Николай Алексеевич Некрасов
1821 – 1878

«Вы теперь лучшая – можно сказать,
единственная прекрасная – надежда нашей литературы».
Н.Г. Чернышевский.

Викторина «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

1. Что вам известно о родителях поэта?
(Отец – Алексей Сергеевич, отставной офицер, помещик средней руки: «рыскал за волками и зайцами, пьянствовал, играл в карты, судился с соседями, развратничал с дворовыми девушками и каждую неделю добродушно порол крепостных».
Мать – Елена Андреевна, униженная и оскорблённая своим мужем).

2. В каких произведениях Н.А. Некрасов воспевает свою мать?
(«Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю»).

3. Назовите детские увлечения Николеньки Некрасова.
(Охота – меткий стрелок и карточная игра).

4. Как и в какой гимназии учился Н. Некрасов?
(В Ярославской гимназии – плохо и лениво).

5. Как называлась не имевшая успеха первая книга стихов Н.А. Некрасова? Когда и где она вышла в свет?
(«Мечты и звуки» — в 1840 г. в Петербурге).

6. Сколько псевдонимов было у Н.А. Некрасова в 1844 – 1845 гг.? Назовите некоторых из них.
(Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко,
Стуконин, Назар Вымочкин, Ник. Нек и др.).

7. Кому и по какому поводу Н.А. Некрасов написал эти строки:
«Я день и ночь тружусь для суеты,
И ни часа для мысли, для мечты…
Зачем? На что? Без цели, без охоты!
Лишь боль в костях от суетной работы,
Да в сердце бездна пустоты».
(Сестре Елизавете, жалуясь на свою долю литературного поденщика).

8. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!»?
В.Г. Белинский по поводу стихотворения «Родина»).

9. Назовите журнал, взятый Некрасовым в аренду в 1846 году, чьё издание начинал ещё А.С. Пушкин?
(Журнал «Современник).

10. Кто скрывается за псевдонимом Н. Станицкий?
(Авдотья Яковлевна Панаева – гражданская жена Н.А.Н.)

11. У поэта Н.А. Некрасова есть два крупных романа, написанных в соавторстве с Н. Станицким. Назовите их.
(«Три страны света» и «Мёртвое озеро»).

13. Какому трагическому событию в жизни Некрасова посвящены эти скорбные строки:
«Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!»
(В 1848 г. младенцем умер первенец Некрасова и Панаевой А.Я.)

14. Какое стихотворение Н.А. Некрасова особенно любил Лев Толстой и даже спустя 52 года после первого знакомства с ним помнил это стихотворение наизусть?
(«Замолкни, Муза мести и печали!»)

15. По какому поводу написал эти строки Некрасов, обращаясь к Авдотье Панаевой:
«Тяжёлый год – сломил меня недуг,
Беда застигла – счастье изменило –
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!»?
(По поводу тяжёлой болезни, которой он заболел весной 1853 г.: болезнь поразила его горло,
до конца жизни он лишился голоса, стал говорить еле слышным шёпотом).

16. Когда в Москве вышло первое издание стихов Н.А. Некрасова?
(В 1856 г. Книга имела неожиданно громкий успех).

17. Какой болезнью страдал Н.А. Некрасов в последние годы жизни?
(Раком прямой кишки).

18. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его на третье место среди русских поэтов после Пушкина и Лермонтова?
(Ф.М. Достоевский).

19. В чём заключается новизна реалистического художественного метода Некрасова?
(В создании типичной обобщающей картины нравов общества
из случайных будничных сцен).

20. В чём состоит своеобразие народности поэзии Н.А. Некрасова?
(В идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешения их в интересах народа;
в вере в талант народа).

21. Какое стихотворение Н.А. Некрасова родилось из эпизода, увиденного его гражданской женой Авдотьей Панаевой:
«Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде»?
(«Размышления у парадного подъезда»).

22. Где поставлен памятник Н.А. Некрасову?
(В Немирове).

23. Кто из критиков так отозвался о творчестве Н.А. Некрасова:
«… меня возмущает мысль о том, что вы можете смотреть на себя, как на человека с изношенным сердцем, — я не хочу знать, много ли было в вашей жизни волнений и испытаний, от которых мог бы износиться и утомиться другой человек, — дело идёт о настоящем, и довольно того, что в настоящем вы сохранили редкую свежесть и силу чувства?
(Н.Г. Чернышевский в письме к Некрасову).

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие - нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии. Отцом поэта был ар­мейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек гру­бый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними. Мать поэта - Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обес­печенной семьи, образованная, чуткая женщина,’горячо лю­бившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспо­миная детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. «Рассказывая, - пишет П. Гайдебуров, - он вспоминал о матери с такой любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом оре­оле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворени­ях». В стихотворении «Рыцарь на час», в «Последних песнях» Некрасов создал светлый, благородный облик этой чудесной женщины. В поэме «Мать» он говорит о ее неизг­ладимом влиянии на всю его жизнь:

И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты, -

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях - Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года. Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли. Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произ­ведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина. Тогда же он сам начал писать стихи.

В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в уни­верситет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о воен­ной карьере для сына, лишил его материальной поддержки. Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: да­вать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Прихо­дилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» . Трудности, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1840 году поэт издает первый сборник стихов «Мечты и звуки». Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными от­зывами. Белинский заметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным со­трудником журналов «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф.А. Кони. В этих журналах поэт публикует многочислен­ные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецен­зии. Также он много пишет для Александринского театра - водевили, пьесы комического содержания. Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: «Наум Перепельский», «Феклист Онуфрич Боб».

С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом «Отечествен­ные записки». В 1843 году он познакомился с В.Г. Белин­ским. Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жиз­ни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначе­ние поэта. Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чув­ство большой признательности к Белинскому, искренней люб­ви сохранил поэт на всю жизнь. С большой теплотой вспоми­нает он о критике в лирической комедии «Медвежья охота», в поэме «Белинский», в поэме «Несчастные», в стихотворении «Памяти приятеля».

Вместе с Белинским Некрасов теперь сотрудничает в жур­налах «Современник» и «Отечественные записки». В 1845 году появляется стихотворение «В дороге». Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и вос­кликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альма­наха: «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сбор­ник» (1846), где были собраны произведения Тургенева, До­стоевского, Белинского, Герцена.

С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала «Современник». На стра­ницах журнала в этот период появляются «Записки охотника» и «Муму» И.С. Тургенева, «Сон Обломова» и «Обыкновен­ная история» И.А. Гончарова, «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из поэтов печатались Огарев, Май­ков, Тютчев, Фет, Полонский.

В «Современнике» печатался и сам Некрасов. Темой ли­рических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города («На улице», «О погоде», «Еду ли ночью по улице темной…», «Колыбельная песня»), судьба русского кре­стьянства («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Ори­на, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.). Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я. Панаевой.

Однако политическая ситуация в стране была напряжен­ной. Усилились преследования писателей. А.И. Герцен вы­нужден был выехать за границу. Ф.М. Достоевский в 1849 году был сослан на каторгу. И.С. Тургенев выслан из столицы. За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание «Современника» было запре­щено правительством. В 1868 году Некрасов становится ре­дактором журнала «Отечественные записки». И остается им до самой смерти.

В период общественного подъема 1850-1860-х и кресть­янской реформы Некрасов опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда». Вместе с А.Я. Панаевой он написал два романа - «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы - «Крестьян­ские дети» (1856), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864).

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете - Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу . однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение - в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа . край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Послушать стихотворение Некрасова Школьник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник