Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современная образовательная система развивается динамично, использует последние технологические достижения в учебном процессе, активно развивает интерактивные формы обучения. Общение студента и преподавателя в этом процессе также неизбежно претерпевает изменения, связанные с перечисленными факторами. Оно строится на началах диалогического взаимодействия, равноправного общения, доверительных и деловых отношений.

Цель работы - исследование диалога студент-преподаватель в современном высшем учебном заведении.

Задачи работы:

1. Изучить понятие и условия диалога в учебном процессе;

2. Исследовать понятие и особенности диалога студент-преподаватель.

В процессе написания работы была использована учебная и литература и статьи из периодических изданий.

1. Понятие и условия диалога в учебном процессе

Большинство исследователей полагают, что диалог - это одна из самых эффективно работающих форм общения в целом и делового общения в частности .

Сам по себе диалог является формой речи, которая состоит в процессе обмена сведениями (информацией) между двумя людьми - в данном случае между преподавателем и студентом.

Диалог направлен на получение определенного результата: достижения профессионального роста и профессионального, творческого взаимодействия. Подобное взаимодействие, по мнению ученых, как раз и является показателем того, что человек приспособился к социально-психологическим условиям в обществе, его коммуникативная компетенция развита на необходимом для повседневного и профессионального общения уровне .

Развитие коммуникативной компетенции в профессиональной сфере является одной из задач современного высшего образования.

Любые способности человека (творчество, коммуникации, способность к рефлексии и т.д.) лучше всего развиваются и реализуются в диалоге. В этом плане диалог - это способ познания окружающего мира и себя в этом мире.

Диалог строится с учетом определенных условий. Главными из них являются доверие, доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество. Творчество в данном случае может пониматься как генерирование новых идей или изобретение новых способов как результата диалогического процесса.

Усложнение обучающего процесса в содержательном плане и в плане технологического оснащения привели к необходимости не только совершенствовать существующие формы диалога, но и учиться новым его формам.

Как организационный компонент общения диалог позволяет гуманизировать деловое общение, сделать его равноправным. Общение в этом случае идет между равными партнерами без учета иерархии .

Вербальное воздействие при ведении диалога можно усилить с помощью паралингвистических и экстралингвистических средств. Паралингвистические средства - фонационные (тембр речи, ее темп, громкость звучания и т.д.), кинетические (жесты, поза, мимика) и графические (почерк, способы графического дополнения в виде добавления символов или замена букв) средства, при помощи которых передается смысловая информация. Экстралингвистические средства представляют собой использование в речи физиологических проявлений (кашель, вздохи, кашель, смех и т.д.).

Все вышеуказанные средства позволяют при дозированном их включении в речь существенно обогатить диалог, сделать общение выразительным, усилить взаимопонимание между сторонами диалога, эффективнее воздействовать на собеседника.

Социальные роли сторон диалога имеют также большое значение, поскольку позволяют вести диалог, не нарушая границ собеседника.

Одна из целей диалогового метода обучения - научить студентов мыслить критически, приступать к решению сложной проблемы только после ее всестороннего анализа, с учетом альтернативных мнений, взаимодействуя конструктивно с другими людьми.

В психологической и педагогической литературе выделяют несколько подходов к сущности диалога.

Так, к примеру, М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов и другие исследователи подходят к диалогу как феномену, позволяющему выстроить новую культуру личности.

Такие ученые как З.А. Васильева, В.С. Ильина, предлагают поставить в центр рассмотрения эмоциональное взаимодействие участников диалога.

Особую коммуникативную среду рассматривает в качестве сущностной характеристики Г.С. Батищев. Коммуникации, которые лежат в основе речевой деятельности изначально рассматривались в качестве основы диалога Л.С. Выготским и позже Г.М. Андреевой. Диалог как спор, обмен аргументами и дискуссионная форма его проведения утверждались В.Н. Курбановым и Л.Б. Тумановой [цит. по 5, с. 36].

Модель диалогического общения, которую разработали М.И. Лисина и В.Я Ляудис предполагает возможность воздействовать при помощи диалогического общения на эмоционально-ценностные отношения студентов . В этом играет существенную роль особый психологический климат с открытым и доброжелательным отношением людей, доверяющих друг другу в диалоге. С этой точки зрения диалог рассматривается как взаимоотношения двух партнеров, которые работают на достижение общего результата.

Объединяющим способом организации делового общения считает диалог Н.В. Горбунова . Она считает любую профессиональную, деловую беседу диалогом партнеров, уполномоченных своими организациями для решения определенных профессиональных вопросов. Она вычленяет несколько функций, присущих диалогу в профессиональном общении:

1. Взаимодействие между работниками в одной профессиональной среде;

2. Совместное осуществление поиска, выдвижения и разработки идей;

3. Возможность контроля и координирования начатых дел обоими партнерами;

4. Стимулирование профессиональной и деловой активности.

Диалогизации сознания студента придается в каждой из вышеприведенных теорий особенное значение. Так, Л.С. Выготский полагал, что умение выстраивать внешний диалог ведет к возможности выстраивать свой внутренний диалог. Организованное общение с самим собой приводит в перспективе к самовоспитанию, самообразованию и способствует духовному развитию. Все вышеуказанные качества могут быть воспитаны у студента в рамках педагогического процесса, и личность преподавателя здесь имеет определяющее значение. Преподаватель может направить студента на развитие личности, сформировать его индивидуальный опыт в рамках образовательного процесса. Наиболее значимо это для студентов, обучающихся на специальностях, где требуется построение диалога с людьми (педагоги, психологи, юристы и т.д.).

Когда диалог организован умело и тактично, он может способствовать формированию ценностей и смыслов по отношении. К объектам окружающего мира . Диалоговое обучение при этом предполагает, что и преподаватель, и студент - субъекты учебного процесса. Однако чаще всего преподаватель является только организатором и лидером группы. Хотя это не так уж и мало. В современном обучающем процессе большинство упражнений обращено к опыту самого студента. Он может использовать свой собственный багаж знаний и умений или опыт друзей, коллег по работе и т.д.

Обучаясь профессиональному взаимодействию на уровне диалога, студенты могут проявить свои качества на разных уровнях мастерства: понять процесс взаимодействия и получения ответа на свои профессиональные запросы, обмен позициями воздействия - отражения в диалоге, характер интеллектуальной активности и т.д.

Таким образом, построение процесса диалогового обучения исключительно важный момент в деятельности преподавателя вуза и студента, который должен являться полноценным субъектом в диалоге с преподавателем.

2. Понятие и особенности диалога студент-преподаватель

В предыдущей главе нами была изучена роль диалога во взаимодействии студента и преподавателя. Ученые определяют учебный диалог как системообразующий элемент коммуникативно-смыслового взаимодействия преподавателя и студента .

Основными правилами такого диалога можно считать:

Постоянное включение студента в качестве субъекта в процесс обучения;

Направленность на качественный, равноправный обмен между субъектами диалога;

Присутствие множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных;

Выявление и постоянное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношения к профессиональному труду и его субъектам;

Опора изучаемого материала на интересы, запросы, мотивы студентов и преподавателей, их жизненный опыт;

Учет особенностей развития каждого студента при планировании процесса диалогического взаимодействия.

Нередко при построении диалога преподаватель-студент возникают проблемные моменты и типичные ошибки, повторяющиеся раз за разом поколениями и студентов, и преподавателей.

Приведем некоторые из них.

Во-первых, неопределенность во взаимоотношениях, связанная со смешением ролей. Это проявляется в том, что преподаватель в разные моменты может быть и примером для подражания, другом и психотерапевтом для студентов, и «полицейским» (строгий «родительский» контроль), а иногда просто объектом для насмешек или издевательства со стороны студентов. В данном случае преподавателю необходимо провести четкие границы между социальными ролями и в конструктивной форме донести до студентов рамки возможного, этически приемлемого взаимодействия.

Вторая ошибка логично вытекает из второй. Иногда студент знает по предмету не меньше, чем преподаватель или отдельно углубленно изучает его. В этом случае может возникнуть потребность в равноправном диалоге, споре, отстаивании своего мнения. Несогласие студента с преподавателем и невозможность при этом донести свою точку зрения говорит о некорректной организации учебного процесса, нарушении диалогового формата. Причем альтернативную точку зрения может иметь и преподаватель, при этом, не воспринимая критику со стороны студентов, либо вступая с ними в неконструктивные споры, приводящие к срыву образовательного процесса. Любой спор должен быть заключен в определенные рамки, четко и логично аргументирован, контролироваться временными рамками. Ведущая роль в данном процессе принадлежит все-таки преподавателю, так как студенты часто имеют несформировавшееся представление о рамках ведения спора, научного диспута и поведения в нем.

Третья проблема или ошибка диалога - смешивание формальных отношений студент-преподаватель с неформальными. Учебное и не учебное время должны быть четко разграничены. Студент и преподаватель вполне могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент по роду своей деятельности может оказывать какие-либо услуги преподавателю (ремонт в квартире, услуги няни и т.д.), однако неформальные отношения не должны отражаться на ходе учебного процесса, выставлении оценок, особенном или неприязненном отношении, вытекающих из внеучебного общения.

Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2 недели. Каждая из таких работ плюсуется в общий результат и по окончании семестра у студента есть возможность получить зачет или даже экзамен «автоматом». Отрицательная мотивация также иногда действует отрезвляюще. Так, при пропуске без уважительных причин 1 или 2-х занятий некоторые институты не допускают к зачету без дополнительной «отработки» (сдачи учебной работы сверх учебного плана, например, серии презентаций или полного конспекта лекций) .

Ошибок в диалоге студент-преподаватель существует очень много. Однако всегда есть возможность прийти к устраивающему обе стороны решению. В этом состоит цель оптимально построенного учебного диалога.

обучение преподаватель студент диалог

Заключение

В заключение можно подвести итог исследованию темы.

Получение студентом высшего образования в высшем учебном заведении призвано сформировать целостного в профессиональном и личностном плане человека. Этим целям служат разные средства учебного процесса, одним из главных среди них является диалог в учебном процессе.

Диалог - одна из самых эффективно работающих форм общения в целом и делового общения в частности. Его условиями в учебном процессе являются доверие, доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество.

Учебный диалог определяют в специальной литературе в качестве системообразующего элемента коммуникативно-смыслового взаимодействия преподавателя и студента.

Диалоговое общение основано на определенных правилах. Основными из них в учебном процессе являются: включение студента в качестве субъекта в учебный процесс; направленность на равноправный обмен; присутствие альтернативных точек зрения; выявление преподавателем мотивов деятельности студентов; опора на интересы и запросы студентов; учет особенностей и жизненного опыта студентов при построении диалоговой модели общения.

Основными ошибками в учебном диалоге студент-преподаватель можно назвать: смешивание ролей в учебном процессе; некорректный диалоговый формат; смешивание формального и неформального общения между студентом и преподавателем; свободное посещение лекций.

Необходимо отметить, что не только от преподавателя, но и от студента зависит успешное построение диалоговых взаимоотношений, например, входить в положение другого человека, прислушиваться к рекомендациям и выполнять задания учебного плана.

Список использованной литературы

1. Абрамова Т.С. Диалог как метод гражданского воспитания учащихся // Воспитание школьника. 2010 - № 10.

2. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога. - М., 2012.

3. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007.

4. Каргиева З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей. - СПб, 2013.

5. Каримулаева Э.М. Возможности применения диалогового обучения в профессиональном взаимодействии преподавателя и студентов // Гуманитарные науки. - 2011. - № 4.

6. Петровская Л.А. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. - 2010. - №2.

7. Семенова Г.А. Цели учебного диалога при изучении педагогических дисциплин, принципы и правила его организации // Высшая школа. - 2011 - № 4.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организация учебного диалога на уроках литературы для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Проектирование учебного диалога на примере урока литературы по теме "Нравственные уроки произведения А.И. Солженицына "Матренин двор".

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Современные педагогические средства как основа развития учебно-познавательной мотивации студентов. Применение современных методов обучения в процессе преподавания дисциплины "Основы технологии" в учебном заведении "Уральский государственный колледж".

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Сущность, основные характеристики диалога в музыкальной педагогической деятельности. Особенности работы в классе сольного пения. Разработка педагогических средств (приемов и методов) реализации диалога в классе сольного пения в детской вокальной студии.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2015

    Организация диалога в образовательном процессе. Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Специфика учебного диалога. Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе. Уроки-диалоги в школе. Урок литературы как диалог.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Цели и задачи преподавания психологии в высшем учебном заведении. Принципы личностно–ориентированного профессионального обучения. Анализ государственного образовательного стандарта. Разработка курса "Психология" для студентов инженерных специальностей.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Дискуссия как активный метод обучения. Изучение отличительных признаков традиционных и активных методов обучения. Описание дискуссии как учебного спора-диалога. Обобщение результатов применения дискуссионных методов в процессе обучения студентов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2017

    Особенности коммуникаций преподаватель-студент в высшей школе. Образ преподавателя как вид междисциплинарных исследований. Оценка личностных качеств и эмпирическое изучение представлений об идеальном и типичном преподавателях у студентов-психологов.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Обозначение цели и задания проблемной лекции. Рассмотрение основных требований к реализации данного метода в учебном процессе в высшем учебном заведении. Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по его эффективному использованию.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    дипломная работа , добавлен 10.02.2016

    Понятие эвристического обучения. Диалог как приоритетный принцип образования. Переход от монолога учителя к эвристическому диалогу учащегося. Дидактические основы эвристического диалога. Влияние диалогового компонента на степень творческой самореализации.

Данная статья относится к разделу: Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”. В ней даны предложения по работе со студентами на аудиторых занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Ликино- Дулевский политехнический колледж –филиал ГГТУ

Сараева Наталья Викторовна

Тема: « Диалог со студентами во время работы на лекциях и роль преподавателя в данном процессе»

Зональный учебно-методический семинар

«Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”»

Ликино-Дулево

2017 г.

В данном докладе рассматривается вопрос взаимоотношений в системе «преподаватель – студент». Рассмотрена важность для обучения студентов такой формы организации преподавания как лекция, и, в частности, технологии диалога в процессе лекции. Рассуждения по технологии лекционного диалога подтверждаются результатами анкетирования студентов. (Ключевые слова - лекция, диалог, анкетирование.)

Одним из основных условий успешной педагогической деятельности является установление педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися. К этому стремится каждый обучающийся, так как на основании данных взаимоотношений и взаимодействия намного эффективнее достигаются цели и задачи обучения. Два аспекта учебного процесса – преподаватель и студент - объединяют и координируют свою деятельность (преподавание и учение); взаимно активирует, индуцируют и мотивируют, объединенный общей учебной целью.

Центральной и ведущей фигурой в данном процессе является и должен быть преподаватель. При обучении учащихся из разных возрастных групп его роль отличается специфическими особенностями и нюансами, но значение преподавателя всегда является решающим.

Данная характеристика относится и к обучению студентов, несмотря на их более зрелый возраст, осознанная мотивация и наличие навыков обучения.

Современные педагогические технологии уделяют студентам более активную роль в педагогическом процессе. Наблюдается более разнообразные и новые методы и формы обучения.

Несмотря на это, лекционная учебная форма не утратила своего значения и отличается рядом преимуществ. Особенно в начале курса обучения и в случаях некоторых теоретических учебных дисциплин.

Но лекции должны соответствовать современным требованиям науки и высокой степени информированности и потребностям молодого поколения. Это предполагает использование некоторых нововведений и совершенствование способа преподавания учебного материала во время лекционного курса.

Прежде всего, преподавателю следует воспринимать студентов как равноправных участников в учебном процессе, как аудиторию знающих и сформированных личностей, которые ожидают узнать что-то новое, интересное и полезное, а также и подготовиться к будущей профессиональной реализации. Данная тенденция подтверждается рядом данных, полученных в результате собственных исследований и анализов. Новости, которые молодежь ожидает узнать, требует соответствующего подхода при обучении. Производит впечатление интерес к знаниям, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной реализацией.

Вот почему учебное содержание следует преподавать дозировано, с акцентами, без лишних подробностей и множества деталей. Учебный материал необходимо преподавать интригующе, атрактивно (в хорошем смысле данного понятия).Следует избегать повторений с информацией в учебниках или с классическими постановками, изучаемыми в близкородственных дисциплинах.

Самое главное- это то, что преподаватель не должен читать свои записи, а говорить, объяснять, обобщать и акцентировать на главном, что поддерживает интерес аудитории. В связи с этим лекция должна осуществляться в форме диалога

Диалог – это форма общения, а также и механизм педагогического взаимодействия. В этом и проявляется его значение и смысл для педагогики.

Что включает в себя диалог во время лекции? Он содержит обсуждение со студентами некоторых ключевых аспектов лекционного материала; обратную связь с обучающимися, посредством которой преподаватель получает впечатление об их мнении и возможных рекомендации. Это создает творческую атмосферу, активизирует студентов к дискуссии, повышает их самооценку и создает положительную установку на обучение. Диалог порождает интерес к дисциплине и провоцирует вопросы.

Проведение диалога во время лекции требует серьезной подготовки со стороны преподавателя. Ему обязательно следует быть информированным о появлении новой литературы по обсуждаемой тематике, предлагать данные из научных исследований, иллюстрировать теоретический материал посредством актуальных примеров из теории и практики. Данный прием способствует формированию казусов для решения и дискуссионных вопросов. Для формирования авторитета преподавателя среди студентов имеет значение и опыт в собственных исследованиях обучающего.

В связи с вышеуказанным, умелые преподаватели предварительно намечают некоторые моменты в лекции, где возможно проведение диалога со студентами, а это может осуществиться как во введении, так и в изложении и заключении.

Возможен и другой подход: задание задач для самостоятельной работы на предыдущей лекции (прочтение статей, определение казусов, приведение примеров и т.д.), которые обсуждаются совместно на лекции.

Успешное проведение диалога в учебной деятельности зависит в значительной степени от педагогического мастерства преподавателя, а также и от его личностных качеств.

Для подтверждения сказанного выше, можно привести пример анкетирования студентов третьих и четвертых курсов по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Анкетирование проходили студенты в количестве 50 человек, в целях исследования использовалась анкета «Студенческий портрет преподавателя».

Анализ результатов указывает на то, что выше всего студенты ценят эрудированность и широкую научную культуру преподавателей (88,3%). На втором месте находится требование к этичному преподавателей со студентами и коллегами (85,7%). Высоко ценится студентами умение преподавателя устанавливать контакт с аудиторией (85,3%).

Производят впечатление некоторые различия в оценке студентов третий и четвертый курса, которые они дают преподавателям. Например, студенты, обучающиеся на третьем курсе, проявляют более завышенные требования к преподавателю и его отношению к ним, к его умению вести диалог с аудиторией, а также и к качеству предлагаемой информации, к эрудированности и личным качествам обучающего.

На основании проведенного обзора в очередной раз утверждается утверждаются тезис, что в педагогической деятельности не существует маловажных аспектов. А также выявляется и тот факт, что диалог во время занятий со студентами дает высокий результат обучения студентов и играет огромную роль в воспитании специалистов нового поколения.


Коммуникации - это процесс передачи информации от одного лица к другому. Эффективные коммуникации - это такой процесс передачи сообщения, когда полученное сообщение насколько возможно близко по значению к первичному. Ключевыми составляющими эффективных коммуникаций есть данные - это необработанные цифры и факты, отражающие отдельный аспект действительности; и информация - это данные, представленные в виде или форме, которые имеют смысловые нагрузки. Информация ценна, если она достоверна, своевременная, полная и уместна.

Коммуникативный процесс начинается , когда одно лицо (отправитель) хочет передать факт, идею, мысль или иную информацию другому (получателю). Эта информация имеет значение для отправителя независимо от того, она проста и конкретна, или сложная и абстрактная. Следующее действие - это кодирование информации в форме соответствующей ситуации. Кодирование может принимать форму слов, выражения лица, жестов, или даже художественного выражения и физических действий.

После того как сообщение закодировано, его передают соответствующими средствами связи. Обычные средства связи в организациях - это совещания, электронная почта, записки, письма, отчеты и телефонные разговоры. Далее происходит разкодирование в форму, имеющую значение для получателя. Значение информации может быть различным, и во многих случаях оно является основанием для ответа, и тогда образуется цикл, поскольку новое сообщение в такой же последовательности передается начальном отправителю.

Коммуникации могут быть прерваны препятствием - шумом или разговором людей поблизости. Препятствиями также утерян на почте письмо, повреждение телефонной линии, неправильный адрес электронной почты и т.п..

Сегодня распространены такие типы коммуникаций в организациях: межличностные коммуникации; коммуникации в системах связи и командах; коммуникации в организациях и электронные средства коммуникаций.

Устные коммуникации происходят во время разговора с глазу на глаз, групповых дискуссий, телефонных переговоров и др. При которых разговорный язык используют для передачи смысла. Преимущество устных коммуникаций состоит в том, что они обеспечивают немедленную обратную связь и взаимный обмен. Недостатком устных коммуникаций является то, что они могут быть недостоверными (неправильно выбранные слова для выражения сущности; какие препятствия прерывают процесс; слушатель забывает часть или все сообщение; не хватает времени на взвешенные ответы и т.д.).

Письменные коммуникации - это отчеты, записки, письма, записи и др.. Недостатком этих коммуникаций является то что они задерживают обратную связь и взаимообмен, кроме того они являются сложнее устных и требуют больше времени. Преимущества письменных коммуникаций заключаются в достоверности. Им предоставляют преимущества, когда одной или обеим сторонам нужны письменные записи о том, что происходило. Выбирая средство коммуникации, менеджеры должны учитывать все аспекты.


59.Вспомните ситуацию во время учебы, когда информация передавалась по «тайному телеграфу». Насколько точными оказались слухи, как реагировали на них люди? Как менеджерам контролировать передаваемую таким образом информацию?

«Тайный телеграф» представляет собой неформальную коммуникативную сеть организации, объединяющую всех ее сотрудников на низших уровнях иерархии. Эта форма коммуникации существует во всех организациях. «Тайный телеграф» существует в виде «цепочки сплетен» (один человек передает информацию многим) и в виде кластерной цепочки («виноградная гроздь»), когда несколько человек передают информацию нескольким другим.

В организации могут быть Кик активные «телеграфисты», так и люди, которые не склонны переливать слухи. Большинство исследователей приходит к выводу, что информация, распространяемая по неформальному каналу «слухи», достаточно достоверна, если она касается организации и не имеет эмоциональной или личностной окраски. Менеджерам следует не «бороться со сплетнями», а по возможности использовать эту форму неформальной коммуникации. Слухи могут быть и верными.


60.Почему «выходы в народ» оцениваются как эффективный коммуникативный канал?

Доверие населения, его расположенность к руководителю достигается не только эффективностью профессиональной деятельности последнего, но и его открытым образом жизни. Потому что, для населения так важно знать, что руководитель и его семья ходят в те же магазины, что и они, не пугаются общественного транспорта, посещают тот же кинотеатр, учат своих детей в той же школе, лечатся у тех же врачей и т.п. Внешняя демократичность не только не снижает авторитета руководителей, но напротив, поднимает его, способствует улучшению взаимопонимания и доверия.

Практикуя подобные «выходы в народ», руководитель должен быть со вкусом, но достаточно скромно одет, вести себя естественно: с одной стороны, без заискивания перед аудиторией и панибратства, с другой стороны, без высокомерия. В США такой прием общения с аудиторией называется «свои ребята» и практикуется не от раза к разу, а регулярно.

Руководитель должен постоянно бывать на городских объектах промышленности, жилищно-коммунальных хозяйства, соцкультбыта. «Выход в народ», непосредственное общение с населением в неформальной, бытовой обстановке для городских руководителей подчас оказывается более сложным, чем проведение брифингов, пресс-конференций, деловых бесед «за круглым столом» и других традиционных организационно-творческих мероприятий. Это, зачастую, вызвано незнанием или недооценкой основополагающих правил общения.


Похожая информация.



Студент: Два.

Сегодня был диалог препода и одного студента после окончания семинара:

Препод: Так, ну что мне ставить, ты за весь семинар ответил всего раз или два...
Студент: Два.
Препод: Хорошо... Два, значит два...

Один студент РХТУ поделился фотографиями о жизни в общаге. Те, кто жил в общежитии во время учебы, поймут эту подборку и многое вспомнят. У всех примерно одинаково проходят студенческие годы и вспоминаются с удовольствием.

Диалог между двумя гопниками в троллейбусе:
...-Слышь, а где Васян, чо-то его не видно?
- Блин, да в больнице лежит
- А чё с ним?
- Сотрясение мозга, сломаны челюсть, 6 ребер, рука и нога.
- Оо???? , а он чо, с лестницы навернулся?
- Да не, нажрался, вышел на улицу, прикопался до какого-то студента и
порвал ему ватман.

xxx: а как ты завязал с играми?
yyy: в общем я спал себе спокойно на матане, и вдруг просыпаюсь в холодном поту от того, что у МЕНЯ нет замка, и мне осталось 7 дней, или иначе я прекращу свое существование...

случай на экзамене по трудовому праву.
Диалог преподавателя женщины (П) и студента парня (С).

П: какие отпуска по восстановлению трудовой функции Вы знаете?
С: эээ... по беременности и родам...
П: желаю Вам так отдохнуть...
Занавес.)))

Два студента пришли получать зачёт по физкультуре. Преподавателя нет,
немного подождали, пошли в магазин купить сигарет. Продавщица сдала
сдачу чупа-чупсами. Вернулись, сосут чупа-чупсы. Приходит преподаватель:
- Ну что, ребята, готовимся? Давайте, заходите по одному...

Из жизни преподавателя КСЕ (часть очередная)
1. Опять сессия, опять студенты отжигают.
Преподаватель (П): Ладно, задаю последний вопрос. Ответите - поставлю
три (про себя: и катись-ка ты отсель, а то домой очень хочется)Приведите
примеры веществ, являющихся проводниками электрического тока.
Студент (С): Например, дерево...
П. ::?((
С. : Ну, еще человек...(Торопливо) Если пальцы в розетку засунет,
конечно.
2. На шкафу стоят бюсты кроманьонца (с бородой) и неандертальца (с
лохматой шевелюрой). Пока я опрашиваю одного студента, остальные
переговариваются между собой:
С1: Это ученые, по-моему, биологи или там химики...
С2: Ты че, это же писатели- Толстой и... Тургенев (?)... Достоевский
(?)

До сих пор мучаюсь вопросом: а кто же из них Толстой?

"Задача студента - ублажать слух преподавателя..." Это ака преамбула..
Сижу, принимаю зачет у группы по праву.. группа тяжелая, в основном
девочки из серии старого анекдота "У НАС ВЕСЬ ХЛЕБ СВЕЖИЙ!!!"...
Практически уже не слушаю, ибо бред идет страшный, а себя любимую
жаль... Подходит одна из последних.. В глазах тоска и безбрежная
пустота... Тонет как крейсер "Варяг".. Даю ей последний шанс.. "Девушка,
расскажите о правоотношении, и я от Вас отстану"... Просит разрешения
рассказать на примере.. Киваю..

Слышу: "В правоотношении участие принимают двое: учитель и человек...".

Эта же группа (уже при сдаче философии): "Мифы - древнейшая форма
человеческой жизни"... "Как говорил великий древний китайский философ
Мао Дзе Дун...."

Основными правилами такого диалога можно считать:

  • - постоянное включение студента в качестве субъекта в процесс обучения;
  • - направленность на качественный, равноправный обмен между субъектами диалога;

присутствие множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных;

выявление и постоянное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношения к профессиональному труду и его субъектам;

опора изучаемого материала на интересы, запросы, мотивы студентов и преподавателей, их жизненный опыт;

учет особенностей развития каждого студента при планировании процесса диалогического взаимодействия.

Нередко при построении диалога преподаватель-студент возникают проблемные моменты и типичные ошибки, повторяющиеся раз за разом поколениями и студентов, и преподавателей.

Приведем некоторые из них.

Во-первых, неопределенность во взаимоотношениях, связанная со смешением ролей. Это проявляется в том, что преподаватель в разные моменты может быть и примером для подражания, другом и психотерапевтом для студентов, и "полицейским" (строгий "родительский" контроль), а иногда просто объектом для насмешек или издевательства со стороны студентов. В данном случае преподавателю необходимо провести четкие границы между социальными ролями и в конструктивной форме донести до студентов рамки возможного, этически приемлемого взаимодействия.

Вторая ошибка логично вытекает из второй. Иногда студент знает по предмету не меньше, чем преподаватель или отдельно углубленно изучает его. В этом случае может возникнуть потребность в равноправном диалоге, споре, отстаивании своего мнения. Несогласие студента с преподавателем и невозможность при этом донести свою точку зрения говорит о некорректной организации учебного процесса, нарушении диалогового формата. Причем альтернативную точку зрения может иметь и преподаватель, при этом, не воспринимая критику со стороны студентов, либо вступая с ними в неконструктивные споры, приводящие к срыву образовательного процесса. Любой спор должен быть заключен в определенные рамки, четко и логично аргументирован, контролироваться временными рамками. Ведущая роль в данном процессе принадлежит все-таки преподавателю, так как студенты часто имеют несформировавшееся представление о рамках ведения спора, научного диспута и поведения в нем.

Третья проблема или ошибка диалога - смешивание формальных отношений студент-преподаватель с неформальными. Учебное и не учебное время должны быть четко разграничены. Студент и преподаватель вполне могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент по роду своей деятельности может оказывать какие-либо услуги преподавателю (ремонт в квартире, услуги няни и т.д.), однако неформальные отношения не должны отражаться на ходе учебного процесса, выставлении оценок, особенном или неприязненном отношении, вытекающих из внеучебного общения.

Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2 недели. Каждая из таких работ плюсуется в общий результат и по окончании семестра у студента есть возможность получить зачет или даже экзамен "автоматом". Отрицательная мотивация также иногда действует отрезвляюще. Так, при пропуске без уважительных причин 1 или 2-х занятий некоторые институты не допускают к зачету без дополнительной "отработки" (сдачи учебной работы сверх учебного плана, например, серии презентаций или полного конспекта лекций) .

Ошибок в диалоге студент-преподаватель существует очень много. Однако всегда есть возможность прийти к устраивающему обе стороны решению. В этом состоит цель оптимально построенного учебного диалога.

обучение преподаватель студент диалог