Страдание – это неотъемлемая составляющая жизни любого человека. Мы все к чему-то стремимся, строим определенные планы на будущее, но не всегда достигаем желаемого. В такие моменты и приходит страдание, порой заставляя разочаровываться и опускать руки раньше времени. Конечно, не вся жизнь проходит в страданиях, но у всех случаются те или иные промахи и потери.

Сущность страдания

Страдание представляет собой состояние фрустрации и крайней неудовлетворенности. Страдание у человека возникает тогда, когда значимые для него желания по каким-то причинам не были реализованы. Сущность страдания состоит в том, что личность начинает ощущать в себе внутреннюю боль, от которой долгое время не может избавиться. Обычно страдания вызывает какая-то внутренняя нерешенная проблема, имеющая несколько противоречий.

Сущность любых человеческих переживаний сводится к субъективному ощущению потери и непреодолимого препятствия. Нередко у личности возникает чувство, что ничего поправить уже нельзя и остается только смириться со своей непростой долей.

Смысл страдания

Если задуматься над тем, зачем люди страдают, ответ будет найти не так просто. Этот вопрос, чаще всего, остается невыясненным. Смысл душевных переживаний многие видят в том, чтобы помочь себе измениться, переосмыслить важные события прошлого. Однако мало кто сознательно выбирает для себя страдание как путь духовного преображения. В основном только глубоко религиозные люди предпочитают страдать, чтобы очистить свои мысли и чувства. Смысл страдания они видят в том, чтобы освободиться от гнетущих переживаний и дополнительных искушений совершить дурной поступок. Обычный же человек крайне редко вообще задумывается над смыслом страдания и еще реже предпочитает угнетать себя осознанно. Сама сущность страдания для них имеет другое значение: оно связано с несправедливостью и обидой.

Причины страданий

Стоит отметить, что страдание не возникает само по себе, без видимых оснований. Какой смысл человеку было бы истязать себя напрасно? Страдания приходят в нашу жизнь тогда, когда имеют место быть определенные обстоятельства, то есть возникает конкретный смысл.

Неоправданные ожидания

В жизни часто возникают моменты, когда что-то идет не так, не согласуясь с нашими внутренними убеждениями и ожиданиями. Происходит этот потому, что другие люди не всегда знают и понимают, что от них требуется. Кроме того, каждый человек вкладывает свой смысл в происходящие события. Смысл – это то, что движет личностью, ведет ее вперед, заставляет развиваться. Соответственно и смысл жизни у каждого свой. Если мы станем предъявлять претензии к близкому человеку, который таким смыслом выбрал для себя творчество, а не семью, в отношениях неминуемо возникнет конфликт.

Неоправданные ожидания и порождают всяческие страдания. Человеку начинает казаться, что про него забыли или специально проигнорировали, чтобы показать, насколько он мало значит в конкретной ситуации. Порой люди и не догадываются о том, что обижаться на родственника или знакомого абсурдно, ведь у него совершенно другие ценности и приоритеты.

Предательство и обида

Они формируются под влиянием неоправданных ожиданий. Допустим, человек хотел получить какой-то определенный результат от взаимодействия с кем-то, но не получил. В результате возникает негативное настроение, чувство обиды. Кажется, что оппонент нас предал и разрушил имеющиеся планы, хотя в действительности он может даже не догадываться о том, что вы ожидали от него совсем другого. Чувство обиды само по себе достаточно разрушительное: оно не дает человеку возможность искать смысл в произошедшем, а сразу настраивает против оппонента. Так возникает страдание, которое характеризуется отсутствием настроения, частыми слезами, общим расстройством эмоционального фона.

Сосредоточенность на идеале

Наиболее быстрый способ испытать страдание – это создать себе некий идеальный образ и пытаться подогнать под него реальность. Разочарование в данном случае приходит очень быстро, принося с собой отсутствие желания действовать в дальнейшем. Душевная боль часто блокирует любые попытки отыскать значимый смысл в происходящих событиях. Сосредоточенность на идеале мешает личности строить планы, наслаждаться жизнью и неизменно приводит к страданиям.

Формы страданий

Форма страданий – это способ ее выражения. Люди по-разному могут проявлять свои чувства. Причем одни бессознательно выбирают для себя активную форму проявлений, а другие – пассивную. Формы страданий делятся на две большие группы.

Открытая форма

Эта форма позволяет личности в какой-то степени уменьшить свое страдание и сосредоточиться на собственных чувствах. Происходит это за счет того, что она не игнорирует свои эмоции, не подавляет их, а активно выражает. Открытая форма намного полезнее для здоровья. Человек в этом случае будет прикладывать усилия для того, чтобы добиться справедливости, отстоять собственные интересы. Он не станет уступать оппоненту, не будет заниматься самообманом. Открытая форма позволяет быстрее справиться с ситуацией, проработать имеющиеся страхи и другие чувства.

Скрытая форма

Некоторые люди испытывают большие сложности с проявлением своих чувств. В данном случае можно говорить о скрытой форме страдания. Скрытая форма выражается в том, что человек не может действовать открыто, когда дело касается чувств, и оттого страдает еще больше. Скрытая форма подразумевает, что личность все держит в себе, не делится с окружающими своими переживаниями. Такая форма не может положительно влиять на здоровье: разрушаются нервные клетки, скапливается напряжение и недовольство отношениями. Скрытая форма страдания всегда опасна для развития личности, поскольку не дает человеку быть самим собой.

Таким образом, у всякого страдания имеются свои причины, смысл и способ проявления. В некотором плане иногда даже полезно переосмыслить случившиеся в прошлом события, сделать переоценку ценностей. Это необходимо для того, чтобы отпустить обиды, страхи, горести и жить дальше.

Найдется ли хотя бы один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не откликнулся бы на зов, если речь идет о нуждающемся в сострадании и сочувствии в тот миг, когда волны печали сокрушают последнюю твердыню материального; или в час, когда звучат самые потаенные глубины страдания и душа остается наедине с Богом; или когда уже никакая человеческая помощь невозможна; или когда все, что лежит между жизнью и смертью, какой бы силы терпения это не требовало, уже испытано этой душой?

Если память сможет достаточно живо воскресить такие моменты, то не напомнит ли это вам о тех отчаянных обещаниях, которые вы давали вашему лучшему «я», вашему Богу: загладить содеянное вами зло или же совершить добродетельный поступок, который может изменить течение вашей жизни, если таким путем вы сможете получить облегчение?

И может случиться так, что даже смерть будет приветствоваться в такой час, если не будет иного пути прекратить страдания души или тела.

В такой момент в своих глубинах, сами того не зная, вы соприкоснулись с Божественным Естеством намного теснее и сокровеннее, чем когда-либо прежде и чем вы сможете сделать это когда-либо снова, если только не возникнут подобные же условия. И в этом прикосновении вам было дано то, чем вы никогда не обладали ранее; нечто, навсегда отделившее вас от материального «я», которому вы до того времени служили. Каким бы именем вы ни назвали этот дар, был ли он выражением божественной Любви, Сочувствия или взаимного понимания, – это не имеет значения: поистине, во всех случаях вы были одарены частью Божественной сущности.

Если вы позволили этому дару пребывать в бездействии или воспользовались им только тогда, когда это потребовалось кому-то из ваших личных друзей, или какое-то национальное бедствие постучалось в двери вашего сердца с такою силой, что вы должны были открыть эту дверь в целях самозащиты, то вы утрачиваете эту величайшую данную человеку возможность, за которую потребуется весьма строгий отчет.

Для вас не должно иметь значения, кто или что страдает или же страдал, что вызвало эти страдания и как далеко заведет вас в конце концов пробудившееся в вас сочувствие. Для вас важно одно – в тот момент или час, как только вам милостиво позволили стать проводником для передачи этого дара Святого Духа другой человеческой душе, вы были способны излучать ту же Божественную субстанцию, благодаря которой вы на какое-то время сделались подобным Богу.

Ваше собственное освобождение от бесконечно более тяжкого страдания, какое вы когда-либо переносили, висело на волоске в тот момент, когда до вас донесся беззвучный призыв разделить этот Божественный дар с другим. И вас нисколько не должны беспокоить результаты употребления этого дара, касается ли это духовных или материальных вещей. Ответственность за эти последствия покоится на Боге, который побудил вас к такому действию в тот никогда не забываемый час, когда вы погрузились в пучину своих собственных страданий.

Хотя вы и не очень заботились об этом даре и временами были забывчивы и неблагодарны, но все же верили и продолжаете верить, что когда-нибудь придет время, когда вы НЕ будете забывать и когда Признательность и Благодарность станут вашими неотъемлемыми качествами.

Веря в это, постарайтесь также осознать, что повторные усилия смогут привести и других к тому, что они уже не будут забывать о том, что вы сделали для них, когда они также находились в «пучине страданий».

Поэтому у вас нет причины тревожиться за то, чем обернется совершение какого-либо доброго поступка, каков бы ни был его временный аспект.

Высокие или низкорослые, белые или черные, образованные или невежественные человеческие существа становятся равны, когда дело касается насущных вопросов их сложной жизни, и существует несколько нот в великой гамме, на которые должна отвечать каждая душа.

Не послышалось ли Мне, что вы спрашиваете: «А как же относительно порока неблагодарности? Не понуждает ли подобное равнодушие со стороны одного к такому же безразличию и другого?» Ах, дети Мои, вновь говорю Я вам: не беспокойтесь о последствиях какого-либо праведного поступка. Вы можете спокойно предоставить эти следствия Дарителю, который наградил вас в часы вашего восторга и возношения, ибо Он имеет в Своей власти и другие дары, и выраженное вами сочувствие может подготовить в душе почву для принятия дара Благодарности – того ключа, что способен открыть накрепко запертую дверь сердца, иссушенного жестокостью, холодностью и равнодушием мира сего. Вы можете порадоваться благодарности других, но у вас нет права требовать от них этого дара.

Очень немногие даже среди самых ортодоксальных христиан воспринимали настоящий смысл одного из наиболее сокровенных, оккультных изречений Учителя Иисуса: «Если кто подаст чашу холодной воды во Имя Мое, тот уже Мой ученик».

Тем же, чем является такая чаша холодной воды для иссушенных зноем пустыни уст усталого, измученного путника, является и роса сочувствия и помощи одинокой душе в ее тяжких страданиях. И если это сочувствие дается во имя Христа, иными словами, усилено Его Мощью, то вместе с ним передается и духовная сила Терпения, сила подняться и победить тех ограничивающих элементалов, которые погрузили эту душу в пучину страданий.

Вы стоите на пороге рождения огромных возможностей, что сравнимо разве только с крещением Огнем, который снизошел на учеников Иисуса в «верхней горнице» и теперь снисходит на всех людей, чьи сердца открыты его пламени.

Языки пламени и тот язык, которым были произнесены необыкновенные речи во время того огненного потока, имели одинаковую природу: оба были знаками мощи Христа, пришедшего передать знание этого чудесного нового языка – языка человеческого братства.

Мужчина или женщина, пребывающие в пучине страданий, являются дарованными Христом возможностями для всех, кто в состоянии услышать зов страдающего. И помилуй Бог ту человеческую душу, которая, услышав этот зов, откажется ответить на него, ибо, когда слепые управители эволюционного закона произнесут приговор, прощения этой душе не будет. И не восстанет тогда защитника во имя Христа, то есть осененного мощью Имени, мощью этих языков пламени – силой самого Христа, которая была дарована ей тогда, когда Бог-Сын соединил Бога в человеке с человеком в Боге в тот момент «в пучине».

Не имеет значения, являетесь ли вы членом церкви, какой-либо организации или просто свободным человеком, главное – это ваша способность услышать зов своего высшего «Я».

Этот зов может прозвучать в данный момент из Моих уст или в следующий момент из уст какого-то ребенка, нищего, уличной женщины или же заключенного в тюрьме преступника; но, как бы и откуда бы он ни прозвучал, ваша память должна возвратить вас к некой мере вашего собственного опыта и побудить вас ответить на этот призыв, а затем забыть о том, что вы сделали, если вы склонны ожидать какого-то внешнего выражения благодарности.

Вам будет трудно услышать этот зов, если ваш внутренний слух все еще запечатан чувством разделенности, – если верить, что разделение между телами распространяется и на души.

Только осознание сущностного единства всех людей и созданий сможет открыть уши и глаза души и в конце концов покончить со страданием.

ТЕМ, КТО СТРАДАЕТ

Найдется ли хотя бы один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не откликнулся бы на зов, если речь идет о нуждающемся в сострадании и сочувствии в тот миг, когда волны печали сокрушают последнюю твердыню материального; или в час, когда звучат самые потаенные глубины страдания и душа остается наедине с Богом; или когда уже никакая человеческая помощь невозможна; или когда все, что лежит между жизнью и смертью, какой бы силы терпения это не требовало, уже испытано этой душой?

Если память сможет достаточно живо воскресить такие моменты, то не напомнит ли это вам о тех отчаянных обещаниях, которые вы давали вашему лучшему «я», вашему Богу: загладить содеянное вами зло или же совершить добродетельный поступок, который может изменить течение вашей жизни, если таким путем вы сможете получить облегчение?

И может случиться так, что даже смерть будет приветствоваться в такой час, если не будет иного пути прекратить страдания души или тела.

В такой момент в своих глубинах, сами того не зная, вы соприкоснулись с Божественным Естеством намного теснее и сокровеннее, чем когда-либо прежде и чем вы сможете сделать это когда-либо снова, если только не возникнут подобные же условия. И в этом прикосновении вам было дано то, чем вы никогда не обладали ранее; нечто, навсегда отделившее вас от материального «я», которому вы до того времени служили. Каким бы именем вы ни назвали этот дар, был ли он выражением божественной Любви, Сочувствия или взаимного понимания, – это не имеет значения: поистине, во всех случаях вы были одарены частью Божественной сущности.

Если вы позволили этому дару пребывать в бездействии или воспользовались им только тогда, когда это потребовалось кому-то из ваших личных друзей, или какое-то национальное бедствие постучалось в двери вашего сердца с такою силой, что вы должны были открыть эту дверь в целях самозащиты, то вы утрачиваете эту величайшую данную человеку возможность, за которую потребуется весьма строгий отчет.

Для вас не должно иметь значения, кто или что страдает или же страдал, что вызвало эти страдания и как далеко заведет вас в конце концов пробудившееся в вас сочувствие. Для вас важно одно – в тот момент или час, как только вам милостиво позволили стать проводником для передачи этого дара Святого Духа другой человеческой душе, вы были способны излучать ту же Божественную субстанцию, благодаря которой вы на какое-то время сделались подобным Богу.

Ваше собственное освобождение от бесконечно более тяжкого страдания, какое вы когда-либо переносили, висело на волоске в тот момент, когда до вас донесся беззвучный призыв разделить этот Божественный дар с другим. И вас нисколько не должны беспокоить результаты употребления этого дара, касается ли это духовных или материальных вещей. Ответственность за эти последствия покоится на Боге, который побудил вас к такому действию в тот никогда не забываемый час, когда вы погрузились в пучину своих собственных страданий.

Хотя вы и не очень заботились об этом даре и временами были забывчивы и неблагодарны, но все же верили и продолжаете верить, что когда-нибудь придет время, когда вы НЕ будете забывать и когда Признательность и Благодарность станут вашими неотъемлемыми качествами.

Веря в это, постарайтесь также осознать, что повторные усилия смогут привести и других к тому, что они уже не будут забывать о том, что вы сделали для них, когда они также находились в «пучине страданий».

Поэтому у вас нет причины тревожиться за то, чем обернется совершение какого-либо доброго поступка, каков бы ни был его временный аспект.

Высокие или низкорослые, белые или черные, образованные или невежественные человеческие существа становятся равны, когда дело касается насущных вопросов их сложной жизни, и существует несколько нот в великой гамме, на которые должна отвечать каждая душа.

Не послышалось ли Мне, что вы спрашиваете: «А как же относительно порока неблагодарности? Не понуждает ли подобное равнодушие со стороны одного к такому же безразличию и другого?» Ах, дети Мои, вновь говорю Я вам: не беспокойтесь о последствиях какого-либо праведного поступка. Вы можете спокойно предоставить эти следствия Дарителю, который наградил вас в часы вашего восторга и возношения, ибо Он имеет в Своей власти и другие дары, и выраженное вами сочувствие может подготовить в душе почву для принятия дара Благодарности – того ключа, что способен открыть накрепко запертую дверь сердца, иссушенного жестокостью, холодностью и равнодушием мира сего. Вы можете порадоваться благодарности других, но у вас нет права требовать от них этого дара.

Очень немногие даже среди самых ортодоксальных христиан воспринимали настоящий смысл одного из наиболее сокровенных, оккультных изречений Учителя Иисуса: «Если кто подаст чашу холодной воды во Имя Мое, тот уже Мой ученик».

Тем же, чем является такая чаша холодной воды для иссушенных зноем пустыни уст усталого, измученного путника, является и роса сочувствия и помощи одинокой душе в ее тяжких страданиях. И если это сочувствие дается во имя Христа, иными словами, усилено Его Мощью, то вместе с ним передается и духовная сила Терпения, сила подняться и победить тех ограничивающих элементалов, которые погрузили эту душу в пучину страданий.

Вы стоите на пороге рождения огромных возможностей, что сравнимо разве только с крещением Огнем, который снизошел на учеников Иисуса в «верхней горнице» и теперь снисходит на всех людей, чьи сердца открыты его пламени.

Языки пламени и тот язык, которым были произнесены необыкновенные речи во время того огненного потока, имели одинаковую природу: оба были знаками мощи Христа, пришедшего передать знание этого чудесного нового языка – языка человеческого братства.

Мужчина или женщина, пребывающие в пучине страданий, являются дарованными Христом возможностями для всех, кто в состоянии услышать зов страдающего. И помилуй Бог ту человеческую душу, которая, услышав этот зов, откажется ответить на него, ибо, когда слепые управители эволюционного закона произнесут приговор, прощения этой душе не будет. И не восстанет тогда защитника во имя Христа, то есть осененного мощью Имени, мощью этих языков пламени – силой самого Христа, которая была дарована ей тогда, когда Бог-Сын соединил Бога в человеке с человеком в Боге в тот момент «в пучине».

Не имеет значения, являетесь ли вы членом церкви, какой-либо организации или просто свободным человеком, главное – это ваша способность услышать зов своего высшего «Я».

Этот зов может прозвучать в данный момент из Моих уст или в следующий момент из уст какого-то ребенка, нищего, уличной женщины или же заключенного в тюрьме преступника; но, как бы и откуда бы он ни прозвучал, ваша память должна возвратить вас к некой мере вашего собственного опыта и побудить вас ответить на этот призыв, а затем забыть о том, что вы сделали, если вы склонны ожидать какого-то внешнего выражения благодарности.

Вам будет трудно услышать этот зов, если ваш внутренний слух все еще запечатан чувством разделенности, – если верить, что разделение между телами распространяется и на души.

Только осознание сущностного единства всех людей и созданий сможет открыть уши и глаза души и в конце концов покончить со страданием.

Из книги Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа автора Балсекар Рамеш Садашива

51. Кто страдает? Когда посетителей бывает мало, беседы Махараджа принимают более непринужденный и интимный характер. Но когда его маленькая комната оказывается полностью заполненной, он в первую очередь спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы, и обычно добавляет

Из книги Страхи и верования автора Бурбо Лиз

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

ТЕМ, КТО СТРАДАЕТ Найдется ли хотя бы один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не откликнулся бы на зов, если речь идет о нуждающемся в сострадании и сочувствии в тот миг, когда волны печали сокрушают последнюю твердыню материального; или в час, когда звучат

Из книги Тайные общества Черной Африки автора Непомнящий Николай Николаевич

Великие реформы того, кто страдает... Дингисвайо начал свои преобразования с армии. До него военное дело у северных нгуни было организовано крайне слабо. Турниры ловкости и силы проходили только при обрядах посвящения в мужчины. Длительный период ритуального заточения

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1 автора Самохина Н.

ТЕМ, КТО СТРАДАЕТ Урок 136 Есть ли хоть один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не поднял бы руку в ответ на вопрос о необходимости сочувствия в тот час, когда волны скорби сокрушают последнюю твердыню материальной жизни; в час, когда измерены самые глубины

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 37 автора Степанова Наталья Ивановна

Если человек страдает обжорством Вопрос. «Коротко о моей беде: ем целыми сутками и не могу остановиться. Только поем, через час опять хочу есть. Справиться с собой нет сил. Помогите мне в моем горе».Ответ. Набросайте в том месте, где спит свинья, соломы, а утром ее соберите.

Сочинение: Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?

Текст:


(1) Сострадание - активный помощник.
(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?
(3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.
(4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.
(6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
(8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным.
(9) И беспокойнее.
(10) Но их совесть чиста.
(11) У них, как правило, вырастают хорошие дети.
(12) Их, как правило, уважают окружающие.
(13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14) Бесчувственным кажется, что им хорошо.
(15) Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот.
(16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены.
(17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом.
(19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности.
(20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы.
(21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость.
(22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней.
(23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
(24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя.
(25) Слепым страхом.
(26) Одиночеством.
(27) Запоздалым раскаянием.
(28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие.
(29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием.
(30) Содействием.
(31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова.
(32) Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.
(33) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову).


Сочинение:



Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию?
Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие?
Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С.Львов.


Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания.

Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории,

С.Львов со сдержанным пафосом, но, в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям - рассказ о старом враче. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).


Известный прозаик, используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), привлекает внимание нас, читателей, к проблеме безнравственности человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя.


И я не могу не согласиться с ним. На самом деле, со-страдание, со-чувствие, со-переживание – слова одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому - разве не в этом смысл человеческого со-существования? Иначе жизнь превратится в существование (ты просто ешь, спишь, все остальное тебя не касается).


Недавно мне довелось прочитать воспоминания современников об Антоне Павловиче Чехове. Благороднейшая личность… Он никогда не оставался в стороне от человеческого горя. Самоотверженная работа во время эпидемии холеры, строительство лечебниц для простых крестьян, школ для крестьянских детей, постоянная забота о многочисленных родственниках, обо всех, кто обращался к знаменитому писателю, – это ли не пример действенного сострадания?!


Чеховский герой, врач Дымов из рассказа "Попрыгунья", спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.

Много ли в нашей жизни таких людей? По своему, пусть небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Не случайно в наши дни сленговое слово «пофигизм» отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Люди порой живут по принципу" Моя хата с краю – ничего не знаю". Иначе, как объяснить тот факт, известный мне из телепередачи: дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорит об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? И как можно считать такого человека Человеком?

Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отрицание религиозных авторитетов его отлучили от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя - Лев Толстой.

  1. Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
  2. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  3. Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  4. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  5. Сильные люди всегда просты.
  6. Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  7. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
  8. Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  9. У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  10. Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  11. Величайшие истины - самые простые.
  12. Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
  13. Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
  14. Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.
  15. Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.
  16. Человек должен быть всегда счастливым; если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.
  17. Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас - просто расти в любви.
  18. Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.
  19. Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.
  20. Одно из самых удивительных заблуждений - что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

P.S. На своиx лекцияx Владимир Набоков использовал следующий прием. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», - и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», - на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», - щелкал выключателем Набоков. «А вот это - Толстой!» - лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.