На этой странице мы составили задания всероссийской олимпиады по русскому языку для 10 класса с таблицей правильных ответов к ним.

Представленный тестовый комплект можно применять на занятии в 10 классе, предоставив учащимся шанс обновить в памяти и усвоить ранее изученный материал, а также определить, насколько хорошо учащиеся подготовлены к олимпиадным заданиям.

1. В этом городе располагалась вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение одного из дорогостоящих, но весьма часто употребимых для письма и живописи материалов состоялось именно в этом городе вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса.

  • А) Берестовец
  • Б) Пергам
  • В) Папир
  • Г) Свиток

2. Отгадайте личность по её краткой биографии:
Русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений. Свой метод определял, как историко-литературный, однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. Автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса», напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - «Русская наука о русском литературном языке».

  • А) А. Потебня
  • Б) А. Шахматов
  • В) Л. Щерба
  • Г) В. Виноградов

3. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?

  • А) благодаря обилию снега
  • Б) согласно расписания
  • В) написал красивше
  • Г) пришел со школы поздно

4. Выберите предложение без ошибок:

  • А) К счастью, эти опасения оказались тщетными.
  • Б) Оплатите, пожалуйста, проезд.
  • В) Переговоры вошли в другой виток.
  • Г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

5. Укажите годы жизни А. А. Потебни:

  • А) 1865-1921
  • Б) 1789-1854
  • В) 1835-1891
  • Г) 1691-1735

6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  • А) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить
  • Б) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют
  • В) ра_пад, бе_душный, ра_жать
  • Г) п_играть, д_тронуться, н_илучший

7. Тема текста – это…

  • А) цель текста, ради которой он был создан
  • Б) то, о чем идет речь в тексте, его содержание
  • В) стилистические средства
  • Г) совокупность выразительных средств

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  • А) Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
  • Б) Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
  • В) Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
  • Г) Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

9. Определите, где город (Г), а где фамилия (Ф):
с Пушкином (1) – с Пушкиным (2), со Львовом (3)– со Львовым (4), над Бородином (5)– над Бородиным (6).

  • А) Г – 1, 4, 5; Ф – 2, 3, 6
  • Б) Г – 1, 3, 5; Ф – 2, 4, 6
  • В) Г – 1, 3, 6; Ф – 2, 4, 5
  • Г) Г - 2, 4, 6; Ф – 1, 3, 5

10. Отметьте слово, в котором пишется Ъ:

  • А) фальш.. в голосе
  • Б) молодец пригож..
  • В) отреж..те кусочек
  • Г) первый под..езд

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • А) Товара продавали ПО(МНОГУ) , (ПО)ТОМУ что цену снижать не боялись.
  • Б) (С)НАЧАЛА 20 века расходы на образование в стране выросли, (ПО)СКОЛЬКУ промышленности требовались квалифицированные кадры.
  • В) Пел Макар ТАК(ЖЕ) плохо, как и работал, (ЗА)ТО все сельские красавицы ходили за ним по пятам.
  • Г) (ОТ)ЧЕГО высохло озеро, я не знал; удивительно, что туда некоторое время (ПО)ПРЕЖНЕМУ прилетали весной утки.

12. Найдите существительное, которое не относится к среднему роду:

  • А) экю
  • Б) мацони
  • В) кредо
  • Г) визави

13. Выберите предложение без ошибок:

  • А) У него особая стать жизни.
  • Б) Он сыграл главную роль в этой истории.
  • В) Это не играет никакого значения.
  • Г) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

14. Мы знаем, что создателями славянской азбуки явились солунские братья Кирилл и Мефодий. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело.О каком деле идёт речь?

  • А) Реконструкцияазбуки
  • Б) Перевод священных книг на славянский язык
  • В) Издание книг
  • Г) Служба в монастыре

15. Выберите правильный вариант числительного в предложении: У меня нет 546 рублей.

  • А) пятьсот сорока шести рублей
  • Б) пятисот сорока шести рублей
  • В) пятьсот сорок шесть рублей
  • Г) пятиста сорока шести рублей

16. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

  • А) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
  • Б) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
  • В) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
  • Г) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

17. Найдите существительное женского рода:

  • А) визави
  • Б) иваси
  • В) рояль
  • Г) сирота

18. Низкий уровень владения языком характеризуется…

  • А) использованием жаргона, диалекта, разговорно-сниженной лексики
  • Б) эмоциональной выразительностью, коммуникативной целесообразностью языка
  • В) стилистическими нормами
  • Г) чистотой, правильностью речи

19. Среди функций языка основной является:

  • А) коммуникативная
  • Б) кумулятивная
  • В) эстетическая
  • Г) когнитивная

20. Выберите верное утверждение:

  • А) Абзац равен сложному синтаксическому целому
  • Б) Абзац состоит из двух и более синтаксических целых
  • В) Границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают
  • Г) Все варианты верны

Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 10 класс

В этой таблице представленны ответы на примеры заданий по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Г
4 Б
5 В
6 А
7 Б
8 А
9 Б
10 Г
11 А
12 Г
13 Г
14 Б
15 Г
16 Б
17 Б
18 А
19 А
20 В


ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал . (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)

3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово - макс. 10б.)

5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

(по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)

7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

(по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птичка в руке стоит двух в кустах.

Просто, как пирог.

Возить уголь в Ньюкасл.

Хранить в вате.

Холодный, как огурец.

Называть лопату лопатой.

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него ещё за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

(2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)

ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-100.

    бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

    историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

    Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя – шея, чело – лоб.

    борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

    казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.

    коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

    ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе - грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

    Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

Просто, как пирог-как дважды два

Возить уголь в Ньюкасл-ездить в Тулу со своим самоваром

Хранить в вате-беречь как зеницу ока

Холодный, как огурец-холоден как лёд

Называть лопату лопатой-называть вещи своими именами

Птицы одинакового оперенья держатся вместе-одного поля ягоды или два сапога пара

У него ещё за ушами не просохло-молоко на губах не обсохло

Для каждой собаки наступит её день-будет и на нашей улице праздник

Не стоит пороха и дроби-овчинка выделки не стоит

Чёрная овца в семье-в семье не без урода или паршивая овца в стаде

10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.

Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 КЛАСС

1 этап

№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».

№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица страшно.

№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния . 2) Альма матер . 3) Ничтоже сумняшеся . 4) Нота бене . 5) Погибоша аки обре.

№6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

№8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

2 этап

№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:

«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить» .

Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.

№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.

№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?

№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

«На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.

№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!

№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.


Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.

На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.

Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.

  • В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
  • Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.

Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.

В чем сложность экзамена по биологии?

  • Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
  • Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
  • Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.

Как эффективно подготовиться к экзамену?

  • Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
  • Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
  • Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
  • Проходите онлайн тестирование.

Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.