Что такое самореализация человека?

Самореализация - активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество.

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п.

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

А. Маслоу называл самовыражение наивысшим уровнем потребностей человека. Он считал: удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для одного самовыражение - это написание книги, для другого - выращивание сада, для третьего - воспитание ребёнка и т.д.

В 1977 г. А. Маслоу увеличил количество уровней в пирамиде до 7 и изменил перечень потребностей (рис. 3-3) . Он ввёл такие важные для развитого общества потребности, как познавательные (в том числе познание самого себя, знание факторов риска своему здоровью и т.п.) и эстетические (чистота, красота и симметрия, окружающие человека, улучшающие настроение, повышающие качество жизни) и т.п.

Безусловно, не каждый человек испытывает необходимость в реализации потребностей всех 7 уровней, на это влияют образование, культура, социальный статус. Так, один пациент стремится узнать всё, чтобы остаться здоровым, другой - всё о своём заболевании, третьего ничего не интересует. Для многих людей в нашем обществе важно удовлетворить свои эстетические потребности даже в

Рис. 3-3. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу (1977)

условиях медицинского учреждения: опрятность медицинского персонала, нерваные постельные принадлежности, чистота в палате, столовой, хорошая мебель, стены и полы могут серьёзно влиять на самочувствие пациента и его близких.

На каждом уровне иерархии у пациента может быть одна или несколько неудовлетворённых потребностей.

Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.


ГЛАВА 4 ОБЩЕНИЕ

О классификации уровней общения;

Об элементах эффективного общения;

О характеристике каналов общения;

Об особенностях формулировки открытых и закрытых вопросов;

О приёмах эффективного вербального общения;

О способах эффективного невербального общения;

Определение понятия «зоны комфорта»;

О характеристике уверенной манеры общения.



Понятия и термины:

общение - 1) серия динамических событий, заключающихся в передаче информации от отправителя к получателю; 2) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми с целью осуществления совместной деятельности;

вербальное общение - процесс передачи информации при общении от одной личности к другой с помощью речи (устной или письменной);

невербальное (бессловесное) общение - передача информации при помощи мимики, жестов, осанки и позы без использования речи;

визуальный - зрительный;

коммуникация - обмен информацией между двумя или более людьми в устной или письменной форме либо при помощи невербальных приемов;

отправитель - человек, передающий информацию;

сообщение - информация, посылаемая отправителем;

канал - способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жест, поза) или в письменном виде;

получатель - человек, принимающий сообщение;

подтверждение - сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.

4.1. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.

Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека . Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это. Сестринское дело - это ответственные заботливые взаимоотношения .

4.2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

Многие имеют опыт неэффективного общения с другими людьми. Если вас не понимают, это вызывает удивление: «Я же вполне четко выразился! Почему меня не понимают?»

Одним из условий эффективного общения является использование всех его компонентов (рис. 4-1).

Почему же люди иногда плохо понимают друг друга, даже если используются все 5 элементов эффективного общения?

Во-первых, нечётким может быть само сообщение. Например, произнесено слишком тихим голосом, написано плохим почерком, содержит непонятные термины и т.п.

Во-вторых, отправитель может использовать для передачи информации неправильный канал. Например, человеку, имеющему проблемы со слухом, передают большой объём информации с помощью устной речи, а человеку, имеющему проблемы со зрением, дают письменную инструкцию, написанную слишком мелким почерком, и т.д.

В-третьих, получатель сообщения не подтверждает, что информация им получена и понята именно так, как запланировано отправителем. Например, если на вопрос медсестры: «Вы поняли, как принимать назначенное вам лекарство?» - пациент отвечает: «Да, я понял», это не означает, что он действительно понял всё правильно. В данном случае, для того чтобы получить подтверждение, что

Рис. 4-1. Элементы эффективного общения

сообщение получено и понято пациентом правильно, медицинская сестра должна задать несколько конкретных открытых вопросов, например: «Через какое время после еды Вы будете принимать лекарство?»; «Чем Вы будете запивать это лекарство?» и т.п. В этом случае пациент пересказал бы сообщение медицинской сестры так, как он его понял.

Эффективное общение требует тщательной подготовки, внимательного отношения к собеседнику, взаимной готовности к общению. Часто люди, имеющие схожие нарушения зрения, слуха, физической активности и др., имеют различные проблемы. Уникальность каждого человека выявляется через общение.

4.3. СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ

Существуют два способа передачи информации: вербальный (устная или письменная речь) и невербальный (поза, жест, мимика и т.д.). На рис. 4-2 представлены виды вербальной и невербальной коммуникации. Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого - как устную (многие глухие могут читать по губам), так и письменную (памятка) речь. Часто для передачи сообщения одновременно используют несколько каналов, например устная речь сопровождается мимикой и жестами.

Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и чётким.

Правильно задавая вопросы, можно сделать общение более эффективным. Вопросы могут быть закрытые, на которые можно ответить односложно «Да» или «Нет», и открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ. Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете..?», «Вы хотите..?», «Вам нужно..?», «У Вас есть..?» и т.п.

Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне..?», «Что..?», «Где..?», «Когда..?», «Почему..?» и т.п.

Неправильно заданный вопрос может сделать сообщение неэффективным. Так, обучая пациента каким-то необходимым навыкам, на вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как человек просто не хочет признаться в том, что он не всё понял. Если сказать: «Я бы хотела убедиться, что вы меня пра-

Рис. 4-2. Виды коммуникации

вильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения.

Эффективность сообщения можно повысить, если:

Привлечь внимание получателя сообщения (если человек чемто занят, а ваше сообщение не является срочным, лучше всего на некоторое время отложить разговор с ним);

Говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

Не злоупотреблять специальной терминологией;

Менять скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом: если медицинская сестра говорит слишком медленно, то пациент может подумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию. Если медицинская сестра говорит слишком быстро, пациент может подумать, что она торопится, и не захочет дальше слушать;

Правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация, должен иметь интерес к беседе. Лучшее время для общения - когда пациент сам задаёт вопросы о своем состоянии, плане ухода, сестринских вмешательствах и т.д.;

Не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе или неизлечимом заболевании;

Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слышали, но не кричать;

Юмор способствует эффективному вербальному общению, но он должен быть осторожным, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента. При уходе за ним мед- сёстры могут рассказывать смешные случаи и использовать игру слов, чтобы вызвать улыбку у пациента. Некоторые зарубежные исследователи отмечают, что юмор помогает успокоить пациента, снять напряжение и боль, обеспечивает эмоциональную поддержку и смягчает восприятие болезни;

Убедиться в том, что вас поняли, задавая человеку открытые, а не закрытые вопросы. Следует задать вопрос: «Как Вы будете готовиться к обследованию?», но не «Вы поняли, как готовиться к обследованию?» Пациент может на второй (закрытый) вопрос сказать «Да», даже если не понял сообщения .

Чтобы убедиться, что вас правильно поняли, и оценить ответ собеседника, нужно уметь слушать.

Для любого человека важно, чтобы его слушали, когда он что-то говорит. И он получает этому подтверждение как через вербальные, так и через невербальные каналы общения, а также через вербальное молчание.

Существует 3 элемента активного выслушивания: поощряющие невербальные компоненты, поощряющие вербальные компоненты, молчание.

К поощряющим невербальным компонентам активного выслушивания относятся зрительный контакт, поза, свидетельствующая о внимании и готовности слушать, расстояние между собеседниками, кивки головой и выражение лица.

К поощряющим вербальным компонентам активного слушания относятся короткие восклицания, которые показывают говорящему, что его слова вызывают интерес.

Молчание может служить очень важной паузой в разговоре: оно позволяет говорящему собраться с мыслями в трудной ситуации, найти слова, которые соответствуют чувствам, и обдумать свою точку зрения. Молчание может быть неловким, если говорящий затрагивает трудную тему, которую он не готов обсуждать; можно пойти навстречу собеседнику и сменить тему .

«Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Умение слушать - это не пассивное восприятие информации, а активные, сознательные усилия по формированию участия к собеседнику. Для этого помимо простого понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубеждённости и заинтересованное отношение к тому, о чём рассказывается. Чтобы быть хорошим слушателем, нужно полностью сосредоточить своё внимание на другом человеке, а значит, подавить собственные предрассудки, чувство озабоченности и другие отвлекающие внутренние и внешние факторы» .

Письменная (вербальная) коммуникация является исключительно важной для медицинской сестры. Она может быть эффективной, если учесть следующие рекомендации:

Пишите аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

Выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите синей или чёрной ручкой печатными буквами на белой бумаге);

Убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация;

Выбирайте понятные и простые слова;

Обязательно подписывайте ваше сообщение.

Эффективность письменной коммуникации зависит от многих факторов:

Видит ли написанное;

Знает ли язык, на котором написано сообщение;

Понимает ли написанное.

В связи с этим сестринскому персоналу для эффективной письменной коммуникации следует придерживаться следующих правил:

Будьте точны, называя время (утро, вечер);

Будьте внимательны (проверяйте, включили ли вы всю необходимую информацию).

Невербальная коммуникация осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения. Исследователями установлено, что 55% информации во время беседы воспринимается её участниками через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передаётся устной речью. Причём считается, что с помощью слов (вербальный канал) транслируется только информация, а по невербальному каналу передаётся отношение к собеседнику.

Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать канал невербального общения. Изучением его занимается новая наука - кинесика. Исследователи кинесики доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики и жестов, поскольку невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека. Именно невербально люди выражают своё психическое состояние.

Иногда всё тело человека участвует в передаче сообщения. Походка человека - тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Например, человек, смело и уверенно входящий в комнату, демонстрирует либо своё благополучие, либо гнев. Медленно входящий демонстрирует сдержанность, страх или тревогу. В данных примерах, для того чтобы правильно понять сообщение, необходима дополнительная информация. Следует учесть, что медицинской сестре часто приходится ухаживать за пациентами, неспособными использовать устную речь как канал общения, поэтому навык невербального общения медицинской сестре необходим.

Когда вы смотрите на человека, то получаете много информации по выражению его лица, по мимике, жестам. Например, при разговоре медицинская сестра видит, что пациентка сложила руки и тесно прижала их к груди. Это может означать, что она очень волнуется или расстроена. Получая сообщение невербальным способом, медицинский работник должен быть уверен, что больной понял его правильно. В обсуждаемой ситуации медицинская сестра может задать вопрос: «Вы чем-то расстроены?»

Мимика человека является очень богатым источником информации о его эмоциональном состоянии. Все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, почти одинаково понимают эмоциональное состояние, выраженное мимикой на лице собеседника. Например, когда человек страдает, его рот закрыт, уголки рта опущены, глаза сужены, тусклые, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, на лбу и переносице вертикальные складки, лицо застывшее.

Психологи считают, что лицо человека - своеобразный центр приёма и передачи социальных сигналов. Общеизвестно, что мимика придаёт человеку индивидуальный облик. Как отмечают многие, самое выразительное в лице - глаза. Об этом свидетельствуют и многие поговорки и фразы: «читать душу по глазам», «сверкать глазами», «пожирать взглядом», «прятать глаза» и т.д. Взгляд человека дополняет то, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесённой фразе. Выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. Следовательно, взгляд «глаза в глаза» - важнейший канал невербального общения. Взгляд запускает и поддерживает общение на всех его этапах; значимость его особенно возрастает при доверительном общении «глаза в глаза» .

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаётся сознательному контролю. Например, если человек возбуждён, его зрачки вчетверо больше, чем обычно, а если он сердит, зрачки суживаются.

Лицо достаточно долго сохраняет устойчивое выражение (печальное, безразличное, злое, доброе и т.п.). Причём центром, позволяющим собеседнику определить выражение лица, являются именно глаза. По данным исследований, более 50% времени общения собеседники смотрят в глаза друг другу.

В языке жестов большую роль играют руки, причём не только когда говорящий показывает руками форму обсуждаемого предмета, указывает направление или комментирует какое-либо событие. Руки передают и эмоциональное состояние. Так, беспокойство может проявляться непрерывным движением рук, дрожью пальцев ит.д.

Одним из важных аспектов невербальной коммуникации является внешний вид медицинской сестры. Если она одета профессионально, пациент будет больше доверять ей. Естественно, в разных странах в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии у общества складываются определённые ожидания и требования как к сестринскому делу в целом, так и к внешнему виду медицинской сестры. Даже в одной стране каждый пациент имеет собственное, заранее составленное представление о медицинской сестре.

Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность общения с пациентом. Пациенты смотрят, как правило, на выражение лица медсестры, когда она делает перевязку, отвечает на вопросы о тяжести и прогнозе заболевания. В связи с этим следует научиться контролировать выражение своего лица, особенно в случаях, вызывающих неприятные эмоции, чтобы смягчить чувство страха у пациента.

Положение тела пациента, его движения свидетельствуют как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии.

Вербальная и невербальная коммуникации могут существовать одновременно. Например, беседа (вербальное общение) может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. (невербальная информация). При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербальной информации. Умение «читать» невербальное сообщение поможет медицинской сестре понять истинные чувства, настроение и проблемы пациента. Например, если

пациент говорит медсестре, что у него всё в порядке и его ничего не беспокоит, но при этом он не смотрит в глаза, сидит, крепко сжав руки в кулаки, медицинская сестра должна увидеть позу недоверия, испуга, растерянности и, конечно, не оставить такого пациента без помощи.

На процесс общения во многом влияют предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию и убеждения.

Хотя оба способа коммуникации (вербальная и невербальная) и являются взаимодополняющими, многие исследователи полагают, что невербальные сигналы используются более эффективно, особенно когда нужно передать эмоциональное состояние человека. С другой стороны, вербальное общение - обычное средство передачи фактической информации. Эффективность вербального общения во многом зависит от умения думать, говорить, слушать, читать и писать.

Невербальные способы - прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине или объятия - позволяют медицинской сестре сообщить человеку о привязанности к нему, эмоциональной поддержке, одобрении, сопереживании.

Специалисты сестринского дела свидетельствуют, что мастерство проведения оценки состояния пациента базируется на многих навыках бессловесного (невербального) общения, в частности на прикосновении. Прикосновение часто действительно успокаивает людей при сильных душевных страданиях. Однако нужно быть очень внимательным в отношении физических контактов, поскольку в некоторых культурах прикосновения и близкие контакты с посторонними людьми могут быть неприемлемы. Медсестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта (рис. 4-3).

У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя. Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей. Так, у большей части людей размер личной зоны 0,45-1,2 м. Как прави-

Рис. 4-3. Зоны комфорта

ло, комфортное общение возможно на расстоянии 1 м. Обычно это расстояние регулируется нормами культуры. В то же время при выполнении тех или иных процедур медицинская сестра вторгается не только в личную, но и в интимную (16-45 см) и сверхинтимную (0-15 см) зону. Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него.

Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние.

Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

4.4. УВЕРЕННАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ

Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение передавалось наиболее точно. Этому способствует уверенная манера общения. Если сообщение передано твёрдо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают уверенную манеру общения с агрессивностью и грубостью, поэтому следует использовать её избирательно и всегда думать о том, как это воспримут.

В тех случаях, когда человек ведёт себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к медсестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Не следует воспринимать чьё-то агрессивное поведение как личное оскорбление; чаще всего люди выплёскивают свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;

Нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать вслух, пока не наступит успокоение;

Можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности);

Можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды;

Можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;

Следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре: дать понять, что сестра всё равно будет продолжать выполнять свои обязанности .

Медицинскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми (смотреть, слушать) даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.

Сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника;

Проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, прикосновение; если человек почувствует заинтересованность медсестры, то эта молчаливая поддержка может быть эффективнее, чем любые слова;

Вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одному?» Иногда можно повторить сообщение собеседника своими словами: «Вы действительно скучаете по семье?»;

Просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно человеку. Если медицинская сестра считает, что пациент нуждается в ответах на вопросы, а она не может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы;

Говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием медицинской сестры.

4.5. ОБЩЕНИЕ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Сложившаяся в России в течение многих десятилетий практика сестринского дела была преимущественно связана с выполнением тех или иных процедур, не требующих от медицинской сестры умения общаться. Реформа сестринского дела, в рамках которой предполагается расширение функций сестринского персонала, делает необходимым условием успешной профессиональной деятельности умение эффективно общаться, поскольку информация об имеющихся у пациента проблемах, а также оценка её результатов предполагают активное обсуждение всех вопросов с пациентом. В частности, это касается консультирования пациентов (в том числе родителей маленьких детей и родственников пожилых больных) по вопросам, связанным с сохранением (поддержанием) здоровья.

Человек должен захотеть рассказать о своих проблемах со здоровьем медсестре, которая должна уметь его выслушать и понять.


ГЛАВА 5 ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Прочитав эту главу, Вы узнаете:

О сфере обучения пациентов;

Об условиях эффективности обучения;

О способах оценки исходного уровня знаний;

О методах планирования и реализации плана обучения;

О методах оценки результатов обучения.

Понятия и термины:

обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения;

повседневная деятельность - деятельность, выполняемая пациентом в течение обычного дня: прием пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т.д.;

сферы обучения - области, в которых происходит процесс обучения: познавательная, эмоциональная и психомоторная;

цель обучения - заявление о том, что человек намерен сделать, чтобы достичь определенного результата. Цель должна соответствовать возможностям человека и не противоречить его внутренним ценностям.

5.1. ОБУЧЕНИЕ - ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Обучение в сестринском деле пациентов и/или их близких - процесс непрерывный, который часто происходит неформально, во время бесед или при наблюдении за теми или иными действиями другого человека. Каждый пациент имеет право получать информацию о своём заболевании или травме, состоянии здоровья, прогнозе заболевания. Медицинские сёстры, обучая людей разного возраста, зная факторы риска заболеваний для каждого возрастного периода, помогают людям узнавать, как им изменить своё поведение, чтобы сохранить собственное здоровье, здоровье своих детей и близких или поддержать его на максимально возможном уровне.

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода за ребёнком или взрослым, в других - подготовка к тому или иному исследованию, обучение приему лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих - рациональному (диетическому) питанию, адекватной физической нагрузке и т.п. Обучая пациентов, медицинская сестра помогает им адаптироваться к своему состоянию, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни, или объясняет, как им изменить образ жизни, чтобы уменьшить или исключить влияние факторов риска заболеваний.

Обучение может протекать в формальной обстановке (в лечебном учреждении или дома у пациента), когда медицинская сестра обучает пациента новым приёмам выполнения повседневных действий (умывание, ходьба и т.д.), или в неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует с человеком о волнующих его проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекции, как уберечь ребёнка от травмы), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры для конечностей или дыхательная гимнастика).

5.2. СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучение происходит в трёх сферах.

Познавательная сфера - человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от не имеющей значения. Например, человек узнаёт о факторах риска заболеваний людей его возраста, или о компонентах пищи, в которых содержатся необходимые для рационального питания элементы, или об опасности, которой он подвергает себя из-за неправильного поведения.

Эмоциональная (чувственная) сфера - человек, получив информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию, как вербально, так и невербально. Например, человек уменьшает количество выкуриваемых сигарет, потребление алкоголя, или употребляет в пищу необходимое для его возраста количество злаковых продуктов, белка и т.п., или прекращает носить обувь, представляющую для него опасность при ходьбе, пристёгивается в автомобиле ремнем безопасности, перевозит ребенка в машине только на заднем сиденье и т.д.

Психомоторная сфера - человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам передвижения (например, ходьба с тростью); уверенно выполняет необходимые действия; психологически, физически и эмоционально готов выполнить действия, связанные с повседневной деятельностью.

5.3. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность обучения пациента и/или его близких, т.е. то, чему они учатся и как они это делают, определяется множеством факторов.

Один из факторов - исходные знания, уже имеющиеся у пациента. Например, если человек, которому в связи с его заболеванием предстоит изменить обычную для него диету и физическую активность, уже имеет представление о новой диете и режиме активности, его обучение будет более успешным. В то же время если имеющаяся у него информация не совпадёт с новой, которую ему сообщает медсестра, обучение может быть менее эффективным.

Следующим фактором, от которого также зависит эффективность обучения, является мнение илиотношение человека ктому, что ему необходимо знать и в последующем изменить. Например, если мужчина считает, что приготовление пищи - это исключительно женское дело, ему трудно будет изучать и воспринимать информацию, связанную с планированием диеты.

Прошлый опыт человека также влияет на усвоение новой информации. Например, если женщина, имеющая избыточную массу тела, несколько раз уже предпринимала попытки похудеть, ей трудно будет вновь изменить своё поведение, чтобы попытаться добиться успеха. Однако если эти попытки были успешными и она чувствовала себя при этом бодрее, значительно легче научить её правильно питаться и выполнять адекватную физическую нагрузку.

Обучение пациентов и членов их семей эффективно при следующих условиях:

Наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

Доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

Создание ассоциативной связи между новой информацией и их прошлым опытом и знаниями;

Обязательная практическая отработка полученных знаний.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают информацию, если сестра:

Использует технику эффективного общения;

Выслушивает всё, что ей говорят или о чем её спрашивают;

Относится к ним терпеливо;

Хвалит за успехи в обучении;

Делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора: желание и готовность к обучению; способность к обучению; окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от познавательных способностей обучающегося, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, сонливость - всё это мешает процессу обучения и требует от се-

стры особых навыков. Планируя обучение, медицинская сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития человека (ребёнок, взрослый, престарелый и т.д.). Прежде чем начинать обучение, медицинская сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека и выбрать соответствующий ему способ обучения. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и т.д.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, медицинская сестра должна определить оптимальное количество обучающихся (групповое обучение не всегда эффективно), оценить необходимость их в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, наличие мебели.

5.4. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Обучение пациента и/или его близких эффективно, если медицинская сестра знает и понимает значимость каждого этапа обучения (учебного процесса) (рис. 5-1). Эти этапы следующие:

Оценка исходного уровня знаний и умений пациента и/или его родственников;

Определение целей, планирование содержания, методов и сферы обучения;

Реализация плана обучения;

Оценка результатов обучения.

Однажды моя шестилетняя дочка сделала очередную поделку, которую подразумевалось одеть на голову. Прихватила с собой в подготовительную школу и, нисколько не стесняясь, пошла на занятия в самодельных заячьих ушках, причем, поправила их так, чтобы они как можно заметнее висели на лице. Мои не очень уверенные попытки сделать «приличную красивую девочку» встретили такое явное и напористое сопротивление, что пришлось сдать свои позиции.

Я пребывала во мнении о том, как плохо выглядит моя дочь, которая пошла в подготовительную школу вовсе не в бантике, а с бумажными ушами, беспардонно закрывающими половину лица. Каково же было мое удивление, когда я услышала искреннее восхищение учителей: «Какая молодец, наша Олеся! Что-нибудь интересное, да всегда придумает! Сама сделала?»

Так я сделала вывод о том, что наши взгляды на «красиво» и «хорошо» далеко не всегда верные. И, пожалуй, самое красивое и хорошее, что может быть на свете, это не привычный белый бантик, а возможность не прятать свои творения, не стыдиться их: «А кто неправильно поймет – тот «сам дурак»».

Это позволение проявлять себя в той форме и в том образе, в котором хочется себе. Самовыражение невозможно без внимания, однако простым вниманием отсутствующую потребность не вылечить.

Право проявлять себя должно быть безоценочное! Это тот случай, когда важен процесс, а не результат. Только потом из качественного, продуманного процесса появится достойный признания результат. Но никак не наоборот! Однако социум нас учит противоположному. В обществе, в лучшем случае, принято замечать то, что достойно высокой оценки. Отсюда с детского возраста образуется проекция: «меня замечают, когда я делаю что-то хорошее». Здесь же берет свое начало чрезмерная потребность в похвале, не имеющая под собой никакой разумной почвы. И в цепочку странных реакций включается еще торопливость (желание получить похвалу быстро). Человек пытается быстрее закончить, чтобы получить результат, похвалу и почувствовать, наконец, важность своих действий. Естественно, в таком варианте о хорошем исполнении, собственно, о том, что является важным проявлением самой личности, говорить не приходится.

Таким образом, самоутверждение в общепринятых моделях поведения строится на ожидании всегда публичной (или внешней) положительной оценки. А критика воспринимается, как отрицание права быть собой, проявлять себя как ты хочешь и так далее. И вызывает ответную негативную реакцию. А как я еще отвоюю свое право на бытие?

По мере взросления ребенка окружающие в нем активно закрепляют ложное восприятие. Во взрослом мире работают все те же механизмы! «Если ты достиг успеха – твоя точка зрения имеет право на жизнь. Мы тебя послушаем, уважим, так сказать, вниманием». А если герой не стал известным, значит, он никто и зовут его никак, и слушать его никто не будет. Оценочная система разрушает индивидуальность!

А в истинном деле самовыражения важно твое, не похожее на остальных авторство. А мы мерим все одной линейкой, теряя за придуманными важностями человека, его право быть собой.

Но человек может поступать и мыслить, как он считает нужным. Любой достоин внимания (и уважения) по одной простой причине: он человек, член нашего общества, он есть и он имеет право.

А наше внимание должно быть безусловным. Именно в этом выражается то самое взаимное уважение друг к другу. Мы всего его требуем, но не знаем природу данного свойства, не представляем, какое оно настоящее. Таким образом, герой уважает свое право на свое мнение и принимает чужое право на другое мнение.

Когда человек осознает описанные моменты, может осознать и следующий: всякий враг и обидчик, вставший на праведной дороге и спорящий, подобно герою нуждается в прилюдном самовыражении. Чем агрессивнее поведение соперника, тем более он нуждается в проявлении себя. Как он проявляет собственную индивидуальность? Через отрицание точки зрения и права на индивидуальность окружающих (так же, как это делает пока и герой). И если участник наблюдает за собой, он может заметить странное ощущение – будто сам себя предает.

Есть и другая сторона медали. Рядом с конфликтами гуляет заискивание – согласие с оппонентом только лишь ради того, чтобы он не отрицал тебя. Согласие из-за страха отторжения имеет множественную природу. И здесь отсутствие возможности в самовыражении, как в праве на мое присутствие в этом мире играет яркую роль. Ты как бы выпрашиваешь хорошее отношение. Временами даже готов изменить свой ход, подстроиться под критикана – и все лишь ради того, чтобы он не выражал негативную точку зрения. И, странно, согласившись, снова предаешь себя.

Прототип одного из главных героев книг «Люди из шкафа» – типичный представитель клана зависимого общества, человек, существующий в реальности, и прошедший путь собственных ошибок и осознания, в начале повествования не чувствовал свое право на жизнь. Он, собственно, и обратился в книгу затем, чтобы научиться позволять себе быть таким, какой есть. В начале повествования он даже выставил цель: «Стать успешным» – думал, что так сможет получить человечность, участие в своей жизни и главное, принятие себя близкими и даже чужими людьми. Признание, как принятие казалось ему самым важным среди всего! Он жить без этого не мог! Завоевывал, как мог – в детстве хорошим показным поведением, заискиванием, удовлетворением. Во взрослой жизни – согласием, там, где не согласен; выслушиванием там, где не интересно; присутствием там, где не желает быть и т.д. Он вынужден постоянно «заслуживать» это место под солнцем – право быть, право жить в тепле и принятии. Привыкнув так жить, он заранее выпускает иголки, как еж. И находится в мире, где все наступают друг на друга – отвоевывают свое место под солнцем. Здесь привычна агрессия – все ее сполна получают и думают, что это норма. И всем хочется тепла – пока еще шаткого, неуверенного, хоть какого, только бы не пропасть.

Люди давно усвоили: чтобы получить тепло – надо заискивать.

Чтобы удовлетворить естественную потребность в праве на проявления себя – приходится воевать. Отсюда – неумение доброжелательно просить уменьшить громкость, неумение уступить место, неадекватная реакция на чужие просьбы («меня отрицают»).

Поиск любого внимания – хоть положительного, хоть отрицательного – тоже проявление потребности в самовыражении. Индивидуальность в своем проявлении требует публики. Будучи взрослой, я как бы «выпрашиваю»: «Послушайте, что я сказала! Ответьте мне! Обратите внимание на мой статус! Прочитайте мою статью?! Посмотрите на мой рисунок! Напишите мне в почту!»

Восприятие – болезненное, неудовлетворенное дает «на выходе» извращенные интерпретации (сходные с последствиями отсутствия личного пространства).

Нет ответа – меня не заметили.

Ответ негативный (спорят, критикуют) – меня отрицают.

Такой образ мыслей и поведения засасывает в сильный, кажется, непреодолимый круг, в котором нет выхода. Выбраться на самом деле сложно. Для этого придется акцент с ориентации на внешнюю оценку систематично переключать на внутреннее позволение быть самим собой. В основном это работа осознания и силы воли.

Описанная тема тесно переплетается с ранее рассмотренной потребностью в собственном эмоциональном пространстве. Личное эмоциональное пространство дает возможность быть таким, какой есть и никому ничего не доказывать (не оправдываться и не отстаивать). А восполненная потребность в самовыражении перестает нуждаться во внимании. Пребывание в пределах собственных границ дает возможность ни с кем не спорить и никому ничего не доказывать и оставляет, таким образом, в искомом состоянии не предательства по отношению к себе. Но этому нужно учиться.

Данная публикация продолжает цикл статей, написанных по серии книг «Люди из шкафа». Если читатель чувствует, что понимания, описанного здесь ему недостаточно, он может обратиться к материалу в книгах, изложенному в глубокой форме, на языке подсознания. Главный герой книг обретает независимость от общества через сознание личного пространства, в котором каждый имеет право быть таким, какой он есть. И, разумеется, дает это право другим. Так никто не наступает друг другу «на пятки». Каждый уважает права другого. Путешественник, однако на этом не останавливается. Он избавляется еще и от потребности внимания к себе и к своим трудам. Он соглашается оставить результаты самовыражения в пределах собственного пространства (не навязывать обществу).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

        Физиологические потребности,являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

        Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Применение теории Маслоу

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Например, многие люди в современной России были настолько потрясены «дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги») доминирующей у них остается потребность в безопасности.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении

    Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

    Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

    Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

Группа факторов

Влияние на деятельность людей

Гигиенические

(связанные с условиями работы)

заработок,

условия труда,

отношения с другими работниками,

деятельность администрации

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда

Мотивирующие

(связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством)

ощущение успеха,

продвижение по службе,

признание со стороны окружающих,

ответственность

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда

Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.

Применение теории Герцберга

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда.

В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:

Вторичные

Первичные

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если же потребность удовлетворена, то она перестает мотивировать человека, но вместо появляется другая неудовлетворенная потребность. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Вот, например, некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных.

Социальные потребности: давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; создавать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.

Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.

Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.



Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны. Т.к. потребности по-разному проявляются в зависимости от многих факторов, в том числе от индивидуальных черт человека, то не всегда существует жесткая последовательность в иерархии потребностей в пирамиде Маслоу. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Поэтому, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей :

· потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

· потребность успеха . Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

· потребность в причастности . Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Другой моделью мотивации, давшей упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Он считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится где-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью к власти чаще всего себя проявляют как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Обычно они хорошие ораторы и требуют к себе внимания других. Управление очень часто привлекает к себе людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать её.

Потребность успеха также находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Она проявляется в стремлении человека выполнить сложные задания, достигнуть высоких стандартов качества работы, превзойти других. Для них важно постоянно получать результат. Наличие таких потребностей влияет на активность и результативность работников. Поэтому целесообразно оценивать уровень потребности достижения успеха при их продвижении по службе или при вхождении в организацию. Люди с высокоразвитой потребность успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать таких работников, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их.

Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Они являются хорошими «интеграторами», умеют налаживать нормальные отношения в коллективе, устранять конфликты с клиентами. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающие межличностные отношения и контакты.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов , которые влияют на поведение людей:

· гигиенические факторы : условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

· факторы мотивации : работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга , менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможноеть самим определить и указать то, что они предпочитают.