Урок-проект «Говорите правильно»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому трудупроектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат

Организационная структура урока

I. Мотивация
(само-определение)
кучебной деятельности.

Эмоционально-психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного
материала

СЛАЙД 2.

Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает . У нас урок-проект по русскому языку. М ы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

Мы поделились на группы. В каждой группе есть: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели, редакторы. Свои обязанности каждый знает. Мы с вами собрали ещё небольшой материал по теме, но время у нас есть, чтобы принять участие в нашем проекте.

Основные этапы проекта ?

- Для чего мы составляем проект?

- Создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям . Каким?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывание проекта и составление плана;

Разработка всех частей проекта;

Иллюстрирование;

Испытание.

Проект является пособием;

Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

Интересный и увлекательный;

Работать с ним может сразу несколько человек;

Использовать можно многократно;

Можно даже определить победителя.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

II .Актуализация знаний по теме.

Определение темы урока-проекта(цели, задачи)

Ребята, на уроке мы будем активно использовать компьютерные технологии. Поэтому тема проекта спряталась в следующих двух электронных ссылках. Расшифруйте.

Постановка проблемы:

- Вы что-нибудь поняли из этого отрывка? (Разные версии – возникло затруднение)

А ведь очень часто такие ситуации можно наблюдать, когда вы общаетесь между собой, в классе, на перемене, дома… Какой вывод можно сделать? Вы правы, одного желания правильно говорить мало. Слова нужно еще и правильно произносить. На примерах мы убедились, что нам нужна грамотная речь. Этому мы и посвятим сегодня свой урок.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший правильный старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта. Давайте говорить правильно!

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации.

- Постановка проблемы и задач исследования: как говорят люди, знакомые, члены семьи. Почему нарушаются нормы литературного языка? Какие основные нормы речи изучаются в начальной школе?

Откройте учебник стр.144, прочитайте название проекта.

Какова же тема проекта ?

Вы правы. Отсюда вытекает цель нашего проекта.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта.

«Говорите правильно»

«Давайте говорить правильно!»

Подготовительный этап к созданию проекта и составлению плана

Результатом проекта станет карманная книжка-покетмод по русскому языку по теме «Говори правильно» . Книж ка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название покетмода , а на обратной стороне – над проектом работали.

Развивать самостоятельный поиск,включающий элементы исследования, направленность на то, чтобы применять полученные знания в новых условиях.

Принимать участие в коллективной, частично-поисковой деятельности в ходе выполнения проекта

III .Реализация выбранного плана. Усвоение новых знаний.

Выработка правил проекта

Учитель распределяет задания (приложение 3)

Все группы выполняют предложенное задание.

Проверить работу иллюстраторов. Подключить незадействованных для помощи им.

1.«Аналитики» Выработка правил проекта

2.«Иллюстраторы»

Создают титульную страницу книжки.

3.«Экспериментаторы» Собирают пословицы. Поясняют смысл каждой

1.Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

Не всякую речь сказывай.

2. Каков ум, такова и речь.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

3. Говорит, как река льётся.

Хорошую речь приятно слушать.

4. Каковы свойства, таковы и речи.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

4. Испытатели .

1. 2. 3.

Вам необходимо выбрать из вариантов кодов тот, в котором зашифрована тема урока. Дальше карточку с этим кодом вы передаете иллюстраторам.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности

и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Систематизация полученных знаний с опорой на предыдущий опыт

1)Работа по группам.

2) Работа с учебником.

3). Защита проектов.

Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией? На столах у вас толковые словари.

1) Работают аналитики. Откройте стр. 460 и найдите значение этого слова.

В это же время вы, испытатели , выполните 2задание из маршрутного листа.

2) Вам так же необходимо дать определение понятию «орфоэпия». Для этого считайте смартфоном код на интернет-ссылку онлайн- словаря.

Жду ваших ответов. Сделайте вывод.

Сдайте выполненное задание иллюстратору вашей творческой группы, который оформит вторую страничку покетмода.

Ребята, поработаем над первым заданием учебника.

У нас возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Где должно стоять ударение? Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос.

Все правильно. Словарь ударений. Информацию о словарях нам расскажет научный руководитель 1группы.

Спасибо. Ребята, а как знания правильной расстановки ударений могут пригодиться нам в жизни? Верно. Информацию о применении норм ударения расскажет нам научный руководитель 2 и 4 группы.

Ребята, поработаем над вторым заданием учебника.

У нас вновь возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?

ВЫВОД:Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Выступления учащихся. Презентация покетмодов групп.

IV. Рефлексия деятельности.

Самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

Посмотрите,пожалуйста на экран и выберите из незаконченных предложений те, которые вам хочется продолжить.

Как бы вы их закончили?

Дети работают по рефлексивному экрану.

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Чем мы занимались на уроке?

Понравилась ли вам эта работа?

Что показалось самым интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

Где можно использовать полученные сегодня знания?

V. Домашнее задание.

Разноуровневые задания

Цели:

  • учить детей выражать свои мысли связно;
  • формировать навыки речевого этикета, обогащать речь ребёнка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми (приветствие, благодарность и т. д.);
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели и общественные деятели.

(Дети читают высказывания о русском языке.)

Оформление:

  • "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". А.И. Куприн.
  • "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". М. Горький.
  • "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А.Н. Толстой.
  • ":Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" И. С. Тургенев.

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

3. Работа по теме урока.

А. Три подготовленных ученика читают стихотворение Ю. Тимянского "Рассказ школьного портфеля".

Подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а

"Колидор".
"Дилектор входит в кабинет:"
"Закрыт магазин на обед:"
"Хозяйка моет стаканы:"
"Секёт свеклу:"
"Пекёт блины:"

И до меня дошёл черёд:
Портфель он "портфелем" зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.

Петя! - несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя.

"Петя" обижен на ребят.

Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил.
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Дети отвечают на ранее поставленный вопрос. Идёт обсуждение прочитанного стихотворения.

Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

Б. А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объявляется конкурс. Побеждает тот, кто вспомнит больше пословиц на тему "Речь. Слово".

Пословицы:

  • Сначала подумай - потом говори.
  • Не храбрись словом, а покажи делом.
  • Меньше говори - больше дела твори.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • До слова крепись, давши слово - держись.
  • И дорого за словечко бы дал, да не выкупишь.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
  • Коротко да ясно.
  • Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.
  • Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

В. Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Ученица читает стихотворение "Я и солнышко" поэта В. Коркина.

Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! -
Сказало.
- Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим:
Но если проснёшься -
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно:
Придумано мудро:
- Доброе утро!

Как мы ещё приветствуем друг друга? (Добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти "волшебные" слова? (Спокойным, ровным голосом.)

Г. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Послушайте, что у него получилось.

Читает ученик.

Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой.
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка:
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть ли ему не на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Вежлив ли был Петя? Почему?

Д. А теперь послушайте, как папе однажды помогло "волшебное" слово.

Читает ученица.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашёлся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
"Простите" -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов.

Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните о "вежливых" словах? (Дети приводят примеры.)

Е. Детям предлагается практическое задание - оценить ситуацию.

Ролевая игра "Я не заметил"

Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он "нечаянно" толкает девочек и говорит: "извините, пожалуйста, я вас не заметил". (Дети дают оценку поведению мальчика.)

Ж. Загадки ударения.

Найди лишнее слово среди имён героев сказки А. Толстого о приключениях Буратино.

Мальвина, Алиса, Шушера, Тортила. (Шушера, так как во всех словах ударение падает на второй слог, а в этом слове - на первый.)

Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе. (Джузеппе, так как во всех словах ударение падает на третий слог, а в этом слове - на второй.)

Детям предлагается задание: расставь ударение в словах.

Магазин, портфель, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофер, километр, сантиметр.

В класс заходят два ученика.

Куда мы попали?

На праздник русского языка.

Русский язык мы хорошо знаем.

А вот это мы сейчас проверим. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно весёлый. Слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе. Запомнили?

1-й ученик:

Тут и запоминать нечего!

2-й ученик:

И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

И поехали в метре
Фильм снимать о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.

А чего опять все смеются? Теперь ты говори.

2-й ученик:

А вернее: я и ты
Без пальта и без кашны.

1-й ученик:

Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.

И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
А потом ещё с мышом,
Бедным серым малышом.

Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученики вместе: Почему?

Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, т.е. совсем не изменяются. Запомнили?

Значит, эти слова никогда не изменяются?

Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Теперь всё ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Я предлагаю вам остаться на нашем весёлом уроке.

Послушайте двустишия о правильном употреблении слов и постановке ударения.

Чтобы было плоско,
Мы положим доску.

На столе лежит футляр,
В нём пилу держал столяр.

Он весь день за ней шпионил
Снова ничего не понял.

Прибежали звери,
Прислонились к двери.

У меня в ушах звенит.
Телефон весь день звонит.

Перейти здесь нелегко -
Здесь вода и глубоко!

Кот нашёл себе покой
В нашей новой кладовой.

Какую роль в нашей речи играет ударение? (Дети высказывают свои предположения, делают выводы.)

З. Мне хочется обратить внимание на слова, которые даже взрослые люди называют неверно. Это слова класть и положить . Как используется слово класть? (Без приставки.) А когда - положить? (С приставкой.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.)

4. Подведение итога.

Старайтесь, ребята, не путать слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не "глотайте" слова.

Наш праздник подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

  • Речь народная красная, будто ткань атласная,
  • Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
  • В речь затейную основу положил народ,
  • И от маленького слова гул большой идёт.
  • Веками речь хранёна, умом она гранёна,
  • Просторов километрами промыта и проветрена,
  • Судьёй надежным - временем - внимательно проверена,
  • Раздумьями обильна речь наша молодильная:

:У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

Когда говорят о качествах хорошей речи, отмечают ее правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Уже в этой разделяемой всеми лингвистами классификации можно увидеть, что говорить правильно и говорить красиво не одно и то же.

Говорить правильно - значит строить речь так, чтобы она отвечала требованию правильности. Другими словами, соблюдать нормы литературного языка на разных уровнях. Орфоэпические нормы, к примеру, подразумевают правильную постановку ударения. Так, нужно говорить: звонИт, щавЕль, договОр. Грамматические нормы подразумевают верное согласование слов. Нельзя говорить: черное кофе или вкусный какао, поскольку первое существительное - мужского рода, а второе - среднего. Лексические нормы подразумевают употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость.

К примеру, нередко люди в речи допускают плеоназм, употребляя словосочетания типа памятный сувенир или в мае месяце.

Что значит говорить красиво? Вероятно, это прежде всего соотносится сразу с двумя качествами речи: выразительностью и богатством. Говорить красиво - значит употреблять в речи средства выразительности, использовать лексическое, грамматическое, фонетическое богатство языка. Например, сколько красоты и грусти в этих строках есенинского стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Можно было бы подумать, что красота и правильность речи - хоть и не тождественные, но взаимодополняющие понятие. Между тем иногда то, что красиво, не отвечает нормам, и наоборот.

Вот отрывок из сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»: «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим». Хотя автор здесь и использует диалектные формы слов, находящиеся за пределами литературного языка, нас очаровывает музыка народной речи.

Таким образом, мы убеждаемся, что речь правильная и речь красивая - совсем не одно и то же.

Екатерина Агафонова
Конспект викторины «Говори правильно»

План-конспект викторины (занятие по развитию речи в старшей группе) к Международному дню родного языка

Выполнила : воспитатель Агафонова Е. И.

Тема : Учимся говорить правильно

Цель : познакомить детей с таким понятием, как родной язык и рассказать о богатстве и выразительности русского языка.

Задачи :

1. Закреплять умение давать толкование уже известных слов, подбирать рифму к словам и обобщать наименования.

2. Учить строить предложения правильной грамматической структуры.

3. Развивать умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы для образования новых слов, развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, логическое мышление, связную речь, кругозор и фантазию. Развивать интерес к познанию иностранных языков.

4. Воспитывать интерес к родному языку, чувство патриотизма, умение слушать рассказ воспитателя и отвечать на заданные вопросы.

Оборудование : политическая карта мира, фишки для игр, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, изображение (свекла, торты, звонок, окно с жалюзи, добрый слон) . Карточки для «толкования» слов.

Ход занятия

1. Вступительная беседа о том, что такое речь и какие бывают языки.

Ребята, как вы думаете, что такое речь? (ответы детей)

А для чего люди говорят , разговаривают? (ответы детей)

Да, вы правы , мы говорим , чтобы кому-то передать какую-либо информацию. А все ли люди на нашей планете говорят на одном языке ? (ответы детей)

Оказывается, что почти в каждой стране говорят на своем языке . Посмотрите на карту. Здесь изображены разные страны и почти в каждой стране люди говорят на определенном языке. Кто знает, как называется наш язык? (ответы детей)

Правильно . Мы говорим на русском языке . Если мы захотим кого-то поблагодарить за что-то, что вы ему скажете? (ответы детей : спасибо)

А в такой стране, как Испания «спасибо» звучит совсем по-другому : «Gracias» , а в такой стране, как Англия «Тhank you» . В других странах это слово будет звучать по-другому.

2. Легенда о Вавилонской башне.

А сейчас я прочитаю вам одну легенду - сказку. Помните, мы с вами на прошлых занятиях говорили о том , что раньше люди верили в разных богов? Когда не было ученых, и никто не мог объяснить некоторые явления природы, люди думали, что это боги.

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди жили в городе Вавилоне и говорили на одном языке и все друг друга понимали.

Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали :

Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Башня строилась не год и не два. На горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо.

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились !"

И наслал этот бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить .

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла.

Во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

Краска кончилась!

А другой маляр ничего не понимал, что ему сказали.

Кузнец говорит :

Несите еще железо!

А его никто не понимает.

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково , тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться. Вот такая легенда.

Вопросы на понимание текста :

Что решили построить люди?

Почему они не смогли построить башню?

А сейчас люди изучают иностранные языки?

Для чего они это делают?

Какой иностранный язык мы с вами изучаем?

3. Речевая игра «Кто на каком языке говорит » .

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто на каком языке говорит » .

Я называю вам страну, а вы говорите , на каком языке там разговаривают.

Англия – (английский)

Испания – (испанский)

Россия – (русский)

Китай – (китайский)

Япония – (японский)

Италия – (итальянский)

4. Беседа о родном языке.

Как мы уже сказали, наш родной язык – русский. Это очень интересный язык. Иностранцам бывает очень сложно его изучать. Чтобы понять какой он интересный, предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .

мяч – (мячик,

кукла - (куколка)

кот – (котик)

матрешка – (матрешечка)

собака – (собачка)

медведь – (медведка, медвежонок, медвежка)

заяц – (зайчик, зайка, заюшка)

лиса – (лисонька, лисичка) .

5. Речевая игра «Подбери рифму» .

Я называю вам слово, а вы подбираете рифму.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

6. Речевая игра «Назови слово наоборот» .

Скажу я слово «высоко» ,

а ты ответишь (низко) (отвечают хором)

Скажу я слово «далеко» ,

а ты ответишь (близко)

Скажу я слово «потолок» ,

а ты ответишь (пол)

Скажу я слово «потерял» ,

и скажешь ты (нашёл)

Теперь начало я скажу, –

Ну, отвечай (конец) .

7. Физминутка «Пантомима»

Дети без слов показывают какое-то животное, а остальные отгадывают. (Слон, лиса, черепаха, медведь, корова, коза, бабочка, динозавр.)

8. Знакомство со словарями (орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый) .

Посмотрите на первый стол, как вы думаете, что это за книги? (ответы детей)

Эти книги называются словари. Как вы думаете, это обычные книги? (ответы детей) . У каждой из этих книг свое предназначение. Это книги-помощники. Например, этот словарь помогает людям правильно писать слова . Называется он орфографический.

Слова здесь расположены в алфавитном порядке, чтобы человек очень быстро смог найти нужное ему слово.

9. Игра-соревнование «Кто знает больше слов на определенную букву» .

Я называю вам звук, а вы придумываете слова, которые начинаются с этого звука. За правильные ответы получаете фишку.

Буквы : Б, З, У, Ф, Я.

В конце игры подводится итог у кого больше фишек и распределяются 1, 2, и 3 место.

10. Беседа об орфоэпическом словаре. Подойдите ко второму столу. Здесь стоят словари, в которых записаны слова с обозначением, как их надо произносить. Называются они словари правильного произношения . Откройте, посмотрите, как расположены здесь слова? (ответы детей)

11. Знакомство с «хитрыми» словами.

А теперь я прочитаю вам стихи про хитрые слова, которые надо произносить правильно .

Свёкла плакать начала,

До корней намокла :

– Я, ребята не свекла,

Я, ребята, свЁкла. (с)

Сперва –

Их на кусочки режьте.

А следом –

Открывайте рты –

И с наслажденьем

ТОрты ешьте!

Ошибкой будет

Есть тортЫ! (с)

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ. (с)

ЗвонИт звонарь,

ЗвонИт в звонок,

Чтобы ты запомнить верно смог.

12. Беседа о толковом словаре.

Подойдите к третьему столу. Здесь стоит самый интересный словарь. В нем написаны слова и что обозначает каждое слово. Например. Жираф – это млекопитающее семейства жирафовых. Является самым высоким наземным животным планеты. Ботинки – обувь, закрывающая ногу.

13. Игра «Объясни что это?» .

Предлагаю вам дать толкование некоторых слов. У меня есть карточки с изображение чего-то. Вы должны назвать то, что нарисовано и сказать что это такое. (На карточках изображены : сумка, звонок, книга, слон, сапоги, варежки, ложка и т. д).

14. Итог занятия

Как называется наш родной язык? (ответы детей)

Какие еще иностранные языки мы узнали? (ответы детей)

Как называются книги, с которыми мы с вами познакомились? (ответы детей)

Для чего они нужны людям? Что в них особенного? (ответы детей)

Что вам понравилось на занятии?

Спасибо, наше занятие закончилось.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Педагог-психолог МБОУСОШ №5 Долинская Л.Р.

Ведущий: Ильницкий Андрей
Мы про речь красивую расскажем,
Правильно научим говорить!
Сказку интересную покажем,
Как оратор учился говорить!!!
Ученик 1.Цизов Влад
Так, посмотрим, какая тема сегодняшнего занятия.
О, опять Древняя Греция, как развивать свою речь».
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть». Ну, зачем, мне это надо, я и так нормально говорю, лучше я немножечко посплю.
Ученик засыпает и снится ему сон.
Ученик 2 сосед за партой
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор.

Не «коридор»,
Петя выкрикивая: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…»

«Пекет блины…»
И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик: - Петя! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

: «Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?
Выходят три оратора: Платон, Сократ и Цицерон.
Платон:Да, так дело не пойдет!
Сократ: «Мой юный друг, мне больно это слышать! Как можно речь не развивать.
Платон берет телефон на ученическом столе, где спит ученик Петя: А это, что за инструмент…
Да в нем ужасные слова: Комп, Чмок,…..
Цицерон: Нет, так продолжаться не должно!
Теорию красноречия, зачем мы с вами написали?
Вам, пришедшим сюда,
Слова свои я обращаю
Вам, люди трудится честно пожелаю,
Чтоб, речь толковая была
Литературу изучайте,
Грамматикой овладевайте,
Точные науки познавайте,
Родителей своих не забывайте,
Красивой речью удивляйте!

Сократ: Речь надо с детства развивать!
Упражнениями тренировать!
А самое главное следующие правила нужно соблюдать!
Презентация о правилах развития речи.
Платон: А ведь надо просто научиться!
Грамотно использовать слова,
И не лениться, а трудиться,
Правильно выговаривая слова.
Пусть слова бегут вперёд игриво.
Радуясь, лаская неспешна
Как приятно говорить красиво!
Грамотно используя слова!
Ведущий: Я надеюсь, что сказанное в твоем сне не пройдет даром.
Помните: Человек, который умеет говорить правильно и понятно, всегда будет услышан собеседниками и сможет выступать, перед многотысячной аудиторий.
Ученик просыпаясь: Все, речь я буду развивать.
И об ораторском искусстве вспоминать,
А где эти правила, хочу их активно применять.