Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной... Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать "связь времен" и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее...

История создания и открытия

История открытия "Слова о полку Игореве", анализ которого мы проведем, - история темная, поскольку А.И. Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание. Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II...

Неизвестно, в каком точно году "Слово о полку Игореве" было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что "Слово" все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.

Авторство

Бесспорно о "Слове" известно только то, что оно посвящено реальному историческому событию: походу против половцев русских войск под предводительством князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, который начался в конце апреля и бесславно закончился жестоким поражением 9 мая 1185-го года. Об этом рассказывают летописи, но поход Игоря никоим образом не стал бы для русской истории событием огромной важности, если бы его не обессмертил неизвестный автор "Слова о полку Игореве".

Есть множество гипотез о том, кем же он все-таки были, этот автор. Ученые называют разных исторических деятелей, есть даже гипотеза о том, что сам Игорь был автором песни о своем походе, и этот вопрос еще не решен окончательно. Но, думается, кем бы он ни был, он в первую очередь был патриотом родной земли, любящим её преданно и самозабвенно, он был гениальным художником слова, создавшим произведение, которое по своим художественным достоинствам намного опередило своё время.

Композиция произведения

Композиция "Слова о полку Игореве" отличается удивительным единством пространства и времени, с ее помощью создаётся неповторимый мир, в котором живут и действуют герои произведения. Первое, что нельзя не отметить, - это показ автором событий, одновременно происходящих в разных местах, как событий взаимосвязанных и взаимообусловленных: плач Ярославны и битва, пленение Игоря и "золотое слово Святослава" существуют в "Слове" как явления самостоятельные, но они связаны незримыми нитями, что создаёт, благодаря особому "монтажу" событий (принцип "монтажа" появился в литературе значительно позже, он же стал основой киноискусства - вот насколько безымянный автор "Слова о полку Игореве" как художник был впереди своего времени!) ощущение единства изображаемых событий, целостность жизни как таковой.

Особенности поэтики

Для "Слова" характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения. Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, "одушевление" неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы "несчастий", подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор ("золотое слово", "Игорь соколом полетел", "чисто поле" и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, - вот основные особенности поэтики "Слова", делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.

Образная система

Образная система произведения представляет собой разветвлённую систему образов, каждый из которых несет свою идейно-художественную нагрузку, являясь совершенно необходимым с точки зрения смысловой и художественной целостности произведения. Примечательно, что "второстепенные" образы (Гзак, Кончак, Овлур и другие), нарисованные несколькими штрихами, необыкновенно выразительны, в этом они ничуть не уступают образам главных героев произведения.

Образ Русской земли

Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: "О Русская земля! Уже ты за холмом!". Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим - в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, "Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля". Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: "Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось". И "храбрые русичи" из Игоревой дружины тоже "полегли за землю Русскую", и языческие богини скорби после поражения Игоря "поскакали по Русской земле", и "тоска разлилась по Русской земле", и "горем взошел посев по Русской земле", политой кровью воинов князя Игоря... А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: "Солнце светится на небе - а Игорь-князь в Русской земле". Следовательно, образ родной земли в "Слове о полку Игореве" становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.

Образ князя Игоря

Система образов "Слова" построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря. Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы "Слова ". И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия "Слова".

В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет "славы". Вот что стало причиной похода князя: "Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье". Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу. Что это? "Затмение ума" или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор "Слова о полку Игореве" не дает на это однозначного ответа...

Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах. Несмотря на огромное мужество, с которым бились "храбрые русичи", несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), "на третий день к полудню пали стяги Игоревы", а сам "Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское" - так метафорически показано положение попавшего в плен князя.

Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: "... по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу..." Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, - это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.

Образ Святослава в "Слове о полку Игореве"

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в "Слове", Святослав - далеко не тот персонаж, которого знает история. Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов. Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства. В знаменитом своем "золотом слове", названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший "смутный сон", отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода ("ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены"), укоряет их в том, что они "рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать". Обращаясь к "детям своим" (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: "Но сказали вы: "Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!".

Наконец, главной мыслью "золотого слова" можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: "Но вот зло - князья мне не помогают: худо времена обернулись". Подлинно государственный подход к власти звучит в "золотом слове" Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это "слово" обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит "слава" Русской земли. Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за "золотым словом", является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Образ "русской дружины"

Образ "русской дружины" в "Слове о полку Игореве" представлен обобщенно, здесь мы не видим отдельных воинов (кроме князей, которые в битве оказываются простыми ратниками, отличающимися разве что гиперболизированной мощью), но упоминание о воинских подвигах прошлого, показ битвы, в которой "с раннего утра до вечера, с вечера до света, летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные...", отношения русских воинов к богатствам, которые были захвачены ими после победной битвы ("Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими"), рассказ Всеволода о своих "курянах - опытных воинах", стойкость воинов, бившихся до конца и полегших в битве, - всё это даёт возможность увидеть величие духа русского воина, его преданность Родине, самоотверженность и моральное превосходство над теми, кто оказался победителями.

Образ Ярославны

Одни из самых трагических образов "Слова о полку Игореве" - это образ Ярославны, жены князя Игоря, которая своим "плачем" выражает извечную женскую скорбь, женскую долю - ожидать возвращения мужа и верить в то, что беда и в этот раз обойдёт стороной того, кто дан тебе Богом в мужья... Примечательно, что автор дает возможность увидеть и прочувствовать не только скорбь "жен русских", оплакивающих своих "милых лад", он показывает нам и страдание одной русской женщины, оплакивающей своего живого, но пленённого, мужа. Таким образом, можно говорить о том, что память о близких для русской женщины органична и естественна, она способна хранить эту память и быть верной ей.

Плач Ярославны раздаётся "рано", то есть с рассветом жена обращается к высшим силам - ветру, солнцу, Днепру (стихия воды) - с мольбой о спасении своего мужа, и это обращение поражает своей трогательной верой в то, что они помогут ей: "Прилелей же, господин, моего милого ко мне..." - просит она у "Днепра Словутича". И в том, что силы природы покровительствую Игорю, помогают ему вернуться на Родину, нельзя не увидеть их отклика на отчаянную мольбу Ярославны. Со времён "Слова" этот женский образ стал высоким образцом верности своему нравственному долгу.

Образ автора

Особое место занимает в "Слове о полку Игореве" образ автора, как мы уже отмечали, это прежде всего патриот своей земли. Но автор произведения - это и удивительно тонко ощущающий художественное слово поэт, высокообразованный человек своего времени, создавший произведение, которое "не укладывается" ни в один из существовавших в древнерусской литературе жанров, стоящее не то чтобы особняком, но как-то над всеми жанрами благодаря своей неповторимости и уникальности. После открытия "Слова" в древнерусской литературе появился и особый жанр - жанр "слова", представленный в ней этим гениальным произведением.

Значение "Слова о полку Игореве"

Выше говорилось о том, что русская культура без "Слова" немыслима. И не только потому, что "суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием... монгольских полчищ" (К. Маркс). К нему как к источнику творческого вдохновения обращались и обращаются великие русские писатели (Пушкин, Жуковский, Цветаева и другие авторы), художники (Перов, Васнецов, Фаворский), композиторы - от Бородина до современных рок-музыкантов. Так было всегда, так будет и дальше: народ не может не чтить свои духовные святыни, а для русского народы в числе первых из них - "Слово о полку Игореве", анализ которого мы провели.

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. - 7-е изд. - М. : Высш. шк., 2003. - 334 с. : ил.

Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода - основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо- стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания. С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону... Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы - жены Глебовны. Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», - говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» - символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца». «Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста», - к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна». «Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» - старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили». И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича... уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей. Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков. Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован. Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» -горестно восклицает он. «Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле. Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!». Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г., когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане», -говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп. (гривна - 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб - 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов -«живые копья» -рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход - вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями». Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота. Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену - великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины - верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину. Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря - это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

"Слово о полку Игореве" - замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. "Слово…"- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.

"Слово" открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование "по былинам сего Времени".

Определив хронологические рамки - “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря "навести" свои полки на Половецкую землю.

Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.

Такова картина похода Игоря на половцев.

А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.

Автор "Слова..." весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.

"Слово..." не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.

Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые "под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены... скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы". Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.

"Слово..." отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы "солнца", "света", "соколов", которые противопоставляются "тьме", "тучам", "галкам", "черным воронам" - половцам.

Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.

Еще один интересный образ-- это Святослав "грозный великий киевский". В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.

Образ Святослава раскрывается в его "мутном сне" и "золотом слове", где и проявляется его мудрость.

"Золотое слово" имеет огромное значение не только для идейного содержания "Слова...", но и для последующей литературы в целом.

Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.

Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: "Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича". Этот патриотический призыв актуален и в наше время.

"Слово…" насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову…" внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут "на землю Половецкую за землю Русскую", они не просто воины, ратники, а "русичи", дети Руси, которые объединились для общего дела - защиты Родины.

Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.

Имя создателя "Слова о полку Игореве" в настоящее время неизвестно, а его героическая поэма до сих пор живет и заслуженно входит в сокровищницу мировой литературы.

События, описанные в поэме "Слово о полку Игореве"

В поэме "Слово о полку Игореве" рассказывается о походе князя Игоря против половчан, половцев. В поэме описываются две битвы, произошедшие в мае 1185 года.

Первая битва легко дается русским, и они побеждают половцев. Вторая битва была очень тяжелой, так как против небольшого русского войска билось превосходящее по численности половецкое войско. Бой длился три дня и закончился поражением русских. Погибло практически все войско, и лишь пятнадцати воинам удалось остаться в живых.

И впервые за многие годы русские князья оказываются плененными, среди них тяжело раненный Всеволод. Победив Игоря, половцы вновь начинают набеги на русские земли, захватывают и берут в осаду несколько городов. После удачного побега из плена Игорь возвращается домой. Через некоторое время на родину вернулся и Всеволод.

Причины похода Игоря и Всеволода

Чтобы понять причину, побудившую русское войско выступить в поход, надо знать о весьма своеобразных отношениях между русскими и половцами. Русские князья роднились с половецкими ханами, беря в жены ханских дочерей. Некоторые русские князья в войне с соседскими княжествами звали половцев в качестве союзников. На ранних сроках своего княжения Игорь в союзе половцами разорял русские города.

Но затем Игорь осознал, насколько пагубно для Руси такое поведение князей, и решил искупить свою вину. В 1183 и 1184 году объединенными силами русских князей половцы были разбиты. Игорь не смог принять участия в этих событиях, так как опоздал. Игорь переживал, что не смог доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, поэтому при поддержке младшего брата Всеволода он вместе с сыном Владимиром и племянником сам отправляется в поход.

Характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве"

В "Слове о полку Игореве" - кровный брат Игоря - один из основных героев поэмы.

Первая часть поэмы начинается со встречи братьев и известия о том, что дружина Всеволода готова к походу. Нетрудно понять причину, которая заставила его поддержать брата в этом походе: голос крови, уважение к старшему и принятому им решению. Для него Игорь - "оплот", защитник, равный по статусу отцу.

Он любит брата, гордится им, готов по первому зову откликнуться на его призыв. С Игорем его связывают узы не только кровного, но и воинского братства. Сообщая о готовности своего войска к походу, Всеволод с гордостью говорит, что "куряне славные" "витязи исправные" - опытные воины, знающие "все пути", что кони уже стоят под седлом, а оружие готово к битве. Данные цитаты Всеволода из "Слова о полку Игореве" - характеристика Всеволода как хорошего военачальника.

В битве с огромным по численности половецким войском русские воины показывают чудеса храбрости и отваги. Особое внимание автор уделяет Всеволоду, называет его "славный яр тур Всеволод", "буй тур". Буй тур - это самая яркая характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве", ведь на Руси так называли самых отважных и сильных воинов. Как настоящий богатырь бьется Всеволод, в азарте боя не чувствуя ран, не щадя ни своей жизни, ни жизней своих врагов, он как гроза носится по полю брани, сверкая золотым шлемом, и там, где он проскачет, там остаются лежать головы половецкие.

Битва - его стихия, в пылу сражения он забывает об отчем престоле, о красавице жене. Поведение во время битвы - характеристика Всеволода в "Слове о полку Игореве" как могучего, бесстрашного воина, автор любуется им, гордится его воинским умением, восхищается силой, мужеством.

Отношение автора к походу Игоря

Восхищаясь мужеством Игоря, Всеволода и всего русского войска, автор тем не менее осуждает организаторов похода. Прежде всего за то, что в поисках личной славы они поставили свои интересы выше интересов Русской земли. Они погубили войско и принесли горе женщинам, которые потеряли в сражении сыновей, мужей, братьев.

Они свели на нет результаты предшествующих победоносных походов под предводительством Святослава Киевского, открыв половцам дорогу на Русь.

Основная идея поэмы "Слово о полку Игореве"

Кем бы ни был автор произведения, он, всем сердцем любя Русскую землю, пытается вразумить русских князей и призывает их прекратить "ковать крамолу" и объединиться вокруг киевского князя, ведь только объединившись, русское войско закроет ворота полю Половецкому и сможет дать отпор любому противнику.

Образ русского воина на страницах отечественной литературы

(литературно-музыкальная гостиная)

Учитель: -Наша Россия прошла через разные войны – каждая оставила в народной памяти имена героев . Образ русского воина в отечественной литературе открывает нам не только мир войны в разные эпохи , но прежде всего показывает характер русского человека.

Так какой же он, русский воин?

Русская земля всегда представлялась желанной добычей иностранным государствам. Мирный труд наших предков, жителей Древней Руси, то и дело нарушался военными тревогами. Хазары, половцы, печенеги – желающих напасть на Русь было много. Русскому человеку приходилось бросать плуг и браться за меч, защищая родную землю.

Мы не преувеличим, если скажем, что одним из главных героев древнерусской литературы был «хоробрый на ратех» воин. Мужество являлось отличительной чертой древнерусского воина и прививалось ему с детства. Вспомним произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», где говорится о воспитании воинов-курян .

А куряне славные –витязи исправные:

Родились под трубами, росли под шеломами.

Выросли как воины, с конца копья вскормлены.

Учитель: -Автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. Но главные мудрые слова произносит Святослав, «грозный великий киевский». Он проводит мысль о том, что все беды на Руси от раздоров и усобиц. Ярко звучит его призыв к объединению.

Города и волости достали?

Где же ваш отеческий шелом,

Верный щит, копье из ляшской стали?

Чтоб ворота Полю запереть,

Вашим стрелам время зазвенеть

За Русскую землю,

За Игоревы раны,-

Удалого сына Святославовича.

Учитель: -Сами князья называют себя и своих воинов –русичи, то есть дети Руси, которые защищают землю-матушку.

Заболоцкий, закончив перевод «Слова о полку Игореве» с древнерусского , сказал: «Читаешь это Слово и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!»

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Учитель:


-Семь раз бросались в атаку колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Кутузов после мучительных раздумий приказал отступать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель:


-Все вы, конечно, узнали знаменитое «Бородино» Лермонтова, в котором поэт восхищается героическим духом русского народа, его патриотизмом.

Знал бы великий поэт, что русскому народу предстоит еще одна Великая Отечественная война 1941 года с фашистской Германией. Не знал он и того, что спустя столетия русские солдаты будут умирать в боях под Москвой со строчками его стихотворения на устах:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Как наши братья умирали!...

Многие писатели и поэты отразили героизм русского народа на страницах своих произведений. Невозможно без дрожи и слез слушать стихотворения и песни военных лет.

Песня «Шел солдат» (в исполнении учащихся)

Учитель:


-Поэма Твардовского «Василий Теркин» стала своеобразной данью уважения и благодарности простому русскому солдату-труженику. Именно Твардовскому удалось в большей степени создать истинный образ русского воина. Василий Теркин, как и его далекие предки славяне, не мечтал о воинской славе. Он прост и естественен. Главное то, что он не мыслит своей жизни без родной матушки земли:

Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что – не знаю,

Только ты прости меня.

По мнению Твардовского, солдат Великой Отечественной войны является потомком, наследником истинных человеческих качеств тех солдат, о которых писал Лермонтов в своем «Бородино»:

…Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик- солдат.

Дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе – это мы,

Тот народ, Россия.

Та война ушла далеко в прошлое, каков же он сейчас, наш русский воин? Продолжает ли он славные традиции своих предков?

Афганистан…Чечня…Черные страницы в нашей истории. Войны, которые унесли тысячи жизней русских солдат. Кому-то выпало на долю защищать Родину и Москву, а кому-то пришлось воевать за честь России на чужой незнакомой земле. Свои герои есть на каждой войне и мы должны чтить их. Русский солдат не выбирал, он исполнял свой воинский долг.

Аверкиев Александр Александрович или просто Сашка. Двадцатилетний стрелок-наводчик пулемета БТР 2-ой дивизии особого назначения. Родился в Новочеркасске Ростовской области . Был призван в армию, в 1999 году направлен в район боевых действий на территорию Чеченской республики.

9 января 2000 года по маршруту Шали –Аргун-Гудермес выдвинулась тыловая колонна внутренних войск. В сопровождение выделили 3 бронетранспортера. В экипаж головного БТР входил рядовой Аверкиев. По дороге колонна была обстреляна чеченскими боевиками. Александр огнем из своего пулемета заставил залечь бандитов, уничтожил их пулеметный расчет. Но тут новая засада- 250 боевиков окружили группу, подожгли БТР. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону. Аверкиев, понимая тяжесть положения, вернулся в горящий БТР и открыл огонь по боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания он сдерживал нападавших, прикрывая своих товарищей. Сашка заживо сгорел в пылающей машине .

Указом Президента РФ за мужество и героизм рядовому Аверкиеву Александру присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Учитель:


-Кто знает, может быть, в последние минуты он вспоминал о своем тезке, солдате Красной Армии, Александре Матросове, который закрыл своим телом фашистский пулемет, и шептал себе строки этого стихотворения.

И дрогнул вражеский отряд,

Но вдруг из черной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперед пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Матросов бросился вперед

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв фашистский пулемет.

Отважный патриот и воин,

Он честно Родине служил.

Он настоящим был героем!

Он русским человеком был.

Отличительной чертой русского воина всегда была человечность. Он не нападал, только защищал. Русские совершали подвиги «не ради славы – ради жизни на земле», своей родной земле.

Слава русским воинам! Слава защитникам Земли Русской!