Русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916, "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919 — 23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924, поэме "Черный человек" (1925. В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) С. Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

Биография

Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Его талант признали Городецкий и Клюев, с которыми его познакомил Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов (Н. Клюев, С. Городецкий и др.). В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем — "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и др. (1914 — 17).

В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 — 1925 появились такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек".

М. Горький написал о Есенине: "...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком". Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Дата рождения:

Место рождения:

Село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство:



Род деятельности:

Годы творчества:

Направление:

Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Язык произведений:

Профессиональная жизнь

Есенинская символика

Личная жизнь

Улицы, бульвары

Памятники

Прижизненные

Основные

Киновоплощения

(21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.

Биография

Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Профессиональная жизнь

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал в стилизованной «народной» одежде, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе.

В 1915-1917 годы Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

К 1918 - началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта - «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба - 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Несмотря на неформальный характер визита, Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В одной из последних поэм - «Страна негодяев» - поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй четверти 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей. Правление Союза писателей СССР пыталось принять участие в излечении поэта, неоднократно принуждало его лечиться в психиатрических клиниках и курортах, но по-видимому, это не дало результатов. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти все время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание "евангелисту" Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.

В 1924 году Сергей Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 23 декабря 1925 года Есенин покинул клинику и уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

Есенинская символика

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», - вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910-1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

Творчество Есенина 1914-1917 годов предстает сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «На алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, - говорил позже Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенин Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию - «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914-1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

Но и в эти предреволюционные годы поэт верил в то, что заколдованный круг будет разорван. Верил потому, что считал всех «тесной родней»: значит, должно наступить такое время, когда все люди станут «братьями».

Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественной композиции Есенина. Отсюда один из основных законов его мира - всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой материи-природы. Его дореволюционное творчество отмечено поисками своей концепции мира и человека, которую окончательно сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные», «животные» и «космические» черты.

Личная жизнь

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).

В 1917-1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой Всеволода Мейерхольда. Свой «мальчишник» перед венчанием Сергей Есенин устроил в Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, д. 50). Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты - Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. А свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин - впоследствии футбольный журналист.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и США. Их брак был краток и в 1923 году Есенин вернулся в Москву.

12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин - впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения.

Осенью 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз - на Софье Андреевне Толстой, внучке Л. Н. Толстого.

Гибель

Советская власть беспокоилась о состоянии Есенина. Так, в письме Х. Г. Раковского к Ф. Э. Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина - несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…». На письме резолюция Дзержинского, адресованная к его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно - найти Есенина не мог».

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «… опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).

Поэзия

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Список песен на стихи Сергея Есенина

На стихи Есенина написано множество песен:

В 2005 году вышел в свет сборник песен «В этом мире я только прохожий…» на стихи Сергея Есенина в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Тукиша.

Память

  • Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга на территории Веселого поселка рядом со станцией метро «Улица Дыбенко».
  • Музей Есенина в Спас-Клепиках
  • Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина
  • Соционический тип (ИЭИ)

Улицы, бульвары

  • Улица Есенина в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Есенина в Новомосковске
  • Улица Есенина в Новосибирске
  • Улица Есенина в Брянске
  • Улица Есенина в Рязани
  • Улица Есенина в Набережных Челнах
  • Улица Есенина в Харькове
  • Улица Есенина в Николаеве (Корабельный р-н)
  • Бульвар Есенина в Екатеринбурге
  • Бульвар Есенина в Липецке
  • Есенинский бульвар в Москве, ЮВАО, Кузьминки
  • Улица Есенинская в Курске
  • Улица Есенина в Минске
  • Улица Есенина в Сызрани
  • Улица Есенина в Кривом Роге
  • Улица Есенина в Нижнем Новгороде
  • Улица Есенина в Ставрополе
  • Улица Есенина в Белгороде
  • Улица Есенина в Саранске
  • Улица Есенина в Перми
  • Улица Есенина в Россоши
  • Улица Есенина в Прокопьевске
  • Улица Есенина в Краснодаре
  • Улица Есенина в Баку
  • Улица Есенина в Тюмени
  • Улица Есенина в Ташкенте
  • Улица Есенина в Южно-Сахалинске
  • Улица Есенина в Подгороденке, пригороде Владивостока

Памятники

  • Памятник в Воронеже
  • Памятник на Тверском бульваре в Москве
  • Барельеф в Москве
  • Памятник на Есенинском бульваре в Москве
  • Памятник в Рязани
  • Памятник на улице Есенина в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Таврическом саду в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Краснодаре
  • Памятник в Иркутске
  • Памятник в селе Константиново
  • Памятник в Ташкенте
  • Бюст в Иваново
  • Бюст в Спас- Клепиках

Издания

Прижизненные

  • Есенин С. А. Радуница. - Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1916. - 62 с.
  • Есенин С. А. Иисус-младенец. - М.: Сегодня, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Голубень. - М.: Революционный социализм, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. - 2-е изд. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Сельский часослов. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Преображение. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Голубень. - 2-е изд. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Ключи Марии. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
  • Есенин С. А. Триптих. Поэмы. - Берлин: Скифы, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Россия и Инония. - Берлин: Скифы, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Исповедь хулигана. - 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Преображение. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. - 3-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачев. - М.: Имажинисты, 1922. - ??? с. (год издания указан ошибочно)
  • Есенин С. А. Пугачев. - 2-е изд. - Петроград: Эльзевир, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачев. - 3-е изд. - Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Избранное. - М.: Госиздат, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. - Т. 1. - Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. - ??? с. (Второй том не выходил.)
  • Esenin S. Confssion d’un voyou. - Paris, 1922. - ??? (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)
  • Есенин С. А. Стихи скандалиста. - Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. - ??? с.
  • Есенин С. А. Москва кабацкая. - Л., 1924. - ??? с. (издательство не обозначено)
  • Есенин С. А. Стихи (1920-24). - М.: Круг, 1924. - ??? с.
  • Есенин С. А. Русь советская. - Баку: Бакинский рабочий, 1924. - ??? с.
  • Есенин С. А. Страна советская. - Тифлис: Советский Кавказ, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. Песнь о великом походе. - М.: Госиздат, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. О России и революции. - М.: Современная Россия, 1925. - С.
  • Есенин С. А. Березовый ситец. - М.: Госиздат, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. Избранные стихи. - М.: Огонек, 1925. - ??? с. (Библиотека «Огонька» № 40)
  • Есенин С. А. Персидские мотивы. - М.: Современная Россия, 1925. - ??? с.

Основные

  • Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. - М.: Госиздат, 1926.
  • Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. - ??? с.
  • Есенин С. А. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1953. - 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1956. - 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. - М.: ГИХЛ, 1960-1962.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. - 2-е изд. - М.: ГИХЛ, 1966-1968.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. - М.: Худож. лит., 1978.
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. - М.: Наука, Голос, 1995-2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы) ISBN 5-02-011245-3.

О поэте

  • Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. В 2-х частях. - М.: Сов. Россия, 1969-1970.
  • Петр Епифанов. Поединок при свете луны. Еще раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина.

Альманах «КРЫЛЬЯ ГОЛУБИНЫЕ» выпуск 1/2007, с.50 - 79.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • 1915 год - квартира С. М. Городецкого - Малая Посадская улица, 14, кв. 8;
  • декабрь 1915 - март 1916 года - Квартира К. А. Расшепиной в доходном доме - набережная реки Фонтанки, 149, кв. 9;
  • 1917 год - доходный дом - Литейный проспект, 49;
  • 1917-1918 годы - квартира П. В. Орешина - 7-я Советская улица, 40;
  • начало 1922 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24;
  • апрель 1924 года - гостиница «Европейская» - улица Ласаля, 1;
  • апрель - июль 1924 года - квартира А. М. Захарова - Гагаринская улица, 1, кв. 12;
  • 24-28 декабря 1925 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24.

Киновоплощения

  • Иван Ченко «Айседора» (Великобритания - Франция, 1968)
  • Сергей Никоненко - «Пой песню, поэт» (СССР, 1971)
  • Дмитрий Муляр - «Золотая голова на плахе» (Россия, 2004)
  • Сергей Безруков - «Есенин» (Россия, 2005)

Творчество Сергея Александровича Есенина знакомо и горячо любимо не одним поколением в нашей стране. Тихая лирическая грусть, любовь к Родине, щемящая тоска по крестьянской, лапотной Руси проходят красной нитью во всех произведениях этого великого русского поэта начала двадцатого века.

Стихотворения «Береза», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Дай, Джим, на счастье лапу мне…», «Мы теперь уходим понемногу...» и многие другие знакомы нам со школьной скамьи, на стихи Есенина написано много песен. Они учат нас доброте, сочувствию к ближним, любви к родной стороне, возвышают и одухотворяют нас.

Жизнь С. А. Есенина трагически оборвалась в молодом возрасте, на пике творческих сил и популярности. Но его прекрасные произведения навсегда останутся тем духовным наследием, которое является национальным достоянием России.

Узнавая биографию Есенина, интересные факты из жизни поэта, мы погружаемся в эпоху молодой советской России, которая характеризовалась многочисленными разногласиями в обществе того времени и, возможно, явилась причиной его раннего ухода из жизни.

Самородок из русской глубинки

Родился Сергей Есенин 21 сентября (3 октября по современному стилю) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии, в простой крестьянской семье.

Поскольку отец С. А. Есенина почти постоянно находился в Москве, работая там в лавке, и бывал в селе изредка, Есенин воспитывался у своего деда и бабушки по материнской линии и трех дядек (братьев матери). Мать Сережи с его двухлетнего возраста уезжала на заработки в Рязань.

Дед Есенина - Федор Титов хорошо знал церковные книги, а бабка - Наталья Титова была прекрасной рассказчицей сказок, пела множество песен и частушек, как позже признался сам поэт, именно она дала толчок к написанию первых стихов.

К пяти годам мальчик научился читать, а в 1904 году в возрасте 9 лет его отдают в сельское земское училище. Проучившись пять лет, он с отличием оканчивает училище. Затем в 1909 году и до 1912 года подросток Сергей Есенин продолжил обучение в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики, получив специальность «учитель школы грамоты».

Первые шаги в творческом пути

В 1912 году, окончив Спасо-Клепиковскую школу, С. А. Есенин недолго работает в Москве вместе с отцом в мясной лавке. Уйдя из лавки и работая в типографии, Есенин знакомится с будущей гражданской женой Анной Изрядновой, которая родила ему сына. Тогда же Есенин становится вхожим в Суриковский круг литературы и музыки.

В 1913 году С. А. Есенин становится вольнослушателем историко-философского факультета Московского городского народного университета имени Шанявского. Тут есть интересный факт о Есенине, что он в этот период тесно общался с революционно настроенными рабочими, что объясняет заинтересованность полиции его личностью.

В 1914 году его произведения впервые публикуют в журнале «Мирок», первый сборник стихов выходит в 1916-м и называется «Радуница». В 1915 году Есенин расстается с Изрядновой и уезжает в Петроград, знакомясь там с русскими поэтами-символистами, и в частности с А. Блоком. Жизнь в Петрограде принесла ему славу и признание, его стихи тогда начали публиковаться во многих изданиях.

Война и революция

В начале 1916 года Есенин призывается в армию и служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде при императрице. Но несмотря на близкое знакомство с царской семьей, Есенин попадает в дисциплинарную часть, так как отказался написать стих в честь царя. В 1917 году поэт самовольно покинул армию и примкнул к эсерам, как говорил сам, не как партийный, а как поэт.

События революции стремительно захватили страстную натуру поэта. Всей душой принимая ее, Есенин создает свои революционные произведения «Отчарь», «Октоих», «Иорданская голубица», «Инония» и др.

В 1917 году С. А. Есенин знакомится и влюбляется в Зинаиду Райх. В официальном браке у них появились дочь Татьяна и сын Константин. Но спустя три года брак распался из-за влюбчивой натуры поэта.

В 1918 году поэт уезжает в Москву, его жизнь наполняется изменениями, которые принесла революция: по стране шествуют голод, разруха и террор, рушится крестьянский быт, а поэтические салоны наполнены разношерстной окололитературной публикой.

Имажинизм и Айседора

В 1919 году Есенин совместно с А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем становится основателем имажинизма - движения, сутью которого является образность и метафора в создаваемых произведениях. Есенин принимает активное участие в организации имажинистского литературного издательства и кафе «Стойло Пегаса».

Но вскоре вычурные метафоры ему приедаются, так как всё же его душа лежит к старинным укладам русской деревни. В 1924 году Есенин прекращает все отношения с имажинистами.

В 1921 году в Москву приезжает американская танцовщица Айседора Дункан, которая спустя полгода станет женой Есенина. После свадьбы молодожены отправились в путешествие по Европе, а затем в Америку, где Есенин прожил 4 месяца.

В этом кругосветном путешествии поэт часто дебоширил, вел себя эпатажно, много выпивал, пара часто скандалила, хотя говорили они на разных языках. Прожив месте чуть больше года, они расстаются по возвращении в Россию.

Последние годы жизни

В 1923-1924 гг. Есенин продолжает много путешествовать по стране, побывав и в Средней Азии, и на Кавказе, в Мурманске и на Соловках. Много раз посещает родное село Константиново, живет в Ленинграде или в Москве.

В этот период издаются сборники поэта «Стихи скандалиста» и «Москва кабацкая», «Персидские мотивы». В поисках себя Есенин продолжает много пить, часто его обуревает тяжелая депрессия.

В 1925 году Есенин заключает брак с внучкой Льва Толстого - Софьей Андреевной. Союз этот продлился всего несколько месяцев. В ноябре 1925 года на фоне тяжелого физического и морального состояния, а возможно, и чтобы уберечь от ареста, С. А. Толстая определяет его в Московскую психоневрологическую клинику.

Есенин заканчивает двухлетнюю работу над одним из последних своих произведений «Черный человек», в котором представляет всю свою прошедшую жизнь ночным кошмаром.

Пробыв около месяца в клинике, поэт сбегает в Ленинград и 24 декабря останавливается в номере гостиницы «Англетер». В ночь с 27 на 28 декабря в номере обнаруживают покончившего жизнь самоубийством поэта и написанное кровью его последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Есть и другие любопытные вещи о русском поэте:

  1. Дяди Есенина - взрослые холостые сыновья бабки и деда - имели веселый, задорный нрав, часто озорничали и по-своему, достаточно специфическими методами, воспитывали мальчика. Так, впервые посадив трехлетнего Сережу верхом без седла, они пустили лошадь галопом. И плавать научили мальчика так же - добирались до середины озера на лодке и бросали в воду. Зато в восьмилетнем возрасте, как вспоминал потом Сергей Есенин интересные факты из детства, по просьбе соседа он плавал вместо охотничьей собаки, подбирая подстреленных уток.
  2. Первые стихи мальчик пишет в возрасте 8-9 лет. Стихи просты, незатейливы и напоминают по стилю частушки.
  3. Вместо четырех положенных лет учебы в земском училище из-за плохого поведения Сережу оставляют на второй год. Этот интересный факт о Есенине говорит о его бунтарском характере, проявившемся еще в отроческом возрасте.
  4. Стих «Береза» - первое напечатанное произведение поэта.
  5. На фронт поэт не попадает, возможно, благодаря такому интересному факту о Есенине, что весной 1916 года его стихи слушала сама императрица Александра Федоровна. Поэт даже путешествовал по Крыму вместе с царской четой.
  6. В 1918 году Есенин пообещал достать бумагу, которая была в остром дефиците в то время, для своих друзей из издательства «Трудовая артель художников слова». Для этого он, переодевшись в одежду крестьянина, направился прямиком в Президиум Московского совета, где бумагу выдали для нужд «крестьянских поэтов».
  7. Стихотворение «Письмо к женщине» Есенин посвятил Зинаиде Райх. После брака с Есениным она вышла замуж за театрального режиссера В. Э. Мейерхольда, который усыновил сына и дочь Есенина.
  8. Айседора Дункан - третья жена А. С. Есенина - была старше его на 18 лет. В браке они объединили свои фамилии, подписываясь оба Дункан-Есенин.
  9. Интересный факт о Есенине и Маяковском - это то, что они были вечными оппонентами и критиковали творчество друг друга. Однако это не мешало им за глаза признавать талант другого.
  10. После написания поэмы «Страна негодяев», где Есенин нелицеприятно пишет о советской власти, начинается травля в газетах, обвинения в пьянстве, дебоширстве и т. д. Есенину даже пришлось скрываться от судебного преследования в одной из поездок на Кавказ.
  11. Смерть поэта стала одной из величайших тайн ХХ века. Труп Есенина нашли повешенным на высоте трех метров. По одной из версий, его решили убрать как неугодного советскому режиму. А стихи кровью он написал в связи с отсутствием чернил.

Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Есенина, биография и интересные факты являются доказательством того, что масштабную личность нельзя заточить в какие-либо рамки и ограничить политическими режимами. Сергей Есенин - великий русский поэт, который в своем индивидуальном, неповторимом творчестве воспевает русскую душу, такую страстную, ранимую, бунтующую и открытую нараспашку.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...

Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Среди биографий поэтов особое место занимают жизнеописания тех гениев, чья кончина была трагической. Краткая биография Есенина относится именно к этой категории.

Краткая биография Есенина

Есенин справедливо ставится на один пьедестал с величайшими поэтами России: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Ахматовой. Прочитав краткое изложение его вы поймете, почему это так.

Детство и юность

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.

Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.

Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г.

В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.

Годы творчества

Спустя некоторое время выходит первый сборник его стихов под названием «Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как «Преображение», «Октоих» и «Инония».

Портрет Есенина

В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм – это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

В 1919 - 1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ (который в свое время сыграл большую роль в ) и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи и добрался до Ташкента.

В 1922 - 1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.

В 1924 - 1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину» и «Персидские мотивы».

Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.

Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.

Трагическая смерть Есенина

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.

Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.

Его стихи просты и изящны, как все гениальное.

Последний стих Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Если вам нравится жизнь замечательных людей вообще, и их краткие биографии в частности, - добро пожаловать на . Подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. Развивайтесь с нами!