Социальные ценности. Как уже говорилось, индивид стано вится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих цен ностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей доста точно разнообразен - это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с обще ственными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать, ценности - это то, ради чего стоит жить. Важней шая функция социальных ценностей - играть роль критериев вы бора из альтернативных способов действий. Ценности любого об щества взаимодействуют между собой, являясь принципиаль ным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценнос тями характеризуется двумя чертами: во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру, подразде ляясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отноше-ния между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антаго нистическими, взаимоисключающими Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, напол няют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей мож но выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты по веления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нужда ется в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
то, что считается нормальным, правильным (как посту пают в большинстве случаев);
то, что не одобряется, порицается и - на крайнем по люсе системы ценностей - предстает как абсолютное, само очевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упо рядочивает для индивида картину мира. Важная особенность со-циальных ценностей заключается в том, что в силу их всеоб щего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализу ются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик соци альных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неиз бежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
место человека, его роль в системе мироздания, отноше ние человека к природе;
отношение человека к человеку;
характер общества, идеал общественного устройства.
Социальные нормы. В ситуации, когда систему социальных
ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме соци-альных норм. Следует обратить внимание на двоякое определе ние понятия «норма». Согласно первому его употреблению нор ма - абстрактно сформулированное правило, предписание Изве-
стно, однако, что понятием «норма» применительно к любом\ ряду явлений, к любому процессу обозначают и ту совокуп ность явлений или признаков процесса, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновля ются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда го ворят о нормальном явлении, нормальном процессе, о нали чии объективной (реальной) нормы). В социальной жизни, в реальной действительности существуют обычные, повторяю щиеся отношения между членами общества. Эти обычные, по вторяющиеся отношения и подпадают под понятие объектив ной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородно сти и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма - это характеристика суще ствующих явлений или процессов (либо актов поведения), по этому установить ее наличие и содержание можно, лишь про анализировав социальную действительность; содержание соци альных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто сти хийно, не всегда получая отражение в сознании людей. Если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных пра вил (запретов иди велений), где средства подчинены целям, ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве тако вых и воспроизводятся в поведении без их обязательной созна тельной оценки.
Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение лю дей, регулируют самые разнообразные виды общественных от ношений, складываясь в определенную иерархию норм, рас пределяясь по степени социальной значимости. Политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценнос тей, влияют на нормы экономического характера, послед ние - на технические нормы и т. д. Нормы профессиональной этики, семейных отношений и морали в целом, нормы по вседневною поведения охватывают, по существу, всю сово купность социально значимых актов поведения.

В социальной норме воплощается значительное большин ство соответствующих явлений (актов повеления). Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в дан ной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное свойство на данный момент. Это боль шинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет сум мировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма является синтети ческим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных ви дах и способах поведения в конкретных областях социальной практики, проявляется действие объективных закономернос тей общественного развития. Социально нормальным является то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.
Социальная норма в сфере поведения людей применитель но к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами численных, количественных показателей. К такого рода показателям можно отнести, во-первых, отно сительное число актов поведения соответствующего вида и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы про-является в том, что функционирование, развитие обществен ных явлений и процессов происходит в соответствующих каче ственно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты дей ствия неизбежно различаются между собой по степени соот ветствия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного соответствия образцу, через случаи частичного от клонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содер жании, смысле и значении качественной характеристики со циальных норм, в реальном поведении проявляется в конечном счете доминирующая система социальных ценностей.
Общее количество однородных (т. е. более или менее соответ ствующих определенному признаку) актов поведения - пер вый количественный показатель данной совокупности актов.

Нетождественность, различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степе ни, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с точки зрения проявления в них этого при знака. Таков второй количественный параметр данной совокуп ности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объек-тивной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобще ственных, опасных, преступных.
Выход за пределы объективной социальной нормы возмо жен, конечно, в двух направлениях: со знаком «минус» (отри-цательное значение) и со знаком «плюс» (положительное зна чение). Здесь вновь проявляется неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качествен ной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы этих норм. При этом существенна закономерность: чем выше степень соответствия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень этого соответствия, тем меньше и относительное число подобных актов.
Полезно прибегнуть к схематическому, графическому изоб ражению этого соотношения (см. рис. 12.1). Для этого по верти кали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали - степень их соответствия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»).
Рис. 12.1. График соотношения социальной нормы и отклонений

На приведенном графике в зонах «в» и «et» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной соци альной нормы, это то, как обычно поступают. Зона «а,» - это отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это - действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «я» помещаются действия, в еще боль шей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы (максимальные отклонения), это действия, осуждаемые боль шинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, это те действия, которыми восхищаются (хотя и редко следуют).
Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с точки зрения уровня дина мики социальных изменений и их содержания. Возможна ситу ация, когда те акты поведения, которые составляли меньшин ство, растут до такой степени, что начинают переходить из ка тегории отклонений, исключений в стадию формирования новою образца социальной нормы. Как правило, это знамену ет радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества.

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об-разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм - этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

  • 1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.
  • 2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
  • 3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
  • 4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
  • 5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
  • 6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.
  • 7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.
  • 8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.
  • 9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
  • 10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
  • 11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
  • 12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
  • 13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998. - 146 с.

В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. а - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие.

Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.

Социальные нормы - образы общественных отношений, модели человеческого поведения , непременно имеющие предписательный характер и действующие в рамках определенной культуры. То, что социальные нормы характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, общностью, позволяет говорить о них как законах. И точно так же как все законы социальные нормы проявляются и действуют в общественной жизни необходимо. Социальные нормы обусловлены человеческим, общественным сознанием. Именно это принципиально важное обстоятельство и определяет качественную специфику социальных норм, отличающую их от норм-законов, действующих в природе. При этом связь с человеческим (общественным и индивидуальным) сознанием реально находит свое выражение в двух планах - генетическом, связанном с происхождением социальных норм, и прагматическом, касающемся управления человеческим поведением, регуляции (организации) общественных отношений.

Наиболее важной функцией, выполняемой социальными нормами, является управление человеческими взаимоотношениями и поведением.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - правила поведения,

Ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Ценностная ориентация выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.



Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Введение

Социальные ценности

Социальные нормы

Виды социальных норм

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Понятие социальных ценностей и норм впервые появилось в социологической науке благодаря М. Веберу. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.

Изучением ценностей занимается наука аксиология (от греческого «аксиа»- ценность и «логос» - слово, понятие, учение). Она входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско- социологических концепций неокантиански - веберовской, феноменологически - интеракционистской и позитивистски - сциентистской ориентаций.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего потребности материального производства. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

социальный норма предписание поведение


1. Социальные ценности


В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн) считают, что ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Х или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, то есть ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий.

Анализ социальных ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы:

ценности благосостояния,

прочие ценности.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность- это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность.

Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,

добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Всем известен случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, взаимодействие потребностей в ценностях отражают содержание и смысл социальных отношений.

В силу неравенства, существующего в обществе, социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценностей, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своём стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Анализируя социальные ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что дает возможность понять напряженность и причины конфликтов между ними.


Социальные нормы

социальный общество поведение

Человеческое общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг к другу, или совокупность общественных явлений; при этом под общественным явлением понимается такое взаимосвязанное поведение индивидов, которое вызывает определенные изменения природы, общества и самого человека. Из этого следует, что нет ни общества, ни общественных явлений вне поведения индивидов и их взаимосвязанных действий.

Однако индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа свободны в выборе своего поведения. И их поступки могут не только не согласовываться, но зачастую и противоречить друг другу. А противоположность поведения может поставить под вопрос не только осуществление общественных функций, но и существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, то есть определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.

Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы (хотя и не в выделившийся из нее окончательно), но и в нем должен существовать порядок. А для того чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы, которые представляют собой по существу особое произведение человеческого общества.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социологической значимости.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче всего - привычек.

Социальные нормы, которыми определяется человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека - в его отношениях к остальным людям и к самому себе. С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определенные ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живет.

Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека и обществе, согласно которым человек должен вести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуальных поведений, необходимые для осуществления основных социальных функций. Человек является свободным существом, и в рамках свободы, предоставленной ему естественным законом, он может вести себя по-разному. И чем более развитым является общество, чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведет себя как свободное существо, а общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых обществом. А это значит, что точно так же как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общественных правил, при помощи которых обеспечивается координация этих свободных поведений.

Понятые таким образом социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы последним и пренебречь. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определенных общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Для реализации многочисленных и разнообразных целей в обществе существует множество социальных норм. Однако это множество существовало не всегда. Социальные нормы прошли свой путь исторического развития, вместе с развитием общества. В начале истории человечества, когда человеческое общество было неразвитым, социальные нормы составляли единую совокупность и не различались между собой ни по способу их возникновения, ни по тому, как обеспечивалось их применение.

Однако с развитием общества происходит дифференциация отдельных видов норм. А именно, с дифференциацией общества возникают особые группы людей, имеющих особый интерес и желающих его осуществить. Тогда-то и происходит дифференциация социальных норм. Социальные нормы начинают различаться как по целям, которые люди пытаются реализовать с их помощью, так и по своей форме, то есть по способу их возникновения и по средствам, с помощью которых обеспечивается их применение.


3. Виды социальных норм


С развитием общества возрастало и количество социальных норм. Многочисленные социальные нормы делятся на разнообразные группы в зависимости от критериев, которыми пользуются при их классификации. Чаще всего, исходя из тех средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.

а) Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, то есть отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, то есть такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила.

Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, то есть в социальных группах. Это нормы, при помощи которых осуществляется регулирование поведения человека по отношению к другим людям в государстве, в семье, на улице, в процессе производства материальных благ и т.д. Эти нормы служат реализации общей цели, достижение которой соответствует интересам некоторой широкой общности, хотя и не обязательно отвечает интересам отдельных ее членов. Для того, чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.

Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию.

Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива.

Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ и тем самым удовлетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Весьма важным является также и опосредованное воздействие санкции на поведение людей, а именно: зная, что им грозят определенные санкции, то есть лишение известных благ, люди, как правило, воздерживаются от нарушения общественных предписаний.

Однако санкции, при помощи которых общество стремится воздействовать на поведение людей, дабы оно соответствовало диспозиции юридической нормы, не могут быть исключительно негативными, то есть направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть предусмотрены и позитивные санкции - не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними. Они являются, по сути, наградой за поведение, желательное для общества.

В обществе существуют многочисленные социальные предписания, которые можно отнести к различным видам на основе самых разных критериев. Однако можно утверждать, что чаще всего социальные предписания различаются в зависимости от вида общности, которая их создает; от деятельности, к которой данные предписания относятся; и вида санкции которые применяются при нарушении предписания.

Наиболее существенные различия отдельных социальных предписаний проистекают из санкций, при помощи которых обеспечивается уважительное к ним отношение; причем характер таких санкции зависит от того, какие социальные общности - организованные или неорганизованные - создают те или иные социальные предписания. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, то есть социальными организациями. Обычно в этом случае речь идет о лишении нарушителя значительных благ при помощи принуждения, которое часто выступает в форме физического насилия. Правовые нормы являются наиболее типичным представителем данного вида социальных предписаний.

В неорганизованных социальных общностях социальные предписания возникают спонтанно, в течение длительного времени, и глубоко внедрены в сознание членов общности. В таких общностях, в которых дело не доходит до острых конфликтов, санкции за нарушение правил поведения не являются строгими, и применяет их общество в целом, а не особые органы. Примером социальных предписаний, создаваемых организованными общностями, являются правовые, а неорганизованными общностями - обычные нормы.

б) Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Но именно они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы. Однако человек относится к природе не только как природное, но и как общественное существо, то есть его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами.

Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, человек может осуществить известные благоприятные для него изменения в природе. Поэтому можно сказать, что данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы (материальной природы в узком смысле слова). Таковы, например, правила, указывающие, как получить определенный химический продукт путем соединения тех или иных элементов, как лечить от болезни, создавать некоторые материальные блага и т.д. Таким образом, технические правила служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласия. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать; они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов. Подобный характер технических правил является причиной отсутствия санкций, которые общество могло бы применить к нарушителям данных норм. Поскольку субъекты, к которым относятся технические правила, желают реализовать некую цель, то они должны придерживаться данных правил. Если субъекты не будут следовать этим правилам, цель не будет достигнута, и интерес не будет реализован. Так, например, тот, кто хочет выздороветь, должен соблюдать предписания специалистов медицины, иначе он будет продолжать болеть. Поэтому и полагают, что для того, чтобы человек поступал в соответствии с техническими правилами, ему достаточно лишь понять, что такое поведение обеспечивает реализацию желаемой цели.

Таким образом, люди в своем поведении придерживаются технических правил, ибо, поступая в соответствии с ними, они осуществляют некий свой интерес; игнорируя же данные правила, они не могут реализовать свой интерес и могут понести определенные лишения. Именно поэтому и не существует необходимости в том, чтобы общество обеспечивало выполнение технических правил путем применения санкций по отношению к их нарушителям.

Тем не менее, возможны и случаи, когда социальная общность оказывается заинтересованной в соблюдении технических правил и, для того, чтобы обеспечить их выполнение, предусматривает также и санкции в отношении тех, кто нарушает данные правила. Но в этом случае техническое правило превращается в социальное предписание, а когда эти санкции применяет государство, техническая норма превращается в правовую. Так, например, существуют технические правила, определяющие строительство жилых зданий, и тот, кто их не соблюдает создает опасность разрушения данных построек. Сегодня государство предписывает: сколько арматуры и каким именно образом она должна быть использована при строительстве для того, чтобы здание не разрушилось при землетрясении. Поскольку землетрясение представляет опасность для всего общества, последнее стремится предохранить себя от возможных губительных последствий, предписывая способ строительства.

Какие, именно технические правила и когда они станут социальными предписаниями, зависит от многих общественных обстоятельств и от имеющихся у людей знаний о природе и способах ее присвоения, то есть приспособления и преобразования человеческими потребностями. В совре-менном обществе все больше моментов процесса труда регулируются правовыми нормами, для того чтобы были созданы условия труда, достойные человека, в развитых обществах существует большое число технических правил. Каждая область человеческого творчества создает собственные технические правила. При этом технические правила подвержены непрерывным изменениям, происходящим в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, ее приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано, прежде всего, с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.

Технические правила являются социальными правилами, ибо отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке, к даваемым ею знаниям и их применению представляет собой отношение общества к науке. Это отношение общества к науке и применению ее знаний в практической деятельности может быть двояким, а именно: общество может способствовать развитию науки и скорейшему применению ее знаний в практической деятельности, но может также препятствовать использованию научных знаний, а тем самым препятствовать и развитию науки.

Каким будет отношение общества к применению научных знаний на практике, зависит от большого числа социальных факторов. Отношение это определяется как характером существующих в данном обществе производственных отношений, так и идеологией этого общества (известно, к примеру, что католическая церковь в средние века была против развития науки и использования научных знаний).


Заключение


В социологии очень часто используются понятия социальных ценностей и норм, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д.

Социальные ценности - это высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные

функции. Они:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

контролируют отклоняющееся поведение;

служат образцами, эталонами поведения.

Социальные нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (обязанности, правила);

как ожидания поведения (реакция других людей).

Социальные нормы - это стражи порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так:

нормы - это правила поведения,

ценности - это абстрактные понятия о том, что есть добро и зло,

правильное и неправильное, должное и не должное.

В условиях становления новой морали в современном обществе важное значение имеет не запрет, а постоянная поддержка социальных ценностей и норм в расчете на то, что время внесет поправки и поставит точки над «i» в потребностях человека.


Список использованной литературы:


1.Маркович Д.Ж. Социология: Учебник. - М., 2000

2.Современная западная социология: Словарь М.,1990

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие/под ред. проф. В.А. Чумакова. - Ростов н/Д.,2000

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 2004

Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми.Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Социамльные номрмы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальная норма выполняет следующие функции.

  • 1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.
  • 2. социализирует личность;
  • 3. оценивает поведение;
  • 4. Предписывает модели должного поведения.
  • 5. Средство обеспечения порядка.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности -- это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить.

Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок -- ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • 1. То, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • 2. То, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • 3. То, что не одобряется, порицается и -- на крайнем полюсе системы ценностей -- предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.