Мне много лет не давала покоя вот эта фотография, часто встречающаяся на постерах и обложках. И сегодня все прояснилось. Конкретно вопрос внутри меня был: как эти мужчины попали на балку.Я боюсь высоты. Не то чтобы до умопомрачения, но мои редкие сюрреалистические сны связаны с этим явлением страха. При просмотре фото и чтения текста у меня натурально потели ладони от страха
Основная часть материала принадлежит rudzin , владельцу интереснейшего дневника

"Lunchtime atop a Skyscraper" (Обед на вершине небоскреба) - фотография из серии "Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932" фотографа Charles C. Ebbets

Такое чудо как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.

Вот поэтому клепальщики - cамая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10сантиметровые в длину и 3 сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. "Повар" "варит" заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от "повара" метрах в 30ти (тридцати), иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа.

Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

"Повар" поворачивается к "вратарю" и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

"Вратарь" стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

"Стрелок" и "упор" ждут. "Вратарь", поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. "Упор" с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. "Стрелок" 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250ти.

На фотографиях - лучшая в 1930м бригада, слева направо: "повар", "вратарь", "упор", и стрелок".

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%%.

На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады.

Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски!!!Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.










Имена всех этих героев известны, благодаря родственникам, прочитать можно


Сирс Тауэр был построен более 30 лет тому назад. В 1974 году небоскреб стал самым высоким зданием в мире, превзойдя Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке на 25 метров. Более двух десятков лет Сирс Тауэр удерживал лидерство и лишь в 1997 году уступил Куала-Лумпурским «близнецам» - башням Петронас.

Сегодня Сирс Тауэр, несомненно, одно из самых величественных зданий в мире. До сих пор это сооружение остается самым высоким небоскребом на территории США.

Высота небоскрёба составляет 443,2 м, количество этажей — 110. Начало строительства — август 1970 года, окончание — 4 мая 1973 года. Главный архитектор — Брюс Грэм, главный проектировщик (инженер проекта) — Фазлур Хан.

После его завершения в 1974 это было самое высокое здание в мире, превосходя башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, небоскрёб держал этот рекорд в течение почти 25 лет. Сейчас Уиллис Тауэр — самое высокое здание в Соединенных Штатах и девятое по высоте здание в мире.


Проект этого гигантского небоскреба родился в конце 1960-х. Он строился для чикагской компании «Sears Roebuck and Company», а разрабатывали его специалисты известной строительной фирмы «Skidmore, Owings &Merrill». «Отцом» высотки стал архитектор Брюс Грэм, руководивший этим небывалым по тем временам проектом, который, впрочем, и сегодня остается выдающимся шедевром технической мысли. Причем не только высота делает башню «Сирс тауэр» замечательной.

Много споров было в свое время вокруг конкурентов на звание высочайшего здания в мире. В 1998 году небоскребы Петронас (что в Куала-Лумпуре) сместили Сирс Тауэр с первой строчки в ТОП-10 величайших зданий. Весь «сыр-бор» произошел из-за того, что полная высота Сирс Тауэр, включая антенны, составляет более 500 метров, тогда как окончания декоративных шпилей Петронас находятся всего лишь в 452м. от земли. На первый взгляд, очевидно, что «близнецы» куда меньше Чикагского гиганта. Однако комиссия, которая определила первенство за Куалалумпурцами, так не посчитала. Дело в том, что циклопическая высота Сирс немного искусственна - дополнительные метры добавили зданию телевизионные антенны.

Крыша же Сирс Тауэр, находится на высоте 443 метров над землей. Шпили Петронас Тауэр также добавляют высоты небоскребу, но они являются неотделимым конструктивным элементом здания, поэтому специалисты взяли их в расчет при определении общей величины объекта. Теперь становится понятным, почему небоскреб Тайбей 101 обошел и Сирс Тауэр, и Петронас - крыша этого исполина располагается в 449 м. от земли. Шпиль Тайбей 101 добавил зданию дополнительные футы - рекорд зафиксирован на высоте 508 метров. Вот такая арифметика.


Прежде чем рассказывать о строительстве небоскреба, стоит коротко упомянуть основные характеристики здания и озвучить самые интересные цифры. Итак, стоимость башни Сирс высотой в 443 метра составила 150 млн. долларов - по тем временам это довольно внушительная сумма. В наши дни эквивалент затратам стал бы почти 1 млрд. долларов, а это в 1.5 раза меньше вложений в тайванский Тйбей 101. Впрочем, компания Сирс (Sears), которая и выступила заказчиком проекта, в 70-ых годах двадцатого столетия занимала одно из ведущих мест в мировой торговле и отнюдь не бедствовала.

В помещениях Сирс Тауэр планировалось создать несколько сотен тысяч рабочих мест, объединив в одном огромном офисе персонал корпорации. Часть комнат решили сдавать, потому что содержание здания стоило больших денег. Арендаторы не желали ютиться в крохотных душных «клоповниках», поэтому для повышения коммерческой привлекательности башни, проектировщикам было дано поручение создать светлое здание с просторными холлами и большими офисными площадями. Понятно, что свет и воздух могли обеспечить только высокие потолки, а, следовательно, размеры небоскреба следовало увеличить за счет роста вверх.

В 70-ых года XX века в Америке происходил настоящий бум небоскребов - высотки росли как грибы после дождя. Итак, 110-этажный Сирс обещал стать самым великим зданием не только в Чикаго, но и в США, и даже во всем мире. В 1969 году родилась сама идея строительства гигантской башни, однако заказчиками высотки двигало отнюдь не желание бахвальства, а сугубо практический интерес. В распоряжении застройщика оказалась площадь, в одном из деловых районов Чикаго, едва превышающая 5000 кв. м.


Основная доля забот по разработке небоскреба легла на архитекторское бюро Skidmore. В апреле 1971 года строительство вступило в активную фазу, а уже весной 1973-ого здание было полностью завершено. Удивительные темпы, не правда ли?
Уникальность Сирс Тауэр в том, что при желании этот небоскреб мог бы «надставляться», наращивая дополнительные этажи - эта особенность именно трубной архитектуры. Основным строительным материалом, который пошел на возведение Сирс Тауэр, была сталь. Как известно сталь - очень прочный материал. Для формирования небоскреба использовали несущие конструкции, состоящие из сварных труб с квадратным сечением. Первоначально было задумано внедрить 15 таких труб, потому что помимо офисов в Сирс Тауэр планировалось устройство гостиницы. Однако позже гостинца была исключена из проекта, и число труб решили уменьшить до 9. Эти гигантские трубы, составленные в единый ступенчатый конгломерат в расстановке 3х3, позволили зданию эффективно противостоять ветру.


В 1969 году компания "Sears, Roebuck & Co." была самым большим предприятием розничной торговли в мире и её штат насчитывал примерно 350 000 работников. Руководство решило собрать тысячи работников в офисах под крышей одного здания на западе делового района Чикаго. Для постройки здания требовалось 279 000 кв. м земли, а с учётом прогнозируемого расширения - и того больше, так что архитекторы "Skidmore" знали, что это здание будет одной из самых больших офисных построек в мире. Руководство "Sears" заранее решило, что первоначальная постройка должна быть тщательно спланирована так, чтобы вместить армию работников отдела сбыта, в то время как незанятую площадь, оставленную для будущего роста, планировалось сдавать небольшим фирмам до тех пор, пока она не понадобится "Sears". С этой целью необходимо было делать небольшие комнаты с высоким соотношением площади оконных проёмов к площади помещения, чтобы повысить их привлекательность для будущих арендаторов. Небольшая площадь требовала большей высоты здания. Архитекторы "Skidmore" предложили проект башни с площадью основания в 5 000 кв. м, постепенно сужающейся кверху рядом скосов, придающих Сирс Тауэр исключительно внушительный ступенчатый вид. По мере того как планы расширения "Sears" оптимистично росли, башня по предполагаемой высоте перевалила отметку в 100 этажей и обогнала недостроенный Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке в борьбе за звание самого высокого здания в мире. Ограниченный по высоте не законами физики и не отсутствием воображения, а скорее лимитами Федерального авиационного управления США для защиты воздушного сообщения, Сирс Тауэр полностью финансировался корпорацией "Sears" и должен был быть увенчан двумя антеннами для местной теле- и радиотрансляции. "Sears" и администрация Чикаго одобрили проект и первый элемент арматуры был установлен в апреле 1971 года. Строительство было завершено в мае 1973 года и обошлось в то время примерно в 150 млн долларов, что в 2005 году было бы эквивалентно 950 млн долларов. Для сравнения, построенный в 2004 году в Тайпее небоскрёб Тайпей 101 обошелся бы в 2005-м примерно в 1 млрд 640 млн долларов. Функционирование Как бы то ни было, оптимистические ожидания "Sears" в отношении роста не оправдались.


Продолжалось соперничество с привычными конкурентами (такими как "Montgomery Ward"), а затем компанию превзошли по влиянию другие гиганты розничной торговли: "Kmart", "Kohl"s" и "Wal-Mart". Финансовое благополучие "Sears & Roebuck" пошатнулось в 70-х, когда компания потеряла свою долю на рынке и руководство стало ещё более осторожным. Сирс Тауэр ждало вовсе не то будущее, какое было запланировано в "Sears". Башня стояла полупустой около 10 лет, тогда как в Чикаго 80-х годов возводилось всё больше офисных построек. Компания была вынуждена заложить собственное здание. В 1993 году "Sears" начала сокращать свои служебные помещения в Сирс Тауэр и к 1995-му полностью освободила здание, переехав в новое здание в Хоффман Эстейтс в Иллинойсе. С того времени Сирс Тауэр сменила несколько владельцев, но корпорация "Sears" сохранила права на её название. Сейчас это офисное здание, предоставляющее помещения в аренду более 100 различным компаниям, включая крупные адвокатские конторы, страховые компании и фирмы по предоставлению финансовых услуг.

Ступенчатая структура Сирс Тауэр является лишь в малой степени дизайнерской прихотью архитектора, в основном она играет сугубо функциональную роль. Итак, 9 квадратных труб расположены на разной высоте. Площадь, занимаемая одной трубой, равна 22х22 метра. Трубчатый дизайн - выдумка инженера-проектировщика Фазлура Кана. Он просчитал, что каждая отдельная труба с квадратным сечением принимает на себя часть сильной ветровой нагрузки и поэтому давление на здание распределяется равномерно. Как видно на фото не все трубы имеют одинаковую высоту, только 2 из них доходят до самого последнего этажа, тогда как 3 штуки вздымаются до 90-ого, еще 2 штуки оканчиваются на 66-ом, а 2 прерываются на 50-ом этаже. Т.е., здание начинает сужаться именно с 50-ого этажа.


Венчают небоскреб 2 телевизионные антенны, каждая высотой около 88 метров. Надо отметить, что конечная высота Сирс была ограничена далеко не техническими возможностями, а регламентом Военно-Воздушных сил США. Просто более мощное сооружение стало бы серьезным препятствие на пути следования самолетов. В 70-ые года XX-ого века трубное проектирование являлось инновационным. Для того чтобы обеспечить зданию нужную устойчивость был организован прочный фундамент, поддерживаемый 114 сваями, вбитыми глубоко в землю. Вес башни поистине колоссален - более 440 млн. фунтов!

Для укрепления трубчатых несущих конструкций была использована сеть балок и колонн в наружных стенах. Для отделки небоскреба применили черный алюминий, который отличается пластичностью, хорошими декоративными качествами и легкостью. Стекла установили тонированные - это позволило избежать перегрева здания. Для осуществления вентиляции на уровне 29,64,88,104 этажа сделаны большие вентиляционные решетки, которые выполняют также декоративную функцию, прикрывая балочные фермы. Внутри здания курсируют 104 высокоскоростные лифта, разделяющие небоскреб на 3 зоны. В здании имеется система указателей, помогающая людям в ориентировании. В Сирс Тауэр имеется особая система пожаротушения, которая работает автоматически, кроме того, само сооружение построено из огнеупорного материала, поэтому даже в случае возгарания ему не грозит обрушение.


Стальной остов небоскреба покрыт облицовкой из черного анодированного алюминия (ее совокупная площадь составляет 113 312 кв. м) с более чем 16 100 окнами темно-бронзового стекла. Шесть автоматических моечных машин чистят их 8 раз в году.

Общая масса здания составляет 222 500 тонн. Оно стоит на 114 бетонных с каменной засыпкой сваях, глубоко вбитых в твердое скальное основание. Самый нижний уровень башни залегает на 13 м ниже уровня улицы. На заливку фундамента пошло более 600 000 кубометров бетона — этого количества хватило бы, чтобы построить 8-рядную автостраду протяженностью в пять миль. В здании проложено 3220 км электрического кабеля. А телефонными кабелями (их протяженность составляет 69 200 км) можно 1,75 раза обернуть всю нашу планету по экватору.

Постройка «Сирс тауэр» завершилась 3 мая 1973 г. Общая его стоимость составила более 150 миллионов долларов. В разгар строительства здесь трудилось до 2400 рабочих.



Площадь офисных помещений внутри огромного здания — более 418 000 кв. м; это больше чем 57 футбольных полей. Самый высокий функциональный этаж здания находится на высоте 436 м. Лифтовая система «Сирс тауэр» включает в себя 106 скоростных лифтов, в том числе 16 двухпалубных экспресс-лифтов. Со скоростью 488 м в минуту они доставляют пассажиров к двум верхним вестибюлям, откуда их развозят по этажам местные подъемники. Комплекс рассчитан на 12 000 человек, около 25 000 человек посещают здание каждый день.

Из-за колебаний рынка недвижимости огромная башня несколько раз оставалась частично незаполненной. Однако в последние годы «Сирс тауэр» снова стала одной из наиболее престижных построек Чикаго. Впрочем, после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке владельцы многих компаний утратили желание арендовать офисы в высотных зданиях. Сейчас в «Сирс тауэр» заняты примерно 88 процентов помещений. Некоторые руководители фирм предпринимают дополнительные меры предосторожности, иногда весьма необычные. Так, президент одной фирмы, занимающей 88-й этаж небоскреба, закупил для своих сотрудников парашюты: на тот случай, если им вдруг придется экстренно покидать здание.

«Сирс тауэр» — одна из самых популярных достопримечательностей Чикаго. Ежегодно ее посещают около 1,5 миллиона туристов. Смотровая площадка расположена на отметке 412 м. Отсюда открывается захватывающая панорама Чикаго и окрестностей, лежащих на расстоянии 70—80 км от города. Говорят, что в ясный день с башни можно видеть сразу четыре штата — Иллинойс, Индиану, Висконсин и Мичиган. В былые времена туристов, желающих подняться на смотровую площадку «Сирс тауэр», не проверяли. Сегодня входящих проверяют даже более тщательно, чем в аэропорту. Вдобавок по периметру здание патрулирует с десяток полицейских, а парковка машин вблизи небоскреба и вовсе запрещена. Это — необходимые меры безопасности после крушения зданий Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.


Помимо своих основных функций, башня «Сирс тауэр» выполняет роль теле- и радиотранслятора. В марте 2000 г. ее модернизировали. Теперь на башне по четырем углам крыши установлены четыре комбинированных антенны, каждая высотой 9 м. Это дополнение позволило обеспечить цифровым телевидением весь обширный район Чикаго. Существуют планы установки на крыше «Сирс тауэр» дополнительных 7-метровых вещательных антенн. Эта мера позволит башне еще на какое-то время удержаться в верхней строчке небоскребов-рекордсменов.

В марте 2004 г. появились сообщения, что страховая компания MetLife Inc., владевшая башней на протяжении последних 15 лет, решила продать «Сирс тауэр».

Одно из самых высоких зданий США - Sears Tower в Чикаго - предлагает туристам пощекотать себе нервы. Четыре стеклянных балкона под общим названием Ledge, установленные на западной стороне смотровой площадки Skydeck, позволят туристам взглянуть на город по-новому.

А благодаря прозрачному полу ни одна деталь окружающего пейзажа не ускользнет от их глаз. Балконы установлены на высоте 103-го этажа небоскреба, каждый из них может одновременно вмещать до 5 человек. Они изготовлены из сверхпрочного трехслойного стекла и способны выдерживать вес до 5 тонн. При этом толщина каждого слоя стекла составляет всего около 1,3 сантиметра, а толщина самих стеклянных стенок - около 4 сантиметров. Балконы имеют выдвижную конструкцию, что позволит беспрепятственно проводить мойку и техническое обслуживание небоскреба.


Интересные факты о Сирс Тауэр

Небоскрёб разрушается в документальном фильме «Жизнь после людей» через 200 лет.

Здание показано в фильме «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны».

Площадь, занимаемая Сирс Тауэр, равна 8-полосному автомобильному шоссе.

Стали, пошедшей на строительство небоскреба, вполне хватило бы для выпуска 50.000 автомобилей.

В здании столько телефонных проводов, что ими можно было бы обернуть земной шар 1.75 раз!

С самой высокой смотровой площадки «Skydeck» в ясный день открывается вид на 4 штата США: Иллинойс, Индиану, Мичиган и Висконсин.

На крышах установлены 6 автоматизированных моечных машин, которые раз в 1,5 месяца очищают 16100 окон Башни.
Общая площадь Сирс Тауэр равна 57 футбольным полям.



Антенны Сирс Тауэр принимают удары молний не менее 600 раз в год, а то и чаще!

В Сирс Тауэр расположены туалеты на уровне 103 метров над землей - эти ватерклозеты признаны самыми «высотными» в мире.

Верхняя часть Уиллис-Тауэр считается самой высокой точкой штата Иллинойс. Кончик антенны башни достигает 527,3 м над уровнем улицы или 708 м над уровнем моря, высота крыши 442,1 м над уровнем улицы или 623 м над уровнем моря, «небесная палуба» на 103-м этаже здания, находится на высоте 412 м над уровнем улицы или 593 м над уровнем моря, «Уокер Драйв» — главный вход находится на 181 м над уровнем моря. (Самая высокая естественная точка штата Иллинойс — холм Чарлз — 376 м над уровнем моря.)

Здание наклонено на запад на 10 см в связи с несколько асимметричным дизайном, который создаёт неравную нагрузку на фундамент.

Дизайн для Уиллис-Тауэр включает в себя девять стальных труб квадратного сечения, 3 блока, 3 трубки. Уиллис-Тауэр — первое здание, для которого был использован этот проект. Конструкция позволяет, при желании или при необходимости, достраивать сверху ещё этажи.

Туалетные помещения на 103-м этаже расположены на высоте 412 метров над уровнем улицы.



Туристы, приезжающие в Чикаго, считают своим долгом посетить самую высокую точку города - смотровую площадку Skydeck. Она располагается на 103 этаже Сирс Тауэр в 412 метрах от основания здания. Скайдек превосходит по высоте другую знаменитую туристическую достопримечательность Чикаго - обсерваторию в Джон Хэнкок Центре. Справедливости ради, нужно упомянуть и о второй смотровой площадке - она находится на 99 этаже и играет роль запасной, эксплуатируясь во время профилактических работ на Скайдеке. Вид открывается из обсерватории великолепный! В хорошую погоду можно разглядеть окрестности на расстоянии 40-50 миль, вдоволь любоваться современной архитектурой Чикаго и даже заглянуть при помощи телескопа в другие штаты Америки - Висконсин, Мичиган и Индиану. Фантастика? Нет! Дорога вверх занимает не более 1 минуты, причем лифты, весьма напоминают шатлы, этакие космические челноки, оснащенные 50-дюймовыми мониторами с плоским экраном, с которых транслируется вид на удаляющуюся Землю. Всего к обсерватории курсирует 2 высокоскоростных лифта. Skydeck - это не только смотровая площадка, но еще и интерактивный музей, который помогает гостям Чикаго ознакомиться с историей города. В специальных электронных кисках каждый сможет совершить виртуальное путешествие по столице штата Иллинойс.

В ветреные дни посетителя обсерватории могут на «собственной шкуре» ощутить колебание здания. В Сирс Тауэр находятся не только офисы, но еще и рестораны, кафе, бары, в которых можно отведать самые изысканные блюда североамериканской, европейской, мексиканской кухни или наскоро перекусить, обсудив, увиденные красоты «города ветров». Ежегогодно Сирс Тауэр и Скайдек осматривает более 1 млн. туристов из разных частей света. Для отдыхающих предусмотрен отдельный вход с южной стороны башни.



Человеческое тщеславие двигало людьми разных эпох и народов, хотелось показать свое превосходство. Поэтому люди и строили пирамиды, дворцы, храмы. Гигантоманией в строительстве переболели Германия, СССР, США. Тип высотного здания создала Америка. Ее небоскребы оказали огромное влияние на строительство Московских высоток. Факт этот не афишировался, но историки пишут о том, что СССР хотел догнать и перегнать Америку, поэтому и копировались некоторые проекты.

Кроме высоток в планах городских властей было строительство собственного Метро, для этого тоже пришлось изучить американский метрополитен. Московские высотки существенно отличались от американских, они были значительно ниже. Строить дома такой высоты не позволяли природные условия Москвы – более суровый климат и слабость московских грунтов. Огромное высотное здание Америки Municipal Building произвело на Сталина огромное впечатление и принято было за основу при проектировании главного здания Московского Государственного Университета. Наши высотки отличались от американских стилем застройки. Советский классический стиль более строгий, но влияние имперско древне – римского стиля совсем отрицать нельзя. Если бы Дворец Советов построили по довоенному проекту, то это было бы имперское сооружение.

Советский классический стиль это результат синтеза нескольких архитектурных стилей. Он просматривается не только в высотных зданиях, но и например в застройке Кутузовского проспекта, а в Киеве – Крещатика. Наши архитекторы при проектировании за основу брали американские высотки начала двадцатого века. Их начали строить применяя каркасную технологию, это был качественный скачок вперед. Архитекторы того времени понимали прогрессивность такого метода строительства и в тоже же время зашли в тупик. Нужен был качественный скачок, последний крупный американский небоскреб построили в одна тысяча девятьсот тридцать шестом году. Вторая мировая война, сложная международная обстановка привели к затишью в архитектурном мире. После войны здания стали строить другие, уменьшилась этажность, стали использовать стекло и бетон и здания стали строиться более обезличенными. Одно из последующих таких зданий построили в две тысяча первом году, это узкая коробка из черного стекла высотой в двести шестьдесят два метра, кажется она качается при сильных порывах ветра.

Сделаем вывод о том, что позаимствовали наши инженеры у американских, а что внесли нового:

1. Была позаимствована каркасная технология.

В 1884 году в Чикаго было начато строительство первого небоскреба. В нем было аж целых 10 этажей! Однако уже в начале следующего века 10-этажным домом было никого не удивить, а главное строительство небоскребов в Америке переместилось в Нью-Йорк.

Многие видели фотографию сидящих на балке строителей где-то высоко в небе над городом, она часто встречается на постерах и обложках. И конечно, с замиранием сердца задавались вопросом: как? Как они туда попали и как они могут не дрожать от страха, а преспокойно есть свой ланч? Итак, этот пост о том, как строились небоскребы в Нью-Йорке.

Lunchtime atop a Skyscraper («Обед на вершине небоскреба») - фотография из серии Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932 фотографа Charles C. Ebbets.

Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики - самая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день - 15 долларов, больше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать - и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться, известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в тридцати, иногда выше, иногда ниже на два-три этажа. Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что «вратарь» готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не двигается с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%.

На здании Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо. На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле.

Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном-единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например на одном из последних построенных этажей, может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады. Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту. Независимо от погоды, их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В на 6-й авеню есть памятник этим ребятам, установлен в 2001 году. Моделью стала самая известная фотка, она здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так, как на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски! Я понимаю, если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001-м! Видимо, не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это десять вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Памятники отважным строителям

Первый небоскреб в мире появился в Соединённых Штатах Америки в 1885 году. Это был 10-этажный «Хоум-иншуранс-билдинг», построенный в Чикаго.

Долгое время США считались мировыми лидерами по количеству высотных зданий. Но в конце XX века началось бурное строительство небоскрёбов в Китае, Гонконге, Объединённых Арабских Эмиратах. На 2011 год только 4 из 25 самых высоких зданий в мире расположены в США.

Самое высокое здание в США расположено в Чикаго. С 1972 года и до терактов 11 сентября 2001 года башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке занимали вторую позицию в списке, причём с 1972 по 1974 год они были самыми высокими зданиями на планете.

После завершения в 2013 году, как ожидается, самым высоким зданием в США станет первое здание Всемирного торгового центра (известное также как «Башня Свободы») высотой 541 метр.

1. Уиллис-тауэр (Willis Tower)

Здание построено в 1973 году и расположено в Чикаго.
Его высота 442 метра до крыши и 527 метров с учётом шпиля.
Количество этажей – 110.

Интересные факты

Самое высокое здание в США;
До 2009 года это здание имело название - Сирс-тауэр (Sears Tower);
Восьмое по высоте здание в мире.

2. Международный отель и башня Трампа (Trump Tower Chicago)

Здание построено в 2009 году и расположено в Чикаго.
Высота 360 метров до крыши и 423 метра до верхушки шпиля.
Количество этажей – 92.

Интересные факты

Планировалось, что небоскрёб станет самым высоким зданием в мире, но после террористических актов 11 сентября 2001 года планы строительства были сокращены, и конструкция башни претерпела некоторые изменения;
В настоящее время это десятое по высоте здание в мире.

3. Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building)

Построено в 1931 году в Нью-Йорке.
Высота 381 метр.
Количество этажей – 102.

Интересные факты

Здание было построено за 13 месяцев в разгар Великой Депрессии;
Первое здание в мире высотой более 100 этажей;
Самое высокое здание в Нью-Йорке;
С 1931 по 1973 год Эмпайр Стейт Билдинг был самым высоким зданием в мире;
Самое высокое здание в США, построенное в XXI веке;
После террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года Эмпайр Стейт Билдинг остается самым высоким сооружением Нью-Йорка;
Шпиль небоскреба, ставшего символом Нью-Йорка, первоначально предназначался для швартовки дирижаблей, но от этой идеи пришлось отказаться: восходящие потоки воздуха делали высадку людей слишком опасной;
В 1945 г. в здание по ошибке врезался самолет Б-25, однако существенного урона причинить не смог;
В настоящее время это семнадцатое по высоте здание в мире.

4. Башня Банка Америки (Bank of America Tower)

Построено в 2009 году в Нью-Йорке.
Высота здания 366 метров.
Количество этажей – 54.

Интересные факты

Второе по высоте здание в Нью-Йорке.
Здание имеет два шпиля: один на уровне 365.76 м, другой на уровне 292.61. Один из них (с помощью ветряной турбины) вырабатывает электричество;
В настоящее время это двадцать второе по высоте здание в мире.

5. Аон-центр (Aon Center)

Построено в 1973 году в Чикаго.
Высота здания 346 метров.
Количество этажей – 83.

Интересные факты

Третье по высоте здание в Чикаго;
В настоящее время это двадцать восьмое по высоте здание в мире.

6. Центр Джона Хэнкока (John Hancock Center)

Здание расположено в Чикаго. Построено в 1969 году.
Высота здания 344 метров.
Количество этажей – 100.

Интересные факты

Первое здание в мире, построенное с использованием “Трубчатых ферм”;
В здании самые высокие жилые помещения в мире;
В настоящее время это тридцатое по высоте здание в мире.

7. Крайслер-билдинг (Chrysler Building)

Здание расположено в Нью-Йорке. Построено в 1930 году.
Высота здания 319 метров.
Количество этажей – 77.

Интересные факты

На момент завершения постройки «Крайслер Билдинг» был самым высоким небоскребом мира, правда, примерно через год этот титул был им утрачен в пользу только что построенного «Эмпайр Стейт Билдинг»;
Высочайшее кирпичное здание в мире;
В настоящее время это сорок четвертое по высоте здание в мире.

8. New York Times Building (New York Times Building)

Здание расположено в Нью-Йорке. Построено в 2007 году.
Высота здания 319 метров.
Количество этажей – 52.

Интересные факты

В настоящее время это сорок четвертое по высоте здание в мире на одной строчке с Крайслер-билдинг (Chrysler Building).

9. Бэнк оф Америка плаза (Bank of America Plaza)

Здание расположено в Атланте. Построено в 1992 году.
Высота здания 312 метров.
Количество этажей – 50.

Интересные факты

Высочайшее здание в Атланте и на Юге США;
В настоящее время это сорок шестое по высоте здание в мире.

10. Башня Банка США (

Здание расположено в Лос-Анжелесе. Построено в 1989 году.
Высота здания 310 метров.
Количество этажей – 73.

Интересные факты

Высочайшее здание в Лос-Анджелесе;
Высочайшее здание в Калифорнии и на Западном побережье;
Самое высокое здание мира с вертолётной площадкой;
В настоящее время это сорок седьмое по высоте здание в мире.