Вариант 4:25.02.2012: 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012: 21.41

Вариант 6:25.02.2012: 21.38 Смысл двух превращений Шарика в повести Г. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть "Собачье сердце- одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В неи соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантастика. показывает гротескный образ современной ему действительности.

В основе повести лежит большой эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович - известный, всемы уважаемый врач, проводящий удивительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, вон настоящий асс в своемделе.

В однои из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчастного, и решает взять его к себя. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к животным и не бескорыстие. Вон уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Шарик живет незавидной жизнью. Каждый день вон вынужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться вот мороза и вьюги. Вон озлоблен. При этом Шарик очень неглуп. В него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шарика. "Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего - господин,- сделал пес в нем вывод. Когда Борменталь спрашивает своего наставника в том, как ему удалось заманит такого нервного пса, Преображенский отвечает, что ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Профессор в своих вещах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле вон противоречит себя. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явным образом ниже Шарика. Едва-Преобразившись, "дворнягаобругал Преображенского "по матери, и это было только начало жизни человека с собачьим сердцем. Вот бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, вон быстро воспроизвел "все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконеи которые хранились в его подсознании. "Предокшарикова - Клим Петрович Чугункин. Вон судился три раза, знаменитый игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголя. Образ весьма неприглядный. Все его недостатки целиком Унаследовалшариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает вон ее сразу в того только части, что касается омоложения. Как понял Преображенский, перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шариковая начинают производить на профессора тягостное впечатление. "Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно,- разъяренно отчитывает вон новопредставленного Полиграфа Полиграфовича. Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самым профессором. В спорет Шариков ведет себя уверенно и развязно. Вон упрекает доктора в совершении операции, на которую вон согласия не давал, высказывает претензии на полную свободу и на право прописки в квартире Преображенского. "Ну, тип,- проносится однажды в голове доктора. Несколько позже вон мысленно восклицает: "Кошмар, кошмар!. Мысль в совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в главу Преображенского. Полиграф Полиграфович не отказывает себя в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраивается на весьма сомнительную работу, обманом получает согласие на недостаток ссобой.

Профессор всерьез начинает думать в совершении обратной операции и в итоге решается на нее. "Старый осел Преображенский,- ругает вон себя,- нарвался на этой операции как третьекурсник. Профессор вдруг понимает, что "милейшего пса вон превратил "в мразь. В результате эксперимента получил "исключительногопрохвоста, "хамаисвинью, человека с самым "паршивымсердцем "из всех, которые только существуют В природе.

Профессор осознает, что нет смысла пытаться "искусственно фабриковать Спиноз. Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматически.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за результаты его экспериментов, проблему права человека на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни перед насильственным методом вторжения в нее. Булгаков говорит в том, что сила самодовольно

Известная многим повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году, но на обсуждение читателя была представлена спустя много лет. Только в 1987 году эта повесть сатирического жанра стала популярной, завоевав своих поклонников. В какой-то мере в книге были отражены эксперименты и перемены, проходящие в стране именно в эти годы.

Всемирно известный профессор Преображенский проводит над собакой различные опыты, пытаясь сделать из нее подобие человека. Отчасти его эксперимент имеет успех. Профессор успешный и опытный хирург, его можно назвать лучшим специалистом Европы, намного превзошедшим своих коллег и даже опередившим свое время. В России стремительно проходит перелом в построение нового общества и именно в этот момент профессор проводит свой эксперимент. Операция, которую провел Преображенский, превосходит все ожидания и одновременно ужасает своей смелостью и приводит в испуг простого обывателя.

На тихих, укромных улицах прячась от людской жестокости, прятался умный и симпатичный пес — Шарик. Всю свою собачью жизнь он страдал от людской ненависти и злобы: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно… Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Скушано достаточно».

За годы, проведенные в подворотнях, Шарик испытал все «прелести» собачьей жизни. Последней каплей стал кипяток, которым бедному Шарику обварили весь бок. «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали»

Когда отчаянье одолело бедного пса, в его жизни как спасательная соломинка появляется профессор Преображенский. Добрый доктор приводит его домой подлечивает и вдоволь кормит.. Что еще нужно бедному Шарику для его собачьего счастья?

Но вся эта вольготная жизнь меняется, как только Шарик немного окреп. В один не очень хороший день отдых Шарика кончается, и над ним начинают проводить ужасные эксперименты. Собаке делают пересадку гипофиза от человека. Положительный образ главных героев произведения сразу становится отрицательным. Автор, описывая операцию, показывает как уважаемый всеми профессор Преображенский и его помощник Борменталь превращаются в вызывающих отвращение мерзких существ… «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен».

Стремясь к задуманному, мечтая прославиться на научном поприще, светила медицины напрочь забывают о бедной собаке, о тех необратимых последствиях, которые ожидают Шарика в новом облике. Пересаженный ему гипофиз прежде принадлежал каторжанину Климу Чугункину, рецидивисту которого убили в драке. Делая пересадку, профессор совсем забыл о чудесах генетики и впоследствии чего безобидное животное, которое боялось всех и вся превращается в отъявленного мерзавца, при виде которого волосы становятся дыбом. Милый пес Шарик превращается в злобного и хамоватого агрессора Шарикова Полиграфа Полиграфовича. Первые слова, которые он сумел произнести были нецензурной руганью. Жизнь окружающих его людей невежественное существо превращает в ад. Все попытки профессора Преображенского и его помощника доктора Борменталя сделать из пса человека венчаются крахом. Все старания ученых подавляет частичка гипофиза, пересаженная Шарику от злодея-рецидивиста Швондера. При всем своем старании профессор так и не смог справится с наглым хамством и жадностью. Профессор, наконец, начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Все его открытия и старанья оказались бесполезными и совсем никому не нужными. Говоря словами Булгакова:

«Зачем фабриковать искусственно Спинозу, когда каждая баба может родить его когда угодно… Люди сами заботится об этом и в порядке эволюции ежегодно упорно, выделяя из всякой мрази, создает выдающихся гениев, украшающих шар земной».

Шариков с каждым днем все больше отравляет профессору жизнь и в конце концов терпению Преображенского приходит конец. Он делает очередную операцию, впоследствии которой хамовитый агрессор Шариков снова становиться добрым Шариком. У милого и дружелюбного пса остаются только боли в исполосанной шрамами голове и смутные воспоминания о его необычных приключениях.

Эта история с необдуманным экспериментом закончилась более-менее благополучно, хотя сам эксперимент не прошел бесследно. Слишком много Шариковых появилось в нашем окружении. Этот эксперимент в очередной раз доказывает нам, что нельзя опережать историю и тем более проводить над ней эксперименты. Прежде чем вмешиваться в жизнь обычных людей стоит задуматься о последствиях. Даже при огромном желании нельзя сделать человека идеальным, невозможно изменить человеческую сущность, то, что заложено в нем от природы не сможет изменить никакой ученый. Повесть Булгакова «Собачье сердце» в очередной раз показывает нам, что невозможно сделать человечество идеальным и никакое тщеславие не сможет победить природную сущность.

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти-ка. Писатель показывает гротескный образ современ-ной ему действительности.

В основе повести лежит великий эксперимент про-фессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий уди-вительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.

В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчаст-ного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к живот-ным и не бескорыстие. Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Ша-рик живет незавидной жизнью. Каждый день он вы-нужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он оз-лоблен. При этом Шарик очень неглуп. У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шари-ка. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вер-нее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод. Ко-гда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преоб-раженский отвечает, что ласка — единственный спо-соб, который возможен в обращении с живым сущест-вом. Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противо-речит себе. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преобра-женского «по матери», и это было только начало жиз-ни человека с собачьим сердцем. От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин. Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его не-достатки целиком унаследовал Шариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображен-ский, перемена гипофиза дает не омоложение, а пол-ное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шарикова начинают про-изводить на профессора тягостное впечатление. «Что-бы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуа-ром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитыва-ет он новоявленного Полиграфа Полиграфовича. Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно. Он уп-рекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на пол-ную свободу и на право прописки в квартире Преобра-женского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!». Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преобра-женского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраи-вается на весьма сомнительную работу, обманом по-лучает согласие на брак с собой.

Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Ста-рый осел Преображенский,— ругает он себя,— на-рвался на этой операции как третьекурсник». Про-фессор вдруг понимает, что «милейшего пса он пре-вратил «в мразь». В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».

Профессор осознает, что нет смысла пытаться «ис-кусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за ре-зультаты его экспериментов, проблему права челове-ка на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни пе-ред насильственным методом вторжения в нее. Булга-ков говорит о том, что сила самодовольного агрессив-ного невежества разрушительна.

Позволяя своему герою провести повторную опера-цию, писатель обращает внимание читателя на про-блему интеллигенции, утверждает право интеллиген-ции на борьбу за ее права.

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году, но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении. Эксперимент по превращению собаки в человека, который проводит всемирно известный профессор Преображенский, и получился, и нет. Получился, потому что профессор Преображенский был лучшим хирургом в Европе и ему удалось опередить свое время. Не получился, так как результат этого эксперимента не только превзошел все надежды профессора, но и ужаснул, испугал, заставил вернуть все на круги своя. Произошли эти события в разгар построения в России нового общества и нового человека. Жил на свете симпатичный и сообразительный пес, страдающий от человеческой жестокости: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно… Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно». Последней каплей, переполнившей чашу страданий Шарика, стало то, что ему кипятком обварили левый бок: «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали». Спасение пришло в облике профессора Преображенского, который накормил Шарика и привел его к себе домой. Бедный пес не понимает, что происходит в этой квартире, но его сытно кормят, и этого псу достаточно. Но вот приходит день, когда над Шариком ставят страшный эксперимент. Булгаков, описывая операцию по пересадке гипофиза человека собаке, ясно показывает свое негативное отношение ко всему происходящему: прежде симпатичные и внушающие уважение профессор Преображенский и доктор Борменталь резко меняются: «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен». Думая о достижениях науки, герои забывают о самом главном – о человечности, о том, какие мучения пришлись на долю несчастного пса, о тех последствиях, к которым приведет этот эксперимент. Гипофиз, который пересадили Шарику, принадлежал убитому в драке Климу Чугункину, вору-рецидивисту, осужденному на каторгу. Профессор не учел тех генов, которые перешли к Шарику, в результате чего, как сказал Филипп Филиппович, милейший пес превратился «в такую мразь, что волосы дыбом встают». Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, его первыми словами стали нецензурные ругательства. Он переродился в невежественного, злобного, агрессивного хама, который просто отравил жизнь всех окружающих в доме профессора. Воспитание, которое ему пытаются привить профессор и доктор Борменталь, полностью уничтожается влиянием Швондера, умеющего надавить на самые низменные инстинкты Шарикова. Интеллигентность профессора оказывается бессильной перед неприкрытым хамством, наглостью и жадность получеловека-полусобаки. Профессор понимает свою ошибку: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Открытие, которое совершил Преображенский, на деле оказывается вовсе не нужным: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». Когда Шариков превратил жизнь профессора в настоящий ад, ученые совершают еще одну операцию: Шариков становится тем, кем был изначально – симпатичным хитроватым псом. Только головные боли напоминали ему о тех метаморфозах, которые с ним происходили: «Так свезло мне, так свезло, – думал он, задремывая, – просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире… Правда, голову мою всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет». История Шарика завершилась счастливо, но тот огромный рискованный эксперимент по преобразованию огромной страны закончился трагически: шариковы расплодились в невероятных количествах, и мы до сих пор пожинаем плоды этого эксперимента. Нельзя форсировать историю, нельзя производить эксперименты над живыми людьми, нельзя не думать о тех последствиях, к которым приводит тщеславное желание преобразовать человеческую природу и создать «идеального человека», «идеальное общество», не изменяя его души, сознания и нравственности – вот тот итог, к которому приходит читатель, размышляя о превращениях Шарика в повести «Собачье сердце».

План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на твор- чество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова «Собачье сердце». 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном. 3. Швондер – идеолог Шарикова. 4. Стремительная «карьера» Шарикова. 5. Превращение Шарикова в пса. III. Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце». Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме. В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга. И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «предка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом – ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» – негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?» Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу. Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто. Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных. Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, «строчит» донос на профессора. На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой. Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.