Поэма Александра Блока «Двенадцать» - в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» - долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности.

Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности.

Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов - убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц.

Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен:

Впереди с кровавым флагом,
И за оыогой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвыоленой,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди - Исус Христос.

Как это сочетается с образом Христа - «белый венчик из роз»! И каким странным, страшным и непривычным кажется «кровавый флаг» в руках того, кто проповедовал смирение и милосердие! Чьей кровью обагрен флаг? Никто не может с уверенностью сказать этого. Может быть, это кровь жертв революции, а может быть, самого Христа. Каждый волен трактовать художественное произведение по своему разумению, если только не делает ложной главную идею автора.

В образе Христа валено оценить контраст: чистота в грязном разрушенном мире, нежность среди грубости и убийств, розы в пронизывающий холод. Следует ли понимать эти символы как оправдание революции, провозглашение ее чистых идей, несмотря на грязную видимость? Кто-то воспринимал явление Христа в последней главе именно так. Революция - это грязь, кровь, убийства и грабежи, но она оправдана, в ней есть справедливость, раз сам Христос несет в руках ее кровавое знамя.

Безусловно, самой интересной загадкой поэмы «Двенадцать» является вопрос: почему именно Христос? Он - впереди движения, одной из основ которого был атеизм? Известно, что Блок сам был неудовлетворен выбором именно этого образа. Это - характерный случай расхождения писательского сознания и художественной интуиции. Очень часто великие художники (под словом «художники» имеются в виду все творческие люди) признавались в том, что их произведения не следовали первоначальному замыслу. Бывает, что герой действительно гениального литературного произведения начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь воле писателя. Так произошло, например, с Татьяной Лариной и Анной Карениной. Авторы позже признавались, что не хотели, чтобы судьба их героинь решилась именно таким образом. Подобная ситуация повторилась и в поэме «Двенадцать», только автор даже не знал, что персонажем поэмы станет Иисус Христос.

Блок сам удивлялся, почему именно Христос. Но отказаться от этого образа уже не мог. Он писал потом так: «к сожалению, Христос». Также писал Блок в своем дневнике и о том, как страшно, что именно Сын Божий идет с красногвардейцами, а надо, чтобы шел другой, не он. История должна была породить новый идеал, а остался прежний. В этом заключается дисгармония.

Блок ощущал русскую революцию как поворот мировой истории, причем поворот не меньшей значимости, чем явление на землю Христа. Поэт жил современностью, не мог отрешиться от ее реалий, поэтому так близко к сердцу воспринял революцию. В то же время в подсознании его жил образ Христа. Сознание и подсознание его как бы объединились в поэме «Двенадцать». Иисус - вовсе не идеал для Блока, автор ни в коей мере не умиляется им, но понимает, что без него нельзя обойтись.

До сегодняшнего дня поэма Александра Блока «Двенадцать» вызывает разные толкования и споры. В годы великих потрясений и перемен поэт сумел точно оценить и предвидеть сложность событий. В этом - несомненная ценность его поэмы, единственное, о чем можно не спорить.

В «Двенадцать» есть и вера в революцию, и сомнения в нравственности ее идеалов, и убеждение в ее неизбежности, справедливости. Все это заключительным аккордом прозвучало в последней, двенадцатой по счету, главе поэмы. Пусть в финале слышится смятение, но, как ни парадоксально, в нем же звучит убежденность, вера в революцию. Блок гордился поэмой, говоря, что это лучшее произведение, написанное им. Сложно спорить с автором. Поэма - действительно сильная и глубокая вещь. Но главное - своей таинственностью она до сих пор интригует и привлекает множество читателей. А для любой книги очень важно, чтобы она не пылилась на полке.

Финал поэмы с появляющимся там образом Христа вызывал у первых читателей и критиков больше всего недоумений и споров. Что это - грубое богохульство или ортодоксальная религиозность? Финал поэмы внушал серьёзные сомнения самому Блоку. В ответ на упрёки в искусственности заключительных строк он ещё и ещё раз спрашивал себя, мог ли этот конец быть иным, сам удивлялся: “…почему Христос?” Ср. строки из дневника поэта: “…Чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос”.

“Что Христос идёт перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними и другого пока нет; а надо Другого?” - так размышлял Блок в одной из записных книжек. “…Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути , то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам ненавижу этот женственный призрак”. Для Блока Христос в его поэме - символическая условность. Как пишет В.Орлов, поэта “тревожило внутреннее несоответствие канонического образа «Спасителя» и «искупителя» идейно-художественной тональности поэмы”. Эта “страшная мысль” и преследовала Блока, но другого образа, равного по морально-этической ёмкости, ему не удалось найти, поэтому в 1921 году поэт заявляет уже твёрдо: “А всё-таки Христа я никому не отдам”.

Несмотря на всю странность этого образа, он органичен для художественного строя поэмы. Он появляется из снежной стихии, рождается из неё. Примечательно с этой точки зрения время создания поэмы: между Рождеством и Крещением - святки. Кажется, что Христос (“впереди с кровавым флагом”) возглавляет движение красногвардейского патруля, завершающееся образом “холодного” и “безродного” пса-волка. Однако Христос движется поступью “надвьюжной”. Его отношения с двенадцатью противоречивы: Он с ними, но они, не видя Его, принимают Его враждебно (“Всё равно тебя добуду, // Лучше сдайся мне живьём!”). Парадоксально, что двенадцать красногвардейцев, отвергающие прежние ценности (“Пальнём-ка пулей в святую Русь”), напоминающие разбойников, незримо возглавляются Тем, чьё имя символизирует высшие ценности гибнущего мира. В черновике к «Двенадцати» Блок цитирует Евангелие от Луки, выражая своё понимание Христа: “И был с разбойником…” Наброски к пьесе о Христе, которую Блок задумал непосредственно перед созданием поэмы, рисуют Христа не столько как воплощение святости, чистоты и человечности, сколько как символ бунтарской стихии, освободительного начала, рождающегося нового мира.

“Идут без имени святого // Все двенадцать вдаль”, но святое имя всё-таки над ними. При этом у Христа красный флаг, напоминающий и о мировом пожаре, и о бессмысленно убитой Катьке. “Кровавый флаг” в соединении со “святым именем”, поставленный во главе движения двенадцати и в то же время независимо от них (над ними) - вот художественная загадка финала.

Сложно найти более загадочную концовку и без того непростой поэмы, чем финальная сцена «Двенадцати». Если само это произведение толковали, как хотели, в за­висимости от идеологии, - кто как гимн революции, кто как ее критику - то финал поэмы стал загадкой: как для прокоммунистических литературных критиков, так и для противников революции - и даже для современно­го читателя.

Вдаль идут державным шагом... -

Кто еще там?

Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Такими словами начинается финальная часть поэмы. Революционеры идут вперед, к своей туманной цели, и всюду им мерещится тот загадочный недремлющий враг, на которого кипит «черная злоба, святая злоба». Только почему он не показывается? «Только нищий пес голодный//Ковыляет позади...». Где же враг? В кого стре­ляют большевики? Почему единственная попавшая в цель пуля убила не коварного врага, а простую девку Катьку?

А может, она и такие, как она, простые люди, в пред­чувствии беды спрятавшиеся по домам, оставив пустын­ными улицы, - может, это и есть тот враг?! Револю­ционеры создали для себя образ цели - «неугомонного врага», и готовы без колебаний стрелять в него, а то, что пули летят в обычных, таких же, как они, людей, соотечественников, - этого они не понимают.

...Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

«Красные», уверенные, что «Двенадцать» воспевает ре­волюцию, натыкались на неожиданное «впереди - Исус Христос», недоумевая, к чему здесь этот буржуазный предрассудок. Противники революции, читая эту фразу, скорее всего, негодовали, обвиняя автора в богохульстве. Ведь как может Христос идти впереди с кровавым фла­гом, предводительствуя кровопролитной, безбожническои резне?

Что еще более усложняет загадку, так это неоднократ­ное упоминание автором в поэме отречения от Бога «но­выми апостолами»: «Свобода, свобода,//Эх, эх, без крес­та!» или же в другом месте:

...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

- Ох, пурга какая, спасе!

- Петька! Эй, не завирайся!

- От чего тебя упас

- Золотой иконостас?

И вдруг - Тот, Чье имя насильно стирается из речи людской, Тот, о Ком стыдно даже думать материалис­ту-большевику, внезапно появляется впереди идущих к своей новой цели патрульных-апостолов. Что это за ав­торская прихоть?

Символист Блок оставил право каждому читателю сде­лать свой вывод. И на мой взгляд, образ Христа в финале поэмы означает грядущие муки и испытания страны, но и неминуемое избавление, просветление, воскрешение. Блок учит нас воспринимать стихотворения не только и не столько умом, сколько сердцем, и мое сердце под­сказывает, что именно такой смысл вложил автор в образ Христа.

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь...» И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.
Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» - православный священник:
А вон и долгополый -
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невеселый.
Товарищ поп?
Помнишь, как бывали
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления чаемого Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»
Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной...». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека - Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

лючается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, - кто знает - она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но - не будем сейчас брать на себя решительного суда».
В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится - неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.