1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: Аффирмации: Настраиваем себя на удачу!!))

    Аффирмации – это положительные утверждения, дающие настрой на счастье, успех и внутреннюю гармонию.
    Аффирмации – действенный метод самосовершенствования, доступный каждому человеку без исключения.

    АФФИРМАЦИИ могут использоваться, чтобы разрушить плохие привычки и создать хорошие.
    АФФИРМАЦИИ могут помочь Вам ускорять продвижение ваших целей.
    АФФИРМАЦИИ держат Вас уравновешенными и спокойными.
    АФФИРМАЦИИ могут помочь Вам жить жизнью, которую Вы хотите.

    Генри Форду приписывают знаменитую фразу:
    «Парадокс человеческого существования заключается в том, что, начав что-то делать, вы будете уверены, что, либо способны это сделать, либо не способны, и в любом случае вы окажетесь правы».

    УПРАЖНЕНИЕ:

    Метод очень прост: исходя из собственных целей, составьте положительные утверждения о том, что бы Вы хотели, чтобы было правдой относительно Вас и повторяйте их как можно чаще.
    Например:
    «У меня хорошая память»;
    «В любых ситуациях я спокоен и сосредоточен»;
    «Мне всегда сопутствует удача»;
    «Я умею добиваться своих целей»;
    «Я ставлю перед собой достойные цели» и т.д. и т.п.

    Работайте с аффирмациями по крайней мере десять минут в день, повторяя их вслух или про себя, и вы лично убедитесь в их пользе.

  2. -Нужно говорить цели только в настоящем времени("у меня есть машина"),или можно в будущем("у меня будет машина" или "я выучу английский"...)?
    -В настоящем. Нужно представить, что все это у тебя уже есть)))

    Незнаю, для кого как..но для меня этот метод действует.Я знала его и раньше, и скажу, что действительно работает
    Это самовнушение, многие книжки пишут об этом. Естественно, если кто то видит в зеркале не совсем стройную дэвушку, самовнушением стройнее не станет, но это может способствовать желанию посещать спортзал и т.д.
    Еще читала, что в добавок можно сделать небольшую стенгазету по поводу этого...Кому интерессно, вот - называется "карта желаний"

    На листе ватмана нарисовать такую сетку, и в каждом секторе нарисовать или наклеить, то чего хочешь добиться))
    и повесить на стеночку)
    В центр – здоровье, юго-восток – деньги, богатство, юг – слава, известность, юго-запад – любовь, брак, запад – дети, творчество, северо-запад – путешествия, помощники, север – карьера, северо-восток – знания, мудрость, восток – семья.
    На карте желаний север находится внизу, юг – наверху, восток – слева, запад – справа.

  3. А вот если взять за устойчивое утверждение "Я ХУДЕЮ"--это более действенно,так же,как и "Я--СЖИГАТЕЛЬ ЖИРА","Я ОЩУЩАЮ,КАК МОЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ СЕЙЧАС УСКОРЯЕТСЯ,Я СЕЙЧАС ЧУВСТВУЮ,КАК ОБОГРЕВАЮ СОБОЙ ПРОСТРАНСТВО,И СЕЙЧАС Я УЖЕ ТЕРЯЮ ВЕСЬ НАКОПЛЕННЫЙ ЖИР"(ну,весь не нужно,в разумных пределах он женщине просто необходим,иначе ребёночка не выносить).

    В силу различных обстоятельств порой мозг запускает эту программу "Накопления жира"(тут и обмен веществ нарущается,и обжорство начинается и куча других факторов)--и Женщина,даже занимаясь в спортзале и сидя на диетах,всё-равно упорно сохраняет мощную жировую прослойку.
    Нужно поменять эту программу в голове.

    Чтобы мозг это принял,аффирмации лучше использовать вкупе с вызыванием у себя необходимых ощущений(покопавшись в архивах памяти),и использовать их ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС,а не рассчитывать на мифическое будущее("когда-нибудь я буду худая"--так и останётся несбыточным будущим)---Ну,это я вывела из собственной практики

    Когда я училась, на первом курсе преподаватель по психологии нам тоже рекомендовал этот метод, только в качестве аутогенной тренировки. Когда все эти внушения проводишь перед сном в абсолютно расслабленном состоянии вплоть до момента, пока не заснешь.

    в этом методе нельзя использовать частицу НЕ. А в принципе метод всегда действует, у меня все всегда получается, когда я его использую. Правда я часто забываю про него, когда он необходим

    Такие аффирмации обычно записывают на бумагу.
    Делаете это в течении недели, каждый день пишите свои аффирмации.
    И метод написания очень интересный...
    Правой рукой пишите одну аффирмацию сначала слева-направо, потом справа-налево. И тоже самое, только левой рукой.
    Идет работа с обоими полушариями мозга и плюс подсознание.
    И так каждую аффирмацию.
    Через неделю можете начать писать другие аффирмации)

  4. Контакте:

    читала книжку про это...тока называлась она что то типа "мысль материальна". так вот там советую повторять фразу несколько раз прям перед самым сном когда уже засыпаешь прям, либо когда тока проснешься утром.....в эти моменты голова на половину отключена.... и фразы действуют на подсознательном уровне!))и представлять постоянно что это у вас уже есть и в самых мельчайших деталях!например если машину, то как вы уже на ней ездиете....и как будто уверены что она у вас уже есть)как на примере с виски))

    Вот пример: все-таки работает. Даже удивило. Там была фраза типа "Начните с чашки кофе. Загадайте себе чашку кофе"
    И вот как-то на меня нашло: хочу стакан виски. Бредила этим стаканом виски три дня, сама не понимая, на кой ляд он мне сдался. Всем уши прожужжала тем, что получу свой стакан виски. Причем мне хотелось не купить бутылку вискаря и выпеть его с подругой. У меня в голове крутился образ стакана виски с кубиками льда на дне. В общем была одержимая. И вот вчера вышла вечером в город прогуляться (первый раз с момента того, как захотелось виски). И... познакомилась с мужчиной-журналистом, который приехал в город в командировку и попросил меня рассказать о городе для статьи, пригласив в бар.
    В баре заглянув в меню, спросил:
    - Что желаете? Вина? А может виски.
    В общем, я получила свой стакан виски.
    Я сразу вспомнила о чашке кофе.
    Просто мозгу проще представить стакан виски, чем, скажем "он любит меня больше жизни".
    Секрет - это, конечно не показатель, как надо жить, но что-то в нем есть)))) В конце концов, мечтать не вредно))) Главное хоть что-нибудь делать))

  5. Контакте:

    если не умеете удерживать состояние отключённого внутреннего диалога или не владеете хотя бы некоторыми техниками осознанных сновидений или АТ - то бесполезно на ночь повторять. Либо не уснёте и будете говорить не в том состоянии соответственно, либо вырубитесь раньше, чем вспомните о чём сказать хотели.
    Достаточно записать фразы на бумагу и читать каждое утро перед уходом по 10 или 20 раз каждый день. Читать проникаясь и с удовольствием.
    Срабатывает очень быстро.
    Если хотите извернуться - попробуйте установку давать с выключенным диалогом, т.е. например сосредоточьтесь на ощущениях в обоих ладошках одновременно по максимому.. погрузитесь в это всем вниманием... Мысли - выключаются, т.к. ресурсы внимания ограничены. И в этом состоянии надо включить образ, т.е. визуализировать.. сенсетизировать.. то что вы хотели и придумали заранее. Думать в этом состоянии чего бы такого мне хотелось бы - поздняк)

    Ещё могу описать шаманскую схему, озвученную В.В.Шлахтером:
    1) Входим в изменённое состояние сознание (настройка на ритм - дыхания, барабанов, сердца, танца и т.п. или руки - как описано выше и т.п.)
    2) Проговариваем нашу цель позитивно сформулированной, подробно, максимально КОНКРЕТНО, ощутимо:
    Я хочу, чтобы господин NN влюбился в меня, смотрел жадным взглядом, ухаживал, желал обладать мной, ценил и восхищался моим умом и внутренним миром.
    3) Завышаем себе самооценку: Я самая лучшая! Все от меня без ума.. Я всегда получаю то, что хочу. И т.п.
    4) Описываем алгоритм действий по достижению цели: Сейчас я выйду на улицу и все будут оборачиваться мне в след. Мой взгляд сводит мужчин с ума. Когда я встречу господина NN - то стану ещё обоятельнее и привлекательнее. В этот момент моё тело само будет соблазнять господина NN вне зависимости от моих мыслей и наших тем разговоров. Господин NN влюбляется в меня с каждой минутой всё сильнее и сильнее. Он готов ради меня на всё.
    5) Описываем состояние как УЖЕ достигнутое, максимально разгоняя психику и входя, веря в него, ощущая:
    Господин NN у моих ног и готов ради меня на всё. Господин NN любит и мечтает только обо мне. Я лучшая, единственная и совершенная для него. Он признаётся мне в любви. Днями и ночами думает обо мне и вспоминает мой образ. Господин NN рад каждой минуте проведённой рядом со мной. Нам хорошо вместе.

    Механическое произнесение аффирмации – пустая трата времени. Это влияет только на запоминание безликой информации. Самое главное кроется в том, чтобы с помощью аффирмации вызывать позитивные чувства и переживания, взамен негативных. Если вы говорите: «У меня много денег» и внутри что-то сжимается, то это не даст эффекта и возникнет ощущение самообмана.

    Настоящий результат, это когда при фразе «У меня много денег» возникает чувство полёта, легкости и парения. Ради этого стоит произносить аффирмацию, и именно на этот результат направлена наша методика составления аудио-аффирмаций. Очень важно связать логически правильную информацию и чувства связанные с ней. Или другими словами, чтобы информация в одном полушарии мозга соответствовала информации в другом.

    Я знаешь..когда маленькая была очень часто придумывала всякие истории...и рассказывала их по несколько раз... и позже не могла уже понять, что правда, а что вымысел...даже сейчас воспоминания о детстве...у меня очень сказочные=))) главное, искренне поверить...а недостатки и негативные эмоции можно найти в самой милой ситуации...=)

    Конечно нужно связывать реальность с тем, что ты говоришь себе=)

Переезд для ребенка – это катастрофа! Оставить весь свой маленький мирок и поехать в никуда – так думает малыш. Лето – именно то время, когда все отправляются из города в деревню или к морю. Как же подготовить кроху к смене места жительства?

Не стоит думать, что чем меньше ребенок, тем более безболезненно он перенесет смену обстановки. Для каждого возраста – свои особенности.

  1. Грудничок чувствует не только волнение взрослых, но и остро ощущает смену обстановки, ведь его мир – это комната с любимыми игрушками. А представляете, что мир вот взял и рухнул?!
  2. Дошкольники реагируют несколько иначе: они очень волнуются, строят планы на будущее, рисуют воображаемую картинку нового места. Для детей 3-6 лет переезд – это интересное путешествие, сопряженное с приключениями. А что там будет, на новом месте, какой будет дом, какие будут улицы, а другие ребята там есть – это лишь малый перечень вопросов, который задают дошколята.
  3. Детишки более старшего возраста воспринимают переезд сдержанно. Для 7-10-леток страшно потерять старых и не найти новых друзей. Даже если переезд – это всего лишь путешествие к бабушке или на море, страхи не становятся меньше. Коллектив – важное условие правильного развития младшего школьника.
  4. Подростки – отдельный разговор. Они более инертны, более подвержены привязанности к дому, чем все остальные категории детей. Для них сложна не столько смена обстановки, сколько зависимость от мнения родителей. Меняя место жительства, подростки как бы соглашаются с мнением взрослых, а уже сам этот факт неприемлем для бунтующей личности.

Как минимизировать вероятность стресса


– это не только путешествие, но и серьезное испытание. Серьезное, но в итоге приятное. Теперь вы знаете, как подготовить чадо к этому событию. Надеемся, наши советы помогут вам в этом.

Влияние смены обстановки на ребенка

Многие дети при различных переездах начинают вести себя нетипично – капризничать, ныть, плакать, проявлять беспокойство. Особенно часто такие симптомы проявляются во время отпуска, при путешествиях в другие страны. Ребенок ведет себя непослушно и вредничает, а родители в это время ругают его и стараются сразу же «придушить» бунт наказаниями и криками, не понимая, что ребенку нужны их тепло и забота.

Для того, чтобы сделать путешествие как можно более приятным, ребенка необходимо к нему готовить загодя. Это зависит от возраста малыша. Совсем маленьким нужно рассказать, что семья отправляется в другое место, где малыш будет всегда находиться с родителями, поэтому ему там будет спокойно и хорошо. Ребенка постарше можно завлечь рассказами о том, что он там может увидеть, какие аттракционы посетить, познакомиться с другими детьми. Чем старше ребенок, тем больше подробностей ему можно рассказать о предстоящем путешествии.

Сделать переезд на новое место для малыша более спокойным и комфортным могут помочь привычные ему вещи – с собой в отпуск желательно взять хотя бы часть любимых игрушек, яркую посуду ребенка, некоторые предметы, которые ассоциируются у него с домом. Это сделает обстановку любого номера отеля или санатория более привычной и домашней, что даст возможность малышу более быстро освоиться и почувствовать себя в безопасности.

Для взрослых детей желательно продумать программу развлечений, чтобы им не было скучно и одиноко. Причем, в данном случае большее значение имеет не масштаб мероприятия (посещение дискотек, театров), а учет интересов подростка. Так, если ребенок интересуется современным кино, то даже сеанс в небольшом кинотеатре понравится ему и принесет больше приятных эмоций, чем посещение наилучшей галереи, где экспонируются работы таких известных художников, как Иван Шишкин , Казимир Малевич и т.д.

Чаще всего дети старшего возраста нервничают на отдыхе и начинают вести себя непослушно именно из-за того, что им нечем заняться. В то время как родители отдыхают и наслаждаются отпуском, дети скучают за домом и ребятами со двора. Поэтому все чаще многие родители выбирают раздельный отдых с детьми-подростками, отправляя их в молодежные лагеря или оставляя дома на попечении родственников.

Если планируется путешествие в одну из экзотических стран, необходимо обязательно позаботиться о нормальном питании для ребенка. И чем меньше ребенок, тем менее явной должна быть смена еды – детский организм не может быстро перестроиться и довольно часто в то время, как взрослые чувствуют себя нормально, отведывая экзотические блюда, дети начинают сильно болеть, появляются симптомы отравления. Поэтому даже во время поездки в дальние страны лучше всего останавливаться в отелях, где есть европейская кухня.

Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила личной гигиены – часто проблемы со здоровьем во время смены обстановки у детей проявляются именно по причине несоблюдения элементарных правил. Инфекции, другая вода могут стать причиной плохого самочувствия, поэтому родители должны следить за тем, чтобы ребенок мыл перед едой руки, фрукты, пил только бутилированную воду.

Если вы от всего устали, и в вашей жизни стало меньше красок, вам поможет смена обстановки. Как сменить обстановку, рассмотрим в сегодняшней статье.

Почему полезна смена обстановки?

Это хорошее средство от частых неудач и плохого настроения. В современном мире мы придерживаемся однотонного ритма, потому мы и устаем от рутины, это влечет за собой ошибки в работе мы становимся раздражительными, невнимательными, в том числе и к близким людям. Лучшее лекарство в таких случаях, это смена обстановки. Она способна повлиять положительно на наше настроение и взбодриться.

Как правильно сменить обстановку?

Идеальным вариантом для того, чтобы сменить обстановку, будет взять отпуск на работе и уехать заграницу, посетить экзотическую страну с красивой природой и богатой культурой. Можно отправится на море, это для любителей пассивного отдыха. Подышите морским воздухом, понежьтесь на пляже, погрейтесь на солнышке. После такого времяпрепровождения, вы однозначно почувствуете себя лучше. Любителям активного отдыха открыта дорога в Африку, можно устроить тур по Европе или съездить на сафари. Как именно сменить обстановку, зависит только от вас.

Безусловно это хорошие идеи, но, что если нет возможности выехать за границу? В таком случае можно сменить обстановку и прекрасно отдохнуть на родите. Выехать на природу за город, будет идеальным вариантом. Солнце, чистый воздух, отсутствие городского транспорта, все это благотворно и целительно будет влиять на вас. Изменить обстановку поможет и обычная рыбалка, если вам по душе данное занятие.

Если вам отпуск не дает начальство по каким-то причинам, можно на выходных устроить пикник с родными вам людьми или друзьями, это отличный способ сменить обстановку . На пикнике вы отдохнете душой и телом, и понедельник начнется для вас немного оптимистичней чем ранее.

Пригласите вашу вторую половинку в ресторан, рядом с любимым человеком в романтической обстановке вы отвлечетесь от насущных дел и прекрасно проведете время. Пробуйте всегда что-то новое, не разу не катались на велосипеде, тогда поездка по пригороде для вас, ирга в пейнтбол, футбол, теннис, волейбол, в общем все, что заставит вас отдохнуть и изменить обстановку .


Если работы невпроворот, и приходится посвятить работе даже ваши выходные, воспользуйтесь простыми прогулками по городу. Не прибегайте к услуге такси или общественному транспорту, просто прогуляйтесь от вашего дома к работе, это тоже смена обстановки. Устали на работе, проведите обеденный перерыв в парке, а не на том же рабочем месте с чашкой кофе, это будет разумней и целесообразней, такая смена обстановки мудрое решение. Проявите фантазию, выберите для себя то хобби, которое вам по душе, занимайтесь им в свое свободное время, и вы отвлечетесь от серых будней. Провести день наедине с ребенком, посветить себя прогулке с ним, посещение детского кафе, езда на роликах или коньках, в общем все то, что принесет вам истинное удовольствие и радость.

Подключите свою богатую фантазию в таком вопросе, как смена обстановки. Как сменить обстановку , мы вам подсказали, а что именно выбрать, выбор за вами.

Работа по наблюдению за поведением

Животного

Основные цели работы по наблюдению за поведением животного состоят:

√ в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений студентов наблюдать;

√ в формировании представлений о поведении животных;

√ в получении и совершенствовании практических навыков в описании, протоколировании и интерпретации внешне наблюдаемой деятельности, психических состояний животных.

После выполнения домашней работы проводится семинарское занятие с разбором проведенных наблюдений, анализом типичных недостатков и обсуждением наиболее удачно выполненных работ.

В данной работе используется метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).

Наблюдатель влияет на ситуацию наблюдения, вводя в поле зрения животного новый объект. Выбор характера предмета зависит от вида и темперамента животного и общей ситуации наблюдения. Наблюдатель сам решает, какой именно объект будет введен в поле зрения животного. Важным условием наблюдения за животным в этом задании является изменение поведения животного. Если животное игнорирует введение нового предмета в поле зрения, т. е. новый предмет не вызывает никакого изменения в поведении объекта наблюдения, нужно зафиксировать это в протоколе и выбрать другой предмет.

Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного в единицу времени. Протокол заполняется поминутно.

Наблюдать можно за любым животным (домашними, дикими, знакомыми или не знакомыми наблюдателю), в любой обстановке (естественной или специально организованной наблюдателем).

Наблюдение за животным проводится от 10-30 минут (в зависимости от вида животного и наблюдаемой деятельности) до 2-3 часов.

Условия начала заполнения протокола наблюдения – сам наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного. При моделировании ситуации на третьей-четвертой минуте наблюдения животному предоставляется новый объект. Введение объекта в поле зрения животного ФИКСИРУЕТСЯ в протоколе.

При необходимости (уточнение полученных данных, расширение опыта наблюдения за различными видами животных) проводятся повторные наблюдения за тем же животным или за другими. Сравнение наблюдений за двумя животными позволяет получить дополнительную оценку.

Общие принципы ведения записей наблюдений.

Во-первых , необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года);

2) время начала и время конца наблюдения;

3) место наблюдения;

4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных);

5) общее состояние животного к началу наблюдения – нормально, малоактивно, взволновано, больно и т. д.;

6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер);

7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения.

Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист.

Вo-вторых , записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях.

ПРИМЕР : чтобы проиллюстрировать это положение приведем пример. Допустим, что для обозначения позы льва, лежащего, положив голову на лапы и прикрыв глаза, наблюдатель использует три выражения: «Лев лежит», «Лев спит», «Лев отдыхает». При внешней похожести эти записи обозначают совсем не одно и тоже. В первом случае речь идет о позе животного, т. е. о его положении в пространстве, которое регистрируется совершенно объективно; второе высказывание характеризует физиологическое (или психическое) состояние животного, здесь возможны как объективные (в очевидных случаях), так и субъективные оценки; наконец, третья фраза заключает в себе предположение о причинах, по которым животное проявляет те или иные формы поведения, понятно, что все предположения такого рода носят чисто субъективный характер. Если к тому же наблюдатель каждый раз пишет то, что кажется ему наиболее подходящим, то затем, желая выяснить как часто лев проявляет то или иное состояние, наблюдатель в действительности узнает лишь то, как часто это ему казалось. Кроме того, никакое количественное сравнение частот проявлений столь разноплановых элементов (которые в данном случае полностью взаимоперекрываются) вообще не может быть оправдано.

Ситуация ещё более осложняется, если наблюдатель применяет оценки 2-го и 3-го рода, не будучи в состоянии понять суть происходящего явления. Например, человек, незнающий что широкое открывание пасти – «зевание» – у обезьян – признак агрессивного настроя, по всей видимости расценит эти действия по аналогии с человеческим зеванием, как признак состояния сонливости.

В-третьих , записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать.

В-четвертых , наблюдать за поведением – это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного. Эти изменения могут быть чрезвычайно многообразны (в принципе любое, самое незначительное движение – изменение внешнего состояния).

Если какие-то движения и изменения во внешнем виде животного вписываются в комплекс фиксированных внешних проявлений видотипичной реакции, то допустимо использовать сокращенное описание этой реакции. В то же время необходимо в примечаниях к наблюдаемым феноменам описать, что входит в фиксируемую реакцию. Рассмотрим это положение на примере.

ПРИМЕР: Кошка вздыбила шерсть – изменение; вздыбила шерсть, изогнула спину, прижала уши, оскалилась и шипит. Все это вместе можно назвать «приняла угрожающую позу». Можно в протоколе наблюдения указать общее название всех поведенческих проявлений («приняла угрожающую позу»). НО в примечаниях необходимо расшифровать, какие объективно наблюдаемые изменения входят в понятие «угрожающей позы»:

«Классическая угрожающая поза кошки: Все четыре лапы у кошки напряженно вытянуты, она как бы стоит на цыпочках, спина выгнута горбом, хвост изогнут, причем шерсть на спине и хвосте стоит дыбом. Угроза дополняется соответствующей мимикой: уши прижаты к затылку, нос сморщен, клыки обнажены, уголки рта оттянуты назад. Кошка утробно урчит и периодически шипит»

Все действия той же кошки во время драки с другой кошкой (а в эти действия входит и «вздыбленная шерсть», и «поза угрозы» и многое другое), если сравнить их с состоянием животного до встречи с особью своего вида, – тоже изменение.

Этот пример демонстрирует возможность описания поведения на различных уровнях – от элементарных движений отдельных частей тела до сложных и длительно развертывающихся поведенческих ансамблей (например, репродуктивное поведение колюшки включает постройку гнезда, его охрану, привлечение самки, ритуал ухаживания, оплодотворение икры и т. д.).

На каком уровне проводить описание – это зависит от задач исследования, от поставленных перед собой вопросов, однако для того, чтобы было возможно количественное сравнение полученных результатов между собой, все единицы поведения, используемые при описании действий животного, должны иметь одинаковую размерность, т. е. одни из них не должны входить в другие в качестве составных частей (как, например, «вздыбливание шерсти» входит в «позу угрозы»).

Наиболее распространенный способ описания действий животного – с помощью условных значков, каждый из которых соответствует одному из выделенных элементов этограммы. При разработке значковой системы следует выбирать простые, легкие для написания символы. Существенно повышает возможности записи использование дополнительных служебных значков (например, двойное подчеркивание значка обозначает обоюдную направленность действий, вопросительный знак после значка действия – неудачную попытку совершения этого действия; восклицательный знак – принудительный характер действия по отношению к реципиенту и т. п.).

Продуманный порядок записи позволяет быстро, компактно и удобно для последующего считывания «укладывать» информацию. Например, в начале записи указывают время начала действия, затем – его инициатора (№, буквенный индекс, кличка или иное краткое обозначение конкретного животного). Далее – условные обозначения действий в их естественной последовательности; после описания действий указывают объект, на который они были направлены (в случае социальных взаимодействий), заключает запись время конца действия.

Для фиксации наблюдений можно использовать видеозапись. Это позволяет не отрываясь фиксировать взглядом животное. Сделанные записи необходимо расшифровывать и переписывать в дневник наблюдений, при этом времени на расшифровку затрачивается приблизительно в два раза больше, чем на сами наблюдения. Наличие видеозаписи дает возможность повысить оценку.

Часть времени наблюдения животное может прятаться в укрытии, или по иным причинам быть недоступно для наблюдателя. Мы рекомендуем сразу, по ходу наблюдения, отмечать как долго животное было в поле зрения наблюдателя. Если животное скрылось из вида до введения в поле зрения нового предмета, следует повторить наблюдение за животными или увеличить время наблюдения, пометив в протоколе промежуток времени, когда животное было недоступно для наблюдения.

Оформление работы осуществляется по образцу, представленному ниже.

Цель наблюдения (например: проследить за ориентировочно-исследовательской деятельностью собаки в новой обстановке).

Условия проведения наблюдения (например: наблюдение за поведением собаки в естественных условиях при первом посещении дачного участка).

Протокол наблюдения

Наблюдатель (ФИО) ___________________________________________

Дата __________ Время начала и окончания наблюдения ________ – _______

Место наблюдения _____________________________________________

Условия (температура; а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера и т. п.)___________

___________________________________________________________

Общая характеристика животного:

Вид _________________________________________________________

Пол __________ Возраст ___________

Кличка или номер: ___________________________

Состояние животного (активно, пассивно, состояние здоровья) ____________

Моделирование ситуации:

Характеристика нового для животного объекта, на который предполагается вызвать ориентировочную реакцию: __________________________________

__________________________________________________________________

Значение для животного (пища, пугающий объект, игрушка, нейтральный объект)____________________________________________________________

Размер.____________________________________________________________

Способ введения в поле зрения животного _____________________________

__________________________________________________________________

Расстояние ________________________________________________________

Описание поведения животного в каждый отрезок времени (минимум 10 минут): Время (поминутно) Поведение животного, изменение внешнего вида

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25