Имена существительные изменяются по числам. В современном русском языке различаются два числа: единственное и множественное. Если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше – множественное число: стол – столы, окно – окна, книга – книги, конь – кони, ночь – ночи, тетрадь – тетради, дерево – деревья, перо – перья и т. п.

В единственном числе существительные, как правило, имеют разные окончания (стол, окно, книга), а во множественном числе большая часть существительных оканчивается на – ы, – и и – а, – ья (для среднего рода и некоторых существительных мужского рода). Родовые различия во множественном числе оказываются затушеванными. Так, существительные облака, берега, города, снега, поля, моря, края, деревья, друзья, колосья, сучья, платья относятся либо к мужскому, либо к среднему роду, но во множественном числе они имеют одинаковые окончания. А существительные парты, руки, земли, столы, плакаты, полки, врачи, ножи, гости, гвозди, дни, ночи, тени относятся либо к мужскому роду, либо к женскому. Особенность эта подчеркивает разумное устройство языка, его экономность, поскольку главная задача числа – указать на количество предметов (один предмет или их много), а какого они рода – для нас в данный момент несущественно.

Тут есть и вторая особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, крупа, чай, мед, творог, сметана; шелк, бархат, сатин, шерсть, ситец; медь, марганец, олово, золото, серебро, нефть и др.), собирательные (человечество, юношество, студенчество; хворост, тряпье, сор, листва и др.), отвлеченные (нежность, красота, белизна; молодечество, девичество; терпение, развитие, давление, наследие и др.), собственные (Москва, Петербург, Карпатыг и др.) не изменяются по числам.

Объясняется это тем, что перечисленные группы слов, особенно вещественные и собирательные существительные, уже в форме единственного числа обозначают множество. Ведь крупа состоит из крупинок, хворост – из хворостинок, сор – из соринок, пух – из пушинок, молодежь – из молодых людей и т. д. Следовательно, по существу своему, по содержанию они обозначают множество, поэтому и не нуждаются во множественном числе.

Можно, конечно, возразить: разве не говорят крупы, колбасы? Разве это не множественное число? Да, это форма множественного числа (ее показателем является окончание – ы), но она обозначает не количество данного продукта, а разные его сорта. Если говорят: «В магазине большой выбор круп», то хотят подчеркнуть, что есть разные виды крупы (манная, перловая, ячневая, пшенная и др.); «Мастера молочного комбината вырабатывают более 200 различных сыров» – указание на количество сортов сыра.

Есть в русском языке слова, которые употребляются только во множественном числе (оканчиваются на – ы, – и), но могут обозначать и один предмет, и много предметов. Так, в предложении В шкафу висели рубашки и брюки очевидно, что рубашек несколько, а вот количество брюк неясно (или одни, или несколько), поэтому для полной ясности необходимо указать количество (одни или двое, трое, четверо и т. д.). Вот подобные слова: джинсы, носилки, весы, часы, вилы, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова, каникулы, деньги, обои, белила, кудри и др. Есть у них еще одна интересная особенность – они теряют показатель рода, т. е. если существительные всегда употребляются в форме множественного числа, то признака рода у них никогда не будет.

Раскинем умом

На доске – имена существительные. Задание – быстро и аккуратно написать эти слова в два столбца: в один – существительные, употребляющиеся только во множественном числе, в другой – остальные слова, но в форме единственного числа.

брюки, башмаки, расспросы, вопросы, дверцы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, всходы, дебри, прения, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, плоскогубцы, щипцы, заботы, качели, карусели, котлеты, пельмени, недра, сокровища, сливки

Существительные, имеющие только форму множественного числа, часто используются в произведениях литературы. Назовите эти произведения.

а) …Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор…

Пустился мой хитрец

В переговоры

б) Очки не действуют никак…

в) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.

г) Кудри черные

Лежат скобкою;

Что работаю -

Все мне спорится!

а) И. А. Крылов. «Волк на псарне».

б) И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

в) И. С. Тургенев. «Муму».

г) А. В. Кольцов. «Косарь».

Ведущий (учитель) зачитывает определения, участники кружка записывают существительные, употребляемые только во множественном числе.

2) Широкий вход или проезд, запираемый створами.

3) Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания.

4) Празднование по случаю дня рождения.

5) Кандалы, цепи.

6) Инструмент для резания ткани, бумаги.

7) Земные глубины.

8) Пищевые продукты в герметически закрытых банках.

9) Обсуждение какого-либо вопроса на собрании.

10) Перерыв занятий в учебных заведениях.

11) Усердное и деятельное занятие чем-либо, заботы.

12) Сооружение, на котором качаются для забавы.

13) Боевое снаряжение воина в старину (щит, панцирь, шлем).

14) Грибки, вызывающие брожение.

4) именины

6) ножницы

8) консервы

10) каникулы

11) хлопоты

12) качели

13) доспехи

14) дрожжи

Задание на дом. Найдите в предложении существительные и определите их грамматические значения.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Множественное число в английском языке образуется по определенному правилу. При изучении языка у новичков часто возникают сложности, так как в этом правиле есть свои особенности и исключения.

В этой статье вы узнаете:

  • правила образования множественного числа существительных
  • слова исключения из правил
  • слова, не изменяющиеся по числам

Правило образования множественного числа существительных в английском языке


В английском языке множественное число образуется при помощи добавления окончания -s к слову:

cat - cats
кошка - кошки

cup - cups
чашка - чашки

book - books
книга - книги

phone - phones
телефон - телефоны

pen - pens
ручка - ручки

Казалось бы, все предельно просто. Однако, как и во многих английских правилах, здесь не обошлось без исключений.

В некоторых случаях вместо -s нам нужно прибавить окончание -es . Давайте рассмотрим в каких:

1. Если слово оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -x, - z

kiss - kisses
поцелуй - поцелуи

church - churches
церковь - церкви

bus - buses
автобус - автобусы

dish - dishes
блюдо - блюда

tax - taxes
налог - налоги

2. Если слово заканчивается на

potato - potatoes
картошка - картошки

zero - zeroes
ноль - нули

hero - heroes
герой - герои

Но есть слова-исключения, к которым не смотря на то, что они заканчиваются на о , мы добавляем окончание -s . Такие слова нужно просто запомнить:

photo - photos
фотография - фотографии

video - videos
видео - несколько видео

piano - pianos
пианино - несколько пианино

kilo - kilos
килограмм - килограммы

3. Если слово заканчивается на -y , то мы меняем y на i и добавляем окончание -es

secretary - secretaries
секретарь - секретари

factory - factories
фабрика - фабрики

theory - theories
теория - теории

reply - replies
ответ - ответы

Однако если слово заканчивается на и мы произносим окончание как [й] , то мы никак не меняем его, а просто добавляем -s :

boy - boys
мальчик - мальчики

toy - toys
игрушка - игрушки

way - ways
способ - способы

4. Если слово заканчивается на -fe , то f меняем на v и добавляем -es

knife - knives
нож - ножи

wife - wives
жена - жены

life - lives
жизнь - жизни

Мы рассмотрели основные правила позволяющие сделать нам из одного предмета два или несколько. Но в английском языке есть слова-исключения, которые не поддаются этим правилам.

Слова исключения множественного числа в английском языке


В английском языке есть слова, образование множественной формы которых происходит не по правилам. Такие слова можно разделить на две группы:

1. Слова, которые меняют свою форму независимо от правил

Образование множественной формы этих слов не поддается никакой логике, ее просто нужно запомнить.

man - men
мужчина - мужчины

person - people
человек - люди

woman - women
женщина - женщины

mouse - mice
мышь - мыши

foot — feet
нога - ноги

child - children
ребенок - дети

tooth - teeth
зуб - зубы

2. Слова, которые никак не изменяются

К этим словам не нужно прибавлять окончание или изменять их, в не зависимости от того, говорим мы об одном предмете или нескольких.

fish - fish
рыба - рыбы

fruit - fruit
фрукт - фрукты

deer - deer
олень - олени

sheep - sheep
овца - овцы

aircraft - aircraft
самолет - самолеты

means - means
способ - способы

trout - trout
форель - форели

Слова, которые не изменяются по числам в английском языке

Так же как и в русском языке, в английском есть слова, количество которых вообще нельзя изменить (очки, брюки, посуда, мёд и т.д.). Такие слова могут быть только в единственном или во множественном числе.

1. Слова, которые используются только в единственном числе

Мы не можем поставить такие слова во множественное число, даже если предметов несколько. Вспомните, у нас в русском языке тоже есть такие слова: видео, пианино, фламинго и т.д. Согласитесь, мы не можем сказать: «В классе стояло три пианины». Мы говорим: «В классе стояло три пианино», хотя имеем ввиду несколько предметов.

advice — совет
furniture — мебель
information — информация
money — деньги
friendship — дружба
love - любовь
news - новости

2. Слова, которые используются только во множественном числе

Мы не можем поставить такие слова в единственное число. Например, мы говорим: «Дай мне ножницы», хотя имеем в виду один предмет. Мы не можем сказать: «Дай мне ножницу».

scissors — ножницы
trousers — брюки
glasses— очки
goods — товар, товары
clothes — одежда
stairs — лестница
arms — оружие

Итак, мы рассмотрели, как правильно изменять слова, когда мы говорим о двух или более предметах. А теперь давайте потренируемся делать это.

Выполните упражнение на тренировку

Поставьте следующие слова во множественную форму:

Tomato, box, sheep, dictionary, flower, day, video, child, plate, fruit, class, key, foot, window, country, brush, photo, fish, woman, party.

Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что? Отсюда следует, что существительное обозначает предметы одушевленные и неодушевленные. А как изменяется имя существительное, по каким признакам?

Морфологические признаки

Существительное имеет морфологические признаки. Слово «морфология» (от греч. "морфе" - форма) означает систему форм изменения слов в каком-то языке. К этим признакам, кроме одушевленности, относятся еще нарицательность (собственное, нарицательное), склонение, род, число, падеж. В русском языке существительное изменяется по числам и падежам.

Сразу отметим, что по родам (как многие думают) имя существительное не изменяется. Оно просто относится к одному из родов – женскому, мужскому или к среднему. Определить принадлежность к роду можно с помощью местоимений:

  • мужской – он, мой;
  • женский – она, моя;
  • средний – оно, мое.

Число существительных

Как правило, существительные употребляются и в единственном и во множественном числе. Зависит это от того, о каком количестве слов говорится. Например: корабль – корабли, дорога – дороги, река - реки.

Но есть слова, форма которых предполагает только единственное число. Это собирательные названия, качества, признаки, действия, имена собственные: детвора, синева, Волга и др.

Слова, используемые только во множественном числе, это составные предметы (брюки), промежутки времени (будни), действия (хлопоты), игры (салки), географические названия (Анды).

Изменение по падежам

Такое изменение называется склонением. Шести падежам русского языка соответствуют определенные вопросы:

  • Именительный падеж: кто? что? (океан, океаны).
  • Родительный: кого? чего? (океана, океанов).
  • Дательный: кому? чему? (океану, океанам)
  • Винительный: кого? что? (океан, океаны)
  • Творительный: кем? чем? (океаном, океанами)
  • Предложный: о ком? о чем? (об океане, об океанах).

Определяя падеж существительного, поставьте вопрос от слова, к которому оно относится.

Итак, запомните: имена существительные изменяются по числам и падежам.


Большие группы существительных имеют форму только одного числа: 1) только единственного (существительные singularia tantum); 2) только множественного (существительные pluralia tantum).
Только в форме единственного числа употребляются
  1. многие собирательные существительные: листва, крестьянство, дичь, мошкара, беднота, белье и т. п.; 2) многие отвлеченные существительные: беготня, резка, слепота, синева, слава, тоска, пение, горе, добро и т. п.; 3) многие вещественные существительные: капуста, мед, чай, просо, рожь, железо, молоко, баранина, хворост и т. п.; 4) многие собственные имена: Россия, Башкирия, Азия, Урал, Байкал, Саратов и т. п.
Только в форме множественного числа употребляются большие пласты существительных, относящихся к этим же лексикограмматическим разрядам: 1) собирательные: припасы, деньги, потроха, недра и т. п.; 2) отвлеченные: выборы, переговоры, побои, жмурки, каникулы, именины, хлопоты, будни и т. п.;
  1. вещественные: сливки, отруби, чернила, консервы, щи, макароны, помои ит п.; 4) собственные имена: Чебоксары, Сокольники, Анды, Жигули, Близнецы, Рыбы и т. п.
Не имеют форм единственного числа конкретные существительные, обозначающие: а) предметы, состоящие из двух однородных частей (сани, ворота, дровни, ножницы и т. п.) и б) предметы, состоящие из нескольких однородных или неоднородных частей (гусли, грабли, вилы, часы и т. п.). Эти существительные допускают счет. Они сочетаются с собирательными числительными: двое саней, трое часов, двое вил. Ср.: одни сани, одни часы, одни вилы, которые формой множественного числа обозначают один предмет. Но: все часы проданы, получили семь штук ножниц.
Имена существительные, не изменяемые по числам, могут образовать формы противоположного числа. Однако это всегда связано с изменением их лексических значений. Так, отвлеченные существительные образуют форму множественного числа, когда употребляются в конкретных значениях. Ср.: глубина и морские глубины (глубокие места), шум и шумы в сердце. Отличаются по значению формы ед. и мн. числа вещественных существительных. Ср.- мозг обезьяны и на второе подали мозги; килограмм сливочного масла и смазочные масла. Формы множественного числа обозначают или сорта веществ (масла, стали), или сплошную массу вещества (мозги, жиры), или пространство, занимаемое веществом (пески). Об этом см. также в § 52, 53. Во всех таких случаях категория числа является не чисто грамматической, а лексико-грамматической: формы числа здесь служат для различения лексических значений.
Имена существительные, не изменяемые по числам, иногда рассматриваются как слова, находящиеся вне категории числа. Сторонники такого подхода не учитывают, что все существительные, обладающие формой ед. числа (независимо от того, изменяются они по числам или нет), в языке составляют один ряд форм, а все существительные, имеющие формы мн. числа,- другой. Весь второй ряд форм противопоставлен всему первому ряду форм. Иначе говоря, все формы единственного числа противопоставлены всем формам множественного числа. Именно поэтому различаются существительные sin- gularia tantum и pluralia tantum.

Имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам.

Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам, развивать творческие способности, воспитывать любовь к Родине, интерес к истории своего народа.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: Наблюдать над формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и делать выводы, подбирать примеры таких имён существительных. Работать с текстом: определениеглавной мысли.

К:определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.

Оборудование: сигнальные карточки, кукла Масленица, карточки со словарными словами, колесо-угощение, лучики желтого и красного цвета для каждого учащегося, карточки с текстом, для индивидуальной работы, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
Учитесь грамотно писать.

Правила посадки.

Гимнастика для пальчиков.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

(Чтение и запись числа)

2. Словарная работа.(Слайд 2)

Прочитайте слова. (слова записаны на карточках на обратной стороне доски)

Язык , Россия, народ , родина, Москва , каникулы.

Что общего у этих слов?

Почему мы называем их словарными?

Сейчас мы медленно прочитаем слова ещё раз и запишем по памяти. Сколько слов должны запомнить?

Можно изменить число?

Что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?

Как вы думаете, почему так происходит?

Обычно в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов.

Приведите примеры таких существительных (затрудняются)

Итак, тема урока… (Имена существительные, которые не изменяются по числам)

Цели урока? (научиться находить такие имена существительные, узнать, какие имена существительные не изменяются по числам)

Как мы можем это выяснить?

4. Работа по теме урока.

Кто знает, какой праздник отмечает русский народ на этой неделе? (Масленица, Проводы русской зимы.)

Масленица – великий праздник на Руси. Народ ее отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Каждый день масленичной недели имеет свое название. Сегодня четверг –«разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди катались на лошадях «по солнышку» - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».

Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника - Масленица. Она и поможет нам научиться находить имена существительные, неизменяемые по числам.

Приглашает вас на ярмарку.

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Раздадим мы вам предметы,
Определите их приметы, -
Коль предмет всего один – его в сани поместим.

А коль в количестве большом-

На прилавок отнесём.

Задание.

Дети по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука , соль , очки , брюки , банты, торты, картина, книга, грибы, сахар , ножницы , стол, шарфы, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко)