Вед. “И девушка наша в походной шинели...”

Вед. Эти строки Михаила Светлова могут служить эпиграфом ко всему творчеству Юлии Владимировны Друниной.

Учитель. “Всю жизнь была я на переднем крае,

И умереть хотела бы на нём...”,– писала Юлия Друнина. Эти строки выражают её поэтическое правило. Поэтесса обладала невероятным творческим потенциалом. Она на протяжении почти пятидесяти лет создавала яркие, пронизанные теплом и нежностью стихи. Друнина всегда честно и прямо оценивала происходящее. Стихи её всегда были жизнеутверждающими. Сейчас мы хотим познакомить вас со стихами и жизнью Юлии Владимировны Друниной.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Вед. 10 мая 1924 года у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юлия. Место рождения – г. Москва. Мать Юлии родилась в Варшаве. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий даже преподавала в школе. Человек она была непоследовательный и отношения с дочерью у них были крайне неровными. А отца Юля обожала. Он для неё был образцом справедливости, разума и порядочности. Был он директором школы, преподавал историю.

Вед. В 1931 году Юлия Друнина поступает в школу №131 г. Москвы. Она посещает литературную студию, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. Участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. Её стихотворение было напечатано в “Учительской газете” и передано по радио.

Ах, детство! Мне, как водится, хотелось,
Во всём с мальчишками быть наравне.
Но папа с мамой не ценили смелость:
“Ведь ты же девочка!– твердили мне–
Сломаешь голову, на крыше сидя.
Бери вязанье да садись за стол”.
И я слезала с крыши, ненавидя
Свой женский, слабый, свой прекрасный пол.
Ах, детство! Попадало нам с тобою –
Упрёки матери, молчание отца...
Но опалил нам лица ветер боя,
Нам ветер фронта опалил сердца.
“Ведь ты же девочка!” – твердили дома,
Когда сказала я в лихом году,
Что, отвечая на призыв райкома,
На фронт солдатом рядовым иду.
Скажи мне, память, разве не вчера
Я в дымный край окопов уходила
С мальчишками из нашего двора?
В то горькое, но памятное лето
Никто про слабость не твердил мою...
Спасибо, Родина, за счастье это–
Быть равной сыновьям твоим в бою!

Вед. В 1941 году Юлия Друнина вопреки воле родителей добровольцем ушла на фронт. Ей было семнадцать лет. На фронт она ушла в самое трудное время и в самый неблагоустроенный род войск – в пехоту.

Heт, это не заслуга, а удача–
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали.
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Вед. До конца Великой Отечественной войны Юлия Друнина была санинструктором.

У дам в былое время на балу,
Чуть что не так подкашивались ноги,
Красиво распласталась на полу,
Супруг, и друг, и прочие в тревоге.
Заботливо относят на диван,
И трут виски, и машут веерами...
Гремит артиллерийский ураган,
Комбат убит, а каждый третий ранен.
Сестре бы в пору в обморок упасть
И хоть на миг, да ускользнуть от ада.
Но фронтовая Золушка опять
Ползёт туда, где “правят бал” снаряды,
Где щедро льётся кровь, а не вино,
Где ей навек остаться суждено...

Вед. Девушки на фронте выносили то, что не в силах порой были вынес ти даже мужчины. Но им, молодым девчушкам, очень хотелось быть счас тливыми. Своё первое большое чувство, свою первую любовь Юлия Друнина встретила на фронте.

Ко мне в окоп, сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь,
Не знала я, что можно стать счастливой
У дымных Сталинградских берегов!

Вед. Когда мы читаем стихи Друниной о фронтовой любви, у нас создаётся впечатление, что это вспыхнула ракета.

Мы стояли у Москвы – реки,
Тёплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки,
На меня ты странно посмотрел–
Так порою на чужих глядят.
– Ну какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..
Я же вечер вспомнила другой:
Миномёты били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
– Вот лежим и мёрзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

Вед. В 1943 – 1944 годах Юлия Друнина воевала в Белоруссии и Латвии, где шли ожесточённые бои с фашистами. Она была дважды тяжело ранена. Девятнадцатилетняя московская школьница, девочка из учительской семьи, мучаясь в госпитале с тяжёлым ранением от боли и бессонницы,написала стихотворение, вошедшее не только в хрестоматию, но и в народную память:

Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
– Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Вед. Друнина была награждена медалью “За отвагу” и орденом Красного Знамени.

Вед. 21 ноября 1944 года после тяжёлой контузии санинструктор Друнина была комиссована. А в декабре этого же, 1944 года. Она пришла в Литературный институт, который, как она говорила, она взяла приступом. Просто пришла и села в аудиторию.

Вед. Наступил май 1945 года, который принёс долгожданную Победу!

Да, многое в сердцах у нас умрёт,
Но многое останется нетленным:
Я не забуду сорок пятый год,
Голодный, радостный, послевоенный...

Вед. Началась мирная жизнь. Но ещё долго девушки-воины испытывали растерянность и страх, стеснялись своих обожжённых порохом рук.

Чтец .

Возвратившись с фронта в сорок пятом,
Я стеснялась стоптанных сапог
И своей шинели перемятой,
Пропылённой пылью всех дорог.
Мне теперь уже и непонятно,
Почему так мучили меня
На руках пороховые пятна
Да следы железа и огня.

Вед. В 1946 году вышел в свет первая книга Друниной “В солдатской шинели”, а в марте 1947 года она становится членом Союза писателей СССР.

Вед. В 1954 году Юлия Владимировна вышла замуж за талантливого и знаменитого в те годы кинодраматурга Алексея Каплера, который стал для неё опорой и поддержкой на многие счастливые годы их совместного пути. Марк Соболь однажды сказал Друниной: “Он стянул с тебя солдате кие сапоги и переобул в хрустальные туфельки”. Она, смеясь, подтвердила это.

Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далёк,
В дни, когда в наступленье бросаешь ты роты,
Батальоны, полки и дивизии строк.
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,
Заводилой, душою стола, тамадой.
Ты так весел и щедр, так по-детски беспечен,
Будто впрямь никогда не братался с бедой.

Вед. Юлия Друнина занимала высокие посты. В разные годы была членом редколлегий журнала “Знамя” и “Литературной газеты”, Секретарём Союза писателей России. Друнина – автор восьми поэтических сборников и двух двухтомников. В 1975 году за книгу “Не бывает любви несчастливой” поэтессе была присуждена Государственная премия РСФСР.

Вед. Через десятилетия поэтесса свято хранила память о войне, о солдатской дружбе, проверенную в боях, пронесённую через всю жизнь верность Родине.

О, Россия, с нелёгкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, прожить не могу.
Веет где-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.
По тропинке шагая узкой,
Повторяю (который раз)
– Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!
Не знаю, где я нежности училась,–
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова не целованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет!
Мы с тобой узнали не по сводкам Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась,
– Быть может, на дороге фронтовой...

Вед. Тема войны, любви к Родине, патриотизма проходит через всё творчество поэтессы. О чём бы ни писала Друнина, она неизменно возвращается к воспоминаниям о фронтовой юности. Когда Юлию Владимировну спросили спустя двадцать лет после войны: “Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?” – она ответила: “Память сердца”.

О, как мы были счастливы, когда,
Себе обманом приписав года,
На фронт шагали в ротах маршевых!
А много ли осталось нас в живых?..
Десятиклассница годов шестидесятых,
Ты слышишь, как охрипшие комбаты
Устало повторяют: “Шире шаг!”-
Ты слышишь ли пудовые шаги?..
Всё медленней ступают сапоги.
Как тяжело в них детским ножкам тонким,
Как тяжело в них фронтовым девчонкам!
Ты знаешь, сколько весят сапоги?
Ты слышишь наши грубые шаги?..
Почаще вспоминай о старших сёстрах!

Вед. Её стихи – это летопись событий. Летопись, эпиграфом к которой могло стать всего одно слово…” Россия”. Россия, единственное ради которой стоило жить и любить.

Я, признаюсь, сберечь не сумела шинели-
На пальто перешили служивую мне.
Было трудное время. К тому же хотели
Мы скорее забыть о войне.

Я пальто из шинели давно износила.
Подарила я дочке с пилотки звезду.
Но коль сердце тебе нужно, Россия,
Ты возьми его. Как в сорок первом году!

Юлия Владимировна Друнина. Родилась 10 мая 1924 года в Москве - умерла 21 ноября 1991 года в Москве. Советская поэтесса, киносценарист. Секретарь Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР. Народный депутат СССР.

Отец - Владимир Павлович Друнин (1879-1942), историк и педагог, работал учителем истории в 1-й московской спецшколе ВВС.

Мать - Матильда Борисовна Друнина (1900-1983), работала в библиотеке и давала уроки музыки.

В школьные годы ее стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели...» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.

Училась в московской школе № 131, где преподавал её отец.

С началом Великой Отечественной войны, прибавив себе год - во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась 10 мая 1924 года - шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Российское общество Красного Креста). Работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр.

В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авиа налётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника.

Осенью 1941 года Юлия Друнина вновь оказалась в Москве и вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, эвакуировалась в Сибирь - в город Заводоуковск, Тюменской области. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжёлобольного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара.

Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС). Однако техническая наука давалась ей с трудом. Через некоторое время девушкам - младшим авиаспециалистам - объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, всё-таки направят в действующую армию, она спешно нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».

В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.

В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

После лечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. Её признали годной к строевой службе.

Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Военные воспоминания из личного опыта стали отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и прошли красной стрелой через ее творчество.

В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учёбы в институте и закончила его только в 1952 году.

В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность.

В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели» .

В последующие годы сборники выходили один за другим: в 1955 году - сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году - «Ветер с фронта», в 1960 году - «Современники», в 1963 году - «Тревога» и другие сборники.

В 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине.

В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной - повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин...» (1979), публицистика.

В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов.

В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».

Однако разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года (во время путча ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. В беседе с одним из депутатов объяснила свой приход желанием защитить Ельцина.

Самоубийство Юлии Друниной

Основной причиной самоубийства стало крушение общественных идеалов и развал страны.

В предсмертной записке Друнина писала: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл».

Перед самоубийством она написала стихотворение «Судный час» :

Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час...
А у вас глаза как у инока -
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, - за избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

Юлия Друнина не смогла смириться с происходящим в стране, поэтому завела свой Москвич в гараже и отравилась газом из выхлопной трубы. На входной двери дачи (где в гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля) Друнина оставила записку, обращённую к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

В предсмертной записке она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым. Поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище».

Личная жизнь Юлии Друниной:

Первый муж - Николай Константинович Старшинов (1924-1998), русский советский поэт и переводчик, представитель фронтового поколения советских поэтов. Познакомились в Литературном институте, он был ее однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению. Поженились в 1944 году. Оформили развод в 1960 году, хотя де-факто брак распался раньше.

В браке в 1946 году родилась дочь Елена.

Внучка - Александра (1971 г.р.), трое правнуков.

Второй муж - (1903-1979), советский режиссер, сценарист, актер, педагог, ведущий программы «Кинопанорама», заслуженный деятель искусств РСФСР. Познакомились в 1954 году - Друнина была его ученицей. Между ними начались отношения, хотя оба были в браке. В 1960 году поженились.

Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.

Стихи Юлии Друниной:

А я для вас неуязвима
Бабы
Баллада о десанте
Бежала от морозов - вот беда
Без паники встречаю шквал
Белый флаг
Били молнии. Тучи вились
Бинты
Болдинская осень
Большой ребёнок ты
В семнадцать совсем уже были мы взрослые
В слепом неистовстве металла
В школе
Веет чем-то родным и древним
"Великий" - поэт называет поэта
Во все века
Во второй половине двадцатого века
Все говорим: "Бережем тех, кого любим, очень"
Все грущу о шинели
Все зачеркнуть. И все начать сначала
Геологиня
Да, многое в сердцах у нас умрет
Два вечера
Доброта
Дочери
Друня
Елка
Есть время любить, есть - писать о любви
Есть круги рая
Есть праздники, что навсегда с тобой
Ждала тебя
Жизнь моя не катилась величавой рекою
Жизнь поэта, ты - отчаянный аллюр
За утратою - утрата
Забытая тетрадь. Истертые листы...
Закрутила меня, завертела Москва
Запас прочности
Зинка
И когда я бежать попыталась из плена
И не было встреч, а разлука
И откуда вдруг берутся силы
Как мы чисто, как весело жили с тобой!
Как объяснить слепому
Капели, капели звенят в январе
Качается рожь несжатая
Когда стояла у подножья
Комбат
Кто-то плачет, кто-то злобно стонет
Ливень
Любовь не измеряют стажем
Любовь ушла
Мне близки армейские законы
Мой отец
Мужество
Мы любовь свою схоронили
На носилках, около сарая
На улице Десантников живу
Наказ дочери
Не бывает любви несчастной
Не встречайтесь с первою любовью
Не знаю, где я нежности училась
Недостойно сражаться с тобою
Нет, это не заслуга, а удача
О, Россия!
От имени павших
Памяти Вероники Тушновой
Пахнет лето земляникой спелой
Пожилых не помню на войне
Позови меня
Полжизни мы теряем из-за спешки
Пусть больно, пусть очень больно
Сочетание
Стал холоден мой тёплый старый дом
Стало зрение сердца острее
Стареют не только от прожитых лет
Старый Крым
Степной Крым
Судный час
Теперь не умирают от любви
Ты - рядом
Ты вернешься
Ты должна!
Ты разлюбишь меня...
Убивали молодость мою
Хорошо молодое лицо
Целовались
Чтоб человек от стужи не застыл
Я люблю тебя злого, в азарте работы
Я музу бедную безбожно все время дергаю
Я порою себя ощущаю связной
Я принесла домой с фронтов России
Я родом не из детства - из войны
Я только раз видала рукопашный

Награды и премии Юлии Друниной:

Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) - за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой» (1973);
Орден Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985);
Два ордена Трудового Красного Знамени (8 мая 1974, 8 мая 1984);
Орден Красной Звезды (15 октября 1944);
Орден «Знак Почёта» (28 октября 1967);
Медаль «За отвагу» (23 января 1944);
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Серебряная медаль имени А. А. Фадеева (1973)



Друнина Юлия Владимировна (1924-1991) - русская советская поэтесса, прозаик.
Родилась в Москве в учительской семье. Отец - учитель истории, мать - школьный библиотекарь. Детство Юлии прошло в центре Москвы, училась в московской школе № 131, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.
Когда началась Отечественная война, семнадцатилетняя Юлия Друнина вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, где записалась в добровольную санитарную дружину при РОКК (Районное общество Красного Креста) и стала работать санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, затем стала санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС). Через некоторое время девушкам - младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, все-таки направят в действующую армию, она спешно нашла свое свидетельство об окончании курсов медсестер и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.
По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».
В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
Опыт войны лёг в основу её творчества.
В 20-летнем возрасте Юлия Друнина, приехав в Москву, вышла замуж за своего сверстника, также начинающего поэта Николая Старшинова, и начала посещать лекции в Литературном институте, не сдав вступительных экзаменов. Никто не посмел отказать инвалиду войны. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери. Стихов в тот период не писала.
Основная тема стихотворений Юлии Друниной - фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т.п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания. В 1955 Друнина выпускает сборник стихов «Разговор с сердцем», далее следуют сборники: «Современники» (1960), «Тревога» (1965), «Страна Юность» (1966), «Ты вернешься» (1968), «В двух измерениях» (1970), «Не бывает любви несчастливой...» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Мир под оливами» (1978) и др. В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето».
Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть «Алиска» (1973), автобиографический очерк «С тех вершин» (1979), публицистика. На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом».
1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина все-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развелся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.
В 1990 Юлия Друнина баллотировалась и была избрана в Верховный Совет СССР, к этому ее побудило желание защитить интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса.
20 ноября 1991 года Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой. В своём гараже она завела машину и задохнулась. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. Причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссёра А. Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

Друнина Юлия Владимировна – советская поэтесса и общественный деятель (1924 - 1991 гг). За свою долгую жизнь она увидела войну, радости и стабильность «застойных 70-х», разочарования перестройки. Она ушла из жизни от того, что не смогла пережить "ломку" традиционных ценностей советского человека в конце 1980х годов.

Творчество Юлии Друниной

Юлия Друнина начала пробовать перо в начале второго десятка жизни. В конце 1930-х годов ее стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели» на одном из литературных конкурсов было признано лучшим и напечатано в издании «Учительская газета» и передано по радио.

Осенью 1941 будущая поэтесса записалась в добровольную санитарную дружину и отправилась на фронт в качестве санинструктора. Тогда же, по свидетельству самой поэтессы, она "приписала" себе 1 год. За время войны Юлия Владимировна прошла путь от рядового санинструктора до старшины медицинской службы. За службу в армии Юлия Друнина была награждена: Орденами Красной Звезды, Отечественной Войны 1й степени, а также 3 медалями. Под действием фронтовых впечатлений она написала множество небольших, но очень эмоциональных стихотворений о войне.

Одно из самых известных стихотворений поэтессы стало «Я только раз видала рукопашный», которые было напечатано во многих книгах о войне.

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне...
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Также широко известны сборники «Ветер с фронта», «В солдатской шинели», «Я родом не из детства», «Окопная звезда». После кончины поэтессы были изданы книги стихов «Судный час», «Мир до невозможности запутан».

Только в 50е-70е годы произведения Юлии Друниной стали печататься и издаваться в сборниках. Основными темами стихов были война, любовь к мужу, восхищение природой. Кроме написания собственных, Юлия Владимировна переводила стихи болгарских, казахских, татарских поэтов.

Произведения поэтессы публиковались в отдельных книгах и в советской прессе: газете «Литературные новости», журнале «Знамя».

Послевоенные годы

После возвращения с фронта и получения инвалидности в 1944 году она просто стала посещать лекции Литературного института, и никто не посмел выгнать калеку-фронтовика. В 1954 поэтесса окончила сценарные курсы при Союзе Кинематографистов. Во время обучения познакомилась со вторым мужем – А. Капплером.

В 1967 Друнина побывала в ГДР и ФРГ, Западном Берлине. В ответах на вопросы немецких журналистов утверждала, что весь смысл войны для граждан СССР был в защите женственности и материнства.

В 70е годы Юлия Друнина написала повести «Алиска» и «С тех вершин». Последнее произведение написано на основе собственных впечатлений.

В 80е годы она выступала в советской прессе с публицистическими статьями, в которых описывала свою тревогу по поводу неудач перестроечного периода, ломки системы ценностей. Также поэтесса защищала права Советской Армии, ветеранов Великой Отечественной Войны и войны в Афганистане.

В 1947 году Юлия Друнина стала членом союза писателей СССР, в 1985 – секретарем правления этой организации. Также входила в редакционную коллегию (с 1990 года общественного совета) издания «Литературная газета».

В 1990 году поэтесса была избрана в Верховный Совет СССР. В середине 1991 сложила с себя депутатские полномочия по причине того, что поняла бесполезность выполнения функций представителя народа.

За литературную деятельность она была удостоена:

  • Государственной премии РСФСР имени М. Горького,
  • Серебряной медали имени А.А. Фадеева,
  • 2х орденов Трудового Красного знамени и 1 ордена «Знак почета».

Юлия Владимировна Друнина относится к поколению поэтов-фронтовиков, чьё поэтическое становление совпало с военным лихолетьем. Основная тема её творчества – стихи о Великой Отечественной. И хоть писал в своё время Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи», – Юлия Друнина войну разглядеть сумела. Находясь на передовой, в самом пекле, в окопах – зримо увидела её страшное, воистину «не женское лицо»… И поведала читателям всё, что пережила, прочувствовала и осмыслила. Первое стихотворение о войне она написала в госпитале в 1943 году, после тяжёлого ранения: осколок снаряда вошёл в шею и застрял возле сонной артерии.

Я столько раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И сотни раз – во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Впоследствии оно вошло во многие антологии военной поэзии. Юлия Друнина рассказывала историю его создания: «В конце сентября дивизия оказалась в кольце… Двадцать три человека вырвались из окружения и ушли в дремучие можайские леса. Про судьбу других не знаю… Через три года, на госпитальной койке я напишу длинное вялое стихотворение о том, как происходил этот прорыв…». В результате кропотливой работы, из пятидесяти с лишним строк в окончательном варианте осталось всего четыре.
Впрочем, не только это стихотворение Друниной отличает предельная сжатость, краткость, говорящие о большом таланте. Многие её произведения о войне лаконичны, точны и ёмки. По накалу чувств, по глубине мыслей и переживаний не уступают приведённому выше. Здесь, что ни стихотворение – то маленький шедевр:

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней…

В этом же ряду можно отметить стихотворения «Трубы. Пепел ещё горячий…», «Целовались. Плакали и пели…», «Штрафной батальон», «Через щель маскировки утро…», «Постирушка», «Приходит мокрая заря…».
В других стихах фронтового цикла молодой, начинающий поэт Юлия Друнина размышляет о предвоенном времени, о беспечной школьной юности: «Я ушла из детства в грязную теплушку, / В эшелон пехоты, в санитарный взвод». Ещё задолго до войны Юлия увлекалась поэзией, начала писать стихи в одиннадцать лет. Посещала литературную студию. Писала подражательные стихи в основном о «неземной» любви, об экзотической природе дальних стран, о замках, рыцарях, «прекрасных дамах», ковбоях, кабацких забулдыгах и прочей псевдоромантической публике. Как вспоминала сама Друнина, – это был «коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина». Впоследствии в её творчестве проскальзывали мотивы юношеских романтических увлечений: «Ах, донкихоты как вы ни смелы, / Геройства ваши – темы для острот. / И все-таки, да здравствуют орлы, / Бросающиеся на самолет!» («Орлы»); «Истосковалась я / По благородству – / Да мушкетёры / Сделались не те…» («Истосковалась я…»). Отголоски юношеских пристрастий отразились и в военных стихах. В том же стихотворении «Я ушла из детства…» она пишет:

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»…

Здесь проявилась ещё одна характерная черта её поэтического почерка: предельная искренность, правдивость и откровенность. Да и как она могла написать иначе, если в атаке солдаты кричали не только: «За Родину! За Сталина!». Когда вплотную сшибались в жестокой рукопашной с озверелым врагом, – высокопарные речи и лозунги улетучивались из головы и оставалось только исконно русское, глубинное, родовое. Это самое «мать» «перемать»… Здесь Юлия Друнина задолго до так называемых перестроечных «разоблачителей» показала неприкрытую плакатными призывами, лишённую блестящего глянца идеологии, обыкновенную окопную правду войны. Как в известной небольшой поэме «Зинка»: «С каждым днём становилось горше. / Шли без митингов и знамён...»
Эта поэма считается одним из самых лучших произведений Друниной о войне. Она посвятила её своей подруге, санинструктору 667-го стрелкового полка Зинаиде Самсоновой, которая погибла в 1944 году. Посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Поэма начинается с картинки солдатского ночного привала: «Мы легли у разбитой ели. / Ждём, когда же начнёт светлеть. / Под шинелью вдвоём теплее / На продрогшей, гнилой земле». Лежат и беседуют две фронтовые подруги, вчерашние десятиклассницы. Бодрствуют не потому, что спать не хочется, нет, просто – не уснёшь от холода. Подруга лирической героини, Зинаида, делится сокровенным: «– Знаешь, Юлька, я – против грусти, / Но сегодня она не в счёт. / Дома, в яблочном захолустье, / Мама, мамка моя живёт. / У тебя есть друзья, любимый, / У меня – лишь она одна…». Отогревшихся еле-еле подруг поднимает «нежданный приказ» – «Вперёд!» И снова – марш, жестокие кровопролитные схватки. Батальон попадает в окружение, и Зинка погибает в бою. Подруга укрывает её тело своей шинелью. Щемяще горько звучат заключительные строки, когда Юлька, мысленно разговаривая с мёртвой подругой, вспоминает о её матери:

…И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
– Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

Произведение написано простым, бесхитростным, без вычурных поэтических наворотов, стихом. Ритмика немного напоминает манеру Николая Тихонова, а стиль – Александра Твардовского. Образы у Друниной яркие, сочные, запоминающиеся: «продрогшая, гнилая земля», «яблочное захолустье», «светлокосый солдат», «чёрная рожь», «смертные рубежи».
О суровой правде войны, о своеобразной окопной справедливости, о долге, верности присяге, о чести боевого русского офицера, – стихотворение «Комбат». Оно вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным, потому что автор сумел передать исконную сущность «загадочной» русской души: суровой, бескомпромиссной, но и доброй, всепрощающей одновременно:

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули –
Всегда стрелял без промаха комбат…

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

В конце 1944 года, комиссованная из армии после контузии, Юлия Друнина вернулась в Москву и стала посещать лекции в Литературном институте. Вскоре была зачислена на первый курс. В начале победного сорок пятого в журнале «Знамя» была напечатана подборка её стихов. В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей. В 1948 году вышла её первая книга стихов «В солдатской шинели». Название пришло, думаю, не случайно. Это был символический по тем временам образ: демобилизованные из армии фронтовики, за неимением гражданской одежды, продолжали ходить в форме. У Юлии Друниной есть стихотворение на эту тему:

Я принесла домой с фронтов России
Весёлое презрение к тряпью –
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

И если русские писатели XIX века, как образно выразился Ф. Достоевский, вышли из гоголевской «Шинели», то советские поэты военного поколения, несомненно, вышли из шинели солдатской.
Но не только «презрение к тряпью» принесла Друнина с войны, но и к человеческим порокам и недостаткам, – к дельцам и приспособленцам, пролезшим в «Храм Поэзии». «Надо гнать торгашей из храма», – проводит она аналогию с Новым Заветом. И опять на первом месте у неё пример военного поколения: «Тем, кто шёл на войну / В шестнадцать, / Странно трусом стать / В шестьдесят…» («Много званых…»). В стихотворении «Окопная звезда» Друнина описывает своё возвращение с фронта в мирную жизнь, в которую никак не может вписаться. Ведь здесь совсем не нужны всё её окопные навыки. Она не принимает мещанства с его высокомерным «престижем» («Мещанское жирное слово…»), болеет душой за экологию и гибнущую под рукой неразумного человека природу («Прорежен парк…»), сострадает «меньшим братьям», животным. Показательно в этом отношении стихотворение «Зверинец». «Не люблю зоопарки, / Словно концлагеря», – с горечью признаётся Юлия Друнина.
Замечает она не только частности, но и глобальные недостатки системы. В этом отношении весьма показательно большое стихотворение «В тундре», написанное в форме аллегории, за которой, однако, явно проглядывают реалии бывшей социалистической системы. Теперь её принято называть тоталитарной. «Смирны, как любое стадо: / Под палкой не первый год. / И много ли стаду надо? / Потуже набить живот», – описывает автор стадо оленей, которое гонит пастух чукча по снегам далеко от человеческого жилья. Но как всё узнаваемо точно, как правдиво и смело. Даже не верится, что написано стихотворение в 1973 году.
Между тем Юлию Друнину широко печатали. Книги выходили одна за другой: в 1955 году – сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году – «Ветер с фронта», в 1960 году – «Современники», в 1963 году – «Тревога». В 1970-е годы – сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году – «Бабье лето», в 1983 году – «Солнце – на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979).
После войны в творчестве Друниной появились новые темы, но все они в той или иной мере всё равно связаны с прошедшей войной, которая лично для неё не закончится никогда. «Всё грущу о шинели, / Вижу дымные сны – / Нет, меня не сумели / Возвратить из Войны», – напишет она с предельной откровенностью. Контраст и глубокая пропасть между войной и мирным временем ярко показаны в стихотворении «Два вечера»: «…Неужель спала ты на снегу, / Автомат пристроив в головах? / Понимаешь, просто не могу / Я тебя представить в сапогах!..» – признаётся парень лирической героине. И тут перед её мысленным взором всплывает совершенно иная картина: падает снег, бьют вражеские миномёты. И другой парень, чем-то похожий на этого, затянутый в серую солдатскую шинель, ей говорит:

– Вот, лежим и мёрзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

Юлия Друнина и дальше, в долгожданное мирное время всё меряет теми же фронтовыми мерками: «Защити меня, бруствер надёжный / Бруствер письменного стола» («Работа»). «Я порою себя ощущаю связной / Между теми, кто жив / И кто отнят войной» («Я порою себя ощущаю связной…»). «Мой передний край – / Всю жизнь на нём / Быть тому, / Кто числится в поэтах» («Пожилых не помню на войне…»). «Я в армии Поэзии / Солдатом / Сражаться до последнего / Хочу» («Нет, не мечтали…»). «…Ещё становятся бинтами строки / Для раненых, для обожжённых душ» («Старый поэт»). «С нестерпимым грохотом по мне / Проползают годы, словно танки…» («Запорола сердце, как мотор…»). Даже в стихах о природе поэт использует привычные фронтовые образы: «Не остановишь осени. / И всё же / Сражаться лето будет до конца» («Сегодня схватка осени и лета…»); «Пересвист птичьих раций» («Февральское»).
Тема войны – несомненно, стержневая в гражданственном творчестве Друниной, неразрывно связана с лирическими размышлениями о Родине. Но у поэта почти нет стихов о так называемой малой родине, где она родилась и выросла. У неё малая родина, Москва, органично сливается с общей для всех, большой Родиной, Россией, за которую она сражалась в годы войны. Так проникновенно написать о ней могла только Юлия Друнина: «О, Россия! / С нелегкой судьбою страна… / У меня ты, Россия, / Как сердце, одна. / Я и другу скажу, / Я скажу и врагу – / Без тебя, / Как без сердца, / Прожить не смогу…». В горькие минуты надлома и разочарований она признаётся: «И откуда / Вдруг берутся силы / В час, когда / В душе черным-черно?.. / Если б я / Была не дочь России, / Опустила руки бы давно…».
Важное место в её жизни и творчестве занимает любовь. О своих чувствах Друнина пишет с таким же яростным душевным надрывом, как и о войне: «Снова сердце / К сердцу прикипело – / Только с кровью / Можно оторвать» («Пахнет лето…»). «Не бывает любви несчастливой, – заявляет она в другом стихотворении, твёрдо веря в это и стараясь уверить других. – Не бывает… / Не бойтесь попасть / В эпицентр сверхмощного взрыва, / Что зовут «безнадёжная страсть». А вот ещё одно не менее страстное откровение: «Что любят единожды – бредни, / Внимательней в судьбы всмотрись. / От первой любви до последней / У каждого целая жизнь». Она бескомпромиссна в любых обстоятельствах и, если любовь проходит, для Друниной здесь выбора нет: «Одиночество страшно вдвоём, / Лучше попросту быть одинокой…» (Двое рядом притихли в ночи…»). А вот пронзительные строки из, несомненно, лучшего стихотворения о любви «Ты – рядом», посвящённого мужу Алексею Каплеру:

Ты – рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

После смерти любимого мужа, у неё происходит страшный душевный надрыв: «Не так-то просто умереть, / Живу, себя казня, / Как видно, / Разводящий – Смерть – / Забыла про меня…» («Вдова»).
Друнина много размышляет о разных поколениях, по-своему решая извечную проблему отцов и детей. Но она не противопоставляет себя – им, не завидует их молодости, силе, красоте, возможностям. Умудрённая фронтовым опытом, рано повзрослевшая, повидавшая жизнь, взглянувшая в холодные глаза смерти, она понимает: у каждого поколения своя судьба и своя сверхзадача. И потому у неё складываются такие запоминающиеся строки: «И шла наша молодость / К Маю / По самой Великой войне. / Я зависти к юным / Не знаю – / Пускай позавидуют мне!».
Она до конца остаётся верна себе, своим довоенные вкусам и пристрастиям. Не взирая на то, что в данный момент модно и престижно. Несколько холодна к увлечению молодёжи западной эстрадной музыкой: «На душе / Торжественно и чисто, / Словно Вечный / В ней зажгли огонь… / Хорошо, / Что не вопит транзистор, / А рыдает / Старая гармонь».
Друнина с юношеской непосредственностью не устаёт удивляться новым реалиям изменившегося мира. Разглядывая встречных современных девушек, невольно проводит аналогию: «Неужто такими были / И мы в сорок первый год?..» («Легка. По-цыгански гордо …»). Поэт не осуждает современное поколение, у которого уже новые кумиры, увлечения, взгляды и склонности. Вспоминает свою довоенную юность: «Мы сами пижонками / Слыли когда-то, / А время пришло – / Уходили в солдаты!» («Девчонка что надо!»). Постепенно к ней приходит понимание взрослости, и хоть душа не может с этим смириться, на бумагу выплёскиваются горькие слова: «Скажи мне, детство, / Разве не вчера / Гуляла я в пальтишке до колена? / А нынче дети нашего двора / Меня зовут с почтеньем «мама Лены» («Дочери»).
Она не то чтобы не принимает современность, особенно ту, чуждую военному поколению, которая, словно грозовая туча, наползла на страну с Запада в конце восьмидесятых. Она её зачастую не понимает, в душе оставаясь всё тем же, затянутым в серую армейскую шинель, «светлокосым солдатом». Несмотря ни на что, Друнина была сильным и мужественным человеком. На недоброжелателей и врагов, которые у женщины с таким волевым, жёстким, можно сказать мужским, бескомпромиссным характером, несомненно, были, не злилась: «Враги мне только помогают – / Ругань / Всегда воспринимала / Как хвалу». В горькие минуты бед и разочарований, она находила в себе силы продолжать жить и радоваться жизни, какой бы она не была: «…Я никогда от боли не кричу. / Пока живу – борюсь. / Меня счастливей нету, / Меня задуть / Не смогут, как свечу».
И это были не просто слова. Её слова никогда не расходились с делом. В августе 1991 года Юлия Друнина, искренне поверив в перестройку, вместе с другими защищала Белый дом. С болью восприняла развал Советского Союза. Но душевный надлом произошёл гораздо раньше, ещё в 1979, когда умер любимый муж, известный сценарист, кинорежиссёр, актёр и телеведущий Алексей Каплер. Распад страны и крушение советских идеалов, за которые её поколение проливало кровь на фронтах Великой Отечественной, только подлили масла в огонь.
Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года. Перед смертью она подготовила последний сборник стихов, с символическим названием «Судный час». Своеобразное поэтическое завещание:

…Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, – за избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!