1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Понаблюдать вместе с ребенком за летними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями летних месяцев.

3. Рассмотри картинки, на которых изображены зима и лето. Назови приметы этих времен года. Составь по картинкам сравнительный рассказ.

4. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.

Людей, которые разводят сады, называют... .

Людей, которые выращивают овощи, называют... .

Людей, которые выращивают цветы, называют... .

5. Упражнение «Подбирай слова». Закончи предложения: подбери как можно больше слов-предметов. Образец: Летом & лесу много деревьев: елей, дубов, сосен... Летом в лесу можно увидеть много разных животных:... .

Летом в лесу растет много грибов:... — и ягод:.... Летом на полянах много цветов:.... Над ними летает много насекомых:....

6. Упражнение «Стань художником». Отгадай загадки. Нарисуй отгадки цветными карандашами.

Ветер, сильный и могучий,

Вдруг нагонит в небе... (тучи)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождик)

Огненная змейка

В небе появилась.

Как она средь тучек

Серых очутилась? (Молния)

Через речку — прыг да скок —

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. (Радуга)

7. Внимательно рассмотри картинку. Ответь на вопросы полными предложениями. Составь рассказ по картинке. Назови свой рассказ.

Вопросы:

Какое было время года?

Куда отправились дети?

Что дети взяли с собой в поход?

Где решили остановиться?

Расскажи, кто чем был занят.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Путешествие по временам года».

Учитель-логопед: Коровина Т.Л.

Цель : систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью .
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени; мяч, и грушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.

Ход.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)

Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года. И в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»).

II. Основная часть.

Л . Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! (Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …

Д. Зима.

Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

Свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает… (снег)

Висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) « Окошко»

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко

(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..

Д. Весна.

Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается , (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).

Снег растаял, ручейки звенят . (Разводим руки в стороны, рисуем волну).

И подснежник первый распускается , (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны).

С юга птицы с песнями летят . (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).

Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

Д. Лето

Игра «Слово на ладошке».

- Лето, какое? (Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).

- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (Зеленые, пышные).

Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).

Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.

Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Д. Осень.

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Наступила… осень.

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе) . (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).

Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!

III . Итог.

Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.

Лексическая тема: Лето.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. (Слайд 3)

Задачи:

Развивающая речевая среда:

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев;

Развивать связную речь и координацию речи с движением;

Закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря: (Слайд 4)

Обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

Учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи (Слайд 5)

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

формировать навыки коллективной работы, сотрудничества,

Солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, усидчивости, доброжелательности;

Прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;

Воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : лето, долгожданное, яркое, разноцветное, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Угадайте, где мы были?» - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Лето», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал : листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона на ниточках. Предварительная работа: разучивание упражнения «Угадайте, где мы были?», слушание и обсуждение пьесы А. Вивальди «Лето», рассматривание и обсуждение картины И. Левитана «Березовая роща», чтение рассказа К Ушинского «В лесу летом».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия: (Слайд 2)

1. Орг. момент. Отгадывание загадки.

2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке».

3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?»

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето».

7. Анализ слова «Лето».

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте тему нашего занятия:

Всех жарким солнцем одарило,

В цветной наряд луга укрыло,

Гулять, купаться позвало,

Цветов и ягод принесло.

Л: - О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: - О лете.

Л: - Почему вы так подумали?

Л: Назовите летние месяцы.

Д: Июнь, июль, август.

Л: Верно. А что же такое «лето»?

Д: Это время года.

Л: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: Это пора, состояние природы, это время после весны.

Л: Вот видите, как по-разному вы назвали лето. Это удивительное, веселое время года. О лете можно сказать много красивых слов, ведь оно бывает разным. А какие слова вы знаете о лете? Бросьте мне на ладошку.

2. Игра: «Слово на ладошке».

Л: - Лето, какое?

Д: - Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое.

Л: - Как много мы сказали красивых слов о лете. А какие же приметы у лета?

- Что вы можете сказать про солнце? (высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (зеленые, пышные). Трава летом какая? (высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (веселые, шумные, забавные, радостные).

3. Физкультминутка «Угадайте, где мы были?».

Набежала тучка,

Прокатился гром

Бег по кругу на носках

Три прыжка

Хлынул дождик теплый

Бег по кругу

Звонким серебром

Прыжки на носочках

Прозвенел над нами

Бег по кругу

И пропал вдали

Прыжки на носочках

Дома не сидится,

Мы гулять пошли

Маршируют

Взять сачок не позабыли

Маршируют, воображаемый сачок на плече

Угадайте, где мы были?

Останавливаются, пожимают плечами, разводят руками

Были мы за речкою, на том берегу

На большом душистом

Заливном лугу

Меняют направление движения

Бабочек ловили

И венки плели

На душистом сене

Отдыхать легли

Ложатся на спину, расслабляются

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Л: Ребята, лето оставило нам корзинку, а в ней листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева.

(Ребенок: - Это лист клена. Кленовый лист).

3. Упражнение «Ветерок»

Л: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Л.: - Молодцы. Садитесь на места.

6. Составление детьми рассказа "Лето" с использованием опорной схемы (слайд 6-13)

· Трава, деревья

· Насекомые

Наступило…..(долгожданное лето). Солнце….(светит ярко). Небо….(голубое с белыми облаками). Листья на деревьях….(зеленые), трава….(душистая). Птицы…….(весело щебечут). Ребята……(купаются в речке). На лугу … (много цветов). Весело … (кружатся бабочки).

7. Анализ слова «Лето».

Л: - Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (о лете).

· Сколько гласных в слове лето? (два)

· Сколько согласных? (два)

· Назовите количество слогов (два)

· Какое правило вы знаете о соответствии количества гласных и слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

8. Итог занятия. На ваших столах лежат листы и цветные карандаши, предлагаю вам нарисовать лето!

Включается запись летних шумов: леса, воды, птиц и т.д.


Долматова Елена Николаевна

Подготовила и провела: Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ №83 «Звёздочка» г. Астрахани

Задача: обобщить знания детей по теме «Лето» , используя разнообразные приёмы и методы.

Цель:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха) , включая его компоненты – фонематический, ритмический слух, силу голоса.
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткая дикция) .
  3. Формирование словаря по теме «Лето» , грамматического строя, связной речи.
  4. Способствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей.
  5. Использовать выразительные возможности изобразительного искусства для развития творческого потенциала детей, их самооценки и самовыражения.

Оборудование:

  • музыкальное оформление («Лесные звуки» , этюд «Из семени в цветок» )
  • рисунки детей (приметы лета)
  • картинки – символы «Гимнастика для язычка»
  • цифры от 1 до 5 по количеству детей
  • картинки на звуки С, Ш, Р, Л, изображённые на лепестках ромашек
  • краски, трубочки из – под сока
  • грибы из картона
  • зеркала на каждого ребёнка.
  • картинки с изображением летних месяцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Лесные звуки» .

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Хотите побывать в лесу?

Тогда отправляемся. А как же мы с вами туда попадём? Ведь у нас нет маршрута?!

(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин)

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Ребята, а вы узнали, кто это?

Печкин: Слышал я, что вы в лес собираетесь. А дорогу вы туда найдёте?

Логопед: Да вот в чём беда. Нет у нас карты.

Печкин: Я вам помогу. Есть у меня письмо от старичка – лесовичка, но я вам его не отдам. Покажите – ка вы мне, что вы умеете.

Логопед: Хорошо. Давайте, ребята, покажем Печкину «Сказку о Язычке» .

II. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» . (см. Приложение)

Ш. Ввод в занятие.

Печкин: Спасибо, ребята за интересную сказку. Но письмо я вам не отдам.

Отгадайте – ка вы мне загадку.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом)

(Печкин отдаёт письмо, прощается)

Логопед (читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас встретить лето в лесу, посмотреть, как здесь красиво и интересно. А чтобы вы не заблудились, отправляю вам маршрутный лист.

Старичок – лесовичок.

(Логопед показывает детям маршрутный лист)

Отправляемся в лес встречать лето.

Логопед: Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? – За малиной!
За грибами? – За грибами!

Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?

Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой

Ясным утром
В гости к лету!

Логопед: Ребята, а какие вы знаете летние месяцы?

IV. Дифференциация звуков. Игра «Собери ромашку» .

Логопед открывает карту и загадывает загадку.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)

Дети собирают ромашки по группам. (С – Ш, Р – Л)

Логопед: Какие полевые, лесные цветы вы ещё знаете?

V. Физ. минутка. Этюд «Из семени в цветок» .

(Звучит тихая музыка)

Давайте представим, что мы с вами маленькие семена цветов.

(садимся в комочек, прячем голову в колени и закрываем её руками)

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

(логопед гладит детей по голове)

С тёплым солнышком семечко начинает медленно расти.

(дети поднимаются)

У него раскрываются листочки.

(руки тянутся кверху)

Растёт стебелёк.

(дети поднимаются на носочки)

Появляются бутоны

(руки в стороны, пальцы сжаты)

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(кулачки резко разжимаются)

Росток превращается в красивый цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой

(дети осматривают себя)

Улыбается цветам соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками

(кончиками пальцев дотрагиваются до соседей) .

VI. Ритмико – интонационное упражнение «Грибы» .
Логопед загадывает загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы. (Гриб) .

На фланелеграфе расположен ряд грибов. Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.

II-II-II-II-II-II

I- II-I-II-I-II-I

I-III-I-III-I-III

II-III-II-III-II

Логопед: Какие вы знаете грибы?

VII. Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

Логопед: Какие ещё слова связаны со словом «лето» ?

Названные слова дети делят на слоги и поднимают карточку – цифру с нужным количеством слогов.

Логопед загадывает загадку.

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышит. (Эхо)

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа произносит предложение, составленное по рисункам о лете, другая тихо повторяет только последнее слово из предложения три раза.

IX. Развитие речевого дыхания и дыхательной мускулатуры. Кляксография трубочкой.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) .

Логопед: Сегодня мы попробуем нарисовать бабочку кляксой. (даётся инструкция)

Берётся плотный лист бумаги, сгибается пополам. Разводится краска до жидкого состояния. Краска капается на половинку листа. Берётся трубочка, и клякса выдувается в разные стороны. Теперь складываем бумагу пополам, разглаживаем, а затем разворачиваем. Получается рисунок. Рассматривание.

X. Подведение итогов занятия.

Игра «Собери ромашку»

Тема: Лето
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о времени года лета,
называть его характерные признаки. Закрепить знание названий летних месяцев.
Учить подбирать слова с противоположным значением.
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки,
слуховую память, силу голоса, умение управлять силой голоса
Воспитывать любовь к окружающему миру, уважение к труду людей,
бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Оборудование: картины лета, схемы, раздаточный материал, рабочие тетради
Теремковой.
Речевой материал: лето, июнь, июль, август, зной, жара, солнцепек и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко,
День – денек,
Луч – лучик,
Вода – водичка,
Облако – облачко,
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
Дождь – дождик,
Тень – тенек,
Река – речка,
Цветок – цветочек,
Ягода – ягодка.
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «Э» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Беседа:
Сейчас какое время года? Какая весна, ранняя или поздняя? На какое время
года похожа поздняя весна?
После весны наступит лето. Июнь, июль, август – это летние месяца.
Какие изменения происходят летом с природой? Дни, какие? Ночи?
Как греет солнце? Какую одежду одевают люди? Что делают животные и
птицы? Растения? Насекомые?
5. Рассказ о лете.

Летом стоят самые долгие дни. Ярко светит солнышко. Тепло. Деревья
покрылись зеленой листвой. Поют птицы, цветут цветы. В лесу растет много
грибов и ягод. Много порхает пестрых бабочек, золотистая пчелка собирает мед,
запасливая белка таскает в дупло орехи. Летом ближе к обеду начинается
солнцепек. Это самое жаркое время суток. В это время обязательно нужно одевать
головные уборы, чтобы избежать солнечного удара.
Идут дожди с грозой и молнией. После дождя появляется радуга. Цветут
цветы в садах и полях.
6. Игра «Скажи наоборот»
Летом дни длинные, а зимой ­ …
Зимой ночи длинные, а летом ­ …
Летом тепло, а зимой …
Снег мягкий, а лед ­ …
Снегопад тихий, а дождь ­ …
Зимняя одежда толстая, а летняя ­ …
ФИЗМИНУТКА «Одуванчик»
Уронила солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
т.д.
7. Игра «Скажи какое, какая?
Солнце какое? Ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
Небо какое? Голубое, чистое, ясное, пасмурное и т.д.
Дождь какой? Серебристый, хрустальный, теплый, чистый, мелкий, крупный и
8. Составление предложений по заданным словам.
Дождь, радуга, солнце, солнцепек, жара.
9. Игра «Правильно, не правильно»
Послушайте предложения, если они правильные, то поднимите зеленую
фишку. Если же не правильные – красную.
Зимой очень тепло и солнечно.
Декабрь, январь и сентябрь – это летние месяцы.
После июня наступает июль.
Летом все ходят в теплых шубах и валенках.
10. Игра «Скажи одним словом»
Солнечный, жаркий июньский день – летний.
Погода, когда идет дождь – дождливая.
День, когда целый день светит солнце – солнечный.
День, когда очень тепло – жаркий.