Современное общество требует от человека различных навыков, в том числе и у меня описывать свои мысли. Система образования как источник знаний обязана научить учащегося всему, что может потребоваться ему в жизни.
Часто в школах дают задание написать сочинение-рассуждение. Это делается для подготовки учащихся к написанию итогового экзамена. Только тренировка и тренировка поможет научиться писать интересные и красивые сочинения.
Как же выглядит сочинение-рассуждение? В основу такого сочинения положено рассуждение как тип речи. Это значит, что автор высказывает свои мысли на обозначенную тему (возможно мысль будет не одна), развивает их, приводит доводы в пользу одной или другой. Итогом сочинения служит вывод о том, к какой мысли автор склоняется и почему. Таким образом, грамотно написать сочинение-рассуждение означает убедительно доказать свою точку зрения, подтвердив её сильными аргументами.
План сочинения-рассуждения выглядит так:
- тезисы;
- аргументы (доказательства, примеры);
- вывод.
Разберем на примере . Тема сочинения: Зачем нужна орфография?
Во первых необходимо описать что такое орфография, зачем она нужна. Можно привести традиционный пример: Казнить нельзя помиловать. Сказать о важности верного применения орфографии для каждого человека. Ну и сделать вывод из вышесказанного.
Сочинение – рассуждение своего рода творческая работа. Не стоит стесняться своих мыслей. Не надо думать, что они будут выглядеть глупо. Представьте, что вы разговариваете с другом и доказываете свою точку зрения.
Часто возникают трудности с написанием первых предложений. Ребенок не знает с чего начать. В таком случае написание вступления следует отложить. То есть, сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда вернуться ко вступлению.
Для того чтобы дети не стеснялись своих мыслей, я бы рекомендовала написание анонимных сочинений с тем, чтобы в дальнейшем их прочитать перед всем классом и разобрать на их примере ошибки. Каждый ребенок узнает свое сочинение и не боясь насмешек товарищей или плохой оценки поймет что в его работе было неверно (в стилистическом плане, в логике изложения и т.д.). В то же время преподавателям не следует зачитывать даже очень смешные выдержки из сочинений, особенно с указанием автора. После подобного “веселого” разбора “полетов” у ребенка может возникнуть стойкая ненависть к написанию сочинений.
Следует отметить, что ключом к хорошим сочинениям является чтение книг и живое общение со взрослыми. Чаще говорите с ребенком, обсуждайте все что видите и слышите, все что ему интересно.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- нужно объяснить, как Вы понимаете смысл высказывания из текста. Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы: что это значит? другими словами это что? что на самом деле произошло/происходило? в чем причина описанного? что испытывает герой и почему? Вопрос к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный отрывок синонимичными словами;
- лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - всегда два аргумента;
- каждый из них приводится из текста. Находите предложения или шруппы предложений, которые подтверждают, что поизошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер;
- после указания номера Вы должны кратко передать содержание выбранного предложения. Почему Вы выбрали именно это предложение? Что в нем говорится? Как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?
- рекомендуемый объем сочинения от 70 до 95 слов.
Структура сочинения 15.2
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, - громко пожаловалась Оксана. - (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? - одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, - объявил Корольков. - (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь - как праздник.
(По В. Токаревой) *
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) - современный русский прозаик и сценарист.
1 абзац
Это вступление. Тут закладывается та Ваша мысль, которую Вы будете доказывать, а доказывать Вам нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац рекомендуем вообще не переписывать. Начинаем сразу с Вашего понимания:
Смысл данного высказывания я понимаю так: базис всей дальнейшей жизни ребёнка закладывается в подростковом возрасте. Автор утверждает, что именно в это время маленькому человеку больше всего нужны мудрые и ответственные родители. Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.
2 абзац
Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что Ваше понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы: почему Вы выбрали именно это предложение? что в нем говорится? как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис? Получается:
В предложениях 24-28 приводится неоспоримое доказательство того, что родители особенно нужны ребенку в переходный подростковый период: главная героиня стала законченной эгоисткой из-за отсутствия своевременного внимания со стороны взрослых.
3 абзац
Это второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце. Получается:
Предложение 29 показывает контраст между прекрасным внешним видом главной героини и её внутренним несовершенством, которое также является результатом того, что девочку "перелюбили" и недовоспитали.
4 абзац
Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.
Таким образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.
А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:
Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, родители должны быть рядом с ребенком морально и физически всегда, не только в подростковый период, но эта стадия жизни - особенная, в ней мудрое сознание должно принять активное участие, чтобы ребёнок вырос человеком.
Отметим, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.
Сочинение рассуждение по тексту
(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик - кто дальше.
(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.
(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.
(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»
(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.
(17)- Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать.
(20)- Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку.
(22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело - весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.
(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.
(29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.
(32)- Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку. (33)- Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.
(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»
(37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.
(39)- Айда за солью! - предложил Витька. (40)- Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
(42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!»
(43)Мы принесли соль и два куриных яйца.
(44)- Теперь давай ямку копать.
(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землёй и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен... (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой...
(48)- Бежим на речку, - говорю я Витьке. (49)- Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.
(51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто - ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.
(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает.
(61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь - ладно.
(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.
(По В. Солоухину)
Вариант 1
Обида - это реакция на неприятность, которую ты считаешь незаслуженной по отношению к себе. Это чувство испытываешь, если тебя подвели, предали, если тебе сделали больно словом или делом, однако не стоит долго держать его в себе: обида разрушительна.
Рассказчик из текста В. Солоухина тоже испытывает подобное чувство, и оно рождает в его душе массу отрицательных эмоций: желание отомстить (предл. 9), агрессию (предл. 12), вынуждает идти на обман (предл. 21), переживать злость (предл. 42).
Обида, если её не простить, становится тяжёлым грузом, который ты носишь сам. С этим чувством жить непросто, оно жжёт сердце.
Так было и с героями сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» - Настей и Митрашей. Но, когда дети простили друг другу мелкие огорчения, всё у них наладилось.
Значит, если не держать обиду в себе, мир снова засияет всеми красками.
Вариант 2
Обида - смешанное чувство жалости к себе и зла на обидчика. Думаю, обида знакома каждому из нас. Часто она приводит к желанию отомстить, если человек не находит в себе силы на прощение, и об этом говорится в данном тексте.
Когда в спину рассказчику Витька Агафонов кинул тяжёлый земляной шарик, тот обиделся (предл. 5) и решил отомстить обидчику. Он разжигал в себе это чувство (предл. 26, 27), от которого сам же и «накалился». Правда, благодаря своему добродушию, позже обиду простил и правильно сделал: ею в первую очередь разрушаешь себя.
Часто в жизни мы обижаемся на родителей, делающих нам замечания. Однако нужно помнить, что они вовсе не желают нас обидеть, а, наоборот, хотят, чтобы мы были лучше. Поэтому никогда не нужно на них обижаться.
128
Я считаю, что очень важно суметь отпустить это неприятное чувство и жить, не помня зла. Такому поведению нас учит и данный рассказ, и сама жизнь.
Вариант 3
В моём понимании обида - это чувство, которое испытывает человек, когда по отношению к нему допущена несправедливость. Обиду не всегда легко простить, и сделать это получается только у самых отходчивых, незлобивых людей.
В рассказе В. Солоухина обиду чувствует рассказчик. Ему ни за что ни про что бросили в спину земляной шар. Рассказчик недоумевает: зачем Витька Агафонов это сделал (предл. 7)? Ответа не было, и поэтому «на душе было черно от обиды и злости» (предл. 9).
Любой бы обиделся на такое поведение и отомстил. Однако есть мудрое выражение: «Добро добром отплатишь - молодец! На зло добром ответишь - ты мудрец!» Рассказчик оказался мудрецом и не нанёс ответной обиды.
В самом деле, прощая обиды, мы открываем своё сердце добрым чувствам.
В сочинении имеются отсылки к рассказу В. Дроганова.
Вариант 1
Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодуш-ничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.
Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу, тем самым разрушив наде-жду одноклассника на то, что эта книга могла быть подар-ком ему на день рождения.
Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчи-ка, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет.
Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспом-нил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.
Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жа-лей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.
Вариант 2
Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой сове-стью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.
Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечис-та, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке. Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять кни-гу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Не-заслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.
Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.
Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, по-тому что никто не хочет испытывать её муки.
Вариант 3
Чувство, не дающее человеку спокойно наблюдать за злом и несправедливостью, а также не позволяющее ему прощать собственное недостойное поведение называется со-вестью. Она позволяет сохранять человеческие качества в любой обстановке, но если кто-то идёт против неё, то совесть потом мучит его долгое время. Материал с сайта
Именно о ней текст В. Дроганова: в течение десятилетий рассказчик не может себе простить унижение, которому он подверг одноклассника, не может жить спокойно, вспоми-ная, как грубо оборвал его, как пожадничал и не нашёл в себе великодушия исправить ситуацию.
Однажды и я зло подшутил над своим одноклассником: выбросил в снег за окно его портфель. Портфель открылся в снегу, и всё его содержимое насквозь промокло. Однокласс-нику сильно досталось от родителей. Когда я узнал об этом, мне стало очень стыдно. Я понял, как глуп и жесток был мой проступок, и извинился перед одноклассником. Не-смотря на то что он простил меня, я до сих пор чувствую уко-лы совести.
Действительно, стоит всегда помнить о том, что жизнь коротка и нужно прожить её достойно, по совести, чтобы не было больно и стыдно за совершённые проступки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает».
С помощью слова человек выражает свои мысли и чувства, убеждает в чем-то собеседника или читателя и стремится выразить то, что он считает истиной. Я именно так понимаю слова русского писателя В. Г. Короленко, который сам создал много выразительных и добрых произведений, которые учат людей быть милосерднее и честнее, бороться и никогда не сдаваться на милость судьбы.
Каждый писатель подбирает слова, которые помогают ему убедить читателя в чем-то важном. Например, в отрывке из произведения Е. А. Пермяка мы видим, какое мудрое воспитание дал дедушка своему внуку Алеше. Алеша не только сам, по собственной воле, починил калитку и скамейку, он еще и не захотел признаться, что это его дело. А ведь дед немного намекнул Алеше. Это видно по предложению 9: говоря о своей калитке и противопоставляя ее «ничьей», дедушка употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: красочка, петельки, сальце. Дал он словно невзначай и оценку тому, кто не только о себе, но и обо всех людях заботится: «какой-то хороший человек ее (скамейку) смастерил…»
Уважительное слово «мастер» в речи деда (в предложении 28) тоже имеет важное значение, с его помощью писатель хочет передать уважение дедушки к ответственному, взрослому поступку внука. Так слова помогают автору донести до нас свой замысел.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 28 текста: «Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал».
В этих словах автор хочет показать, что хорошая, качественная работа на всеобщее благо заслуживает почета и уважения со стороны окружающих.
Алеша всегда прислушивался к мнению дедушки, который, в свою очередь, старался привить внуку трудолюбие и внимание к нуждам других людей, научить его быть настоящим хозяином. Дедушка неслучайно обратил внимание мальчика на несмазанную и незакрывающуюся калитку питомника, на доброе дело неизвестного мастера, сделавшего скамейку для любого усталого прохожего. Мальчик все впитывал и обдумывал: «Задумался Алеша над дедовыми словами, всю дорогу молчали дома за столом тоже молчал».
Легко представить себе радостное удивление деда, когда он догадался, что его слова запали внуку в душу, и он починил и покрасил и калитку, и скамейку. И не стал об этом хвастаться, даже на прямой вопрос не захотел ответить. Конечно, такой человек, хотя он еще и мальчишка, заслуживает глубокой благодарности и уважения даже пожилого человека. А то, что дед хотел ему руку пожать, означает, что он принял мастера как равного, ведь и он сам тоже мастер и хозяин.
Человек, который думает о других и помогает им, - это всегда достойный человек.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Добро - это все то, что мы чувствуем и делаем хорошего, это помощь людям и забота о них, это радость и милосердие, любовь и надежда.
В приведенном отрывке очень многое заслуживает название «добро»: это и забота деда о внуке, стремление воспитать нравственного и неравнодушного человека, и доброе, внимательное отношение Алеши к окружающим людям, его привычка делать что-то хорошее не только себе, но и всем, кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль дедушки и тайно чинит и калитку (дедушка даже перечислил все работы, которые надо бы выполнить, чтобы калитка стала прочной, красивой и ухоженной) и не ждет за это похвалы, потому что он человек неравнодушный.
Мы и в жизни встречаем примеры таких неравнодушных людей, которые делают много доброго. Я не раз видел, как люди подкармливают бездомных кошек, помогают старушке, упавшей на улице, вызывают «скорую», если кому-то стало плохо. Конечно, я слышал от разных людей, что люди стали злее, не хотят помогать. Но сам я встречаю чаще другое отношение. Буквально пару дней назад я стал свидетелем того, как двое молодых парней дали отпор пьяному, который привязался к женщине, матерился и требовал у нее денег. Она очень испугалась, а парни подошли и (правда, не слишком вежливо) предложили пьянице идти своей дорогой.
Если все мы будем помогать друг другу, не ожидая благодарности, в нашей жизни добра станет намного больше.