Долгое время на территории бывшего Советского Союза использовался только один - Синодальный - перевод Библии. Обусловлено это было как политикой всеобщего атеизма в стране, так и главенствующим положением православной церкви, синодом которой и был одобрен этот перевод. Вследствие такого положения вещей в сознании общества укоренилось представление о том, что Синодальный перевод - это настоящая Библия (чуть ли не оригинал), а все другие переводы - это что-то новаторское и не заслуживающее доверия.

Так ли это? Насколько точен Синодальный перевод Библии? И зачем вообще нужны разные переводы?

Первые переводы

Древняя история переводов Библии на русский язык не такая уж и богатая. Первый из них был выполнен братьями Кириллом и Мефодием, которые жили в IX веке. Причем сделан он был с греческой Септуагинты. А значит, перевод уже был двойным: сначала с древнееврейского языка на греческий, а уже с греческого на старославянский.

В 1751 году императрица Елизавета распорядилась, чтобы этот перевод перепроверили и при необходимости исправили. Так появилось издание Библии под названием «Елизаветинская», которым православная церковь и по сей день пользуется на своих богослужениях.

Труды Макария

В 1834 году православный архимандрит Макарий начал работу над переводом Библии, которая длилась на протяжении десяти лет. Он переводил текст напрямую с древнееврейского языка и уже в 1839 году представил часть своей работы на рассмотрение Синоду. Ему было категорически отказано в ее издании. В чем же была причина? Членам Синода не понравилось, что архимандрит Макарий принял решение использовать в основном тексте личное Имя Бога там, где оно встречается в оригинале. Согласно церковной традиции, его везде следовало заменять титулами Господь или Бог.

Несмотря на столь категоричный отказ, Макарий продолжил свою работу. Однако начали публиковать ее лишь спустя 30 лет. И то лишь частями, на протяжении семи лет, в журнале «Православное обозрение». Следующий раз этот перевод, извлеченный из хранилищ Российской Национальной Библиотеки, увидел свет лишь в 1996 году.

Работа над Синодальным переводом

Как ни парадоксально это звучит, но отвергнутый советом Синода перевод Макария послужил незаменимым подспорьем в подготовке обновленного перевода, известного сегодня как Синодальный перевод Библии. Все попытки подготовки других переводов пресекались со всей строгостью, а готовые работы подлежали уничтожению. Долгое время велись споры о том, надо ли вообще предоставлять пастве обновленный перевод или оставить только старославянский вариант.

Наконец, в 1858 году было утверждено официальное решение о том, что Синодальный перевод будет полезен пастве, но на богослужениях следует продолжать пользоваться старославянским текстом. Такое положение вещей сохраняется и до нынешнего момента. Полный Синодальный перевод Библии был издан только в 1876 году.

Зачем нужны новые переводы

Более века Синодальный перевод помогал искренним людям получить знания о Боге. Так стоит ли что-то менять? Все зависит от того, как относиться к Библии. Дело в том, что некоторые люди воспринимают как какой-то магический оберег, считая, что само лишь присутствие этой книги в доме должно производить какое-то благоприятное действие. И, следовательно, дедушкин фолиант с пожелтевшими страницами, в тексте которого пестрят твердые знаки (это одна из бросающихся в глаза особенностей старославянской грамматики), будет, конечно, настоящим сокровищем.

Однако если человек понимает, что истинная ценность не в материале, из которого сделаны страницы, а в информации, которую несет текст, тогда он отдаст предпочтение понятному и легко читаемому переводу.

Лексические изменения

Любой язык со временем меняется. То, как говорили наши прадедушки, может быть непонятно нынешнему поколению. Поэтому и возникает потребность в обновлении перевода Библии. Вот примеры нескольких которые присутствуют в Синодальном переводе: персть, перст, блажен, муж, рамена, пакибытие. Понятны ли вам все эти слова? А вот и их значение: пыль, палец, счастлив, человек, плечи, воссоздание.

Библия: современный перевод

В последние годы появился целый ряд современных переводов. Среди них наиболее известны следующие:

  • 1968 г. - перевод епископа Кассиана (Новый Завет).
  • 1998 г. - восстановительный перевод «Живой Поток» (Новый Завет).
  • 1999 г. - «Современный перевод» (полная Библия).
  • 2007 г. - «Священное Писание. Перевод нового мира» (полная Библия).
  • 2011 г. - «Библия. Современный русский перевод» (полная Библия).

Новый перевод Библии позволяет сосредоточиться на смысле написанного, а не вчитываться в непонятный текст, словно в древние заклинания. Однако тут тоже кроется ловушка для переводчиков, ведь желание донести смысл сказанного понятным языком может повлечь за собой личные интерпретации и толкования. А это недопустимо.

Не относитесь небрежно к выбору того, какой перевод Библии использовать для личного чтения. Ведь в Слове Бога утверждается, что он разговаривает с нами со страниц этой книги. Пусть же его слова звучат без искажений!

Описание

Широко используемый в интернете и в библейских компьютерных программах текст Синодального перевода был подготовлен немецкой миссией «Свет на востоке» при участии Российского библейского общества в начале 90-х годов ХХ века и воспроизводит православное издание Библии 1988 года, с некоторыми заимствованиями в неканонических книгах из Брюссельской Библии (протестантские издания Синодального перевода, помимо количества книг, отличались, например, пунктуацией или вариантами написания - «святого»/«святаго», «пришед»/«пришедши» и т. п.). Существует в трех вариантах: полный текст Синодального перевода с неканоническими книгами, текст одних только канонических книг (в протестантской среде) и текст канонических книг с номерами Стронга .

Уже после публикации перевод «встретил немало критических замечаний как в научном, так и в особенности в литературном отношении» . Согласно И. Ш. Шифману , стремление переводчиков следовать православной догматике привело к тому, что «в результате Синодальный перевод содержит многочисленные отклонения от масоретского текста, а также тенденциозные интерпретации оригинала» . И. М. Дьяконов указывает, что данный перевод «не соответствует уровню научных требований» .

История перевода

История русского перевода Библии восходит к созданному по инициативе Александра I Российскому библейскому обществу , под эгидой которого приблизительно в началась работа по переводу.

Перевод делался на основе масоретского текста, но в полном соответствии с православной догматикой.

В основу Синодальногого перевода новозаветной части Библии легли печатные издания греческого Нового Завета, прежде всего - Христиана-Фридриха Маттеи (1803-1807) и Иоханнеса Мартина Августина Шольца (1830-1836). В скобках в русский перевод вносились слова, отсутствовавшие в этих книгах, но наличествовавшие в церковнославянских текстах.

Альтернативные переводы

В XIX веке предпринимались и иные попытки сделать русский перевод; некоторые из них весьма новаторские и смелые, как-то: переводы прот. Герасима Павского († 1863), архимандрита Макария Глухарёва († 1847); были отвергнуты и даже запрещены Синодом.

Примечания

Литература

  1. Столѣтняя годовщина русскаго перевода Библіи . // «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ ». Прибавленія. 13 февраля 1916, № 7, стр. 196-208 (Речь профессора И. Е. Евсеева 31 января 1916 года в актовом зале Императорской Петроградской духовной академии на годовом собрании Комиссии по научному изданию славянской Библии, посвящённому памяти столетия со дня начала русского синодального перевода Библии).

Ссылки

  • Начало истории русского перевода Библии и Российское библейское общество
  • Иеромонах Алексий (Макринов). Вклад Санкт-Петербургской - Ленинградской духовной академии в развитие библеистики (переводы Священного Писания на русский язык и библейская текстология)
  • Опытъ переложенiя на русскiй языкъ священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта митр. Филарета Дроздова (съ еврейскаго текста).
  • Юбилей синодального перевода Библии Svobodanews.ru 28.12.06

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Синодальный перевод" в других словарях:

    - … Википедия

    СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ - См. ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ НА РУССКИЙ ЯЗЫК … Библиологический словарь

    Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твёрдой обложки книги

    Священное Писание Перевод нового мира New World Translation of the Holy Scriptures Лицевая сторона твёрдой обложки книги

    Библия Портал Библия Иудаизм Христианство … Википедия

    Библия … Википедия

    Русской Православной Церкви ОЦБСС РПЦ Адрес: 109004 г. Москва, ул.Николоямская, д. 57, стр. 7. Тип организации … Википедия

    Общепринятый термин в периодизации истории Русской Церкви, к которому обычно относят 1700 1917 годы: два десятилетия Местоблюстительства (1700 1721) обычно рассматривают в рамках данного периода (П. В. Знаменский, А.В. Карташёв,… … Википедия

Синодальный перевод книг Священного Писания на русский язык
(1816-1876)


БИБЛИЯ
Книги священного писания Ветхого и Нового Завета

канонические
в русском переводе
с параллельными местами и приложениями


Предисловие к изданию Российского Библейского Общества 1994 года

В настоящем издании текст Синодального перевода 1876 г. сверен с еврейским текстом Ветхого Завета и греческим текстом Нового Завета для устранения неточностей, допущенных при подготовке предыдущих изданий канонической русской Библии.

Курсивом набраны слова, добавленные переводчиками «для ясности и связи речи».

Слова, отсутствующие в дошедших до нас оригинальных текстах, но восстанавливаемые на основании древних переводов, переводчики 1876 г. заключали в скобки. В настоящем издании для Нового Завета такая разметка сохранена без изменения, а для Ветхого Завета - пересмотрена и исправлена с учётом достижений современной текстологии. При этом, для отличия от скобок - знаков препинания, использованы не круглые, а квадратные скобки.

Издание сопровождается Словарём заимствованных, редких и устаревших слов, поэтому некоторые из подстрочных примечаний предыдущих изданий оказались лишними и были опущены.

История Синодального перевода

История русской Библии восходит к 1816 г., когда по повелению императора Александра I Российское Библейское Общество приступило к переводу Нового Завета на русский язык. В 1818 г. Общество выпустило в свет русский перевод Евангелий, в 1822 г. - полный текст Нового Завета и русский перевод Псалтири. К 1824 г. был подготовлен к печати русский перевод Пятикнижия. Однако после закрытия Российского Библейского Общества в 1826 г. работа над русским переводом Библии приостановилась на тридцать лет.

В 1859 г., с соизволения императора Александра II, Святейший Синод Православной Российской Церкви поручил подготовку нового русскою перевода четырём духовным академиям: Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и Киевской. В основу этого перевода был положен текст Российского Библейского Общества. Окончательная редакция осуществлялась Святейшим Синодом и лично митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) - вплоть до самой смерти последнего в 1867 г.

В 1860 г. был отдан в печать перевод Четвероевангелия, в 1863 г. - всего Нового Завета. В 1876 г. он вошел в состав первой полной русской Библии. С тех пор этот перевод, обычно называемый «Синодальным», выдержав десятки изданий, стал стандартным текстом Библии для всех христиан России.

Текстуальная основа Синодального перевода

В основу русского перевода новозаветвой части Библии легли издания греческого Нового Завета C.F. Matthei (1803-1807) и M.A. Scholz (1830-1836). В скобках в русский перевод вносились слова, отсутствовавшие в этих изданиях, но наличествовавшие в церковнославянских текстах. Аналогичным же образом при переводе Ветхого Завета (за основу которого был принят древнееврейский текст, т.н. масоретский) в русский текст вносились - в скобках - слова, отсутствовавшие в еврейском оригинале, но наличествовавшие в древнегреческой и церковнославянской версиях. Одним из недостатков русской Библии 1876 г. было то, что эти «текстологические» скобки внешне ничем не отличались от скобок - знаков препинания.

В 1882 г. по инициативе Британского и Иностранного Библейского Общества вышло в свет пересмотренное издание Синодального перевода, предназначенное специально для российских протестантов. В этом издании, в частности, была предпринята попытка убрать из русского текста Ветхого Завета слова и выражения, внесённые в него из греческой и славянской версий (новозаветная часть русского перевода не подвергалась пересмотру). К сожалению, из-за смешения «текстологических» скобок со скобками - знаками препинания эта попытка привела лишь к тому, что из Ветхого Завета были вообще изъяты практически все слова и выражения, которые почему-либо были заключены в скобки в издании 1876 г. Эта ошибка перекочевала из издания 1882 г. в издание, подготовленное Американским Библейским Обществом в 1947 г. и ставшее на четыре с половиной десятилетия основным изданием Библии для российских протестантов.

В нашем издании восстановлены все слова и выражения Синодального перевода, имеющиеся в еврейском тексте Ветхого Завета, но безосновательно опущенные в изданиях 1882 и 1947 гг. Что касается слов и выражений, которые были внесены в Синодальный перевод из греческой версии Ветхого Завета, то мы сохранили их лишь в тех немногих случаях, где современная текстология действительно считает возможным доверять греческой Библии больше, чем дошедшему до нас еврейскому тексту.

Текст Нового Завета в настоящем издании (равно как и во всех предшествующих изданиях Синодального перевода) печатается без каких-либо опущений или дополнений по отношению к изданию 1876 г.

Чтобы избежать смешения «текстологических» скобок со скобками - знаками препинания, мы печатаем их не круглыми, а квадратными (см. Быт. 4:8).

Курсив в Синодальном переводе

Слова, добавленные переводчиками для ясности и связи речи, в издании 1876 г. были набраны курсивом. Мы оставляем в неприкосновенности эту авторскую разметку, несмотря на то, что современная наука о переводе посчитала бы её излишней.

Орфография и пунктуация

С момента первой публикации Синодального перевода прошло более ста лет. За это время была произведена реформа русской орфографии, неоднократно менялись нормы правописания и пунктуации. Хотя в новой орфографии Синодальный перевод печатается уже несколько десятилетий (с 1920-х годов), мы сочли необходимым сделать для настоящего издания ещё ряд орфографических исправлений. Речь идёт главным образом о замене устаревших окончаний: так, например, написания «Святый», «Живый» исправлены на «Святой», «Живой»; «Святаго», «Живаго» - на «Святого», «Живого»; «лицем», «отцем» - на «лицом», «отцом».

В то же время многие написания, соответствующие орфографическим и пунктуационным нормам ХIХ в., нами оставлены в неприкосновенности - например, правописание строчных и прописных букв в названиях народов или внутри прямой речи.

Оформление прямой речи

для пунктуации Синодального перевода характерно ограниченное употребление кавычек - они ставятся, по сути дела, лишь в двух случаях:
- для выделения цитаты, взятой из письменного источника;
- для выделения прямой речи внутри другой прямой речи.

Мы не стали заменять эту пунктуационную норму на современную, но лишь постарались добиться более последовательной её реализации.

Деление библейского текста на главы возникло в Западной Европе в ХII в. (деление на стихи - в ХVI в.). Оно далеко не всегда соответствует внутренней логике повествования. В настоящем издании мы дополнили его смысловым делением текста на отдельные отрывки, снабдив их подзаголовками. Подобно словам, которые переводчики добавили в библейский текст для ясности и связи речи, подзаголовки набраны курсивом.


Первая книга Моисеева Бытие (глав в книге: 50)

Вторая книга Моисеева Исход (глав в книге: 40)

Третья книга Моисеева Левит (глав в книге: 27)

Четвёртая книга Моисеева Числа (глав в книге: 36)

Пятая книга Моисеева Второзаконие (глав в книге: 34)

Книга Иисуса Навина (глав в книге: 24)

Книга Судей израилевых (глав в книге: 21)

Книга Руфи (глав в книге: 4)

Первая книга Царств [Первая Самуила] (глав в книге: 31)

Вторая книга Царств [Вторая Самуила] (глав в книге: 24)

Третья книга Царств [Первая Царей] (глав в книге: 22)

Четвёртая книга Царств [Вторая Царей] (глав в книге: 25)

Первая книга Паралипоменон, или Хроник (глав в книге: 29)

Вторая книга Паралипоменон, или Хроник (глав в книге: 36)

Книга Ездры (глав в книге: 10)

Книга Неемии (глав в книге: 13)

Книга Есфири (глав в книге: 10)

Книга Иова (глав в книге: 42)

Псалтирь (глав в книге: 150)

Притчи Соломона (глав в книге: 31)

Книга Екклесиаста, или Проповедника (глав в книге: 12)

Песнь песней Соломона (глав в книге: 8)

Книга пророка Исаии (глав в книге: 66)

Книга пророка Иеремии (глав в книге: 52)

Плач Иеремии (глав в книге: 5)

Книга пророка Иезекииля (глав в книге: 48)

Книга пророка Даниила (глав в книге: 12)

Книга пророка Осии (глав в книге: 14)

Книга пророка Иоиля (глав в книге: 3)

Книга пророка Амоса (глав в книге: 9)

Книга пророка Авдия (глав в книге: 1)

Книга пророка Ионы (глав в книге: 4)

Книга пророка Михея (глав в книге: 7)

Книга пророка Наума (глав в книге: 3)

Книга пророка Аввакума (глав в книге: 3)

Книга пророка Софонии (глав в книге: 3)

Книга пророка Аггея (глав в книге: 2)

Книга пророка Захарии (глав в книге: 14)

Книга пророка Малахии (глав в книге: 4)

От Матфея святое благовествование (глав в книге: 28)

От Марка святое благовествование (глав в книге: 16)

От Луки святое благовествование (глав в книге: 24)

От Иоанна святое благовествование (глав в книге: 21)

Деяния святых апостолов (глав в книге: 28)

Соборное послание святого апостола Иакова (глав в книге: 5)

Первое соборное послание святого апостола Петра (глав в книге: 5)

Второе соборное послание святого апостола Петра (глав в книге: 3)

Первое соборное послание святого апостола Иоанна (глав в книге: 5)