Первое правительство после победы Октябрьской революции было сформировано в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября (по старому стилю) 1917 года.

Изначально большевики рассчитывали договориться об участии в нём представителей других социалистических партий, в частности левых эсеров, однако добиться такой договорённости не удалось. В итоге первое революционное правительство оказалось чисто большевистским.

Авторство термина «народный комиссар» приписывали себе несколько революционных деятелей, в частности Лев Троцкий . Большевики хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие своей власти от царского и Временного правительств.

Термин «Совет Народных Комиссаров» как определение советского правительства просуществует до 1946 года, пока не будет заменён на более привычный ныне «Совет министров».

Первый состав Совета Народных Комиссаров просуществует всего несколько дней. Ряд его членов откажутся от своих постов из-за политических противоречий, связанных в основном всё с тем же вопросом об участии в правительстве членов других социалистических партий.

В первый состав Совета Народных Комиссаров вошли:

  • председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) ;
  • нарком по внутренним делам ;
  • нарком земледелия ;
  • нарком труда ;
  • наркомат по военным и морским делам — комитет в составе: Владимир Овсеенко (Антонов), Николай Крыленко и Павел Дыбенко ;
  • нарком по делам торговли и промышленности ;
  • нарком народного просвещения ;
  • нарком финансов ;
  • нарком по иностранным делам ;
  • нарком юстиции ;
  • нарком по делам продовольствия;
  • нарком почт и телеграфов ;
  • нарком по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин) ;
  • пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещённым.

Биографии главы первого советского правительства Владимира Ленина и первого наркома по делам национальностей известны широкой публике достаточно хорошо, поэтому поговорим об остальных наркомах.

Первый нарком внутренних дел пробыл в своей должности всего девять дней, однако успел подписать исторический документ о создании милиции. Покинув пост наркома, Рыков перешёл на работу в Моссовет.

Алексей Рыков. Фото: Commons.wikimedia.org

В дальнейшем Алексей Рыков занимал высокие государственные посты, а с февраля 1924 года официально возглавил советское правительство — Совнарком СССР.

Карьера Рыкова пошла вниз в 1930 году, когда он был снят с должности главы правительства. Рыков, долго поддерживавший Николая Бухарина , был объявлен «правым уклонистом», и избавиться от этого клейма так и не смог, несмотря на многочисленные покаянные речи.

На пленуме партии в феврале 1937 года исключён из ВКП(б) и 27 февраля 1937 года арестован. На допросах признал себя виновным. В качестве одного из главных обвиняемых привлечён к открытому процессу по делу «Правотроцкистского антисоветского блока». 13 марта 1938 года был приговорён к смертной казни и 15 марта расстрелян. Рыков был полностью реабилитирован Главной Военной прокуратурой СССР в 1988 году.

Через девять дней после создания первого советского правительства Милютин выступил за создание коалиционного правительства и в знак протеста против решения ЦК подал заявление о выходе из ЦК и СНК, после признал ошибочность своих заявлений и отозвал своё заявление о выходе из ЦК.

Владимир Милютин. Фото: Public Domain

Впоследствии занимал высокие посты в правительстве, с 1928 по 1934 годы был заместителем Председателя Госплана СССР.

26 июля 1937 года арестован. 29 октября 1937 года приговорён к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной организации «правых». 30 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Шляпников также выступал за включение в состав правительства членов других политических партий, однако, в отличие от коллег, свой пост не покинул, продолжив работу в правительстве. Спустя три недели в дополнение к обязанностям наркома труда на него были возложены также обязанности наркома торговли и промышленности.

Александр Шляпников. Фото: Commons.wikimedia.org

В партии большевиков Шляпников являлся лидером так называемой «рабочей оппозиции», особенно ярко проявившей себя в партийной дискуссии о роли профсоюзов. Он полагал, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, и они должны забрать эту функцию у партии.

Позиция Шляпникова была резко раскритикована Лениным, что сказалось на дальнейшей судьбе одного из первых советских наркомов.

В дальнейшем он занимал второстепенные должности, например работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт».

Воспоминания Шляпникова «Семнадцатый год» вызвали острую критику в партии. В 1933 году он был исключён из ВКП(б), в 1934 году административно выслан в Карелию, в 1935 году за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань.

В 1936 году Шляпников был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935-1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 2 сентября 1937 года был расстрелян. 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления.

Судьба членов триумвирата, возглавившего оборонное ведомство, была довольно схожей — все они в течение многих лет занимали высокие государственные посты, и все они стали жертвами «большого террора».

Владимир Антонов-Овсеенко, Николай Крыленко, Павел Дыбенко. Фото: Commons.wikimedia.org

Владимир Антонов-Овсеенко, во время вооружённого восстания в Петрограде арестовавший Временное правительство, являлся одним из создателей Красной Армии, много лет провёл на дипломатической работе, во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне, оказав большую помощь республиканским войскам как военный советник.

По возвращении из Испании был арестован, 8 февраля 1938 года приговорён к расстрелу «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Расстрелян 10 февраля 1938 года. Реабилитирован посмертно 25 февраля 1956 года.

Николай Крыленко был одним из создателей советского права, занимал посты наркома юстиции РСФСР и СССР, прокурора РСФСР и председателя Верховного Суда СССР.

Крыленко считается одним из «архитекторов Большого террора» 1937-1938 годов. По иронии судьбы, Крыленко сам стал его жертвой.

В 1938 году на первой сессии Верховного Совета СССР Крыленко подвергся критике. Вскоре после этого снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован. Про приговору Военной коллегий Верховного Суда СССР расстрелян 29 июля 1938 года. В 1956 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Павел Дыбенко сделал военную карьеру, носил звание командарма 2-го ранга, командовал войсками в различных военных округах. В 1937 году принимал активное участие в репрессиях в рядах армии. Дыбенко входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года.

В феврале 1938 году был арестован уже сам Дыбенко. Он признал себя виновным в участии в антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре. 29 июля 1938 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Выступая за создание «однородного социалистического правительства», Ногин оказался в числе тех, кто покинул Совнарком спустя несколько дней. Однако Ногин через три недели «признал ошибки» и продолжил работать на руководящих должностях, но уже более низкого уровня. Занимал посты комиссара труда Московской области, а затем заместителя наркома труда РСФСР.

Виктор Ногин. Фото: Commons.wikimedia.org

Умер 2 мая 1924 года, похоронен на Красной площади. Фамилия одного из первых советских наркомов по сей день увековечена в названии подмосковного города Ногинска.

Нарком просвещения был одной из самых устойчивых фигур в советском правительстве, бессменно занимая свой пост в течение 12 лет.

Анатолий Луначарский. Фото: Commons.wikimedia.org

Благодаря Луначарскому было сохранено немало исторических памятников, налажена деятельность учреждений культуры. Были, правда, и весьма неоднозначные решения — в частности, уже на излёте своей карьеры наркома, Луначарский готовил перевод русского языка на латинский алфавит.

В 1929 году он был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

В 1933 году Луначарский был отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию на французском курорте Ментона. Урна с прахом Анатолия Луначарского захоронена в Кремлёвской стене.

На момент назначения наркомом Скворцов занимал пост члена Московского военно-революционного комитета. Узнав о своём назначении, Скворцов объявил, что он теоретик, а не практик, и от должности отказался. В дальнейшем занимался публицистикой, с 1925 года ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 года — зам. ответственного секретаря газеты «Правда», одновременно с 1926 года директор Института Ленина при ЦК ВКП(б).

Иван Скворцов (Степанов). Фото: Commons.wikimedia.org

В партийной прессе Скворцов выступал как активный сторонник Сталина, однако до высших государственных постов не добрался — 8 октября 1928 года умер от тяжёлой болезни. Прах захоронен в Кремлевской стене.

Один из главных лидеров большевиков, второе лицо в партии после Ленина, в 1920-х годах вчистую проиграл во внутрипартийной борьбе, и в 1929 году был вынужден покинуть СССР в качестве политического эмигранта.

Лев Бронштейн (Троцкий). Фото: Commons.wikimedia.org

Заочное противостояние со сталинским курсом Троцкий продолжал до 1940 года, пока оно не было прервано в августе 1940 года ударом ледоруба, нанесённым агентом НКВД Рамоном Меркадером .

Для Георгия Оппокова пребывание на посту наркома в течение нескольких дней стало вершиной его политической карьеры. В дальнейшем он продолжил свою деятельность на второстепенных должностях, таких, как председатель Нефтесиндиката, председатель правления «Донуголь», заместитель председателя Госплана СССР, член бюро Комиссии советского контроля при СНК СССР.

Георгий Оппоков (Ломов). Фото: Commons.wikimedia.org

В июне 1937 года в рамках «Большого террора» Оппоков был арестован, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 30 декабря 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году.

Как и другие сторонники создания правительства из числа членов различных социалистических партий, Теодорович объявил о выходе из правительства, но свои обязанности исполнял до декабря 1917 года.

Иван Теодорович. Фото: Public Domain

В дальнейшем являлся членом коллегии Наркомзема, а с 1922 года заместителем наркома земледелия. В 1928-1930 годах генеральный секретарь Крестьянского интернационала.

Арестован 11 июня 1937 года. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 20 сентября 1937 г. по обвинению в участии в антисоветской террористической организации к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

Авилов занимал свой пост до решения о создании коалиционного правительства с левыми эсерами, после чего сменил должность наркома на пост помощника директора Государственного банка. В дальнейшем занимал различные должности второго ранга, являлся наркомом труда Украины. С 1923 по 1926 год Авилов был лидером ленинградских профсоюзов и стал одним из лидеров так называемой «ленинградской оппозиции», что десять лет спустя стало для него роковым обстоятельством.

Николай Авилов (Глебов). Фото: Commons.wikimedia.org

С 1928 года Авилов руководил «Сельмашстроем», а с 1929 года стал первым директором ростовского завода сельхозмашин «Ростсельмаш».

19 сентября 1936 года Николай Авилов арестован по обвинению в террористической деятельности. 12 марта 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Приговор приведён в исполнение 13 марта 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.

Говоря о теме правового положения отдельных социальных групп населения в Древней Руси, необходимо выделить основополагающие положения, которые обусловили важность и актуальность проводимого исследования. Демократизация нашего общества, обращение к общегуманистическим ценностям связаны с изучением истории. Необходимо знать истоки идей, борьбы мнений, иметь возможность точно и беспристрастно анализировать прошлое, чтобы выявить перспективные исторические тенденции и логику развития, определить пути дальнейшего совершенствования экономической и социально-политической структуры общества.

В настоящее время возникают острые дискуссии по поводу различных институтов истории социального уклада: соотношение между коллективным характером русского земледелия (общины) и индивидуальным крестьянским хозяйством (семейным хозяйством); формы собственности и способ организации трудового коллектива; детерминанты развития производительных сил в сельскохозяйственном производстве; кооперация и интеграция в АПК; взаимосвязь между собственностью и политической властью и т.д. Практические выводы могут способствовать достижению наивысших результатов в общественно-экономическом производстве и эффективному функционированию экономики.

Основой экономики Руси издревле было сельское хозяйство. Многие современные явления и действия совершаются на основе исторического прошлого. Поэтому, чтобы понять настоящее, надо знать историю.

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

Задачи курсовой работы:

–рассмотреть общественный строй Древнерусского государства,

–перечислить виды социальных групп и их правовое положение,

–проанализировать политическое, культурное и экономическое расслоение в Древнерусском государстве.

Объект исследования: социально-экономическая и социально-правовая дифференциация населения в Древней Руси.

Предмет исследования: правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.

В курсовой работе использованы принципы и методы:

Принцип научности проявляется в том, что в курсовой работе используются источники, подлинность и точность которых на данное время не вызывает сомнения;

Принцип объективности заключается в том, что в курсовой работе были использованы печатные материалы, отражающие различные версии и взгляды на процесс становления древнерусского феодального права;

Метод историзма отразился в том, что древнерусское феодальное право мы рассматривали как в динамике собственного развития (процесс кодификации), так и в контексте развития древнерусского государства в целом;

Формально-юридический метод заключается в формально-юридическом анализе событий и фактов, имеющих правовое значение;

Библиографический метод основан на том, что для написания курсовой работы была изучена и проанализирована научная и учебная литература, посвященная истории древнерусского государства и права IX - XVI веков.

При написании курсовой работы были использованы в качестве источников тексты договоров Руси с Византией и Русская Правда, а также учебная литература, монографии и статьи из специализированной периодики.

1. Социальная структура и правовое положение феодального населения Древней Руси

1.1. Социальная структура населения Древней Руси

Для характеристики социально-политического строя Древней Руси, который схематично представлен на рисунке 1, можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда».

Рисунок 1. Социальная структура населения Древней Руси

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).

«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.

Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но народные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

1.2. Особенности правового положения феодалов

В процессе развития феодальных отношении повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земля, феодалов. Прямые захваты общинных земель способствовали росту феодального землевладения и ускоряли формирование класса феодалов.

Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. Они являлись крупнейшими землевладельцами Руси. В "Русской Правде" нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. И в этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была финансово-административная реформа княгини Ольги. Отменив полюдье и заменив его определенными ставками дани и другими повинностями, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления собственности князя на землю являлось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов и обезземеленное крестьянство: закупов, изгоев и т. д.

Термин «социальные слои» появился в XX веке. Эти единицы общественной иерархии объединяют людей с определенным набором черт и характеристик.

Социальные классы и слои

В слои являются инструментом социальной стратификации - деления общества по разным признакам. Это проблему ученые изучали с самых древних времен. Социальные слои как понятие появились в XX столетии. До этого был распространены другие единицы иерархии - касты и сословия.

В XIX веке было популярно учение о социальных классах. Это явление впервые исследовали Адам Смит и Давид Рикардо - классики политэкономии. Классовую теорию наиболее полно развил и раскрыл немецкий ученый Карл Маркс. Современные социальные слои переняли некоторые черты из его учения.

Дихотомическое деление общества

Для социальных слоев характерна классификация по нескольким определяющим признакам. власть, образование, досуг и потребление. Данные индикаторы являются признаками неравенства и между разными членами общества.

Существует несколько моделей деления населения на слои. Самой простой является идея о дихотомии - раздвоенности общества. Согласно данной теории, социум делится на массы и элиты. Такая специфика была особенно характерна для самых древних цивилизаций. В них ярко выраженное было нормой. Кроме того, в таких обществах появлялись касты так называемых «посвященных» - жрецов, вождей или старейшин. Современная цивилизация от таких социальных конструкций отказалась.

Социальная иерархия

Согласно современной слои общества имеют определенные статусные признаки, которые и объединяют людей. Между ними есть чувство связанности и принадлежности к одной общности. При этом индикаторы слоя несут только оценку «лучше - хуже» или «больше - меньше».

К примеру, если речь идет об образовании, то люди делятся на закончивших школу или университет. Подобные ассоциации можно продолжать, говоря о доходах или карьерном росте индивида. Иначе говоря, социальные слои общества имеют строгую вертикальную иерархию. Это своеобразная пирамида, на вершине которой находятся «лучшие». Если, например, сравнивать баскетбольных болельщиков и любителей фольклора, то их разница будет не вертикальной, а горизонтальной. Такие группы под определение социальных слоев не подпадают.

Понятие статуса

Главной категорией в теории о социальных слоях является статус. Именно он имеет ключевое значение в современной стратификации общества. Нынешние социальные слои населения отличаются от классов XIX века еще и тем, что человек пожизненно не привязан к какой-либо группе. Как это выглядит на практике? Например, если мальчик родился в но при этом хорошо учился и благодаря своим талантам смог добиться высокого карьерного положения, то он, безусловно, перешел из одного слоя в другой.

Статус предполагает, что человек, который к нему относится, должен соответствовать определенным требованиям. Они касаются способности члена общества потреблять и производить блага. Для статуса, а значит, и для социального слоя важно соблюдение установленного в качестве нормы образа жизни.

Благосостояние и труд

Признаки, по которым делятся представители социальных слоев, можно разбить на несколько групп. Например, они связаны с экономическим положением человека. К этой группе относится наличие частной собственности, размеры и виды доходов. В целом эти признаки можно описать как уровень материального благосостояния. Согласно этому критерию, выделяются бедные, среднеобеспеченные и богатые слои. Также можно привести в пример низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников, проживающих в муниципальном жилье, владельцев недвижимости и т. д.

Понятие социального слоя затрагивает явление разделения труда. В этой иерархии речь идет о профессиональных навыках и подготовке человека. Труд каждого индивида находит разное приложение, и именно в этом отличии находит свое отражение очередной социальный слой. К примеру, можно выделить работников, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, сфере обслуживания и т. д.

Власть и влияние

Не менее важны в социальной иерархии властные полномочия. Они определяются возможностью человека влиять на окружающих. Источником таких способностей может стать занимаемая высокая должность или обладание социально важным знанием. В этой иерархии можно выделить рядовых работников на муниципальном предприятии, менеджеров в малом бизнесе или, например, государственных руководителей.

В отдельную группу выделяются признаки влияния, авторитета и престижа. В данном случае большую роль играют оценки окружающих. Этот показатель не может быть объективным, поэтому его очень сложно замерить и обозначить в каких-то определенных рамках. Согласно такой характеристике, можно выделить известных деятелей культуры, представителей государственной элиты и т. п.

Второстепенные признаки

Выше были описаны основные признаки, согласно которым выстроена современная стратификация общества. Однако, помимо них, есть и второстепенные черты. Они не имеют определяющего значения, но также влияют на положение личности в общей иерархии. То, какие социальные слои присутствуют в обществе в большей или меньшей мере, напрямую не зависит от этих черт. Их характер вспомогательный.

Этнонациональный признак в разных обществах влияет на положение человека в неодинаковой степени. В мультикультурных странах это качество вообще не играет роли. В то же время в современном мире есть еще достаточно стран, где царят консервативные национальные настроения. В таких обществах принадлежность к чужому этносу может оказаться решающим фактором в определении отнесения человека к тому или иному социальному слою.

Другие такие характеристики - это половозрастные, религиозные и культурные черты человека. Их совокупность влияет на круг общения индивида и его интересы. Также стоит отметить признак, связанный с местом проживания. В данном случае речь в основном идет о большой разнице между горожанами и сельчанами.

Люди со специфическим социальным статусом

Принадлежность к той или иной группе в обществе также зависит от некоторых качеств и психологических установок человека. В этом ряду ученые выделяют маргинальное положение в социуме. В нем оказываются безработные, люди без постоянного места жительства, беженцы. В некоторых обществах это могут быть также инвалиды и пенсионеры, условия жизни которых заметно хуже остальной части населения. Такая социальная пропасть возникает в странах, где существует безответственное государство. Если власти не могут обеспечить населению базовые признаки комфортной жизни, таких маргиналов с течением времени будет все больше.

Специфический статус есть и у людей с противоправным поведением. Это граждане, которые были осуждены за свои преступления. К ним относятся представители уголовного мира, лица, находящиеся в заключении в тюрьмах и других исправительно-трудовых учреждениях. Люди, оказавшиеся в маргинальной или преступной группе, как правило, не могут самостоятельно подняться по социальной лестнице или и вовсе не хотят этого.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

По указанным выше основаниям (доход, власть, образование, престиж) можно выделить произвольное количество слоев. Количество выделяемых слоев определяется, прежде всего, задачами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархии общества достаточно выделить три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками.

К высшему слою (примерно 10% от общего социального состава общества) относят лиц, занимающих наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это – влиятельные политики, банкиры, менеджеры ведущих компаний, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший слой играет большую роль в выработке основных направлений развития общества, определения социальных приоритетов, в развитии ценностей и норм, однако гарантом стабильности общества выступает другой слой – средний.

К среднему слою (примерно 60-80% от общего социального состава общества) относятся средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, врачи, юристы, рабочие высокой квалификации, низший управленческий персонал, фермеры и некоторые друге категории. Для него характерны экономическая независимость, средний для данного общества уровень дохода и высокий уровень образования. Политические идеалы и ценности представителей среднего слоя определяются, как правило, демократическими принципами и ориентацией на престиж трудовой деятельности, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека. Стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне выгодны среднему слою, поскольку позволяют реализовать жизненные планы, поэтому они отстаивают эти социальные приоритеты. По своему статусному положению средний слой как бы сглаживает противоречия крайних (высшего и низшего) слоев, смягчает социальную ситуацию.

К низшему слою относятся лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (безработные, бродяги и др.).

П. Сорокин считал признаком бедности тот факт, что практически весь свой доход бедный человек (семья) тратит на питание. Богатые же тратят на питание всего 5-7% своего дохода. Поэтому принято выделять абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность – это такое состояние, когда индивид не способен на свой доход удовлетворить даже базисные потребности. Относительная бедность – показатель того, насколько один индивид беднее другого, невозможность поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

Представления о масштабах бедности различаются и в зависимости от уровня благосостояния общества. Свидетельством этого является содержание «потребительской корзины» - условный набор продуктов питания, который соответствует минимальной зарплате. Например, в России она включает 11 наименований продуктов питания: мука, соль, сахар, хлеб, молоко, макаронные изделия, мясо (рыба), яйца, масло, овощи, чай. Для сравнения: в Швеции этот список содержит 113 позиций и дополнен такими «ненужными» для нас продуктами, как клубника, шампиньоны, шоколад, десертное вино, какао, малина и еще 107 наименований.

Однако бедность- это не только низкий доход, но особый образ и стиль жизни, нормы поведения и психология, передающиеся из поколения в поколение. Бедность порождает бедность. Чем больше численность этого слоя, тем менее стабильна ситуация в обществе. Увеличение низшего социального слоя оборачивается для общества снижением уровня культуры, утратой стандартов профессиональной деятельности, а в итоге- деградацией.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации , который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе.

В стабильном, экономически развитом обществе профиль стратификации имеет форму ромба и следующие пропорции: большую часть составляет средний слой (до 80%), а высший и низший уравновешивают друг друга по численности (5-10%). В кризисном, нестабильном обществе профиль стратификации имеет форму пирамиды, самой тяжелой, массовой частью которой является низший слой. Чем он многочисленнее, тем сложнее социально-экономическая ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. В России бедных было 70%, средний класс составлял 25%, богатые – 5%.

Социальная мобильность.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходит какого- либо движения. Социальная структура характеризуется подвижностью, изменчивостью, мобильностью.

Социальная мобильность – совокупность перемещений индивидов в социальном пространстве, сопровождающихся изменениями их статусов.

В создание концепции «социальной мобильности» большой вклад внес русско-американский социолог П. Сорокин. Именно он ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность», под которым подразумевал любое перемещение индивидов или групп в обществе между различными статусными позициями и в системе социальной стратификации.

По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность всегда связана с повышением или понижением социального статуса. При этом, переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью (повышение в должности), а на более низкую – нисходящей (разжалование в должности). Замечено, что восходящая мобильность совершается индивидами добровольно и с большим удовольствием, в то время как нисходящая мобильность носит вынужденный характер.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, т.е. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православия в протестантизм, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную), смена одного гражданства на другое. Подобные движения, как правило, ничего не меняют в статусной позиции индивида.

Можно различать также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая демонстрирует изменение статусов детей по сравнению с родителями. Например, дети могут достигать под влиянием различных социальных факторов более высокой социальной позиции либо, наоборот, опуститься на более низкую ступень, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Такая мобильность называется социальной карьерой.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение в физическом пространстве из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (например, международный туризм, переезд из города в деревню, перевод из одного учебного заведения в другое). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Как показал П. Сорокин, вертикальная социальная мобильность существует практически во всех типах обществ. Однако переход из одного социального слоя в другой всегда требует определенных усилий. Параметры вертикальной социальной мобильности зависят от конкретно-исторической ситуации в обществе, т.е. изменяются в пространстве и времени. Для количественной оценки социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. П. Сорокин определял скорость социальной мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Современное общество отличатся высокими показателями социальной мобильности, что связано с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов. Возможности социальной мобильности зависят как от общества и его социальной организации, так и от индивида. Способы преодоления барьеров в процессе социализации называются каналами социальной мобильности . Основные из них: образование, повышение квалификации, политическая карьера, изменение социального окружения, брак и др.

Используя подходящие для конкретного общества каналы, индивид имеет возможность повысить свой социальный статус. В истории никогда не было абсолютно закрытых обществ, как и таких, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, и переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то общество не смогло бы сформировать устойчивых страт.

Таким образом, внутри страт существует своеобразное «сито», просеивающее индивидов, позволяющее возвышаться одним и оставляющее в нижних слоях других. Эту роль выполняют социальные институты, применяя свои механизмы отбора. Не всякого «пассажира» такой «лифт» готов доставить по адресу. Однако подняться в более высокий социальный слой бывает легче, чем закрепиться в нем. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, к которой он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал – это индивид, утративший свой привычный социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Маргинальность – неизбежный спутник социальной мобильности. Каждый человек хотя бы раз в жизни становился маргиналом, а многие попадают в это состояние довольно часто. При массовой миграции образуются маргинальные группы (безработные, бомжи, нищие, беженцы). Маргинальные группы создают собственную субкультуру и начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для общества, если растут количественно, поскольку нередко настроены враждебно по отношению к основным ценностям данного общества.

В настоящее время во всем мире и в России, в частности, значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция- процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяется три основных фактора, способствующих этому процессу: выталкивание, притяжение, каналы миграции:

· выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах (войны и межнациональные конфликты, экономические кризисы и т.д.);

· притяжение – это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах;

· каналы миграции – транспортные возможности, информационная осведомленность, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.

Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную (в определенное время года), маятниковую (регулярные поездки, например, из родного места за его пределы на заработки). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (в пределах одной страны). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи, «старение населения», падение рождаемости и т.п.), нехватке или избытку рабочей силы и многим другим последствиям. Поэтому миграция должна регулироваться государством.

Контрольные вопросы:

1.Что такое неравенство и каковы причины его возникновения?

2. В чем заключается социальное значение неравенства?

3. Каковы негативные последствия неравенства?

4. Как связаны неравенство и стратификация?

5. Какие основания социальной стратификации вы знаете?

6. Какие вы знаете критерии стратификации?

7. Дайте характеристику основных социальных слоев.

8. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?

9. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности вы знаете?

10. Что такое «маргинальная личность»?

11. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?

12. Каковы социальные последствия миграции?

Литература:

45. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология. М., 1972.

46. Вебер М. Основные понятия стратификации// СОЦИС, 1994, № 5.

47. Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

48. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// СОЦИС, 1992, №9.

49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

50. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

52. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

53. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

54. Радаев В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

55. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

56. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

57. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

58. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

59. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное неравенство

b. социальная стратификация

c. социальная структура

f. сословие

g. профиль стратификации

h. критерии стратификации

i. социальная мобильность

j. вертикальная мобильность

k. горизонтальная мобильность

l. маргинальность

m. миграция

n. каналы социальной мобильности

o. групповая мобильность

p. индивидуальная мобильность