Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.

Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .

Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Что представляют собой данные учебные заведения

Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.

Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.

Виды учреждений

Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.

Для неслышащих учеников

Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.

Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.

Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.

Слабослышащие и позднооглохшие

Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.

Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.

В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.

На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.

Незрячие

Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.

Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.

С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.

Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

Слабовидящие

В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.

Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.

Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

С нарушениями речи

Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .

К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.

С тяжелой патологией речи

Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.

Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

Задержка психического развития

Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.

Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.

По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

Умственно отсталые

Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.

Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.

Организация учебного процесса

В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.

Однако все они базируются на основных принципах :

На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.

Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.

Распространение таких заведений

Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.

В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.

Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.

Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство. Вальдорфские школы — характерные черты Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами. Учебный план В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения […]

Ваш ребенок с детства интересуется компьютерами? Ему легко даются физика, математика? Развить таланты в нужном направлении и получить высокий уровень знаний помогут школы с техническим уклоном! Выпускники физико-математических школ успешно сдают вступительные экзамены в ВУЗы и становятся конструкторами, инженерами в области строительства, электроники, машинно-, приборо- и ракетостроения, программистами и представителями других, значимых для общества, и высокооплачиваемых профессий. Классы с профильным обучением существенно отличаются от общеобразовательных, прежде всего, учебным планом. На данном профиле обучения углубленно изучают математику, физику и информатику: отводится много часов на теоретические и практические занятия, проводятся лекции, семинары, компьютерные уроки и презентации. Ученики активно участвуют в проектной деятельности, конкурсах и олимпиадах. Частные физико-математические школы Москвы Школ с физико-математическим уклоном на территории Москвы немало. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил действительно качественное образование, находился в здоровой психологической атмосфере, рекомендуем присмотреться к частным школам. Небольшие классы, развитая материально-техническая база, огромное количество секций и кружков, вкусная еда и наличие собственного транспорта, развозящего учеников в школу и домой – все это присуще частным школам, но на этом достоинства не заканчиваются. В частных учебных заведениях работают педагоги с высокой квалификацией, применяются авторские обучающие методики, изучают технический английский язык. Еще одна особенность – использование индивидуальных учебных планов. В зависимости от требований ВУЗа, […]


В современном мире свободное владение английским языком – это не полезное дополнение, а необходимость. Это возможность продолжить обучение в престижных иностранных университетах, устроиться на высокооплачиваемую работу, наладить бизнес-контакты с зарубежными партнерами, расширить информационные границы и путешествовать без переводчика по всему миру. Причем осваивать иностранные языки лучше всего с раннего возраста. Именно поэтому все чаще родители присматриваются к лингвистическим школам. Школа с углубленным изучением английского языка: особенности учебной программы Обучающие программы спецшкол предусматривают изучение специализированных предметов: история Британии, английская литература, технический перевод, подготовка к сдаче экзаменов для получения сертификата Cambridge ESOL. Занятия ведутся по специализированным учебным пособиям. Обязательно в современных лингвистических школах наличие лингафонного кабинета – специально оборудованная комната, в которой дети обучаются правильному произношению. Занятия проводят квалифицированные педагоги, прошедшие стажировку в Британии. Некоторые учреждения приглашают зарубежных учителей – носителей английского языка. Внеклассная деятельность, направленная на углубление в иностранный язык – очень важный аспект учебной программы. Она реализуется участием в конкурсах, проводимых на английском языке, посещением англоязычных театральных кружков и вокальных студий. Летом и в перерывах между учебой дети посещают страны, язык которых изучают. Какие существуют школы с углубленным изучением английского в Москве В настоящее время в Москве функционируют 111 государственных гимназий и 51 частная языковая школа. Большая часть частных школ […]

Летние каникулы – пора веселого беззаботного отдыха, интересных поездок. Традиционно в этот период дети едут с родителями оздоровляться на море, путешествуют. Но если по объективным причинам организовать семейный отдых не получается – это не повод для огорчения. Многие частные школы Москвы работают летом, некоторые даже переезжают на летний период за город, в уютные тихие места с чистым воздухом и живописной природой. Работа летней школы существенно отличается. Здесь нет обязательных предметов, скучных лекций, не ставят отметок и не заставляют выполнять домашние задания. Дети играют вместе со сверстниками, находят новых друзей, веселятся. Как правило, руководство разрабатывает полезные образовательные и интересные культурно-развлекательные программы. Ребята находятся под постоянным присмотром воспитателей, охранников и медицинских работников, накормлены. Это отличная возможность прекрасно отдохнуть и с пользой провести время, получить незабываемые впечатления и зарядиться позитивом. Что же предлагают летние школы в 2017 году? Российская международная школа Адрес: Подмосковье, пос. Барвиха д. 42, возраст – 7–14 лет Подмосковье, пос. Жуковка д. 43 А, для детей 2–6 лет Режим работы: с 01.06 по 31.08 Питание: 5 раз в день В летней школе ребята получат не только полноценный отдых, насыщенный интересными мероприятиями, конкурсами и подвижными играми, но и курс английского языка. Детей обучают по эффективной коммуникативной методике опытные преподаватели из Англии. […]


Центры раннего развития – частные учреждения, призванные помочь малышам быстрее приспособиться к миру, который они только начинают познавать. На занимательных занятиях, проводимых в игровой форме, дети учат разговорную речь, развивают интеллект и творческие таланты, двигательную активность. Приводят крох в детские клубы многие молодые родители. И это отнюдь не дань моде. Результаты многочисленных исследований показали, что дети, активно развивающиеся с самого раннего возраста, становятся более успешными. Им в дальнейшем легче осваивать школьные дисциплины, они имеют хорошую память. Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов В детских центрах ребята проводят не целый день, а несколько часов. Занятия могут проходить утром или вечером 2-3 раза в неделю или по выходным дням, быть представленными единичными мастер-классами или комплексными курсами развития. Руководители клубов, как правило, разрабатывают несколько обучающих программ и графиков посещений, что позволяет родителям подобрать максимально подходящее расписание и приводить детей в центр в удобное для них время. Двери детских клубов открыты даже для самых маленьких, для детей полугодовалого возраста, которые еще не умеют ходить и говорить. Для грудничков разработаны специальные программы. Рассматривая новые предметы, переставляя кубики, играя, дети улучшают сенсорное восприятие, развивают моторику рук. Занятия с детьми грудного возраста происходят в присутствии одного из родителей. Малышей возрастом от полутора лет можно оставить […]

Слово «школа» может вызвать у каждого человека самые разнообразные ассоциации и чувства. К примеру, у родителя, который скоро будет оформлять ребенка в первый класс, это может быть растерянность и неопределенность. А у того, кто уже воспитал подростка, чьи интересы к обучению давно утихли, ощущения еще хуже. Каждому из этих людей непросто найти оптимальное решение, которое и понравится малышу, и удовлетворит их личные взгляды. Но, не смотря на эти сложности, решение есть – школа-пансион. Такие пансионы в наши дни очень популярны. Причем среди самых различных родителей. А все по чему? По той причине, что школа-пансион воплощает в реальность те «мечты», которые невозможно реализовать ни в одной государственной школе. Школа-пансион Из наиболее очевидных плюсов таких учреждений стоит выделить следующее. В первую очередь, — это постоянный контроль над детьми со стороны персонала школы, принятие активного участия в их школьной жизни, отсутствие риска попасть в «плохую компанию», что часто может случиться в обычной школе. Во-вторую, школа-пансион будет оказывать серьезную заботу о ребенке, и его досуге. Сюда можно отнести массу разнообразных экскурсий, поездок, походов культурные заведения по типу театров, а также секции музыки, единоборств, плаванья и т.д. И последнее. В школах-пансионах опираются только на самые лучшие черты, которые были присущи образовательным учреждения дореволюционных времен. Они […]

Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.

В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.

Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.

Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.

Вправе выбирать, как именно их ребенок будет получать среднее образование. В случае если ребенок не может посещать школу, выбор становится между двумя вариантами, обучение на дому или в специальном интернате. При обучении на дому, родители должны либо сами проводить занятия с ребенком, либо нанимать учителя, который сможет работать с ребенком в особенных условиях.

При обучении ребенка на дому, родители имеют право на компенсацию затрат в обучении ребенка. Так как по закону каждому ребенку положено бесплатное среднее образование, то государство обязано компенсировать все материальные траты на обучение ребенка, даже если оно происходит в домашних условиях.

Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей.

Бесплатное посещение школы искусств для одаренных детей


Так как многие , которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств.

Такое обучение может проходить как в школе при учебном заведении, так и в тех школах, которые имеют статус самостоятельной художественной школы. Для того чтобы покрыть все расходы на школу искусств, родители просто должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Но стоит отметить, что и в таких школах не создаются специальные условия для детей-инвалидов.

Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств.

Аттестация в школе. Какие условия для детей-инвалидов

В школах контрольные работы проводятся на общих основаниях, с ограниченными возможностями пишет ее без каких-либо особых условий. Если же обучение проводится на дому, то ребенок должен связаться с учителем с помощью видеозвонка, и учитель должен видеть все рабочее место ученика.


При этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка.

При поступлении в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.

А после зачисления ребенка на обучение, программа составляется индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями, которая согласовывается с психологом и врачами.

Как поступить в ВУЗ. Имеет ли право ребенок-инвалид на льготные условия

  1. Дети-инвалиды имеют право на зачисление в высшее учебное заведение вне конкурса, то есть на бюджет. При этом он также сдает экзамен, и если количество баллов соответствует минимальным условиям, то ребенок успешно проходит аттестацию. При сдаче экзамена, ребенок-инвалид имеет одно преимущество перед другими детьми – 90 минут на подготовку.
  2. На в ВУЗах имеют право дети-инвалиды 1 и 2 группы, которые не имеют противопоказаний к обучению. В некоторых случаях, ребенок имеет право на сопровождение его родителями, если самостоятельное передвижение доставляет неудобства.
  3. Для того чтобы получить компенсацию за обучение ребенка на дому, родители должны обратиться в органы социальной защиты со специальной справкой о том, что ребенок проходит домашнюю программу обучения. Получить материальную помощь родители могут после достижения ребенком возраста шести с половиной лет, именно с этого возраста начинается обучение ребенка в школе.

Самое главное для родителей , показать, что он такой же, как и все дети, имеет право на образование и дополнительные увлечения в школах искусств. А государство будет способствовать образованию и саморазвитию такого ребенка во всех смыслах.

О выборе школы для ребенка-инвалида на видео:

Напишите свой вопрос в форму ниже Внимание, только СЕГОДНЯ!

Уважаемые родители!
Департамент образования г. Москвы и Совет директоров Московского отделения Ассоциации Некоммерческих Образовательных Организаций регионов России (АСНООР), инициируют с 1 сентября 2017г. новый проект, направленный на расширение образовательных возможностей и улучшение условий обучения детей-инвалидов в образовательном пространстве г. Москвы.

Ваши дети – особенные. Это слово часто используется для того, чтобы более деликатно назвать детей-инвалидов, но мы трактуем его иначе, считая, что каждый ребенок – особенный, ну а ребенок с проблемами здоровья – вдвойне. Мы понимаем, что эти проблемы часто накладывают определенные (иногда – очень большие) ограничения на повседневную жизнь, но также, зачастую, они ведут к тому, что душевно и интеллектуально ребенок-инвалид во многом превосходит обычных детей, будучи глубже, ярче и нередко оказываясь « маяком» для своих сверстников.

С 1 сентября 2017 года Департамент образования начнет субсидировать обучение детей-инвалидов в частных образовательных организациях в том же размере, что и в государственных образовательных организациях по ВСЕМ уровням образования (это касается и дошкольников!!).

Что могут предложить частные образовательные организации столицы детям-инвалидам?

 обучение в малых группах (наполняемость классов в ЧОО от 8 до 12 чел.)

 учёт индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка в процессе обучения

 разработка (при необходимости) индивидуальных учебных планов – здесь подразумевается не только упрощение программы в некоторых случаях, но и работа по развитию одаренности, ранняя профориентация в соответствии с возможностями конкретного ребенка

 индивидуальная коррекционно-развивающая работа (с психологом, логопедом, дефектологом)

 широкий спектр дополнительного образования: занятия в кружках, факультативах и секциях различной направленности

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Особый статус сохраняют только школы для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу. Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов, кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты. Сейчас на защиту коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели. В коррекционных школах затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать медицинские сотрудники, психологи, дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку. Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям - то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это. В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей. На данный момент такие условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ - не принесет ли неготовность российского общества к толерантности и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах. Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа. Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных. Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к ребенку-инвалиду должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями. Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с родителями. Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей. Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах. Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями. Как показывает европейская практика, в одних случаях, например, при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают оптимальными другие формы обучения.