Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов - город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником - Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день - и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев - знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», - сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» - снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, - высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов - 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед - 20, 30, 40. Война приближалась к концу - 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное - управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Про Великую Отечественную войну я знаю не много. Я понимаю, что прошло уже много времени с тех далеких и трудных дней и люди стали забывать о событиях Великой Отечественной войны. Я знаю, что моя бабушка родилась в 1939 году, и когда началась война, ей было всего 2 года. Но все-таки я решил расспросить её о военном времени. Может, она сама вспомнит что-нибудь или вспомнит рассказы своих старших сестер.

И вот я приехал к ней в гости. Баба управилась со своими домашними делами, мы сели с ней пить чай и она начала свой не торопливый рассказ.

Родилась я 11 августа 1939 года, в деревне Кориково, Тобольского района. Нас в семье было шесть сестер и один брат.

В 1941 году началась Великая Отечественная война.

Старшей сестре Нине было 23 года, брату Алексею 21 год, сестре Зинаиде 18 лет, Анне 15 лет, Раисе 12 лет, мне Полине было 2 года.

В первые дни войны ушли на фронт сначала мой папа, а затем мой брат Алексей.

Воспоминания, когда уходил отец на войну, в моей памяти не сохранились. А как ушёл брат Алексей, это я запомнила. Он сначала уехал, в город в военкомат, а затем вернулся в деревню попрощаться и привез целое ведро красных помидор, подозвал меня и сказал, что эти помидоры, которые я видела тогда только на картинках, он привез для меня. Мне было тогда, где-то около двух с половиной лет. Это у меня сохранилось в памяти до сих пор. Посадил меня на софу (деревянный диван) поставил передо мной ведро с помидорами и сказал это тебе.

С войны Алексей вернулся невредимым, наверное, потому что моя мама очень переживала за него, и каждый день молилась, хотя в то время это было запрещено.

Мой отец, Кориков Николай Андреевич был призван на войну на Карело-финский фронт Заполярье, в лыжный батальон в звании ефрейтора, имел правительственные награды, медали (их было несколько, но они не сохранились). Воевал с 1941 года и до самой победы 1945 года. Ранений не имел, только была контузия.

Когда папа пришел с войны, мне было 6 лет. Пришел ночью, когда я спала в горнице. Он подошел ко мне поцеловал, я притворилась, что сплю, потому что я плохо помнила его и очень стеснялась. Он положил мне на грудь мешочек с сахаром и сказал, что это подарок. А на утро когда я вышла за ворота, папа сидел на лавочке и ремонтировал плуг, на котором пахала сестра Зина. Папа показался мне худым и больным. Он попросил, чтобы я села рядом с ним. Я села на плуг, стесняясь и смотря в землю. Он стал расспрашивать меня о том, что происходило дома, когда он был на фронте. И сказал, что когда уезжал на войну, он оставлял меня за «главную». Я ёще тогда подумала: «Эх, знала бы я об этом раньше».

Когда на войну ушли наши мужчины: мой папа и брат, все заботы о большой многодетной семье легли на хрупкие плечи моей мама. В деревнях мужчинам приходилось делать очень тяжёлую работу. Маме было очень трудно справляться с большим домашним хозяйством, но ей приходилось ещё и работать в колхозе, а в военное время нужно было отдавать все силы на помощь нашим войскам на фронте. И поэтому старшие сестры старались помогать маме по дому и на работе в колхозе. С мамой в колхозе работала моя старшая сестра Нина.

А про свою сестру Зину я хочу рассказать отдельно.

Когда ещё в 1939 году в нашу деревню пришел первый комбайн, то на комбайнера в деревню Соколову отправили учиться мою сестру Зину. Отучившись, она в 17 лет стала первым комбайнёром в нашей деревне.

В Кориково ещё до войны был большой конный двор. Зинаида работала там конюхом. Мужчин в это время в деревне было мало, все они были на фронте. В период войны почти всех лошадей забрали на фронт. Я смутно помню это событие. Собрался народ и многие колхозники, прощаясь навсегда с лошадьми, смахивали слёзы с глаз. В деревне отставили только племенных лошадей. Я очень хорошо помню племенного жеребца Морозко. Он был очень красивый, серый в яблоках, очень высокий и добрый. За ним и ухаживала Зина, доверяли только ей. Зина научила меня управлять и заботиться о нём. Сестра иногда доверяла мне - шестилетней девочке, водить Морозко на водопой, на Иртыш.

Нюра и Рая помогали маме по дому, иногда летом ездили с ней на сенокос и уборочную заготавливали сено и зерно для фронта.

Я работала на лошадях. Возила с поля картофель на телеге до овощехранилища. Там его сгружали, и я ехала обратно на поле. Возила снопы с поля на ток, копны с сеном, навоз на колхозные поля и т.д.

Мы все - дети деревни Кориково помогали колхозу и родителям, как могли. Собирали колосья хлеба после уборочной. Ездили на покосы через реку Иртыш в Веснину на целый день. Брали из еды только бутылку молока, кусок хлеба и три картофелины. Работали все дети. На лошадях работать разрешали только мне: из девочек я работала одна, мальчики работали на мужских работах. Мы помогали вязать варежки и носки солдатам, собирали посылки и писали письма на фронт.

Все жили дружно, как дети, так и взрослые, всех сдружила одна беда - война.

Баба Поля закончила свой рассказ, немного помолчала и сказала: «Ну, что, Даня, пора спать. Ты иди, ложись, а я наверное сегодня не усну…». Я тоже в эту ночь долго не мог заснуть и всё думал, как мы мало знаем о своих бабушках и дедушках, которые в тяжёлые военные годы не жалея своих детских сил спасали наше мирное будущее.

Введение

Им было тогда по пятнадцать –

Девчонкам поры грозовой.

С врагом не пришлось им сражаться –

Их брали на фронт трудовой.

В суровые, трудные годы –

Пускай не в смертельном бою,

Они на военных заводах

ковали победы броню.

Их девичьи руки грубели

От гари и стружки стальной,

Они не носили шинели,

Но были в страде боевой.

Их молодость кончилась рано,

И путь их по жизни был крут.

Горят на груди ветеранов

Медали «За доблестный труд».

Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами.

Война... Я - девочка, не знающая войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово… Война... В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт

Тема моей исследовательской работыактуальна и в наши дни, потому чтомногие ученики мало знают историю родного села, историю своих семей, а в ходе исследования я узнала много нового о войне 1941-1945 года, о родном мне человеке в ходе исследования. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.

Как-то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке, которая во время войны трудилась и помогала фронту. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том как она жила и трудилась во время войны и после. Я решила глубже об этом узнать.

Цель моей работы : узнать больше о Великой Отечественной войне, узнать историю судьбы моей прабабушки Швецовой Веры Евгеньевны в годы войны, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне и тружениках тыла.

2. Расспросить дедушку о прабабушке с целью изучения фактов ее жизни.

3. Изучить публикации о моей прабабушке, документы из архива моей семьи.

Гипотеза работы: Как жила моя прабабушка в военные годы и после войны?

Объект исследования: Швецова (Муллина) Вера Евгеньевна, моя прабабушка.

В ходе работы я использовал следующие методы :

1. Опрос ближайших родственников о жизни моей прабабушки.

2. Анализ документов из архива моей семьи, музейного материала (школы), статьи в газете.

3. Обобщение полученных данных.

В газете «Чернореченский вестник» есть статья, в которой есть воспоминания моей прабабушки о том, как ей тяжело было во время войны. О деятельности прабабушки после войны. (Приложение № 8)

Большую помощь в работе мне оказали мои родственники, которые помогли мне представить и прочувствовать жизнь моей прабабушки.

Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.

Структура работы. Исходя из цели и задач, работа состоит из: введения, основной части и двух глав, заключения.

Названия глав: «Семья прабабушки в годы ВОВ», «Жизнь прабабушки после войны».

Основная часть

Сержант Егоров!
- Я сержант Егоров!
- Младший сержант Кантария!
- Я младший сержант Кантария.
Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почётное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.
Бойцы взяли под козырёк и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.
У рейхстага идёт бой.
Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится залечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.
Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.
- Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдающих бойцов.
И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.
Бой уже идёт на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.
Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли?!

Проходит минута, две… десять. Тревога всё больше и больше охватывает солдат. Проходит ещё тридцать минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.
И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам.
Потом вдруг бросаются к застеклённому куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться ещё выше.
- Правильно, туда его - к самому небу! - кричат солдаты.
- Выше, братишки, выше!
На площади и в здании ещё шли бои, и на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побеждённым Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости советского оружия.
Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали себя окончательно побеждёнными. Гитлеровская Германия была полностью разбита. Великая освободительная война советского народа против фашизма закончилась полной нашей победой.
Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Сводные полки, приехавшие с фронтов, проходили мимо ленинского Мавзолея. Руководители партии, члены правительства на Мавзолее. Масса гостей на площади.
Проходят полки. Чеканят солдаты шаг. И в каждом шаге звучит как эхо: «Победа! Победа! Победа!»
Идут солдаты. А вот и особая вышла рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:
- Что там несут солдаты?
Солдаты несли знамёна поверженной фашистской Германии. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот повернулись резко. Шагнули вперёд. Замерло всё на площади. Полетели на землю знамёна. К ногам стоящих, к подножию Мавзолея.
И снова идут полки. И снова в солдатском шаге, как крик, как эхо: «Победа! Победа! Победа!»
А вечером был салют.
Ликовали земля и люди. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо.
Победа!
Победа!
Победа!

Внеклассное мероприятие в рамках акции "Читаем детям о войне" С.П.Алексеев "Победа будет за нами! для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал предназначен учителям начальных классов для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы или урока внеклассного чтения по данной теме.
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма у детей на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Задачи:
-заинтересовать ребят литературой военной тематики,
-вызвать эмоциональный отклик, обсуждение прочитанных эпизодов,
-способствовать продвижению книг патриотической направленности в детско-юношескую среду,
-формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Ход мероприятия

Учитель
Близится славная дата в жизни нашего народа – 71год со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Конечно же вы знаете о войне только из рассказов или фильмов. С этим словом связано очень многое. Это страшное событие, смерть близких людей, кровавое злодеяние фашистов.
Сегодня мы познакомимся с произведением о войне. Это рассказ С.П. Алексеева "Победа будет за нами!"
Чтение рассказа
Учитель
-Назовите дату нападения фашистской Германии на нашу страну.
(ответы детей)


22 июня
Ликует утро… И яснЫ,
Прозрачны солнечные дали.
Сегодня – первый день войны...
Хоть мы о том ещё не знали.

Но скоро мир волшебных снов
Уйдёт в туман воспоминаний.
Уже приподнят тайный кров
Над бездной горя и страданий.

И мы пошли сквозь вихрь смертей,
Через огонь, разор и беды…
И много-много долгих дней
Нас отделяло от победы.
(Е. Груданов)
-Чего хотели фашисты?
(Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей любо убить, либо сделать своими слугами и рабами.)
-Сколько продолжалась Великая Отечественная война?
(ответы детей)


-Назовите великие битвы Великой Отечественной.


(Битва за Москву)


(Сталинградская битва)


(битва на Курской дуге)
-Сколько дней держался героический Севастополь?
(250 дней)


Севастополь прославленный город-герой,
На волнах легендарный красавец морской.
Черноморский наш город за Родину смел,
Боевой Севастополь врагов одолел!

Оборону держали России сыны,
Прочнее чем сталь! Мы стали сильны!
Отважный наш город красив и умён,
С Севастополем Русь, потому он силён!

Сын Екатерины Великой Второй
Верен Отчизне наш город - герой!
Держава Россия нам Родина - Мать,
Прекрасна Отчизна, ее не отнять!

Единство с Россией нам в радость всегда,
Героем гордится столица Москва!
Севастополь наш русский, и духом своим,
За Россию, за Родину, мы постоим!
-Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

(900 дней)


Блокада Ленинграда
..Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил
С Горы Вороньей.
Из дальнобойной "берты" бил.

Прислуга
В землю "берту" врыла,
Между корней,
Между камней.

И, поворачивая рыло,
Отсюда "берта" била.
Била
Все девятьсот блокадных дней...
(М. Дудин)
-Кто помогал нашей армии громить врага?
(Партизаны и труженики тыла)
-Во что верил наш народ?
("Враг будет разбит!")
-Когда наша армия взяла штурмом столицу фашистов?


(ответ детей)
-Какая крепость первой приняла удар на себя со стороны фашистов?
(Брестская крепость)


Звучит песня о героях Бреста
Музыка: И. Лученок Слова: Р. Рождественский
Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Если б камни могли говорить.
С неба смотрят
Звёзды, не мигая,
Тонет полночь
В медленной волне…
А над Брестом
Тишина такая,
Будто мир оглох
На той войне.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
Трескался бетон, изнемогая,
Людям было тяжело вдвойне!..
А над Брестом тишина такая,
Что нельзя не вспомнить о войне.
Под огнём навесным перекрёстным
Враг нарвался на тысячу Брестов, -
Билось каждое сердце, как Брест!
Сердце билось,
Боль превозмогая,
Даже стены
Плавились в огне,
А над Брестом
Тишина такая,
Словно мир оглох
На той войне.
Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
И звучит, звучит
Бессмертной песней
Над землёю мирною рассвет…
Для героев, для героев Бреста,
Для героев Бреста смерти нет!
-Чья дивизия преградила дорогу врагу на подступах к Москве?
(Генерала И.Панфилова)
-Назовите имя генерала, попавшего в плен к врагу, которого казнили, обливая холодной водой из шлангов на сильном морозе.
(Дмитрий Карбышев)


-Сколько лет было Вале Котику, который ушел разведчиком в партизанский отряд?
(12 лет)


-Чем прославился Василий Зайцев?
(Знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил 300 фашистов)
-Назовите имя связиста, который под Сталинградом восстановил связь ценой своей жизни.
(Рядовой Татаев)
-Назовите фамилию пулеметчика, который сражался в Севастополе и уничтожил до 100 фашистов.
(Иван Богатырь)


-Сколько самолетов сбил трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Александр Покрышкин?
(59 самолетов)
-Что научился делать летчик Алексей Маресьев после того, как ему ампутировали ноги?
(Не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное- управлять истребителем)


-Какой подвиг совершил солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц?
(Рискуя жизнью, под огнем врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку)


-Почему мы должны помнить и поклониться героям Великой Отечественной войны?
(Ответы детей)


День Победы
Идут года, но кровоточат раны,
Врагами нанесенные в бою,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою!
За то, что не стреляют автоматы,
Что мины не взрывают тишину,
Вы были молоды, ни в чем не виноваты,
За что судьба вам уготовила войну?

Чтоб дать нам право жить на этом свете,
Вы шли сражаться, грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети…
Храня тепло родного очага…
За то, чтоб звезды в небе нам сияли,
За то, чтоб на дворе цвела весна,
Сражались вы, и «за ценой не постояли»,
Но непомерно высока цена…

И каждый год весной, в начале мая,
Объединяет праздник всю страну,
Смотря на вас, я всякий раз не понимаю,
За что судьба вам уготовила войну?!!!
И слезы всякий раз встают туманом,
Готовы ливнем грусти течь из глаз,
Спасибо, дорогие ветераны,
Вам всем! Отдельно каждому из вас…

Как кровь, сияют красные тюльпаны,
Возложенные к «Вечному огню»,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою…
Я никогда, поверьте, не устану,
За ваши подвиги вас всех благодарить,
Спасибо, дорогие ветераны,
За этот шанс под мирным небом жить!
(Ю. Олефир)
-Пусть книга всегда будет с нами, хорошая, добрая книга. Она формирует наш характер, наше отношение к старшему поколению, учит переносить лишения, помогать друг другу в беде.
Книга наш учебник, Учебник Жизни с большой буквы.
Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые ее видели. Мы родились под чистым, мирным небом. Мы благодарны им за это.Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время.
Спасибо за урок!

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами!

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Рассказ о последних событиях Великой Отечественной войны. Рассказ о Победе Советской армии над немецко-фашистскими захватчика.

— Сержант Егоров!

— Я сержант Егоров!

— Младший сержант Кантария!

— Я младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почётное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Бойцы взяли под козырёк и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.

У рейхстага идёт бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится залечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.

— Ох, выше бы! — вырывается вздох у наблюдающих бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой уже идёт на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли?!

Проходит минута, две... десять. Тревога всё больше и больше охватывает солдат. Проходит ещё тридцать минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания — по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам.

Потом вдруг бросаются к застеклённому куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться ещё выше.

— Правильно, туда его — к самому небу! — кричат солдаты.

— Выше, братишки, выше!

На площади и в здании ещё шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побеждённым Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина Михаил Егоров, Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости советского оружия.

Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали себя окончательно побеждёнными. Гитлеровская Германия была полностью разбита. Великая освободительная война советского народа против фашизма закончилась полной нашей победой.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Сводные полки, приехавшие с фронтов, проходили мимо Мавзолея. Масса гостей на площади.

Проходят полки. Чеканят солдаты шаг. И в каждом шаге звучит как эхо: «Победа! Победа! Победа!»

Идут солдаты. А вот и особая вышла рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

— Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамёна поверженной фашистской Германии. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот повернулись резко. Шагнули вперёд. Замерло всё на площади. Полетели на землю вражеские знамёна.

И снова идут полки. И снова в солдатском шаге как крик, как эхо: «Победа! Победа! Победа!»

А вечером был салют.

Ликовали земля и люди. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо.