Е. Ю. Петрова

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В работе проводится анализ понятий «школьная дезадаптация», «школьная адаптация», описываются их признаки и уровни. Показан механизм возникновения школьной дезадаптации и процесс перехода в состояние адаптации с помощью специально созданных педагогических условий.

Ключевые слова: адаптация/дезадаптация социальная, психологическая, школьная, учебная, дети группы риска школьной дезадаптации, педагогические условия преодоления школьной дезадаптации школьников.

В настоящее время от учителей часто можно слышать: «дети стали хуже», «ставим тройку, два в уме», «в начальной школе учился хорошо, а в средней съехал на тройки» и т. п. Это сказано о тех детях, кто не успевает по предмету, с трудом осваивает школьную программу, конфликтует. Неуспеваемость и нарушение поведения - это крайние проявления школьной дезадаптации, кроме того, в общеобразовательных учреждениях имеется большая группа детей, испытывающих временные трудности в обучении, они и составляют группу риска школьной дезадаптации.

Дезадаптация - сложное социально-психологопедагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности. На протяжении многих лет в отечественной литературе эксплуатируется термин «дезадаптация». В западной литературе встречается в сходном контексте термин «дизадаптация». Смысловая разница в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением - понижение, уменьшение. В то же время латинское dis в главном своем смысле означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже - исчезновение . Однако общепринятым термином, обозначающим нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, является термин «дезадаптация».

В последние годы предлагаются различные подходы к типологии дезадаптации. В частности, рассматриваются ее типы «по социальным институтам», где она проявляется как школьная, семейная и т. д.; «по нарушению ведущей деятельности» - учебная, профессиональная; «по нарушению процесса социализации» - социальная; «по индивидуальным особенностям неприспособленности» - личностная; выделяются и другие виды дезадаптации, получившие освещение в научной литературе (психоэмоциональная, психологическая, социально-педагогическая, социально-психологическая, трудовая и др.).

Дезадаптация рассматривается как процесс, т. е. снижение адаптационных возможностей человека к

условиям среды жизнедеятельности, как проявление - характеризуется нетипичным для данного человека поведением в определенных условиях; как результат - свидетельствует о том, что поведение, отношения и результативность деятельности не соответствуют тем нормам, которые характерны для него в данных условиях. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным и социальным нормам в сравнении с основной массой сверстников .

При анализе школьной дезадаптации выявляется ее предпочтительное формирование в определенные периоды школьного обучения. Это начало посещения учебного заведения (1-й класс), переход из младшей школы в среднюю (5-й класс), окончание средней школы (7-9-й классы).

В современной существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации выступает и как описательное, и как диагностическое. В целом же его можно считать комплексным, собирательным в зависимости от условий развития, глубины воздействия и проявлений. В настоящее время сформировались следующие, опирающиеся на различные методологические основания, подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления, как школьная дезадаптация.

Первый подход - медико-биологический. Согласно ему школьная дезадаптация - нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация учеными Г. А. Вайзер , К. С. Лебединской раскрывается как явление, через которое проявляет себя патология развития и здоровья детей. В таком случае к группе риска школьной дезадаптации авторы относят детей с задержкой психического развития.

Второй подход к школьной дезадаптации - социально-психологический. В рамках данного подхода Н. М. Иовчук под школьной дезадаптацией понимает многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований

учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Дезадаптивная концепция отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяется социальному и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушение адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только «носителем» патологических признаков. В группе риска школьной дезадаптации оказываются дети, которые находятся в трудных условиях существования (дети-сироты, лишившиеся родительского попечения; дети-жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами ребенка; дети из семей, испытывающих серьезные социально-экономические лишения (семьи малоимущих, безработных, беженцев, мигрантов)).

Третий подход к пониманию школьной дезадаптации - социально-педагогический. Школьная дезадаптация И. С. Якиманской рассматривается как часть социальной адаптации и представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.

В таком случае Е. Д. Ямбург к контингенту группы риска школьной дезадаптации относит учащихся с несформированными предпосылками школьной деятельности, не готовых к школьному обучению, несформированной производственной деятельностью, нарушенной работоспособностью и повышенной утомляемостью, отставаниями в развитии когнитивных функций, ярко выраженной педагогической запущенностью, личностными проблемами, повышенной тревожностью, эмоциональными расстройствами, гиперактивных детей с нарушениями поведения.

К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность воздействия образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе «смысловые барьеры» в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов .

Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации позволяет на основе работ психологов, педагогов, психиатров, социологов глубже увидеть составляющие школьной дезадаптации, поддающиеся коррекции педагогическими методами:

Социально-психологическая дезадаптация -рассогласование между требованиями школьной среды и возможностями учащихся ей соответствовать;

Психологическая дезадаптация - несоответствие уровня развития познавательной сферы и способностей ребенка требованиям школьного обучения;

Учебная дезадаптация - неуспешность ребенка в освоении общеобразовательных программ ввиду недостаточного развития навыков учебной деятельности. Проявления учебной дезадаптации выражаются в затруднениях в учебе, нарушениях дисциплины, слабом интересе или его отсутствии к изучению учебной дисциплины.

Преодолению школьной дезадаптации обучающихся способствует ряд педагогических условий:

1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;

2) составление на основе данных диагностики индивидуальных программ преодоления школьной дезадаптации;

3) повышение профессиональной компетентности педагогов для преодоления дезадаптации учащихся путем формирования необходимых компетенций.

Первое педагогическое условие реализуется с помощью комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся, который включает:

Методики выявления социально-психологической дезадаптации (оценка уровня тревожности, самооценки, темперамента и др.);

Методики выявления психологической дезадаптации (оценка уровня развития внимания (методика Мюнстенберга), памяти («оперативная память», «образная память», «кратковременная память» - тест Лурия), мышления («логическое мышление», «аналитико-синтетическая деятельность» - тест Равена, уровень С и др.));

Методики выявления учебной дезадаптации (оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности, выявление уровня сформи-рованности общеучебных и частно-предметных знаний, умений, навыков). Результаты диагностики заносятся в соответствующие протоколы.

На основе данных диагностики совместными усилиями школьного психолога, учителей-предмет-ников, зам. директора по учебной и воспитательной работе составляются индивидуальные программы преодоления школьной дезадаптации (второе педагогическое условие). Программы отражают: коррекционные меры, принятые психологом для преодоления недостатков личностного развития (собеседование, тренинги и т. д.); деятельность педагогов по

устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, формирование навыков учебной деятельности; деятельность завуча, классного руководителя, учителя-предметника по вовлечению школьников в социально значимую деятельность.

Третье педагогическое условие - повышение профессиональной компетентности педагогов по преодолению школьной дезадаптации учащихся -осуществляется через реализацию программы методической подготовки учителей «Современные подходы к проблеме преодоления школьной дезадаптации подростков в основной общеобразовательной школе». Программа прошла апробацию в период 2004-2008 гг. в МОУ СОШ № 48 г. Томска, представлена на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей на базе ТГПУ, частично включена в учебный курс «Теория и методика обучения географии», читаемый для студентов-ге-ографов ТГПУ

Программа включает теоретические и практические занятия по проблеме школьной дезадаптации:

Изучение нормативно-правовых документов по работе с детьми, относящимися к группе риска школьной дезадаптации;

Знакомство с комплексом знаний из области коррекционной педагогики, возрастной психологии, реабилитационной педагогики, необходимым для успешной работы по преодолению дезадаптации учащихся;

Освоение комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся;

Разработка индивидуальных коррекционноразвивающих программ преодоления школьной дезадаптации учащихся;

Разработка модифицированных программ по школьным дисциплинам для классов компенсирующего обучения и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении;

Разработка и анализ уроков с позиции коррекционно-развивающего обучения.

Преодоление стойкой школьной дезадаптации -процесс длительный. Оценивать происходящие изменения в учебной деятельности и личностных характеристиках детей необходимо не в сравнении с другими сверстниками (более или менее успешными), а в сравнении с предыдущими результатами самого учащегося.

Таким образом, только слаженная работа всего педагогического коллектива, его компетентность будут способствовать преодолению школьной дезадаптации, переходу ее в состояние адаптации.

Школьная адаптация, также как и дезадаптация, если придерживаться социально-психолого-педа-гогического аспекта проблемы, имеет свои состав-

ляющие (психологическая, социально-психологическая, учебная адаптация) и уровни.

Психологическая адаптация рассматривается многими психологами как приспособление психики ребенка к условиям обучения. Т. Г. Гадельшина психологическую адаптацию считает частью психической адаптации и выделяет следующие ее уровни: эффективная адаптация, неустойчивое приспособление, компенсируемое утомление, не-компенсируемое утомление, временная неустойчивая дезадаптация, устойчивая дезадаптация, психогенная дезадаптация и нарушение в развитии. Критериями психологического компонента школьной адаптации являются: соответствие уровня развития познавательной сферы учащихся требованиям школьного обучения .

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс взаимодействия школьников с окружающей средой (школьной), в ходе которой согласовываются требования среды (соблюдение правил поведения, внутреннего распорядка и т д.) и ожидания учащихся. Здесь ключевым процессом является процесс усвоения личностью групповых норм и ценностей. В таком случае, по мнению Э. М. Казина , уровни социально-психологической адаптации к школе представлены адаптацией, индивидуальной идентификацией, индивидуализацией. Критериями социально-психологического компонента выступают: адекватная самооценка учащихся, низкий уровень общей и школьной тревожности, положительные взаимоотношения в системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик», участие во внутришкольных и внешкольных мероприятиях .

Учебная адаптация - приспособление школьников к учебной деятельности в условиях школьного обучения. Критериями являются: сформирован-ность навыков учебной деятельности, абсолютная общая успеваемость, повышение качественной успеваемости, мотивация к изучению школьных предметов. Учебная адаптация является следствием преодоления учебной дезадаптации .

Итак, в результате анализа психолого-педагоги-ческой литературы и проведенного исследования было установлено, что школьная дезадаптация -комплексная проблема и она имеет место в настоящее время в общеобразовательных учреждениях и требует своего решения. Одним из способов решения выступают специально созданные педагогические условия, которые позволяют каждому компоненту школьной дезадаптации перейти на уровень адаптации. А в результате обучающиеся становятся более успешными в учебной и социальной деятельности.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Г. Панова. М.: Пресс, 1993. Т. 1. 607 с.

2. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. 928 с.

3. Вайзер Г. А. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). М.: Педагогика, 1986. 204 с.

4. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. 165 с.

5. Иовчук Н. М. Депрессия у детей и подростков // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». 1999. Вып. 2. С. 90-93.

6. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 139 с.

7. Ямбург Е. А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование. 2002. № 2. С. 94-95.

8. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 206 с.

9. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 161-164.

10. Петрова Е. Ю. Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы // Там же. Вып. 1 (107). С. 27-31.

11. Казин Э. М. и др. Психолого-педагогические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Там же. Вып. 13 (115). С. 254-259.

Петрова Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.05.2012.

SCHOOL DISADAPTATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS OVERCOMING

In the analysis of the concepts of «school disadaption», «school adaptation», describes their characteristics and levels. It shows the mechanism of school disadaption and the process of transition to the state of adaptation with the help of specially created pedagogical conditions.

Key words: adaptation/disadaption of social, psychological, school, study; children of the risk group of school disadaption, pedagogical conditions of overcoming the school disadaption of the schoolchildren.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и факторы школьной дезадаптации. Современные классификации стилей педагогической деятельности. Роль преподавателя в адаптации школьников. Методики диагностики школьной дезадаптации. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2009

    Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации. Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации. Нарушение психического развития и школьная дезадаптация.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2002

    Многогранность психологических аспектов школьной адаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе. Индивидуальные особенности ребенка, предпосылоки к овладению учебной деятельностью. Причина дезадаптации в младшем школьном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. Социально-педагогические аспекты школьной адаптации. Уровень адаптации первоклассников к школьной жизни, факторы дезадаптации. Мероприятия по стабилизации школьников.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее формирование. Выявление и совершенствование методов педагогической работы с детьми с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Характеристики возрастных особенностей школьника, компоненты психологической готовности на момент поступления в школу. Причины школьной дезадаптации младших школьников, формы её проявления, виды диагностики и способы коррекционно-развивающей работы.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2015

    Диагностика профилактики школьной дезадаптации. Организация, основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы. Трудности школьной адаптации. Диагностика детей группы риска в предшкольный период.

    дипломная работа , добавлен 02.04.2003

    Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации. Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации. Влияние уровня социализации школьников на процесс адаптации в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

Школьная дезадаптация - это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки школьной дезадаптации

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень . Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие - зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе.

Ольга Гордеева, психолог

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.

Характерны внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители – это снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе, конфликтность и т.д. Одним из основных факторов, способствующих формированию школьной дезадаптации, являются нарушения функции ЦНС. По данным проведённого обследования нами выявлена школьная дезадаптация у 30% детей, что в основном соответствует наличию у данной категории детей минимальных мозговых дисфункций (ММД). Основными факторами, приводящими к ММД, являлись: отягощённый анамнез, течение беременности и родов. В дальнейшем проявления ММД характеризовались нарушением речевых функций, внимания, памяти, хотя по общему интелектуальному развитию дети находились на уровне нормы или испытывали незначительные когнитивные трудности в школьном обучении.

На основании выявленных изменений выделены следующие синдромы:

    неврозоподобный;

    астенический синдром;

    синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Таким образом, основная часть детей, страдающих ММД, которая приводит в дальнейшем к школьной дезадаптации, нуждается в наблюдении и лечении у невролога с привлечением психологов, педагогов, логопедов и с обязательным включением методов психолого-педагогической коррекции.

Значительные трудности в соблюдении школьных норм и правил поведения испытывают дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто проявляющимися синдромом гипервозбудимости, дезорганизующим не только деятельность ребенка, но и его поведение в целом. У возбудимых моторнорасторможенных детей типичными являются расстройства внимания, нарушения целенаправленности деятельности, препятствующие успешному усвоению учебного материала.

Другой формой нейродинамических расстройств является психомоторная заторможенность. Школьники с этим нарушением отличаются заметным снижением двигательной активности, замедленным темпом психической деятельности, обедненностью диапазона и выраженности эмоциональных реакций. Эти дети также испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не способные к быстрому реагированию на изменение тех или иных ситуаций, что помимо учебных неудач препятствует нормальным контактам с окружающими.

Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме нестабильности психических процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия – к неупорядоченной гиперактивности. Для этой категории детей достаточно характерным является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда приобретающее отчетливо истерический оттенок. Типичным для них является также быстрое утомление на уроках, частые жалобы на плохое самочувствие, что в целом приводит к неравномерным достижениям в учебе, заметно снижая общий уровень успеваемости даже при высоком уровне развития интеллекта.

Психологические трудности дезадаптирующего характера, испытываемые детьми данной категории, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как следствие неверной интерпретации учителем их индивидуально-психологических свойств.

Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Как показывают исследования причины школьной дезадаптации в основном лежат вне школы – в сфере семейного воспитания. Поэтому не стоит удивляться, что основным рекомендациями, которые даются родителям таких детей, когда они обращаются к психологу, – изменить что-то в своей семье. Часто родители удивлены: при чем тут семья, когда у ребенка проблемы в школе? Но в том-то и дело, что причины возникновения школьной дезадаптации школьников чаще всего связаны с отношением к ребенку и его учебной деятельности в семье.

Преодоление любой формы школьной дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих.

Причины школьной дезадаптации

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.

    Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

    Соматическая ослабленность ребенка.

    Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.

    Двигательные нарушения.

    Эмоциональные расстройства.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.

Формы проявления школьной дезадаптации

Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков учебной деятельности.

– педагогическая запущенность;

– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;

– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);

– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);

– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;

– минимальная мозговая дисфункция;

– общая соматическая ослабленность;

– задержка развития;

– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;

– психологическая неготовность к школе;

– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:

    знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;

    анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;

    оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;

    учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации.

Предупреждение школьной дезадаптации.

Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:

    Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.

    Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).

    Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

    Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.

    При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.

    Создавать классы компенсирующего обучения.

    Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.

    Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.

Литература

1. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.

2. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.

3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной . М., 1991.

4. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

5. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17

6. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, № 4.

7. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М., 1987.

8. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.

9. Овчарова Р.В. § 1.1 Феномен школьной дезадаптации § 1.2 Особенности школьной дезадаптации в подростковом возрасте § 1.3 Особенности личностной...

  • Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

    Дипломная работа >> Психология

    Анализ явления школьной дезадаптации 1.1 Понятие «школьная дезадаптация» 1.2 Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация» 1.3 Группы школьной дезадаптации Глава 2. Личностные...

  • Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

    Дипломная работа >> Психология

    Определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации . Подготовка детей к... в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности. Следовательно, очень важно...

  • Предпосылки школьной дезадаптации

    Реферат >> Психология

    Предпосылки школьной дезадаптации Под адаптацией (от... психологических функций, значимых для школьного обучения. Несформированность интеллектуальных... ситуации педагогического риска - риска школьной и социальной дезадаптации . Выявленная в процессе изучения...

  • Понятие школьной дезадаптации.

    Предпосылки школьной дезадаптации.

    Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичные варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей.

    Дети группы риска школьной дезадаптации в соответствии с основными видами нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения. Педагогический, психологический, физиологический уровни школьной дезадаптации.

    Педагогические критерии оценки характера школьной адаптации и дезадаптации.дезадаптацией.

    Основные понятия: адаптация, аффект, дезадаптация. Дети группы риска, факторы школьной дезадаптации.

    Ведущие идеи:

    Адаптивность зависит от физического, психологического, нравственного здоровья человека.

    С целью определения оптимального для ребенка школьного режима, формы обучения, учебной нагрузки педагогу надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребёнка на этапе его поступления в школу.

    Адаптация (лат.abapto-приспособляю). Адаптивность, способность к приспособлению у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. В целом отмечается зависимость адаптивности от физического, психологического, нравственного здоровья человека.

    К сожалению, показатели здоровья детей в последние десятилетия снижаются. Предпосылками этого явления являются:

    1) нарушение экологического равновесия в окружающей среде.

    2) ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин,

    3) рост алкоголизма, наркомании,

    4) низкая культура семейного воспитания,

    5) незащищенность отдельных групп населения (безработица, беженцы),

    6) недостатки в медицинском обслуживании,

    7) несовершенство системы дошкольного воспитания.

    Чешские ученые И.Лангмейер и З. Матейчек выделяют следующие виды психической депривации:

    1) двигательная депривация (хроническая гиподинамия приводит к эмоциональной вялости);

    2) сенсорная депривация (недостаточность или однообразие сенсорных раздражителей);

    3) эмоциональная (материнская депривация) - её испытывают дети-сироты, нежеланные дети, брошенные.

    Наибольшую значимость воспитательная среда имеет в раннем дошкольном детстве.

    Поступление ребенка в школу является моментом его социализации.

    С целью определения оптимального для ребенка дошкольного возраста, режима, формы обучения, учебной нагрузки надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу.

    Показателями низкого уровня адаптационных возможностей ребенка могут быть:

    1) отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;

    2) недостаточный уровень социальный и психолого-педагогической готовности к школе;

    3) несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

    Уточним конкретно по каждому показателю.

    1) за последние 20 лет более чем в четыре раза увеличилось число детей с хронической патологией. Большинство плохоуспевающих детей имеют соматические и психические расстройства, у них повышенная утомляемость, сниженная работоспособность;

    2) признаки недостаточной социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

    а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации,

    б) недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя,

    в) низкая познавательная активность,

    г) ограниченный кругозор,

    д) низкий уровень развития речи.

    3) показатели несформированности психофизиологических и психических предпосылок учебной деятельности:

    а) несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности,

    б) недоразвитие произвольного внимания,

    в) недостаточность развития мелкой моторики руки,

    г) несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука - глаз»,

    д) низкий уровень развития фонематического слуха.

    Дети группы риска

    Индивидуальные различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, появляются уже с первых дней прибывания в школе.

    1 группа детей - вхождение в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно. Быстро адаптируются к школьному режиму. Процесс учения идет на фоне положительных эмоции. Высокий уровень социальных качеств; высокий уровень развития познавательной деятельности.

    2 группа детей - характер адаптации вполне удовлетворительный. Могут возникнуть отдельные затруднения в любой из сфер новой для них школьной жизни; со временем проблемы сглаживаются. Хорошая подготовка к школе, высокое чувство ответственности: быстро включаться в учебную деятельность, успешно усваивают учебный материал.

    3 группа детей - работа способность неплохая, но заметно падает к концу дня, недели, отмечаются признаки переутомления, недомогания.

    Познавательный интерес недостаточно развит, появляется когда знания даются в игровой, занимательной форме. Многим из них не хватает учебного времени (в школе) для усвоения знаний. Почти все они дополнительно занимаются с родителями.

    4 группа детей - отчетливо проявляются трудности адаптации к школе. Работоспособность понижена. Быстро накапливается усталость; невнимательность, отвлекаемость, истощаемость деятельности; неуверенности, тревожности; проблемы в общении, постоянно обижаются; у большинства - низкая успеваемость.

    5 группа детей - трудности адаптации ярко выражены. Работоспособность низкая. Дети не отвечают требованиям обучения в обычных классах. Социально-психологическая незрелость; стойкие трудности в учении, отставание, неуспеваемость.

    6 группа детей - самая низкая ступень развития.

    Дети 4-6 групп в разной степени находятся в ситуации педагогического риска школьной и социальной дезадаптации.

    Факторы школьной дезадаптации

    Школьная дезадаптация - « школьная неприспособленность» - любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. «Социально - психологическая дезадаптация» - более широкое понятие.

    Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:

    1. несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения и психофизиологическим особенностям детей риска.

    2. несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей риска отстают в 2-3 раза от своих сверстников по темпу деятельности.

    3. экстенсивный характер учебных нагрузок.

    4. преобладание отрицательной оценочной стимуляции.

    Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников.

    Типы адаптационных нарушений

    1) педагогический уровень школьной дезадаптации (проблемы в учении),

    2) психологический уровень школьной дезадаптации (чувство тревожности, незащищенности),

    3) физиологический уровень школьной дезадаптации (отрицательное влияние школы на здоровье детей).

    Семинарское занятие

    Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обечения.

    Практическое занятие

    Проявление школьной дезадаптации.

    Система психолого -педагогической коррекции педагогической запущенности.

    Самостоятельная работа студентов

    Подготовка сообщений по проблеме школьной дезадаптации.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Раскройте предпосылки школьной дезадаптации.

    2. Назовите показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка.

    3. Какие педагогические факторы могут привести к школьной дезадаптации.

    4. какие меры коррекционно-профилактической работы с детьми группы риска вы можете предложить по устранению адаптационных нарушений.

    Литература для самостоятельной работы

    1. Зайцева, А.Д. и др. Коррекционная педагогика, [Текст] - Ростов н/Д. - 2003.-С. 79-121.

    2. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2003.- с.17-48.

    3. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. [Текст] - М., 1999.- с.107-122, 157-168.

    4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. [Текст] - М., 1999. - с.8-26.