Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления , состоящая в том, что , вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта , отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия , модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «А.».


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Абстракция

Процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Абстракция Этимология.

Происходит от лат. abstractio - отвлечение.

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

В целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств.

Виды:

Формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления;

Контекст.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АБСТРАКЦИЯ

(от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства , стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования , т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания ).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр. с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением . На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний , описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "абстракция" в других словарях:

    АБСТРАКЦИЯ - (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними … Философская энциклопедия

    АБСТРАКЦИЯ - (лат. abstractio, от лат. abs от, и trahere влечь). Отвлечение какого нибудь признака от предмета, в связи с которым оно существует, и мышление об этом признаке, как о самостоятельном предмете, напр., болезнь, вялость. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    абстракция - и, ж. abstraction f < , лат. abstractio отвлечение. 1370. Рей 1998. 1. филос. Отвлечение от конкретного, обобщение; отвлеченное понятие. Сл. 18. Что же касается до метафизических наших тонкостей, до абстракций и до категорий, то сил моих… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Абстракция - Абстракция ♦ Abstraction «В науке существует только общее, – говорил Аристотель, – а в существовании – только единичное». Поэтому всякая наука по определению абстрактна, ибо она рассматривает общность законов, отношений или понятий, а не… … Философский словарь Спонвиля

    АБСТРАКЦИЯ - (от лат. abstractio отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие как результат процесса абстрагирования;… … Большой Энциклопедический словарь

    абстракция - 1. отвлечённое понятие, отвлечённость; абстракт (устар.) 2. абстрагирование, отвлечение, умозрение (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. абстракция сущ. отвлечение … Словарь синонимов

    Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням… … Психологический словарь

    АБСТРАКЦИЯ - АБСТРАКЦИЯ, абстракции, жен. (лат. abstractio). 1. Мысленное отделение каких нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета (научн.). || Отвлеченное понятие (книжн.). 2. Неясное, туманное выражение мысли (разг. неод.). У него получилась… … Толковый словарь Ушакова

    абстракция - АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio выделение, отвлечение или отделение) теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    абстракция - АБСТРАКЦИЯ, абстрагирование, отвлечение, книжн. умозрение АБСТРАКТНОСТЬ, метафизичность, отвлеченность, теоретичность, книжн. спекулятивность, книжн. трансцендентальность, книжн. умозрительность АБСТРАКТНЫЙ, метафизический,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Абстракцию можно отнести к одной из форм мыслительной деятельности, присущей лишь человеку. Понятие абстракции тесно связано с абстрактным мышлением и абстрактным понятием.

Абстрактное мышление – это мышление, оперирующее абстрактными понятиями, которые, в свою очередь, являются высшей формой абстракции.

Абстракция – идеальное представление предмета или явления в отвлечении от его конкретного образа. Она основана на отвлечении от несущественных признаков предмета для выделения его более значимых признаков и свойств.

Теоретическим обобщением результатов абстракции является абстрагирование.

Двойственная природа абстракции

Понятие абстракции имеет и другое значение, это не только вид мыслительной деятельности, но и созданный в процессе этой самой деятельности идеальный предмет. Иными словами, абстракция – это продукт абстрагирования, имеющий некую нереальную идеальную форму.

Таким продуктом может быть музыкальное произведение, произведение литературы, научное знание, изображение, скульптура, различные символы и формулы и многие другие объекты, порожденные человеческим сознанием.

Существует два вида абстракции – чувственная и рациональная. Такое ее разделение объясняется разными точками зрения на данный процесс. Некоторые исследователи относят абстракцию к сфере эмоционального эмпирического познания, другие – к сфере сознания, мыслительной деятельности.

Но ни та, ни другая точка зрения не верна, так как движение мысли в данном случае осуществляется от чувственного к рациональному осознанию действительности.

Классификация типов абстракции

Выделяются различные типы абстракций, перечислим некоторые из них:

  • изолирующая абстракция – тесно связана с непроизвольным вниманием, так как выделяются те стороны объекта, на которых было сосредоточено внимание;
  • примитивная чувственная абстракция – отвлечение от одних свойств предметов или явлений для выделения других их свойств;
  • идеализация – замещение реальных явлений и предметов идеализирующей схемой. Это способствует отвлечению от недостатков предметов и явлений;
  • формальная абстракция – выделение свойств предметов и явлений, которые независимо сами по себе не существуют.

Абстракция как вид мыслительной деятельности и как ее продукт является неотъемлемой частью жизни человека. Она необходима человеку для объяснения многих процессов, иногда она является толчком к образованию нового знания.

Все, что окружает человека можно представить в виде абстракции, нужно лишь приложить некоторые усилия, и результат не оставит себя ждать.

1) Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

2) Абстракция - - процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

3) Абстракция - - (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

4) Абстракция - (от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

5) Абстракция - - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

6) Абстракция - (лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

7) Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

8) Абстракция - (от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

- (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

(от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

Формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

(лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

(от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

(от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Смотреть что такое "Абстрактное" в других словарях:

    См. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    АБСТРАКТНОЕ - то, что изолировано и рассматривается отдельно. Например, общая идея собаки идея абстрактная, ведь в действительности мы видим ту или иную собаку: определенной породы, определенного размера; тогда как абстрактная идея предполагает лишь общие… … Философский словарь

    См. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ … Новейший философский словарь

    АБСТРАКТНОЕ - то, что изолировано и рассматривается отдельно … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    - (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия

    Абстрактное искусство - Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. Композиция. Акварель. 1910. Национальный музей современного искусства. Париж. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Для Алгоритма Евклида … Википедия

    - (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой … Энциклопедия культурологии

    Специфическая область кинематографа: явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобразительному в своей основе), связано с ним не столько по художественной специфике, языку и назначению, сколько по общему… … Энциклопедия культурологии

    См. Обязательство абстрактное. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия , Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Абстракция [лат. abstractio - отвлечение] - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), которое также обозначается термином "А.".

М.Г. Ярошевский

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Абстракция(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интере­сующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, пред­ставляющий собой некоторый абстрактный...

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - в широком смысле символизирует отвлечение от конкретных свойств-предметов или от конкретных отношений между ними. Что же касается сферы искусства, та или иная степень абстракции присуща ему с момента его возникновения. Уже в эпоху...

Философский словарь

(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет....

Философский словарь

- (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. существует только в сознании человека...

Философский словарь

(от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления...

Философский словарь

Формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

Философский словарь

Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса...

Новейший философский словарь

АБСТРАКЦИЯ (лат abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот...