Россия - континентальное государство, но длина её границ, проходящих по водной глади, составляет 2/3 от общей их протяженности. С древности русские умели ходить по морям и умели воевать на море, но настоящие флотские традиции нашей страны насчитывают около 300 лет.

До сих пор спорят о конкретном событии или дате, откуда берет начало история российского флота. Одно всем понятно - это случилось в эпоху Петра Великого.

Первые опыты

Использовать водные пути для перемещения вооруженных сил в стране, где реки были главными путями коммуникации, русские стали очень давно. Упоминания легендарного пути «из варяг в греки» уходят в глубь веков. О походе «лодьев» князя Олега к Царьграду слагали былины.

Войны Александра Невского со шведами и немецкими крестоносцами имели одной из главных целей обустройство русских поселений вблизи устья Невы, чтобы иметь возможность свободного судоходства по Балтийскому морю.

На юге борьбу за выход в Черное море с татарами и турками вели запорожские и донские казаки. Их легендарные «чайки» в 1350 году успешно атаковали и захватили Очаков.

Первый русский военный корабль «Орел» был построен в 1668 году на в селе Дединове по указу государя Алексея Михайловича. Но своим настоящим рождением российский военный флот обязан мечте и воле его сына - Петра Первого.

Главная мечта

Сначала юному царю просто понравилось ходить под парусом на небольшой лодке, найденной в амбаре в селе Измайлово. Этот 6-метровый ботик, подаренный его отцу, теперь хранится в Военно-Морском музее Петербурга.

Будущий император говорил потом, что от него и берет начало российский императорский флот, и называл его «дедушкой Русского флота». Петр сам восстановил его, следуя указаниям мастеров из Немецкой слободы, потому что своих мастеров корабелов в Москве не было.

Когда будущий император в 17 лет стал настоящим правителем, он начал осознавать по-настоящему, что России нельзя развиваться без экономических, научных и культурных связей с Европой, а лучшими путями сообщения являются морские.

Энергичный и любопытный человек, Петр стремился овладеть знаниями и умениями в разных областях. Самым большим его увлечением были теория и практика кораблестроения, которым он учился у голландских, немецких и английских мастеров. Он с интересом вникал в основы картографии, учился пользоваться навигационными приборами.

Первые навыки он начал вкладывать в создание «потешной флотилии» на Плещеевом озере в Переславле-Залесском у Ярославля. В июне 1689 года там на верфях были собраны бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и яхты.

Выход к океану

Огромный сухопутный гигант, занимавший шестую часть земной суши, Россия конца XVII-го века менее других стран могла претендовать на звание морской державы. История российского флота - это ещё и история борьбы за выход в мировой океан. Существовало два варианта выхода на морские просторы - два «бутылочных горлышка»: через Финский залив и где хозяйничала сильная Швеция, и через Черное море, сквозь узкий находившийся под контролем Оттоманской империи.

Первая попытка прекратить набеги крымских татар и турок на южные рубежи и заложить основы для будущего прорыва к Черному морю была предпринята Петром в 1695 году. расположенная в устье Дона, выдержала наскоки русской военной экспедиции, а для планомерной осады не хватило сил, не хватило средств перерезать поставку окруженным туркам припасов по воде. Поэтому для подготовки к следующему походу решено было построить флотилию.

Азовский флот

Петр с невиданной энергией взялся за постройку кораблей. Более 25 тысяч крестьян были согнаны для работы на верфях в Преображенском и на реке Воронеже. По образцу, привезенному из-за границы, под наблюдением иностранных мастеров были изготовлены 23 гребных галеры (каторги), 2 крупных парусника (один из которых - 36-пушечный «Апостол Пётр»), более 1300 мелких судов - барок, стругов и т.д. Это было первой попыткой создания того, что называется "регулярный российский императорский флот". Он прекрасно выполнил свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. После полуторамесячной осады 19 июля 1696 года гарнизон крепости сдался.

«Лутче мне воевать морем…»

Этот поход показал важность взаимодействия сухопутных и морских сил. Он имел решающее значение для принятия решения о дальнейшем строительстве кораблей. «Кораблям быть!» - царский указ о выделении средств на новые суда был одобрен 20 октября 1696 года. С этой даты история российского флота и ведет свой временной отсчет.

Великое посольство

Война за южный выход к океану взятием Азова только началась, и Петр отправился в Европу в поисках поддержки в борьбе с Турцией и её союзниками. Царь воспользовался своим дипломатическим турне, длившимся полтора года, чтобы пополнить свои знания в судостроении и военном деле.

Под именем Петра Михайлова он работал на верфях Голландии. Он набирался опыта вместе с десятком русских плотников. За три месяца с их участием был построен фрегат «Пётр и Павел», ходивший потом на Яву под флагом Ост-Индской компании.

В Англии царь также работает на верфях и в механических мастерских. Английский король специально для Петра устраивает военно-морские маневры. Видя согласованные взаимодействия 12-и огромных кораблей, Петр приходит в восторг и говорит, что хотел бы быть английским адмиралом, чем С этого момента мечта иметь мощный российский императорский флот укрепилась в нём окончательно.

Россия молодая

Морское дело развивается. В 1700 году Петр Великий учреждает кормовой флаг кораблей Российского флота. Он получил название в честь первого российского ордена - святого Андрея Первозванного. 300 лет российскому флоту, и почти все это время осеняет русских военных моряков косой синий крест Андреевского флага.

Через год в Москве открывается первое военно-морское учебное заведение - школа математических и навигационных наук. Учреждается Военно-морской приказ для руководства новой отраслью. Принимается военно-морской Устав, вводятся флотские звания.

Но самое главное - адмиралтейства, в ведении которых находятся верфи - там строятся новые корабли.

Планам Петра Алексеевича по дальнейшим захватам портов на Черном море и основанию там верфей помешал более грозный противник с Севера. Дания и Швеция начали войну из-за спорных островов, и Петр вступил в неё на датской стороне, имея целью пробить «окно в Европу» - выход в Балтийское море.

Битва у Гангута

Швеция во главе с молодым и задиристым Карлом XII была главной военной силой того времени. Неопытный российский императорский флот ждало суровое испытание. Летом 1714 года русская эскадра гребных судов во главе с адмиралом Федором Апраксиным встретилась с мощными шведскими парусниками у мыса Гангут. Уступая противнику в артиллерии, адмирал не решился на прямое столкновение и доложил о ситуации Петру.

Царь сделал отвлекающий маневр: велел устроить настил для переправы судов посуху и показать намерение зайти через перешеек в тыл вражескому флоту. Чтобы пресечь это, шведы разделили флотилию, отправив отряд из 10 судов в обход полуострова к месту переволока. В это время на море установился полный штиль, что лишило шведов возможности любого маневра. Массивные неподвижные суда выстроились дугой для фронтального боя, а корабли российского флота - быстрые гребные галеры - прорвались вдоль побережья и атаковали группу из 10 судов, заперев её в бухте. Флагманский фрегат «Элефант» был взят на абордаж, Петр лично участвовал в рукопашной атаке, увлекая моряков личным примером.

Победа русского флота была полная. Около десятка судов были захвачены, больше тысячи шведов пленены, свыше 350 - убиты. Не потеряв ни одного судна, русские потеряли 120 человек убитыми и 350 - ранеными.

Первые виктории на море - у Гангута и, позже, при Гренгаме, а также сухопутная Полтавская победа - всё это стало залогом подписания шведами Ништадского мира (1721), по которому Россия стала преобладать на Балтике. Цель - выход к западноевропейским портам - была достигнута.

Наследство Петра Великого

Основа для создания Балтийского флота была заложена Петром ещё за десять лет до Гангутского сражения, когда у отвоеванного у шведов устья Невы был основан Санкт-Петербург, новая столица Российской империи. Вместе с военной базой, расположенной рядом - Кронштадтом, - они стали воротами, закрытыми для врагов и распахнутыми для торговли.

За четверть века Россия прошла путь, на который у ведущих морских держав уходило несколько веков - путь от небольших кораблей для прибрежного плавания до огромных судов, способных преодолевать мировые просторы. Флаг российского флота знали и уважали на всех океанах земли.

История побед и поражений

Петровские реформы и его любимое детище - первый российский флот - ждала трудная судьба. Не все последующие правители страны разделяли идеи Петра Великого или обладали его силой характера.

За последующие 300 лет российскому флоту довелось одерживать великие победы времен Ушакова и Нахимова и терпеть жестокие поражения у Севастополя и Цусимы. После наиболее тяжелых разгромов Россия лишалась статуса морской державы. Периоды возрождения после полного упадка знает история российского флота и прошлых веков, и

Сегодня флот набирает мощь после очередного разрушительного безвременья, и важно помнить, что началось все энергией и волей Петра I, верившего в морское величие своей страны.

Начало правления Петра I; азовские походы: «российскому флоту быть»; Азовский флот; Балтийский флот Петра I; «южное направление»; флот после смерти Петра великого

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

Петр I

В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге - с Турцией, на западе - с Польшей, на северо-западе - со Швецией. Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г. Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Так для Петра I сместившего на российском престоле в 1682 году Софью, была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности. Более всего юного царя влекло морское дело.

Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, живя в Преображенском, никогда не видев не только моря, но и большого озера, так пристрастился к морскому делу, что оно оттенило на второй план все прочие увлечения. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром I и Францем Тимерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет «дедушкой русского флота», состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра.

Об этой находке Петр впоследствии писал: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

«Дедушка русского флота»

Также известно, что в 1693 году с небольшой свитой царь едет в Архангельск - в то время единственный морской порт России. Впервые он видит море и настоящие большие корабли - английские, голландские, немецкие, - стоявшие на рейде. Петр все с интересом осматривает, обо всем расспрашивает, размышляет о заведении русского флота, расширении торговли. С помощью Франца Лефорта (первого адмирала российского флота, но тогда еще швейцара из своей потешной «кумпании») он заказывает большой корабль за рубежом. В Архангельске тоже начинают постройку двух кораблей. Царь в первый раз в жизни совершает плавание по морю - Белому, северному, холодному.

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ: «РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ БЫТЬ»

Осознание о необходимости создания регулярного военно-морского флота в России к Петру пришло после поражения российской армии под турецкой крепостью Азов в первом Азовском походе в 1695 году. Отправив тридцатитысячное войско, Петр I потерпел полное поражение. Осада крепости привела только к крупным потерям. Один из главных факторов поражения состоял в том, что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял, что без поддержки с моря Азов не взять.

Всю зиму 1696 года, Петр I готовил российскую армию к новому походу. Возвратившись из-под Азова, Петр созывает совет, на котором было решено строить флот в Преображенском: 22 галеры по образцу голландскому, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно.

К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнувшие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

Знак в честь 300-летия русского флота в Севастополе

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

Взятие Азова было крупной победой русской армии и ее молодого военно-морского флота. Оно еще не раз убедило Петра в том, что в борьбе за побережье морей нужен мощный военный флот, оснащенный современными по тому времени кораблями и хорошо обученными морскими кадрами.

20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота. Флот построенный для второго азовского похода, и корабли, построенные во время владения Россией Азова принято называть Азовским флотом.

АЗОВСКИЙ ФЛОТ

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. А Азовский флот постепенно пополняется многопушечными кораблями.

Организация в 1696—1697 годах «кумпанств» (компаний) в Воронежском крае и помощь иностранных мастеров оказались недостаточно эффективными мерами для скорейшего строительства Азовского флота, поэтому флот было решено строить на средства только государства и только с помощью отечественных специалистов.

Так, в письме от 7 декабря 1698 года посол Священной Римской империи Гвариент сообщал свои наблюдения в Вену:

«… Жар и восторг, с которыми приготовлялись к наступающей войне, почти охладели; Государь исключительно занят переделкою и постройкою кораблей. Дорого построенные корабли дурны и скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий.»

К концу XVII века Россия уже воспитала своих искусных кораблестроителей, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец и других.

В 1697 — 1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

« Гото Предистинация »

Такие обстоятельства благоприятствовали появлению в российском флоте кораблей нового типа. Так в ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»).

Из журнала канцелярии Петра I, 1698 год:
«…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.»

Он был построен по английскому чертежу (доказательством этой версии является наличие круглого шпигеля, который в то время был только у английских кораблей), однако так как корабли, построенные по данным чертежам, были предназначены для хождению по мелководью, Петр I внес в чертежи изменения. Осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт.

Так 27 апреля 1700 года с Воронежской верфи был спущен на воду первый российский линейный корабль, созданный в России без участия иностранных специалистов - корабль «Гото Предестинация».

Почти одновременно были заложены ещё два корабля: «Черепаха» и «Великий галеас». Строительством «Черепахи» руководил английский мастер Осип Най, а строительством второго корабля — венецианец Яков Моро. Строительством «Гото Предестинации» в первое время руководил Пётр I. Таким образом, в российском флоте благодаря одновременному строительству трёх кораблей было начато своеобразное соревнование между русскими, английскими и венецианскими корабельными мастерами.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за выход к морям. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России как мощной морской державы.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам побережье Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Гравюра из «Дневника» И. Корба «Азовский флот». Конец XVII века.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ ПЕТРА I

Необходимость выхода России к Балтийскому морю, вылилась в 1700 году в «Северную войну» со Швецией: страной с сильным военным флотом, что послужило сильным аргументом для создания военного флота в Балтийском море.

Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь для нового флота были заложены первые боевые корабли — шесть 18-ти пушечных парусных фрегатов и 9 вспомогательных судов. В том же 1702 году в Олонецком уезде на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь.

Взятие Петром I шведских кораблей «Гедан» и «Астрильд» в устье Невы

Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля.

Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен первый линейный корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт», также были спущены на воду 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

В этом же году заложили базу русского флота на Балтике — Кронштадт, а в Воронеже открыли Адмиралтейскую школу. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.

Характерной особенностью тогдашней флотской архитектуры было изобилие разных наружных украшений. Резьба щедро украшала не только корму и нос, но и борта судна флота Петра I. Обыкновенно корма украшалась государственным гербом и аллегорическими фигурами, имевшими отношение к имени корабля; названию соответствовала и носовая фигура.

В 1704 году Балтийский флот имел в строю 10 фрегатов, вооружённых от 22 до 43 6-фунтовыми пушками, и 19 других военных судов.

« Линейный корабль Балтийского флота «Полтава» »

В 1706 году Балтийский флот малыми силами участвовал в неудачной для русской стороны осаде шведского города-крепости Выборга. В 1708 для Балтийского флота на реке Свирь были заложены два линейных корабля «Рига» и «Выборг». А в Архангельске для Балтийского флота началось строительство семи 52-пушечных линейных кораблей и трех фрегатов.
Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. В честь этого события в 1709 году на Адмиралтействой верфи, был заложен первый 54-пушечный линейный корабль «Полтава».

На корме этого корабля были вырезаны аллегорические фигуры, прославлявшие славную Полтавскую викторию.
Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить её морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В итоге за период в 1710-1714 годы постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей (в Англии и Голландии для Балтийского флота были куплены 16 линейных кораблей и 6 фрегатов) был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот из 27 линейных кораблей, 9 фрегатов и около двухсот других более мелких суден. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. В 1710 году весь российский флот в составе 250 кораблей участвует уже в удачной для России осаде Выборга, заблокировав крепость со стороны моря.

Aнглийский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены»

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля 1714 года одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.


Скампавея - малая быстроходная галера с 18 парами весел, с одной-двумя пушками и одной-двумя мачтами с косыми парусами

В морском сражении был пленен отряд из 10 вражеских кораблей вместе с командовавшим им контр-адмиралом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.
Авторитет русского флота и Петра I как флотоводца получили признание со стороны прибалтийских государств. В 1716 году при планировании десанта в Сконии в Копенгагене была собрана объединённая русско-английско-датско-голландская эскадра (20 русских кораблей, 19 английских, 17 датских и 25 голландских) под командованием Петра I, которая совершила поход к Борнхольму, в результате которого планируемый большой десант не состоялся, однако удалось высадить на южное побережье Швеции с разведывательной целью небольшой отряд казаков. Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме».

24 мая 1719 года шведский флот разбит в Эзельском сражении, в том же году высажено несколько десантов на шведском побережье недалеко от Стокгольма. Один из крупных десантных отрядов приблизился к шведской столице на расстояние 15 миль.


Бой у Острова Эзель

Победа российского отряда гребных судов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме (южная группа Аландских островов) в июле 1720 г. позволила Российскому флоту еще прочнее закрепиться в Аландском архипелаге и активнее действовать против коммуникаций противника. Сражение при Гренгаме стало последним крупным сражением Великой Северной войны.

Сражение при Гренгаме

Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действия отряда генерал-лейтенанта Ласси, в который входили 60 галер и лодок с пятитысячным десантом.

Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил один оружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеи и много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшееся беззащитным на своей территории.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор, Который положил конец Северной войне.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Флаг военно-морского флота Российской Империи

После победы в Северной войне Россия стала империей, Петр I - императором, а весь российский флот стал называться «Российским императорским флотом».

В результате Северной войны Россия вернула себе выход к Балтийскому морю, в сражениях войны родился и окреп Балтийский флот, ставший ядром Российского военно-морского флота. В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой, на которую флот опирался до занятия всего южного берега Финского залива, являлся Ревель (Таллинн - нынешняя столица Эстонии). Гребной флот базировался в Выборге и портах Финляндии — Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або. В 1723 году было закончено строительство военно-морской базы Кронштадт, которая с 1724 года стала главной базой флота.

В ходе Северной войны Российский флот достиг пика своей боеспособности, это вылилось в попытку введения нового штата флота. Так в 1723 году был заложен первый в России 100-пушечный линейный корабль «Петр Первый и Вторый».

Однако темпы кораблестроения с 1723 года резко снижаются. С 1722 по 1725 года было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год.

Сравнение российского Балтийского флота в 20-х годах XVIII века с флотами европейских стран (боеспособные линейные корабли):

«ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 сентября 1723 года. Русский регулярный флот появился на Каспии в 1722 году - именно с этого момента ведет отсчет своего существования современная Каспийская военная флотилия.

ФЛОТ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Положение русского корабельного флота после смерти Петра I резко ухудшилось. В 1726 году был заложен лишь один 54-пушечный линейный корабль, а за последующие 4 года не было заложено ни одного корабля.

1728 год, из донесения шведского посла в России своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырёх или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает»

На конец 1731 года в составе корабельного флота числились 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шнявы, но полностью боеспособными было только около 30% кораблей, еще 18,5% могли действовать на Балтике только в благоприятных условиях. Корабли крупных рангов (90, 80, 70 - пушечные) вышли из строя.

Состояние галерного флота было более благоприятным: в 1728 году постоянно на плаву держалось 90 галер и еще на 30 хранились уже приготовленные для быстрой сборки леса.

Флот Петра II, внука Петра I, который правил Российской империей с 1727 по 1730 год, не интересовал. Больших парусных кораблей при нем вообще не строили, а сооружались одни лишь гребные суда. В апреле 1728 г. на заседании Верховного тайного совета император приказал, чтобы из всего российского флота постоянно выходили в море лишь четыре фрегата и два флейта, да еще пять фрегатов были готовы к крейсированию. Прочим кораблям, для «сбережения казны» надлежало оставаться в портах. Французский дипломат М. Маньян сообщал своему правительству, что на доводы военных моряков о необходимости постоянно держать флот на море, царь ответил: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка».

С 1725-го по 1729 год флот недополучил около полутора миллионов рублей. Выдача денежного содержания и вещевого довольствия систематически задерживалась. Рядовой состав не получал обмундирования по нескольку лет, ухудшилось продовольственное снабжение, процветали казнокрадство и взяточничество чинов морского ведомства.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

22 октября 1730 года было закончено строительство Ладожского канала. Инициатива постройки канала принадлежала императору Петру I . Великий реформатор оставил после своей жизни немало грандиозных построек и проектов. Мы решили выбрать пять знаменитых строительных проектов царя.

Ладожский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. В то время желание Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Этот проект был завершен в 1730 году уже после смерти Петра I. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.

Новодвинская крепость

Крепость была возведена по инициативе Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря. Укрепления, рассчитанные на гарнизон до 1000 человек, позволяли контролировать проход судов по основному Двинскому фарватеру — Берёзовому устью. Крепость находится в 20 км к северу от Архангельска, на острове Линский Прилук. Указ о строительстве крепости издан Петром I в декабре 1700 года, вскоре после начала войны со Швецией и «Нарвской конфузии». Он опасался, что шведы в следующую навигацию попытаются блокировать единственные морские ворота страны и разрушить кораблестроительную и портовую инфраструктуру Архангельска. 12 июня 1701 года состоялась торжественная закладка крепости, а уже 25 июня размещённые в недостроенных земляных укреплениях орудия приняли участие в отражении попытки шведского флота прорваться к Архангельску.

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Согласно записи в «Походном журнале», Пётр I начал строительство Монплезира 17 мая 1714 года. Название (от французского mon plaisir — «моё удовольствие») встречается на собственноручных рисунках Петра с набросками здания и сада перед ним. Сооружение было начато с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива с подпорной кирпичной стенкой. С 1717 года велись работы под руководством Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике Монплезира осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничных путешествий. Работы были завершены в 1723 году.

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейская корабельная верфь была заложена Петром I на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года. Считается, что проект сооружения был разработан самим царём. Строительством руководил комендант Олонецкой верфи Иван Яковлев, фортификационными работами — полковник Роман Брюс. Чертёж «фортеции для защиты верфи» был прислан Алексеем Меншиковым Брюсу 17 сентября 1705 года, после чего началось сооружение земляного вала вокруг адмиралтейского двора. Земляная крепость с пятью бастионами, на которых было поставлено 100 пушек, «совершилась строением» 7 ноября того же года. Первое Адмиралтейство было П-образным мазанковым одноэтажным зданием, развёрнутым к реке. В центре южного корпуса над воротами была возведена небольшая башенка со шпилем. Внутри двора находились кузницы, амбары, эллинги и стапели. В «Адмиралтейском доме» были устроены мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для такелажа.

До Петра на Руси строили различные суда, которые имели национальные, климатические, региональные особенности. Некоторые сохранились практически в неизменном виде до сих пор. В основном, речь идет о северном судостроении, которое имело промысловый характер.

История

Корабли строили на Руси задолго до Петра Первого. С переменным успехом это искусство развивалось с 12 века. Но при отсутствии выхода к морю, все ограничивалось одним-двумя суднами. Как, например, «Фредерик», который был построен в Нижнем Новгороде и в том же году погиб. Для постоянного, массового производства не хватало профессионалов-корабельщиков и денег.

Корабль «Фредерик»

До этого была попытка массового производства была предпринята в конце XV века, когда были выделены деньги на постройку верфи в Соловецком монастыре. Около Белого моря было удобное место для строительства кораблей, но эта идея так и не была реализована. Также, как и попытка Бориса Годунова построить флот при помощи иноземных мастеров.

Правда, казаки пытались поставить кораблестроение на постоянную основу, начав выпуск судов для переброски военных сил в борьбе против турок. У них были свои быстроходные «Чайки», предназначенные для внезапного нападения на галеры. В морских боях запорожцы сумели достичь определенного мастерства, о чем говорят их победы и воспоминания современников конца 17 века.


Чертёж конструкции казачьего судна «Чайка»

Считается, что начало кораблестроения в России положил парусник «Орел», который был построен по приказу царя Алексей Михайловича, отца Петра 1. Именно этот корабль, а не «Фредерик», который по сути был голштинский, стал родоначальником российских судов. День кораблестроителя отмечается по дате, когда царь отдал приказ о строительстве «Орла».

Особенности кораблестроения на Руси

На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям.

Тонкости их производства шлифовалось десятилетиями. К сожалению, в результате многочисленных войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже начиная с конца XVI века, когда назрела необходимость регулярного флота, русские цари обращались к иноземцам за помощью. В основном, это были голландцы, потому что именно они считались первыми в корабельном мастерстве.


Русский флот XVI века

Задолго до этого времени на Руси уже сформировались свои нормы в судостроении. Каждый корабль отличался своими особенностями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровского времени были нескольких разновидностей:

  • Карбас - парусное, в основном промысловое судно;
  • Шитик - небольшое плоскодонное судно с парусом;
  • Ладья - парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий;
  • Струг - гражданское или военное судно на Руси;
  • Чайка - небольшой плоскодонный челн.

Кораблестроение на Руси до Петра Первого нельзя обозначить как безуспешное. Оно переживало спад после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя промысловые и гражданские корабли в это время строились также, как и раньше, согласно древнерусским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речные, для морских переходов они не годились.

Расцвет судостроения на Руси был в IX-XII веках. Возможно, еще раньше, однако письменные источники того времени до нас не дошли. Известно, что славянам был известен путь «из варяг в греки», то есть от Балтийского до Черного моря. Новгородские купцы, осваивая торговлю со Скандинавией и Англией, пользовались морскими путями. Для того, чтобы плавать по морю с товарами, изготавливали крупные, на 30-40 человек суда.

На Юге, по Черному морю также плавали наши корабли и ладьи. Это были купеческие судна, которые преимущественно доходили до Царьграда, центра торговых путей того времени. Или военные, целью завоевания которых был также Царьград или близлежащие территории.

Кораблестроение при Петре Первом

Эпоха царя Петра была ознаменована не только тем, что кораблестроение приобрело регулярный характер и большие масштабы. На русской земле было организовано строительство совершенно новых, неизвестных кораблей.

Начало, Азовский поход

Считается, что кораблестроение в России началось при Петре 1. Уже через 4 года после начала самостоятельного правления и независимого принятия решений им была учреждена первая верфь (слово имеет нидерландское происхождение и означает «место, где строились суда») в Архангельске. Это произошло в 1693 году, суда строились на специально выделяемые казенные деньги.

Как считается, впервые любовь к флоту у Петра 1 возникла после того, как он нашел в амбарах старый английский ботик, судно, построенное еще во времена его деда, Михаила Федоровича. Находка была обнаружена при прогулке совместно с Тиммерманом, корабельным мастером и наставником юного царя. Именно он показал принцип его устройства и действия.


Михаил Фёдорович Романов (1596-1645)

С этого небольшого одномачтового судна, за восстановлением которого следил государь, началось постепенное строительство флота. Это судно было велико для Яузы, поэтому строительство было решено перебазировать в Переславль-Залесский. Там было построено 2 военных фрегата и три небольших быстроходных яхты.

Затем юный царь отправляется в Архангельск, где было основано место для более масштабного строительства кораблей. Петр сам едет на верфь. Там он принимает участие в строительстве 2 кораблей. Но, видя недостаток знаний даже у опытных мастеров, которые не могли помочь ему в трудных вопросах, он покупает корабль в Голландии. Заказывает его в этом же году, снабжая отправлявшихся с поручением приближенных советами.

32-весельная галера была доставлена в Архангельск из Голландии в разобранном виде. По ее образцу началось срочное изготовление галер для флота. Их количество превышало 2 десятка.

Следующим этапом стало строительство флота для Азовского похода, который стал стимулом для начала кораблестроения в России. Строительство кораблей было решено организовать в 1695 году в Воронеже. Флотилия была построена за короткое время благодаря трем обстоятельствам:

  • хорошие условия для строительства судов;
  • помощь иностранных специалистов;
  • большое количество подсобных рабочих из крестьян, которые строили суда;
  • наличие мачтового леса в России;
  • немалые казенные деньги, которые были затрачены на строительство флота.

Поначалу всеми работами руководили приезжие голландцы, с опытом постройки кораблей. Некоторые оставались в России с правления Алексея Михайловича, который выписывал заграничных мастеров в большом количестве. Но большинство было приглашено самим Петром, который тщательно готовился к Азовскому походу.

Иноземцев называли инженерами или корабельных дел мастерами. В помощь к ним были присланы русские плотники, которые выполняли работу по подготовленным мастерам. Людей, строивших флот было так много, что он был построен за рекордно короткое время. Уже к маю 1696 года русская флотилия осадила Азов с моря.


Русская флотилия осаждает крепости Азовского моря

Основное направление строительства имело военное направление. Суда строились разных типов, поскольку ни у кого еще не было четкого представления, какие из них окажутся лучше в боях. Зачастую корабельщики давали прямо противоположные советы Петру Первому.

Флотилия возглавлялась кораблем, который поначалу числился в документах как «галеас» (со слов иностранных корабельных дел мастеров). Но в действительности он относился к 5 рангу по классификации того времени. Он отправился к Азову в сопровождении 5 стругов (галер, галеасов).


Парусно-гребной военный корабль «Галеас»

Его длина составляла 32 метра, численность экипажа была 125 человек, считая гребцов (на 15 пар весел). Вооружение этого, самого крупного на тот момент корабля, состояла из 36 орудий. На момент начала похода он оказался не готов и его пришлось достраивать в пути. Впервые этот корабль участвовал в боевых действиях спустя 4 года, в Керченском походе.

Развитие флота после поездки за границу

Кораблестроение при Петре стало активно развиваться именно после успешного Азовского похода. Для того, чтобы построить флот, нужны были немалые средства, поэтому создавались объединения для постройки кораблей, «кумпанства». Для координации действий по постройке кораблей был создан Владимирский судный приказ, прообраз Адмиралтейства.

Для подготовки кадров более полусотни дворян были отправлены за границу для обучения. Сам Петр отправляется в путешествие по Европе, во время которого он обучается у лучших мастеров, в том числе на королевской английской верфи. Несколько специалистов были привезены именно после этого. К созданию Балтийского флота Петр 1 приступил серьезно подготовленным.


Первый визит русского царя в Европу

Перед войной со Швецией, русские уже смогли продемонстрировать плоды многолетнего труда перед Турцией. Для устрашения перед переговорами о мире было отправлено 11 кораблей в Азовское море. Одним из них командовал Петр. Эти суда были больше и совершеннее предыдущих. Были учтены прежние ошибки в кораблестроении.

Для усиления Балтийского флота кроме Архангельской, была основана Новгородская, Олонецкая и Выборгская верфь. Уже к началу XVIII века был создан Балтийский флот, который состоял из 10 крупных фрегатов, которые были снабжены 6-фунтовыми пушками.


После поражения от шведов корабли строились в Архангельске, Санкт-Петербурге, других городах. Состав Балтийского флота сильно отличался от того, что был у Петра I в начале его царствования.

В него входили галеры разных рангов, фрегаты, линейные корабли, среди которых были 100-пушечные, мелкие суда. Их количество превышало 8 сотен. Среди инженеров были русские, которые не хуже иностранцев знают корабельное дело.

27/07/2012

Всем известно: при Петре I в России появился собственный морской флот. Однако его реальная история оказалось печальной - Азовский флот сгнил, так ни разу и не вступив в бой с неприятелем. А эскадры Балтийского флота нанесли противнику непропорционально малый ущерб в сравнении с усилиями, потребовавшимися для обзаведения ими.


З а весь период боевых действий в ходе Северной войны петровские моряки сумели захватить всего один линкор. В то время как союзный русскому датский флот лишь в одном 1715 году захватил четыре таких судна.

После смерти Петра в феврале 1725-го из всех огромных 70 - 90-пушечных линкоров, во множестве построенных «царем-шхипером», в море из базы несколько раз выходил только один. Остальные сгнили, простояв у причалов без всякой пользы.

У разбитых корыт

Начатое Петром I в период подготовки к Азовским походам 1695 - 1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда Петр ввязался в новое рискованное предприятие - войну против Швеции. Всего до 1700 года в качестве основных сил (то есть без учета небольших парусных кораблей и всевозможных гребных конструкций) Азовского флота было заложено 51 судно различных типов - галеасы, баркалоны, барбарские и классические линейные корабли, которые по рангу были не меньше фрегата. То есть могли нести на борту от 28 до 70 орудий, включая пушки средних и крупных калибров.

70-пушечных - 2
66-пушечных - 1
64-пушечных - 1
62-пушечных - 3
58-пушечных - 3
54-пушечных - 1
52-пушечных - 5
46-пушечных - 1
44-пушечных - 9
40-пушечных - 2
38-пушечных - 2
36-пушечных - 12
(36 - 40)-пушечных - 6
34-пушечных - 1
30-пушечных - 1
28-пушечных - 1

Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов (подробный список с биографиями судов см. в справке).

Но поскольку все они проектировались далеко не лучшими специалистами, без разбора приглашенными из европейских стран, то оказались весьма неудачными. К тому же и качество работ, осуществлявшихся руками неопытных русских рабочих, было ниже всякой критики. Не говоря уж о том, что использовался совершенно непригодный материал - непросушенная древесина, да еще неоптимальных сортов. Поэтому в море из числа «новорожденных» сравнительно быстро («быстро», разумеется, по русским меркам - к лету 1699 года) сумели вывести только 11 далеко не самых крупных вымпелов.

52-пушечных - 2 («Крепость», «Скорпион»)
38-пушечных - 1 («Безбоязнь»)
36-пушечных - 5 («Благое начало», «Сила», «Отворенные врата», «Цвет войны», «Апостол Петр»)
34-пушечных - 1 («Апостол Павел»)
30-пушечных - 1 («Соединение»)
28-пушечных - 1 («Меркурий»)

Кроме того, 52-пушечные корабли «Флаг» и «Звезда» удалось привести в Азов, где их очень долго пытались «довести до ума». Но все усилия результата не принесли. На «большую воду» они так и не вышли.

Помимо отвратительно качества изготовления «плавсредств», одна из главнейших ошибок судостроителей и моряков петровского флота заключалась в том, что все верфи располагались чрезвычайно неудобно - за сотни километров от Азова - у Воронежа, по берегам верхнего течения Дона и его тамошних притоков. А уровень воды в реках нередко падал так, что не позволял сколько-нибудь крупным кораблям ходить по ним. Отчего они после спада весеннего половодья, стояли все лето (а зачастую и зимовали) в совершенно необорудованных местах на какой-либо мели. Что в скором времени окончательно лишало царских корабельщиков надежды привести свои изделия пусть даже в состояние ограниченной боеспособности. Попытки строительства плотин не принесли желаемого результата.

Тем не менее, дорогостоящие работы по созданию огромного флота, привязанного к только что отвоеванному небольшому кусочку побережья мелкого Азовского моря продолжались и в течение всего первого периода борьбы против Карла XII. Однако результаты титанического напряжения получились неадекватными. Из 38 упомянутых выше кораблей оставшихся к началу 1700 года в Донском бассейне, за последующее 5-летие удалось достроить и вывести в море только 3 (!) вымпела.

36-пушечных - 1 («Разженное железо») в 1702 году
66-пушечных - 1 («Святой Георгий») в 1703 году
40-пушечных - 1 («Еж») в 1704 году

Таким образом, лето 1704 года превратилось в наивысшую точку развития (по крайней мере, количественного) Азовского флота. Построенные из сырого леса суда быстро сгнили и одно за другим начали выходить из строя.

А последней, увидевшей морские волны боевой единицей довоенной закладки стал 58-пушечный линкор «Гото Предестинация». Он добрался до Таганрога летом 1711 года. Именно в то лето наступил момент, для которого, собственно говоря, кораблями и обзаводились - началась война с Турцией. Немногим ранее (с середины 1710 года до весны 1711-го) притащили к Азову и четырех последних «страдальцев-путешественников».

62-пушечных - 2 («Дельфин», «Вингельгак»)
52-пушечных - 1 («Геркулес»)
44-пушечных - 1 («Слон»)

Но эти суда оказались в настолько «сыром» состоянии, что при всем старании в строй их поставить не получилось. Так же как и 30 остальных красавцев (из 51 заложенного), окончательно сгнивших в водоразделе Дона и его притоков. К 1711 году всех их разобрали на дрова. Таким образом итоги первого петровского «большого морского скачка» вышли на редкость удручающими.

Царь, конечно, знал о плачевном положении своего южного флота. И, несмотря на трудности борьбы со шведами, пытался выправить ситуацию у Азовского моря. Он регулярно приезжал на Дон, лично руководил судостроением, пытался наладить возведение более основательных гидротехнических сооружений, облегчавших продвижение кораблей от верховьев Дона к устью. И продолжал нанимать в Европе специалистов для осуществления работ. Одновременно Петр предпринял вторую попытку «прыгнуть выше головы» - на прилегающих к Воронежу верфях заложили еще 20 больших кораблей.

82-пушечных - 1
80-пушечных - 4
70-пушечных - 2
60-пушечных - 4
50-пушечный - 1
48-пушечных - 7
24-пушечный - 1

Из них до Прутского похода (1711 год) успели спустить на воду лишь 8 судов. А преодолеть путь до устья Дона сумели вообще только два - 50-пушечная «Ластка» и 60-пушечная «Шпага». Впрочем, «Шпагу» у Азова вновь пришлось поставить на ремонт - на этот раз «вечный». Поэтому реальное пополнение ограничилось всего одним не самым крупным кораблем.

К тому времени из всех судов, доставленных в Азовское море в 1696 - 1704 годах, были способны сколько-нибудь далеко отойти от берега всего два самых маленьких - «Соединение» и «Меркурий». Вместе с «Ласткой» и «Гото Предестинацией» они и составили отряд, который обозначил попытку боевых действий на море против турецкого флота в 1711 году (оказать им содействие пытались и более мелкие - в основном парусно-гребные суда). Таким оказался итог всех запредельных усилий «азовского» кораблестроения.

Итак, за полтора десятка лет - с 1696 по 1710 год Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.

По общеевропейским меркам парусник конца XVII - начала XVIII веков должен был «жить» не менее 25 - 30 лет (на практике зачастую по 50 - 60). В противном случае содержание флота открытого моря теряло смысл, поскольку задача возобновления его поголовья «расплющивала» бюджет самого богатого государства. Так что создание Петром Азовского флота без преувеличения тянет на лидерство среди самых затратных суперпроектов.

Расквасив нос об азовские берега, Петр затем, уже на Балтийском море наступил на те же грабли - повторил практически весь набор недавно пройденных ошибок.

Откуда дровишки? С верфи, вестимо!

Давно известно, что Россия в любую войну почему-то вступает неготовой. Но спор с Карлом XII, начатый Петром I в расчете на быструю победу, выделяется даже на этом специфическом фоне. Непонятно, что помешало Петру организовать тщательное предварительное обследование будущего театра боевых действий. Время позволяло наметить удобные места предполагаемых верфей, заготовить в глубине страны оборудование для них и наладить производство узлов небольших кораблей. Все это затем нетрудно было перебросить на северо-запад. И таким образом к 1701 году обзавестись необходимыми флотилиями.

Однако «легкой дороги» искать не стали - площадки для верфей и всю древесину, как для возведения самих заводов, так и для судов, выбирали уже после начала боев со шведами - в страшной спешке. Поэтому предприятия оказались поставленными в очень неудобных местах. А корабли начали делать из первого попавшегося материала. В общем если бы шведскому королю в конце XVII века удалось внедрить в русское правительство диверсанта, то и он вряд ли бы сумел сделать больше. Все вымпелы первого формирования Балтийского флота сгнили спустя всего несколько лет после ввода в строй. А верфи пришлось переносить в другие точки побережья и основывать заново.

В конкретике ситуация выглядит следующим образом. Поставленные в 1701 году на скорую руку Лужскую, Новгородскую и Псковскую верфи были закрыты уже в 1703 - 1704 годах. Сясьская верфь и Селицкий рядок на Волхове (открытые в 1702 - 1703 годах) разделили их судьбу в 1706 - 1707 гг. Все остальные заводы, хотя и продолжали существовать, но выдавать корабли оптимального качества не могли. К тому же была совершена принципиальная ошибка с определением типов необходимых на то время судов. Перспектив продвинуться дальше невской дельты в первые годы войны не существовало. Напротив имелась угроза потерять и тот пятачок, что удалось захватить. Для его обороны требовались дешевые конструкции армейского флота - прамы, бомбардирские суда, плавбатареи. Подошли бы также большие плоты с усиленным креплением и пушечным вооружением. Однако строить начали не их, а гораздо более дорогостоящую крейсерскую флотилию на основе фрегатов, морских шняв и больших галер. Что обернулось дополнительными финансовыми затратами. Всего за 1702-1707 годы на северо-западе построили 46 крупных единиц:

32-пушечные фрегаты - 2
28-пушечные фрегаты - 10
26-пушечные фрегаты - 1
18-пушечные фрегаты -2
18-пушечные прамы - 2
16-пушечные шнявы - 3
14-пушечные шнявы - 13
14-пушечные тартаны - 1
12-пушечные фрегаты - 2
большие галеры - 8
бомбардирские галиоты - 2

Из их числа в морских сражениях не участвовало ни одного. Тем не менее, состав флота, начиная с 1708 года, стал катастрофически убывать. И к 1711 году практически все суда пошли на дрова. То есть менее чем через 10 лет после закладки первого корабля для Балтийского моря, флот опять исчез. Петр пытался исправить положение. Основывал новые верфи и закладывал очередные корабли - уже с прицелом выхода на просторы центральной Балтики. И опять повторил большинство старых - еще азовских ошибок.

Суда вновь начали изготавливать из негодных материалов на предприятиях расположенных на огромном удалении от арены боевых действий. Те, что заложили в глубине континента - на реках, имели к тому же врожденные пороки - дефекты конструкции, обусловленные необходимостью тащить их к устьям через мели. Строительство судов шло чрезвычайно медленно. В 1708 - 1713 годах ввели в строй 20 крупных единиц:

60-пушечных - 1
54-пушечных - 2
52-пушечных - 3
50-пушечных - 3
32-пушечных - 2
18-пушечных - 8
16-пушечный - 1

Во время боевых действий из них погибло три штуки. Однако в списках боевого состава петровских эскадр после подписания Ништадского мира фигурировал всего один из этих 20, прочие сгнили, не отслужив и половины минимально положенного им срока.

Петр продолжал прикладывать сверхусилия, пытаясь наполнить бездонную бочку. Все оставшееся до конца Северной войны время он с энтузиазмом закладывал новые линкоры и фрегаты, с каждым разом увеличивая их размеры и артиллерийскую мощь.

Петербургское Адмиралтейство также не обеспечивало удобной технологии постройки «изделий» серьезных размеров. После спуска на воду корпуса на специальных понтонах - камелях волокли несколько десятков километров по Неве и через отмели Маркизовой лужи до острова Котлин. И только там устанавливали оснастку и занимались полной доделкой «новобранца». Всего с 1714 года к моменту заключения мира парусную эскадру на Балтике пополнили еще 30 крупных боевых кораблей отечественной «выпечки»:

90-пушечных - 3
80-пушечных - 4
70-пушечных - 3
68-пушечных - 1
66-пушечных - 3
64-пушечных - 2
60-пушечных - 2
52-пушечных - 4
40-пушечных - 1
32-пушечных - 1
20-пушечных - 1
24-пушечных - 1
14-пушечных - 2
6-пушечных - 2
66-пушечных - 3 (остались недостроенными)

Однако если снова открыть справочник и взглянуть на реестр боеготовых вымпелов в 1722 году, то обнаружится, что 4 новых корабля из последней очереди в заключительные военные кампании тоже успели сгнить. И после 1725 года (то есть после смерти императора) порты покидали несколько раз лишь три линкора из всех построенных Петром до победной осени 1721-го. А в войне за польское наследство, начавшейся в 1734 году, по причине плачевного состояния на арену боевых действий были способны выйти всего 4 судна из всех 96 единиц. До следующей войны со шведами в 1741 - 1743 годах сумел дожить только один корабль. Именно он стал единственным судном Петра I (на всех морских театрах) про которое с некоторой натяжкой можно сказать, что оно прослужило минимально необходимый срок по общепринятым на то время меркам.

Совершенно иная картина вырисовывается при анализе состава и биографий импортных кораблей. В общей сложности для балтийской парусной эскадры царь купил на Западе в 1711 - 1720 годах 30 кораблей всех типов:

70-пушечных - 1
60-пушечных - 1
56-пушечных - 1
54-пушечных - 2
52-пушечных - 1
50-пушечных - 12
44-пушечных - 2
42-пушечных - 1
32-пушечных - 6
12-пушечных - 2
6-пушечный - 1

Причем новых - только что построенных «заказов» среди купленных судов насчитывалось всего несколько штук. То ли из жадности, то ли некомпетентности русских агентов-покупателей приобретались старые, видавшие виды и расшатанные штормами корабли. Московским эмиссарам всучили по дешевке много уже гнилых корыт. Но те, которые оказались поновее, служили под русскими флагами по 20 и более лет (даже несмотря на не самое умелое обслуживание). Около десятка вообще дотянули до войны за польское наследство, приняв в ней активное участие.

Цена небольшого готового корабля из дуба с железным креплением на европейском рынке составляла всего около 20 тысяч рублей - две трети от стоимости аналогичного по величине судна русской постройки из соснового леса. Заготовка и подвоз дубовых бревен в Россию только для одного корабля требовали дополнительно еще свыше 10 тысяч рублей.

В завершение несколько замечаний. Надо отметить, что Петр к концу жизни превратился в весьма хорошо подготовленного профессионального моряка и судостроителя. Но напрашивается аналогия со знаменитым мастером Левшой. Создавший его образ писатель Николай Лесков был ярым славянофилом и стремился доказать этой историей превосходство русского человека над англичанами. Но Лесков был и талантлив, потому история получилась практически правдивая. Вдумайтесь - подковав блоху, российский умелец действительно успешно проделал сложнейшую работу, но результат оказался плачевным - не рассчитанная на вес подковок, блоха перестала прыгать. И игрушка потеряла свою главную прелесть. Получилась черномырдинская формула - хотеть, как лучше, но в итоге неимоверных трудов получать как всегда… Впрочем, Петру почти удалось сломать эту традицию. Но не в случае с флотом.

Справка

Корабли Азовского флота, построенные и официально зачисленные в его состав до начала Северной войны.

1. «Геркулес» (52 пушки) - спущен на воду на Воронежской верфи в мае 1699 г. К Азову притащен в 1710 г. При осмотре «оказался худ». Поставлен на ремонт в эллинг. В море не выведен. Брошен при возвращении Азова Турции.

2. «Крепость» (52) - спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен на ремонт. К 1711 г. сгнил.

3. «Скорпион» (52) - спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил.

4. «Флаг» (52) - спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. В 1709 г. сгорел.

5. «Звезда» (52) - спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. К 1709 г. сгнил и разобран.

6. «Колокол» (46) - спущен на воду на Воронежской верфи в декабре 1697 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

7. «Лев с саблею» (44) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

8. «Единорог» (44) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

9. «Думкрахт» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

10. «Камень» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

11. «Слон» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. К Азову вытащен в 1710 г. При осмотре «оказался худ». Поставлен на ремонт. В море не выведен. Брошен при возвращении Азова Турции.

12. «Рысь» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

13. «Журавль стерегущий» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке, разобран в 1709 г.

14. «Сокол» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

15. «Собака» (44) - спущен на воду на Ступинской верфи весной 1699 г. В 1700-м еще доделывался. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1709 г.

16. Безымянный корабль (38) - строился «кумпанством Черкасского». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

17. «Безбоязнь» (38) - спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

18. «Апостол Петр» (36) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1696 г. Участвовал в осаде Азова. В конце лета 1696 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.

19. «Лилия» (36) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

20. «Барабан» (36) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

21. «Три рюмки» (36) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

22. «Стул» (36) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

23. «Благое начало» (36) - спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен в Таганроге на ремонт. Сгнил. Разобран в 1710 г.

24. «Сила» (36) - спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

25. «Отворенные врата» (36) - спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.

26. «Цвет войны» (36) - спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен на ремонт. К 1710 г. сгнил, разобран.

27. «Арфа» (36) - в 1700 г. еще доделывался на Ступинской верфи. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

28. «Гранат-Аполь» (36) - в 1700 г. еще доделывался на Ступинской верфи. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

29. «Апостол Павел» (34) - спущен на воду весной 1696 г. на Воронежской верфи. К лету 1699 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.

30. «Соединение» (30) - спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. Сожжен при сдаче Таганрога туркам.

31. «Меркурий» (28) - спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. После сдачи Таганрога туркам уведен вверх по Дону в Черкасск. Сгнил в реке, разобран в 1716 г.

32. «Весы» (?) - спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке, разобран в 1710 г.

33. Безымянный (?) - строился «кумпанством Долгорукого». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

34. Безымянный (?) - строился «кумпанством Змеева». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

35. Безымянный (?) - строился «кумпанством Толочанова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

36. Безымянный (?) - строился «кумпанством Зыкова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

37. Безымянный (?) - строился «кумпанством Новодевичьего монастыря». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.

* Иллюстрация - картина шведского художника Людвига Рихарда «Линкор «Вактмейстер»» в одиночку сражается с русской эскадрой» (в российской историографии бой при Гренгаме).

Вячеслав КРАСИКОВ