Время, в течение которого совершается одно полное изме­нение ЭДС, то есть один цикл колебания или один полный оборот радиуса-вектора, называется периодом колебания пере­менного тока (рисунок 1).

Рисунок 1. Период и амплитуда синусоидального колебания. Период - время одного колебания; Аплитуда - его наибольшее мгновенное значение.

Период выражают в секундах и обозначают буквой Т .

Так же используются более мелкие единицы измерения периода это миллисекунда (мс)- одна тысячная секунды и микросекунда (мкс)- одна миллионная секунды.

1 мс =0,001сек =10 -3 сек.

1 мкс=0,001 мс = 0,000001сек =10 -6 сек.

1000 мкс = 1 мс.

Число полных изменений ЭДС или число оборотов ради­уса-вектора, то есть иначе говоря, число полных циклов колеба­ний, совершаемых переменным током в течение одной секунды, называется частотой колебаний переменного тока .

Частота обо­значается буквой f и выражается в периодах в секунду или в герцах.

Одна тысяча герц называется килогерцом (кГц), а миллион герц - мегагерцом (МГц). Существует так же единица гигагерц (ГГц) равная одной тысячи мегагерц.

1000 Гц = 10 3 Гц = 1 кГц;

1000 000 Гц = 10 6 Гц = 1000 кГц = 1 МГц;

1000 000 000 Гц = 10 9 Гц = 1000 000 кГц = 1000 МГц = 1 ГГц;

Чем быстрее происходит изменение ЭДС, то есть чем бы­стрее вращается радиус-вектор, тем меньше период колебания Чем быстрее вращается радиус-вектор, тем выше частота. Таким образом, частота и период переменного тока являются величинами, обратно пропорциональными друг другу. Чем больше одна из них, тем меньше другая.

Математическая связь между периодом и частотой переменного тока и напряжения выра­жается формулами

Например, если частота тока равна 50 Гц, то период будет равен:

Т = 1/f = 1/50 = 0,02 сек.

И наоборот, если известно, что период тока равен 0,02 сек, (T=0,02 сек.), то частота будет равна:

f = 1/T=1/0,02 = 100/2 = 50 Гц

Частота переменного тока, используемого для освещения и промышленных целей, как раз и равна 50 Гц.

Частоты от 20 до 20 000 Гц называются звуковыми часто­тами. Токи в антеннах радиостанций колеблются с частотами до 1 500 000 000 Гц или, иначе говоря, до 1 500 МГц или 1,5 ГГц. Такие вы­сокие частоты называются радиочастотами или колебаниями высокой частоты.

Наконец, токи в антеннах радиолокационных станций, станций спутниковой связи, других спецсистем (например ГЛАНАСС, GPS) колеблются с частотами до 40 000 МГц (40 ГГц) и выше.

Амплитуда переменного тока

Наибольшее значение, которого достигает ЭДС или сила тока за один период, называется амплитудой ЭДС или силы переменного тока . Легко заметить, что амплитуда в масштабе равна длине радиуса-вектора. Амплитуды тока, ЭДС и напряжения обозначаются соответственно бук­вами Im, Em и Um (рисунок 1).

Угловая (циклическая) частота переменного тока.

Скорость вращения радиуса-вектора, т. е. изменение ве­личины угла поворота в течение одной секунды, называется угловой (циклической) частотой переменного тока и обозначается греческой буквой ? (оме­га). Угол поворота радиуса-вектора в любой данный момент относительно его начального положения измеряется обычно не в градусах, а в особых единицах - радианах.

Радианом называется угловая величина дуги окружности, длина которой равна радиусу этой окружности (рисунок 2). Вся окружность, составляющая 360°, равна 6,28 радиан, то есть 2.

Рисунок 2.

1рад = 360°/2

Следовательно, конец радиуса-вектора в течение одного периода пробегают путь, равный 6,28 радиан (2). Так как в тече­ние одной секунды радиус-вектор совершает число оборотов, равное частоте переменного тока f , то за одну секунду его ко­нец пробегает путь, равный 6,28 * f радиан. Это выражение, характеризующее скорость вращения радиуса-вектора, и будет угловой частотой переменного тока - ? .

? = 6,28*f = 2f

Угол поворота радиуса-вектора в любое данное мгновение относительно его начального положения называется фазой переменного тока . Фаза характеризует величину ЭДС (или тока) в данное мгновение или, как говорят, мгновенное значение ЭДС, ее направление в цепи и направление ее изменения; фаза пока­зывает, убывает ли ЭДС или возрастает.

Рисунок 3.

Полный оборот радиуса-вектора равен 360°. С началом но­вого оборота радиуса-вектора изменение ЭДС происходит в том же порядке, что и в течение первого оборота. Следова­тельно, все фазы ЭДС будут повторяться в прежнем поряд­ке. Например, фаза ЭДС при повороте радиуса-вектора на угол в 370° будет такой же, как и при повороте на 10°. В обо­их этих случаях радиус-вектор занимает одинаковое положе­ние, и, следовательно, мгновенные значения ЭДС будут в обоих этих случаях одинаковыми по фазе.

В монохроматической световой волне электрическое поле и магнитное поле изменяются с постоянной частотой (циклическая частота), каждая проекция векторов и пропорциональна величине cos(t +). Здесь t - время, (t +) - фаза колебаний, - начальная фаза, зависящая от пространственных координат. Разные проекции векторов и могут иметь различающиеся начальные фазы.

Поверхность с определенным значением фазы (поверхность равных фаз) перемещается в направлении волнового вектора по нормали к поверхности со скоростью c/n (фазовая скорость света), где c - скорость света в вакууме, n - показатель преломления среды. Длина волнового вектора называется волновым числом и по определению равна

здесь л - длина волны света.

В бегущей монохроматической световой волне векторы и в каждый момент времени перпендикулярны друг другу и равны по величине (в системе единиц СГС Гаусса). Направление движения световой волны перпендикулярно обоим векторам и, то есть световая волна - поперечная волна. Если векторы и в какой-то точке пространства в какой-то момент времени не перпендикулярны друг другу или не равны по длине, то через эту точку проходит не одна волна, а несколько волн в различных направлениях.

Пусть световая волна распространяется в направлении оси Z. Тогда вектор лежит в плоскости XY, так как перпендикулярен направлению распространения. Если вектор колеблется вдоль какой-то линии в этой плоскости, то световая волна называется линейно поляризованной. Если вектор произвольно меняется в плоскости XY, то в каждый момент времени его можно разложить на сумму двух векторов вдоль осей X и Y. Произвольную волну, распространяющуюся вдоль оси Z, можно представить, как сумму двух линейно поляризованных волн с колебанием вектора вдоль осей X и Y соответственно.

Если конец вектора вращается по окружности в плоскости XY, то такой свет называется циркулярно поляризованным или светом с круговой поляризацией. Свет поляризован по левому кругу, если в фиксированной точке при наблюдении навстречу свету вектор (как и вектор) вращается по левому кругу, то есть против часовой стрелки. Если конец вектора описывает эллипс, то волна называется эллиптически поляризованной. Если волна монохроматическая, то конец вектора описывает эллипс, окружность, либо вектор гармонически колеблется вдоль линии.

Интенсивностью световой волны I называют среднее значение модуля вектора Пойнтинга. Время усреднения либо считают равным времени регистрации света, либо равным постоянной времени приемника света. Поскольку для бегущей волны векторы и перпендикулярны, модуль вектора Пойнтинга можно найти по формуле

Если еще учесть, что E = H, то получим выражение

Следовательно, для интенсивности можно записать

где скобки <> означают среднее по времени значение. Эта формула приближенно верна и при сложении почти однонаправленных световых волн.

Пусть модуль напряженности электрического поля E световой волны в некоторой точке изменяется по закону

Поставим в соответствие этой вещественной функции E некоторую комплексную функцию, которую будем называть комплексной напряженностью поля световой волны

где i - мнимая единица, а знак минус перед i - вопрос соглашения. Назовем величину (t -) - комплексной амплитудой световой волны.

Вещественная (настоящая) напряженность поля световой волны E равна вещественной части придуманной нами комплексной напряженности.

Возникает вопрос, насколько однозначно это сопоставление.

Действительно, есть неоднозначность сопоставления комплексного числа вещественному, но для аналитической функции, например, гармонической (косинусоидальной) эта неоднозначность пропадает. Если вещественная функция в окрестности некоторой точки разлагается в ряд Тейлора, то эту функцию с помощью этого ряда однозначно можно продолжить на комплексную плоскость.

Опыт показывает, что постоянный ток при установившейся силе тока (не выходящей из допустимых пределов) раздражающего действия на ткани организма не оказывает. Раздражение вызывается при изменении силы тока и зависит от скорости, с которой это изменение происходит (закон Дюбуа-Реймона). Учитывая, что сила тока в растворе электролита зависит как от числа движущихся ионов, так и от скорости их перемещения, скорость изменения силы тока
следует сопоставить с их ускорением. Поэтому можно считать, что раздражающее действие тока обусловлено ускорением при перемещении ионов тканевых электролитов.

Раздражающее действие прямоугольных импульсов в значительной мере зависит от их длительности, обуславливающей наибольшее смещение ионов за время действия импульса . Эта зависимость описываетсяуравнением Вейса-Лапика:

,

где I П - пороговая сила тока (амплитуда импульса),t u - длительность импульса, а ив - коэффициенты, зависящие от природы возбудимой ткани и её функционального состояния.

Порогом в физиологии называется минимальная сила раздражения, вызывающая реакцию возбудимой ткани.

Как видно из графика на рис.2, предельно кратковременные импульсы (вызывающие смещение ионов, соизмеримое с амплитудой колебаний в тепловом движении) не оказывают раздражающего действия. При достаточно длительных импульсах (правая ветвь графика) раздражающее действие их становится независимым от длительности, значение порогового тока при этом называется реобазой (R). Точка “С ” кривой, ордината которой равна удвоенной реобазе, определяет длительность импульса, называемуюхронаксией (сhr). Хронаксия и реобаза характеризуют возбудимость органа или ткани и могут служить показателями их функционального состояния или диагностическим признаком при их поражении.

Согласно закону Дюбуа-Раймона ,раздражающее действие тока зависит от скорости нарастания его мгновенных значений, то есть от крутизны переднего фронта импульса . Это связано со свойством возбудимых тканей повышать порог (“приспосабливаться”) к постепенно нарастающей силе раздражения. Это свойство тканей называется аккомодацией и характеризуется снижением порогового тока “I n ” при возрастании крутизны переднего фронта одиночных достаточно длительных импульсов. Исследование аккомодации производится с помощью треугольных или трапецеидальных импульсов с регулируемой крутизной переднего фронта.

Способность к аккомодации у возбудимых тканей зависит от их функционального состояния. Например, у патологически измененных мышц способность к аккомодации снижается и для них более физиологическими является постепенно (экспоненциально) нарастающие импульсы.

Амплитуда импульсов, обуславливающая силу тока в цепи, зависит главным образом от числа ионов, вовлеченных в движение. Изменением амплитуды импульсов при определенных их форме и длительности обычно регулируется сила раздражения при данной процедуре.

Действие на ткани ритмически повторяющихся одиночных импульсов называется частотным раздражением . Частотное раздражение позволяет выявить особое свойство возбудимых тканей, названное Н.Введенским лабильностью или функциональной подвижностью, которое характеризует способность ткани давать оптимальную реакцию только в определенных пределах частоты повторения раздражающих импульсов. Определение лабильности осуществляется путем наблюдения характера реакции, например, тетанического сокращения мышц, при различной частоте раздражающих импульсов тока.

Из области физиологических исследований электростимуляция перешла в клинику, где она используется в качестве лечебного воздействия при недостаточности или нарушении естественной функции тех или иных органов или систем.

Раздражение тканей зависит также и от формы импульсного тока, длительности импульса и его амплитуды. Так, например,увеличение крутизны фронта импульса уменьшает пороговую силу тока, который вызывает сокращение мышц. Это свидетельствует о том, что мышцы приспосабливаются к изменению силы тока, наступают ионные компенсационные процессы. Крутизна прямоугольного импульса очень велика (теоретически - бесконечна), поэтому для таких импульсов пороговая сила тока меньше, чем для других. Существует определенная связь между пороговой I m ах амплитудой и длительностью прямоугольного импульса, который вызывает раздражение (рис. 15.2). Каждой точке кривой и точкам, лежащим выше кривой, соответствуют импульсы, которые вызывают сокращение мышц. Точки, расположен­ные ниже кривой, отображают импульсы, не вызывающие раздражения. Кривая на рисунке называется характеристикой воз буждения. Она специфична для разных мышц.

Так как специфическое физиологическое действие электрического тока зависит от формы импульсов, то в медицине для стимуляции центральной нервной системы (электросон, электронаркоз), нервно-мышечной системы, сердечно-сосудистой системы (кардиостимуляторы, дефибрилляторы) и т. д. используют токи с различной временной зависимостью.

Ток с импульсами прямоугольной формы с длительностью импульсов и = 0,1 -1 мс и диапазоном частот 5-150 Гц иcпользуют для лечения электросном, токи с  и = 0,8-3 мс и диапазоном частот 1-1,2 Гц применяют во вживляемых (имплантируемых) кардиостимуляторах. Ток с импульсами треугольной формы (рис. 15.3,а ; с и = 1 -1,5 мс, частота 100 Гц), а также с импульсами экспоненциальной формы (рис. 15.3, б;  и = 3-60 мс, частоты 8-80 Гц) применяют для возбуждения мышц, в частности при электрогимнастике. Для разных видов электролечения используют диадинамические токи, предложенные Бернаром. На рис. 15.3,в показанаформа одного из видов такого импульсного тока, частота следования импульсов около 100 Гц.

Звуковые радиопередачи стали возможными после изобретения электронных усилительных ламп.

Трудность звуковой передачи состоит в том, что для радиосвязи необходимы колебания высокой частоты, а колебания звукового диапазона являются колебаниями низкой частоты, для излучения которых невозможно построить эффективные антенны. Поэтому колебания звуковой частоты приходится тем или иным способом накладывать на колебания высокой частоты, которые уже переносят их на большие расстояния.

Управление колебаниями высокой частоты в соответствии с колебаниями низкой частоты называется модуляцией колебаний высокой частоты. Модулирование представляет собой изменение с низкой (звуковой) частотой одного из параметров высокочастотных колебаний. Колебания высокой частоты называют несущими колебаниями, поскольку они выполняют служебную роль - переносчика колебаний звуковой частоты. Несущая частота должна быть строго постоянной, т. е. стабилизированной.

При амплитудной модуляции изменяют со звуковой частотой амплитуду высокочастотных колебаний. Амплитудную модуляцию можно осуществить следующим образом. В цепь сетки лампового генератора незатухающих колебаний высокой частоты включают источник электрических колебаний звуковой частоты. Звуковые колебания возбуждают в цепи микрофона М (рис. 27.11) электрические колебания, которые через трансформатор передаются в цепь сетки электронной лампы.

Поскольку вторичная обмотка этого трансформатора не пропускает колебания высокой частоты, то параллельно к ней подключается конденсатор через который они легко проходят. В то же

время колебания низкой частоты не замыкаются через него, поскольку для них он представляет большое сопротивление. В цепь сетки включена еще батарея смещения чтобы потенциал сетки всегда оставался отрицательным по отношению к катоду.

Если нет звуковых колебаний, установка работает как генератор незатухающих высокочастотных колебаний (§ 27.3) постоянной амплитуды. Когда в цепи микрофона возникают электрические колебания (рис. 27.12, а), напряжение на сетке, продолжая изменяться с высокой частотой в такт с колебаниями в контуре начинает изменяться еще и со звуковой частотой.

Вследствие этого анодный ток лампы и амплитуда колебаний тока в контуре непрерывно изменяются в соответствии с колебаниями звуковой частоты (рис. 27.12, б), т. е. происходит модуляция колебаний высокой частоты.

Модулированные высокочастотные колебания улавливаются антенной радиоприемника, усиливаются и детектируются (рис. 27.12, в). В телефоне возникают колебания звуковой частоты (рис. 27.12, г),

и мембрана телефона или громкоговорителя воспроизводит переданные звуковые колебания.

На принципиальных схемах радиотелефонной связи для звуковых передач, изображенных на рис. 27.13, показаны основные блоки, из которых состоят передатчик и приемник. Первый блок передатчика - генератор незатухающих колебаний Г, второй - модулятор М, в котором происходит модуляция колебаний с помощью микрофона третий - усилитель высокочастотных колебаний и четвертый - передающая антенна

Форма урока: коллективное изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  • ознакомить учащихся со способами получения и физических свойств хлороводорода и его водного раствора соляной кислоты;
  • систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать область её применения актуализировать знания о соляной кислоте из курса биологии. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав;
  • сформировать умения распознавать хлорид-ион;
  • формировать умения учащихся работать в группах, развивать умения и навыки при выполнении химического эксперимента, соблюдая правила по технике безопасности;
  • продолжить развитие познавательного интереса школьников, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру.

Предварительная подготовка учителя заключается в подборе дополнительной литературы по теме. Это могут быть различные учебники по химии для школ, вузов; учебники по биологии, справочники, научно-популярная литература.

Оборудование . Схемы-плакаты «Химические свойства кислот», предметы из полимеров, прибор для получения хлороводорода, пробирки.

Реактивы: кристаллический хлорид натрия, концентрированная серная кислота, индикаторы, основания, растворимые, нерастворимые и амфотерные, оксиды, металлы – цинк, медь, железо.

Ход урока

I. Организация класса

(проверка готовности учащихся к уроку).

II. Вступительное слово учителя

(На демонстрационном столе находятся изделия из синтетических материалов: обувь, игрушки, краски, пластмасса, пластиковые бутылки).

Учитель. Какое отношение эти предметы имеют к соляной кислоте?

– Оказывается, мы можем обнаружить её в предметах быта, которые кажутся нам удобными, дешевыми и мы с лёгкостью, не задумываясь о последствиях, выбрасываем их на свалку, где всё это затем сжигается.

Начиная с 1995 года мировое производство пластмасс (полимеров), каждые 5 лет удваивалось, и в 2000 году превысило 200 млн тонн. По различным прогнозам мировой объём производства полимеров в 2010 году превысит 300 млн тонн.

Демонстративный опыт (сжигание полимера-лоскутка в вытяжном шкафу).

– Да, пахнет неприятно. Неприятный запах обычно имеют вещества вредные для здоровья.

– Сами по себе синтетические материалы безопасны, чего нельзя сказать о веществах которые образуются при утилизации этих полимеров.

Сообщение учащегося: Сжигая один кг поливинилхлорида, или просто ПВХ – а это многие виды линолеума, обоев, пластиковых бутылок мы получаем до 50 мкг универсальных ядов, поражающих всё живое, даже в ничтожных концентрациях. По уровню токсичности они превосходят убийственные отравы, вроде кураре и синильной кислоты, но при этом не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются в верхнем слое почвы и попадают в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом.

Диоксины – не вражеская диверсия, это 200 с небольшим видов соединений хлора - побочные продукты технологии. Источниками этих ядов являются предприятия практически всех отраслей промышленности, где используется хлор.

Диоксины обладают канцерогенными (то есть вызывающими онкологические заболевания), тератогенными (т.е вызывающими врожденные уродства) и мутагенные (т.е влияющими на наследственность) действием.

Учитель. Теперь вернемся к нашему опыту. Как видите, влажная фиолетовая бумажка стала красной. Это указывает на то, что при сжигании, кроме вышеназванных веществ образуется и хлороводород.

– Оказывается при сжигании ПВХ образуется и хлороводород. Очень опасны туман и пары хлороводорода, образующиеся при взаимодействии с воздухом концентрированной кислоты. Они раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути. Длительная работа в атмосфере HCI вызывает катары дыхательных путей, разрушение зубов, помутнение роговицы глаз, изъявление слизистой оболочки носа, желудочно-кишечного расстройства, острое отравление сопровождается охриплостью голоса, удушьем, насморком, кашлем.

В случае утечки или разлива соляная кислота может нанести существенный ущерб окружающей среде.

Во-первых, это приводит к выделению паров вещества в атмосферный воздух в количествах превышающих санитарно –гигиенические нормативы, что может повлечь отравление всего живого, а также появлению кислотных осадков, которые могут привести к изменению химических свойств почвы и воды.

Во-вторых, она может просочиться в грунтовые воды, в результате чего может произойти загрязнение внутренних вод.

Там, где вода в реках и озёрах стала довольно кислой (РН<5) исчезает рыба. При нарушении трофических цепей сокращается число видов водных животных, водорослей и бактерий (фото).

В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур (фото). При попадании на металлы HCI вызывает их коррозию а, реагируя с такими веществами как, хлорная известь, диоксид марганца, или перманганат калия, образует токсичный газообразный хлор.

– Да, невесёлая получается картина. Сегодня человек разумный, человек могущественный в своём неуёмном желании «преобразовать весь мир, но не себя» может уничтожить на Земле всё живое. Поэтому в наше время особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе. Современный человек обязан не только беречь природу, но и помогать ей. Об этом страстно, с болью в сердце пишет поэт Мартынов Л.Н.:

Слышу я Природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с чем она боролась
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами.
И твердит Природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части.

Взаимоотношения химии и человеческого сообщества всегда были непростыми. Существование человечества в наши дни немыслимо без химии и разнообразных продуктов и материалов, которые могут быть получены при помощи химических технологий. При этом искусственно созданный человеком окружающий его мир всё быстрее насыщается продуктами химического производства. Грамотное обращение с ними требует высокого уровня химических знаний. Даже дома, в быту, не обойтись без химических знаний, которые помогают правильно и по назначению использовать различные вещества, иначе можно поплатиться своим здоровьем и здоровьем окружающих. То, чем станет химия для нашего мира – гибелью или спасением, зависит исключительно от того, как люди воспользуются её возможностями.

Давайте, основываясь на знаниях о кислотах, полученных в 8 классе, вспомним их общие свойства.

Учитель. Опираясь на имеющиеся у вас знания, давайте вместе рассмотрим способы получения, свойства и применение хлороводорода и соляной кислоты.

  1. История открытия соляной кислоты (сообщение учащегося, Приложение 1 ).
  2. Получение хлороводорода в промышленности.

Соляная кислота получается растворением в воде хлористого водорода. В настоящее время основным промышленным способом получения хлористого водорода является синтез его из водорода и хлора, протекающий по уравнению

H 2 + Cl 2 =2HCl + 43,8 ккал.

Этот процесс осуществляется путем сжигания водорода в струе хлора. При поглощении образующегося хлористого водорода водой получается «синтетическая» соляная кислота.

Учитель. Мы получим хлороводород из тех же веществ, что использовал М.Р. Глаубер в 1648 году нагреванием NaCl (поваренной кристаллической соли с концентрированной серной кислотой).

Перед выполнением опытов повторяем с учащимися правила по технике безопасности.

а) обращение со спиртовкой
б) с кислотами и щелочами

2NaCl+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +2HCl

Крист. конц

– Почему для получения хлороводорода берут кристалич. NaCl и конц. H 2 SO4

Учитель. Хлороводород хорошо растворим в воде, в одном объёме воды растворяется около 500 объёмов газа.

Демонстрационный опыт. Цилиндр, наполненный хлороводородом, закроем стеклянной пластинкой, опрокинем вверх дном, внесём в воду и уберём под водой пластинку, вода быстро заполняет цилиндр.

Раствор хлороводорода в воде –соляная кислота. В этом можно убедиться при помощи лакмуса.

Класс делится на группы. Каждой группе даются задания – Приложение 4 .

Учитель. Все сказанное раннее о соляной кислоте и проверенное на опытах можно обобщить в следующей схеме:

Сообщение учащегося. Применение HCI и её солей. (Приложение 2 )

Закрепление. Рассказ–задача по данной теме (Рассказывает учитель, Приложение 3 ).

Оценка знаний. Вывод каждый участник получает командный балл. Команда победитель зарабатывает 5 баллов, остальные по числу правильных ответов. Команда может выдвинуть наиболее активных игроков (1-2) на получение дополнительного балла за вклад успеха команды.

Задание на дом. Изучить свойства соляной кислоты.

Список использованных литературных источников :

  1. Волкова Л.А. Привычная и удивительная поваренная соль // Химия для школьников. – 2008. - № 1. – С. 34.
  2. Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. А. И. Ермакова. - 30-е изд., испр. - М.: ИНТЕГРАЛ-ПРЕСС, 2005. - 728 с.
  3. Кошель П.А. Открытие соляной кислоты и хлора. Материал с сайта him.1september.ru/articlef.php?ID=200501401
  4. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с нем. – М.: Мир, 1984. – 239 с.
  5. Ходаков Ю.В. Рассказ-задача по химии. В помощь учителю. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1965. - 124 с.
  6. Оганесян Руководство по химии поступающим в вузы. – М.: Высшая школа, 1991. – 464 с.
  7. Савинкова Е.В., Логинова Г.П. Химия. Сборник задач 8-9 кл. – АСТ-Пресс, 2001. – 400 с.
  8. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
  9. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.