аналогии с естественным отбором в животном мире, основным законом социального развития. Государство, расширяя сферу властного контроля и проникая в образование, охрану здоровья, торговлю, труд и социальное обеспечение, препятствует адаптации человеческого сообщества к среде и выполнению собственных функций.

К 1857 г. у него возникает идея синтеза биологии, психологии, социологии и этики на основе принципа органической эволюции. Эта идея была реализована путем разработки всеобщего закона «естественной причинности», действующего и в природе, и в обществе.

Общество, по Спенсеру, – «реальный предмет», «сверхорганизм», и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному.

Этот процесс осуществляется через интеграцию, происходящую параллельно усилению дифференциации частей и разнородности в обществе. На высокой стадии развития социальной дифференциации каждый орган общества, как и живой организм, располагает средствами доставки ресурсов питания, переработки и связи с целым. Структурная дифференциация сопровождается специализацией функций, которая связывается с развитием разделения труда.

Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Обладая колоссальной работоспособностью, за 40 лет он написал огромное количество книг, тираж которых составлял сотни тысяч экземпляров. Среди них такие фундаментальные, как «Основания психологии» (1855), «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864 и 1867), «Основания социологии» (1876) и др. Наиболее полное издание его трудов содержит 21 том.

Г. Спенсер оказал большое влияние не только на последующее развитие теоретической социологии, но и на популяризацию социологии в массах. В 1883 г., посетив США, он выступал с лекциями в залах, переполненных восторженными слушателями. Однако уже в первые десятилетия ХХ в. имя Г. Спенсера стало забываться, и в справочниках он стал фигурировать как один из теоретиков либерализма.

Последователями основанного им эволюционно-органического направления социологии, искавшего аналогии между организмом и обществом, были: в Германии – А. Шеффле, во Франции – Р. Вормс, в России – П. Лилиенфельд. Труды Г. Спенсера и его последователей предвосхитили зарождение системного подхода к изучению общества.

Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист,также считается одним из основателей современной социологической науки.

Он оказал огромное влияние на возникновение и формирование европейской и,особенно, американской социологии. На его взгляды повлияло знакомствос трудами видных экономистов А.Смита и Т.Мальтуса. Высоко оценил он "Про-исхождение видов" Ч.Дарвина и взял на вооружение некоторые идеи последнего.Весьма серьезное влияние на мировоззрение Спенсера оказали работы О.Конта.В начале шестидесятых годов ХIХ века, Спенсер предпринял грандиозную попытку создать систему социологии, объединяющую все теоретические наукитого времени. Социология у него становится всеобъемлющей наукой, включающей в себя и анропологию, и этнографию, и общую теорию исторического развития.

Спенсер привнес в социологию два исходных принципа, которые оказали существенное влияние на все ее развитие: понимание общества как живого организма и идею социальной эволюции (органицизм и эволюционизм).

По Спенсеру - общество не просто скопление индивидов, а реальная сущность, особый социальный организм, имеющий сходство с биологическими созданиями. Общество как и организм, растет и увеличивается в объеме, в процессе эволюции усложняется в структуре, каждая часть общества выполняет определенную функцию. Как и в живом организме, в нем дифференциация структуры и функций его отдельных частей сопровождается развитием их взаимодействия и т.д. социальный прогресс – процесс усложнения общества на основе разделения труда. Разделение труда сопровождается специализацией функциональных характеристик отдельных органов целого. По Спенсеру для успешного функционирования общества необходим внешний социальный контроль:-страх перед живыми (государство);-страх перед мертвыми (церковь);

Но Спенсер говорит и об отличиях биоорганизма от организма социального. Так составные части биоорганизма соединены неразрывно в единое целое, тогда как в обществе живые элементы более независимы; в биоорганизмах способность мыслить и чувствовать сосредоточена лишь в определенных его частях, а в обществе все единицы способны на это; в живом организме элементы существуют ради единого целого, а в обществе наоборот.

Кстати, их последнего тезиса следует, что для Спенсера, в отличие от Конта, индивид первичен, а общество вторично!

Эволюционизм, является вторым исходным принципом теории Спенсера. Эволюция для него это всеобщий единый процесс развития. Социальная эволюция - противоречивый, но равномерный, постепенный, автоматический процесс. Вмешательство в этот процесс недопустимо! Оно приведет лишь к ухудшению существующего положения.

Взгляды Спенсера нашли огромное признание уже при его жизни. Своим пониманием общества как саморегулирующейся системы и анализом взаимосвязи социальных функций со структурой общества он предвосхитил многие положения структурного функционализма. Он первым в социологии начал систематически употреблять понятия "социальная система", "социальная структура", «функция", "институт". Одним из первых он попытался разграничить понятия эволюция и прогресс.

11.Карл Маркс (1818-1883) не считал себя социологом . Более того, он не признавал и ненавидел Конта с его социологией, но случилось так, что значение идей Маркса для развития социологии оказалось весьма велико и общепризнанно социологической общественностью. Выделяют такие его ключевые социологические идеи:

Он показал влияние экономических факторов (производительных сил и производственных отношений) на объективное и поступательное (т.е. независимое от воли и сознания отдельных личностей в истории) развитие общества. Более того, показал, что их воля и сознание определяется естественно-историческим процессом;

Он создал концепцию отчуждения труда, которую социологи с успехом используют и сегодня;

Он показал роль социальных противоречий и конфликта в развитии общества. На этом основании, К.Маркса называют основоположником конфликтологической парадигмы в социологии.

Он выдвинул мысль о существовании "исторического интереса эпохи" и его влиянии на "ценностные предпочтения" ученых, результаты их деятельности, и, соответственно, их влияние на развитие общества. Отсюда - признание Марксом возможности и даже необходимости активного вмешательства в эволюцию развития общества, даже насильственного.

Таким образом, в целом, подход Маркса был историчен, человек рассматривался им не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный изменять свою среду. Для тогдашней социологии также имел большое значение акцент Маркса на изучение не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества и конкретного человека.

Однако, большинство социологов не принимали и не приемлют мысли Маркса о том, что люди с помощью насилия могут вмешиваться в эволюцию.

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.

При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными.

Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии;2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями;3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства;4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями;5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими;6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений;7) принцип естественно-исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой;8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений;9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса.

Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.

Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы.

Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и являются источником общественного развития. Важным элементом теории социальной революции являются условия, при которых ее совершение становится возможным: она не совершается, пока не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки.

Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой.

Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации.

Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой выступает частная собственность.

Современные социологические теории

Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее из принципов, выработанных М.Вебером и Э.Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему уникально и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу рассмотрения общества.

Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют следующие направления: структурный функционализм, конфликтологический подход и, наконец, теории межличностного взаимодействия.

Функционалистская социология . Выступая, во многом наследниками Г.Спенсера, современные социологи-функционалисты, и, прежде всего американский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом. Именно поэтому вместо того, чтобы рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, считают функционалисты, надо просто рассматривать те реальные, наблюдаемые и проверяемые последствия, которые связаны с фактами и объектами. В них, в последствиях, и проявляют себя функции. Однако какие же методологические «инструменты» применяет основатель функционализма в своем анализе?

Прежде всего - принцип социологической «теории среднего уровня». Свое краткое определение «теории среднего уровня». Р. Мертон формулирует следующим образом, что специфика социологии как особого видения социального мира по преимуществу, а, быть может, и исключительно выражается в той неповторимой «локализации» социологии в «промежуточном пространстве», располагающемся между чисто эмпирическими рабочими гипотезами и социально-философскими теориями социума.

Смысл многочисленных понятий функционализма состоит в их стабилизационном значении для развития социологического мышления. В известных социальных условиях дестабилизации именно эта нравственно-психологическая роль функционализма оказывается жизненно важной для выживания социологии как социальной науки и сохранения самоуважения социологов как ученых.

Параллельно и даже несколько раньше функционализма стала развиваться другая большая социологическая школа, возглавлявшаяся американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979), получившая название «структурного функционализма».

Исходной точкой в формировании структурного функционализма стал принцип системного строения общества. Парсонс доказывал, что все социальные системы обладают набором из четырех основных функций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе действия. Иначе говоря, социальная система должна действовать, развиваться - в противном случае она умирает. Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами; для того, чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и важности.

Основная идея функционализма – идея социального порядка в обществе, основанного на доминировании согласия над конфликтом.

Конфликтологические теории . В противовес функционалистским подходам, всемерно подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположный стиль социологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов, а борьбу различных групп и направлений, в результате которых и формируются социальные структуры и отношения. Значимые корни конфликтологического подхода можно обнаружить в социологическом наследии Карла Маркса.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916-1962) – американский социолог, прославившийся своими исследованиями властвующих элит в современном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политических деятелей, бизнесменов и военных.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который относил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, перераспределение доходов, за монополию на духовное лидерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того, общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социального взаимодействия между группами и индивидами.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того, что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Обосновывая главные положения теории конфликта, Р.Дарендорф утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. Стремление людей к перераспределению власти, а не экономические причины становятся источником конфликтов, а поскольку одно перераспределение выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу.

Теории межличностного взаимодействия провозгласили, а противовес функционалистам, примат психического над социальным. Разновидности теории взаимодействия воплотились в теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), символическом интеракционизме (Дж.Мид, Г.Блумер, Г.Стоун).

Теория обмена . Весьма увлекательную картину общества нарисовали представители так называемой «теории обмена», и, прежде всего Джордж Хоманс (род. 1910), который высказал предположение, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Люди действуют и взаимодействуют только исходя из определенного интереса, заставляющего их взаимодействовать. Что же становится предметом обмена? Что угодно, но обязательно имеющее социальную значимость. Например, свободное время, которым мы делимся со своим партнером. Таким образом, ценность каждого отдельно взятого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Не трудно понять, что «обмены» - это взаимодействия, следующие принципам определенной символики. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Это объясняет нам существование социального неравенства.



Символический интеракционизм . Центральное понятие символического интеракционизма – понятие межиндивидуального взаимодействия.. Термин «символический» обозначает, что эта социологическая школа делает акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие, то есть, «интеракцию» (взаимодействие).

Основатель символического интеракционизма, выдающийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863-1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество и индивидуальное сознание формируется в совокупности взаимодействий. Анализ взаимодействия начинается с понятия жеста. Он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия, выступая в качестве символа. Жест - не только и не столько физический жест, сколько «вербальный жест» - слово. То есть, человеческое действие не может быть понято только лишь на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодействия.

Взгляды Мида на общество и личность получили дальнейшее развитие в «драматургической» социологии Ирвинга Гоффмана , который, следуя театральной терминологии, сделал упор на процессе раскрытия личности в поведении. Вся «площадь» действия, или сцена, разделяется на внешнюю часть сцены, где люди («актеры») представляют себя на зрителях, и внутреннюю часть «сцены», где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене. Там «актеры» меняют смысл своей деятельности и расслабляются.

Социология символического интеракционизма весьма увлекательна. Она дает неповторимую перспективу рассмотрения всех процессов, происходящих в обществе. Символические интеракционисты развивают свои теоретические обобщения на другом уровне и сквозь призму коллективного поведения прослеживают все основные процессы социальной жизни.

Этнометодология. В прямом переводе термин «этнометодология» означает методы (способы), которые применяют люди в повседневной жизни. Основатель этнометодологии, современный американский социолог Гарольд Гарфинкель разработал главную часть своего метода - анализ разговорных высказываний. Используя звуко- и видеозаписи, этнометодологи изучают то, как повседневные формы речи и диалога обнаруживают скрытые структуры поведения. Для того чтобы проникнуть в это «Зазеркалье» повседневного поведения, Гарфинкель предложил резко нарушать привычные ситуации общения, нарушать устоявшиеся правила взаимодействия и тем самым обращать внимание участников эксперимента не на устоявшиеся «сокращенные» формы поведения, а на «фоновый» смысл, находящийся за этим общением.

Современное развитие социологической теории дает богатую почву для различного рода обобщений. Социология предоставляет каждому человеку, познакомившемуся с ее классическими и новейшими достижениями, основания для самостоятельного анализа тех или иных ситуаций любого уровня и характера. И хотя, как становится ясным, создание одной универсальной социологической теории невозможно, но каждая из существующих теорий может обогатить нас неповторимым, оригинальным углом зрения на то, что происходит в окружающем социальном мире.