Исследование, вернее недостаток его - одна из проблем Мирового океана. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.

Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э.) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э.). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.

В 1620 году Корнелиус Ван Дреббель построил первую подводную лодку, приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине 5 метров. С 60-х годов нашего века подводные суда стали применяться для наблюдений и строительства; с 1973 года используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ. Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года Жак Пиккар и Дональд Уолш в батискафе “ Триест" достигли глубины 10917 метров на дне впадины Челленджер в Марианском желобе.

Несмотря на то, что мореплавание имеет почти такую же длинную историю, как и сам человек, настоящие разносторонние исследования Океана начались только двести лет назад. Большой вклад внесли в океанографию тех времён Беринг, Лисянский, Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лазарев, Литке, которые кроме чисто географических открытий, проводили также биологические изыскания, собирая научные коллекции, изучая растительный и животный мир Океана. В 1872-1876 годах английское судно «Челленджер» осуществило первую океанографическую экспедицию, которая принесла такое количество новых сведений, что над их обработкой пришлось потрудиться 70 ученым в течение 20 лет. Поистине этапным для мировой океанографии стало путешествие адмирала Макарова в 1886-1889 годах на корабле «Витязь». На фронтоне океанографического института в Монако «Витязь» назван среди десяти самых известных океанографических кораблей мира.

В ХХ веке, веке техники и электроники, подводные экспедиции получили новый импульс. Ведутся акустические, гидрологические, гидрохимические, геофизические, метеорологические и биологические наблюдения и исследования. Появились специальные научно-исследовательские суда, автономные буйковые станции, подводные лаборатории, разнообразнейшие батискафы и подлодки. Океан изучается как изнутри - на больших и малых глубинах, так и из космоса. Одной из самых известных программ изучения океана в ХХ веке были экспедиции Тура Хейердала. Эти международные экипажи построили по рисункам, найденным в Древнем Египте суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили длительные морские переходы на кораблях" Ра-1 " и " Ра-2 ", доказав, что древние египтяне могли плавать на большие расстояния. Жак Ив Кусто со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его отчеты мы можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными исследованиями.

Интересы естествознания, использование минеральных ресурсов, прогноз стихийных бедствий, да и просто погоды, проблема искусственного регулирования биологической продуктивности требуют постоянного и обширного изучения Океана. Чтобы беречь этот резервуар жизни на планете, также и даже более чем необходимо его знать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последствия, к которым ведёт расточительное, небережное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Еще статьи по теме

Глобальные проблемы человечества загрязнение водной среды
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но д...

Способы утилизации промышленных и бытовых отходов
По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы н...

В середине XX века началось планомерное изучение дна океана . В экспедиции от-правились специально построенные суда. В России главным кораблем науки стал новый «Витязь», в Америке — судно «Гломар Челленджер», названные так в честь своих славных предшественников. Был изобретен прибор — эхолот , который помо-гал быстро определять морские глубины по всему пути следования судна. На судне «Гломар Челленджер» проводилось бурение океаническою дна, с больших глубин были взяты образцы горных пород .

Перед учеными предстал новый мир. На дне океана были откры-ты огромные хребты, множество гор , крупных равнин , глубоких впадин. Выяснилось, что Срединно-океанические хребты — самые протяженные горы мира. Сплошной полосой длиной более 70000 км они протянулись через все океаны.

Отдельные вершины Срединно-океанических хребтов поднимаются над водой, обра-зуя вулканические острова , например Исландию . Вулка-нов в океанах оказалось го-раздо больше, чем на суше. Особенно много их в Тихом океане. В нем расположены также самые глубокие впади-ны Мирового океана . Одна из них, открытая учеными России, получила имя «Витязь». Оказалось, что на дне даже самых глубоких впа-дин есть жизнь. В 1960 году исследователи Жак Пикар и Дон Уолш в специальном аппарате опустились на дно самой глубокой в мире Марианской впадины , на глубину 11 022 м.

Изучение океана из космоса

Изучение океана велось также с космических кораблей и спут-ников. Были созданы точные карты рельефа дна. На основе по-лученных материалов были раз-работаны гипотезы о развитии Земли. Люди стали добывать со дна моря многие полезные иско-паемые, например нефть и газ.

Путешествие Тур Хейердала на Кон-Тики

Норвежский ученый Тур Хейердал полагал, что люди пе-реплывали через океаны еще в глубокой древности . Чтобы дока-зать это, он вместе с товарищами на легком плоту пересек Тихий океан от берегов Южной Амери-ки до островов Океании. На лодке из тростника — копии древне-египетского корабля из папируса Кон-Тики — Хейердал переплыл Атланти-ческий океан. Среди его спутников был русский врач Юрий Сенкевич. Путешествие должно было доказать, что египтяне задолго до Колумба посещали Америку. Материал с сайта

Среди индейцев Южной и Центральной Америки жили легенды о белокожих бородатых людях — посланцах богов. Когда-то давно покинув земли Америки, они обещали вернуться, приплыть из-за океана. Многие индейцы не оказывали испанским конкистадорам никакого сопротивления, принимая их за вернувшихся богов.

Изобретение акваланга Жаком Кусто

Французский океанолог Жак Кусто в середине XX века изобрел акваланг, с помощью которого человек мог свободно дышать, пла-вая под водой. На своем судне «Калипсо» он побывал в самых раз-ных уголках Мирового океана, изучая подводную жизнь , произ-водя киносъемки и открывая людям совсем незнакомый подвод-ный мир.

Океаны

Гидросфера - водная оболочка Земли. Мировой океан-главная часть гидросферы Земли. Термин «Мировой океан» ввёл в науку учёный-географ Ю.М. Шокальский. Мировой океан занимает 71% поверхности Земли. Он делится материками на 4 океана: Тихий океан (50% площади - 178,62 млн. км2), Атлантический (25% -91,56 млн. км2), Индийский (21% - 76,17 млн. км2) и Северный Ледовитый океан (4% - 14,75 млн. км2).

Состав и свойства воды

Вода в океане солёная. Это знают все. Солёный вкус придают содержащиеся в ней 3,5% растворённых минеральных веществ - в оснавном соединений натрия и хлора – основные ингредиенты столовой соли. Из неметаллических компонентов важны кальций и кремний, так как они участвуют в строении скелетов и раковин многих морских животных. Плотность морской воды равна примерно 1030 кг/м3 при температуре = 20 градусов. Плотность воды в океане меняется с глубиной из-за давления вышележащих слоёв, а также в зависимости от температуры и солёности.

Наиболее плотные массы воды в океане могут оставаться на глубине и сохранять пониженную температуру более 1000 лет. Преобладающий синий цвет морской воды связан с рассеянием солнечных лучей в воде мелкими частицами. Зарегистрировано проникновение солнечных лучей до глубины 700 метров. Радиоволны проникают в толщу воды лишь на небольшую глубину, зато звуковые волны могут распространяться под водой на тысячи километров. Высокое содержание солей препятствует её использованию для поливания сельскохозяйственных культур. Для питья морская вода также не пригодна.

Обитатели океана

Жизнь в океане необычайно разнообразна - там обитает более 200000 видов живых организмов. Большая часть морских организмов обитает на мелководье, куда лучше проникает солнечный свет. Широко известно такое явление как «апвеллинг» - поднятие к поверхности глубинных морских вод, обогащенных питательными веществам; с этим связано богатство и разнообразие органической жизни у некоторых побережий. Жизнь в океане представлена различными организмами - от микроскопических одноклеточных водорослей до китов, превышающих в длину 30 метров. Океаническая биота делится на следующие основные группы. Планктон представляет собой массу микроскопических растений и животных, которые образуют плавучие «кормовые угодья». Планктон состоит из фитопланктона и зоопланктона. Также существует нектон- это свободно плавающие в толще воды организмы, преимущественно хищники, включает более 20000 разновидностей рыб, а также кальмаров, тюленей и китов. Бентос включает в себя растения и животных, обитающих на дне на дне океана или вблизи дна, как на больших глубинах, так и на мелководье.

Растения, представленные различными водорослями (например, бурыми), встречаются также на мелководье, куда проникает солнечный свет.

Цунами

Катастрофические волны могут возникать в результате резкого изменения глубины дна (цунами), при сильных штормах и ураганах (штормовые волны) или при обвалах и оползнях береговых обрывов. Цунами могут распространяться в открытом океане со скоростью 700-800 км/ч. При приближении к берегу, волна цунами тормозится, одновременно увеличивается её высота. В результате на берег накатывается огромная волна высотой до 30 метров. Цунами обладает огромной разрушительной силой. Больше всего страдают районы, находящиеся вблизи таких сейсмически активных зон, как Аляска, Япония, Чили. Волны, приходящие от удалённых источников приносят более значительный вред. Подобные волны образуются при взрывных извержениях вулканов, как, например, при извержении вулкана на острове Кракатау в Индонезии в 1883 году. Ещё более разрушительными могут быть штормовые волны, порождённые ураганами (тропическими циклонами). Неоднократно подобные волны обрушивались на побережье Бенгальского залива; одна из них в 1737 году привела к гибели примерно 300000 человек. Сейчас имеется возможность заранее оповещать население прибрежных городов о приближающихся ураганах.

Катастрофические волны, вызванные оползнями и обвалами, относительно редки. Они возникают в результате падения крупных каменных глыб в глубоководные заливы; при этом происходит вытеснение огромной массы воды, коротая, обрушивается на берег. В 1736 году на остров Кюсю в Японии сошёл оползень, имевший трагические последствия: порождённые им три огромные волны унесли жизни около 15000 человек.

Ресурсы океана

Пищевые ресурсы океана

В океанах ежегодно вылавливается десятки миллионов тонн рыбы, моллюсков и ракообразных. В некоторых частях океанов добыча с применением современных плавучих рыбозаводов ведётся очень интенсивно. Почти истреблены некоторые виды китов. Продолжающийся интенсивный вылов может нанести сильный ущерб таким ценным промысловым видам рыбы, как тунец, сельдь, треска, морской окунь и мерлуза.

Минеральные ресурсы океана

Все минералы, которые находят на суше, присутствуют и в морской воде. Наиболее распространены там соли, магний, сера, кальций, калий, бром. Недавно океанологи обнаружили, что во многих местах дно океана буквально покрыто россыпью железомарганцевых концентраций с высоким содержанием марганца, никеля и кобальта. Найденные на мелководье фосфоритные конкреции могут использоваться в качестве сырья для производства удобрений. В морской воде присутствуют также такие ценные металлы, как титан, серебро, золото. В настоящее время в значительных количествах из морской воды добывается лишь соль, магний и бром.

Нефть

На шлейфе уже сейчас разрабатывается ряд крупных месторождений нефти, например у берегов Техаса и Луизианы, в Северном море, Персидском заливе и у берегов Китая. Ведётся разведка месторождений у берегов Западной Африки, у восточного побережья США и Мексики, у берегов арктической Канады и Аляски, Венесуэлы и Бразилии.

Энергии приливов

Уже давно было известно, что приливные течения, проходящие через узкие проливы, можно использовать для получения энергии в такой же степени, как водопады и плотины на реках. Так, например в Сен-Мало во Франции с 1966 года успешно действует приливная гидроэлектростанция.

Другие ресурсы

Почти три четверти солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океаны, поэтому океан является идеальным накопителем тепла. К другим ресурсам океана можно отнести жемчуг, который образуется в теле некоторых моллюсков; водоросли, которые используются в качестве удобрений, пищевых добавок и пищевых продуктов, а также в медицине как источник йода, натрия и калия; залежи гуано- залежи птичьего помёта, добываемого на некоторых атоллах в Тихом океане и используемого в качестве удобрений.

Ресурсы морей России

Территорию нашей России омывает 13 морей: 12 морей Мирового океана и Каспийское море. Эти моря очень разнообразны по ресурсам.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешевые транспортные пути, соединяющие нашу страну, как с другими государствами, так и с отдельными её районами. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь от Санкт - Петербурга до Владивостока. Суда, следуя по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям, идут по Северному морскому пути, проходя до Владивостока 14280 км. Россия располагает высокоразвитым морским транспортом. Особенно велика его роль во внешнеторговых перевозках.

Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей, в первую очередь их рыбные богатства. В омывающих Россию морях обитает почти 900 видов рыб. Из более 250 видов промысловых. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Энергию морских приливов можно использовать для получения электроэнергии. В России есть пока лишь одна небольшая приливная электростанция - Кислогубская ПЭС на Баренцевом море.

Моря - это и места отдыха. Конечно, большая часть морей нашей страны имеет слишком суровые природные условия, чтобы там могли отдыхать люди. Но южные моря – Азовское, Чёрное, Каспийское и Японское привлекают большое количество отдыхающих.

Современные способы изучения океанов и морей

Большую роль в изучении океана играют экспедиционные суда, оборудованные специальной аппаратурой, в частности для изучения океанического дна. В Северном Ледовитом океане наблюдения за солёностью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана учёные ведут с дрейфующих станций.

Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок т. д. Наблюдения за океаническими течениями, волнами и дрейфующими льдами ведутся также из космоса. Космическая съёмка, что 1/3 всей покрыта масляной нефтяной плёнкой. Наибольшему загрязнению подвергается Тихий океан, в особенности у берегов Японии и США, где расположены крупные города и промышленные районы.

Признаки загрязнения вод и морских организмов даже у берегов Антарктиды. В крови пингвинов найден ядохимикат, вынесенный с полей через и моря в океан. Там он попал в организм рыб, которыми питаются пингвины. Международные соглашения об охране вод океана призывают разумно использовать богатства океана и охранять его неповторимую природу. В первую очередь это необходимо самому человеку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА

Мировой океан-это не только вода, это целостное природное образование, своеобразный географический объект планетного масштаба. Как всякая тайна океан манил человека Ещё в древности люди пытались проникнуть в его глубины.

ПРОФИЛЬ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА ПРОФИЛЬ ОКЕАНИЧЕСКОГО ДНА

Первые исследования океана В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубину всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м. Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пикар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера). На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб. Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом США «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 метров.

Батискаф «Элвин», США

Океан изучают с помощь самых разнообразных средств – с кораблей, самолетов, из космоса. Применяют также автономные средства. В последнее время исследовательские корабли строятся по специальным проектам. Их архитектура подчинена единой цели – сделать наиболее эффективным использование приборов, опускаемых на глубину, а также применяемых при исследовании приводного слоя атмосферы. На кораблях широко представлена современная вычислительная техника, предназначенная для планирования экспериментов и оперативной обработки полученных результатов. Глубоководные исследования Мирового океана.

В Северо-Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций. Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т.п.

Современные аппараты: Подводный аппарат SEAL 5000 Глубоководный робот ROV KIEL 6000.

Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. Огромный мировой океан изучен совсем немного, и его предстоит изучать все более углубленно. Большая загадка в том, какие нас ждут открытия в будущем, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила: Ширина Динара Наильевна


Почти до начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание уделялось континентам и островам. Именно они открывались взору путешественников в эпоху Великих географических открытий и в более позднее время. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир, о жизни которого можно было лишь догадываться и на основе разрозненных наблюдений строить различные предположения. В гипотезах, особенно фантастических, недостатка не было, однако фантазия оказалась беднее действительности.

Океанографическая экспедиция, проведенная Великобританией на корвете «Челленджер» в 1872-1876 гг., Получила такое количество новых сведений, что над их обработкой 70 ученых трудились целых 20 лет. Изданные результаты исследования составили 50 больших томов.

Этой экспедицией впервые было обнаружено, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь, несмотря на царящий здесь мрак и холод. Многое из того, что мы сейчас знаем об океанах, было обнаружено впервые, хотя экспедиция «Челленджера» лишь приподняла край завесы над неведомым миром океанских глубин.

В годы первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота. Принцип действия его очень прост. В донной части судна установлен прибор, который посылает в глубину океана сигналы. Они доходят до дна и отражаются от него. Специальный звукоулавливатель подхватывает отраженные сигналы. Зная скорость распространения сигнала в воде, по времени, затраченному на прохождение сигнала до дна и обратно, можно определить глубину океана в данной точке. С изобретением ультразвукового эхолота изучение дна океана значительно продвинулось вперед.В 40-е годы нашего века был изобретен акваланг (от лат. aqua - вода и англ. lung - легкое). Это аппарат, помогающий человеку дышать под водой. В двух баллонах акваланга содержится запас воздуха, позволяющий человеку пробыть в океане на глубине погружения не более 100 метров 1,5-2 часа. Изобретен акваланг французами Ж.И.Кусто и Э.Ганьяном.

При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батискаф (греч. bathus - глубокий и skaphos - судно) - самоуправляемый аппарат для исследования морских глубин. Водоизмещение батискафа до 220 тонн, экипаж состоит из 1-3 человек. Он свободно опускается на дно и поднимается на поверхность. Батискаф состоит из прочного шара - гондолы для размещения экипажа и аппаратуры, системы жизнеобеспечения, средств связи. Легкий несущий корпус заполнен балластом и жидкостью, более легкой, чем вода. Эта жидкость обеспечивает батискафу хорошую плавучесть. На батискафе «Триест» в 1960 году швейцарский ученый Жак Пикар с помощником погружался в Марианский желоб (см. Глубоководные желоба) глубиной около 11 000 метров для исследования больших глубин океана.

Батисфера, в отличие от батискафа, представляет собой аппарат, состоящий из стальной кабины, которую на стальном тросе опускают с борта корабля. В современных батискафах и батисферах устраиваются специальные отсеки с иллюминаторами, оборудованные прожекторами. Через специальные камеры ученые могут выходить из аппаратов и путешествовать по дну океана. В конце 1965 года был благополучно испытан аппарат французского океанолога Ж.И.Кусто. Этот аппарат содержит приспособления, при помощи которых в случае аварии он может всплыть самостоятельно.

В последние годы для изучения океанов на дне, на глубине 10-20 метров, устанавливают подводные лаборатории, подводные лодки оборудуют научной аппаратурой. В исследованиях Мирового океана участвуют специальные суда, самолеты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъемка. При изучении обширных участков океана ученые разных стран объединяют свои усилия.

Результаты исследования просторов морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.