УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
2 класс
Деление слова на слоги
Правила Переноса слов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:
Слоги – это части слова , на которые оно делится при произнесении.
Например:
Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной , а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных , столько и слогов.
Например:
Лист, ко
-ра
, де
-ре
-во, ли
ст-ве
н-ни
-ца
, при-клю
-че
-ни
-е
Как называются слова, в которых один слог, два слога , три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
Слова, в которых два слога , - двусложными,
Слова, в которых три слога, - трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам , но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например:
май – ка, зай - ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например:
боль - шой , подъ - езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например:
кас - са, рас - сказ.
ЗАПОМНИ!
1. Слог разрывать нельзя.
Слова из одного слога не переносятся.
Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так , чтобы получилось слово.
ре… | лу… | боч… |
но… | гор… | коч… |
печ… | но… | чай… |
ша… | ко… | ме… |
лу… | ре… | ко… |
КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель - …
Сало, ступа, вата - …
Купи, перо, снежок - …
Пальма, орлы, ерши - …
Много, чучело, носок - …
Муза, поезда, удача - …
КАРТОЧКА №3
Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
Пример : ка ша, ре ка, та релка – карета.
Колос, рота, ваза – ___________________________
Молоко, невод, таракан – _____________________
Коса, лото, боксёр – __________________________
Баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы
КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
Её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
Скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
Сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
Уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
КАРТОЧКА №9
Запиши слова - названия предметов с делением для переноса.
______________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №10
Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №12
Измени слово так , чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Дом - __________, ____________ - ______________ ,
Клён - __________, ____________ - ______________ .
КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №14
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
Угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы , не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей - ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок - _______________ .
Шестой день недели - __________________________ .
Обучение животных послушанию - ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой - __________________________________ .
Асфальтированная дорога - ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ .
КАРТОЧКА №20
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки - к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.
truck
- грузовик | |
(lorry
- грузовик ["lɒri]) |
В существительных bicy cle и motorcy cle разное произношение буквы y во втором слоге. Это связано со структурой слова (в общем случае количеством слогов). Пока просто запомните это различие.
Два существительных lorry и truck используются носителями языка разных стран. Lorry вы услышите при общение с жителями UK , а truck вам скажут жители US .
Но, все таки, основная трудность возникает при постановке предлогов перед названием транспорта в предложение. Когда вы говорите на чем вы приехали (с помощью чего), то используется предлог by . Существительное после этого предлога обычно стоит без какого-либо артикля, конечно если вы не хотите подчеркнуть конкретный транспорт:
I"d flown by plane . - Я прилетел на самолете. The guests arrived by taxi . - Гости прибыли на такси.Если вы говорите не как добирались, а "на" чем едете, "в чем" оставили что-то, то в зависимости от типа транспорта используются предлоги in или on . Чтобы легче было запомнить с каким из них использовать тот или иной предлог, запомните правило: если вы можете стоять или ходить внутри транспорта, то ставьте предлог on - on a boat, on a plane, on a bus, on a tram, on a ship, on a train . Сюда же относятся и , так как нельзя войти в них. Если вы можете только зайти и сесть в транспорт, то используется предлог in - in a car, in a taxi, in a truck, in a lorry . Посмотрите примеры:
He was on a ship . - Он был на корабле. He was in his car . - Он был в своей машине. Выпуск 46Урок начался с повторения. На прошлом уроке начали изучать слоги. А Коксика не было. Поэтому Василиса предложила ученицам повторить всё, что они знают о слогах.
Слоги — это маленькая часть слова. Буквы составляют слоги, а слоги — уже целые слова. Слоги могут состоять из гласных и согласных букв. А в качестве примера давайте заполним удивительный цветок: его сердцевина — это один слог «ЛА». А лепестки вокруг нужно заполнить другими словами так, чтобы получилось слово со слогом «ЛА» в конце. Вот какие слова придумали ученики Шишкиной школы:
ПИ-ЛА, ЗО-ЛА, ШКО-ЛА. Ю-ЛА, СКА-ЛА, СИ-ЛА.
Но тут Шуня засомневалась:
— Кажется, что в слове Ю-ЛА ошибка. Разве может слог состоять из одной буквы?
— Слоги могут состоять из одной буквы, если это гласные, — заверила Василиса. Давайте вместе придумаем примеры:
У-ХА, О-СА, У-ТЮГ.
— Но тогда согласным обидно. Они же не могут в одиночку без гласных образовывать слоги, — встревожился Коксик.
— Не переживай, Коксик, даже если слоги и не могут состоять из одних согласных, они могут слоги превращать в слова. Давайте поиграем! Дополните слоги одним согласным:
ДО(М), ЛЕ(С), КО(Т), ЛО(Б), ДУ(Б), ЖУ(К), ДО(М), СЫ(Р).
Друзья даже историю сочинили с этими словами:
Идёт по лесу кот. Вдруг навстречу летит жук. И ударил кота прямо в лоб. Побежал кот за жуком и заблудился. Вдруг, видит — стоит дом. Вошёл кот в дом. А на столе лежит сыр.
И заметьте, эта история сложилась из слов, которые состоят из одного слога. А ведь слова могут состоять и из двух слогов. Василиса принесла с собою корзинку. Доставая от туда предметы она попросила называть слоги из которых состоят слова, обозначающие предметы:
ВА-ЗА Получается, что в этих таких разных словах
РО-ЗА последний слог «ЗА» одинаковый, а первые
КО-ЗА слоги меняются.
А теперь давайте придумаем такие слова, чтобы первый слог не менялся, а вторые — отличались:
КО-ЗА, КО-СА, КО-ЖА, КО-НИ, КО-НЕЦ
Вот как понравилось ученикам составлять из разных слогов слова. Особенно теперь, когда они знают, что слоги могут состоять из одних гласных. А согласные дополняют слоги до целого слова. А урок подошёл к концу.
Это дело непростое —
Буквы в слоги собирать.
По порядку слоги строить,
По слогам слова читать.
Но мы прилежно учимся
И всё у нас получится.
Цели:
- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов.
- Усвоение программных тем: “Буква, звук”, “Слоги”, “Гласные, согласные”, “Ударение”.
- Реализация всех видов речевой деятельности:
- слушания, говорения, письма и чтения.
- Закрепление лексической темы “Транспорт”.
- Развитие мелкой моторики руки.
Материал: большой конверт с призами, мяч, вагончики с картинками, палочки, карточки с картинками, образец кораблика из палочек.
Ход занятия
1. Орг.момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Смотрим широко,
Всё запоминаем,
А время не теряем.
2. “Ребята, к нам пришло письмо из страны знаний. В этом письме есть для вас сюрприз, но чтобы открыть его нужно отклеить марки. Каждая марка – это для вас задание. Выполнили задание – отклеили марку и так пока не останется ни одной. А в конце вас ждёт долгожданный сюрприз”.
3. Марка “Мяч”.
Из чего состоят слова?
Что такое звук?
Что такое буква?
Какие бывают буквы?
Как определить количество слогов в слове?
Что такое односложные слова? двусложные слова? трёхсложные слова? Приведите примеры. Игра с мячом.
4. Марка “Тетрадка”.
Работа в тетрадях.
Дети определяют в названии картинки соответствующий цифре слог, и составляют из слогов новое слово, которое записывают в тетрадь.
Карточка № 1.
- скакалка – 3 слог, термос – 2 слог – катер .
Карточка № 2.
- рама – 1 слог, пакеты – 2 слог, карета – 3 слог – ракета .
Карточка № 3.
- малина – 1 слог, уши – 2 слог, балерина – 4 слог – машина .
Карточка № 4.
- лиса – 2 слог, море – 1 слог, лётчик – 1 слог – самолёт .
Гимнастика для глаз.
Дети следят глазами за движением макета машины.
Работа над предложением. Писать проговаривая. Графическая схема предложения.
У машины четыре колеса.
Минутка для отдыха.
Какие виды транспорта вы знаете? Теперь мы с вами поиграем. Если я назову наземный транспорт – руки вперёд, если воздушный – руки вверх, подземный – нужно присесть, водный – имитируем рукой движение волны.
5. Марка “Ухо”.
Слушаем два слова. Какие звуки в каждой паре слов разные? После того, как дети назвали звук, показать им табличку с парой слов. Учащиеся должны прочитать и увидеть глазами разные буквы в словах.
6. Марка “Цифры”.
Работа с цифровым рядом. Сколько звуков в слове? Какой первый, последний, гласный звуки? Сколько в слове слогов? Почему?
Слова: куст, стук, пила, ромашка.
Минутка для отдыха.
Хлопнуть в ладоши, если в рассказе услышите название транспорта.
Летом Лиза и Валера поехали отдыхать на море к дедушке. Они сели в такси и поехали на вокзал. Всю дорогу с интересом дети смотрели в окно. Вот мимо них проехал грузовик. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на самокатах, а девочки прыгали через скакалку. На вокзале было очень шумно. Люди спешили на поезд. Мы быстро нашли свой вагон. Поезд тронулся, и ребята с радостью захлопали в ладоши. Через три дня на перроне их встречал любимый дедушка на автомобиле.
Вспомнить, какой транспорт я называла.
7. Марка “Вагончик”.
Нужно разложить картинки в три вагончика. Каждый вагон имеет цифру, которая указывает сколько слогов должно быть в названии картинки.
8. Марка “Азбука”.
Чтение столбиков слов по карточкам. У каждого ученика своя карточка. Чтение коллективно, индивидуально, по цепочке, по заданию логопеда.
Обратить внимание детей, как менялся слоговой состав слов.
9. Марка “Палочки”.
Сложить из палочек кораблик по образцу.
К какому виду транспорта он относится?
По реке плывёт корабль,
Он плывёт издалека.
Ветер парус надувает,
Не догнать кораблик наш!
10. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Дети получают долгожданные призы. В качестве призов можно предложить сборные игрушки из упаковки с семечками для развития мелкой моторики руки.
Итог занятия
Тема «Звуки р, р"»
1. ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО
Материал. Изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.
Ход занятия
1. Оргмомент |
Психогимнастика
Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганно-" го Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.
Введение в тему занятия
Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.
Алло, это детский сад «Колокольчик»? С вами говорит кот Мат-роскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки р, р".) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р".
4. Развитие фонематических представлений. Произно
шение звуков р, р"
в словах
Кто нас ждет в Простоквашине? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки р, р". Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.) Какое сейчас время года? (Весна.) Значит дяде Федору нужны... (куртка, брюки) и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки р, р". (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим... (крупу). Печки-ну подарим... (ручки и карандаши), Шарику - ... (фоторужье), дяде Федору - ... (грабли, мини-трактор).
5. Звуки р, р" в предложениях. Падежное управление
Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.
А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) Дети здороваются.
Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т.д.
Физминутка
Поможем дяде Федору вскопать огород.
Мы лопатки взяли, Семена рядами
Грядки раскопали. Дружно мы сажали,
Грабли в руки взяли, А потом водою
Грядки разровняли. Теплой поливали.
Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.
Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)
7. Словесный анализ предложения
Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу).
Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.
8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов
Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».
Логопед говорит от имени дяди Федора.
Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру - где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ... (рано, нора), со, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки).
А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот - танк - каша - арбуз...).
9. Творческие задания детей
Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук р, последний - а? (Радуга.)
Аналогичные задания придумывают и загадывают дети друг другу.
А теперь, дети, отгадайте ребус - на рисунке нарисована рыба и буква к. (Рыбак.)
10. Чтение стихотворения
Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.
В тихой речке у причала - На рыбалке я была.
Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака
Здравствуй! Дядю Федю-чудака.
Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?
Как дела? - Нет, ушел, хитрец! Сорвался!
Е. Чеповецкий
11. Чтение слов
Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке - слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним - слово из
четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама.) Ниже - слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)
Выкладывается слово ручка.
Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)
Слова составляются друг под другом и прочитываются.
Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашине.
Итог занятия
Тема «Звуки р, р"»
Материал. Картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он вырывался, как болело у него крылышко.