Развитие действий в романе передано через восприятие реального очевидца событий 1918-го года, так как прототипом Алексея Турбина стал сам автор, М.А.Булгаков, который "в условиях войны и постоянной смены властей призывался на службу в качестве врача". Он пишет, что ненависть и злоба управляли людьми, которые не могли разобраться в правоте или несправедливости требований многочисленных партий, социальных или сословных групп, а то и просто банд, прикрывавшихся революционными лозунгами. Были голодные безземельные крестьяне, и были помещики, забиравшие большую часть урожая. У людей к тому времени скопилось много боеприпасов, оружия, с помощью которого они хотели отвоевать своё право на хлеб и на жизнь.

Обстановка в Городе (имеется в виду Киев) давно была накалена, и до взрыва оставалось немного. В самом центре этого взрыва оказались жители Города и офицеры Белой гвардии, которым довелось видеть бессмысленную и бесконечную смену власти, но в данной ситуации люди вели себя по-разному. Так, например, Алексей Турбин, старший из братьев, был противников революций, кровопролитий, однако понимал мужиков с их «сердцами, горящими неутолённой злобой». Крестьяне ненавидели и немецких офицеров, которые оставляли свои записи на клочках бумаги: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок». Мужиков возмущали издевательства немцев над украинцами, но они видели врага и в украинском гетмане, при котором на их шею снова уселись «помещики с толстыми лицами». Не осуждал старший Турбин простой люд за ненависть и к русским офицерам, к «москалям», так как враждебные взаимоотношения возникали между людьми оттого, что были они «сбиты с винтов жизни войной и революцией».

«В огне революций» каждый человек делал свой нравственный выбор. Когда братья Турбины и их товарищи стремились выполнить свой долг, защищая Город, инженер Лисович, сосед Турбиных, и ему подобные устраивали свои собственные, личные дела. Штабной офицер Щёткин, сам себя превративший в штатского, уехал в свою уютную квартирку и, напившись кофе, сладко уснул: не собирался он никого спасать. А в это время юнкера во главе с Най-Турсом должны были «вертеться под шрапнельным небом», защищая горожан, среди которых были и штабист Щёткин, и обыватель Лисович, усердно и изобретательно устраивавший всё новые тайники для награбленных и накопленных при всех властях денег. Лисовича никогда не беспокоили раздумья по поводу порядочности, чести или гражданского самосознания: «Он бережно откладывал в сторону фальшивые (деньги), предназначенные извозчику и на базар». Мошенничать, обманывать людей – давний талант этого приспособленца, спокойно живущего без убеждений, без чувства долга перед людьми и Отечеством. Для него в смутное время важно одно: научиться надёжно прятать «катеринки» и «петровки», золото и серебро.

В защите Города участвовали как офицеры "белой гвардии", так и недостаточно обученные юнкера. Младший Турбин, Николай, собирался умереть в то время, когда Лисович считал и прятал деньги. Каждый по-своему видел своё место на этом «пожаре». «Народные учителя, фельдшера, украинские семинаристы, волею судеб ставшие прапорщиками, здоровенные сыны пчеловодов, штабс-капитаны с украинскими фамилиями... все говорят на украинском языке, все любят Украину», ...и все вооружены. Когда гибли за Украину те самые офицеры-москали (белая гвардия), их считали врагами некоторые представители украинской нации, иногда и бывшие сослуживцы. Например, после участия в первой мировой войне превратился в полковника петлюровской армии сельский учитель Козырь, он воевал теперь против царской армии. Объяснение этому найти можно: «...война для Козыря была призванием, а учительство – лишь долгой и крупной ошибкой». Кому служить и кого убивать, для него не было принципиальным, лишь бы военная карьера хорошо складывалась. Таким, как Козырь, не понять, почему один из командиров, увидев, как погибли его четыре офицера и два юнкера под ударами конной сотни, выстрелил себе в рот, сказав перед этим: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков». Это был человек с высочайшим чувством ответственности за жизни своих подчинённых, верный присяге и долгу защитника Отечества.

Глубоко порядочным и честным человеком, с высоким чувством долга, верности присяге, с чувством собственного достоинства был такой представитель Белой гвардии, как полковник Малышев. Он оказался дальновидным военачальником, сумевшим разведать, что гетман со своим окружением позорно бежал за границу, как и командующий армией. Поэтому Малышев спасает от гибели своих «неразумных детей», желавших сложить головы при защите Города и его жителей от петлюровцев. Обманутые, втянутые в авантюру люди могли быть перебиты в бойне с хорошо вооружёнными, в двадцать раз превышающими их по численности войсками Петлюры. Полковник Малышев взял на себя ответственность за решение участи солдат и офицеров вверенного ему дивизиона. Он велел сорвать погоны, разойтись по домам и не рисковать понапрасну.

М.А. Булгаков отобразил в романе суровую, жестокую правду Истории, показал разные характеры, судьбы, нравственный выбор людей в тяжелейших обстоятельствах эпохи войн и разрушений. Одни герои (например, Турбины, Най-Турс, Малышев) оставались верны таким нравственным ценностям, как честное служение обществу и стране, бескорыстие, порядочность, патриотизм и мужество, и были готовы погибнуть, не изменяя своим принципам. Другие персонажи, как Лисович, накапливали богатства, третьи, как Козырь, делали военную карьеру, использовали войну для улучшения собственного благополучия. Или, например, штабной офицер Сергей Тальберг, который пренебрёг даже таким чувством, как любовь к близкому человеку. Он предаёт друзей, жену и, действуя в личных интересах, тайно готовится бежать за границу, делая свой выбор в соответствии с собственными убеждениями. Тальберг не страдает от угрызений совести по поводу долга или ответственности перед людьми и страной.

Наверное, человек имеет право выбора: остаться живым или «сгореть в огне революций». Но трудно согласиться, что при этом все средства хороши, поэтому и невозможно простить подлость, непорядочность, алчность на крови, предательство. Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Булгакова, который напомнил про общеизвестные истины: нет ничего выше вечных ценностей, то есть самой жизни, любви друг к другу, верности и порядочности.

Рецензии

Вы, как всегда,- умничка. Попробуй-ка сопоставить и вычленить сугубое в жестокой борьбе, оставаясь при этом вне рамок пристрастий.Вам это, мне кажется, удаётся по одной простой причине: умничка вы.

И у меня есть к вам одна тяжёлая претензия. А именно. Читая ваши талантливые критические статьи, я не решаюсь выудить из стола - свои. Опростоволоситься боюсь: высока планка, вами поставленная.
Что же касается недоброжелателей, так станьте верблюдихой. Пусть лают. А вы плюйте. И снова издайтесь. Если уж совсем достанут, то - поделитесь. Я с детства и по сей день дерусь не шуточно и виртуально, и реально.
Низкий поклон.

Роман «Белая гвардия» открывается образом 1918 года. Именно образом, тех страшных и величественных дней. В этот год лето было очень солнечным, зима изобиловала снегом, а высоко в небе стояли две звезды. Дом и город – два главных неодушевленных героя книги. Дом изобилует семейной идиллией, а город в один, далеко не прекрасный день, перечеркивает ее существование ужасной войной.

В своей книге автор избегает прямого противопоставления белых и красных, подчеркивая, что все они едины, не зависимо от того, к какому лагерю принадлежат. Весь ужас он старается передать в идее бессмысленного братоубийства. С печалью и сожалением, сопереживает обеим враждующим сторонам и не одной не сочувствует до конца.

Автор выводит на первый план основные общечеловеческие ценности: дом, родину семью. Но вот признавать эти ценности, согласились далеко не все его герои. С ужасающим реализмом он смог передать душевные терзания людей и трагизм ситуации. Новизна романа, заключалась еще и в том, что спустя пять лет после завершения гражданской войны, он смог показать офицеров белой гвардии не в облике злейшего врага, а как простых людей, среди которых есть и хорошие и плохие, умные и заблуждающиеся, честные и корыстные. Он показал их изнутри, помог проникнуться к ним сочувствием и пониманием.

Например, в Алексее, в Малышевом, в Най-Турсе он ценил верность чести, мужественность и прямоту. Для них символ веры был непоколебимым стержнем, пошатнувшимся с отречением от престола Николая II.

Най-Турс человек чести. Он срывает с молодого юнкера погоны и прикрывает его отход одним лишь пулеметом. Человеком чести оказывается и Николка. Он мечется по простреливаемым улицам, разыскивая родственников Най-Турса, что бы сообщить им о его смерти. А потом, рискуя собой, похищает тело убитого командира, извлекая его из горы замерзших трупов, из подвала анатомического театра. Малышев идет на рискованный шаг, распуская юнкеров по домам, когда понимает, что эта битва проиграна, а они еще слишком молоды и им хочется жить.

Помимо чести и долга перед отечеством, автора волновала и тема загробной жизни. У кого-то эта вера была стойкой и непоколебимой, у кого то выветрившейся. Самым ярким примером чистой веры в высшие силы являются молитвы Елены, о спасении жизни своего брата. Обращения к богородице совершает чудо: Алексей выздоравливает. Смысловая кульминация романа, завершается со сном Алексей Турбина о вере в Бога. Он показывает, что все люди равны перед ним и рано или поздно, ком то придется ответить за пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, заставили написать Булгакова роман, по сути являющийся без религиозным, но с явными чертами христианской веры. Хотя, не смотря на отсутствие веры во всевышнего люди не забывали об истинных ценностях своей жизни и продолжали свято их соблюдать.

Честь

  • Честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. (По «Толковому словарю» С.И.Ожегова)
  • «Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», «условное, светское, житейское благородство» (По В.И.Далю).
  • Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Человек чести не позволит запятнать доброе мнение, имя семьи, фирмы, своё лично, не унизит себя ложью, льстивостью,
  • Честь – почёт, уважение. Мы воздаём честь людям, которые выстояли в трудных ситуациях, проявили чудеса мужества и героизма, защищая народ, страну, конкретных людей в той или иной сложной ситуации.
  • Отдают честь солдаты и офицеры- это символ их верности Родине, народу.
  • Честь – это порядочность, честность, добросовестность. Это моральное качество, которое позволяет высоко ценить человека за его поступки, отношение к людям, стране.
  • Человек чести поступает благородно в любых ситуациях, достойно, красиво, не унижая себя клеветой, сквернословием, оскорблением. Он всегда противостоит злу, агрессии, готов защитить слабых, всех, кто нуждается в помощи.
  • Человек чести не пойдёт мимо несправедливости, унижения одного человека другим.
  • Человеку свойственно иметь свои принципы, идеалы. Человек чести всегда верен им. Конечно, в данном случае речь идёт о высоких моральных принципах.
  • Честь — это та нравственная основа, стержень, который удерживает человека от предательства, коварства, подлости.
  • Честь, совесть, благородство, верность, порядочность — они соседствуют в человеке, дополняя моральный облик личности.

Таким образом , быть человеком чести – это значит жить по законам нравственности, исполняя моральный, профессиональный и просто человеческий долг.

Бесчестие

  • Бесчестие – поругание чести, достоинства; оскорбление, позор; отсутствие чести, позорящее человека поведение
  • Бесчестный – тот, в ком нет чести, достоинства, благородства – достойных уважения моральных качеств, принципов.
  • Бесчестный человек способен на самые отвратительные поступки - от лжи, лицемерия, подлости до предательства. Такие люди на первое место ставят себя, это эгоисты, которые думают о своём благополучии, ради которого готовы жертвовать другими людьми, обесчестив их.
  • Люди без чести и совести всегда были презираемы народом. Одно из самых ужасных аморальных качеств — бесчестие.
  • Очень трудно вернуть честное имя, даже просто немного оступившись. Поэтому не случайно в народе существует пословица: «Береги честь смолоду».

Обратите внимание, как много можно писать и говорить о чести , и как скупы слова о бесчестии . Достаточно одного определения – « бесчестие — это отсутствие чести, совести», чтобы понять, как низки люди, которым свойственно это качество.

Нужно стремиться быть лучше, самосовершенствоваться. Пусть слово «бесчестие» никогда не будет произнесено в ваш адрес!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

«Белая гвардия» Булгакова М.А.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» был написан в 1923— 1925 годах. В то время писатель считал эту книгу главной в своей судьбе, говорил, что от этого романа «небу станет жарко». Спустя годы он называл его «неудавшимся». Возможно, писатель имел в виду, что той эпопеи в духе Л.Н. Толстого, которую он хотел создать, не получилось.

Булгаков был свидетелем революционных событий на Украине. Свой взгляд на пережитое он изложил в рассказах «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китайская история» (1923), «Налёт» (1923). Первый роман Булгакова со смелым названием «Белая гвардия» стал, может быть, единственным в то время произведением, в котором писателя интересовали переживания человека в условиях бушующего мира, когда рушится основа миропорядка.

Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова — ценность дома, семьи, простых человеческих привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются сохранить его. В молитве Богородице Елена говорит: «Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?.. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что?.. Как мы будем вдвоём с Николом?.. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри... Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?.. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?»

Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Тем самым как бы предлагаются две системы отсчёта времени, летосчисления, две системы ценностей: традиционная и новая, революционная.

Вспомните, как в начале XX века А.И. Куприн изобразил в повести «Поединок» российскую армию — разложившейся, прогнившей. В 1918 году на полях сражений Гражданской войны оказались те же люди, что составляли дореволюционную армию, вообще российское общество. Но на страницах романа Булгакова перед нами не купринские герои, а скорее чеховские. Интеллигенты, ещё до революции тосковавшие по ушедшему миру, понимавшие, что надо что-то менять, оказались в эпицентре Гражданской войны. Они, так же как и автор, не политизированы, живут своей жизнью. И вот теперь оказались в мире, в котором нет места людям нейтральным. Турбины и их друзья отчаянно защищают то, что им дорого, поют «Боже, царя храни», срывают ткань, скрывающую портрет Александра I. Как чеховский дядя Ваня, они не приспосабливаются. Но, как и он, они обречены. Только интеллигенты Чехова были обречены на прозябание, а интеллигенты Булгакова — на поражение.

Булгакову нравится уютная турбинская квартира, но быт для писателя ценен не сам по себе. Быт в «Белой гвардии» — символ прочности бытия. Булгаков не оставляет читателю иллюзий относительно будущего семьи Турбиных. Смываются надписи с изразцовой печки, бьются чашки, потихоньку, но необратимо рушится незыблемость быта и, следовательно, бытия. Дом Турбиных за кремовыми шторами — их крепость, убежище от вьюги, метели, бушующей снаружи, но уберечься от неё всё равно невозможно.

В роман Булгакова входит символ метели как знак времени. У автора «Белой гвардии» вьюга — символ не преображения мира, не сметания всего отжившего, а злого начала, насилия. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Метельная сила разрушает жизнь семьи Турбиных, жизнь Города. Белый снег у Булгакова не становится символом очищения.

«Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания Гражданской войны, когда не утихли ещё боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине “врага”, а как обычных, хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием. Что же нравится в этих пасынках истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести», — замечает литературовед В.Я. Лакшин. Понятие о чести — та точка отсчёта, которая определяет отношение Булгакова к своим героям и которая может быть взята за основу в разговоре о системе образов.

Но при всей симпатии автора «Белой гвардии» к своим героям задача его не в том, чтобы решить, кто прав, а кто виноват. Даже Петлюра и его приспешники, по его мнению, не являются виновниками происходящих ужасов. Это порождение стихии бунта, обречённое на быстрое исчезновение с исторической арены. Козырь, бывший плохим школьным учителем, никогда не стал бы палачом и не знал о себе, что его призвание — война, если бы эта война не началась. Очень многие поступки героев вызваны к жизни Гражданской войной. «Война — мать родна» для Козыря, Болботуна и других петлюровцев, которым убийства беззащитных людей доставляют удовольствие. Ужас войны в том, что она создаёт ситуацию вседозволенности, расшатывает основы человеческой жизни.

Поэтому для Булгакова не принципиально, на чьей стороне его герои. В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт». И представляется, что этот взгляд очень близок писателю.

В. Лакшин отмечал: «Художественное зрение, склад творческого ума всегда объемлет более широкую духовную реальность, чем можно удостоверить свидетельством в простом классовом интересе. Есть пристрастная, имеющая свою правоту классовая истина. Но есть общечеловеческая, бесклассовая мораль и гуманизм, выплавленный опытом человечества». На позициях такого общечеловеческого гуманизма стоял М. Булгаков.