Герб Полевско́го - официальный символ города Полевской и Полевского городского округа .

Описание

Полное изображение герба городского округа представляет собой прямоугольный щит, на котором изображён зелёный каменный цветок с коронованной золотой ящерицей - Хозяйкой медной горы , обращённой головой вправо.

Каменный цветок и коронованная ящерица символизируют богатство недр городского округа и его окрестностей, воспетых в сказах писателя Бажова П. П. В геральдически левом (правом от зрителя) верхнем углу щита в виде восьмиконечной узколучевой звезды изображено клеймо продукции первого , учрежденное Татищевым В. Н. в 1735 году. В геральдически правом (левом от зрителя) нижнем углу щита изображен знак Венеры , учреждённый Татищевым В. Н. в том же году в качестве клейма слитков Полевского медеплавильного завода .

Геральдическое описание герба городского округа гласит :

В серебряном (белом) поле зелёный каменный цветок с коронованной золотой (жёлтой) ящерицей; в левом верхнем углу щита восьмилучевая звезда, а в правом нижнем углу кольцо, соединённое внизу с уширенным крестом: обе фигуры теневого цвета.

Обоснование символики

Каменный цветок и ящерица в короне

Ящерица в короне - это образ Хозяйки Медной горы , хранительницы драгоценных пород и камней, в основном малахита и медных руд , - одного из центральных персонажей творчества Бажова. По преданию, Хозяйка предстаёт перед людьми то в образе прекрасной женщины, то в виде ящерицы в короне. На гербе города символизирует богатство недр окрестных гор. По результатам фольклорных экспедиций и анализа преданий Хозяйка является духом места Гумёшевского медного рудника

Знак Венеры и восьмиконечная звезда

Восьмиконечная звезда . В своё время В. Н. Татищев практически поставил на научную основу отечественную картографию . Разумеется, для этого ему пришлось изучать более ранние европейские карты. На этих картах север всегда обозначался изображением Полярной звезды . Её рисовали в виде звезды с восемью лучами. Созвучие в словах «Северский» и «север» и подвигло В. Н. Татищева сделать символом Северского железоделательного завода эмблему указывающей на север Полярной звезды - восьмиконечную звезду. По этому же принципу В. Н. Татищев создал клеймо Юговского завода: на средневековых картах юг обычно обозначали направленным вниз луком . Кроме того, в древности человек впервые познакомился с железом не рудного , а метеоритного происхождения. Первое железо было получено из «падающих звёзд», и поэтому во многих древних языках железо называлось «звёздным» металлом. Возможно, В. Н. Татищев имел в виду и этот факт, учреждая клеймо Северского железоделательного завода в виде звезды.

Геральдические цвета

В гербе Полевского используются три геральдических цвета: два металла (золото и серебро) и одна финифть (зелень). Значения данных цветов в геральдике:

История создания герба

Городские эмблемы до 1993 года

Однако, данный проект так и не стал официальной эмблемой, так как не был доработан в соответствии с замечаниями Свердловского отделения Союза художников .

С 1981 года начинает использоваться эмблема, представляющая собой золотой каменный цветок на каменном основании в зелёном поле, обременённый внизу датой 1718. В золотой вершине - название города. В частности, подобное изображение присутствовало на памятном знаке при въезде в город со стороны Екатеринбурга , однако имело зелёную с белой каймой окраску. Некоторое время на его зелёном фоне имелось силуэтное изображение трёх заводских труб, ели и шахтных сооружений , которые позднее были закрашены.

С течением времени, в связи с популяризацией творчества П. П. Бажова, изображения, созданные по мотивам сказов писателя, начинают все чаще использоваться в городе. Ящерица в короне и каменный цветок - наиболее популярные из таких символов. В Полевском даже открывается магазин «Каменный цветок».

Конкурс 1993 года

В 1993 году в Полевском был проведён конкурс на лучший проект герба города. Основными тенденциями работ, представленных на конкурс, стали использование изображений каменного цветка, коронованной ящерицы и цапли.

Цаплей, основной фигурой дворянского герба Турчаниновых, на протяжении более чем 100 лет клеймилась продукция всех пяти предприятий Сысертского горнозаводского округа, в состав которого входили Полевской и Северский заводы. Однако центром горнозаводского округа и резиденцией заводовладельцев Турчаниновых являлась Сысерть , соответственно, этот город имел преимущественные права на включение цапли в свой герб. Поэтому, в противовес использованию сысертского символа - цапли - один из участников конкурса (Андрей Владимирович Перфильев) предложил включить в герб города клейма Полевского и Северского заводов, разработанные В. Н. Татищевым в 1735 году . Этот вариант и был утверждён 18 февраля 1993 года Решением Малого Совета Полевского городского Совета народных депутатов № 28 в качестве основы для герба города.

В первоначальном виде описание проекта выглядело следующим образом: «Щит окрашен в три цвета - белый, синий, красный. Верхнее поле щита - в белый, нижнее - в красный, левая перевязь - в синий. В центре щита расположены каменный цветок зелёного цвета с жёлтой каймой, обременённый жёлтой ящерицей с жёлтой короной. На белом поле расположено клеймо продукции Северского железоделательного завода - восьмиконечная узколучевая звезда. На красном поле расположен знак Венеры (с расширенными концами на крестообразной части) - клеймо слитков Полевского медеплавильного завода. Северная и южная части города Полевской разделены рекой Полевой. В знак этого белое и красное поля разделены синей перевязью».

Впоследствии от напоминающего флаг Российской Федерации деления гербового поля отказались, благодаря чему герб приобрёл современный вид.

Официальное утверждение в 1998 году

В 1998 году , накануне празднования очередного юбилея Полевского, было принято решение зарегистрировать городской герб в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации . Для этой цели описание герба было официально утверждено решением Думы муниципального образования «Город Полевской» от

Городской герб — это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

О времени появления городских гербов в России постоянно идет полемика. Например, известнейший геральдист В. К. Лукомский утверждал, что о городском гербе, да и государственном, в нашей стране стали говорить лишь в XVII в. Историк А. А. Ураносов утверждает, что гербы в России появились уже в XII в. Разумеется, не в том завершенном виде, в каком они дошли до нас. Но первые наметки на эмблемы, напоминающие гербы, существовали уже в домонгольский период.

А почему, собственно, идет спор по этому вопросу? Какая разница, когда появились первые признаки герба: в XII в. или в XVII? Нам-то что от этого?

Оказывается, появление герба — весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, предоставлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго. И я склонен думать, что зачатки его действительно появились в домонгольские времена.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города:- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа — одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения.

Городской герб, по мнению Петра I, который больше всех сделал для создания и узаконения его, должен был украшать не только печати, и в первую очередь судебных органов, но и знамена полков, расквартированных по этим городам.

В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Каждая губерния содержала полки. Полки размещались по городам. И вот эти-то полки и получили названия городов, в которых стояли. А значит, их знамена украшали гербы соответствующих городов.

В 1712 г. знамена стали изготавливаться в Оружейной палате и уже отсюда рассылаться в полки.

По указанию Петра I рисунки эмблем городских гербов были собраны воедино в специальном знаменном гербовнике и впоследствии послужили источником для специалистов Герольдмейстерской конторы, которая получила задание создать печати для судных мест, а также и гербы для некоторых городов.

В 20-х годах XVIII в. в Россию приезжает специалист по гербам граф Франциск Санти. В течение двадцати лет этот талантливый художник и знаток геральдики будет работать на Россию. Работать активно, плодотворно. По сведениям, дошедшим до нас, Санти за двадцать лет создал 137 гербов.

Но… жизнь есть жизнь. Она полна неожиданностей. Франциск Санти имел несчастье быть знакомым с графом Петром Андреевичем Толстым, бывал у него в гостях. А когда П. А. Толстой был арестован по обвинению в заговоре против Петра II, А. Д. Меншиков, который, кстати, сразу невзлюбил итальянца, без суда и следствия отправил Санти в Сибирь. И только Елизавета Петровна вернула всех заговорщиков из ссылки, в том числе и Санти, а 28 августа 1742 г. возвратила ему придворный чин обер-церемониймейстера и пожаловала титул действительного тайного советника. Но, несправедливо обиженный, талантливый художник уже никогда не вернется к любимому делу.

А в те дни, будучи назначенным товарищем директора Герольдмейстерской конторы, Санти развернул бурную деятельность. По его требованию ему выдали в Министерстве иностранных дел Титулярник 1672 г. — первый русский гербовник. Санти изучил все, что там было отображено, и… забраковал. Доложили Петру I. Тот вызвал Санти и потребовал разъяснить, что его не устраивает. И тот ответил, что во всем гербовнике пригодны лишь некоторые гербы. А чтобы составить герб города, надо хорошо изучить его (город), по меньшей мере, получить сведения из этого города. И предложил вопросник, который по указанию Петра I разослали по губерниям. Не все города прислали ответ, удовлетворивший художника. Зато в отчетах наиболее добросовестных администраторов были очень ценные сведения. Санти сумел представить себе облик городов: когда возник, каменный или деревянный, имеет ли укрепления, каков язык, вера, природные условия (лес, степь, тайга, болота). Имел ли раньше герб. И если имел, то просил прислать его рисунок.

Петру I и герольдмейстеру он объяснил (отписал), что герб для города, в котором не бывал сам и не получил описания, составить не сможет. И это было естественно. Городов в России было много, и работы для него хватило бы навею жизнь.

Из тех, что прислали старые гербы, оказались Смоленск, Ревель, Нарва, Выборг. У Смоленска на печати была пушка с птицей Гамаюн и надписью по кругу. «Печать царского величества княжества Смоленского». Этим четырем городам герб был пожалован еще при шведском владычестве. Сообщили о гербе также Ярославль, Уфа, Казань, Киев, Чернигов. Так что Санти сумел по полученным сведениям подправить, нарисовать по правилам геральдики, просто сочинить новый герб. И это была настолько объемная работа, что переоценить ее значимость невозможно.

Рассмотрим хотя бы историю создания герба для города Серпухова. Франциску Санти по прочтении отчета из Серпухова, где в качестве герба был нарисован павлин, разъяснили, что павлин на гербе Серпухова изображён потому, что в городе выпускаются мануфактуры разных расцветок, дескать, как павлиний хвост. Другой переводчик узрил в описании, что павлин изображен потому, что это чуткая птица с зорким взглядом и она бдительно охраняет город, расположенный на южной оконечности Московской области.

Санти выслушал того и другого и пришел к выводу, что в любом случае в гербе Серпухова должен быть павлин, и он нарисовал его. Нарисовал с соблюдением правил геральдики, с большим художественным вкусом: в красном поле стоит с распущенными перьями павлин.

По описанию туляков он подправил им их герб, который отразил наличие в городе оружейного завода, изготавливающего оружие.

Прошли через умные руки Санти гербы городов Белев, Зубцов, Великие Луки, Старицы, Архангельск, Чернь и многих, многих других.

Участвовал Санти и в создании герба Санкт-Петербурга. Так, в гербе знамени полка, который создал А. Д. Меншиков, эмблема была яркая: золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией. Санти заменил пылающее сердце на «более приличествующую эмблему», более, на его взгляд, подходящую морскому и речному порту. Может быть, еще и поэтому Меншиков отправил его в Сибирь? Во всяком случае, сразу же после того, как Санти отправили в ссылку, эмблема санкт-петербургского герба срочно была заменена на новую. До нас дошло ее описание: «Скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона имперская». И добавлено: «…сей герб составлен против последнего Сантиева».

Так что вполне возможно, что герб, нарисованный Санти, не понравился Меншикову. Ну, а человек, обладавший невиданной ни до ни после силой при правителе, мог позволить себе раздавить человека, даже полезного обществу, как букашку.

Позже герб Санкт-Петербурга был доработан. Больше того, были учреждены гербы для районов города. Так, для Адмиралтейской части был предложен герб — в белом поле синие накрест якоря. Для Васильевского острова — в синем поле три белые рыбы. Для Литейной части — в черном поле желтая пушка. Для Московской стороны — в желтом поле копьем пробит черный змей. Но ив этом случае нашлись яростные противники изготовления (учреждения) гербов по районам. Дескать, герб города есть — и достаточно.

После смерти Петра I и особенно после ссылки Франциска Санти геральдика в России на какое-то время осталась в том состоянии, в котором она находилась в последние годы жизни Петра. Дело в том, что у Петра всегда была огромная масса противников в его начинаниях. Чего бы ни затеял Петр, обязательно найдутся консерваторы. Так вот, исключенные из-под воевод и губернаторов городовые магистраты, которые по воле Петра I осуществляли главную (верховную) власть в городе, снова вернулись на свое место. Главы магистратов как представители центра (видимо, что-то подобное представителям президента сегодня) снова стали подчиняться воеводам и губернаторам. А вскоре был ликвидирован и Главный магистрат России. Так что революция, начатая Петром I, уже в 1728 г. погасла. Власть снова перешла в руки одного человека. А органы самоуправления превратились в придаток царской администрации. И в этих условиях речь о городской символике вести было бесполезно.

И тем не менее жизнь не стояла на месте. На юго-востоке страны был построен мощный опорный пункт, имевший большое экономическое, политическое и стратегическое значение. Он способствовал развитию торговли с восточными странами, выполнял обязанности форпоста, защищая земли. Имя ему дали по реке, на которой был построен первый проект, — Оренбург. Почему — первый? Потому что тот Оренбург, который мы знаем теперь, был перенесен уже в те дни, в 1735 г., чуть южнее, а на его месте построили Орск.

Важность появления Оренбурга была наглядна, и правительство, и прежде всего императрица сочли необходимым снабдить город всеми присущими городу полномочиями и привилегиями, а также учредить для него герб.

Гербом для Оренбурга занимались несколько десятилетий. Начал Иван Кирилович Кирилов, выходец из бедных слоев общества, прошедший путь от подьячего до обер-секретаря Сената. Он бывал лично в Оренбурге и предложил орла, сидящего на вершине горы. Орел был двуглавый и имел три короны. Но этот герб не был утвержден.

После Кирилова разработкой герба для Оренбурга занялся В. Н. Татищев. В 1782 г. появился такой вариант: золотое поле, разрезанное пополам голубой полосой (и это было естественно, поскольку в первоначальном варианте Оренбург стоял на реке Ори), в верхней части был двуглавый орел, в нижней — голубой Андреевский крест. Таким герб Оренбурга дошел до нашего времени в гербовнике М. М. Щербатова.

После Оренбурга желание получить герб изъявил город Ставрополь, где проживали калмыки. Потом Кострома, Калуга, Сумы.

Но гербы требовали не только города, но и вновь формирующиеся полки, размещенные в городах. На знамени полка должен быть герб. А коли должен — значит, должен быть герб города. Таким образом, под двойным давлением Герольдмейстерская контора вынуждена была продолжать разработку гербов, их усовершенствование. Например, герб Ростова Великого представлял собой изображение оленя, похожего на лося, с лошадиной гривой и надписью «ростовский». Естественно, что таким герб не мог оставаться и появился новый — настоящий олень в красном щите.

В 1737 г. возникла необходимость в человеке, который мог бы квалифицированно, со знанием дела разобраться в копиях рисунков гербов, рассылать запросы по стране так же, как это делал Санти. И такой человек нашелся. Им оказался первый русский адъюнкт Академии наук, обладавший разносторонними знаниями, способный освоить любую науку, Василий Евдокимович Адодуров. Он был назначен товарищем герольдмейстера, а через несколько лет становится и герольдмейстером.

Так вот, он начал работу с того же, с чего начинал Санти: разослал анкету по городам. В ней были те же вопросы. 104 анкеты ушли в губернские канцелярии. На этот раз ответы оказались полнее. И это понятно: люди уже поняли, что такое герб, для чего он нужен. Кроме того, были расширены вопросы, в числе которых были и такие: имеет ли город жалованные грамоты от государей, когда и кем построен, имеет ли герб и кем пожалован.

В мае 1767 г., путешествуя по Волге, Екатерина II посетила Кострому и вручила горожанам герб. В качестве эмблемы для Костромы была избрана галера, плывущая по реке под императорским штандартом.

И здесь я просто обязан сказать, что с приходом к власти Екатерины II резко меняется отношение к государственным делам. Во-первых, создаются специальные комиссии из числа компетентных специалистов, ведающие застройкой городов. Теперь нельзя было строить как Бог на душу положит. Порядок, нарушенный после смерти Петра I, был восстановлен. Такие комиссии были созданы в Москве, Санкт-Петербурге.

Изменился характер магистратов. Была введена должность городского головы. Впервые люди (владельцы недвижимости, а не простые смертные) стали выбирать в центральный орган, названный Уложенной комиссией, своих представителей.

Все эти изменения привели к тому, что увеличилось число городов, нуждавшихся в гербах. Уже к 1770 г. были изготовлены гербы городов, переведенных из разряда слобод. В их числе оказались Вышний Волочек, Валдай, Боровичи, Осташков. В 1773 г. пожаловали гербы Тихвину, Олонцу, Вытегре. А в 1777 г. Калужской губернии было вручено 12 гербов! И это тоже было новостью. 12 городов Калужской губернии получили гербы. В 1790 г. были утверждены гербы всех наместничеств Российской империи, за исключением Екатеринославского и Кавказского. Нетрудно представить себе, какая нагрузка легла на плечи Герольдмейстерской конторы. Но, к счастью, к этому времени ее возглавил сведущий в генеалогии и геральдике человек, автор «Истории России с древнейших времен», известный историк Михаил. Михайлович Щербатов. Именно он оказался автором военного гербовника. 35 рисунков с его подписью обнаружены в архивах, имеющих отношение к военному гербовнику, который заказала Военная коллегия в 1775 г.

И Щербатов пошел по тому же пути, по которому шли Санти, Адодуров. Он также внес огромный вклад в разработку гербов.

Разработка гербов шла непрестанно. И вот уже в 1914 г. принимается решение, согласно которому в городском гербе обязательно должен присутствовать герб губернский. Изучая гербы городов, можно без труда представить себе, чем жил (живет) город. Его культуру, направленность развития (промышленная, сельскохозяйственная, рыболовецкая и т. д.). Единственно, о чем нужно предупредить историков, это то, что они должны учитывать время, когда был пожалован герб, эпоху, строй. Только в таком случае герб раскроет свои тайны.

Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды/Г. А. Мурашев. — 3-е изд. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003.

Какой из наших населенных пунктов «отправили на мыло», а какой «получил по тыкве»?

С одобрения руководства Челябинской области там организован конкурс на лучшую идею по увековечению дня, когда над регионом взорвался метеорит. Среди наиболее «креативных» предложений граждан – изменение герба области, на котором рядом с верблюдом предлагают поместить метеорит.

Герб Челябинска.

«МК» изучил самые странные гербы российских областей и городов. Чего мы только там не нашли: от тигра-негроида до жертвоприношения, опиумного мака и фрагментов целлюлозы.

Начнем все-таки с челябинцев. Сейчас главным элементом герба этой области и ее столицы является верблюд. Изображение «корабля пустыни» попало на геральдический щит еще во времена государыни Екатерины Великой. В описании герба Челябинска, утвержденном 6 июля 1782 г., говорится: «В...нижней части щита – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Авторы имели в виду, что через этот уральский город исстари проходил караванный путь по которому доставляли в европейскую часть станы товары из Монголии, Китая. Так что с исторической точки зрения существование челябинского «гербового» верблюда вполне логично и оправдано.

Чего не скажешь о «герое животного происхождения», обосновавшемся на гербе города Серпухов. Геральдическим символом этого подмосковного райцентра уже более 200 лет является павлин! (Так и хочется двинуть в народ лозунг: «Подмосковье – родина павлинов!»)

Герб Серпухова

Но как же экзотическая райская птица «свила гнездо» в наших северных краях, на берегах Оки? Оказывается, когда в конце XVIII века по распоряжению упомянутой уже императрицы Екатерины в стране началась кампания по массовому присвоению гербов городам, тогдашний главный герольдмейстер империи, граф Франциско Санти разослал по всем уголкам страны анкеты, желая выяснить, какой в каждом городе и городишке имеется «эксклюзив», – чтобы его-то и отобразить на гербе. В ответе, полученном из Серпухова, внимание Санти привлекла фраза: «в монастыре одном павлины родятся...» (Имелся в виду Высоцкий монастырь, чьим монахам еще в 1691 г. окольничий Михаил Колупаев в качестве вклада подарил павлина и паву, с которых и начался серпуховской павлиний род.) Столь малозначимая ремарка в анкете и стала причиной «воцарения» павлина на гербе Серпухова.

Однако павлин – это хотя бы «звучит гордо». Некоторым другим населенным пунктам достались пернатые куда менее «топовые». Например, город Елабуга в Татарстане, известный ныне автомобильным производством, 232 года назад удостоился герба, на котором «...в нижней части щита в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».

А вот Иркутск обзавелся на своем гербе животным, в реальности вовсе не существующем. Сей уникальный экземпляр представляет собой тигра-«негроида», снабженного перепончатыми лапами и плоским «мясистым» хвостом, как у бобра.

Герб Иркутска

Откуда взялся такой мутант? – Читаем описание герба, утвержденного осенью 1790 г.: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а во рту у него соболь». Что ж, тут ничего сверхъестественного нет, ведь в те давние времена на востоке огромной Сибирской губернии тигры встречались не редко. Однако само это название животного у сибиряков как-то не прижилось, и вместо него могучую полосатую кошку местные жители называли бабр. Дальнейшее развитие событий легко представить: чиновники, далекие от сибирской экзотики, легко спутали тамошнего бабра с широко распространенным «водным зверем» – бобром. Вот и получилось впоследствии, согласно официальным документам, что у жителей Иркутска на гербе изображен бегущий бобр(!), который держит в пасти соболя. Чтобы хоть как-то подогнать под это несуразное описание «картинку», тигру с иркутского герба и подрисовали «бобровые» задние лапы и хвост, убрали полосатую окраску шкуры, заменив ее однотонной черной.

Нашелся среди прочих гербов российских, снабженных изображениями животных, один весьма «садистский». На гербе Каргопольского района Архангельской области красуется, согласно утвержденному в июне 2004 г. описанию, «в лазоревом поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) пламенем». То есть фактически изображен процесс зажаривания барана – неразделанного, прямо во всей его натуральности. Объяснением появления на гербе такого «ужастика» служит то, что на Русском Севере был широко распространен еще с языческих времен обряд жертвоприношения барана. В некоторых селениях Каргопольского уезда даже существовало до революции «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили его в жертву Илье-пророку.

Среди сотен российских городских гербов встречаются такие, изображение на которых по нынешним временам можно трактовать, как запрещенную пропаганду.

На гербе поселка (прежде бывшего городом) Епифань в Тульской области можно увидеть наркотик – коноплю.

Герб поселка Епифань

Согласно старинному описанию герба, он представляет собой «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляные, показуя, что окрестности сего города между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Понятно, что наши прадеды, рисуя коноплю на гербе Епифани, о наркотических свойствах этой «травки» даже и не помышляли. В те времена данное растение активно культивировалось ради получения из него пеньки для плетения прочных канатов и полезного конопляного масла.

Все та же «криминальная» конопля изображена на гербе некоторых других территорий, где в прошлом процветало выращивание конопли для хозяйственных нужд, – Кимовского района Тульской области и города Новозыбков в Брянской области (в этом последнем случае стебли конопли изображены свернутыми в зеленый сноп, а в 1980-е г.г., когда конопля уже попала в «черные списки», вместо снопа стали рисовать более «безобидный» геральдический элемент – пушку).

В геральдику пробрался и другой наркотический «объект». Вот утвержденное в марте 1843 г. описание герба города Дербент в на территории нынешнего Дагестана: «...В нижней половине щита, разделенной на две части и имеющей серебряное поле, на правой стороне старая крепостная стена с воротами...; на левой стороне переплетшиеся корни растения марены и несколько стеблей маку, перевязанных золотой веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него опиума (ширяк)».

Герб Дербента

Мак-опиат изображен и на гербе города Карачев (нынешняя Брянская область), который был утвержден в 1781 г. «...В нижней части щита герба – в серебряном поле пук связанного золотой верьвою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют.»

Некоторые гербы «оснащены» элементами довольно неожиданными. Скажем, в старом (1781 г.) описании герба города Шуя (Ивановская область) написано: «...В нижней части щита – в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Правда, в современной версии герба, утвержденной в 2004 г., этот брус мыла превратился в некий абстрактный «золотой брусок с тремя видимыми гранями – передней, обращенной прямо, верхней и левой».

Герб города Шуя

Волею столичных герольдмейстеров город Сенгилей (нынешняя Ульяновская область) получил по тыкве. В прямом смысле слова: «...В нижней части щита – две большие тыквы с ветвями в серебряном поле, означая изобилие сего рода плодов».

«Подсказкой» создателям гербов порой становились сами названия старых русских поселений. Вот, например, два города в нынешней Пензенской области – Верхний и Нижний Ломов. Тут и особо фантазию напрягать не надо, – в обоих случаях в гербах городских, в их нижней части фигурируют «пять железных ломов, положенных звездою, острыми концами кверху, означающие имя сего города».

Ну-ка, самые сообразительные читатели, догадайтесь, как на гербе проиллюстрировать название Духовщина? Для тех, кто не справился с таким заданием, цитируем фрагмент из описания герба, утвержденного в 1780 г. для этого города на территории нынешней Смоленской области: «...В нижней части щита в белом поле куст роз, производящий приятный дух».

Конечно, творчество изобретателей гербов «времен строительства развитого социализма в стране», ушло прочь от всей этой архаики. В СССР города и поселки получали гербы «пропагандистские» – в духе агитплакатов. На них изображались электростанции, заводы, турбины, ледоколы, сталелитейные ковши, шестеренки (ну оч-чень популярный был геральдический элемент!), трубы, колосья, молоты... На утвержденном в 1980-м гербе города Братск, где построили крупнейший целлюлозо-бумажный комбинат, были помимо всего прочего изображены даже «стилизованные фрагменты химической формулы целлюлозы».

Города чем-то похожи на людей: они рождаются, растут, переживают взлёты и падения. Человеку, достигшему совершеннолетия, вручают паспорт, а городу, преодолевшему статус поселения - собственное «удостоверение личности», герб. Непосвящённому в таинства геральдики он покажется не более чем занятной картинкой, произвольным набором символов, но на деле каждая такая «картинка», подобно штрих-коду, несёт в себе массу информации.

От эмблемы-к гербу

Первые городские гербы, появившиеся в Европе, стали символом борьбы «вольных горожан» против сюзеренов-феодалов. Средневековые русские города, за исключением Новгорода и Пскова, о самостоятельности и не мечтали, оставаясь княжескими вотчинами. Князья враждовали, города переходили из рук в руки - не до гербов! К концу XV столетия установилось централизованное государство, но городской символики по-прежнему не было. По инициативе «снизу» она возникнуть не могла: любое проявление «самостийности» каралось беспощадно. Поэтому становлению и развитию русской геральдики мы обязаны «верхам». В «Царский титулярник», созданный в1672 г. при царе Алексее Михайловиче, впервые вошли все территориальные эмблемы (пока ещё не гербы!) русских земель. Впрочем, со временем некоторые изображения «Титулярника» стали городскими гербами. Например, новгородская эмблема - два медведя, поддерживающих золотое кресло с подсвечником, скипетром и крестом – получила «звание» герба Новгорода в1781 г.

"Павлины, говоришь?"

Победное шествие городских гербов в России начинается при Петре I. Герботворчество становится делом государственной важности, одним из элементов административной реформы. Царь в приказном порядке обязал все города обзавестись своими символами, а у кого их нет, «нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе», учрежденной в1722 г. Нелегкую работу по выработке стандартов отечественной геральдики возложили на иностранного специалиста - итальянского графа Франциска Санти. Он разослал «на места» анкету, где просил городские власти дать сведения об истории, экономике и географии городов. Отклики были разные. Например, Серпухов рапортовал, что город их славен… павлинами, которых разводят монахи местного монастыря. «Павлины, говоришь»? И вот диковинная заморская птица горделиво расправляет свой роскошный хвост на городском гербе.

"Милостью ея императорского величества"

После смерти Петра I герботворческий процесс замер на десятилетия и оживился лишь при Екатерине II. Просвещённая императрица дарует городам «жалованную грамоту», в которой впервые в России декларируются принципы городского самоуправления, в частности – право города иметь герб. Но дальше деклараций дело не пошло: реальные полномочия городских властей были донельзя ограничены, да и гербы не стали почетным правом. Они появлялись, преимущественно, «милостью ея императорского величества». Например, во время путешествия по России Екатерине настолько понравился прием в Костроме, что город отблагодарили гербом - плывущей по реке императорской галерой. Плывёт она на костромском гербе и по сей день…

Символика "властной вертикали"

При Екатерине II на гербах уездных городов появилось геральдическое «ноу-хау»: обозначение их принадлежности к губернии. Например, на гербе города Киржач в нижней половине изображен собственно городской символ (сова), а в верхней – герб губернского города Владимира (лев). Стало быть, Киржач – город Владимирской губернии. Чисто российское изобретение: столь простого и понятного графического отображения «вертикали власти» в гербовой символике городов европейская геральдика не знала (подобная функция городским гербам Европы была в принципе чужда). Впрочем, это удобно: глянул на герб города, и сразу понял, где он находится.

"Сумрачный германский гений"

Во второй половине XIX столетия дела герботворчества сосредоточились в гербовом отделении департамента герольдии, которое возглавил немецкий барон Бернгард Кёне. Снова разработка русской гербовой символики оказалась в руках иностранца! Именно Кёне стал автором Большого герба Российской империи и фамильного герба дома Романовых. «Идеологическая нагрузка» в городской геральдике возросла: на гербах появились короны, Александровские ленты - «говорящие» символы власти Александра II. К слову, каждый герб император утверждал лично. Гербы промышленных городов обрамлялись двумя золотыми молотками, торговых – колосьями, портовых – якорями. Особняком стоит герб города Новочеркасска, утверждённый в1878 г. «Сумрачный германский гений» Кёне окаймил гербовый щит аж четырьмя знамёнами, короной и неизменной Александровской лентой. Барону явно изменило чувство меры.

Между молотом и наковальней

После 1917 г. новая власть решительно отвергла прежнюю государственную и городскую символику. Впрочем, вскоре Моссовет попытался внедрить новый герб Москвы и области: он состоял из пятиконечной звезды, памятника Свободе (привет, Америка!), серпа и молота. Всё это окружали колосья, наковальня, электромотор и другие промышленные атрибуты, призванные прославлять технический прогресс и освобождение пролетариата. От такой адской смеси символов остолбенел бы даже Кёне. Другие гербы советского периода немногим лучше: всё те же колосья-шестерёнки, серпы-молоты, химические колбы… Однообразно и серо, как доклад на партсъезде. Вот так, например, выглядел советский герб Липецка…

Со щитом и на щите

В постсоветскую эпоху были восстановлены десятки старых гербов, пожалованных городам «всемилостивейшими» царскими указами. Парадоксально, но факт: знак монаршего благоволения к верноподданным горожанам вдруг превратился в символ суверенитета и самоуправления. «От Москвы до самых до окраин» множество больших и малых городов обрело и утраченную символику, и её новый смысл. Появилось и немало современных гербов. Их достоинство - в простоте восприятия, лаконичном отображении отличительных черт, присущих именно этому городу. Вот, например, подмосковный Реутов – на золотом колоколе сидит серебряный голубь. Когда-то здесь была небольшая крепость и сторожевая вышка с колоколом - «реутом». Если враги приближались к крепости, караульные били в колокол, поднимая гарнизон по тревоге, и отсылали в Москву почтового голубя с вестью о нападении. Сегодня гербы можно увидеть при въезде в любой город, на официальных бумагах, значках, марках, этикетках, без них не обходится ни один из городских праздников. Образно говоря, российский городской герб остается и «со щитом», и «на щите».

Дмитрий Казённов

Городской герб -- это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб, прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

Символическое изображение составляется на основании определенных правил геральдики. Герб обычно состоит из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели. Щит -- главная составная часть герба. По форме они различаются на такие типы: немецкий (с выемкой на стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский (круглый) и квадратный. Изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов. Шлем -- геральдический знак, помещается над щитом. Намет -- выходящие из шлема украшения, нашлемник -- верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Щитодержатели -- фигуры людей, зверей или фантастических животных.

Появление герба -- весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, представлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

История городского герба

Ученые не раз пытались ответить на вопрос: когда же впервые появились в России городские гербы. Упомянутый выше А.Б. Лакиер искал их в “древней русской жизни”. С ним соглашались далеко не все. Например, известнейший геральдист В.К. Лукомский в начале нашего века без тени сомнения заявлял, что о гербах, в том числе и городских, в Русском государстве можно говорить не ранее XVII в.

Эволюция городской геральдики обусловлена прежде всего, закономерностями развития той или иной страны. Если говорить о России, то истоки городской символики относятся здесь еще к домонгольскому периоду. Так, известно изображение льва как личного знака Владимиро-суздальских и Галицких князей, которое впоследствии становится главной фигурой в гербах Владимира и Львова. Монголо-татарское нашествие затормозило развитие эмблем и символов на Руси, однако не уничтожило их совсем. Об этом свидетельствуют многочисленные эмблемы на русских монетах XIV - XV в, еще слабо изученные, эмблемы княжеских печатей, а также изображения на сохранившихся городских печатях. Монголо-татарское иго сказалось и на эволюции русских городов XIV - XV в, политический строй которых не достиг такой зрелости и полноты, как в некоторых странах Западной Европы. В этих условиях городские гербы как символы самоуправления города и свидетельства каких-то особых привилегий не могли получить распространения. Следует также учитывать, что необходимость избавления от золотоордынского ига вела к усилению великокняжеской власти. Русское городское население в XIV - XV в. не только не получило привилегированного правового положения, как это имело место в странах Западной Европы, но были ликвидированы даже зачатки самоуправления городов. Следовательно, отсутствие на Руси городских гербов в период, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города -- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа -- одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения. И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго.