В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы.

Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину рассказа очень просто. Особенно интересно читать про то, как охотник рассказывал Зиночке как лечатся деревья. Если поранится человек, то его рана заживает через некоторое время, так же и деревья. Только у человека этот процесс происходит с помощью крови, а у деревьев с помощью смолы.

Читая рассказ, чувствуется то, как девочке все интересно. Ей интересен этот лесной мир, в котором бывает охотник. Ей любопытно то, что может существовать другой мир, помимо домашнего. И что в нем возможно такое же разнообразие вокруг, как и дома.

В рассказе М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб» мужчина как-то раз придя с охоты, принес обратно с собой хлеб, который взял для перекуса, но не успел съесть. Зиночка увидела это хлеб и спросила, откуда в лесу хлеб. Охотник не растерялся и сказал, что как капуста бывает заячьей, так и хлеб может быть лисичкиным. С тех самых пор, маленькая героиня рассказа только и ела лисичкин хлеб и говорила, что он вкуснее домашнего.

Прочитав рассказ, невольно задумываешься: а может самые обычные вещи действительно лучше, чем всякие модернизированные? Может обычный хлеб и вода бывают вкуснее заморских деликатесов? Возможно, человек слишком сильно все усложняет в этой жизни?

На мой взгляд, да. Такое может быть. Среди такого разнообразия еды, вкусов и всяких добавок, люди иногда забывают вкус настоящей еды. Забывают о том, как пахнет картошка или мясо без приправы. Забывают о том, что вкуснее бабушкиного борща ничего не может быть. Действительно, за таким разнообразием специй, человек может забыть вкус настоящей пищи, без приправ.

Делая вывод из всего вышесказанного, могу сказать одно, что иногда стоит попробовать не усложнять вещи. Принимать их такими, какие они есть. И, возможно, именно тогда люди станут настоящими ценителями простых вещей.

Анализ 2

Каждое произведение М. Пришвина – это бесценный эпизод из его жизни, где имеет место природа в любом из своих проявлений, отношения природы и человека, авторские наблюдения. Безграничная любовь к природе находится в центре внимания его рассказов.

«Лисичкин хлеб» - один из наиболее запоминающихся рассказов, которые имеет поучительный момент.

Композиция рассказа проста. После очередной прогулки по лесу лирический герой приносит в дом немало интересных даров леса и рассказывает необыкновенно увлекательные истории. Его с большим любопытством выслушивает девочка по имени Зиночка. Самым интересным моментом оказывается тот, когда Зина узнает о том, что такое «лисичкин хлеб» и откуда у него такое название. В заключении автор дает понять читателю, что порой обычная выдумка может принести пользу в воспитании ребенка.

Главные герои рассказа – взрослый мужчина и девочка. Каждый из них по своему мудрый, интересующийся и добрый человек.

Необыкновенно добрая атмосфера царит рядом с охотником, который представляет дары, принесенные из леса. Настолько реалистичными в воображении представляются природные картины, что кажется, что будто читатель вместе с автором побывал в лесу. Изумленная Зиночка с охотой запоминает информацию. Но особое впечатление возникает после того, как пробует на вкус хлеб, названный мужчиной лисичкиным.

Небольшой по объему рассказ является ярким и поучительным. Из него узнаем о пользе смолы, описании ягод, грибов и птиц. Он стал показательным способом, применимым в воспитании ребенка, у которого в некоторые моменты своей жизни не всегда есть желание есть. Подобный использованный мотив удивления с помощью неправды может принести положительный результат.

Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» - пример того, насколько бережно нужно относиться к природе. Знакомство детей с произведением воспитывает доброту, любовь к ближнему и способствует проявлению любознательности.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Кто прав дедушка или внучка? (рассуждение для 6 класса)

    Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить

  • Нет такого человека, который никогда не испытывал чувство любви. Она закладывается в нас с рождения и идет с нами по жизни

  • Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

    Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу

  • Характеристика и образ Сильвио из повести Выстрел Пушкина

    Сильвио главный персонаж повести А.С. Пушкина «Выстрел», что входит в сборник «Повести Белкина». Как и все романтические персонажи, он честный, порядочный человек, обладающий магнетизмом, и прошлое его покрыто аурой загадки

  • Сочинение по картине (рисунок) Войско фараона в походе (описание)

    Передо мной иллюстрация одного из многих исторических сюжетов – поход войска фараона.

Михаил Пришвин

Лисичкин хлеб (сборник)

© Пришвин М. М., наследники, 2015

© Алёшина Н. В., иллюстрации, 2015

© Вступительная статья, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

«В лесу сегодня странный посетитель…»

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), выдающийся писатель-природовед, был неутомимым путешественником. Он объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе, в Крыму, в Казахстане и во многих других местах. Там он собирал материал, который стал основой его охотничьих и детских рассказов, философских заметок. Во время поездок он вёл дневник, где отражал всё – мысли, наблюдения, впечатления. Именно «Дневники» Пришвин считал своей главной книгой. Вот одна из коротких дневниковых записей: «Пудра вчерашней пороши по насту. И на ней звёзды. Каждая былинка смотрится и видит себя голубой. В овраге нет ещё воды, но следы зверушек двойные: бегают друг за другом – это у них весна света». Он был поэтом, умевшим выразить красоту. Он был учителем, умевшим найти новые знания.

В цикле «Памяти Пришвина» поэт Валентин Берестов написал:

В лесу сегодня странный посетитель.

А ну-ка, что он записал в дневник?

«В лес я вхожу как ученик,

Из леса выхожу я как учитель».

Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Миша был младшим из пятерых детей. Учился он с трудом – за 6 лет дошёл только до четвёртого класса. Он уже готовился снова стать второгодником, но тут его вообще отчислили из гимназии – «за дерзость учителю»

В. В. Розанову, будущему известному философу. Мишу отправили в Тюмень, к дяде по материнской линии купцу Игнатову. Экзамены за седьмой класс реального училища Пришвин сдал экстерном. После чего, отказавшись унаследовать бизнес дяди, уехал в Ригу. Учился в Рижском политехникуме, но недолго – вскоре был арестован за участие в революционном кружке. Целый год он просидел в одиночной камере, а потом был выслан в Елец. В начале XX века Пришвин получил диплом агронома в Лейпцигском университете и работал в Ельце по специальности.

С 1906 года Пришвин стал журналистом, печатался в известных газетах, часто выезжал в этнографические экспедиции в малоизученные места. Тогда-то и появились рассказы и очерки, которые прославили писателя как одного из самых больших знатоков русской природы. Уже после выхода первой книги, поэтичной, очень эмоциональной – «В краю непуганых птиц» (1907), – Пришвин получил признание как учёный, был избран действительным членом Российского географического общества. Первозданная, сказочная красота природы стала его темой на всю жизнь. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим».

Для детей Пришвин стал писать в 20-е годы XX века. Несколько поколений выросли на его книгах, таких как «В краю дедушки Мазая», «Дедушкин валенок», «Кладовая солнца», «Золотой луг».

Чудесами наполнены все истории Пришвина и особенным, тонким юмором – словно спрятанным от невнимательных глаз, как лёгкая тень улыбки мудрого философа, каким он и был на самом деле.

В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая, что и белый-то хлеб не берёт», автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным.

Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России особенно интересны писателю. Это и есть главные герои его сказочных историй.

Красоту природы видит писатель в самых обычных её обитателях, которых мы зачастую не замечаем. Каждую весну мы топчем одуванчики, плетём из них венки и, подобно мальчишкам из рассказа «Золотой луг», «фукаем» белыми парашютиками… А вот главный герой рассказа узнал о тайне одуванчиков. Оказалось, что одуванчик, похожий на солнышко, ложится спать и встаёт вместе с детьми.

За долгую жизнь Пришвин написал много. Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».

Ольга Корф

Дом на колёсах

Рассказы

Дом на колёсах

Устроить себе дом на колёсах мне помог один журнал, с которым мы заключили такой договор: я буду писать о своём путешествии, а журнал мне за это поможет устроить дом на колёсах. Вскоре после заключения договора мне прислали грузовик «ГАЗ», полуторатонку, и я стал обдумывать, как бы на этом грузовике устроить себе охотничий домик и уехать на нём в путешествие ранней весной и до глубокой осени.

После нескольких совещаний со столярами и плотниками я решил себе устроить нехитрый кузов из двойной фанеры.

Мастера мне скоро сделали такой домик с выдвижными щитами для окон: задвинешь щитки – и в домике делается полная тьма, необходимая мне для фотографических работ.

Округлый верх домика мы покрыли ещё хорошей клеёнкой и весь домик окрасили в защитный зелёный цвет, чтобы можно было в лесах затаиваться и не пугать птиц и зверей.

Когда зелёный домик был готов и краска совершенно просохла, мы установили его на машину, боковинки ящика грузовика плотно прикрепили железными скобами к стенкам домика, и дом на колёсах был готов… Но только окнами да крышей это было похоже на дом, остальное – машина, состоящая из двух частей: передней, моторной, и соединённой с ней тонкой переслежинкой огромной грузовой части.

А ещё больше, чем на машину, мой домик на колёсах был похож на какое-то длинное расчленённое зелёное насекомое.

Управление машиной мне было хорошо известно самому, и брать шофёра было незачем. Мы уложили ружья, резиновые лодки, припасы, усадили собак и уехали в край дедушки Мазая.

Этот край, описанный поэтом Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», находится недалеко от города Костромы, и река там течёт, наша Волга.

Ранней весной, в половодье, Волга до того переполняется водой, что ей уже некуда принимать в себя воду притоков. Напротив, лишняя вода из Волги выливается.

Вот тогда все реки, текущие в Волгу, повёртывают свою воду назад и текут обратно, и весь низменный край покрывается водой и становится похожим на море.

Когда прибывает вода, то, конечно, она сначала заливает места более низкие, и земля становится похожа на тело, покрытое бесчисленными глазками и жилками. А после, когда много прибудет воды, всё превращается в море с бесчисленными островами.

Мало-помалу и острова исчезают, и только самые высокие места не заливаются и остаются островами всё время разлива Волги.

Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери: лоси, медведи, волки, лисицы, разные мышки, букашки, всякие зайчики, горностайчики…

Тут есть на что посмотреть.

Мы приехали сюда ещё по морозу и в ожидании весны поставили свой дом на колёсах на самое возвышенное место.

Тут мы устроились лагерем.

Когда было холодно, мы согревали изнутри свой домик двумя керосинками, и спать было очень тепло.

Когда же кончились морозы и разлилась вода, в небольшом домике спать можно было и без керосинки. А когда стали одеваться деревья, мы надули две наши резиновые лодки, над ними раскинули палатку и спали в этих лодках, как на самых мягких и удобных кроватях.

В рассказе Михаила Пришвина "Лисичкин хлеб", присутствует всего два героя: некий "Я" и Зиночка. Про "меня" в рассказе почти ничего не говорится. Но есть Зиночка - милая девочка, которая познаёт мир, получает знания от "меня", и не любит хлеб, который есть у неё дома.

Как-то раз, "я", пришёл с леса, и в кармане у "меня" было много ягод, про которые "я" с удовольствием рассказал Зиночке. Но ещё, я забыл кусочек хлеба, у себя в кармане, его я взял, чтобы не остаться голодным, но так и не съел его. Достав его, Зиночка спросила - откуда у меня из леса хлеб, на что я ответил, что нашёл его в лесу, ведь есть заячья капуста, значит есть и лисичкин хлеб.

Зиночка, с удовольствием съела этот кусочек, ведь он был Лисичкин, а не свой, как думала Зиночка. А ведь, то что Зиночка, съела кусок, и ей понравилось, говорит о проблематике современного общества, которое лучше съест много бесплатного, чем немного своего. Это значит, что люди ещё до современного времени начали проявлять жадность, и это можно назвать ужасным явлением, ведь скоро люди могут совсем стать настолько жадными, что их уже не получится остановить. Чувство чего-то бесплатного - губит людей, они скоро могут начать убивать друг друга, лишь бы получить какую-нибудь выгоду. Именно, Михаил Пришвин, попытался нам это показать, но к сожалению современное общество уже достигло этой макушки айсберга, которая их самих и погубит. Зиночка, конечно тоже, думала, что у других лучше своего, но на самом деле, это просто чувство жадности проявило в ней любовь к хлебу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пришвин. Все произведения

  • Берестяная трубочка
  • Лисичкин хлеб
  • Утята и ребята

Лисичкин хлеб. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Аверченко О шпаргалке

    Шпаргалка давняя находка людей познающих основы школьных знаний в переводе с санскрита этот листок с написанными на нем письменами переводится как потайной, скрытый от глаз документ.

  • Краткое содержание Илья Эренбург Оттепель

    Наконец пришло время, когда можно в слух говорить и писать обо всем не боясь репрессий. В одном из городов достаточно большом проходила презентация книги одного молодого

  • Краткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера

    Данная опера состоит из трех актов, где и развиваются все события, которые происходят с актерами. Все происходит во времена когда правил Генрих Птицелов. Это примерно семнадцатый век.

  • Пикуль

    Все произведения популярного писателя советской литературы Валентина Саввича Пикуля в той или иной мере связаны с историей Российского Государства. Начиная с первого большого произведения 1954 года «Океанский патруль»

  • Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке или Золотая рыбка Пушкина

    Около синего моря живут старик и старуха, в землянке. Старик ловит неводом рыбу, тем и живут. Один раз пошёл старик ловить рыбу. Несколько раз закидывал невод и ничего не словил. В третий раз закинул, попалась ему рыбка золотая.

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева, как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста...

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб.

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас. Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Все же приятно читать сказку "Лисичкин хлеб" Пришвин М. М. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных - вторых. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка "Лисичкин хлеб" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

О днажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!


«