В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным, их общее количество составляет в настоящее время более 700 тысяч человек. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к так называемым "социальным сиротам", то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Ребёнок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Это приводит к побегам, девиантным и делинквентным формам поведения.

Наряду с этим, можно отметить, что социализация человека в процессе его развития проходит ряд этапов, которые он успешно или неуспешно может преодолевать. Так, Р.М. Грановская и И.М. Никольская выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде: - поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования; - изменения, которые он совершает в среде для приведения её в соответствии со своими потребностями; - внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.

Эти формы можно рассматривать как определённый момент в развитии защитного поведения человека.

С помощью механизмов психологической защиты, по мнению Р. Плутчика, которые формируются на непроизвольном уровне, происходит успешная адаптация человека к общим и специфическим условиям его жизни и деятельности. Условно-компенсаторный характер психологической адаптации придаёт её преимущественная нацеленность на сохранение субъективного комфорта личности, а не на объективные задачи деятельности. Своевременное обнаружение действия защитных механизмов, установление причин их запуска служат предпосылками повышения эффективности деятельности при сохранении целостности и гармоничности "Я".

Нарушению процесса адаптации способствуют различные виды депривации, которые влияют на адаптационную способность человека.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен. Главная причина заключается в том, что в момент выявления детей, которые оказались в тяжёлых жизненных ситуациях, значительно отстаёт от самой возможности оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребёнка, так и его семьи, в результате чего родителей лишают родительских прав и помещают ребёнка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему новую семью. При этом поступающий ребёнок имеет целый комплекс последствий позднего выявления семейного неблагополучия, наличие комплекса проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.


Содержание:
1. Введение.
2. Понятие « маргинальность ».
3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
4. Особенности современного процесса маргинальности.
5.
6. Заключение.
7 Список используемой литературы.

1. Введение
На настоящем этапе развития российского общества концепция маргинальнсти становится одной из признанных исследовательских теоретических моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной структуры, социальной динамики и социальных процессов. Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальности приводит к интересным наблюдениям и результатам. Особое значение здесь имеет её многоаспектность и взгляд на определенные социальные явления с различных позиций. Трансформация социально-экономической и политической систем современного российского общества способствует активизации процессов переконструирования социальных объектов и формирования новой социальной структуры, что ведет к интенсификации процессов маргинализации и образованию большого количества переходных и периферийных маргинальных групп. Вследствие этого происходит изменение социальной структуры российского общества в сторону увеличения маргинального сегмента, изучение которого является актуальным с точки зрения исследования трансформирующегося общества и социальных явлений, сопровождающих этот процесс. Важным является также то обстоятельство, что образующиеся маргинальные субъекты характеризуются особыми социально-психологическими характеристиками, которые отражаются в поведении и социальном самочувствии индивидов. Пребывание в состоянии маргинальности способствует изменению мировоззрения и формированию у индивидов маргинального поведения.
В свою очередь, формы социального поведения значительных масс людей сказываются на социальных процессах в обществе.
В связи с этим, выявление маргинальной составляющей в структуре населения современного российского общества и изучение различных видов маргинального поведения индивидов приобретают особую актуальность.

2. Понятие « маргинальность »
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и
использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной
ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям.
В российском обществе накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или
культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в
виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией.
Различным может быть только удельный вес этих групп.Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей.

3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства,на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, наинтеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемахформирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда вcоциально-производственных структурах.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно,что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8%
активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще накачество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости,
эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими
ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и
образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.
Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-
групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой
консолидации и интеграции.
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс
глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации,
сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией
значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на « окраинах », на
« обочинах » или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится
значительная и притом весьма активная часть американского общества
(этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что « маргинальные » не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.
Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления.
Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.
a институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.).
Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых « неформальных » общественных движений - просветительских, экологических,правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

4. Особенности современного процесса маргинальности:
Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. В связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и тенденциях маргинальных процессов в Западной Европе, сделанные в вышеупомянутой работе (еще и потому, что в них можно угадать основные контуры современной ситуации нашей действительности:
основная причина развития маргинальных процессов - кризис занятости;

маргиналы в Западной Европе - это сложный конгломерат групп, в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы, характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность, а также многочисленные переходные группы, находящиеся на различных этапах маргинализации и новые национальные (этнические) меньшинства;
источник пополнения маргинальных слоев - нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, однако, постоянно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни.

В российском обществе после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в
виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а
маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам.
Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация
коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на
противников и сторонников режима. Возникали и искусственноподдерживались
режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются
проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.
Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова.

Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных социологов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.
В подобном же русле написаны работы
М. Восленского, посвященные рассмотрению
становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо
утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и
номенклатура сама по сути является маргинальной группой.
Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),
анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.
И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном
преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий
государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть
дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества
обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о
насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.
Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и
оригинальные работы

Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей
рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой.
В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским режимом
социальной политики насильственного переструктурирования общества путем
использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к
разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения социальной
структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает
несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере
общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему отношений.
В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить появление
первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А. Добкин, М.
Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов
и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.).

Пребывание в состоянии маргинальности способствует изменению мировоззрения и формированию у индивидов маргинального поведения. В свою очередь, формы социального поведения значительных масс людей сказываются на социальных процессах в обществе. В связи с этим, выявление маргинальной составляющей в структуре населения современного российского общества и изучение различных видов маргинального поведения индивидов приобретают особую актуальность.
Следует отметить, что исследование проблемы маргинальное ™ в отечественной социологии в основном ограничивается теоретическим осмыслением состояния российского общества и мало подкрепляется
* эмпирическими данными. Научные работы, как правило, носят общий характер,
рассматривают концепцию маргинальности в общероссийском контексте и мало внимания уделяют региональным аспектам.
1 В связи с этим, важно подчеркнуть, что хотя маргинализация захватила всё
общество, окраинные территории и столицы выделяются в этом отношении особенно. В настоящей работе диссертант останавливается на исследовании периферийных территорий, в частности Приморского края, где на фоне
1 общероссийской тенденции маргинализация населения просматривается более
отчетливо. Происходит это потому, что интенсивные процессы маргинализации, характерные для Приморья, наряду с общероссийскими
" факторами обусловлены еще и рядом региональных факторов: исторически
сложившимися активным переселением, колонизацией и пенитенциарными процессами на Дальнем Востоке. Во все времена и во всех странах люди, по
каким-либо причинам выпавшие из социальных структур, отличались
повышенной мобильностью и заселяли окраинные территории. В связи с этим население Приморского края формировалось в прошлом и пополняется в щ настоящее время за счет маргинальных социальных элементов - беженцев,
мигрантов, бывших заключенных, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев, криминальных элементов, бродяг и т.п. Таким образом, образование маргинального сегмента в социальной структуре Приморского края происходит вследствие как общероссийской тенденции увеличения количества маргинальных групп в современном обществе, так и вследствие действия специфических региональных факторов. Это дает основание предполагать наличие достаточно высокой концентрации маргинальных субъектов среди населения края. В этой связи, исследование маргинального сегмента в социальной структуре Приморского края приобретает особую актуальность.
Кроме того, поскольку проблема маргинальности малоизученна, то её дальнейшая разработка актуальна и для развития самой науки.

Исследование проблемы маргинальности имеет достаточно давнюю традицию и характеризуется многообразием подходов. Родоначальниками концепции маргинальности считаются американские социологи Р.Парк и Э.Стоунквист, хотя сами процессы маргинализации рассматривались и раньше в трудах Г.Зиммеля, К.Маркса, Э.Дюркгейма, В.Тэрнера. Так, Г.Зиммель касался в своих исследованиях последствий взаимодействия двух культур и описал социальный тип чужака. К.Маркс показал механизм формирования избыточной рабочей силы в капиталистическом обществе и образования деклассированных слоев. Э.Дюркгей м изучал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида в контексте общественной системы норм и ценностей. Эти авторы не выделяли маргинальное как отдельную социологическую категорию, но вместе с тем они подробно описывали социальные процессы, следствием которых является состояние маргинальности.
В современной зарубежной социологии сложились два основных подхода к пониманию феномена маргинальности
В американской социологии проблема маргинальности рассматривается с позиции культурного подхода, в котором она определяется как состояние личностей или групп людей, поставленных на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Основой данного подхода является культурный конфликт и связанные с ним проблемы неприспособляемости личности, оказавшейся на границе двух несхожих миров и характеризующейся определенными
социально-психологическими чертами. В его рамках изучают данный социальный феномен Р.Парк, Э.Стоунквист, А.Антоновски, М.Голдберг, Д.Головенски, Н.Дики-Кларк, А.Керкхофф, И.Краусс, Дж.Манчини, Р.Мертон, Е.Хьюз, Т.Шибутани, Т.Уиттерманс.
В европейской социологии проблема маргинальности исследуется с позиции структурного подхода, который рассматривает её в контексте изменений, происходящих в социальной структуре общества вследствие различных социально-политических и экономических процессов. Маргинальность исследуется с точки зрения образования различных переходных и периферийных маргинальных групп и определяется как состояние, связанное с переориентацией или утратой социальным субъектом статусных позиций. В европейской традиции также выделяется идейная маргинальность, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества. С позиции структурного подхода изучают маргинальность А.Фарж, А.Турен, Ж.Леви-Стрэнже, Я.Штумски, А.Прост, В.Бертини.
В отечественной науке в настоящее время феномен маргинально исследуется с точки зрения разных подходов.
В социологии проблема маргинальности большинством авторов анализируется с точки зрения трансформации социально-экономической системы и социальной структуры общества, в рамках стратификационной модели социальной системы. В этом направлении исследуют проблему З.Галимуллина, З.Голенкова, А.Заворин, С.Кагермазова, С.Краснодемская, И.Попова, Н.Фролова.

5. Маргинальность как социальный феномен:опыт концептуализации.
Теоретические предпосылки концепции маргинальности в социологии
Приступая к исследованию проблемы маргинальности, важно отметить, что само понятие
« маргинальность » со времени своего появления приобрело достаточно широкий и многозначный контекст. Это затрудняет задачу формулирования его универсального исчерпывающего определения. Любая попытка ограничиться однозначным определением, позволяющим объединить разнородные сущности, несостоятельна. В настоящее время в социологии нет единого подхода, как в понимании самого термина, так и в рассмотрении проблемы маргинальности в целом. Этим можно объяснить тот факт, что в зависимости от контекста исследования меняется объем понятия « маргинальность », термин приобретает различные смысловые оттенки и значения, указывает на разные социальные объекты, описывает многообразный круг явлений.
Выбор того или иного значения понятия часто предопределяется содержанием исследования, тематикой, проблемой. Исследователю, работающему с понятием
« маргинальность », необходимо попытаться операционализировать его соответственно направлению и теме своей работы. Во-первых, это дает возможность применять его согласно данному определению, не подменяя его содержания. Во-вторых, концептуальные определения « нуждаются в операционализации с тем, чтобы через систему индикаторов и переменных исследователь мог диагностировать некоторую эмпирическую ситуацию и степень выраженности в ней изучаемого признака » В-третьих, это позволяет исключить элемент метафоризации понятия маргинальности, когда оно употребляется не в качестве научного термина с четко определенным смысловым пространством, а в качестве метафоры. Маргинальность - состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне её.
Более развёрнутую дефиницию маргинальности с указанием её основных характеристик и факторов, приводящих к маргинальности, дает И.Попова. Она определяет маргинальность как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации
Существуют и более широкие трактовки маргинальности3, которые используют философы, антропологи, культурологи и т. д. Но они не релевантны данному исследованию, поскольку в работе затрагивается исключительно социологическая проблематика и не ставится задача рассмотрения философского и культурологического подхода.
В настоящем диссертационном исследовании выбор определенного смыслового значения понятия
« маргинальность » продиктован конкретной темой. В работе под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между какими-либо социальными группами или крайнее положение в обществе, что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением ценностно-нормативной ориентации и поведения индивида.
Философы рассматривают маргинальность с различных позиций: с точки зрения « маргинального пространства
и т.д.................

Маргиналы (от лат. маргиналис - находящийся на краю) - это совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп. Это те люди, которые, оказавшись оторванными от одной социальной среды (например, национальной, религиозной, сельской), так и не смогли включиться в новую для себя социально- культурную среду (инонациональную, городскую и т.д.). Статус маргиналов носит пограничный характер - между группой происхождения и доминирующей группой, а поэтому маргинал не способен к однозначной самоидентификации.
Маргинальность как социальное явление широко распространяется в современном обществе. При этом социальная маргинальность наиболее широко распространяется в тех обществах, которые переживают острые социальные катаклизмы (в стабильном и спокойно эволюционирующем обществе маргиналы не занимают сколько-нибудь значимого места в социальной структуре общества и не оказывают большого воздействия на его развитие).
В современной России остро стоит проблема маргинализации всей социальной структуры (бездомные люди, беспризорные дети и т.д.). Маргинализация - это процесс увеличения численности маргиналов в обществе. Так, в последние годы резко увеличилось количество людей, переселившихся из села в город (отсутствие работы в селе и т.д.), беженцев (межнациональные конфликты и т.д.), безработных (массовые увольнения, сокращения рабочих мест и т.д.), лиц, освобожденных из мест заключения и др. Вместе с маргинализацией российского общества увеличивается дезорганизованность общественной структуры (депрофессионализация населения и т.д.).
IV
Некоторые закономерности и тенденции социальной стратификации современной России можно описать на основе данных проведенного ВЦИОМ с марта 1993 по январь 1998 гг. социологического мониторинга (см. статью академика Т.И. Заславской). Были выявлены следующие
основные направления стратификационных сдвигов в российском обществе.
Социальная структура стала менее жесткой, более подвижной. Возросло многообразие социальных статусов. Размывались старые и сформировались новые общественные группы. При этом нисходящая мобильность крупных социальных групп и слоев доминирует над восходящей мобильностью, которая в российском обществе носит пока еще строго индивидуальный характер.
Если стратификация советского общества базировалась в первую очередь на административно-должностном критерии (место работника в системе власти и управления), то теперь решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Раньше материальное положение людей определялось уровнем занимаемых должностей, теперь их политический вес все больше определяется величиной капитала. Таким образом, связь между политическим и экономическим элементами социального статуса, с одной стороны, усилилась, а с другой - изменила свой знак.
Роль профессионально-квалификационного и культурного факторов в формировании высокостатусных групп усилилась, а в социальной дифференциации основной массы населения роль этих факторов существенно ослабела.
Локализм и замкнутость региональных рынков труда в условиях отсутствия общероссийского рынка породили значительную застойную безработицу, ослабили зависимость доходов от личных трудовых усилий. Так, в 1996 г. средний уровень душевых денежных доходов москвичей превышал средние доходы жителей беднейших регионов в 9,5 раз, а всех жителей провинциальной России - в 3,2 раза.
Существенно снизилась легитимность статусов верхних слоев, социальное восхождение которых оказалось неразрывно связанным с теневой и криминальной деятельностью. Резко возросла дифференциация населения по таким признакам, как пол, возраст, национальность. В результате общество стало еще менее справедливым. Во много раз возросла социальная поляризация групп и слоев. Статус субэлиты достиг невиданного ранее уровня, а экономический статус и образ жизни среднего и нижнего слоев резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, ускорилась люмпенизация населения.

1.Маргинал: понятие, сущность. Маргинал в обществе……………………3

2. Деклассированный элемент…………………………………………………7

3.Элита современного российского общества………………………………10

Заключение…………………………………………………… …………………18

Список использованной литературы……………………………………….... 19

1. МАРГИНАЛ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. МАРГИНАЛ В ОБЩЕСТВЕ

Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. 1

Маргинальность как явление широко распространена в природе и является не просто досадным сбоем в процессе репродукции органической материи, а выполняет важнейшую функцию в ее эволюции. Именно маргиналы - особи, чьи биологические и поведенческие характеристики отличаются от устоявшегося в данном виде животных или растений эталона, - являются, как говорят биологи, эволюционным авангардом. Этот авангард выводят вид на новые эволюционные пути в ситуации, когда условия его существования изменяются настолько, что привычный образ жизни и соответствующие ему анатомо-физиологические параметры особей оказываются уже неадекватными новой среде обитания настолько, что встает вопрос выживания вида в целом.

Не является исключением в этом плане Я - человек, хотя у него эволюционные механизмы разворачиваются не столько в биологическом аспекте, сколько в поведенческом. Когда человеческое общество (племя, род) сталкивается с тем, что привычные способы добывания пищи или, скажем, организации быта перестают приносить ожидаемый результат, именно поведение различных чудаков, которые склонны даже в благополучные времена все делать не так, как это принято в обществе, позволяет найти новый эффективный образ жизни. Таких людей тянет попробовать новый вид пищи даже тогда, когда достаточно и привычней уже еды; охотятся они не там, где дичи много я ее легко взять, а все время ищут новые места; согреваются не простым укутыванием в шкуры, а подбрасыванием сухих веток в огонь; мастерят каменный топор вместо привычной дубины - эти и многие другие примеры показывают путь развития человечества вслед за маргиналами.

Говоря о роли маргиналов как эволюционного авангарда, следует заметить, что в обществе потребность в них возникает лишь время от времени. А когда жизнь общества налаживается в стабильной среде, эта нужда в маргиналах у него пропадает. И так как маргиналы своим поведением обычно у членов толпы вызывают беспокойство и раздражение, на них начинают давить. Это может привести либо к исходу маргиналов из общества, либо к их слому, либо к гибкой адаптации. Возможен и четвертый вариант судьбы маргинала, никак не связанный с оказываемым на него давлением: некоторые в условиях стабильной жизни «скисают», не находя для себя путей достойного самовыражения. Такие «скисшие» вместе со сломленными маргиналами через алкоголизацию, наркоманию и преступность формируют «мусор» общества.

Исход маргиналов из общества проходит либо в форме колонизации новых земель (если такие есть) - от выделения хуторов до освоения удаленных регионов, либо в форме эмиграции в малонаселенные страны. Здесь для маргинала оказывается уместной латинская поговорка bene vixit? quibene latuit - «хорошо живет тот, кто живет в уединении». Лучшим примером такого исхода маргиналов в освоение новых земель в отечественной истории является казачество. Очень уместным здесь будет замечание Сомерсета Моэма в романе «Луна и грош» по поводу того, как относились люди к его герою - художнику Стрикленду, типичному маргиналу: «На этом далеком острове (Таити) к нему, видимо, относились не с озлоблением, как в Англии, но, напротив, сочувственно и охотно мирились со всеми его выходками. Эти люди - туземцы и европейцы - считали его чудаком, но чудаки были им не внове. Они считали вполне естественным, что мир полон странных людей, которые совершают странные поступки.

Наиболее психологически гибким маргиналам удается наладить свою оригинальную жизнь и среди толпы. Происходит это в основном благодаря соответствующей профориентации (пример - интеллигентные дворники и кочегары в Москве в советское время) и некоторой самоизоляции своих мирков от окружения. Если же маргинал жестко занимает непримиримую позицию, то травля толпы может привести и к трагедии. Наиболее известным историческим примером может служить судьба Сократа, казненного по совершенно надуманным обвинениям.

Следует заметить, что у разных народов исторически сложилось различное отношение к своим маргиналам. Те народы, у которых потребность в маргиналах из-за нестабильных климатических и социальных условий возникала часто, формировалось более терпимое отношение к чудакам. Примером этого может служить Россия с Иваном - дураком в роли главного и любимого героя в сказках, а также прижизненные (что очень редко встречается у людей!) почет и уважение нашего народа к одному из самых великих маргиналов в истории человечества - Льву Толстому. Это способствовало увеличению доли маргиналов среди населения нашей страны и нарастанию их отличил от стандартов поведения в обществе.

В России нет средних талантов, простых (мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Возможны и другие пути накопления маргиналов в обществе. Если в спокойные периоды у маргиналов была возможность к исходу в новые земли без полного отрыва от общества, то толпа по мере разрастания своей страны «настигала» и поглощала такие обособившиеся массы мар гиналов. Именно так это и происходило у русских с казачеством на окраинах. Все это привело к формированию очень своеобразного национального характера, особенности которого тот же Сомерсет Моэм описал так: «У русских есть явное преимущество перед нами: они не так подчиняются условностям, как мы. Русскому никогда не придет в голову, что он должен делать что-то, чего не хочет, только потому, что так положено. 2

2. ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Деклассированный элемент - утративший всякую связь со своим общественным классом и не примкнувший к другой социальной группе, не принимающий никакого участия в общественном производстве, морально опустившийся и разложившийся человек. 3

Термин «деклассирование» стал активно использоваться уже после Маркса. Обычно социологи связывают деклассирование с материальными лишениями. Но вопрос стоит глубже: люди выпадают из привычных классовых или сословных структур, теряют фиксированный статус и вместе с ним - определенную культурную ориентацию.

Деклассирование следует понимать в двух смыслах: 1) выход за пределы своего класса (слоя), 2) выход за рамки классовой стратификации в целом. Под деклассированием следует понимать не только выход за рамки классовой структуры, но также переход индивида или семьи из собственного класса в другой, более низкий.

К деклассированным слоям населения обычно относят бродяг, нищих, уголовные элементы и др. Их называют деклассированными стратами или андерклассом. В Индии образцом деклассированной страты является каста неприкасаемых. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. Это пример деклассирования во втором смысле.

В то же время обеднение русского дворянства - пример деклассирования в первом смысле. Юридически дворянин оставался дворянином, хотя его уровень жизни падал. В результате возникал новый слой - обедневшее дворянство.

Деклассирование означает не только разрушение традиционного для данного класса образа жизни, но и разрушение личности человека - деперсонализацию. Проститутки, наркоманы, нищие, уголовные элементы, алкоголики, бомжи - все это «социальное дно» общества. Обедневшее дворянство, сохраняющее приличествующий, хотя и весьма скромный образ жизни, не является деклассированным элементом. Точно так же нынешняя интеллигенция, которая в результате рыночных реформ 90-х годов скатилась в разряд «новых бедных», не потеряла прежнего облика интеллигента. По своим ценностям, образу жизни и поведения «новые бедные» (государственные служащие и интеллигенция) не могут быть приравнены к «старым бедным», т.е. бродягам, алкоголикам, уголовным элементам.

В процессе деклассирования с человеком происходят кардинальные сдвиги. Резко изменяются материальное положение и образ жизни. Разрушается сознание деклассированного индивида: на первое место выходят инстинкты простого выживания, отступают культурные нормы поведения, растут агрессия и желание мести обществу. В гораздо большей степени, чем раньше, он поддается внушению и манипуляциям, стало быть, становится горючим материалом революции и заговора. Изменяются ценностные ориентации: на первый план выступают уравнительные ценности, стремление обогатиться за чужой счет и вырабатывается устойчивая мотивация оправдания неправедных поступков. Деклассированный элемент полагает, что все или многое ему позволено, поскольку с ним обошлись несправедливо. В нем уживаются плебейский демократизм (выражение В.Хороса) и почтение к иерархии, отчуждение от власти и культуры. Его политическое поведение становится двойственным: склонность к анархическому бунту легко сменяется готовностью подчиниться власти, силе. Деклассированные элементы, которые в 60-е годы западные социологи объединили понятием «андеркласс», - благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий.

Численность деклассированных слоев значительно выросла в период трех революций и трех войн (русско-японской, империалистической и гражданской) начала ХХ в. К середине 20-х годов в российском обществе деклассированные группы образовали такую критическую массу, что легко превратились в социальную базу сталинизма. Они стали носителями идеологии казарменного социализма, которая основывается на деиндивидуализации человека, его обезличивании.

Утратив прежнюю социальную позицию, деклассированные элементы пополняют все промежуточные социальные группы. Промежуточные слои, находящиеся между основными классами или сословиями, выполняющие функцию своеобразных «сточных канав», куда стекаются деклассированные элементы со всех ступенек социальной пирамиды, современные социологи называют маргинальными слоями.

Все три процесса - люмпенизация, пауперизация и деклассирование - относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, которая находится на границе между относительной и абсолютной бедностью. 4

Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса) образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших все имущество, оставленных или изгнанных семьей), наркоманов, уличных проституток, бомжей. В совокупности их называют «социальным дном» общества. Современные социологи называют их андерклассом.

Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на «оголтелый мятеж» (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в «Манифесте Коммунистической партии». Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли «люмпен-пролетариатом». По их словам эти «отбросы общества» являются «пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества». Для революции они - неподходящий материал.).

Деклассированные элементы - чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов. 5

Краткое описание

социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.
В настоящее время в России наблюдается интеграция социальной структуры:
 возникают новые социальные общности;
 консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;
 появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;
 формирование в системе координат «богатство-бедность» социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

3.Элита современного российского общества………………………………10

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………....19

Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существования. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческого бытия. Это маргинальность . Этим словом обозначают выключение индивида или группы из одной социальной среды и неспособность или нежелание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальности предполагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.

Не надо путать их с низшими классами общества. Последние являются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внутри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к существующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось подходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с преступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выполнении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.

Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выброшенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято называть статусными маргиналами . Например, безработные и беженцы.

Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами – могут считать свой образ жизни нормальным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне довольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.

Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоянием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообщество их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не согласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.



Выключение из социальной среды создает особое психологическое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлетворенность вызвана этим состоянием неопределенности своего положения. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.

Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведение. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи нарушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую социальную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрезмерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой группе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.

Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начинают действовать нормы. Существование социальных норм создает условия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто – нет. Последняя категория людей получает статус маргиналов.

Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой национальности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную социальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную группу и т.д. В результате возникает ситуацияи даже состояние маргинальности. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.

Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуация маргинальности перерастает в маргинальное положение .

Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она является симптомом состояния общества . Чем более усложняется социальная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление переходить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состояния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способности и готовности общества к изменениям.

Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникновения маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.

Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждается в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культурных маргиналов.

ВЫВОДЫ

1. В обществе человек ведет себя иначе, чем в межличностных отношениях. Поэтому социальные отношения являются отношениями особыми. Они определяются общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевой системой.

2. Положение человека в обществе принято определять его статусом. Статус предполагает существование шкалы ценностей, степень обладания которыми показывает высоту статуса и наделяет их обладателя совокупностью прав и обязанностей. Причина возникновения статусной системы лежит не только в личных желаниях людей достичь высокого положения и закрепить его, но и в общественном интересе.

3. Обладание статусом или стремление его достичь требуют от каждого человека определенной линии поведения, которая обозначается словом «социальная роль». Исполнение роли предполагает наличие ролевой дистанции, организацию всего своего поведения, умение произвести впечатление и ожидание соответствующей реакции окружающих. Ролевая система выполняет в обществе функции коммуникации, социализации и самореализации.

4. Показателем стабильности и устойчивости общества является наличие системы социальных институтов, которые представляют собой совокупность отношений, регулируемых социальными нормами, выполняющих в обществе функции коммуникации, интеграции и трансляции и обладающих легитимным характером.

5. Выпадение индивида или группы из системы социальных норм порождает ситуацию маргинальности. Маргиналами становятся индивиды или группы, которые по своей воле или из-за особенностей устройства общества не способны или не желают приспособиться к существующей социальной среде.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности социальных отношений?

2. Что такое «ориентированность на других»: стремление быть как все или что-то еще?

3. Зачем нужны статусы?

4. Почему люди в обществе играют роли?

5. Если во взаимоотношениях людей сформировались устойчивые связи, привычки поступать определенным образом, значит ли это, что возникли социальные институты?

6. Откуда берутся маргиналы?

СЛОВАРЬ

Социальный статус – это позиция, которую человек (или группа) занимает в обществе относительно других людей (или групп) и которая определяет его права и обязанности в обществе

Приписанный статус – это статус, которым человек обладает вне зависимости от своих усилий и заслуг (пол, возраст, этническая принадлежность, например)

Достигаемый статус – это статус, который человек приобретает своими усилиями

Социальная роль – это поведение, определяемое статусом, или поведение, которое человек должен осуществлять, если желает быть понятым и принятым обществом

Ролевая дистанция – осознание своего отличия от исполняемых ролей и способность это показать

Социальный институт – комплекс отношений (статусов и ролей) или организаций, которые выполняют в обществе определенные функции и признаны им (носят легитимный характер)

Легитимность – это признанность обществом или государством тех или иных человеческих действий, отношений, объединений

Маргинальность – положение и состояние человека вне сложившейся социальной структуры или утрата места в одной социальной структуре и неспособность (или нежелание) занять место в другой

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Социальными отношения становятся тогда, когда начинает взаимодействовать много людей

2. В обществе люди ведут себя иначе, чем наедине с собой, потому что общество всегда носит принудительный характер по отношению к отдельным людям

3. Социальными отношения становятся, когда начинают строиться на основании общепринятых норм

4. В социальных отношениях люди ориентируются не на собственное мнение, а на мнение других людей, а на соответствие своих действий общезначимым нормам

5. Роль – это совокупность статусов

6. Нельзя играть роль взрослого или пожилого человека, потому что это природные, а не социальные качества людей

7. Люди разыгрывают роли, потому что это обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий

8. Статус - это человек, занимающий высокое или низкое положение в обществе

9. Власть, богатство и престиж - это основные показатели высокого или низкого социального статуса

10. Социальный статус – это идеал, который человек ставит перед собой

11. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее

12. Если окружающие не оказывают внимания, соответствующего занимаемому положению, то определить высоту статуса очень трудно

13. В индустриальном обществе преобладают приписанные статусы, а в в традиционном – достигаемые

14. Статусно-ролевая система возникает только там, где между людьми возникает неравенство, вражда и конфликты

15. В первобытном обществе не существовало статусно-ролевой системы, потому что отношения между людьми были очень просты и направлены на помощь друг другу

16. Социальный институт – это любая группа людей, регулируемая привычками, обычаями и нравами

17. Функция социальных институтов состоит в том, чтобы сделать наше поведение стандартным, поэтому социальные институты душат творческую личность

18. Социальный институт – это высшее учебное заведение

19. Маргиналы – это люди, которых общество выбросило из своих рядов

20. Маргиналы – это представители низших классов общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. «Индивид, видя перед собой предмет, скажем в 30 см длиной, постепенно меняет исходную правильную оценку в экспериментальной группе, все члены которой упорно уверяют, что длина предмета не более двадцати см. Следует ли удивляться, что групповые мнения по политическим, этическим или эстетическим вопросам оказывают гораздо большее воздействие…» П. Бергер. Это происходит потому, что

а) нет под рукой линейки или мерки, которой можно подтвердить правильность представлений или опровергнуть неправильные представления

б) человеку просто легче согласиться, чтобы не тратить время на споры

в) человек боится стать чужим в группе

2. Какие действия можно отнести к социальному взаимодействию

а) пошел дождь, и люди открыли зонтики

б) в переполненном автобусе один человек толкнул другого

в) начальник сделал выговор подчиненному за ошибки в работе

3. Социальный статус личности – это

а) совокупность юридических прав и обязанностей человека

б) уважение со стороны жены

в) место человека в системе общественных отношений

4. Место, которое индивид занимает в социальной структуре, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

5. Поведение, которое ожидается от человека, когда он занимает определенное место (позицию) в обществе, обозначается как

а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальный институт

г) социальная стратификация

д) обладание престижем

6. Социальный статус – это

а) человек, занимающий в обществе высокое положение

б) идеал, к которому должен стремиться любой человек в обществе

в) позиция, которую занимает человек как член общества

7. Женщина, англичанка, 50 лет, член королевской семьи. Эти черты относятся к

а) достигаемому статусу

б) приписанному статусу

8. К достигаемому статусу личности не относится

а) фермер, протестант

б) предприниматель, член либеральной партии

в) мужчина, 30 лет, белорус

г) преподаватель, кандидат физических наук, председатель профсоюзной организации

9. К достигаемому статусу в традиционном обществе относится.

а) крестьянин

б) феодал

д) испанец

10. Социальные роли существуют в обществе, прежде всего, потому, что

а) это выгодно господствующим социальным группам

б) люди до сих еще не нашли настоящий естественный способ взаимоотношений друг с другом

в) так легче контролировать поведение людей

г) это единственный способ обеспечить взаимопонимание и взаимосогласованность действий в обществе

д) люди любят создавать привлекательный имидж себя

11. Ролевая дистанция – это

а) способность отделять себя от исполняемых ролей

б) недоверие к исполняемым ролям

в) неумение эффективно выполнять социальные роли

г) нежелание исполнять социальные роли

12. Легитимация – это

а) создание правовых норм, регулирующих те или иные социальные отношения

б) формирование законопослушных граждан

в) признанность обществом тех или иных социальных отношений или объединений

г) действия государственных властей

13. Маргиналы – это, прежде всего

а) представители низших классов

б) люди, покинувшие свою страну

в) люди, оказавшиеся за пределами статусно-ролевой системы

г) люди, лишившиеся средств к существованию

д) люди, нарушившие закон

14. Социальные институты – это

а) любая большая группа людей

б) социальные отношения, характерные для индустриального общества

в) социальные отношения, признанные обществом и выполняющие в нем определенные функции

г) это совокупность норм права, регулирующих те или иные отношения

1. Если общество формирует мировоззрение людей, предписывает, как они себя должны вести в нем и наказывает за несоблюдение правил, означает ли это, что общество – это фактически «тюрьма» для личности?

2. «Возможно истинное преступление афериста не в том, что он отнимает у людей деньги, а в том, что он крадет у всех веру, будто манеры и облик, характерные для среднего класса, способны показать только основательные люди из среднего класса, на деле принадлежащие к нему» И. Гофман. Как истолковать эту мысль? О каких особенностях социальной жизни она говорит?

3. Французский антрополог Ф. Боас приводит такой случай из жизни североамериканских индейцев. Один молодой индеец по имени Квесалид не верил в могущество шаманов. Чтобы их разоблачить, он начал бывать у них и обучаться их ремеслу, а затем и сам начал заниматься им практически. Через некоторое время он обнаружил, что больные, для лечения которых он применял шаманские приемы, выздоравливают. В следующий свой приезд Ф. Боас обнаружил, что Квесалид начал верить в то, что не все шаманы являются обманщиками. О каких особенностях социальной жизни говорит этот пример?

4. «Если один из участников игры в карты сознательно и преднамеренно играет наперекор воспринятому им смыслу правил игры, то есть играет «неправильно», он, тем не менее, остается «участником» общества игроков, в отличие от того, кто выходит из игры, совершенно также как вор или убийца, скрывая совершенное им преступление или скрываясь сам, все-таки ориентирует свое поведение на те установления, которые он субъективно сознательно нарушает» М. Вебер. О каких чертах общественной жизни говорит это рассуждение?

5. «Необходимо различать два понятия – престиж и статус. Рейган и Джонсон – президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж» Е. Бергель. А в чем разница?

6. Сравните два этих высказывания. В чем разница? Попробуйте использовать для их анализа знания, приобретенные в данном разделе. Можно ли говорить о том, что эти высказывания характеризуют различные типы общественной жизни? Если можно, то определите – какие?

А) «Таким образом, в культуре приняты три следующие аксиомы: 1) «Все должны бороться за достижение всем доступных одинаково высоких целей», 2) «Сегодняшняя неудача есть нечто иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху», 3) «Настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них» Р. Мертон.

Б) «Тот остается не у дел,

Кто восстает на свой удел,

А твой удел – крестьянский плуг,

Не выпускай его из рук.

Хватает знати без тебя!

Свое сословье не любя,

Ты только попусту грешишь,

Плохой от этого барыш.

Клянусь, что подлинная знать

Тебя лишь может осмеять»

7. «Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем «цивилизованный» человек в обычном смысле слова. И совсем не всегда действия «цивилизованного» человека субъективно носят более рациональный характер» М. Вебер. Но, тем не менее, слово «рациональный» употребляют для характеристики не первобытных, а современных обществ. А почему?

8. «Сказать «я мужчина» – значит, сделать такую же заявку на роль, как если заявить «я полковник американской армии» П. Бергер. Как понять это высказывание? Разве быть мужчиной или женщиной – это не природное качество человека?

9. «Однажды, когда я был еще молодым, я возвращался на большом лайнере из Буэнос-Айреса в Испанию. Среди моих попутчиц было несколько североамериканок в полном расцвете молодости и красоты. …Я разговаривал с ними так, как любой мужчина разговаривает с цветущей молодой женщиной… И американка сказала мне буквально следующее: «Я настаиваю, чтобы вы говорили со мной как с человеком». Мне оставалось лишь ответить: «Сеньора, я не знаю, кого именно вы называете «человеком». Для меня существуют только женщины и мужчины» Х. Ортега-и-Гассет. Как вы поняли, в чем состоит проблема?

10. «Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор высказывания? Что, для того, чтобы узнать, кто я есть, нужно изучить курс обществознания?

11. «Офицер может быть офицером только там, где другие соглашаются признать его таковым». П. Бергер. Как это понять?

12. Означает ли ролевая теория общества, что в нем «все только и делают, что плетут интриги и заговоры и вовсю рядятся в личины, чтобы одурачить других» (П. Бергер)? А какие задачи выполняет представление об обществе как совокупности ролей?

13. «Брак – это не инстинкт, а институт. Хотя то, как он направляет поведение в определенное русло весьма сходно с действием инстинктов» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор?

14. Как вы думаете, религия в обществе является социальным институтом? Что нужно, чтобы религия стала социальным институтом? Можно ли привести примеры, когда религия не являлась социальным институтом?

15. В коллективе выработалась привычка все праздники отмечать коллективно. Как вы думаете можно ли считать, что эта привычка приобрела характер социального института? Что для этого нужно?

16. Благодаря удачному браку, человек попал в высший цвет общества и изо всех сил старается следовать нравам этого общества. Как вы думаете, можно ли его считать маргиналом и по каким признакам?

17. Как вы думаете, рабы были маргиналами или нет?


2.5. Социальная структура общества

2.5.1. Понятие социальной структуры

2.5.2. Социальная стратификация общества

2.5.3. Понятие социального неравенства. Виды социального неравенства

2.5.4. Причины возникновения и существования социального неравенства

2.5.5. Роль социального неравенства в жизни современного общества

Цели и задачи темы

1. Сформировать понятие социальной структуры.

2. Показать в чем особенности социальной стратификации как наиболее существенного вида социальной структуры.

3. Дать представление о социальном неравенстве как сложном явлении, выявив виды социального неравенства и причины его возникновения и существования.

4. Дать представление об особенностях функций социального неравенства в современных индустриальных обществах.