История духовно – рыцарского ордена

Духовно – рыцарский орден - военно-монашеские организации феодалов, создававшиеся в 12-13 века под руководством католической церкви с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений, а также для новых территорий. К духовно-рыцарским орденам относятся ордена: Иоаннитов, Тамплиеров, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы.

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена первых крестовых походов. В XI веке католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и Гроба Господня, который, по преданию, находился в городе Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате новых земель. Город И ерусалим

Помимо земли, открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия Иерусалима на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование.

Духовно – рыцарские ордена Поддержка д вижения крестоносцев Вооруженная защита Святой Земли от нападения «неверных» Орден госпитальеров 1113 год «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна» Орден тамплиеров 1118 -1119 годы «Тайное общество Христово и храма Соломона» Тевтонский орден 1190 год «Орден дома Святой Марии Тевтонской»

Орден госпитальеров Орден тампилиеров Тевтонский орден

Вступая в орден, рыцарь приносил обычный обет монашества: бедности, целомудрия, послушания. Рыцарь должен был: исполнять долг гостеприимства и неустанно вести войну против неверных. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин. Члены рыцарского ордена беспрекословно повиновались главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру. Духовные рыцарские ордены почти во всем были похожи на монашеские ордены, но у них были определенный устав, утвержденный Папой Римским, и особая отличительная одежда.

Духовно-рыцарские ордена, возникшие на Святой Земле, участвовали в военных действиях и на других территориях христианского мира. Так, например, первыми вступили в войну в Испании рыцари госпитальеры и тамплиеры. Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание рыцарских орденов как источник доходов. Влияние рыцарей госпитальеров и тамплиеров привело к тому что, уже в XII веке в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. Испанским рыцарским орденам покровительствовали христианские правители Испании.

В XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и "гроба господня", который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи.

С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена гроссмейстеру, или великому магистру.

Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения.

Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на "святой земле" широкую деятельность. Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации.

Первым был основан в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников) .

Первоначально он находился недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский храм. Вскоре он стал самым богатым.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима...

Вторым был орден госпитальеров-иоаннитов. Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, помогавшего больным пилигримам. В конце XXI в. образовался третий орден Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с орденом меченосцев. Объединенный орден меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить русские земли в XIII в., но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.

В XI - XII вв. в Испании возникли три ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой - борьбой, направленной к изгнанию арабов из Испании.

В XIV - XV вв. европейские короли, создавая централизованные государства, подчинили себе и духовно-рыцарские ордена. Так, Французский король Филипп IV Красивый жестоко расправился с самым богатым из них - орденом тамплиеров. В 1307 г. тамплиеров обвинили в ереси. Многих из них сожгли на кострах, имущество ордена конфисковали, пополнив им королевскую казну. Но отдельные ордена сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор существует орден иоаннитов - это реакционное клерикальное (церковное) учреждение.

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других - богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Впервые в самом начале XI в. призвал Западную Европу к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахов, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать против турок-сельжуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью - изгнать иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.

В действительности цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы) , побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич "На Восток! ". В планах рыцарей-крестоносцев освобождение "гроба господня" имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов, неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман "гроб господень", то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь.

Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели - верное местечко в раю.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г.

крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города "Святой земли", как европейцы называли тогда Палестину, "христовы воины" основали свои государства.

Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.

В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удержать захваченные территории.

Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении "гроба господня".

Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против "неверных" в "Святую землю". Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко "гробу господню". Он говорил: "Взрослые крестоносцы - дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных "святой гроб".

"Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников", - заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. "Вот письмо, - утверждал Этьен, - которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа".

Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи) , Этьен совершал различные "чудеса": он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими "подвигами" и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью "богоугодного дела" - крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные "чудеса".

Крестоносная "лихорадка" охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход.

Напротив, он заявил: "Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю".

К детям в пути примкнуло нимало взрослых - крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути.

Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха "дела божьего". Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории - детские крестовые походы некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы - были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга.

Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.

Средневековое европейское папство после отделения от византийской православной церкви неоднократно предпринимало крестовые походы и другие военные кампании для завоевания влияния, земель и власти. Особое внимание было уделено окатоличиванию протестантских и православных стран. Несмотря на то, что духовно-рыцарские ордены потерпели полный провал в выполнении своих первоначальных задач, некоторые из них существуют и поныне, поддерживая историко-культурные традиции и направив свои силы на гуманитарные миссии.

Тевтонский орден

Основанный на базе военного госпиталя возле Акры в 1190 году, Тевтонский орден поначалу был немецким отделением ордена Иоаннитов-госпитальеров. Впоследствии он развился в самостоятельную организацию. Основное структурное отличие Тевтонского ордена от других орденов состояло в том, что в руках Великого магистра не была сосредоточена абсолютная власть, большое количество прав и обязанностей было возложено на Генеральный Капитул. Иерархия ордена была более структурирована, чем в других рыцарских организациях. Название Тевтонского ордена на слуху у русского обывателя, мало-мальски знакомого с собственной историей – именно тевтонцы на Чудском озере получили разгромное поражение от дружины легендарного русского князя Александра Невского при попытке завоевать северную часть русского государства. На счету ордена много военных кампаний, по сути, они упразднили свою гуманитарную миссию в пользу развития армейской мощи. Орден активно распространялся на восток Европы: тевтонцы предлагали свою военную силу взамен на окатоличивание княжеств, благодаря чему папская власть всё ближе подбиралась к Руси. Но в начале 15 века литовцы совместно со смоленцами и поляками буквально разгромили военную кампанию тевтонцев, убив и главу ордена. Потеряв былое могущество, Тевтонский орден был вытеснен с западной Европы протестантами. В 1809 году он был официально упразднен. После нескольких попыток реорганизации и восстановления ордена сегодня он существует в качестве гуманитарной организации, объединяющей монашек. Интересно, что нацистский Рейх считал себя продолжателем дела Тевтонского ордена, особенно в том, что касается военного продвижения на восток Европы.

Тамплиеры

В начале 12 века сразу после Первого крестового похода на Святой земле был основан наиболее известный и обросший самыми невероятными мифами орден Тамплиеров. Первоначально в него входило всего 8 рыцарей, а их задачей была охрана паломников на их пути к христианским святыням Иерусалима. Вернувшись на родину, Тамплиеры завербовали много рыцарей на службу в орден, а богатейшие феодалы Европы давали им щедрые пожертвования. Рыцари честно исполняли свою христианскую миссию около века, затем орден ожидало постепенное вырождение. Рыцари-тамплиеры стали заниматься торговлей и ростовщичеством. Они учредили первейший в мире уникальный прототип современного банка, беря деньги за услугу сохранности и пересылки ценностей и денежных сумм. Тамплиеры стали богатейшей из когда-либо существующих организаций. По сей день многие историки и авантюристы ищут легендарные сокровища Тамплиеров. Однако деньги и большое влияние развратили рыцарей, де-факто превратив их в банду вооруженных воинов. Некоторые свидетельства говорят о поклонении сатане и применении магии Тамплиерами. Духовенство смотрело сквозь пальцы на их преступления, а светская власть боялась их репутации и могущества. Официально орден был упразднен папой римским в 1312 году, однако уже за несколько лет до этого Тамплиеры подвергались жестким гонениям и казням.

Госпитальеры

В конце 11 века на Святой земле был основан госпиталь для помощи и лечения христианских пилигримов и предоставления эскорта для обеспечения безопасности странствующих. После того, как в Иерусалимском королевстве окончательно обосновались мусульмане, госпитальеры вынуждены были уступить свои владения. Они долго скитались в поисках удачного и безопасного места для своей резиденции. В разные годы они обосновывались, строили замки и разрабатывали управленческую систему в Триполи, на Кипре, Родосе, Галикарнасе, пока наконец в 15 веке не остановили свой выбор на Мальте. По сей день резиденция госпитальеров находится там, а их орден является старейшим из ныне действующих. Наряду с названием «госпитальеры» бытует также название «Иоанниты». Сегодняшняя миссия рыцарей-госпитальеров носит гуманитарный, просветительский и благотворительный характер. Интересен также и их правовой статус на мировой арене: де-факто они являются государством без территории. Официальное название сегодняшней организации – Мальтийский орден. Он имеет многие признаки государственности и даже официально представительствует в ООН. Множественные дипломатические миссии по всему миру сходны с посольствами и дипмиссиями государств, а во главе этой организации стоит Великий магистр, исполняющий обязанности правителя организации.

Меченосцы

На заре 13 века в Восточной Пруссии был образован орден Меченосцев. По сути он был частью военной стратегии по завоеванию и окатоличиванию восточноевропейских земель. Орден руководствовался системой и уставом Тамплиеров с той лишь разницей, что они подчинялись не напрямую папе, а епископу. Орден просуществовал чуть более 30 лет, после чего полностью влился в состав Тевтонского ордена. Меченосцы успели вписать себя в историю Руси. Несколько раз они неудачно пытались завоевать Новгородские земли, после чего предприняли поход на места, где расположен современный Таллин – именно они основали крепость Ревель, которая стала началом будущей эстонской столицы. Впоследствии у них было еще несколько неудачных походов на русские земли, хотя основные силы меченосцы бросили на балтов и литовцев. Объявив Крестовый поход против Литвы, меченосцы потерпели самое разгромное в их истории поражение, погиб также их Великий магистр. После проигрыша их остатки были присоединены к тевтонцам.

Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно – этими-то качества они славились всегда, – но ещё и организованно, причем именно организованности-то им как раз и не хватало. Ведь каждый рыцарь-феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил Сюгер, настоятель Сен-Дени в описании «Жизни Людовика VI, прозываемого Толстым», в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1111 году решил наказать некоего Гуго дю Пюизе и осадил его замок в Босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом-отшельником и умер во время путешествия в Святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители Босе вздохнули спокойно.

Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари-феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив – обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!


Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым «камнем» на котором можно построить «здание» рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь… превратить рыцарей в монахов!

Вот так и возникли первые духовно-рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей-крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI – начале XII века у них были созданы военно-религиозные ордена Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, большинство из ко-торых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в общесульманский духовно-рыцарский орден «Футувва». Обряд посвящения в члены «Футувва» включал опоясывание мечом, затем кандидат пил «священную» соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!

«Крестоносцы идут через лес» – миниатюра из «Большой хроники св. Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно-рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал… орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.

По преданию он был основан негусом – правителем Эфиопии, известным на Западе как «Пресвитер Иоанн», в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель «с именем и наследием св. Антония». Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от Рождества Христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.

Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена-знака есть две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

1 – герб Добринского ордена, 2 – герб ордена меченосцев, 3 – крест Алькантары, 4 – крест Калатравы, 5 – крест Монтесы, 6 - крест ордена Сантьяго, 7 - Крест ордена Святого Гроба Господня, 8 – крест ордена Христа, 9 – крест тамплиеров, 10 – крест Ависа, 11 – крест госпитальеров, 12 – Тевтонский крест.

Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда – крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента-перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.


Осада Антиохии. Крест на щите только лишь у одного из воинов. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей были двойные кресты этого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на о-ве Мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!

Начальная буква «Р» изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». При этом обращает на себя внимание стеганый наколенник, надетый у Годфри поверх его кольчужных шоссов. Миниатюра из «Истории Аутремера». (Британская библиотека)

Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший!) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в Евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.


Печать тамплиеров.

Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в Святую Землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.

Когда в X веке Святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди Пантелеоне – благочестивый купец из итальянской республики Амальфи – в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест Амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов - госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Карл Великий в бою. Понятно, что сам Карл Великий никакого сюрко не носил. Не было в его время такой моды. То есть изображение на миниатюре современно написанию манускрипта. Но обращает на себя внимание сюрко одного из воинов. Оно оранжевого цвета с белым крестом госпитальеров. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно – они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец-то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид Бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем Иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой Пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы Пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в Национальной библиотеке острова Мальта в Ла-Валлетте.


Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В статусе ордена о военных братьях не упоминалось вплоть до 1200 года, когда, вероятно, и сложилось их деление на три категории: военных братьев (получивших благословение носить и пользоваться ), братьев-лекарей, занимавшихся врачеванием, и братьев-капелланов, выполнявших в ордене религиозные обряды.

Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!

Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон Дюпюи. Именно при нем орден стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем – это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.

В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя – на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть «мальтийским крестом». Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками.

Духовно-рыцарские ордена

Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было увидеть приюты для паломников. В середине ХI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути – в Иерусалиме – еще один приют: госпиталь для заболевших паломников, и назвал его в честь Святителя Иоанна Милостивого, александрийского патриарха, жившего в VII столетии. Именно этому госпиталю и суждено было породить феномен, ставший едва ли не визитной карточкой европейского Средневековья, – рыцарские ордена. Самый древний из них, известный нам по неофициальному прозвищу «госпитальеры», в документах так и именовался: «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского».

Служившим в госпитале монахам не всегда удавалось вести праведную жизнь кротких братьев. Периодически возникавшая потребность защиты больных и имущества госпиталя нередко принуждала монахов браться за оружие. По некоторым данным, они даже ударили в тыл защитникам Иерусалима во время его осады крестоносцами в 1099 г. После взятия Иерусалима число таких приютов возросло, объявивший себя монашеским орденом персонал этих заведений, формируемый почти исключительно из принявших постриг рыцарей-крестоносцев, приобретал все большую воинственность.

При Раймоне дю Пюи, первом Великом магистре, орден становится рыцарским. В 1113 г. папа римский Пасхалий II утвердил устав ордена, обязывавший монахов воевать за Гроб Господень. Госпитальеров, или иоаннитов, как их часто называли по имени госпиталя, отличал красный плащ с белым крестом, который мы сейчас называем «мальтийским». Дело в том, что после вытеснения европейцев из Палестины иоанниты в 1309 г. осели на острове Родос, а с 1522 г. перебрались на Мальту, где прекрасно существуют и по сей день.

Похожая история произошла и с другим рыцарским орденом – «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», более известным под названием «тамплиеры».

В начале XII в. небогатый французский дворянин Гуго де Пейн в компании восьми своих родственников, так же, как и он, отправившихся в крестовый поход, учредил орден для защиты паломников, который они назвали «Бедные рыцари». Французские крестоносцы были так бедны, что им даже приходилось путешествовать вдвоем на одной лошади (и этот образ стал одним из символов тамплиеров). Скорее всего, об этой религиозной инициативе никто и никогда бы не услышал, но Гуго де Пейн и еще один из «отцов-основателей» ордена, Годфруа де Сент-Омер, оказались великолепными организаторами. Популярность «Бедных рыцарей» все время росла, орден пополнялся все новыми и новыми членами, и в 1128 г. на соборе в Труа был признан официально. Его устав поручили написать знаменитому религиозному деятелю того времени, святому Бернарду Клервоскому, основателю монашеского ордена бернардинцев. Отличием тамплиеров был белый плащ с красным крестом.

Вот что писал о создании ордена тамплиеров архиепископ Тирский Вильгельм, бывший канцлером Иерусалимского королевства и крупным средневековым историком:

«Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование, – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха “защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности”» .

Позже, в конце XII в., возник и третий – Тевтонский – орден. Он появился в 1190–1191 гг. и, как видно из названия, пополнялся почти исключительно выходцами из немецких земель. Тевтонский орден вырос из госпитального братства Святой Девы Марии во время Третьего крестового похода, его членов отличали белые плащи с черным крестом.

Принципы, по которым жили ордена, соединили несовместимые, казалось бы, роли – монаха и рыцаря, смирение первых удивительным образом сочеталось с воинственностью вторых. Однако, как ни удивительно, этот странный гибрид не только выжил, но и оказался одним из самых удачных социальных изобретений того времени. Ордена быстро увеличивались количественно, а их влияние и на завоеванных территориях, и в христианском мире как таковом росло взрывообразно.

Дело в том, что основной проблемой крестоносцев всегда была несогласованность действий и отсутствие единого командования. Поэтому рыцарские ордена с их строгой иерархией и безукоризненной дисциплиной быстро стали самыми боеспособными воинскими частями того времени, принимавшими деятельное участие почти во всех битвах эпохи Крестовых походов. По сути, именно они составляли постоянную армию крестоносцев, ряды которой пополнялись за счет прибывающих из Европы рыцарей. Именно им обычно поручали охрану крепостей, содержание и расширение которых являлось слишком тяжелым финансовым бременем как для сеньоров, так и для монархии. С точки зрения поддержания постоянной боевой готовности ордена были важным военным козырем. Но с политической точки зрения увеличение численности их членов являлось катастрофой для новообразованных латинских государств, поскольку ордена представляли собой независимую военную партию, интересы которой не всегда совпадали с интересами королевств и герцогств.

Деятельность орденов, неподотчетных местным властям, контролировалась непосредственно папой. Во главе орденов стояли Великие магистры. Вся система строилась на принципах жесткой иерархии и строгой дисциплины. Уставы орденов были чрезвычайно суровы. Рыцари приносили монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания. По уставу тевтонцев, например, написанному на основе уставов госпитальеров и храмовников, братья должны были молиться не менее пяти часов в день, поститься 120 дней в году, рыцарские развлечения (турниры, охота) запрещались. Строгие наказания следовали за нарушения правил поведения (за нанесение удара мирянину, несоблюдение поста, разглашение тайн ордена и тому подобное).

Духовно-рыцарские ордена имели свои крепости, земли, располагали огромными богатствами, что делало их значительной политической силой. Дело в том, что ордена занимались не только войной, но и вели активную экономическую политику.

Тамплиерам, к примеру, специальным указом папы было разрешено заниматься финансовыми операциями, и вскоре банковская деятельность стала одним из основных занятий в ордене. Именно тамплиеры изобрели чеки, и больше не было нужды везти с собой в опасное путешествие вожделенное для всех золото. Достаточно было внести нужную сумму в ближайшем прецептории храмовников, взять взамен тот самый чек – небольшой кусок пергамента с отпечатком пальца, а потом, добравшись до нужного места, получить там свои деньги за очень небольшим вычетом. Благодаря тому, что сеть командорств покрывала почти всю Европу и Ближний Восток (в XIII в. их насчитывалось более пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями), желающих воспользоваться этими услугами было предостаточно.

Стоит ли удивляться, что со временем тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы? По мнению многих историков, именно богатства ордена и непомерные долги французской короны (и не только ее) стали основной причиной разгрома и роспуска ордена Храма в начале XIV в.

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Духовно-рыцарские ордены В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» - Палестину и «священный город» - Иерусалим.Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между легатом папы

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов автора Норман А В

Глава 8 Военные (рыцарские) ордена Крестовые походы имели как военный, так и религиозный характер, а в Святой земле эти стороны средневековой жизни нашли свое логическое воплощение в создании братств рыцарей-монахов великих военных орденов.Место, которое считали

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Духовно-рыцарские ордены В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам - бедности, целомудрия и

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радьевич

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры,

Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 5 Орден госпитальеров и другие духовно-рыцарские ордены в Палестине Среди различных духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине после его завоевания крестоносцами, особо выделяются два: госпитальеров и храмовников (тамплиеров). История их взаимоотношений

Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: - Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: – Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов