Система нашего образования в данный момент является для меня очень актуальной и болезненной темой, так как в следующем году мой ребенок должен идти в школу. Но с проблемами мы начинаем сталкиваться уже сейчас. Я так понимаю, что некоторые преподаватели в детском саду решили основательно подготовить родителей к школе в психологическом плане.

Я просто не понимаю, как эти люди собрались учить моего ребенка и что они могут ему дать?! С воспитательницей нам очень повезло. Но везение состоит в том, что свой выбор дошкольного учреждения мы сделали основываясь на том, какой у ребенка будет воспитатель, а не на красоте помещения и крутости игрушек. К вопросу первого учителя мы подойдем еще более серьезно. Хотя мысли о домашнем образовании стали все чаще посещать мою и так уже замороченную всеми этими «праздниками-фестивалями-надо-чтобы-у-ребенка-была-белая-рубашка-и-черные-штаны-как-у-всех» голову. Я не хочу, чтоб роботы сделали из моего ребенка очередного робота, который в состоянии работать и мыслить исключительно по инструкции. Наша система образования неповоротлива и я не уверена, что то, чему будут учить моего ребенка в школе, будет актуально через 11 лет. Так что если вас интересует все, что касается обучения детей вне школы, вам будет интересно узнать несколько советов от людей, которые уже прошли через этот опыт.

Что такое домашнее обучение?

Он, как и я и многие мои знакомы, считает, что на данный момент система образования не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. В школе готовят роботов, которые не в состоянии обучаться самостоятельно и для того, чтоб усвоить новый материал, им нужен учитель. Школа — это сплошные правила и запреты. Для детей это скорее каторга и во время уроков и подготовки домашнего задания они, скорее, не живут, а отбывают срок. После чего идут гулять и заниматься другими делами, то есть жить.

Дома же обучение для детей — это веселье. И оно длится не определенный отрезок времени, а происходит постоянно. Каждая новая прочитанная книга, нарисованная картина или беседа с интересным человеком. Дети учатся не по строгим правилам — это ведь не каторга. Для них такое обучение и есть сама жизнь, в процессе которой они постоянно узнают что-то новое и интересное, а жизнь — это самая большая и интересная в мире школа с удивительными преподавателями и мастерскими.

Если в школе занимаются по четким инструкциям и специально подобранным учебникам, то дома вы можете использовать любой источник информации.

В школе ученики учатся четко следовать инструкциям, а дома вы можете научить ребенка думать своей головой.

В школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию. Все дети разные. Восприятия и запоминание различной информации тоже разное, поэтому нельзя всех уравнять и если ты не успеваешь, значит недостаточно сильно стараешься. Дома нет отстающих и двоечников. В домашнем обучении не существует неудачников.

Положительные стороны домашнего образования

  • Это то, как учатся предприниматели. В школе учат следовать инструкциям и подготавливают хороших наемных работников. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Домашнее обучение готовит предпринимателей, а не роботов.
  • Это гораздо естественней. Если взять всю историю человечества, то школьное образование еще очень и очень юно. До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин.
  • Это дает чувство свободы. Школьная структура хороша для тех, кто любит, чтобы решения за них принимал кто-то другой. Но если вы хотите принимать собственные решения и узнавать вещи по мере необходимости, вам нужно будет больше свободы, чем может дать школа.
  • Мы учимся вместе с детьми. Школа делает так, что родители постепенно полностью удаляются из процесса обучения. Во время домашнего обучения родители постоянно рядом, они помогают, подсказывают и направляют. Кроме того, что вы сами узнаете много нового и интересного, ваши дети научаться взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы в будущем с их помощью находить ответы на свои вопросы.
  • Это гораздо веселее. Как я уже писала, школа — это обучение в строго ограниченный период времени. Это нужно и очень часто вместо того, чтобы слушать учителя, дети смотрят на часы в ожидании окончания этой каторги. Домашнее обучения не является чем-то принудительным. Оно неотъемлемо от жизни и не ограничено по времени.

Как учиться дома

Так как обучение дома — это занятия без правил, сложно построить единую систему. Поэтому поначалу будет немного страшно. Страшно не из-за то, что ребенку будет сложно, а из-за того, что вы можете не справиться. Поэтому Лео написал несколько общих советов, которые подскажут вам правильный путь.

  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Годам к шести уже понятно, что ему особенно нравится, а что дается с трудом. Старший сын Лео хочет поступать в колледж, поэтому записался на специальные подготовительные курсы в интернете. Он уже определился с тем, что ему нравится, и направил все свои усилия на совершенствование в этих предметах. Все зависит от наклонностей вашего ребенка. Это могут быть точные науки или страсть к литературе или языкам. А может быть у вас растет будущий гениальный скрипач или художник. Направляйте их и поддерживайте, и тогда к моменту поступления в университет он уже четко будет знать, чем хочет заниматься. И вряд ли провалит экзамены.
  • Сила вопросов. Все дети обожают задавать вопросы. И это очень хорошо, потому что вопрос является прекрасной возможностью узнать что-то новое. Ищите ответы вместе с ними в книгах, в сети или спрашивайте у специалистов в этой области, если среди ваших знакомых такие имеются.
  • Ваши знакомые — невероятный источник знаний. Кто лучше всего расскажет о том, как работает двигатель автомобиля — учитель в школе, или автомеханик? То же самое касается и всего остального. Не бойтесь задавать вопросы вместе со своим ребенком. Многим это будет очень приятно и они с удовольствием поделятся знаниями о своем любимом деле.
  • Играйте в игры. Играйте во все виды игр и не сосредотачивайтесь на том, чему именно может научить эта игра. Главное, что детям будет весело и они узнают, что жизнь может быть игрой, и будут учиться в этой игре.
  • Не забывайте о научных проектах. Это может быть сбор макета или опыт с растениями. Это может быть все, что угодно, и все, что касается науки. А еще это может быть очень весело.
  • Потакайте интересам ребенка. Если вы видите, что ваш ребенок очень заинтересовался какой-либо наукой, помогайте ему узнать об этой области как можно больше интересного.
  • Отдых от школьной системы и перенастройка. Если ваш ребенок уже проучился какое-то время в школе, ему нужно будет немного времени для того, чтобы отойти от системы и начать свое обучения без рамок. Это может быть как неделя или две, так и несколько месяцев. Не переживайте, вы сможете быстро наверстать упущенное время.

  • Подсовывайте интересные журналы и книги. Это будет хорошим стимулом для обучения чему-то новому. Откуда у ребенка может появиться интерес, например, к дайвингу, если он никогда не читал о нем или не смотрел завораживающие ролики про подводный мир?
  • Найдите свой путь. Самое главное в домашнем обучение — это выяснить, что подходит именно вашему ребенку. Пробуйте разные вещи. Играйте. Мастерите. Гуляйте и встречайтесь с новыми людьми, которые могут рассказать много интересного. Вам всегда должно быть весело и интересно. Не должно быть никакого принуждения. Как только ребенок почувствует, что его заставляют что-то делать, интерес моментально исчезнет.
  • Будьте терпеливы. Вы не увидите быстрые результаты, но ваше ребенок меняется, пусть и медленно. Вам может показаться, что он ленится и не хочет учиться и тут же появится соблазн заставить ребенка сделать что-то, что касается учебы. Но так вы все испортите. Просто позвольте им играть в то, во что они хотят. Со временем они научаться сами регулировать свои игры и обучение.
  • Доверяйте. Очень важно доверять своим детям и вначале это может быть очень сложно — верить в то, что они вполне в состоянии учиться самостоятельно. Если их что-то заинтересовало, они обязательно это выучат.
  • Если честно, то оглядываясь на свою учебу в школе я не понимаю, зачем было пичкать меня всем этим, если в итоге пригодилось меньше половины? Эрудированность? Мне кажется, что это скорее бесполезная трата времени. Ну вот скажите, зачем мне знать все про отряд членистоногих, если только я не собираюсь стать биологом или зоологом?! Да, нужно знать, откуда появляются яблоки на деревьях, но зачем же так подробно? Сколько времени и сил было потрачено на то, что никогда в жизни не пригодится? Зачем тащить весь этот багаж, который забил довольно ценный ресурс — память — почти доверху? Лучше путешествовать с целью и знаниями, которые помогут ее достичь как можно быстрее. А если мне нужно будет сделать что-то еще и я не буду знать, как, тогда я просто найду необходимую информацию и научусь.

    Это будет очень сложно, но если вы не опустите руки, будете доверять своим детям и сами не будете лениться, у вас обязательно все получится. Это очень спорный и сложный вопрос — нужна ли детям школа. Я думаю, что найдется огромное количество людей, которые встанут на защиту школьной системы. Но мы в состоянии сделать правильный выбор самостоятельно, без оглядки на то, что скажут люди и то, что теперь ребенок не ходит в школу, как все остальные. А кто все эти остальные?

    Что скажете? Вы решились бы отказаться от школы и обучать своего ребенка дома?

Иногда в жизни возникают ситуации, когда школьник не может посещать обычную школу. В этом случае необходимо воспользоваться онлайн способом образования, ведь, когда мы учимся дома, то можем получить даже больше знаний. Дистанционная форма — не хуже общепринятой и предоставляет многие удобства и преимущества. Теперь наш портал предоставляет возможность учиться в Домашней школе .

Учимся дома и получаем знания

Для того чтобы с полной ответственностью утверждать, что мы учимся дома и получаем полный объем знаний, необходимо выполнить несколько шагов. Во-первых, нужно выбрать подходящую интернет школу, которая полностью будет соответствовать вашим пожеланиям об образовании ребенка. Вы можете воспользоваться нашим порталом сайт, который предоставляет полный спектр услуг по обучению онлайн. Хороший подбор грамотных учителей, настоящих специалистов в своей области, современное построение занятий и обратная связь удачно выделяют нашу школу из ряда подобных. Во-вторых, необходимо написать заявление, которым вы подтвердите желание и возможность обучаться удаленно.

Участие родителей в процессе обучения

Нужно понимать, что когда мы учимся дома, родители не должны отстраняться от образовательного процесса. При таком получении знаний выполняется двойной контроль. С одной стороны, за процессом обучения следят преподаватели, выявляя слабые стороны и направляя в нужное русло, с другой — родители оценивают знания по отметкам и, выполняя рекомендации, стремятся улучшить способ обучения. Двойной контроль индивидуально вашего ребенка помогает достичь требуемых результатов.

Правильное и удобное планирование занятий

Часто можно услышать в ответ на вопрос, почему вы не в школе — мы учимся дома. Это может показаться странным, ведь любой процесс образования требует времени. Но дело в том, что правильное планирование занятий позволяет вашему ребенку свободно посещать спортивные секции, кружки, больше гулять на улице.

Доступная оплата обучения

Многих пугает необходимость оплаты интернет обучения. Если задуматься, сколько взносов по разным поводам приходится делать в обычной «бесплатной» школе, станет понятна материальная выгода такого способа образования. И на жалобы знакомых о поборах на ремонт, подарки, наглядные пособия вы сможете ответить, что у вас такой проблемы нет, так как мы учимся дома .

Очевидные преимущества интернет обучения лежат на поверхности. Ваш ребенок получает индивидуальное образование и ему уделяется максимум внимания. При онлайн уроках вам нет необходимости находиться в одном месте. Вы вправе переезжать из одного города в другой, при этом процесс обучения не прерывается. Часто физические недостатки делают невозможным посещение школы вашим ребенком. В этом случае интернет образование будет прекрасной альтернативой. После окончания обучения выпускник онлайн школы будет полностью готов к Государственным Экзаменам и выдержит их с честью.

Часто для прохождения ЕГЭ или просто устранения пробелов в знаниях по сложным предметам, например, математике и физике, требуется нанять репетитора. Интернет школа может с успехом выступить в его роли, при этом гораздо эффективнее.

Оценив все достоинства и преимущества удаленного обучения, приняв взвешенное решение, вы с гордостью сможете утверждать перед друзьями и знакомыми, что мы с ребенком учимся дома и получаем прекрасные знания.

«Мои дети учатся легко и радостно, для них уроки - это любимое развлечение. На каникулах они просят: мама, давай займемся геометрией или сделаем проект! Они любознательны и сосредоточены на занятиях» - мне было удивительно услышать такие слова от мамы двух младших школьниц.

Обычно от мам младшеклассников я слышу совсем другие слова: «Мы вчера до ночи сидели за уроками. Заставляю садиться за домашнюю работу со скандалом. Пришлось отобрать планшет. Пока не сделаешь уроки- никаких игр!»

Какой волшебный секрет знает семья русских ученых, проживающих в Канаде, где дети тянутся к знаниям с трех лет и получают от учебы настоящее удовольствие?

Я поговорила с Анной, мамой Владимира (15 лет), Татьяны (9 лет) и Марии (7 лет), которая обучает своих дочек дома, и узнала много интересного.

- Анна, расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Как вы оказались в Канаде?

В Канаде мы живем уже 14 лет. Сюда мы приехали с мужем и полуторогодовалым сыном вскоре после защиты дипломов. В Канаде муж Алексей продолжил учебу в аспирантуре, я защитила на кафедре нейропсихологии уже канадского университета в Кингстоне диплом магистра. А потом у нас родились 2 дочки – Таня и Маша, которых мы решили обучать дома сами.

- Как вообще у вас родилась идея хоумскулинга?

Наш сын ходил в киндергарден (нулевой класс ). И мы были не довольны учебной программой. Володя всегда был развитым ребенком, интересовался наукой. В 6 лет он уже рисовал модели атомов, собирал модели молекул из биохимического набора, строил графики квадратичных функций. Нет, мы вовсе не стремились сделать из него вундеркинда. Просто отвечали на его вопросы и поддерживали интерес к знаниям. В канадской школе ему было просто скучно. В итоге в 6 лет Володя перешел на домашнее обучение. За год наших занятий мы с ним многое изучили – занимались научными и естественными дисциплинами, русской историей, языком, много читали.

Учиться дома ему нравилось, но ему не хватало общения со сверстниками. К тому же в тот период я была беременна младшей дочкой, средняя была совсем малышкой – это было непростое время для нас с мужем. Кроме того, за год домашнего обучения у сына заметно ухудшился английский, потому что дома мы говорим только по-русски. И перед началом 2-го класса мы предложили Володе выбор – идти в школу или продолжать учиться дома. Сын выбрал школу, его взяли в сильный класс, разрешив заниматься математикой по индивидуальной программе – по учебникам 5-го класса. Сейчас сын учится в школе, но дома дополнительно занимается по российским учебникам. Во время учебы в средней школе, Володя под нашим руководством изучал математику и русский язык. Теперь, в старших классах, он самостоятельно совершенствуется в научных дисциплинах. Наблюдая, как его сестры учатся дома, Володя жалеет, что выбрал школу когда-то. Хотя у него всегда была возможность вернуться на семейное обучение, но привычка к школьной жизни оказалась сильнее.

- Расскажите о самом интересном и, наверное, самом сложном – обучении двух дочек на дому.

Обе мои дочки 9 и 7 лет учатся дома по комбинированной канадско-российской программе. Мы с ними проходим приблизительно все, что положено проходить в канадской школе, плюс несколько дополнительных предметов. Мы подстраиваем программу под наши интересы, но при этом следим, чтобы дочки знали все существенное, что требуется канадской программой.

- Как организованы ваши занятия, есть ли некий план, режим?

К занятиям мы приступаем сразу после завтрака. Решаем, с чего начнем, достаем учебники. Стараемся в первую очередь проходить те предметы, для которых нужна наиболее ясная голова. Так как хоумскульных детей у нас двое, то стараемся так распределять последовательность уроков, чтобы в то время, когда один ребенок делает урок, требующий моего пристального внимания и объяснений, второй ребенок выполнял задания, в которых моя помощь не нужна. Часть каждого урока включает в себя самостоятельную работу, которую я тут же проверяю, и дочки сами участвуют в поиске и исправлении ошибок, тем самым приучаясь делать качественную работу.

«Важно заниматься уроками в одно и то же время! Мои дети привыкли, что между завтраком и обедом у нас занятия»

Если во время урока я вижу, что ребенка какая-то тема особенно заинтересовала, то мы ее развиваем, и, соответственно, продолжаем урок немного дольше. Заканчиваем урок тогда, когда намеченная нами тема пройдена, или, что бывает реже, когда я замечаю, что ребенок начинает уставать. Уроки у дочек разной длины, в зависимости от предмета. Обычно они длятся по 20-60 минут, так что их переменки не всегда совпадают. Дети сами чувствуют, насколько они устали, и сколько времени им требуется для отдыха: обычно в утреннее время переменки короткие – по 2-10 минут, а ближе к обеду их длина увеличивается. Таким образом, время используется наиболее эффективно, так как урок заканчивается тогда, когда пройдена тема с конкретным ребенком. Благодаря этому, наш учебный день намного короче и насыщенней, нежели школьный – за утренние часы мы успеваем сделать все основные уроки.

Основную часть уроков мы успеваем сделать до часу дня, и после обеда дочки идут гулять, играют или читают, или мы с ними вместе едем куда-нибудь. После отдыха мы занимаемся еще час-полтора – делаем какой-нибудь научный проект, или читаем, или музицируем.

Во время занятий я стараюсь следовать за ребенком, провоцируя его на творческий поиск. Например, на уроке английского мы проходили названия органов чувств. Ребенок заинтересовался их строением – мы тут же открыли атлас по анатомии и начали изучать. На уроке математики решаем задачу про количество кокосов и бананов. Дочка спрашивает: а где они растут? И мы ищем информацию в Интернете. В этом и есть прелесть домашних занятий – можно сделать обучение интегрированным.

- Почему идет снег? Почему снежинки такой формы? Как выглядит яблоко под микроскопом?

Такие вопросы возникают у наших детей ежедневно. Поиски ответов часто выливаются в широкие исследования, по которым мы пишем проекты. Девочкам это очень нравится. Суть в том, что знания, получаемые на конкретный запрос ребенка – актуальны ему здесь и сейчас. Ребенок заинтересован в ответе учителя, он обдумывает полученную информацию, готов творчески переработать ее, углубиться в ее изучение или построить свои теории. При этом ребенок активно учится, а не пассивно получает знания.

Во время занятий девочки не пытаются покапризничать, поторговаться с вами – начать занятия не сейчас, а попозже?
- Для наших детей учеба это как ежедневная чистка зубов – нечто само собой разумеющееся. Дети привыкли к учебе с раннего детства. С 3 лет это любимое развлечение для них. Чаще всего учиться им легко и радостно. Но иногда, выписывая прописные буквы или разбирая ноты, им приходится работать над собой, принуждая себя двигаться дальше, не бросая начатое. Это задача мамы – научить ребенка ставить перед собой цель и ее добиваться.

«Но главное – наши дети понимают, что учеба нужна им, а не нам, мы лишь помогаем им учиться»

Девочки знают о годовом плане учебы, понимают, что в конце года им нужно сдавать экзамены, поэтому усердно занимаются. Если Тане или Маше захочется в школу – они в любой момент могут отказаться от хоумскульных занятий. Но пока обе выбирают домашнее обучение. Конечно, они хотели бы больше общаться с ровесниками, но не ценой посещения школы. Этой осенью старшая дочка побывала на некоторых уроках 4-классников, она была поражена, как много в школе отвлекающих факторов! Учителю нужно постоянно делать замечания детям, повторять несколько раз одно и то же. Дети сидят на уроках часами, никуда не торопятся и поэтому расслабляются. Наша Таня привыкла работать сосредоточенно, не теряя времени даром. Поэтому эти уроки ее неприятно поразили.

Аня, от многих мам младших школьников я часто слышу жалобы, что дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу. Их нужно заставлять делать домашние задания, контролировать, иногда даже шантажировать. Вы пишите, что для ваших детей учеба – это радость и удовольствие. Получается, что хоумскулинг – это некая «волшебная таблетка», которая сможет привить любовь к учебе абсолютно каждому ребенку?

Я занимаюсь не только с дочками, но и с другими детьми. Конечно, с одними детьми занятия проходят легче, с другими – сложнее. Но мне кажется, что отношение детей к учебе зависит, в первую очередь, не от того, в каких стенах проходят занятия, а от того, сколько в детей вложено родителями. Мы с мужем своими детьми занимаемся непрерывно. Если ребенок не привык к систематическим занятиям с детства, не привык делать над собой усилия, конечно, ему будет тяжело учиться и скучно.

Ребенку может быть скучно на занятиях либо потому что он не хочет трудиться (не имеет такого опыта с детства), либо от того, что тема непонятна – это поправимо, тему можно проработать. Либо от того, что тема, наоборот, слишком проста. Мы знаем немало хоумскулеров, которые не напрягают детей учебой. Эти родители считают, что ребенок сам научится тому, что ему нужно и интересно. И задача родителей – только дать ему учебники. На мой взгляд, многие из этих детей несколько расслаблены, не умеют учиться, трудиться, ставить перед собой цели и достигать их. Из-за этого некоторые учебные области у них крайне слабо проработаны, и они в этих областях отстают от школьных детей. Никакой идиллической картины в хоумскулинге нет. Есть труд – ребенка и родителей. Труд, который приносит радость и удовлетворение.

Мне кажется, подготовка и организация занятий – это огромный труд. Вы от этого не устаете? Ведь обычные домашние дела – стирка, готовка, уборка – тоже нужно делать.

Если есть некая система, то все не так страшно. Летом мы продумываем планы на грядущий учебный год, подбираем материалы и пособия. В конце лета расписываем примерный учебный план по всем предметам – это наш ориентир, от чего мы отталкиваемся. Уже имея план в голове и на бумаге, легко разбить его на семестры, месяцы, недели. Учебные программы мы составляем сами или выбираем из хороших учебных курсов.

Продумывание уроков – это как работа, которую за дверью офиса не оставишь, все время крутится в голове. Я сейчас по роду своей деятельности преподаватель – кроме своих детей, у меня еще несколько учеников, и периодически я провожу групповые занятия. Поэтому голова все время занята продумыванием различных проектов. Это мое хобби, и мне это нравится. Когда я только начинала учить детей, это давалось с большим напряжением, а сейчас это удовольствие. Но, конечно, как и от любой работы, от этой тоже накапливается усталость. Например, в каникулы мне сложно заставить себя заниматься с детьми уроками, тогда как во время учебного года я этим живу. Дети любят наши занятия, и даже в короткие недельные каникулы скучают по ним. «Мама, как давно мы не занимались геометрией! Папа, давай делать проект!» - это мы постоянно слышим не только в каникулы, но порой и по субботам, после напряженной учебной недели!

Домашние дела я делаю во время пауз между уроками. Например, могу гладить белье и обсуждать что-то с детьми. Готовлю, когда девочки делают задания самостоятельно. Часто дочки помогают мне по дому. Ведь домашние дела это тоже необходимый урок - научиться ухаживать за собой, своим домом, готовить, заботиться о членах своей семьи. Важно научить ребенка не только все это делать, но еще и получать удовольствие от этой деятельности.

- Какие для вас самые главные плюсы домашнего обучения?

  • У детей складывается прочная дружба со всеми членами своей семьи.

  • Они уверенны в своих силах.

  • На домашних занятиях они не устают так, как в школе. Им не нужно общаться с десятками людей, проводить перемены в шуме и суете.

  • У ребенка остается много времени для развития своих интересов. Они могут заниматься в разных кружках и секциях, играть, читать.

  • Дома ребенок может учиться в своем темпе. При этом годовая программа изучается быстрее и эффективнее.

Фотографии - из личного архива Анны.

Очень часто приходится слышать критику в адрес современной школьной программы, школы, учителей, одноклассников. Родители всё чаще и чаще выражают недовольство системой, в которую попадают их дети. Но предложение перевести ребенка на надомное обучение встречается в штыки. В этой статье мне бы хотелось прояснить некоторые вопросы обучения на дому с точки зрения западных стран.

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.

Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.

Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.

В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.

1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе

2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.

3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.

Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.

Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.

Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.

Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.

Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию, юридический практик, председатель МОО «За права семьи», автор книги «Без школы», а также автор идеи первой в России социальной сети «Учимся дома»: : В России есть несколько способов и несколько законных режимов, чтобы осуществлять такое образование. Именно домашнее образование исторически было первым и главным способом обучения детей. Школа появляется как помощь семье, причем необязательная — из интервью «Правоведу» .

Впервые обязательное и принудительное образование детей возникает в Пруссии периода ее активной милитаристской экспансии, и цель этой системы состояла в том, чтобы подготовить из детей идеальных служащих, рабочих, военных для государства, которое активно военно расширяется. Система обязательного образования детей, исходя из истории, — это явление тоталитарного государства».

— Является ли семейное образование допустимой альтернативой школьному? Информированы ли родители о возможности такого вида образования? Что говорит действующий Федеральный Закон об образовании?

Парфентьев: «Согласно ст. 52 п. 4 Закона об образовании, все родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. В соответствии с действующим законодательством (ст. 63 СК РФ, ст. 52 Закона об образовании) именно родители, а не школа, отвечают за образование ребенка. Именно родители имеют право не только выбора образовательного учреждения, но и формы получения образования ребенком. При этом, никаких ограничений на эту форму не накладывается. Закон также не требует от родителей и педагогического образования.

Дети-инвалиды могут получать надомное обучение, когда учителя из школы приходят на дом. Семейное образование и экстернат доступны всем детям без ограничений по здоровью. При этом, родители сами отвечают за организацию процесса обучения. При семейном образовании, в школе дети только проходят промежуточные и итоговые аттестации.»

— Требуется ли присутствие родителя дома, и как это возможно для современных родителей? Что отметили круглом столе в общественной палате?

Парфентьев : В домашнем образовании мы успешно реализуем то, к чему пока еще только стремится реформа образования школьного».

— Почему лучше учиться в семье?

Парфентьев : Исследования показывают, что при социализации в школе ребенок оказывается в искусственно созданной одновозрастной среде сверстников. Семья — структура более сложная, и за счет этого ребенок оказывается вовлечен в разные социальные взаимосвязи, тянется к уровню более старших членов семьи, более ответственных. Семейное образование опирается на образовательную культуру семьи, то есть ребенок перенимает отношение к познанию и учебе со стороны самих родителей.

— Каким будет новый законопроект об образовании и какое место там занимает «семейное образование». Чем отличаются поправки в Закон об образовании в разных регионах?

Парфентьев: До 2004 года ФЗ предусматривал компенсацию, соответствующую финансирования ученика в школе. В настоящий момент компенсация осталась лишь в нескольких регионах, в т.ч. в Москве. Мы считаем это дискриминацией.

Как законом отрегулированы такие формы обучения, как экстернат, самообразование, семейное образование и в чем их отличия?

Парфентьев: «Семейное образование сейчас на федеральном уровне не отрегулировано никак, особенно в тех регионах, где нет и региональных положений о семейном образовании, — все оказывается на усмотрение школы. Бывают ситуации, когда школа требует чуть ли еженедельной сдачи аттестации, посещения школы, что не соответствует специфике семейного образования, и попросту безграмотно».