Классный час «Мой путь к доброте» (3 класс)

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Методы проведения – поисковые

Дискуссионные

Игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, волшебный сундук сказок, карта путешествия, корабль, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.

Ход работы:

1 этап. Индуктор

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.

Песня о дороге добра

Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте.

Напишите, что по-вашему означает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

Зачитываются ответы детей

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

2 этап. Работа с материалом

1) Остров пословиц .

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Добро сделанное втайне, оплатится явно.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2) Город вежливости

Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

А) Разминка

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)

Б) Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

Вы сейчас увидите еще один пример неудачного применения волшебных слов.

Сценка “Очень вежливый индюк”

Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
“Эй, вы, невежи!”
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
“Я и сам, – кричал индюк, –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!”
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел –
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
“Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!”
И добавил с высоты своего величия:
“Не усвоили скоты правила приличия!”

Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

3) Мыс Культуры

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время)

Ситуация 3. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

4) Сказочная долина

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?

  1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
  3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
  4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
  5. Шляпа. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
  6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

5) Страна верных друзей

А вы, ребята, умеете творить добрые дела, оказать помощь близкому человеку? Мы это узнаем, отправившись в Страну верных друзей.

Прочитайте отрывки из рассказов Валентины Осеевой и попробуйте переделать концовку рассказа так, чтобы все были довольны и счастливы. А потом покажете сценку всему классу. Для этого распределите между собой роли, слова, кто, что будет говорить.

1) Три товарища

Что же такое дружба? Как вы поняли это из сценки, которую показали ребята? (Если друг попал в беду, надо помогать, а не стоять в стороне и обсуждать как ему плохо)

2) На катке

Как нужно поступать, если вы нечаянно обидели кого-то? Можно ли, стараясь понравиться кому-то обижать других?

А давайте посмотрим, как поступили герои Валентины Осеевой? (Зачитываем). Витя, конечно, был неправ.

Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым поступкам, пусть пока только в сценке, но ведь вы и в жизни так поступите, если это случится именно с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.

6) Добрая земля.

Изготовление коллажа.

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.

развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый

Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Кто же населяет эту землю? Вторая команда подумает и наклеит на эту землю только тех людей, которых она считает добрыми.

Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

3 этап. Рефлексия.

Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?

Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А на память о нашем сегодняшнем путешествии, я хочу вручить каждому из вас маленький подарок. (Благодарность за участие)

Коллективное исполнение песни “Улыбка”

В начальной школе считается проведение классных часов. Чем старше становится ребенок, тем более серьезные темы с ним необходимо обсуждать.

Классные часы в 3 классе должны по своему содержанию соответствовать возрастному критерию ученика. При этом разработки прошлых лет не всегда идеально подойдут. Стоит учитывать, что современные дети развиваются гораздо активнее. С ребенком 9-10 лет вполне можно и нужно разговаривать на взрослые темы.

Возрастные особенности учеников 9-10 лет

Обучаясь в начальной школе, первые два года дети учатся действовать по шаблону, у них идет строгое разграничение между плохим и хорошим. 3 класс - начало формирования собственного мнения, своего «Я». В данном возрасте на первый план выходят проблемы успешности и личностные взаимоотношения с учениками, родителями и учителями. Ребенок должен стремиться к самопознанию и самосовершенствованию.

У малышей на данном возрастном этапе происходит формирование новых определений и понятий, они учатся самостоятельно давать оценку тому или иному поступку взрослого. В этой ситуации очень важно держать марку самому педагогу, чтобы из идеала не перейти в разряд презрения. Такие моменты, к сожалению, нередки в жизни школьников. Нельзя постоянно публично ругать учеников, нужно находить положительные стороны в каждом ребенке и по мере возможности хвалить за совершенные поступки и успехи. Согласно вышеперечисленным критериям должен строиться воспитательный процесс. Классный час - это не только обсуждение особенностей учебного процесса. На таких мероприятиях ребята должны открывать что-то новое для себя. Именно поэтому так важно заранее продумать тематику.

Цели и задачи

Безусловно, основной целью классного часа как воспитательной работы является формирование всесторонне развитой личности человека. Независимо от выбранной тематики, на каждом занятии должны прослеживаться следующие задачи:

  • развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся;
  • помощь детям в развитии собственного «Я»;
  • формирование понятия дружелюбия, солидарности, сочувствия и переживания, взаимопомощи, терпимости;
  • развитие умения анализировать сложившиеся ситуации (познакомить с понятием самоанализа);
  • развитие общения ребенка;
  • развитие ответственности через выполнение конкретных поручений.

Как дети будут вести себя в конкретном коллективе, зависит только лишь от педагога. А направить ребят в нужное русло и решить ряд проблем на начальном этапе удастся с помощью классных часов.

Основные темы для классных часов

Успешность проведения занятия во многом определяет тематика классных часов. 3 класс позволяет в условиях развития детей раскрыть следующие темы:

  • "Дружба и взаимоотношения со сверстниками".
  • "Я и моя семья".
  • "Что такое бережливость".
  • "Кем стать в будущем".
  • "Пешеход и водитель".
  • "Россия - родина моя".
  • "Беречь природу - заповедь предков".
  • "Красная книга - необходимость или прихоть?"
  • "Мир вокруг нас".

На основании тематического планирования составляется конспект занятия, в котором отражаются цели и задачи мероприятия, а также указываются основные этапы его проведения. Если продумать все заранее, классный час будет не только полезен, но также интересен для ребят.

Как подготовить классный час по заданной теме

Как только педагог составил тематическое планирование, нужно определиться с методом проведения классного часа. Это могут быть:

  • беседы;
  • интеллектуальные игры;
  • экскурсии;
  • открытые классные часы.

3 класс позволяет познакомить учащихся с новой формой проведения мероприятия - диспут. В данном случае очень важно правильно подобрать тему. Она должна быть довольно объемной и рассматривать множество мнений. Учителю также нужно помнить, что диспут не должен приводить к «базару», а тем более к дракам. Поэтому используя данный метод, нужно быть предельно осторожным и постоянно держать ситуацию под контролем.

Когда выбран метод, необходимо приступать непосредственно к его разработке.

Основная тема - межличностные отношения

Находясь на данном этапе развития, ребенок все чаще начинает искать себе друзей. Происходит деление класса на подгруппы и очень часто могут наблюдаться Для того чтобы этого не происходило, классному руководителю необходимо предусмотреть классные часы в 3 классе, посвященные теме «Дружба».

На таком классном мероприятии можно:

  • рассмотреть литературные произведения, посвященные данной тематике;
  • поговорить о дружбе и товариществе;
  • разобраться в вопросе о том, хорошо ли быть одиноким;
  • найти ответ на вопрос о том, кто такой друг;
  • провести анкетирование на тему «Хотят ли со мной дружить и почему».

Это только примерные аспекты. Педагогам, заинтересовавшимся данным мероприятием, на помощь может прийти опыт коллег. Классный час (3 класс) «Дружба» поможет найти ребятам ответы на многие вопросы.

Беседа как форма проведения классного часа

Беседа - это основной метод воздействия на учащихся начальной школы. Его наличие предусматривает и классный час (3 класс). Дружба - это не просто отношения детей в школе. Необходимо через диалог класса и учителя объяснить данное понятие в широком смысле этого слова, сформировать четкое разграничение между товарищами и друзьями.

Очень часто педагоги, запланировав беседу с ребятами, проводят лекционное занятие. Для того чтобы этого не происходило, нужно тщательно продумывать классные часы (3 класс). Разработки должны быть описаны со всеми задаваемыми вопросами и предполагаемыми на них ответами. Дети в возрасте 9-10 лет пока еще ведомы преподавателем, и поэтому иногда неправильно сформулированный вопрос может испортить всю беседу и увести ее в неправильное русло.

Открытый классный час

Заранее можно запланировать открытый классный час (3 класс). Предусматривается наличие родителей в мероприятиях, посвященных общей направленности. Темы могут быть следующими: «Служу России», «Ее Величество Мама», «Женский день в кругу друзей» и т.д.

Данного рода классные часы способствуют укреплению взаимоотношений между взрослым и ребенком, позволяют пересмотреть свои взгляды на некоторые аспекты успешности, открыть новые стороны личности, сгладить недоверчивое отношение друг к другу.

Классные часы в 3 классе обязательно должны затрагивать эмоциональный фон ребенка, способствовать развитию его интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

Интеллектуальная игра

В связи с развитием современных технологий дети уже с детства знакомятся с такими интеллектуальными играми, как «Один против всех», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Проведенные классные часы в 3 классе в знакомой форме позволяют ученикам расширить границы своих знаний, умений и навыков. А также данная возрастная категория дает возможность попробовать себя в роли ведущего.

В этом случае педагог совместно с учениками занимается разработкой и подготовкой классного мероприятия. Наличие сценария у новоиспеченного ведущего обязательно, поскольку дети еще только начинают проявлять себя. Иногда излишнее волнение или стремление к совершенству может спровоцировать ряд проблем и мероприятие пойдет не по плану.

Для данной формы проведения могут подойти следующие темы:

  • «Животные Красной книги».
  • «В мире профессий».
  • «Я - пешеход».
  • «Мир вокруг нас».

Безусловно, каждый учитель может выбрать свою тему.

Имитацию интеллектуальных игр очень любит 3 класс. Темы классных часов должны быть заранее озвучены учащимся - это основное правило успешности. У детей должно быть время на самостоятельное изучение темы, через предложенные педагогом дополнительные материалы.

Как правильно определиться с темами классных часов?

Безусловно, опытному педагогу не составит труда определение тематики классных часов в начальной школе. Но все же кроме возрастного аспекта следует учитывать еще несколько факторов.

  1. На в начале года необходимо обсудить совместно данный вопрос. Спросить совета о том, какие лучше классные часы провести открытыми. Педагог должен предложить родителям свой план мероприятий на год.
  2. Учет мнения обучающихся. На первом классном собрании стоит обсудить с детьми, какие мероприятия хотели бы они посетить в течение года. Можно узнать методом анкетирования темы, интересующие ребят больше всего.

Только совместная сплоченная работа родителей, учеников и педагога может дать положительные результаты в воспитании детей.

Задачи

1. Формировать основы экологического сознания детей.

2. Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.

3. Привлечь внимание учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.

4. Вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.

5. Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Ребята, послушайте стихотворение и потом скажете мне, о чем оно.

Как никогда я сейчас одинок -

Сбежал от меня электрический ток.

Сначала решил я, что ток мне вернут,

Но по прошествии многих минут

Я понял, что без толку даже и ждать,

И принялся я сам себя утешать.

Часы, холодильник, электроплитка

В молчанье стояли без всякой подпитки.

Электроприборы скучали без дела,

И как-то квартира вдруг вся опустела.

А. Клинчин

Так о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Сегодня мы будем говорить об электричестве.

Яркая вспышка, огненный зигзаг молнии в небе, раскаты грома. В глубокой древности грозы боялись все: и большие и маленькие. Люди тогда думали, что это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. И только в XVIII веке ученым удалось установить, что молния - это огромная электрическая искра. И наконец люди научились использовать электрические силы природы, сумели заставить электричество служить себе.

Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Откуда же берется он? (Вырабатывается на электростанциях.)

Для работы на этом классном часе нам необходимо разделиться на четыре группы.

(Учащиеся делятся на группы.)

Работа в группах

Проблемная ситуация

Представьте себе, что вы инженеры. Вам поручили создать проект электростанции. Для ее строительства необходимо учесть особенности местности. Каждая группа получает описание той местности, на которой предстоит построить электростанцию.

1-я группа : местность, где много горных рек.

2-я группа : местность, где много холмов, возвышенностей, постоянно дуют ветры.

3-я группа: местность, где производится добыча угля, нефти и торфа.

4-я группа : местность, где солнце светит много дней в году. Каждая группа должна определить, электростанцию какого типа

будет строить, и доказать экономическую выгоду строительства именно этой электростанции.

(Возможные варианты строительства: 1) гидроэлектростанция; 2) ветряная электростанция; 3) теплоэлектростанция; 4) солнечная электростанция.)

Назовите наиболее распространенные электростанции в нашей стране. (Гидро- и теплоэлектростанции.)

Докажите.

А как вы думаете, какие электростанции экологически чистые? (Ветряные и солнечные.)

Докажите.

Разгадывание кроссворда

1. К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество,

Это... (электричество).

2. Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце.)

3. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река.)

4. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

5. Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

6. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

7. Устройство, которое служит для подачи потока воздуха. (Вентилятор.)

Какое слово у вас получилось в выделенном столбике? (Энергия.)

Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. Человек научился использовать энергию рек, ветра, солнца, чтобы заставить работать механические устройства. Мы живем в благоустроенных квартирах, живем с комфортом, всю тяжелую работу в доме нам помогают выполнять разнообразные электрические приборы.

Электроприборы в доме

Какие же машины и электроприборы делают жизнь человека в квартире более комфортной? (Ответы детей.)

Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (Телевизор.)

Полюбуйся, посмотри -

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник.)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет - убедится. (Чайник.)

Назовите те электрические приборы и машины, о которых мы еще не говорили. (Ответы детей.)

Электрический ток необходим не только в наших квартирах, но и на заводах и фабриках, на животноводческих фермах и в поездах, на телевизионных станциях и в магазинах. Везде нужны электродвигатели, электроприборы или просто электрические лампочки.

Я - электрическая

Экономическая лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

С. Маршак

Свет нужно использовать рационально. Не забывайте всегда выключать за собой свет там, где он не нужен. Ведь только представьте себе: за 10 часов бесполезного горения лампочка мощностью 100 Вт израсходует столько же электроэнергии, сколько необходимо, чтобы испечь 38 кг хлеба. А если учесть, что в день человек съедает примерно 200 г хлеба, то получается, что 38 кг хлеба ему хватило бы на полгода. Не допускайте, чтобы были включены ненужные лам

почки или горел свет тогда, когда в помещении и так светло от солнечного света.

Работа по карточкам

Учащиеся получают карточки со словами «пылесос», «электрочайник», «стиральная машина», «холодильник», «кондиционер», «окно» и карточки с рекомендациями по экономии электроэнергии. Им необходимо так объединить карточки в пары, чтобы получился правильный ответ на вопрос «Как сберечь электроэнергию?». Далее идет защита ответов. Варианты ответов:

Пылесос. (Своевременно заменять пылесборник.)

Электрочайник. (Вовремя удалять накипь.)

Стиральная машина. (Не превышать норму максимальной загрузки.)

Холодильник. (Своевременно размораживать, не ставить рядом с радиатором или плитой.)

Кондиционер. (Включать только при закрытых окнах и дверях.)

Окна. (Своевременно мыть, так как грязь уменьшает естественную освещенность.)

Сегодня мы говорили о том, как сберечь электроэнергию. А как вы понимаете, что такое бережливость? (Ответы детей.)

Почему нужно бережно относиться ко всем природным ресурсам?

Бережливость - это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. (Из словаря терминов и толкований.)

И только рациональное и разумное отношение ко всем видам ресурсов поможет сделать жизнь каждого человека более благополучной.

Проектная деятельность: создание книги «Хозяин в доме»

(Каждая группа получает задание выполнить проект и защитить его. Работу выполняют на листе формата А4.) Тема: «Как сберечь электроэнергию».

План

1. Обсудить тему проекта.

2. Выявить положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

3. Отразить возможность личных действий школьника, которые приведут к сохранению электроэнергии.

4. Подготовить защиту проекта.

Работы можно выполнить в виде рисунков, условных знаков или перечня правил. Защита проектов.

Подведение итогов

Учитель. Ребята, давайте повторим правила бережного использования электроэнергии.

1. Когда выходишь из комнаты, нужно выключать свет.

2. Не включать свет, когда светит солнце и в комнате светло.

3. Не включать без надобности электроприборы.

Цели: закреплять знания, полученные на уроках; развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Мозговичок (появляется ребенок, специально подготовленный, одетый в костюм гнома). Он предлагает нам поиграть в «Веселый марафон» и утверждает, что те задания-заморочки, которые он нам подготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем предложение Старичка-Мозговичка? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом, то есть командами. Победителей ожидает приз. (В конце игры все игроки: и победители, и участники - получают сладкий приз - по яблоку или груше)

Итак, делимся на команды, каждой команде придумываем название.

II. Конкурсы.

1. Веселая грамматика.

Назовите детенышей следующих животных. Это игра-кричалка. Отвечать следует хором. Команды отвечают поочередно, по два слова.

Кошка - котёнок собака - щенок гусь - гусёнок лошадь - жеребёнок скворец - скворчонок свинья - поросёнок лягушка - лягушонок корова - теленок

2. Проще простого.

а) Некоторые люди не умеют правильно спеть песенку. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо).

индюшка - индюшонок овца - ягнёнок коза - козлёнок курица - цыплёнок кролик - крольчонок змея - змеёныш заяц - зайчонок таракан - ?

б) В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён).

3. Имена девочек.

Из набора букв составьте имена девочек.

4. Животный мозголом.

Составьте из приведенных слов названия животных.

СОН + ОР + ГО = (носорог)

ТАЗ + РЕ + СОК = (стрекоза)

ШАГ + Я + ЛУК = (лягушка)

ЛУБ + ВОЙ = (буйвол)

СОЛЬ = (лось)

БИЧ + СИ = (чибис)

КРЫША + МАТ = (мартышка)

ПЕНА + APT = (пантера)

5. Геосоединялка.

Составьте названия столиц и соедините их стрелками с соответствующими государствами.

6. Превращалки.

Попробуйте превратить одно слово в другое, меняя по одной букве за один раз.

7. Отдохнем!

А сейчас берем тайм-аут и отдыхаем несколько минут. А заодно подводим промежуточный итог игры на данный момент.

Знаете ли вы, что...

Чтобы произвести 100 граммов мёда, пчела собирает нектар из 190 ООО цветков.

Лошадям удобнее спать стоя, нежели лёжа. Они могут вообще не ложиться в течение нескольких месяцев.

При сильном морозе выживают только гуси и кошки, которые могут переносить температуру -110 градусов. Белые медведи и тюлени выдерживают мороз до -80, а большинство млекопитающих лишь -45 градусов.

Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц вовсе не из-за легкомыслия, как мы привыкли думать, а совсем по другой причине: она не может высиживать птенцов в гнезде, так как несет яйца не сразу, как другие птицы, а с большими интервалами.

8. Слова-звёздочки.

9. Переставлялка.

Методом перестановки букв составьте новое слово.

УКОР (урок)

КОНУС (сукно)

МАРШ (шрам)

ОТМЕНА (монета)

КОЧЕРГА (кочегар)

ЛЕЙКА (лакей)

БАНКА (кабан)

КОЛБА (бокал)

КОЛЬЦО (цоколь)

ФАРШ (шарф)

АНИС (сани)

10. Веселые вопросы.

1) В каком городе сто девочек и один мальчик? (Севастополь)

2) Какую картошку не ест колорадский жук? (Пирожное)

3) В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)

4) Какой месяц короче других? (Май)

5) Какой конь без ног? (Шахматный)

6) Какой гость первым делом появляется на кухне? (Таракан)

7) Что не купишь за деньги? (Здоровье)

8) На каких полях не растет трава? (На полях шляпы)

9) Какой заяц не боится лисы? (Автобусный)

10) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

11) Как написать «инжир» шестью буквами? (Смоква)

12) У какого охранника 100 лиц? (Сторож)

13) Какое ушко не слышит? (Игольное)

14) Какой овощ самый музыкальный? (Фа-соль)

15) У ста мышей много ли ног да ушей? (Четыреста ног и двести ушей)

16) Один дед, два отца и два сына в три пары сапог обулись все. Сколько же их было? (Трое)

11. Рассуждалки.

а) Разместите в квадратной комнате десять стульев таким образом, чтобы у каждой стены стояло одинаковое количество стульев.

б) Из монеток выложили пирамидку. Переложи три монеты так, чтобы пирамида смотрела вверх.

12. Загадки.

1) Сапожник - не сапожник,

Портной - не портной:

Держит во рту щетинку,

В руках ножницы. (Рак)

2) Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями. (Гвоздики)

3) От названия какой реки произошло имя грузовика «КамАЗ»? (Кама)

4) Как называется тихое местечко, где черти водятся? (Омут)

5) Несется и сигналит,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

6) Землеройная машина

Без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,

Строит длинный лабиринт. (Крот)

7) Поле черно-белым стало;

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)

8) Что может в одно и то же время:

Висеть и стоять, стоять и ходить,

Ходить и лежать, лежать и врать? (Часы)

9) Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает? (Муха)

10) Бабушка Варвара

Всюду их искала.

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу. (Очки)

13. Буквенная арифметика.

КУПОЛ + СПЕКТР - ЛУК = улица (проспект)

(СОКОЛ - С) + (КЫШ - К) = часть фуражки (околыш)

ЦЕНА + ЛИСТ = ? (лестница)

АС + СИТРО = ? (ассорти)

ДУБИНА + КИЛЬ - А = часы (будильник)

14. Чайнворд.

Впишите, следуя по стрелкам, в свободные клетки буквы, которые начинают одно слово и заканчивают другое.

Ответ: 1. Сало; сырок; 2. Пласт; 3. Таран; 4. Крыло; 5. Наган; 6. Опора; 7. Аркан.

III. Подведение итогов «марафона».

Воспитательный процесс в школе обозначил позицию педагога по отношению к ребенку как к личности, к индивидуальности.

Педагогический аналитический ум обнаруживает за разнообразием тематики классных часов неустанные поиски такой методики, которая бы максимально содействовала индивидуальному прозрению, самосознанию, формированию ответственности личности маленького школьника за свои мысли, действия, поступки.

Специально подготовленный, профессионально и интересно проведенный классный час, групповое или коллективное дело, в ходе которого каждому ученику предоставляется возможность проявить себя творчески, выступить с сообщением, чтением, исполнением роли, поучаствовать в играх, тестировании, конкурсах и т. п. поднимают школьников на более высокий уровень общения, развития, понимания себя и своего назначения в мире.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: создает эмоциональное поле, центрирует внимание детей на значении происходящего, высвечивает внутреннюю культуру учащихся.

Классный час - время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ребенка проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение наилучшим образом. Предлагаемый материал поможет педагогам в планировании и организации тематических классных часов с учетом интересов и склонностей детей, в создании среды, благоприятной для развития, самопознания и самовыражения ученика, построения внеурочной деятельности на основе партнерских взаимоотношений между классным руководителем и учащимися, между учениками, что соответствует требованиям ФГОС и позволяет формировать личностные и метапредметные УУД.

В данной статье представлены подробные разработки бесед, мини-конференций, игр-эстафет, игр-путешествий, КВН, литературных и музыкальных турниров, направленных на всестороннее воспитание и развитие младших школьников.

Все представленные разработки классных часов богаты по содержанию и не займут у педагога много времени на их подготовку и не нуждаются в максимуме физических и психических сил. Их организация и проведение чрезвычайно просты, поэтому предполагают минимальную подготовительную работу.

При всей многоцветности и непохожести описанные в сборнике формы проведения классных часов позволяют педагогу стать творцом, расширить калейдоскоп личных интересных дел и мероприятий воспитательной направленности.

Предназначено классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Конспекты классных часов для младших школьников 3 класса

Конспект классного часа в начальной школе (3 класс) на тему "Зачем человеку зеркало?"Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, для воспитателей. Цель: воспитание у детей доброжелательности, уважения друг другу. Задачи: 1. способствовать сплочению коллектива; 2. мотивировать детей на совершение добрых поступков; 3. раскрыть понятие "красоты" с разных сторон, рассмотреть смысл зеркала; 4. формировать нравственно-ценностные ориентации. Оборудование: театральная ширм...

Конспект классного часа в начальной школе по теме "Хлеб - всему голова"Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Конспект классного часа поможет педагогам начальной школы обратить внимание де...

Конспект классного часа для начальных классов "Я - гражданин России"Цели:развивать познавательный интерес к своей Родине; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.* * *Если скажут слово "родина" Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот, У реки берёзка - скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Старый свой московский двор Или степь, о...

Викторина с ответами по ПДД "Вспомним правила дорожного движения" Автор: Жанна Валерьевна Чвертак, учитель начальных классов. Место работы Гимназия №45 г. ЕкатеринбургВикторина для 3 класса по правилам дорожного движенияЦели: 1. Напомнить школьникам правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения. 2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. 3. Повторить...

Конспект классного часа в начальной школе (3 класс) на тему "Доброта шагает по планете"Описание: Данный материал полезен для учителей начальных классов, для педагогов дополнительного образования. Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков. Задачи: 1. воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. 2. Довести до сознания детей, что...

Сценарная разработка экологической ролевой игры «Земляника подала в суд» Описание. Экологическая игра предназначена для знакомства школьниками с садовой культурой - земляникой садовой. Публикация представляет интерес для учителей биологии, начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля. Автор. Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащи...

Всекубанский классный час: 75 лет освобождению Кубани от немецко – фашистских захватчиковАвтор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа Цели: - Знакомство учащихся с подвигом земляков в годы Великой Отечественной войны. - Воспитать чувство патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению.Ход урокаПрослушивание песни: Б. Окуджава «До свидания, мальчики» https://youtu.be/CK5QB...

Игры в летнем лагере1. "Верблюд". Играющие встают в круг и кладут руки друг другу на плечи. Вожатый говорит, что сейчас каждому на ухо скажет название какого-то животного, а потом встанет в центр и будет произносить названия, и чье животное будет названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Вожатый подходит к каждому и говорит: "Верблюд". Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу. Затем вожатый встает в центр и говорит: "Слушайте внимательно! Сейчас я...

Игры в летнем лагере. Игры с залом 1. ДВА ГНОМА Зал заранее делится на две половины. Каждая группа разучивает свои слова. Когда ведущий, после своей фразы-вопроса, показывает правую руку, то кричит "Петька", когда левую - кричит "Васька". Когда поднимаются обе руки, то кричат две команды. Кто дружнее? Кто громче? Ведущий На солнечной поляночке стоит красивый дом. А рядом с этим домом стоит весёлый гном. Гном, гном, как тебя зовут? Дети Васька, у меня рубашка в клетку. Я пришёл к вам...

Игры на сплочение детского коллектива1. Дотронуться до одежды …цвета Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. 2. Водяной Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним....

Игры на знакомство для школьников1. Снежный ком Все участники сидят в кругу и называют по очереди имена и предмет, любимую еду (на первую букву своего имени) или делают движение. А следующий участник должен повторить предыдущее и назвать свое. 2. Шляпа Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, зат...

Игры в летнем лагере. Игры на выявление лидера1. Пальчики Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает (говорит) на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5,…), наблюдая при этом, кто чаще встает. 2. Счет Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот, кто руководит построением, обладает чертами лидера. 3. Пчелка Материал: мел. Черт...

Квест игра "Школа юных разведчиков"Сценарий.Описание материала: материал может быть использован педагогами-организаторами образовательных учреждений в качестве самостоятельного мероприятия либо как часть большого мероприятия, например: игра «Зарница», игра «Экспресс памяти» и другие. В нашем учреждении дополнительного образования квест «Школа юных разведчиков» был проведен в рамках районного слета поисковых отрядов «Наследники Победы». В слете участвовали 10 отрядов. Каждый отряд получал маршрут...