Одним из путей исследования сознания является исследование его состояний и их изменений.

В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояние бодрствования , или активное состояние, и сон , рассматриваемый как период отдыха.

В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.

Рассмотрим спонтанно возникающие изменения состояния сознания на примере бодрствования и сна.

Психотехнически обусловленные изменения состояния сознания покажем на примере применения психотехники медитации.

Бодрствование — нормальное состояние сознания, соответствующее активации всего организма. Восприятие внешнего мира и событий в нем, действия человека в значительной степени зависят от состояния сознания — от того, напряжен человек или нет, возбужден или находится в дремоте. Обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость эффективности поведения от уровня бодрствования

Согласно закону Йеркса-Додсона, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимому — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к действию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при более высоких он становится взволнованным и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

В среднем организм человека функционирует примерно с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологические часы.

На первый взгляд кажется, что сон и бодрствование являются противоположными состояниями . Однако оба эти состояния имеют много общего:

  • мы думаем, когда спим, видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;
  • мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствования; некоторые сны помнятся всю жизнь;
  • сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне;
  • во сне мы не отключаемся от внешней информации и готовы к приему определенных сигналов, например мать моментально реагирует на плач младенца;
  • сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время пробуждения и просыпаются в намеченный час.

Строгой границы между сном и бодрствованием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях, нет.

Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Было замечено, что недостаток сна существенно сказывается на поведении: после нескольких суток без сна возникали галлюцинации, терялась способность нормально воспринимать стимулы из внешнего мира и т.п.

Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а представляет собой состояние первостепенной важности для сохранения нормального состояния сознания. Мозг во время сна продолжает активно функционировать.

Сон вовсе не однородное состояние, а сложный психический процесс, включающий в себя стадии медленноволнового и парадоксального сна.

Медленноволновой («медленный») сон составляет 80% общего времени сна. При погружении человека в медленный сон ритмы сердца и дыхания замедляются, мышцы расслабляются и организм в максимальной степени восстанавливает свои силы.

Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна. Парадоксальный сон так же необходим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для понимания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.

Психотехнически обусловленное измененное состояние сознания достигается медитацией, которая представляет собой способ достижения желаемого состояния сознания путем применения особой техники.

Цель медитации заключается в сужении поля сознания настолько, чтобы отрезать его от внешнего мира. В состоянии медитации мозг человека ритмически реагирует на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: концентрация внимания на мыслях или физических ощущениях, использование ритмических танцев, сопровождающихся бесконечным повторением одного и того же слова, выполнение йоги, которая делает акцент на владении телесными позами и дыханием.

Некоторые люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода примерно до 20%.

Техника медитации широко популяризировалась на Западе как якобы эффективный метод решения психологических проблем. Нужно иметь в виду, что техника медитации является элементом восточной культуры и зачастую бывает используема в рамках различных оккультных сект. Пропагандирование техники медитации направлено на разложение традиционных форм сознания и подготавливает почву для всякого рода деструктивных, тоталитарных и сатанинских сект. Такого рода пропаганда под флагом свободы совести широко ведется в нашей стране и особую опасность представляет для молодых людей, многие из которых становятся жертвами тоталитарных сект.

ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и . Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового "кислотного" потребления. После запрета ЛСД в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок, в котором "на хвосте" психоделиков протаскиваются "тяжелые", истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда.

Конечно, квалифицированный психотерапевт способен оказывать психологическую помощь и без применения психоделических препаратов, тем более, что в нашей стране они юридически запрещены, однако юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

Сознание и его измененные формы

В современных представлениях дискуссия о формах сознания начата в работе У.Джеймса "Многообразие опыта": "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой… Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания". За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений.

Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления.

В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий "орган", не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности. Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида.

В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС. Доступ в прилежащие ("параллельные") и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. Вероятно так, с древних времен, управляемые ИСС стали важным инструментом психической культуры, в качестве "мистериальных ключей" ИСС применялись природные психоделики.

Опыт психоделии

В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. Здесь открывается феноменология персональных конфликтов, детства, младенчества, его периода рождения (т.н. перинатальный опыт), а также проявляются связи и формы, в которых человек присутствует за границами своей персоны и жизни в других людях, природе, космосе и в священно-мистическом бытии. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих ИСС, частично после пройденных сеансов. Суть трансформирующего влияния психоделиков заключается в переосмыслении жизненных содержаний, психотравм, собственной родовой (перинатальной) истории, границ своего "Я" и в обретении нового самопредставления, в опыте "встречи" с чрезвычайным масштабом собственной психики, также в опыте мистического единения с природой и вселенной. В индивидуальных самоотчетах большинство участников психоделических сеансов указывает на глубокое ревитализирующее переосмысление своих кризисов, болезней и самой жизни, участники уверены в обретении новых перспектив, целей и ценностей, а также в расширении своих возможностей, масштабов и глубины понимания себя и мира. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации.

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы:

  • первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;
  • переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями. Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего "Я" и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;
  • в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;
  • в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Выход из ИСС осуществляется плавно, человек как бы всплывает в привычных ориентирах к своей обыденности. Большая часть пережитого остается позади, его актуальность гаснет и забывается в той или иной степени. Вместе с тем основные содержания пережитого, связанные с собственным переосмыслением, становятся содержаниями сознания. В дальнейшем человек выбирает, в какой мере следовать и воплощать это новое осмысление.

При вульгарном, неосмысленном приеме психоделиков в картине ИСС преобладает развертка первой и второй фаз, и обнаруживаются лишь слабые, случайные признаки третьей и четвертой фазы. Такая психоделия не может быть признанна полноценной из-за отсутствия конструктивного психосемантического синтеза. Эта профанация ставит психоделию вне человеческого самоопределения.

Психосемантическая динамика в ИСС

Динамика и реорганизация смысловых элементов в ИСС, несмотря на богатейшую психическую феноменологию, проявляется вполне закономерными процессами.

  • Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
  • Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное "Я" воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
  • Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, "распаковкой" субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
  • В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже "умирая" в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
  • Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.

Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.

Психосемантическое содержание ИСС

С точки зрения семантического анализа, важнейшими качествами и уникальными свойствами психоделии являются:

  • формирование доступа к неосознаваемым психическим содержаниям и памяти;
  • способность чрезвычайно активировать рефлексивные механизмы и повышать чувствительность к психосемантическим элементам;
  • значительно стимулировать динамику психосемантических процессов, а также реорганизацию психосемантических элементов с вектором усложнения их системности;
  • оказывать ревитализирующее терапевтическое влияние в обновленном контексте смысловых оценок жизненного содержания;
  • оказывать трансформирующее влияние на личностное самоопределение и стимулировать потребность к саморазвитию.

Выделенные качества обнаруживаются во всех профессионально индуцированных ИСС и, по сути, представляют формальную психосемантическую динамику и структуру психоделически вызванных ИСС. Проявление этой формальной структуры в измененных состояниях может быть признано критерием их полноценности и результативности, а также валидности ИСС наряду с методологическими требованиями и анализами результатов их происхождения.

Современная психоделическая практика ИСС

В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

  • вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
  • применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых
    социально-ролевых функций, наблюдается, преимущественно в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;
  • медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;
  • применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучении семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватно, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями.

Правовое санкционирование использования психоделиков в медицинских и исследовательских целях, в рамках действующего законодательства РФ возможны лишь в форме государственного лицензирования применения психоделических препаратов соответствующими конкретными медицинскими и научными организациями и коллективами.

История измененных состояний сознания и психоделических веществ Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.). ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое...

Белые пятна в психологии

Несмотря на наличие большого числа исследований сознания, до сих пор в психологии есть те области, которые труднодоступны для изучения. Одной из таких областей является измененное состояние сознания. Включает оно в себя различные явления:

  • грезы,
  • гипноз,
  • сенсорную депривацию,
  • фармакологически индуцированные психические расстройства.

Перечислять это список можно долго. Все приведенные явления имеют природное происхождение, однако выступают как отдельные частицы одного целого – сознания.

Понятие сознания в психологии

Определение 1

Сознание – это способность воспроизводить действительность идеальным образом, применяя специфические формы и механизмы на разных уровнях отражения.

Сознание бывает индивидуальным (личным) и общественным. Попытка систематизации информации о сознании была сделана Зигмундом Фрейдом. Известный психоаналитик создал иерархическую систему, которая имела большое значение в развитии человеческого познания в данной сфере. Однако современное развитие мира требует совершенствования данного представления и разработки новых направлений в изучении сознания.

Сознание представляет собой фиксированное состояние. Однако ему свойственны изменения при нахождении на различных уровнях состояний. Самым привычным для человека является бодрствующее сознание, которое сопровождает его в повседневных делах и на отдыхе. Бодрствующее сознание чередуется с состоянием сна. Сон является единственным природным состоянием измененного сознания, в ходе которого восстанавливаются силы организма. В качестве особой формы сновидного состояния выступает состояние гипнотическое, когда сознание пребывает в субъективной фантазии. В процессе искусственно вызываемых гипнотических измененных состояний сознания человека вводят в полупробужденное состояние, сопровождающееся явлениями интенсификации сознания. В качестве главных сигналов об изменении состояния сознания выступает появление перемен в характере ощущений , чувств и поведения.

Типология состояний измененного сознания

Систематизация явлений измененного сознания позволила выделить три группы. Первая из них представлена искусственно вызываемыми измененными состояниями сознания. Их возникновение спровоцировано употреблением психоактивных веществ, которые могут содержаться в галлюциногенных грибах, дурмане, марихуане, а также воздействием некоторых процедур (сенсорная депривация, холотропное дыхание). Во вторую группу входят психотехнически вызванные состояния, которые возникают в процессе религиозных обрядов, аутогенной тренировки, гипнотического транса или медитативных действий. Третья группа представлена спонтанно возникающими состояниями в обычных условиях. Такими условиями может стать значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.

Проявления измененного состояния сознания

Измененное состояние сознания характерно для всех людей. Процесс вхождения может возникать в двух случаях: спонтанно, во время погружения в сон или транс, и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. К проявлениям измененного состояния относят:

  • изменение восприятия : сужение или расширение;
  • искажение времени, пространства и своего тела;
  • появление галлюцинаций;
  • переходы различных ощущений из одной формы в другую,например, когда цвета звучат, а звуки, наоборот, становятся цветными;
  • интуитивное восприятие, озарение;
  • продолжительно переживание сильных эмоций, таких как экстаз, эйфория или панический страх;
  • изменение степени внушаемости;
  • изменение порога чувствительности.

Замечание 1

Подобные признаки для человека не представляют вреда. Но только в том случае, если они не вызваны применением опасных средств - алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Инструкция

Выберите спокойное место, задерните шторы, выключите телефон и включите релаксирующую музыку. Это может быть шум воды или пение птиц, главное, чтобы она нравилась и под нее можно было расслабиться. Примите удобную позу, сядьте в кресло или лягте на кровать, почувствуйте тепло, спокойствие и безопасность.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Забудьте о проблемах. Скажите себе, что сейчас нет необходимости куда-то идти или что-то делать. Наслаждайтесь этими минутами свободы.

Сделайте глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие. Представьте, как в организм проникает исцеляющая энергия. При выдохе ощутите как боль, усталость и напряжение покидают организм. Эта энергия освобождает от напряжения и токсинов. Сосредоточьтесь на ней и дышите. Почувствуйте, как расслабляются разум и тело.

Расслабьте кожу головы, веки, лицо, рот. Переходите на плечи, кисти рук, грудь, живот, бедра, затем колени и ступни. Ощутите, как в организме расслабляются мышцы, органы, клетки, волокна и нервы. Они становятся легкими. Почувствуйте как тепло и легкость разливаются по телу. Следите за дыханием, представляйте жизненную энергию, почувствуйте, что она внутри вас.

Теперь, чтобы погрузиться на более глубокий медитативный уровень, считайте в уме до 21. Медленно. Делайте глубокий вдох, произносите число, выдыхайте. На последней цифре, ощутите умиротворение внутри. Это и есть состояние измененного сознания. Тело расслаблено, разум общается с Вселенной на тонком уровне.

Есть альтернативный способ погрузиться в себя, считая не до 21, а до 3. Аналогично расслабьте тело (от кожи головы до ступней ног), только при этом делайте всего три глубоких вздоха и представляйте цифру 3. Далее расслабьте разум. Для этого представьте спокойные образы: пруд с ромашками, волшебный лес, щебетанье птиц. Это может быть все что угодно, важно почувствовать комфорт и спокойствие. Сделайте еще три глубоких вздоха и представьте цифру 2. Последний этап – медитативный уровень. Сделайте еще 3 глубоких вздоха и представьте цифру 1. Эта методика позволяет изменять на считанные минуты. Она подойдет, если надо быстро принять решение. Чтобы войти в более глубокий транс, читайте от 10 до 1. Обязательно в обратном порядке.

И самый простой вариант. Лягте на спину и смотрите на потолок. Глубоко вдохните, задержите дыхание на две-три секунды и медленно выдохните. Закройте глаза и задержите вдох. Продолжайте до тех пор, пока веки не станут тяжелыми. Не делайте резких движений, дышите глубоко и часто.

Нормальное состояние сознания может определяться как продукт существования в определенных условиях, как физических, так и психосоциальных.

Если посмотреть на это шире, то становится ясно, что человек живет и функционирует в различных состояниях сознания и что разные культуры сильно отличаются в понимании, использовании и отношении к изменённым состояниям сознания. Многие "примитивные" народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой.

Во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования ИСС, например, такие, как йога и дзен.

В наше время собрано множество клинического материала по проблеме изменённыхсостояний сознания. Учёные долгие годы занимаются проблемами гипноза, разрабатываются многочисленные техники медитации, в клиниках в качестве обезболивающих практикуется приём психоделиков, исследуются проблемы сна и сновидений - всё это и многое другое является гранями изменённых состояний сознания. И в данной работе мне бы хотелось, пусть не в полной мере, но хотя бы, на сколько это возможно, затронуть и охарактеризовать как общие понятия и характеристики изменённых состояний сознания, так и самые интересные и популярные их виды. Помимо всего стоит рассмотреть критерии появления таких состояний, их отличительные особенности и влияние на сознание человека.

1. Изменённые состояния сознания

Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний, сна, гипноза, истерических состояний и т.д., сделано мало попыток систематизировать эту информацию в согласованную теоретическую систему. Тем не менее, можно попытаться обсудить современное знание о различных измененных состояниях сознания, анализируя работу А. М. Людвига из книги Ч. Тарта .

1.1. Условия появления ИСС

Ослабление чувствительности органов чувств или дефицит движений. В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за исчезновения ощущений, постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции или значительного ослабления двигательной активности. Такие ИСС могут быть вызваны одиночным заключением, при нахождении в море или в пустыне; гипноз автострады.

Повышение чувствительности органов чувств, двигательной активности или эмоций . В эту категорию включены психические процессы, появляющиеся из-за сильного возбуждения, сопровождаемого или напряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами (травматические неврозы, состояния паники, реакции гнева).

Психическая вовлеченность. Подобные ИСС могут возникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности при сторожевой работе или при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея; пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например, чтением, письмом или решением проблем.

Ослабление критичности. В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как "пассивное состояние ума", при котором активное мышление сведено до минимума (мистические, состояния или состояния откровения (например, сатори, нирвана), состояния грез, сонливости; состояния абсолютной интеллектуальной и мышечной релаксации, например, во время плавания или загорания).

Влияние психосоматических факторов . В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основном в результате изменений физического здоровья. Эти состояния могут вызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало или вообще не контролирует себя. Это, например, дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; мигрени и эпилептические припадки. Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приема наркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызывает интоксикационный делирий, сопровождающийся лихорадкой.

1.2. Основные признаки ИСС

Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, следует выделить достаточно их сходных черт, которые в той или иной степени характерны для большинства ИСС.

Изменения в мышлении. Это нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.

Нарушение чувства времени . Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде чувства безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

Изменения в эмоциональном выражении . Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза до глубокого страха и депрессии. Также человек может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

Изменение образа тела. При ИСС у людей распространена склонность испытывать разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Также может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

Искажения восприятия . Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний.

Изменения смысла или значения . Иногда, кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта "эврика", во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта.

Стоит подчёркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является в первую очередь эмоциональным переживанием, имеет мало отношения к объективной "правде" содержания этого опыта.

Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, эстетического, творческого, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний.

Чувства возрождения. Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, гипноза, религиозных обращений, приступов спиритической одержимости и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.

Гипервнушаемость. Ослабление способностей человека к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. При этом, стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами.

1.3. Функции ИСС

Теперь, когда были рассмотрены конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека.

Неадаптивные выражения. Проявления этих ИСС могут представлять:
а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы);
б) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, алкоголя);
в) органические поражения или нейрофизиологические нарушения (например, токсические состояния);
г) неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, монотонная длительная сторожевая работа).

Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы излечиться от болезней, получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

Наблюдения за многими измененными состояниями сознания, переживаемыми человеком, быстро позволяют сделать вывод, что есть некоторые обязательные условия, способствующие их возникновению. Более того, хотя внешние проявления и субъективный опыт, связанные с различными изменениями в сознании, довольно разнообразны, существуют базовые особенности, являющиеся общими для многих. С функциональной точки зрения становится ясно, что многие изменения состояний сознания служат в качестве "конечных общих путей" для различных форм выражения человека - как адаптивных, так и дезадаптивных.

2. Классификация ИСС

К измененным состояниям сознания относят бесконечно большое множество состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Поэтому также стоит рассмотреть схему классификации разных видов изменённых состояний сознания. И в качестве образца принимается схема классификации состояний сознания, разработанная на основе схемы С. Кардаша.

По предъявленной схеме классификации ИСС все множество ИСС может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания.

Классификация ИСС

2.1. Трансовые состояния.

К трансовым состояниям относят суженные состояния сознания, достигаемые различными способами. Трансовые состояния сознания можно представить как особую отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), сеансах самовнушения и гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую спонтанно при “застревании”, сосредоточении внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов.

В трансовом состоянии происходит сужение сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, т.е. ограничении круга воспроизводимых ситуаций, перераспределение внимания и спад функций планирования; усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реальности.

Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное постгипнотической амнезии, т.е. он не будет помнить тех команд, которые могли внушаться ему. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства, проявляющиеся через головокружение, легкое расстройство координации и т.д.

Медитация. Это трансовое состояние, обеспечивающее установление и поддержание канала связи сознания с бессознательным, и использования этого канала для передачи или получения символьной информации.

Освоение эффективного сочетания согласованной работы сознания и бессознательного, является очень важным и очень тонким моментом в практиках медитации и осознанного сновидения. Обычно сознание задает тему или исходное представление и затем занимает позицию "наблюдателя". Всю дальнейшую работу воображения выполняет бессознательное, а "наблюдатель" лишь воспринимает информацию (“смотрит кино”) и удерживает внимание, концентрацию на заданной теме.

С информационной точки зрения процесс входа в медитацию есть процесс отключения сенсорных систем и внутренней речи, являющимися источниками шума относительно сигнала, идущего от объекта концентрации или к нему.

Гипноз . Гипноз — это состояние суженного сознания, вызванное действием врача и характеризующееся прежде всего повышенной внушаемостью и управляемостью.

Гипноз у человека и животных вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз и сон имеют одну природу - торможение коры больших полушарий головного мозга.

Гипноз представляет собою не что иное, как подавление личной сферы (эго). Оживление следов по внушению здесь может достигать яркости галлюцинаторных образов.

В настоящее время вообще нет удовлетворительной классификации гипноза. И возможно правильнее всего ради практических целей различать пока малый гипноз, средний гипноз и глубокий гипноз. При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть открываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. При этом большая часть сделанных внушений припоминается при пробуждении от гипноза.

При средней степени гипноза или так называемом очаровании (гипотаксии), гипнотизируемый уже не может выйти сам из гипноза, он подчиняется внушениям по крайней мере в такой мере, в какой они не расходятся с его основными нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающих и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сделанных внушениях.

Наконец, глубокий гипноз характеризуется более или менее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спящего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнится загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конечно, не сделано специального внушения помнить все и вне гипноза.

2.2. Расширенные состояния сознания

(РСС).

Расширенное состояние сознания качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитациях и других способах достижения измененных состояний сознания. Это особое психологическое и психофизиологическое состояние, по характеристикам не похожее на сон, патологические нарушения сознания, нарушения сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов.

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерение и возможность возвращения в обычное состояние сознания (ОСС) в любой момент времени.

Холотропные состояния сознания (ХСС). ХСС - термин, введенный С. Грофом для выделения в особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний.

Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы как бы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.

Холотропные состояния можно разделить на две группы: перинатальные переживания и трансперсональные переживания.

Перинатальные переживания

Трансперсональные переживания . Переживание выхода за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в него элементы внешнего мира и других измерений реальности.

Большую группу трансперсональных феноменов можно описать на языке того, что швейцарский психиатр К. Г. Юнг называл коллективным бессознательным. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков. Мы можем испытать полное сознательное отождествление с другими людьми, группами людей, животными, растениями и даже с неорганическими объектами и процессами.

Психоделики . Одним из способов достижения ХСС являются психоделики. Для примера рассмотрим применение ЛСД. Использование ЛСД в аналитической психотерапии базируется в основном на следующих психических эффектах.

Под воздействием ЛСД привычное видение мира претерпевает глубокие изменения. С этим связано ослабление или даже временное разрушение границ “Я-Ты”. Пациентам, увязшим в круговороте эгоцентричных проблем, можно, таким образом, помочь расслабить их фиксацию и изоляцию. Результатом может стать улучшение взаимопонимания с врачом и лучшая восприимчивость к психотерапевтическому воздействию. Повышенная внушаемость под воздействием ЛСД работает в том же направлении.

Другим важным качеством воздействия ЛСД, является склонность давно забытых или вытесненных переживаний снова возникать в сознании. Случаи травм, поисками которых занимается психоанализ, могут становиться более податливыми для психотерапевтического лечения.

ЛСД не действует как настоящее лекарство; он скорее играет роль вспомогательного препарата в психоаналитическом и психотерапевтическом лечении и служит для того, чтобы проводить лечение более эффективно и сокращать его длительность.

Одним из медицинских применений ЛСД, является его назначение умирающим. Эта практика возникла из наблюдений в американских клиниках, что особенно тяжелые болезненные состояния пациентов, больных раком, которые больше не облегчаются обычными болеутоляющими препаратами, могут смягчаться или совсем устраняться при помощи ЛСД. Разумеется, это не означает болеутоляющего эффекта в истинном смысле. Уменьшение чувствительности к боли возникает, скорее, потому что пациенты под влиянием ЛСД настолько отделены от своего тела, что физическая боль больше не проникает в их сознание.

Многочисленные случаи рассказывают о пациентах, которые приобрели на смертном одре важные прозрения относительно жизни и смерти, освобожденные от боли, в ЛСД экстазе, смирившиеся со своей судьбой, они встретили свой земной конец спокойно и без страха.

Конечно, пригодность и успешность использования ЛСД в психоанализе и психотерапии все еще являются предметом спора в кругу профессионалов. И успешное применение ЛСД в психоанализе и психотерапии предполагает особые знания и опыт.

Согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации. О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности.

Сон делится на фазы, которые чередуются в течение ночи. Так называемый медленный (глубокий) сон и быстрый сон, обычно именуемый фазой быстрых движений глаз, или БДГ- сном.

Известно также, что степень, или глубина, сна в нормальном состоянии не только различествует в зависимости от тех или других условий и периода или продолжительности сна, но и представляется далеко не одинаковою у различных лиц. Некоторые лица почти никогда не спят полным или глубоким сном, а засыпают лишь так, что малейший шорох их будит, и сон их скорее напоминает дремоту. Весьма многие спят не очень глубоким сном, в котором нерезкие внешние впечатления уже не воспринимаются, но в котором поражает обилие грез и сновидений. В некоторых случаях подобного рода даже легко удаются и внушения во сне. Наконец, в иных случаях человек засыпает весьма глубоким или так называемым “мертвым” сном, или “сном убитого”, в котором сновидений нет или их мало, и они не вспоминаются при пробуждении. (Бехтерев В.)

Заключение

Для многих людей, не причастных к научным исследованиям, достоверным знанием об ИСС является то, которое они получают, экспериментируя с ними. Такие опыты в большинстве случаев находятся за пределами досягаемости науки. А самое главное требование любой науки заключается в том, чтобы ее практический и теоретический язык охватывал все явления предмета исследования. И, таким образом, стимулируя интерес к изучению данной проблемы в научной сфере, можно помочь людям более уверенно и безопасно ориентироваться в мире изменённых состояний сознания. Более того, детальное и полное изучение ИСС может помочь решить многие задачи, связанные с психическими и физиологическими отклонениями людей.

Литература:

1. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - Пер. с англ. А. И. Неклесса - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246с.
2. Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 288 с.
3. Кардаш С. Измененные состояния сознания. Донецк, ИКФ "Сталкер", 1998.
4. Наркотики и общество. ЛСД - мой трудный ребенок. Альберт Хофманн.

Всё многообразие ИСС приводит нас к необходимости как-то их систематизировать. Но богатый материал, накопленный к данному моменту времени не позволяет сделать это в полной мере. Поэтому выше были перечислены и классифицированы лишь основные и наиболее распространённые виды изменённых состояний сознания.. Перинатальные переживания — это хранилище сильных физических и эмоциональных ощущений, связанных с травмой рождения, таких, как невероятные физические боли в разных частях тела, ощущения удушья, переживание сильной тревоги, безнадежности и ярости. Мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне.