» от души поздравляет Его Сиятельство с юбилеем, желает ему здоровья, помощи Божией в его многообразной деятельности.

В с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым, состоявшейся 19 июля 2014 года, Князь, говоря в основном о Новороссии, высказал суждение о роли Владимира Путина в судьбах России: «Моя позиция проста. Если бы не Владимир Владимирович, то России бы уже не было в 2002 или 2003 году! Нашей страны уже не существовало бы! Ее бы уже распродали! Помните, какая была ситуация? Уральский губернатор Россель уже начал готовить проект местной валюты. Монету свою собрался чеканить! Тут же идею подхватил дальневосточный губернатор, мол, а мы чем хуже. Вот что уже начиналось! Кто помнит то время, понимает, что Россия стояла перед реальной угрозой распада. Я уверен на сто процентов, что без Путина России, как единого государства, уже бы не существовало. На месте России было бы 8-10 стран, которые сразу же начали бы воевать друг с другом. А американцы, разумеется, подбрасывали бы денежки на эту войну, а сами бы властвовали. Вот, что было бы сегодня в России, если бы не Путин».

В преддверии президентских выборов в России это свидетельство столь авторитетного деятеля действует отрезвляюще!

Юбиляра поздравляют его соратники.

С Зурабом Михайловичем Чавчавадзе я знаком уже много лет, за годы нашего общения мы сблизились и подружились. Первое, что бросается в глаза в общении с Зурабом Михайловичем - это его врожденное благородство. Он - действительно Князь, но не только по своей удивительной родословной, но и по своей человеческой сути. Зураб Михайлович - подлинный носитель великих русской и грузинской культур. Он одинаково любит Россию и Грузию и в этом смысле является уникальной фигурой, объединяющей наши великие народы.

Один выдающийся политический деятель после Победы русского, советского народа в Великой Отечественной войне сказал: «Я - русский грузинского происхождения». Полагаю, что эти слова вполне можно отнести и к Зурабу Чавчавадзе. Зураб Михайлович - человек глубокой веры, подлинный рыцарь Православия. Во многом благодаря его усилиям произошло одно из важнейших событий в новейшей истории Церкви - объединение Русской и Зарубежной Православных Церквей. А скольким людям помог и продолжает бескорыстно помогать Зураб Михайлович! Он неизменно оказывается рядом в самую трудную минуту - это многие могут засвидетельствовать, исходя из собственного опыта в общении с ним, в том числе и я.

Благодаря своему рассудительному мышлению Зураб Михайлович удивительно объективен в оценке исторического процесса, ведь его родные и близкие немало страданий претерпели от советской власти. Но он, тем менее, никогда не рисовал советский период одной лишь серо-черной краской, но неизменно выделял и выделяет то положительное, что объективно присутствовало в советскую эпоху. Для Зураба Михайловича русская история едина и неделима, несмотря на все страшные трагедии. А еще Зураб Михайлович удивительно обаятельный и красивый человек, несущий в себе свет подлинной христианской любви. Такие люди действительно на вес золота. Многая и благая лета нашему дорогому Зурабу Михайловичу!

Для меня Зураб Михайлович - образец подлинного аристократа. Он никогда не кичится своим титулом, очень прост в общении, но при этом каким-то неведомым образом умеет сохранять дистанцию с собеседником. Не могу понять, откуда это - может быть это и есть врожденный аристократизм, передающийся в поколениях, а может быть это результат воспитания. Но это есть.

Я не так часто имел удовольствие общаться с Князем, но эту его простоту и отсутствие чванливости, которая как раз характерна для тех, кто «из грязи да в князи», ощутил при первом знакомстве и общении. Это тот случай, когда человек сразу располагает к себе. Помню, меня сразила эта утраченная уже многими из нас привычка подавать пальто гостю, несмотря на протесты с его стороны.

Но сильнее всего меня удивляет и радует широта взглядов Зураба Михайловича, его способность возвыситься на личным и корпоративным, когда речь идет об интересах Отечества. Во время интервью я спросил князя, как он оценивает Февральскую и Октябрьскую революции. Я знал, что Зураб Михайлович - монархист, один из зачинателей легитимизма в России. Я знал, что его семья и он сам пострадали от советской власти - отец сидел в лагере, многие родственники были расстреляны, сам он с сестрой и матерью в детстве сполна испытал тяготы ссылки, а потом на всю жизнь получил клеймо сына «врага народа». Поэтому я, в лучшем случае, ожидал услышать слова осуждения обеих революций. И каково же было мое удивление, когда Князь заявил, что Россия погибла бы, если бы следом за Февралём не наступил Октябрь. Такой глубины понимания истории России не встретишь порой у профессиональных историков! И это при том, что Князь прекрасно отдает отчет в преступлениях большевиков, не находит добрых слов в отношении Сталина, не говоря уже о Ленине. Это такой, я бы сказал, орлиный взгляд на нашу историю!

Я очень ценю наше сотрудничество с Зурабом Михайловичем. Знаю, что в трудную минуту могу обратиться к нему за помощью и обращался уже, и убеждался, что он в помощи никогда не отказывает.

От всего сердца поздравляю Князя Зураба Михайловича Чавчавадзе со столь знаменательной датой - 75-летием со дня рождения. Я вижу, что он в свои немолодые годы бодр и энергичен. Дай Бог всем нам дожить до 75-ти и оставаться такими активными, столь бодрыми духом и телом. Дай Бог Вам, дорогой Зураб Михайлович, здоровья и сил на многая лета. О чём, уверен, молятся многие знающие и любящие Вас.

И в заключение не могу не обратить внимания на печальную сторону юбилея Князя Чавчавадзе. Его не заметила ни государственная, ни даже церковная власть. Это свидетельствует о прорехах в работе соответствующих государственных и церковных служб. А на фоне нередкого награждения не пойми кого, это выглядит и вовсе вызывающе.

Краткая биография:

Зураб Михайлович Чавчавадзе родился 28 января 1943 года в Париже. Его отец князь Михаил Николаевич Чавчавадзе был офицером лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, участником Великой и Гражданской войн. Эмигрировал, жил во Франции. В 1948 году вернулся с семьей в СССР, вскоре был арестован и заключен в ГУЛАГ, а его супруга княгиня Мария Львовна вместе с детьми сослана в Казахстан. Реабилитированы в 1956 году.

Зураб Михайлович окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета. Работал в НИИ научной информации в Тбилиси, преподавал в Грузинском государственном университете. В 1990 году стал одним из организаторов Российского дворянского собрания, позже приостановил свое членство в нем. Возглавлял Высший монархический совет.

Сегодня он - генеральный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого и директор православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево. Его супруга Елена Николаевна Чавчавадзе - известный продюсер, сценарист, режиссер, вице-президент Российского фонда культуры.

Князь Зураб Чавчавадзе July 9th, 2013

Последние статьи на РНЛ изобилуют различного рода выпадами в адрес Кургиняна и той части «Народного Собора», которая образует реальный фронт борьбы с ювенальной юстицией. Но речь я хотел повести не об этих второсортных статьях, а вот о чем: их все объединяет постоянная апелляция к «особо оскорбленному» Кургиняном некоему князю Зурабу Чавчавадзе. Мол не агент он ЦРУ и Ротшильдов, а благороднейший человек! Ну, вроде бы князь и князь: жил в эмиграции, вращается в кругах РПЦЗ, возглавляет благотворительный фонд Святителя Василия Великого, часто публикуется на сайтах православной направленности. Но почему он так рьяно упоминается чуть ли не в каждой статье? Любопытство взяло верх и решено было потратить вечер на изучение вопроса (пусть и довольно поверхностное), дабы узнать, чего это так очерняют благородного князя и потомка белоэмигрантов.

По нехитрому запросу в гугле «князь Чавчавадзе» решил я поискать картинки (потому что они часто интереснее текста). И в ворохе различных портретов набрел на следующее фото:
http://reibert.info/attachments/Чавчавадзе-jpg.1026182/



«Ага, офицер значит Вермахта, - подумал я, - Но мало ли однофамильцев! Не может же род нашего благородного князя иметь отношение к фашистским приспешникам». В википедии в статье о роде Чавчавадзе никаких упоминаний про данного офицера (Г. Н. Чавчавадзе) нет. Так может действительно это совсем сторонний человек и нечего бросать тень на плетень?
Но я решил таки проверить, не имеет ли этот немецкий офицер хотя бы каких-то косвенных отношений к роду Зураба Чавчавадзе. Всё таки древний княжеский род, да ещё и с такой фамилией... много ли найдётся посторонних однофамильцев?

Перебрал много материалов и запросов. Офицер на фото - это Чавчавадзе Георгий Николаевич . Небольшая биография имеется здесь: http://reibert.info/threads/Чины-германских-вооруженных-сил-–-выходцы-из-Российской-Империи-не-добровольцы.196300/ Родился в 1921 г. в Харькове. В 1938 г. вместе с матерью выехал в Германию (в числе обмененных на австрийских коммунистов). В 1940 г. окончил военное училище. Служил во фронтовой разведке. Во время Второй мировой войны - командир разведэскадрона 56-го танкового корпуса. В феврале 1945 г. был причислен к 1-й пехотной дивизии ВС КОНР (600. Infanteriedivision Fremd, russische). Служил в 1600-м отдельном разведывательном дивизионе (russische Einzel-Aufklarungsabteilung 1600.), которым командовал майор Б. А. Костенко, в должности командира 3-го эскадрона (звание - ротмистр). Потом выпускал антисоветскую литературу в Европе, эмигрировал в Канаду. В общем, как следует из биографии, вполне себе респектабельный офицер Вермахта и идейный борец с «треклятым» большевизмом. Однако никаких упоминании о связи с родом того самого Зураба Чавчавадзе, о котором печется РНЛ, найдено не было.
Так что же, зря я потратил почти 1,5 часа на поиски? Конечно нет, и самое любопытное началось далее.
Как выяснилось, супруга нашего офицера Вермахта с фото Г. Н. Чавчавадзе - Ирина Георгиевна Бен-Чавчавадзе (урожд. Климова). Про неё удалось найти следующее: «Молоденькая девчушка из Риги, была личной переводчицей генерала Власова». Значит тоже из «этих», как и муж.

Но что за приставка «Бен» в фамилии? Поиск по этой фамилии привел к материалу на сайте pravoslavie.ru. В статье «Возвращение на Родину» (http://www.pravoslavie.ru/guest/050926145432.htm) приведено интервью с некоей Е.Н.Чавчавадзе. А это же супруга благородного князя Зураба Чавчавадзе! «Вот это интересно», - подумалось мне. В статье идёт речь об инициативе перенесения останков скончавшихся в эмиграции генерала А. Деникина и философа И. Ильина в Россию.
И здесь Елена Николаевна сама говорит следующее:
«На церемонию перезахоронения приедет Марина Антоновна Деникина, ее сын Михаил и внучка, французский генерал Альбер, который знал Деникина. Прилетит А.Е. Климов, потомок русских эмигрантов Ирина Бен-Чавчавадзе, которая является нашей родственницей : ее семья после революции была вынуждена присоединить эту приставку, чтобы избегнуть репрессий за княжеское происхождение.»

Бинго! Т.е. сама супруга Зураба Чавчавадзе прямо утверждает, что жена офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе является их родственницей! Я потратил на то, чтобы это доказательство найти больше 2-х часов, был уверен, что все следы давно заметены, а концы спрятаны в воду мировой элитой и теневым правительством, а тут получаю подтверждение со слов самого, так сказать, фигуранта дела. И вот так открыто говорится про ту самую Ирину Бен-Чавчавадзе - работавшей на Власова жене офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе.

Вот такие они получаются «благородные» князья. И, если вы по запросу фамилии одного из них увидите фото офицера в форме СС или Вермахта, то не удивляйтесь: это те самые фото из утерянного семейного архива, которые просто не вешают в рамочку для публичных показов под хруст французских булок и о которых ничего не упоминается во всё знающей Википедии. Дабы пока не травмировать русский народ. Только вот непонятно, почему это вдруг типы с такими родственниками прописались на якобы патриотических сайтах и почему их главреды так пекутся о их достоинстве?

Чавчавадзе, Зураб Михайлович

Председатель правления Высшего монархического совета (ВМС); родился 22 января 1943 г. в Париже; в 1949 г. вместе с семьей был репатриирован в СССР; окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета в 1969 г.; 1969-1971 - старший научный сотрудник Грузинского НИИ научной информации (г. Тбилиси); 1971-1989 - старший преподаватель кафедры новых методов обучения Грузинского государственного университета; 1990-1993 - председатель правления советско-британского издательства СП "Рюрик"; с 1995 г. - советник президента Российского национального коммерческого банка; в 1990 г. стал одним из организаторов Российского дворянского собрания (Союз потомков российского дворянства); в июле 1993 г. на III Всероссийском монархическом съезде был избран председателем правления ВМС.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Чавчавадзе, Зураб Михайлович" в других словарях:

    О советском мультипликаторе см. Чавчавадзе, Шадиман Леонидович князья Чавчавадзе ჭავჭავაძეები … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чавчавадзе. Елена Николаевна Чавчавадзе (ур. Приписцова; род. 12 августа 1947(19470812)) российский журналист, режиссёр, сценарист; с 1998 года директор… … Википедия

    Елена Николаевна Чавчавадзе российский журналист, режиссер, сценарист; с 1998 года директор президентских программ Российского фонда культуры, вице президент этого фонда. Лауреат премии Русского биографического института «Человек года 2005» в… … Википедия

    Елена Николаевна Чавчавадзе российский журналист, режиссер, сценарист; с 1998 года директор президентских программ Российского фонда культуры, вице президент этого фонда. Лауреат премии Русского биографического института «Человек года 2005» в… … Википедия

    Елена Николаевна Чавчавадзе российский журналист, режиссер, сценарист; с 1998 года директор президентских программ Российского фонда культуры, вице президент этого фонда. Лауреат премии Русского биографического института «Человек года 2005» в… … Википедия

    Грузины народ картвельской группы, живущий в центральной и западной части Кавказа. В список включаются грузины, оставившие заметный след в истории, культуре, науке Грузии, России и других государств. В скобках указаны принадлежность к… … Википедия

Сегодня все чаще можно прочесть и услышать – и в материалах СМИ, и в бытовых разговорах, – что всё при советской власти было просто прекрасно, а репрессии… так что вы хотите: лес рубят – щепки летят, это, мол, издержки исторического прогресса, да и вообще сажали и расстреливали за дело.

Идеализация прошлого, забвение уроков истории – опасно, прежде всего потому, что чревато повторением самых страшных ошибок.

О «справедливой» и «заботливой» советской власти, о том, как не впасть в другую крайность – ненависти к «мрачному прошлому» – и не поддаться духу вражды, мы беседуем с общественным деятелем, членом Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директором православной гимназии имени святителя Василия Великого Зурабом Михайловичем Чавчавадзе.

– Зураб Михайлович, многие искренне считают, что в СССР никого за веру не притесняли, никаких гонений не было. Если кого и расстреливали, то исключительно за дело: дескать, это были враги советской власти. Откуда такая убежденность?

– Тем, кто искренне так считает, я посоветовал бы объявить тотальную войну собственной безграмотности. Современному человеку позорно не знать своей истории. И вдвойне позорно не знать той ее части, которая отдалена всего-то на какие-нибудь два-три поколения.

Поговорим по поводу «расстреливали исключительно за дело».

В момент расстрела мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» убили мать и дитя?!

Приведу только несколько примеров. В конце нулевых годов мне довелось совершить паломничество в Алатырский Свято-Троицкий монастырь в Чувашии, который в то время восстанавливался буквально из руин. Местные археологи рассказали мне жуткие подробности о раскопках, которые они проводили на монастырской территории, ставшей вскоре после закрытия обители расстрельным полигоном (отдаленность монастыря от жилых поселений и высокие его стены обеспечивали надежное прикрытие палачам). Среди многих человеческих останков с пулевыми отверстиями археологи с ужасом обнаружили два скелета, один из которых принадлежал молодой женщине, а второй – пятилетнему ребенку. Скелеты лежали в земле вплотную друг к другу с переплетенными кистями рук – в момент убийства мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» те изверги убили мать и дитя?!

Еще пример. Я помню, как мы хоронили моего деда. Лев Александрович Казем-Бек, корнет лейб-гвардии Уланского полка. После исхода из России в 1920 году он жил во Франции. В 1941-м попал в концлагерь Компьень и пробыл там до 1944 года: нацисты не любили русских патриотов.

Это было в Казахстане, в ссылке, куда отправили нашу семью, возвратившуюся в советскую Россию в 1947-м: мы поверили обещаниям советского правительства, будто «все разногласия – дела давно минувших дней, ни о каких преследованиях не может быть и речи: Родина ждет своих сыновей», – такие лозунги после Победы в Великой Отечественной войне воспринимались с верой и надеждой. И мы вернулись. Все слова о братской любви моментально обернулись страшной действительностью – нас выслали в Казахстан, в степи. Описывать все лишения, переживания, весь ужас займет слишком много времени. Но ярким и, наверное, одним из самых страшных воспоминаний моего детства останется вот это: мой дед умирает от голода, а мы, его семья, вынуждены хоронить его в огромном ящике из-под помидоров, найденном где-то на свалке. Жара, пекло, степь. Мы, изнывающие от голода, спешно хороним нашего деда, русского патриота, совсем еще недавно бывшего заключенного нацистского концлагеря, поверившего лживым заверениям советского правительства, в ящике из-под помидоров.

И еще пример. Долгое время после ссылки наша семья жила в Вологде, городе, который раньше описывали как «город-монастырь»: до страшных событий 1917 года здесь, в маленьком провинциальном северном городке, было 60 храмов, несколько обителей – та самая Северная Фиваида. Так вот, только в этом городе храмы были превращены в расстрельные тюрьмы: в храме бывшего Свято-Духова монастыря, сейчас стертого с лица земли, проводились казни. Стена Прилуцкого монастыря испещрена пулями, а пруд около этой стены закопан: там хоронили казненных. Согласно свидетельствам местных жителей, колодцы нескольких сел вокруг города были забиты телами раскулаченных, не вынесших истязаний. Из города-монастыря Вологда превратилась в город-эшафот.

А теперь давайте просто пройдемся по любой улице любого русского города и исследуем судьбы людей, живших здесь в то страшное время: какой русский город, скажите, нельзя назвать вслед за Вологдой «городом-эшафотом»?

Достаточно взять в руки любую из книг многотомного труда игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках, открыть ее на любой странице и прочитать любой абзац, чтобы раз и навсегда понять: не верующие русские люди были врагами советской власти, а советская власть была их жестоким и лютым врагом, открыто полагавшим своей целью полное их изживание. Тут, кстати, уместно вспомнить Хрущева, обещавшего в 1980-х годах показать по ТВ «последнего попа»! Как и во всех прочих его завиральных идеях, печальной памяти неотроцкист был посрамлен и в этих своих планах: именно в указанное им время случилось так называемое «Второе крещение Руси»!

– Если советская власть по своей природе антихристианская, то как совместить лояльность к власти с верой во Христа?

– С большим трудом просматриваю какое-либо «природное» происхождение советской власти, которая представляется мне скорее искусственно сконструированной на основе утопичной идеи о всеобщем равенстве. Суть самой этой идеи – антихристианская, следовательно, советскую власть надлежит определять антихристианской по сути, для христианина она – всего лишь чуждое по духу явление.

Лучший способ сопротивления безбожной власти – молиться о ее вразумлении

– Простите: «всего лишь» немного смущает. Если определенное явление мне, христианину, чуждо по духу, то, следовательно, оно мне враждебно.

– Не совсем так: врагом христианину власть становится только тогда, когда потребует от него отречения от Христа – публичного или частного. Если вспомнить все без исключения советские конституции, то в них всякий раз неизменно провозглашалась полная свобода вероисповедания. Таким образом, уж христиане-то стремились жить по закону, а вот советская власть лицемерно нарушала свои же собственные. И совместить лояльность к такой власти с верой во Христа очень просто на основе христианского учения о покорности установленной или попущенной власти. Оно изложено в Послании апостола Павла к Римлянам (13: 1–7). Лучший же способ «враждовать» (я имею в виду христианское сопротивление) против безбожной власти – это молиться о ее вразумлении и, как говорится, жить не по лжи.

– Как ваша семья, не будучи заклятым врагом советской власти, восприняла жестокое отношение к себе в годы гонений и репрессий? Есть ли обида, жажда мщения? Почему никто из вас не проклинает страну, людей, которые обрушили на вас столько страданий?

– Заклятым врагом советская власть нам, действительно, не представлялась. Но чуждой была всегда, поскольку все мы глубоко чтили замученную Царскую Семью и хранили верность монархическим убеждениям. Не утрачивая живой связи с Церковью, мы фактически сосуществовали с действующей властью, не поддавались ее идеологическому давлению и жили на основе добровольно принятого на себя статуса «внутренних эмигрантов».

За долгие годы бесчеловечного отношения к нам как к «врагам народа» обид, конечно, накопилось немало, но идея мщения в семье отвергалась изначально и принципиально. И уж тем более никому никогда не приходило в голову проклинать страну и людей за обрушенные на нас страдания. Ведь мы всегда считали и страну, и людей такими же жертвами официальной власти, какими видели и себя. И при этом свято верили, что и страна, и народ рано или поздно изживут навязанную им чужеродную идеологию, некогда сформулированную в умах внешних и внутренних врагов России.

– Эта вера оправдалась со временем?

– К сожалению, не полностью. Просчитались мы в том, что, расставшись наконец с коммунистической догмой, страна и народ не нашли в себе сил дать отпор новым внешним и внутренним врагам, ввергнувшим Россию в хаос и разруху 1990-х годов. Однако наступление нового тысячелетия ознаменовало постепенный разворот страны в сторону защиты державных интересов и возрождения национальной жизни на традиционных основах хозяйствования и справедливости. Только бы оказаться нам, всем православным русским людям, достойными этой великой милости Божией!

– Какие, на ваш взгляд, уроки прошлого – столетнего, тысячелетнего – мы, православные, усвоили и не усвоили? Какие ошибки можем повторить?

– Об уроках тысячелетнего прошлого, конечно же, следовало бы говорить в рамках не интервью, а какого-нибудь масштабного монографического исследования. Но в обоих случаях красной нитью должна прослеживаться мысль о самобытности исторического пути народа. Наши недруги насмехаются, когда речь заходит о своеобразии русского пути, но почему-то не перечат, когда, например, феномен «японского чуда» ХХ века трактуется как результат особости развития производительных сил этого народа.

Дерзну утверждать, что самобытность тысячелетнего поступательного развития России заключается в том, что оно неизменно сопровождалось здоровым чувством православного и национального самосознания разносословного русского общества.

Уроки прошлого наглядно показывают, что любые утраты этого чувства всегда отрицательно сказывались на ходе государственного строительства. История многострадального ХХ столетия – это сплошь череда катастрофических ослаблений как православного, так и национального элементов в самосознании нашего народа. Именно это обстоятельство побудило хитроумного Сталина в минуту крайней опасности для страны в 1941 году обратиться к народу с воззванием, укрепляющим державный народный инстинкт: ведь тогда прозвучали забытые было имена великих православных святых и русских национальных героев.

В нынешний судьбоносный момент, когда на Россию ополчился весь западный мир вкупе с активизировавшейся пятой колонной предателей и новых богоборцев, все мы, православные русские люди, уже не имеем никакого права на повторение ошибок. Наша святая обязанность – хранить веру православную, крепить державный дух, видеть в каждом православном соотечественнике, вопреки всем разводящим нас обстоятельствам, своего брата и соратника и великодушно подчинять личные интересы интересам Отечества.

Не отдадим в разор Россию, как это сделали наши предшественники в печальной памяти 1917 году. Господи, прости их и укрепи нас грешных! Пожалуйста, учите историю: она написана кровью мучеников.