Сценарий всекубанского классного часа в 8 В классе

Классный руководитель: Долгая Ольга Константиновна

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю, бережного и трепетного отношения к прошлому Краснодарского края, к его славной истории, чувства гордости за людей, прославивших Кубань.

Оборудование : мультимедиа, выставка книг кубанских поэтов и писателей, символика края, рисунки учащихся, дневник кубанского школьника.

Ход классного часа:

    Вступительное слово учителя, эвристическая беседа:

Вот они - последние страницы,-
и вся Кубань встает перед тобой.
Ты видишь, как пшеница золотится,
ты слышишь, как о берег бьет прибой...
И если даже родом ты не здешний,
однажды побывав у нас, поймешь,
какой природой славен край наш вешний,
какой красой особенно хорош.
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает...
Но самый ценный капитал Кубани -
простой и скромный труженик-народ.

Виктор Подкопаев

В этих строках безграничная любовь к Кубани, которую прославляют наши земляки и трудятся на благо нашей малой родины.

И вот сегодня я предлагаю вам вспомнить прошлое нашей славной родины Кубани, поговорить о настоящем, соприкоснуться с будущим… Конечно же, на сегодняшнем классном часе мы поговорим о тех людях, кто прославили Кубань. Ведь тема уже традиционного единого всекубанского классного часа «ИМЯ КУБАНИ».

А поможет нам в этом ДНЕВНИК КУБАНСКОГО ШКОЛЬНИКА.

Ребята, а что вы знаете о символах Краснодарского края?

Я предлагаю вам открыть форзац дневника и обратить внимание на символику нашего края (также на стенде).

Что вы можете сказать о гербе Краснодарского края?
- Что вы знаете о цветовой символике флага Краснодарского края?

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О КОНСТАНТИНЕ ОБРАЗЦОВЕ

(ВСЕ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ БРАЛИ ИЗ РАЗНЫХ ВЫПУСКОВ КУБАНСКОГО ШКОЛЬНИКА)

Это первое имя, прославившее наш край.

Как вы думаете, из чего складывается доброе и славное имя, о котором говорят из поколения в поколения?

Конечно, из истории героических имен и событий нашего края.

А какое оно имя Кубани? Патриотическое. Трудовое. Боевое. Духовное имя Кубани.

    Основная часть классного часа:

Долгим, нелегким был путь становления нашего края. Это целая лента времен, где были свои события и герои. Итак, экскурс в прошлое казачьего края, в начало двадцатого века…

Кубань - могучая, развивающаяся окраина Российской империи. Опора государства - казаки, настоящие воины и труженики.

Ребята, а кого из славных казаков вы помните? (учащиеся отвечают, они должны вспомнить Антона Головатого, Захара Чапегу, Савву Белого).

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

В начале двадцатого века богатство Кубани, по словам историков, очевидно: беспредельные поля. В это время сооружаются морские порты, появляются железные дороги. Но революция и гражданская война вовлекли край в братоубийственную схватку, повернули вспять его мирную благодатную жизнь, поставили казачество перед серьезным испытанием.

После гражданской войны Кубань становится советской, строит новую жизнь, добивается успехов, преодолевает трудности.

Ребята, а вы помните, когда был образован наш край?

Продолжим нашу ленту времен… Летом 1942 года на территорию нашего края вторглись фашисты. Кубанцы героически защищали страну и родной край. Осенью 1943 года немцев изгнали с кубанской земли. О тех трудных годах мы знаем из книг и из воспоминаний славных земляков.

Ребята, а кого из героев - кубанцев времен Великой Отечественной войны вы знаете? (БРЕУС СТЕПАН ЛАВРЕНТЬЕВИЧ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГРЕЦКИЙ, ЛИПУНОВ ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ, ИВАН ТРОФИМОВИЧ ЕРЕМЕНКО, САВИТСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ идр.)

Были среди этих героев и ваши прадеды.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Восстанавливать разрушенное хозяйство принялись с первых дней освобождения Кубани.

Прошли годы. Наша Кубань стала благодатным, щедрым, цветущим краем. Ее современные красивые города, раздольные поля, полноводные реки, высокие горы известны далеко за пределами края. А сколько людей прославили наш край! Казаки, военные, ученые, спортсмены, деятели искусства, труженики сельского хозяйства и даже космонавты…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Ребята, а кто прославляет, на ваш взгляд, нашу Кубань сегодня? Может быть, эти люди живут рядом с нами, в нашей станице Павловской? (Учащиеся отвечают).

Нельзя не вспомнить, что в 2014 году Краснодарский край в городе Сочи принимал участников зимней олимпиады. Это была еще одна славная страница в истории Кубани, потому что появились ее молодые герои. А на Олимпийских играх в Рио выступило 20 спортсменов, представляющих Краснодарский край.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Сегодня мы попытались создать портрет Кубани в именах известных людей. В нем перекликаются история и современность, прошлое, которым мы гордимся, и настоящее, которые мы с вами создаем.

Как вы думаете, нужно ли нам знать имена Кубани? (мнение детей).

Коллективный проект:

Ребята, в этом году в крае проходит акция «Имя Кубани» по нескольким направлениям:

1. «Молодое имя Кубани».

2. «Патриотическое имя Кубани».

3. «Трудовое имя Кубани».

4. «Боевое имя Кубани».

5. «Духовное имя Кубани».

Вы тоже можете принять участие в этой акции и отдать свой голос герою Кубани, который, на ваш взгляд, прославил нашу Родину.

Вам по 13-14 лет… А в будущем вы сможете прославить Кубань? Как? (ответы учащихся).

А что для этого нужно? (ответы учащихся)

Чтобы добиться высоких результатов, стать героем своего времени, нужно, наверное, поставить цель, задачи, а потом и будет результат. Я предлагаю вам сегодня изготовить символ Кубани – подсолнух (каждый ребенок в центре подсолнуха пишет свое имя, собирается единое поле из подсолнухов – имена Кубани). На каждом лепестке подсолнуха ребята записывают предложения о том, что необходимо им сделать, чтобы прославить Кубань.

И именно от нас зависит – каким будет наш прекрасный край завтра. Имя каждого из нас может прославить родной дом, родную улицу, станицу и даже весь Краснодарский край. Ведь ваш сегодняшний труд – хорошая учеба, помощь близким и нуждающимся людям, активность в спорте, крепкая дружба - это вклад в будущее Краснодарского края.

Заключительное слово:

1-й ведущий: Каждый из нас – наследник нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений.

2-й ведущий: Кубань недаром называется жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.

3-й ведущий: Нам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о тружениках и защитниках Кубани.

4-й ведущий: Нам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершенствовать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Учитель: Пройдет совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани».

Слайд 1

Подготовила и провела учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 г. Курганинска Кочеткова Е.Г.
Единый Всекубанский классный час по теме: «Имя Кубани»
01.09.2016г.
Край родной!.. Сады твои и нивы, Цепи гор, седая даль морей... Был бы ты, а мы-то будем живы Щедростью и радостью твоей. Иван Варавва

Слайд 2

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников. Познакомить учащихся с творчеством Кубанского поэта Ивана Варавва.

Слайд 3

Учитель: Ребята! Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день. С праздником Вас! С Днем Знаний! Этот праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Прошли веселые каникулы, и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году. Каждый год 1 сентября миллионы мальчишек и девчонок в разных уголках нашей страны идут в школу, начиная и продолжая путь в страну знаний. На Кубани более 1000 школ. В них обучаются более полумиллиона ребят. Сегодня по всему нашему краю, для всех учеников будет проведен первый урок – урок гражданственности и патриотизма: «Имя Кубани».
Ученик читает стихотворение И. Варавва

Слайд 4

Кубань - наш общий дом
Люблю тебя, мой солнечный простор, Мое неповторимое сказанье: Размашистые станы синих гор, Седая даль желтеющей Кубани. Под камышовой крышей вырос я, Собрав пути ушедших поколений. И нет мне в жизни этой забытья От дум твоих, от песен и волнений. И. Варавва

Слайд 5

Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Наш край особенный, и имя ему - Кубань.
У каждого на свете есть, наверно, любимый уголок земли. Любимый уголок земли называют малой родиной. Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание, мировоззрение. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире.

Слайд 6

Много талантливых и знаменитых людей взрастила Кубань. Одни пишут стихи, прославляя наш край, другие трудятся в поле и в садах, собирая невиданные урожаи, третьи строят красивые архитектурные сооружения, украшая наши города, а кто-то приносит славу нашему краю, собрав всю волю, все силы, чтобы победить в упорной борьбе.
Просмотр слайдов «Имена Кубани»

Слайд 7

Очеретный Валерий Иосифович 1970-1995 Командир танкового взвода в Чечне Герой России (посмертно)
Проценко Олег Петрович 1979-1999 Спецназ (Дагестан) Герой России (посмертно)

Слайд 8

Волосожар и Траньков выступают в паре с 2010 года, за это время спортсмены стали победителями Олимпиады в Сочи в личных и командных... Максим Траньков и Татьяна Волосожар: Кубань совершила большой рывок в фигурном катании.

Слайд 9

Наш классный час сегодня, мы посвятим знаменитому человеку, кубанскому поэту - Ивану Федоровичу Варавве.

Слайд 10

У каждого человека, а у поэта особенно, есть на карте своя обетованная земля, свой единственный, неповторимый, заповедный край - главный родник творческого вдохновения. Такой землей и источником вдохновения для Ивана Федоровича Вараввы стала Кубань. Потомок старинного казачьего рода. Родился поэт 5 февраля 1925 года в слобо­де Ракова, (ныне город Новобатайск) Самарского района Ростовской облас­ти. Деда его, отказавшегося вступить в колхоз, раскулачили и сослали на Север. Отец Ивана ушел на заработки в го­род, а мать, забрав двух малолетних ребят, вернулась на Кубань в станицу Кущевскую. В 1932 году семья переехала в станицу Староминскую. Здесь, на берегу тихой, степенной речки Сошки прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи. Как и многие сверстники, был Иван романтиком, мечтателем. Но грянула война. На германскую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. Но лишь в 1942 году, когда передовая приблизилась к Кубани, вражеские самолеты летали над станицей, слышался гул артиллерийских орудий, семнадцатилетнего паренька - добровольца зачислили красноармейцем. Он прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев на Тамани станицы, до Берлина. Бои, походы и переходы, ранение, контузия, гибель друзей... Много испытаний выпало на долю молодого солдата. При прорыве «Голубой линии» был тяжело ранен. После выздо­ровления освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. Войну окончил в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и многими медалями.

Слайд 11

Судьба сложилась так, что и после Победы сержант Варавва поступил в Литературный институт. После успешного окончания учебы в 1953 г. И. Варавва возвратился в станицу Староминскую. Вскоре его пригласили работать в отдел литературы и искусства краевой газеты "Советская Кубань", одновременно он с увлечением писал стихи. Центральные газеты и журналы охотно публиковали стихи И.Вараввы. Всю свою жизнь он записывал песни кубанских казаков, их яркие рассказы, воспоминания, веселые байки. То была питательная почва для его поэзии. Поэзия И.Вараввы светлая, мужественная и жизнеутверждающая. По своему содержанию она многопланова и многообразна. Герой поэта - труженик, мастер своего дела, человек, который выращивает хлеб, создает машины, штурмует науку. Задушевная лиричность в поэзии И.Вараввы перекликается с чувством высокой гражданственности и патриотизма. И. Варавва - автор многих песен, что поются по России и почитаются, как народные. Иван Федорович Варавва является автором более тридцати книг, изданных в Москве и на Кубани. Его произведения: стихи, баллады, песни, драмы - эмоциональные, лиричные, патриотичные, - очень полюбились читателям. Глубиной, самобытностью, исторической достоверностью и красочностью поэтической палитры И. Варавва внес в русскую поэзию свою особую живую струю, взлелеянную кубанскими мотивами. Более полувека на кубанской земле плодотворно трудился поэт, фольклорист, драматург и литературный переводчик Иван Фёдорович Варавва. Его творчество яркое и уникальное по достоинству оценено многими литературными премиями России и Кубани. Иван Фёдорович ушёл из жизни 13 апреля 2005 года. Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 18.01.2008 г. № 22р Краснодарской краевой юношеской библиотеке было присвоено имя поэта.
.
Композитор Илья Петрусенко и поэт Иван Варавва, 1999год

Слайд 12

Слайд 13

Чтение стихотворений поэта
Разгулялась по свету метелица... Иван Варавва Разгулялась по свету метелица, Не уймётся, не стихнет никак, А мне помнится, а мне верится - На коне я, кубанский казак!.. Над тихою Эльбой... Иван Варавва Над тихою Эльбой Пожар догорал, Над тихою Эльбой Казак умирал. Парнишка бедовый, Казак молодой - В густую пшеницу Упал головой... Он глазом окинул Простор ветровой, И стала та Эльба Кубанской Лабой.

Слайд 14

Все, чем жив, что ведаю и знаю... Иван Варавва Все, чем жив, что ведаю и знаю, Что добыл в походе и в бою, Моему отеческому краю В доброе наследство отдаю. Отдаю весну родной станицы, С грозовою верностью сердец, Зрелый колос радужной пшеницы И цветок казачий воронец. Край родной!.. Сады твои и нивы, Цепи гор, седая даль морей... Был бы ты, а мы-то будем живы Щедростью и радостью твоей. Чем богат, что ведаю и знаю. Что добыл в походе и в бою - Дорогому солнечному краю В вечное наследство отдаю.

Слайд 15

Ребята, именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли, ее истории культуры всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам наследникам земли отцов нужно бережно хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о защитниках Кубани. Вам преумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле. Вот и подошёл к концу наш классный час. Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину, свято храните традиции своего народа, ведь недаром говорят: "Казацкому роду нэма переводу". Каждый должен подумать, а что сделаю я для своей Родины? Кубанцы говорят: "Если есть на Земле рай - это Краснодарский край!" Вам, ребята, нужно защитить и сохранить казачий край, делами приумножить его красоту и богатство!

Слайд 16

Слайд 17

Итог классного часа. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? В конце нашего классного часа предлагаю вам послушать песню «На Кубани мы живём» в исполнении Кубанского казачьего хора.

Слайд 18

Спасибо за внимание!
Звучит молодежный Гимн Кубани

Анатолий Николаевич Березовой

(11.04.1942, пос. Энем, Республика Адыгея)

Герой Советского Союза, вице-президент Федерации космонавтики России, почетный гражданин Кавказского района

Кубань гордится именами выдающихся исследователей космоса. Это и Н. Г. Чернышев, и Ю. В. Кондратюк, и Г. Я. Бахчиванджи. В одном ряду с ними – имя летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового.

В начале 1960-х гг. Березовой работал на заводе. Полет Юрия Гагарина перевернул всю его судьбу. Он решает стать космонавтом.

Путь к мечте занял 12 лет. И вот – первый в мире длительный космический полет, который продолжался 211 дней! Экипаж корабля под руководством Березового выполнял астрофизические, медицинские и биологические исследования, изучал поверхность Земли, усовершенствовал работу аппаратуры орбитальных станций. Члены экипажа выходили в открытый космос – ремонтировали внешнюю поверхность станции, выводили на орбиту искусственные спутники.

А на земле Анатолий Николаевич готовил космонавтов к полетам, создавал службу космических спасателей.

Сегодня Анатолий Николаевич Березовой – полковник в отставке. Живет в Звёздном городке под Москвой. Он ведет большую общественную работу, сотрудничает с учеными института мониторинга земель и косистем, работает над сохранением кубанских черноземов, часто бывает у нас на Кубани.

Аким Дмитриевич Бигдай

(3.09.1855 – 17.11.1909)

В истории кубанской культуры Аким Дмитриевич Бигдай – личность замечательная, редкостная, необыкновенная. Он родился в станице Ивановской, в семье дьячка местной церкви. Получив юридическое образование в Одессе, возвратился на Кубань, где с 26 июля 1888 года он был мировым судьёй в Екатеринодаре.

Много сил и энергии А. Д. Бигдай отдавал делам общественным: был членом екатеринодарской городской думы, председателем благотворительного общества, директором попечительного комитета по тюрьмам, учредителем исправительного приюта, собирал средства в пользу голодающих. Помимо этого, работал в Кубанском экономическом обществе и в областном статистическом комитете. Был избран председателем екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Одним словом, не было такого общественного дела, на которое бы активно не откликнулся этот человек.

Аким Дмитриевич всей душой любил музыку, хотя не получил специального музыкального образования, играл и на скрипке, и на фортепиано. Им написано несколько музыкальных произведений, в том числе и музыка к пьесе кубанского писателя, атамана Черноморского казачьего войска Я. Г. Кухаренко «Черноморский побыт».

И всё же главным в его жизни было собирание и популяризация народных песен Кубани. Аким Дмитриевич начал записывать услышанные старинные мотивы, собирать песенные тексты с молодости. Привлекал к записи песен своих многочисленных родственников, друзей, знакомых и даже первых встречных на улице, кто помнил дедовские напевы. И люди охотно отзывались на его просьбы. Он исколесил всю Кубань, встречался с десятками исполнителей, слушал хоровые коллективы, записывал свадебные песни. В издаваемых сборниках песни классифицировались по жанрам: военно-походные, бытовые, острожные и т. д.

Беспощадное время предало забвению добрые дела Акима Дмитриевича Бигдая, совершенные им во имя блага кубанцев, но остался один вечный памятник ему – сборник «Песни кубанских и терских казаков». Этот уникальный труд, завещанный грядущим поколениям, продолжает служить людям.

В 1992 и 1995 годах были изданы два тома «Песен кубанских казаков» А. Д. Бигдая под редакцией В. Г. Захарченко – художественного руководителя Кубанского академического казачьего хора. Песни эти живут теперь в репертуаре хора.

Антон Андреевич Головатый

(1732 или 1744, Полтавская губерния – 28.01.1797, Персия)

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.

Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым».

Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.

Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани.

Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань, исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.

Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.

26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход», но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.

Имя Антона Головатого и сегодня помнят на Кубани.

Евгения Андреевна Жигуленко

(1920 – 1994)

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка

(325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 г. в Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в г. Тихорецке Краснодарского края, училась в дирижаблестроительном институте (в дальнейшем Московский авиационно-технологический институт).

Е. А. Жигуленко окончила школу лётчиков при московском аэроклубе. В Красной Армии она находилась с октября 1941 года. В 1942-м окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года.

Евгения Жигуленко, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Ещё школьницей Женя решила закончить за год два класса. Все лето провела за учебниками и успешно сдала экзамены. Из седьмого класса – сразу в девятый! В десятом классе написала заявление с просьбой зачислить её слушательницей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Ей ответили, что женщин в академию не принимают.

Другая бы успокоилась и стала искать себе иное занятие. Но не такой была Женя Жигуленко. Она пишет горячее, взволнованное письмо наркому обороны. И получает ответ, что вопрос о её приёме в академию будет рассмотрен, если она получит среднее авиационно-техническое образование.

Женя поступает в московский дирижаблестроительный институт, и одновременно заканчивает Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.

В начале войны Евгения Андреевна предпринимает настойчивые попытки попасть на фронт, и её усилия увенчались успехом. Она начинает службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским краснознамённым ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. Три года провела отважная лётчица на фронте. За её плечами 968 боевых вылетов, после которых горели вражеские склады, автоколонны, аэродромные сооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды.

После войны Евгения Жигуленко ещё десять лет отдала службе в Советской Армии, закончила Военно-политическую академию, затем работала в учреждениях культуры Кубани. Многогранность натуры Евгении Андреевны проявилась в том, что она освоила ещё одну профессию – кинорежиссёра. Первый её полнометражный фильм «В небе “ночные ведьмы”» посвящен подругам-лётчицам и штурманам прославленного полка.

Виктор Гаврилович Захарченко

Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе. (В. Г. Захарченко).

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Отца будущий композитор потерял рано, он погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Па­мять о матери, Наталье Алексеевне, осталась в запахе хлеба, который она пекла, во вкусе ее самодельных кон­фет. В семье было шестеро детей. Мама всегда работа­ла, а работая, обычно пела. Эти песни так естественно входили в детскую жизнь, что со временем стали духов­ной потребностью. Мальчик заслушивался свадебными хороводами, игрой местных гармонистов-виртуозов.

В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Красно­дарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стал студентом Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете хорово­го дирижирования. Уже на 3-м курсе В. Г. Захарченко пригласили на высокую должность - главного дириже­ра Государственного Сибирского народного хора. По­следующие 10 лет работы на этом посту - целая эпоха в становлении будущего мастера.

1974 год - переломный в судьбе В. Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится худо­жественным руководителем Государственного Кубан­ского казачьего хора. Началась счастливая и вдохно­венная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара, создание научно-методической и концертно-организационной базы. В. Г. Захарченко - создатель Цент­ра народной культуры Кубани, детской школы искусств при Кубанском казачьем хоре. Но главное его детище - Государс­твенный Кубанский казачий хор. Хор достиг ошеломляющего ре­зультата на многих площадках мира: в Авс­тралии, Югославии, Франции, Греции, Чехословакии, Америке, Японии. Дважды, в 1975 и 1984 годах, он побеждал на Всероссийских конкурсах Государственных русских народных хоров. А в 1994 году получил высшее звание - академи­ческий, был удостоен двух Государственных премий: России - им. М. И. Глинки и Украины -им. Т. Г Шевченко.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни, гражданской от­ветственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора За­харченко.

В последние годы он расширяет свой музыкальный и тематический диапазон, идейную и нравственную направленность творчества. По-другому зазвучали строки стихов Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали уже тес­ными. Создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились поэмы «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатова), новые редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия его произведений говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

В. Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные ду­ховные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это един­ственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно – исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанской станицы; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок и народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.

Фёдор Акимович Коваленко

В историю нашего края Фёдор Акимович Коваленко вошёл как коллекционер и меценат, создатель картинной галереи, ныне художественного музея.

Он родился 16 мая 1866 года на Полтавщине в многодетной семье. Окончив местное училище и не имея возможности продолжить образование, в 1881 году с отцом и братьями переехал в Екатеринодар, где устроился на работу в бакалейный магазин.

На скудные заработки Фёдор Акимович Коваленко покупал недорогие картины, этюды, старинные вещи, монеты и постепенно создавал интересную коллекцию. Он признавался, что «на покупку картин утрачивал все свои средства». Уже в 1890 году Фёдор Акимович устроил первую выставку.

Спустя 10 лет Фёдор Акимович подарил свою коллекцию городу. А уже в 1907 году город арендовал под картинную галерею красивый двухэтажный особняк инженера путей сообщения Шарданова.

С 1905 года Фёдор Акимович ежегодно, весной и осенью, организовывал выставки картин русских и украинских художников. В 1909 году создал художественный кружок, почётным президентом которого был избран И. Е. Репин.

В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус».

Торговые дела у Коваленко шли плохо, приходилось постоянно конфликтовать с городской думой. Это требовало много сил и здоровья. В 1919 году сыпной тиф унёс из жизни кубанского Третьякова.

В 1993 году Краснодарскому краевому художественному музею было присвоено имя Ф. А. Коваленко.

Супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан

Супруги Кирлиан – ученые с мировым именем – уроженцы Кубани.

Долгие годы они жили и трудились в Краснодаре. Семен Давидович родился в Екатеринодаре 20 февраля 1898 года в многодетной армянской семье. Мальчик обладал абсолютной музыкальной памятью и слухом, мечтал стать пианистом, но начавшаяся первая мировая война прервала его учебу. 19-летний юноша был отправлен в Тифлис. В декабре 1917-го вернулся на Кубань и поступил электриком-водопроводчиком на завод И. А. Ярового.

В эту пору на жизненном пути С. Д. Кирлиана встретилась красивая девушка – дочь священника станицы Новотитаровской Хрисанфа Лукича Лотоцкого Валентина (родилась она 26 января 1901 года). В 1911 году Валентину Лотоцкую, десяти лет от роду, отвезли в Екатеринодар и устроили в Епархиальное женское училище. Окончила училище в 1917 году. Освоила профессию машинистки. Тогда и встретила Семена Кирлиана.

В. Х. Кирлиан занималась педагогикой и журналистикой, С. Д. Кирлиан – электромеханикой. Мастерскую на улице Карасунской, где он работал, хорошо знали горожане: там можно было быстро, добротно и за бесценок отремонтировать с годовой гарантией любой электронагревательный прибор.

Неугомонный изобретатель в 1941 году предлагает электроэкран, используемый в душевых для обработки и обезвреживания людей, пораженных отравляющими газами. В годы войны им были сделаны и другие рационализаторские предложения. После освобождения Краснодара Кирлиан активно участвует в восстановлении машинного оборудования на заводах.

В послевоенные годы Семен Давыдович изобретает новый способ получения изображения объектов живой и неживой природы с помощью разряда, то есть без применения фотоаппарата.

Были получены первые уникальные снимки объектов неживой и живой природы с использованием «токов высокой частоты». Затем в содружестве с женой Валентиной Хрисанфовной начались удачные усовершенствования, оригинальные научные опыты. Только тщательно проверив и экспериментально доказав на тысячах снимках реальность разрабатываемого ими способа, супруги Кирлиан решили оформить его юридически.

2 августа 1949 года, в 16 часов 30 минут, был нотариально заверен первый снимок, полученный экспериментаторами. 5 сентября способ был заявлен и оформлено авторское свидетельство.

Супруги Кирлиан являются редкими самородками: они создали оригинальную методику получения изображения с помощью разряда в газе, который сейчас находит применение в промышленности, в биологии и медицине – это новый способ диагностики и контроля. А также совершили редкое открытие, предложив механизм газового питания растений.

Об «эффекте Кирлиан» узнал весь ученый мир нашей планеты. Краснодар, где жили и работали исследователи, привлек внимание не только отечественных научных учреждений, но и многих зарубежных институтов, лабораторий и исследовательских центров. Супруги вели обширную деловую переписку со 130 городами мира.

Елизавета Юрьевна

Кузьмина-Караваева

(мать Мария)

1891 – 1945

Поэт, философ, публицист, общественно-религиозный деятель

С детства Лиза жила с родителями в Анапе, увлекалась стихами Лермонтова, Бальмонта. Сама писала блестящие сочинения на гимназические темы, выдумывала различные рассказы для своих сверстников. Это были её первые творческие пробы, по-детски непосредственные и наивные, но и они уже свидетельствовали о её незаурядных способностях.

После неожиданной смерти отца, мать переехала с дочерью в Петербург, к своей сестре.

По окончании частной гимназии Елизавета училась на философском отделении бестужевских курсов. В 1910 году вышла замуж за Д. В. Кузьмина-Караваева. Входила в «Цех поэтов», который в 1912 году издал её первую книгу стихов «Скифские черепки». В книге отразились детские впечатления поэта, наблюдения за археологическими раскопками крымских курганов.

Елизавета Юрьевна дружила с Ахматовой и Городецким, гостила в Коктебеле у Волошина. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Александра Блока. Многие годы они состояли в переписке…

Кузьмина-Караваева была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской Духовной академии.

В 1923 году Кузьмина-Караваева переехала жить в Париж. Под псевдонимом Юрий Данилов опубликовала автобиографический роман о годах революции и Гражданской войны «Равнина русская: хроника наших дней». В 1929 году в Париже вышел ряд её книг: «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Хомяков».

Назначенная разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, Елизавета Юрьевна с 1930 года вела миссионерскую и просветительскую деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции.

В 1932 году она стала монахиней, приняв при постриге имя Мария – в честь Марии Египетской. Своё монашеское призвание видела в деятельной любви к ближним, прежде всего в помощи бедным. В середине 30-х годов мать Мария основала в Париже центр социальной помощи – братство «Православное дело», ставшее местом встречи многих писателей и философов. На улице Лурмель в Париже ею была оборудована церковь, в устройство которой мать Мария вложила свои художественно-декоративные, живописные и рукодельные способности: выполняла роспись стен и стекол, вышивала гладью панно.

После оккупации Парижа сотни евреев обращались к матери Марии за помощью и убежищем. Им выдавали документы, свидетельства о принадлежности к православному приходу на улице Лурмель, их укрывали. Во время массового еврейского погрома 1942 года, когда тысячи евреев, включая детей, были загнаны на стадион, Кузьмина-Караваева пробралась туда и спасла нескольких детей.

9 февраля 1942 года мать Марию арестовали за укрывательство евреев и отправили в концлагерь Равенсбрюк. Именно в этом лагере в газовой камере погибла мать Мария.

Задолго до гибели, ещё 31 августа 1934 года, она оставила в записной книжке запись: «…есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть». Не поддается сомнению то, что мать Мария придерживалась второго из названных «способов» жить, когда почти каждый день становится испытанием крепости веры, готовности безропотно нести тяжкий крест сострадания и святой, бескорыстной любви к ближнему. И это превратило её жизнь в настоящий подвиг.

Советское правительство признало заслуги матери Марии и посмертно наградило орденом Отечественной войны.

Канонизирована Константинопольским патриархом как преподобномученица в 2004 году.

Михаил Иванович Клепиков

(27.04.1927–26.03.1999)

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, заслуженный механизатор России, зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия

Все мы слышали крылатую фразу: «Кубань – житница России». Но высокие урожаи зависят не только от плодородия почвы, но и от людей, которые трудятся на земле.

Таким человеком был Михаил Иванович Клепиков. За доблестный труд на кубанских полях его уважали и ценили соотечественники, а зарубежные фермеры называли «свекловичным королем».

В 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Клепиков, пятнадцатилетний подросток, впервые сел на трактор. В 19 лет он уже был бригадиром в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района. Его почин под девизом «Земля соседа – не чужая земля» был подхвачен всей страной.

Бригада Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Применяя новые технологии, Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника, свеклы.

Труд, самозабвенный и неустанный, на благо Кубани снискал ему заслуженное призвание. Главным делом жизни Михаила Ивановича Клепикова была забота о земле, бережное отношение к ней.

До конца дней Михаил Иванович оставался верным своему призванию.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко

(1901-1973)

советский учёный-селекционер, академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда

Павел Пантелеймонович Лукьяненко родился 27 мая 1901 года в станице Ивановской Краснодарского края, в семье станичного атамана, потомственного казака Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко.

Детей своих Пантелеймон Тимофеевич воспитывал в труде, в строгости, в уважении к старшим, он старался дать сыновьям хорошее образование.

После окончания начальной школы Павел Лукьяненко поступил в Ивановское реальное училище, в 1918 году окончил его.

Интерес к сельскому хозяйству, к профессии селекционера определился у юноши еще в школьные годы и остался на всю жизнь. С юных лет он мечтал победить страшного врага пшеницы – грибную болезнь ржавчину, которая часто губила урожаи на богатой кубанской земле.

Осенью 1922 года, после демобилизации из Красной Армии, человек земли, выросший в станице – Павел Пантелеймонович Лукьяненко поступил в кубанский сельскохозяйственный институт, прошел практику на опытных полях «Круглика».

В 1926 году Павел Пантелеймонович получил диплом агронома-полевода, и начал работать на опытной сельскохозяйственной станции (ныне Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

Молодой селекционер много читал, изучал и размышлял о драгоценном злаке, о «красном хлебе», как его называли в народе, – о пшенице.

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. Павлом Пантелеймоновичем Лукьяненко создано 43 сорта.

П. П. Лукьяненко разработал научную программу селекции ржавчино-устойчивых сортов, обладающих продуктивным колосом, с высокими технологическими качествами.

Его вклад в развитие сельскохозяйственной селекционной науки высоко оценен как на Родине, так и за рубежом. Павел Пантелеймонович Лукьяненко был почетным членом иностранных академий наук: Болгарии, Венгрии, Германии, Швеции. Он лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями.

Дело учёного живёт в золотом пшеничном колосе, и продолжено благодарными учениками – большим коллективом селекционеров Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П. П. Лукьяненко.

Константин Николаевич Образцов

Все мы знаем слова гимна Краснодарского края. Автор этого шедевра – походный священник 1-го Кавказского полка Константин Оборазцов. Песня написана вдохновенно, залпом, видимо, в час затишья, перед боем, и посвящена казакам «в память боевой их славы». Константину Образцову принадлежат еще несколько казачьих песен, посвященных казакам его полка.

Константин Образцов родился 28 июня 1877 года на Волге, в городе Ржеве Тверской губернии, где отец его Н. Д. Образцов, служил на Рыбинско - Бологоевской железной дороге. Дед Образцова был священником, да и родной его отец учился в духовной семинарии.

В 1882 году Н. Д. Образцов с семьей переехал на Кавказ, в Тифлис. Здесь от простуды скончалась матушка и дети остались без присмотра и заботы. Отец женился вторично на грузинке Ефросинии Мерабовне Цкитишвили. Эта женщина оказала на маленького Константина огромное влияние, способствуя пробуждению и воспитанию в ребенке религиозного чувства.

После окончания городского училища К. Образцов поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка. Помогли ему усовершенствовать литературный стиль. В 1902 году К. Образцов женился. И женитьба как бы дала ему «второе зрение», укрепила нравственную основу, освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же в нем созрела давняя мечта посвятить себя служению церкви. Жена поддержала этот его порыв. Константин расстался с университетом и 13 июня 1904 года принял духовный сан.

В 1909 году К. Образцов занял место приходского настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий, 1910 год оказался для него годом тяжкого горя: отец К. Образцов одновременно потерял двух своих детей.

В 1912 году священник К. Образцов перешел в военное ведомство и получил новое назначение в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. Однако, находясь на военной службе, Константин Образцов не прерывал своей литературной работы. Он публикует новые стихи в духовных журналах и газетах «Русский паломник», «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский листок» и других.

18 октября 1914 года Турция объявила войну России. Так начался бесконечный боевой поход 1-го Кавказского полка по полудикой, гористой местности, поход, полный невзгод и лишений, мук и потерь. Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой и бивуачной жизни, ютясь то в палатке, то в землянке, наскоро вырытой. Отец Константин напутствовал смертельно раненных, дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина. Именно к таким стихам относятся произведения «Находка», «Мировая битва», «Отцовский привет кубанцу» - в память взятия Эрзерума. Когда эта радостная весть пришла в станицы –

В 1916 году, в день Святой Пасхи, выпавшей на 10 апреля, отец Константин Образцов в стихотворении «В день победы» пророчески говорил:

Трагична судьба К. Образцова: по одной из версий в 1917 году большевики убили его в Тифлисе. По другой, он скончался в Екатеринодаре, в доме полковницы М. И. Камянской от сыпного тифа. Но как бы то ни было, Константин Образцов с нами, в нашей памяти, душа его – в удивительной песне «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Она стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. По сообщению старожилов, музыку написал композитор и дирижер Войскового симфонического оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но, возможно, – музыку сочинил народ. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.

Презентация на тему: Единый Всекубанский классный час по теме: «Имя Кубани»



















1 из 18

Презентация на тему: Единый Всекубанский классный час по теме: «Имя Кубани»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников. Познакомить учащихся с творчеством Кубанского поэта Ивана Варавва.

№ слайда 3

Описание слайда:

Учитель: Ребята! Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день. С праздником Вас! С Днем Знаний! Этот праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Прошли веселые каникулы, и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году. Каждый год 1 сентября миллионы мальчишек и девчонок в разных уголках нашей страны идут в школу, начиная и продолжая путь в страну знаний. На Кубани более 1000 школ. В них обучаются более полумиллиона ребят. Сегодня по всему нашему краю, для всех учеников будет проведен первый урок – урок гражданственности и патриотизма: «Имя Кубани». Ученик читает стихотворение И. Варавва

№ слайда 4

Описание слайда:

Кубань - наш общий дом Люблю тебя, мой солнечный простор, Мое неповторимое сказанье: Размашистые станы синих гор, Седая даль желтеющей Кубани. Под камышовой крышей вырос я, Собрав пути ушедших поколений. И нет мне в жизни этой забытья От дум твоих, от песен и волнений. И. Варавва

№ слайда 5

Описание слайда:

Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Наш край особенный, и имя ему - Кубань. У каждого на свете есть, наверно, любимый уголок земли. Любимый уголок земли называют малой родиной. Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание, мировоззрение. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире.

№ слайда 6

Описание слайда:

Много талантливых и знаменитых людей взрастила Кубань. Одни пишут стихи, прославляя наш край, другие трудятся в поле и в садах, собирая невиданные урожаи, третьи строят красивые архитектурные сооружения, украшая наши города, а кто-то приносит славу нашему краю, собрав всю волю, все силы, чтобы победить в упорной борьбе. Просмотр слайдов «Имена Кубани»

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

У каждого человека, а у поэта особенно, есть на карте своя обетованная земля, свой единственный, неповторимый, заповедный край - главный родник творческого вдохновения. Такой землей и источником вдохновения для Ивана Федоровича Вараввы стала Кубань. Потомок старинного казачьего рода. Родился поэт 5 февраля 1925 года в слобо де Ракова, (ныне город Новобатайск) Самарского района Ростовской облас ти. Деда его, отказавшегося вступить в колхоз, раскулачили и сослали на Север. Отец Ивана ушел на заработки в го род, а мать, забрав двух малолетних ребят, вернулась на Кубань в станицу Кущевскую. В 1932 году семья переехала в станицу Староминскую. Здесь, на берегу тихой, степенной речки Сошки прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи. Как и многие сверстники, был Иван романтиком, мечтателем. Но грянула война. На германскую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. Но лишь в 1942 году, когда передовая приблизилась к Кубани, вражеские самолеты летали над станицей, слышался гул артиллерийских орудий, семнадцатилетнего паренька - добровольца зачислили красноармейцем. Он прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев на Тамани станицы, до Берлина. Бои, походы и переходы, ранение, контузия, гибель друзей... Много испытаний выпало на долю молодого солдата. При прорыве «Голубой линии» был тяжело ранен. После выздо ровления освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. Войну окончил в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и многими медалями.

№ слайда 11

Описание слайда:

Судьба сложилась так, что и после Победы сержант Варавва поступил в Литературный институт. После успешного окончания учебы в 1953 г. И. Варавва возвратился в станицу Староминскую. Вскоре его пригласили работать в отдел литературы и искусства краевой газеты "Советская Кубань", одновременно он с увлечением писал стихи. Центральные газеты и журналы охотно публиковали стихи И.Вараввы. Всю свою жизнь он записывал песни кубанских казаков, их яркие рассказы, воспоминания, веселые байки. То была питательная почва для его поэзии. Поэзия И.Вараввы светлая, мужественная и жизнеутверждающая. По своему содержанию она многопланова и многообразна. Герой поэта - труженик, мастер своего дела, человек, который выращивает хлеб, создает машины, штурмует науку. Задушевная лиричность в поэзии И.Вараввы перекликается с чувством высокой гражданственности и патриотизма. И. Варавва - автор многих песен, что поются по России и почитаются, как народные. Иван Федорович Варавва является автором более тридцати книг, изданных в Москве и на Кубани. Его произведения: стихи, баллады, песни, драмы - эмоциональные, лиричные, патриотичные, - очень полюбились читателям. Глубиной, самобытностью, исторической достоверностью и красочностью поэтической палитры И. Варавва внес в русскую поэзию свою особую живую струю, взлелеянную кубанскими мотивами. Более полувека на кубанской земле плодотворно трудился поэт, фольклорист, драматург и литературный переводчик Иван Фёдорович Варавва. Его творчество яркое и уникальное по достоинству оценено многими литературными премиями России и Кубани. Иван Фёдорович ушёл из жизни 13 апреля 2005 года. Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 18.01.2008 г. № 22р Краснодарской краевой юношеской библиотеке было присвоено имя поэта. . Композитор Илья Петрусенко и поэт Иван Варавва, 1999год

Единый всекубанский классный час 1 сентября 2016 года

«Имя Кубани»

Разработала Муравченко Наталья Александровна, учитель начальных классов БОУ СОШ № 38 ст. Нововеличковская, Динской район, Краснодарский край.

Тема : Путешествие по родной станице .

Класс : 1

Цель классного часа:

- привитие любви к родному краю, малой Родине и сопричастности к истории станицы.

- познакомить учащихся с историей станицы, её уникальными особенностями; развивать внимание, память, умение анализировать данные; воспитывать интерес к изучению истории родного края.

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки для творческой работы (цветы раскраски, заранее вырезанные ладошки, таблички со словами по содержанию классного часа), магнитики, магнитная доска, фотографии с видами любимых мест станицы, карта станицы.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    На доске – экране тема урока, эпиграф: СЛАЙД 4

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по – особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где по всему в прекрасном этом мире

По – детски чисто тянется душа.

Вадим Неподоба

    Вступительное слово учителя.

Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, дорогие ребята! Меня зовут Наталья Александровна, я ваша учительница. Я очень рада видеть вас у себя в гостях.

Сегодня 1 сентября, очень важный в вашей жизни день.

Скажите, пожалуйста, почему? (предположительные ответы учащихся: стали учениками).

К этому замечательному дню готовилась каждая семья. Сегодня вы услышали уже много поздравлений.

3. Знакомство.

А теперь я хочу познакомиться с вами. У меня есть замечательный воздушный шарик. Он нам и поможет познакомиться. Мы будем передавать шарик друг другу, тот, у кого он окажется, пусть назовёт своё имя и фамилию. Шарик у меня. Я –Муравченко Наталья Александровна. Я передаю шарик следующему. Дети выполняют задание.

Как же нас всех вместе назвать? (одноклассники).

Мы учимся в одном классе, значит мы – одноклассники

4. Путешествие по родной станице.

Сегодня наш первый с вами урок. И на этом уроке вы узнаете о том, что такое Родина.

Ребята, кто знает, как называется наша страна? (Россия) СЛАЙД 5

Посмотрите на карту, что вы можете сказать о России? Какая она?

Значит, можно сказать, что Россия – наша большая Родина.

А что такое Родина? (станица, улица, дом, мама, семья, Кубань, Краснодарский край, Россия, др. ответы)

Вы все правы.

Наша родина - это наш край. Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань)

Место вашего рождения и место где вы живётё это тоже Родина, но уже другая – малая.

Ребята, как называется место, где мы с вами живём? (станица Нововеличковская)

( На доске по очереди появляются таблички с надписями РОДИНА, РОССИЯ , КУБАНЬ, НОВОВЕЛИЧКОВСКАЯ)

Я любуюсь своею станицей

Для меня лучше нет уголка.

Ей хочу до земли поклониться,

И прославить ее на века”.

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по нашей станице. Узнаем, как и когда она возникла, её место на карте Краснодарского края, какие важные места и здания находятся на её территории, вспомним наших земляков.

А вот на чем мы с вами поедем в путешествие, вы должны отгадать. СЛАЙД 6

На колесиках коробка
Целый день проводит в пробках,
Да и движется неловко:
Чуть проедет - остановка.
(АВТОБУС)

4. 1 .Остановка «Географическая».

Работа с картой СЛАЙД 7

Обратимся к карте Краснодарского края. Наша станица находится в 40 км от города Краснодара. СЛАЙД 8

Какие станицы расположены с нами по соседству? (Соседями нашей станицы являются станицы Новатитаровская, посёлок Найдорф, станица Воронцовская ). СЛАЙД 9

4.2. Остановка «Историческая».

СЛАЙД 10

В 1792 году царица Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. СЛАЙД 11 Для чего она сделала такой подарок? (чтобы казаки стойко защищали границу страны .) Началось переселение казаков. Они перебирались на новые земли целыми куренями - это казацкие селения. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. Было образовано 40 куреней. СЛАЙД 12

В 1825 году образовалась наша станица. Наша Нововеличковская расположилась около реки, Понура.

Кто знает, почему нашу реку назвали именно так? СЛАЙД13

( Современное местное население объясняет происхождение названия реки от прилагательного <понурая> т.е. грустная, ходит повесив голову)

Семьи строили хаты, осваивали земли, расширяли хозяйство. Вскоре в станице появилась церковь святой Екатерины, торговые лавки, станичное правление. Хаты строили из глины, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы тоже были помазанные глиной и посыпанные соломой. СЛАЙД 14

Но с каждым годом наша станица развивалась и крепла. Были построены школа, больница, завод по переработке масла, мельница.

Физкультминутка. Прежде чем продолжить наше путешествие, нам нужно немного отдохнуть. СЛАЙД 15

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Продолжая наше путешествие, мы добрались до следующей остановки.

4.3. Остановка «Важные места» СЛАЙД 16

Много войн пережила Кубань со времен ее основания. СЛАЙД 17

22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война. Она коснулась и жителей нашей станицы.

Многие станичники ушли на фронт. Они самоотверженно сражались на войне. Многие награждены орденами и медалями за отвагу и храбрость, проявленные на фронте. Много наших земляков не вернулось в родные дома. В память о погибших героях в нашем парке установлен памятник «Памяти павших в годы войны».

Каждый год 9 мая – в день Победы все жители станицы – от мала до велика, приходят к мемориалу, чтобы поклониться павшим в боях воинам.

Сейчас наша станица развивается и хорошеет с каждым годом. В станице работает 1 хлебопекарня, 2 школы, музыкальная школа, центр детского развития, стадион, детские сады, больница, дом Культуры.

СЛАЙД 18

Много красивых магазинов, здание администрации сельского поселения, замечательная сцена, на которой проходят все станичные торжественные мероприятия. СЛАЙД 19

4.4. Остановка « Гордость станицы». СЛАЙД 20

Самой главной достопримечательностью нашей станицы являются люди, живущие и работающие здесь.

Основной задачей людей, живущих в станице – это выращивание хлеба. Но не только хлеб выращивают в станице. СЛАЙД 21

Отгадайте загадки и узнайте, что ещё выращивают на полях нашей станицы.

СЛАЙД 22 Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,

И как мирные ребятки, все сидят они в початке.

(Кукуруза)

Стоит он, задумчивый, в желтом венце,

Темнеют веснушки на круглом лице.

(Подсолнух)

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(арбуз)

Под землей птица гнездо свила,

Яиц принесла.

(Картофель)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи.

(Капуста)

Был зеленым, маленьким,

Стал большим и аленьким.

(Помидор)

Я вам окрою секрет: больше нигде в нашей стране столько овощей и фруктов не выращивают! Вот какая богатая наша земля!

Нелегок труд земледельцев, и неслучайно часто называют их героями. Они действительно герои наших дней.

Но в нашей станице люди не только выращивают хлеб. Здесь живут люди и других профессий.

СЛАЙД 23 Портреты самых замечательных людей станицы (гордость нашей станицы) можно увидеть на доске почета у здания администрации. Среди них есть врачи, учителя, животноводы, предприниматели и многие другие.

Расскажите, а чем занимаются ваши родители?

(Рассказы детей).

Я надеюсь, что и вы когда вырастите, будете приумножать славу нашей станицы, постараетесь, чтобы она была ещё лучше, ещё краше, ещё знаменитее.

Мы прибываем на последнюю остановку.

4.5. Остановка «Наша школа».

СЛАЙД 24

Вот мы снова оказались в нашей школе.

Школа № 38 названа в честь своего выпускника Бруяка Ивана, погибшего в Чеченской республике при исполнении служебного воинского долга. Мемориальная доска находится на стене у входа в школу. СЛАЙД 25

Наша школа прошла долгий непростой путь, прежде чем стать такой. В этом году ей исполниться 109 лет.

В нашей школе есть дети разных национальностей. Россия – многонациональная страна. Её населяют более 100 разных народов.

У нас на Кубани живут разные народы, люди с другим цветом кожи и глазами, отличными от ваших. А какие национальности вам известны?

В нашей школе тоже учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, греки, армяне и др. Они такие же, как и вы умные, талантливые, весёлые и красивые.

Скажите, а можно ли назвать школу нашим общим домом?

Школу действительно можно назвать нашим домом, т.к. здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Здесь нам хорошо и уютно. Здесь мы все вместе!

Вот такое путешествие мы сегодня с вами совершили по нашей станице.

А кто знает, когда наша станица отмечает день своего рождения?

Сколько лет исполнится нашей станице? (Через две недели ей исполняется 191 год.)

Администрация Нововеличковского сельского поселения совсем скоро подарит вам замечательную детскую площадку напротив сцены.

Что мы можем подарить?

Коллективная творческая работа.

А сейчас давайте все вместе сделаем подарок нашей станице.

    Давайте подарим нашей станице красивое солнышко, чтобы всегда в нашей станице было тепло, спокойно и уютно.

(На партах у детей лежат вырезанные ладошки, дети пишут на ладошках свои имена и прикрепляют к солнышку на доске)

Вот какое красивое получилось у нас солнышко. Пусть она согревает нашу землю, дарит тепло и уют, ведь оно сделано с любовью к своей малой Родине.

А теперь, давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть нашу станицу в будущем?

А что вы, маленькие жители станицы, можете сделать, чтобы она была красивее, чище, краше?

(Ответы детей: следить за чистотой своего двора, содержать в порядке школьный двор, не бросать бумажки, мусор, сажать цветы, саженцы около домов, около школы)

    Давайте посади клумбу с цветами.

( На партах у детей лежат заранее подготовленные цветы из бумаги, дети раскрашивают их фломастерами и прикрепляют внизу под солнышком на доске) СЛАЙД 26 просмотр видеофильма о станице СЛАЙД 27

V . Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок. СЛАЙД 28

На нем мы с вами постарались окунуться в историю нашей станицы: её прошлое и настоящее.

Что для вас было интересно?

Вы много знаете о родной станице, но я уверена, что после нашего урока, вы будете любить ее еще больше, беречь ее и гордиться тем, что вы являетесь ее жителями.

Всё это - ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38

СТ. НОВОВЕЛИЧКОВСКОЙ ДИНСКОГО РАЙОНА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

« ИМЯ КУБАНИ »

(для 1 классов)

учитель начальных классов

БОУ СОШ №38

2016 год

Приложения

Используемая литература

    Администрация муниципального образования Динской район информационный буклет.

    «Родная Кубань. Страницы истории» Книга для чтения. В. В. Бондарь, Л. М. Галутво и др.

    « Путешествие по родному краю» И. П. Лотышев Краснодар 1999г

    «Любимый уголок земли» Н. Я. Паскевич Краснодар 2004г.

    Ситдикова Н.В. «Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края»- Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.

  1. Официальный сайт Нововеличковского сельского поселения

сопричастности к истории станицы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомить учащихся с историей станицы, её уникальными особенностями; развивать внимание, память, умение анализировать данные; воспитывать интерес к изучению истории родного края

Мой классный час направлен на привитие познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему родной станицы Нововеличковской.

В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, я старалась найти правильные подходы, чтобы классный час превратился в увлекательное путешествие.

Урок составлен в виде путешествия по станциям (остановка «Географическая», «Историческая», «Важные места» , « Гордость станицы», «Наша школа» ) с использованием мультимедиа.

Я использую карту станицы Нововеличковской, так как карта является источником информации, я учу учеников использовать этот вид изображения земной поверхности для получения новых знаний.

Для поддержания непрерывного интереса я использовала различные виды, загадок, коллективное творческое задание. Эти задания просты в использовании, так как все правила в них оговорены, все, что нужно для выполнения имеется. Ученики самостоятельно выполняют задания. В процессе разгадывания у детей возникают положительные эмоции, уверенность в своих силах, способствующие предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

На уроке широко используется мультимедиа, что делает урок более увлекательным и интересным.