Смелость - это положительное качество человека, которое побуждает его совершать благородные, отважные и геройские поступки. Она позволяет преодолевать свои страхи, дает ему возможность почувствовать свою защищенность и безопасность окружающих его людей. Чаще всего смелость дополняется такими положительными качествами, как честь, достоинство и благородство. Не зря с давних времен так высоко ценятся смелость, решительность, храбрость. Но является ли смелость началом победы?

Обратимся за примерами к произведениям русской литературы. В произведении Л.Н.Толстого "Война и мир" во время сражение под Аустерлицем, когда русские войска начали отступать, Кутузов потерял веру в победу, и битва была практически проиграна, Андрей Болконский, подняв знамя, вырвался вперед и повел за собой армию.

Он получает ранение и, лежа на земле и смотря на голубое Аустерлицкое небо, Андрей осознает ничтожность его глупой попытки получить ничтожную, бессмысленную и мимолетную земную славу перед величием этого голубого неба и мира в целом. И хотя сражение было проиграно, его героизм, храбрость и смелость послужили началом победы Андрея над самим собой, переосмыслением жизненных ценностей и идеалов.

Во время Шенграбенского сражения батарея капитана Тушина, лишившись прикрытия, оказывается под обстрелом французов, но он не желает спасаться бегством, бросая своих товарище на произвол судьбы, Тушин самовольно поджигает деревню, чтобы отвлечь врага и спасти большое количество русских воинов. Его героизм, смелость и отвага помогли ему помочь другим отрядам и послужили началом победы русской армии в Шенграбенском сражении.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев проявляет смелость во время оборы крепости, когда на нее нападают мятежники. Он отважно сражается и даже под угрозой смерти Петр не соглашается перейти на сторону мятежников, он не мыслит себя предателем. Его смелость, честь и достоинство уважает Пугачев и сохраняет ему жизнь. После освобождения из крепости Петр, ослушавшись командования, помогает своей возлюбленной, Маше Мироновой. В итоге за этот поступок его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем подвиге ради любимой девушки. Петр смог сохранить смелость и благородство даже в самых трудных жизненных ситуациях, он отважно противостоял мятежниками, защищал Машу. Гринев - благородный человек, для него честь превыше всего, и он предал ее. Смелость и отвага Петра послужили началом победы над мятежниками.

Таким образом, мы убедились, что смелость является началом победы.

  • Б. Начало войны (12(24) июня 1812 г.). Бородинская битва (26 августа 1812г.)
  • Билет №1. Дискретная случайная величина, закон и функция распределения
  • Билет №8. Закон распределения системы случайных величин. Функция и плотность двумерной случайной величины и их свойства.
  • Теплый весенний день. Приморский бриз гонит белые барашки волн, крымское солнышко нежно греет и вдруг в Офицерской раздался резкий звонок телефона. Капитан Приходько поднял трубку, и потому как он судорожно сжал её, мичманы поняли - что-то случилось.

    Ответив дрожащими губами: «Есть, так точно», капитан аккуратно положил трубку на аппарат. Почесав себя по темени, капитан повернулся и посмотрел на затихших мичманов. Снова почесал темя, и сипло сказал:

    К нам едет комиссия, и мы десять дней без выезда готовим подразделение к их встрече. Проверять будут все. Срок подготовки начинается завтра, но уже сегодня никто домой не едет. Через десять дней к нам приезжает начальник штаба базы, заместитель командира базы по материально-техническому обеспечению и наш командир части. Они будут проверять, как мы приготовили подразделение к проверке комиссии.

    И началась подготовка к проверке. Первое, за что взялись, вырубка травы под лопату. Кто служил, тот знает, что это такое. А для тех, кто не служил, поясняю - это полоса чистой земли без единой травинки шириной пять метров по всему периметру территории подразделения. На это очень важное мероприятие как раз и ушло бы десять дней. Но по настоянию мичмана Ильченко эту полосу облили дизтопливом и подожгли, а через полтора часа разгребли граблями и тем самым сэкономили много времени. После этого начали красить все. Подразделение стало преображаться, превращаться в оазис возле водоемов с привозной водой. Десять дней без выезда домой (по военно-морской терминологии – оргпериод) пошли на пользу, доказывая, что объявлявшие его командиры частей были очень умные: десять дней – и все блестит, сверкает свежей краской.

    На девятый день произошло чрезвычайное происшествие: в умывальнике из бака потекла вода. Не из кранов, как ей положено течь, а из прогнившей дыры в углу основания бака. А завтра должен приехать командир части – человек пунктуальный, тем более проверка перед проверкой запланирована заранее.

    Леонид Григорьевич сел на корточки и ничего не выражающим голосом сказал:

    Делайте, что хотите, но сделайте.

    После этого он впал в прострацию. Не трудно догадаться, что его ожидало завтра.

    Мичман Ильченко думал. Думал о том, что в степи, на берегу Черного моря, он сварку не найдет, и поговорка о том, что надо прыгать, а не думать, в этом случае не подходила. Поэтому он думал. Думающий мичман – это почти такая же редкость, как и Спиноза или Ломоносов. А вода в это время, тихо журча, вытекала из бака.



    Мичман сунул палец под струю и задумчиво смотрел на то, как вода обтекает его.

    Мать твою, зараза! – и палец мичмана воткнулся в дыру из которой вода тут же перестала течь.

    Эврика! – в не себя заорал мичман, и открыл все краны бака умывальника.

    Сосуд быстро опустел. Мичман еще раз внимательно посмотрел на дыру и побежал на склад за ацетоном. Протерев принесенным ацетоном дыру, он сбегал в Офицерскую за пластилином. Ощущая себя великим Архимедом в военной форме, мичман замазал дыру пластилином. Вспомнив жизнеописание Сальвадора Дали (этот мичман еще и книги читал!), обмакнул малярную кисть в серебрин, которым был покрашен бак, и с воодушевлением художника смачно два раза мазнул по пластилину - и бак стал как новый, без дыры!

    Капитан Приходько, сидевший до этого отрешенным от всего мира как настоящий дзен–буддист, встрепенулся, и ревом наполнилось здание:



    Воду, воду суки в бак не заливать! - Слово «сука» у него было самое страшное ругательство.

    Великий и уникальный выход из безвыходного положения за ужином был отпразднован. Каждому мичману было налито по пятьдесят граммов чистого спирта, выдаваемого на протирку аппаратуры и оптики. Леонид Григорьевич «зеленый змей» не употреблял ни в каких его производных, и казенный спирт хранил, как Кощей свое яйцо. Но сегодня - великое событие, можно и «урезать мухе крылья». Что в переводе с капитанского языка означает выпить 50 грамм.

    Наступил завтрашний день. Сразу после завтрака капитан Приходько построил личный состав подразделения, дал команду разойтись по вверенным объектам и начал обход этих объектов с мичманами. Капитан проверял то, что сегодня после обеда проверит начальник штаба базы, заместитель командира базы по материально-техническому обеспечению и командир части, а завтра проверит проверяющий из Штаба флота.

    Надо осмотреть подразделение до приезда командования, и убедиться еще раз, что оргпериод прошел не зря, - сказал капитан мичманам перед обходом.

    Обойдя всё подразделение, Леонид Григорьевич с мичманами сделали вывод: всё в норме, всё в порядке.

    Но это наша точка зрения, - заявил капитан. - А какой вывод сделает командование? Оно ведь гораздо опытнее и мудрее нас. Оно знает и видит больше, и мыслят проверяющие по-другому, ведь они стоят гораздо выше на служебной лестнице и задачи у них другие поставлены – не сделать, а найти то, что не сделано. Чем выше воинский начальник, тем меньше он делает сам, а больше ищет, что не сделали другие. Указывает на недостатки, ставит сроки их устранения, опять проверяет. Почти как геолог, то есть всю жизнь что-то ищет, но геолог не всегда находит то, что ищет, а проверяющий находит всегда.

    Личный состав подразделения остался на своих заведованиях. Капитан и два его подчиненных мичмана, зашли в Офицерскую ждать звонка.

    В вашу сторону выехали, - предупредила знакомая телефонистка из штаба.

    Время тянулось медленно, как сырая резина. Нет ничего хуже чем ждать, а ждать начальство еще хуже, чем просто чего-то ждать. Дверь Офицерской открылась без стука, появилось перепуганное лицо дневального.

    Со стороны гарнизона «УАЗик» пылит, - громким шепотом выдохнул матрос.

    В то время представителей командования базы и командиров частей боялись даже матросы срочной службы. Чем реже видят командира, тем сильней его боятся. Ходят слухи, что в воинском уставе какой-то страны было сказано: «Командир роты обязан: находиться с личным составом роты не более пятнадцати минут в сутки». Очень умные чиновники составили тот устав, если это действительно правда. Представляете, что должно произойти, если мышке двадцать пять лет подряд каждый день показывать кошку, а потом прекратить показ? Да мышка от счастья и радости умрет от разрыва сердца!

    Два мичмана во главе с капитаном выскочили из Офицерской и бегом к главному подъезду, поправляя на ходу выданную государством военную форму. Многие говорили про выдаваемую форму: «Народ дал, пусть народ и смеется», и носили то, что было на складах, не подгоняя под себя. Но сейчас сюда ехал не народ, а выходцы из народа – старшие воинские начальники.

    «УАЗик» остановился, двери машины открылись, командование вышло, капитан Приходько дал команду «смирно», и отрапортовал, что за их отсутствие в подразделении происшествий не произошло и что он капитан Приходько.

    Последовала команда «вольно».

    Капитан ее продублировал, и проверка перед проверкой началась. Обошли, осмотрели, облазили везде, где можно. Вроде бы хорошо, вроде бы и понравилось то, что сделали за десять дней оргпериода, а может и то, что офицер и два мичмана десять дней не были дома. Не суть что, главное что понравилось. Об этом капитан и мичманы судили потому, что приехавшее большое начальство на «вы» не разговаривает: «Всех вас выблядков высушить, всех вас выгнать в течение двадцати четырех часов к бениной маме». Таких слов не было, значит, понравилось, но осталось проверить спальное помещение личного состава и баталерку. Его осматривал заместитель командира базы по материально-техническому обеспечению, взяв с собой мичмана Ильченко - командующего подушками, матрасами, одеялами, простынями и всем, что было одето на моряках. В случае если матрос срочной службы что-то терял, то высчитывали за утерянное со старшины подразделения. Часто случалось так: старшина требовательный, и заставляет матросов честно выполнять воинскую присягу перед Родиной, а матрос, в ответ на это, выкинет половину формы, выданной ему по вещевому аттестату, и у старшины из денежного содержания семьи вычитывают недостачу. Потому что все, что на моряке надето, на старшине подразделения числится.

    Спальное помещение личного состава подразделения радовало глаз: чисто, окрашено, одеяла натянуты без единой морщинки, койки стоят ровными рядами, как войска на параде. Стоит, любуется заместитель командира базы. Представляет себя на мавзолее Владимира Ильича, а на Красной площади - ровными рядами войска. Но вдруг пропал Мавзолей, пропала Красная площадь, и начал заместитель командира базы, держась за кровать, потихоньку опускаться на колени. Опустившись, засунул голову под матросскую кровать.

    Мичман Ильченко тут же угодливо спросил:

    Вы, что-то уронили? Сказали бы, я моложе, залез бы.

    Хотел обидеться представитель командования базы на угодливого старшину, так как не уронил он ничего, а полез посмотреть - не висят ли веревочки, которыми натягивают и привязывают подматрасники к сетке кроватей. Но не обиделся, так как не висело ни одной веревочки под кроватями. Не могут волочиться шнурки от ботинок по брусчатке на параде перед Мавзолеем. Пронесло грозу над мичманом. Но тучи сгущались над подразделением. Баталерка личного состава находилась рядом с умывальником. И начальник штаба базы остался в умывальнике. Пока капитан Приходько показывал командиру части аккуратно уложенные матросские майки, трусы и кальсоны, начальник штаба, имевший очень большой опыт по закрытию и замазыванию разных дырок и отверстий, нашел-таки залепивший дыру в баке закрашенный серебрином пластилин. Выцарапал пластилин, и стоял, думал, как на этом построить итог проверки перед проверкой. Пока думал, заместитель командира базы, закончил осмотр подкроватного пространства. Командир части осмотрел аккуратно уложенное нижнее белье и все гуськом - впереди начальник штаба базы без белого коня, зато с пластилином в руке, двинулись в курилку, на воздух весеннего дня. Замыкал шествие больших и малых звезд на погонах, старшина подразделения мичман Ильченко, самый не звездоносный. Большое начальство расселось в курилке, а капитан и два его мичмана остались стоять - не гоже им сидеть при таком присутствии.

    Заместитель командира базы по материально-техническому обеспечению попросил у начальника штаба базы, как у главного проверяющего лица, разрешения начать подведение итогов проверки подразделения. Тот разрешил, оставив пластилин на закуску. Главный в базе по распределению материально-технического имущества по частям сказал, что он доволен работой, проведенной личным составом подразделения в подготовке встречи комиссии Штаба флота.

    Даже веревочки от подматрасников не болтаются, - подытожил он свое выступление.

    А вот и закуска. Начальник штаба базы сделал рукой, держащей кусок злосчастного пластилина, жест древнеримского гладиатора на арене Колизея, и с интонацией Нерона спросил:

    Что это такое? Я вас спрашиваю, мичмана во главе с капитаном, это что такое?

    Вопрос прозвучал как выстрел корабельного орудия. От капитана и мичманов запахло гарью сгоревшего пороха. И гнетущая тишина. Мичман Ильченко быстро сообразил, что если он вознес себя, земляного червя, в Архимеды и Дали, поставил себя наравне с великими, то негоже прятаться за маленькие звездочки капитана.

    Его ответ можно сравнить с залпом главного калибра линкора:

    Это, таким как вы глаза замазывать! Нет у нас сварки, нет у нас нового бака, и случилось это вчера!

    И тишина! Да еще какая тишина - было слышно, как капитан Приходько выделял «пороховые» газы.

    Начальник штаба задумчиво смотрел на капитана и мичмана, и перед его мысленным взором быстро промелькнула вся его служба.

    Любой большой воинский начальник со временем забывает, что когда-то был молодым лейтенантом, а кое-кто и молодым мичманом, - подумал он, снял фуражку, носовым платком промокнул лысину. - А мичман прав, - поставил начштаба себя на его место.

    Такое редко случается среди командования столь высокого ранга, но бывает. Может быть, один раз в пятьдесят лет на каждом флоте Военно-морских сил СССР.

    Вслух он медленно произнес:

    Товарищ мичман, возьмите пластилин, и сделайте то, что сделали вчера. Товарищ капитан, не надо готовить поцелуй для моего солитера, облобызайте лучше солитера этого мичмана.

    Высокие персоны поднялись, вышли из курилки и даже пожали на прощание руки не ожидавшим такой чести капитану и двум его мичманам, сели в «УАЗик» и уехали.

    После отъезда старших воинских начальников у капитана Приходько, тоже мысленно промелькнула вся его служба, и он не вспомнил ни одной проверки за двадцать три года службы закончившейся таким образом.

    Смелым Бог владеет, пьяным черт качает. Напусти, Бог, смелости! Во что Бог поставит. Смелость (Отвага) города берет. Смелость силе (на силу) воевода. Кто смел, тот и съел (и на коня сел). Резвого жеребца и волк не берет. У лихого жеребца косяк… …

    Начало революционных войн. Свержение монархии во Франции - Подготовка интервенции против революционной Франции Революция во Франции способствовала подъему антифеодальной борьбы в других странах. Не только в Лондоне и Петербурге, Берлине и Вене, в Варшаве и Будапеште, но и за океаном прогрессивные… … Всемирная история. Энциклопедия

    Плутарх - (ок. 46 ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино. Начальником… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Плутарх - (Plutarch) Биография Плутарха, сочинения Плутарха, цитаты и афоризмы Информация о биографии Плутарха, сочинения Плутарха, цитаты и афоризмы Содержание Содержание Определение Биография Сочинения Сравнительные жизнеописания Другие произведения… … Энциклопедия инвестора

    Плыви себе, татарин, Афимьи прошли. - (11 августа, начало победы Дмитрия Донского). См. СМЕЛОСТЬ ОТВАГА ТРУСОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Суворов, Александр Васильевич - (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен …

    Ломоносов, Михаил Васильевич - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Ленин, Владимир Ильич - Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

    Украинская литература - Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs … Литературная энциклопедия

    Ленин - I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… … Литературная энциклопедия

    До сих пор бытует мнение, что простой потребитель никогда не сможет отстоять свои права в борьбе с компанией-гигантом. Сегодня мы попытаемся разрушить этот миф и рассказать, как можно победить несправедливость со стороны даже очень известной компании.

    БОРОТЬСЯ ДО КОНЦА

    Петербуржец и по совместительству председатель СПб общественной организации потребителей «Диалог» Вадим Рыжков в октябре 2008 года приобрел в турфирме «Нева» два авиабилета направлением Санкт-Петербург - Бангкок - Санкт-Петербург. Когда Рыжков пришел получать билеты, то увидел, что дата вылета из Бангкока в Санкт-Петербург неверна: он планировал вернуться в Петербург в конце ноября, а турфирма «захотела», чтобы Рыжков вернулся в середине месяца. Деньги за билеты (порядка 80 тыс. руб.) уже были уплачены, и Рыжков обратился в «Неву» с претензией о возврате стоимости обратного перелета, но турфирма отказалась возвращать деньги. Вылетать из Бангкока в Санкт-Петербург Рыжкову и его жене пришлось самолетом другой авиакомпании.

    По приезде Рыжков решил отстаивать свои права в суде. Однако первый суд и апелляция не принесли ему никаких результатов. В удовлетворении исковых требований было отказано.

    Причина отказа заключалась в том, что, по мнению мирового судьи, истцом не был доказан факт ошибочного указания даты обратного вылета по вине ответчика. Также мировой судья указал на то, что Рыжковым был оформлен единый договор о перелете в обоих направлениях и, если он был не согласен с датой обратного вылета, то он мог отказаться от договора, сдать обратно эти билеты и оформить новые авиабилеты.

    Тем не менее уже городской суд Санкт-Петербурга, внимательно изучив претензию Рыжкова и посчитав решения первой и апелляционной инстанции необоснованными, удовлетворил требования потребителя, поскольку любой гражданин в России в соответствии с Воздушным кодексом РФ имеет полное право вернуть обратно купленные авиабилеты не менее чем 24 часа до вылета самолета и получить все ранее уплаченные деньги независимо от тарифов, скидок или специальных предложений, по которым они были куплены!

    Так, согласно решению суда Рыжкову ЗАО «Турфирма «Нева» должна вернуть около 80 999 руб., включая неустойку в размере 33 631 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. Также в доход государства с ЗАО «Турфирма «Нева» взыскан штраф в размере 40 500 руб., причем 50% суммы штрафа должно быть перечислено в пользу СПб ООП «Диалог», которая представляла в суде интересы Рыжкова.

    ОДНАЖДЫ В ИНДОНЕЗИИ

    Вы, наверное, скажете, что господину Рыжкову удалось добиться правды только потому, что он является председателем общественной организации, а простой гражданин вряд ли смог бы победить в суде такого туристического гиганта, как «Нева»?! Но вот другой пример.

    В декабре 2007 года гражданин В. приобрел у ЗАО «Турфирма «Нева» путевку на двоих в пятизвездочный отель на остров Бали. По приезде в отель супругов поджидало немало проблем: номер не тот, который был обещан; невыносимый шум из-за внезапно начавшегося в отеле ремонта и т. д. Через некоторое время супруги решили написать жалобу в адрес администрации отеля и принимающей стороны - фирмы «Бали вояж». В тот же день отель извинился перед супругами и пообещал выплатить компенсацию в размере $200.

    Однако по прибытии в Россию супруги предъявили претензию и турфирме «Нева». Сумма претензии составляла 15 тыс. руб. Супруги полагали, что ряд факторов («признательное» письмо из отеля - неоспоримое доказательство предоставления услуги более низкого качества, чем предусмотрено договором, членство в клубе ЗАО «Фирма Нева» более пяти лет) позволят уладить конфликт с турфирмой в досудебном порядке, однако из «Невы» им пришел отказ. Тогда супруги при помощи юристов из Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» решили составить исковое заявление в суд.

    Несмотря на серьезное сопротивление адвоката турфирмы в суде, которая уверяла, что не туристическая компания, а индонезийский отель является причиной всех бед, суд принял решение взыскать с турфирмы в пользу супругов В. денежную компенсацию, госпошлину, моральный вред в сумме 3000 руб. и штраф с ЗАО «Фирма Нева» на сумму более 6000 руб. Деньги небольшие, но справедливость все-таки восторжествовала!

    ЛИКБЕЗ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

    Итак, что же нужно сделать, если ваши права были нарушены?

    Первое - не бояться защищать свои права, - говорит Вадим Рыжков. - Очень часто многие крупные компании говорят, что у них тяжело выиграть суд, поскольку они располагают сильными юристами. Я, исходя из своей практики, убежден, что выиграть можно всегда, если, правда, закон на вашей стороне. В конце концов, можно и до Верховного суда дойти!» - поясняет господин Рыжков.

    Второе, когда вы столкнулись с нарушением ваших прав, необходимо быстро составить подробную письменную претензию в произвольной форме, в которой должны быть перечислены все нарушения. Копия претензии, которая останется у вас, должна быть обязательно подписана сотрудником компании, в которую вы ее подаете и заверена их печатью. Иначе она просто не будет иметь силы.

    В претензии лучше всего указывать только одно требование, потому что, если в заявлении указано несколько требований, то компания может удовлетворить только то, которое будет для нее наиболее удобно. И лучше всего требовать расторжение договора, поскольку срок возврата денег по Закону «О защите прав потребителей» - самый минимальный», - за мечает Рыжков.

    Если в течение трех дней компания не возвращает вам деньги или отказывает вам в ваших требованиях, вам прямая дорога в суд. Можно судиться самостоятельно, а можно обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Если вы выиграете дело, затраты на юриста также можно взыскать с ответчика через суд в рамках одного процесса.

    Необходимо помнить, что помимо компенсации за предоставление услуги более низкого качества, чем предусмотрено договором, компенсации морального вреда Закон «О защите прав потребителей» также дает гражданину право требовать через суд взыскания с ответчика неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. Размер пени составляет от 1 до 3% от суммы заявленных потребителем требований за каждый день просрочки.

    Так, что, уважаемые потребители, если ваши права нарушены, смелее в бой! Ведь, как говорил Плутарх, «смелость - начало победы».

    Карина БЕЛОУСОВА

    «Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

    Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

    Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.

    По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.

    «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами.

    Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

    Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

    Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

    Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

    Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы

    М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

    Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

    Но юность вольная сильна,

    И смерть казалась не страшна.

    Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ.

    «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен.

    Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

    Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

    В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только

    Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

    Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

    Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

    Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

    В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

    Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

    Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые

    Всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

    сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой».

    Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

    Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре»,

    «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата

    № 6", "Страх", "Черный монах" и др.

    Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

    Он рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Дмитрий Петрович как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе.

    И тут Силин получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

    В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе".

    Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

    Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину.

    Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой

    момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.

    Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

    Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения.

    Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

    К теме трусости и смелости неоднократно обращались и современные писатели. Одно из наиболее ярких произведений – повесть

    В. Железникова «Чучело». В одну из провинциальных школ приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она внучка художника, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила. Со временем ее начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают ей кличку «Чучело». У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, пытаясь не реагировать на оскорбительное прозвище. Однако жестокость детей, ведомых лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке и начинает с ней дружить – Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вернулся в класс, чтобы забрать забытую вещь. Его встретила учительница, и мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали с уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его. Одноклассники быстро забывают грех Димы и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети сжигают чучело, символизирующее Лену. Девочка не в силах больше выдерживать такого гнета, просит дедушку покинуть этот город. После того как Бессольцева уехала, дети испытывают мучения совести, они понимают, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что-либо предпринимать уже поздно.

    Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Лене и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, – нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите». И причину этой симпатии она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, смелость, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

    Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и этим отличается от своих сверстников. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Боясь мнения одноклассников, он оказался способным на неоднократное предательство: предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы, внутренней силы и смелости.

    В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

    Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне.

    Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

    Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом

    не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

    До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

    Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

    Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.

    Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

    Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии

    радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

    Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

    Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

    В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.

    Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

    Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии

    стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

    Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

    В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

    Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

    Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни».

    Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не

    выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

    В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны». Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

    В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

    Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

    Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

    Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина...

    «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

    Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

    Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

    Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть

    что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

    С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

    Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

    Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

    Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

    Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

    Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого

    «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные

    седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

    Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти». Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.