Характер проявляется не только в отношении к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе. Формируется набор самооценок, от которого зависит, скромные ли мы или высокомерные, требовательные ли к себе или самоуспокоенные, застенчивые или кичливые.

Невозможно понять истоки некоторых столкновений, если не проанализировать самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале: самый умный /самый красивый - самый глупый/самый уродливый?

Большинство людей оценивают себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если он обладает высоким уровнем самооценки, то сможет успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно». Срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями говорит: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Считающие себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающие неминуемо вызывают раздражение других людей. Это естественно, ведь мысль: «Видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. Кому же приятно, когда его считают глупым?

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативного отношения. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво и завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти - зависть к умственному превосходству», - утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативные реакции окружающих.

Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение других людей. Но что значит для человека «несправедливое»? Когда чье-то мнение о нем ниже его собственного о себе. Понятно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего Я даже серьезную критику человек не принимает близко к сердцу).

Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной награды закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи в основном людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, робость, замкнутость, искаженное восприятие окружающих.

Как человек реагирует на попытки других людей снизить его самооценку упреками, критикой? Удовольствия при этом он не испытывает, но его эмоции зависят от того, кто и за что критикует, с какой целью и, главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не унижают, а помогают). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны посторонних.

Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин - профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие компенсирующие действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры муж заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, о чем свидетельствуют дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. Иначе это вызовет обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

Как реагирует человек на попытки окружающих завысить его самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с тем, кто источает непрерывные восторги в их честь. В ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях. Первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что за этим кроется, - лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительны настороженность и негативизм, с которыми встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста.

Лесть - это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред, делая надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не преследует выгоды и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный, хотя и ненадолго, он повышает настроение человека.

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи - в этом ее польза. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие с раннего детства, - отношение родителей и педагогов, положение среди сверстников. Сопоставляя мнение о себе разных людей, человек формирует свою самооценку, причем любопытно, что сначала он учится оценивать других, а потом уже себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые результаты и тем самым оценивает себя: «Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или заниженной. Это, в свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется привлекательным и возможным.

Уровень притязаний - тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя возможно достичь значительно более высоких), случается при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя неполноценным). Однако он бывает и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость).

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. В юности часто выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, - эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Насколько опасной ни была бы юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социльных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от любой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (он не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, поверили в себя, чтобы блокировать нежелательный для личности процесс.

Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание) . Чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он смог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой в их преодолении, а средством самооправдания, отказом от деятельности.

Однако неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, интеллектуально развитые и творческие люди остро осознают расхождение между свойствами, которые у них есть, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда возникает недовольство собой, побуждающее человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация) .

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность - у других. Если человек длительное время не выходит из подобного состояния, формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой, при столкновении желаний и действительности, которая их не удовлетворяет.

Самооценка как компонент самосознания представляет собой то, как человек оценивает себя, свои возможности и свое место среди других людей. С готовой самооценкой человек не рождается, она формируется в процессе социализации благодаря механизмам интериоризации (включение чужих оценок собственной личности во внутренний план, использование их в качестве самооценок) и идентификации (постановка себя на место другого человека, оценивание своей личности с позиций этого человека).

Самооценка может быть высокой адекватной; средней; завышенной; заниженной; низкой. Уровень самооценки ребенка зависит от условий семейного воспитания. Условия формирования низкой самооценки у ребенка в семье: недоброжелательные отношения между отцом и сыном; требование от ребенка безусловного послушания и постоянной аккуратности, бесконфликтного отношения со сверстниками; несамостоятельность ребенка. Высокая адекватная самооценка формируется у ребенка, если отец выполняет функцию главы семьи; в семье демократический стиль общения; родители являются успешными людьми, и дети знают об их достижениях; у родителей высокие ожидания в отношении детей (Р. Бернс, 1986).

Имеются данные о том, что самооценка выше, как правило, у первого ребенка в семье. Средняя самооценка формируется при либеральном воспитании в семье. Строгие требования, предъявляемые к ребенку в семье при уважении к его личности, способствуют раннему формированию у него умений саморегуляции и высокой адекватной самооценки (Р. Бернс, 1986).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относят высокую адекватную самооценку . Обладая такой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, стремится к самосовершенствованию. Такой человек старается не переоценивать себя, но и не относится сильно критично. Если самооценка неадекватно завышена , то у человека возникает идеализированный образ собственной личности. При переживании неуспеха он эмоционально отталкивает объективные оценки результатов и справедливые замечания, что нарушает его представление о себе ради сохранения высокой самооценки. Самооценка может быть неадекватно занижена . В этом случае человек проявляет неуверенность, не ставит перед собой трудных целей, слишком критичен по отношению к себе. Слишком высокая или низкая самооценка могут приводить к конфликтам. При завышенной самооценке они возникают из-за того, что человек пренебрежительно относится к другим людям, при заниженной - человек, требовательный к себе, проявляет еще большую требовательность к окружающим.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - этожелаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие цели, который может реально достигнуть. Высокий адекватный уровень притязаний характеризуется тем, что человек ставит высокие цели, которые при усиленной работе вполне достижимы. Умеренный уровень притязаний характеризуется тем, что человек решает успешно круг задач средней сложности и не стремится улучшить свои достижения. При завышенном уровне притязаний он берется за непосильные задачи, терпит неудачи. Заниженный и низкий уровень притязаний характеризуются тем, что человек выбирает простые цели, что объясняется низкой самооценкой или «социальной хитростью». В последнем случае имея высокую самооценку, человек избегает ответственности.

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

ПОНЯТИЕ УСПЕХА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

В социальных науках (философии, социологии, педагогике) успех предстает как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, "успех" - это характеристика и индикатор переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой, - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

Понятие «успех» -- прежде всего семантическая категория, имеющая определенное значение. В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова фиксируются три значения понятия «успех»:

Удача в достижении чего- нибудь.

Общественное признание.

Хорошие результаты в работе или учебе .

Словарь Вебстера определяет успех как «...благоприятный или удачный исход попыток или усилий, удовлетворительное завершение чего-либо, ...достижение благосостояния, положения и т.д.... успешное осуществление или достижение» . Обобщая, можно говорить о двух семантических "пространствах" исследуемого понятия: пространства достижения намеченной цели, каких-либо желаемых благоприятных результатов, и пространства обретения индивидом некоторого уровня в социальном развитии (статуса, положения в обществе и т.п.). Этот вывод подтверждается и составом синонимических рядов успеха как словарной единицы. С одной стороны, в ее дериватах отражен принцип и степень ранжирования характеристик успешной деятельности: «благоприятный исход», «положительный результат», «достижение в освоении», «завоевание», «победа», «торжество», «триумф». С другой стороны, синонимический ряд описывает результаты социального взаимодействия индивида: "признание", «приобретение общественного положения», "престиж", «слава» .

"Признание" предполагает «...оценку по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь . По своему смысловому содержанию оно близко слову «популярность», то есть «...известность, широкое внимание, общественные симпатии к кому-чему-либо . Популярный человек «...пользуется широкой известностью» . "Положение" понимается как «...место, роль кого-нибудь в общественной жизни, коллективе, в семье...» , «...важная, значительная роль, значительное место кого-либо в обществе, определяемое высокой служебной должностью, влиятельными знакомствами, связями...». То есть данное понятие связывается в первую очередь с такими понятиями, как ранг и статус. Близким по смыслу является слово «престиж», которое трактуется

как: «влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь» «авторитет, влияние, которым пользуется кто-то» Психологический словарь трактует слово престиж как: «мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально-значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности» . Престиж связывается с возможностью человека пользоваться своими заслугами, влиять на других людей или ситуацию, но при этом внимание уделяется ценностям, разделяемым обществом. Часто используется в житейской речи слово «преуспеть», которое означает: «... сделать карьеру, выйти в люди, пробить себе дорогу, пойти в гору, далеко пойти» . И близким по значению к слову «успех» является слово «достижение», которое определяется как «положительный результат работы, успех», «положительный результат каких-либо усилий, успех» .

Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зомбарта, К.Мангейма. Известен, ставший классическим, анализ М.Вебером влияния протестантской этики на формирование ориентации на успех в период зарождения и первоначального этапа развития капитализма. Поднимая вопросы возникновения нового социального типа трудовой мотивации, он представил идею рациональности деятельности в ее конкретно-исторической постановке, как формирование целостного социокультурного механизма, обеспечивающее максимальное достижение человеческих целей.

Задача обзора основных подходов к проблематике успеха в психологии усложнена отсутствием прямых и однозначных теорий, рассматривающих его в качестве центрального или основного конструкта. Более того, большинству психологических направлений свойственен “проблемно-клинический” подход, сосредоточенный скорее вокруг психологической проблематики индивида, нежели ориентированный на выявление детерминант и манифестаций его успеха. Тем не менее, в системе научной психологии находятся категории, применимые для объяснения когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений человека в контексте исследуемого нами феномена. Разные психологические школы по-своему трактуют феномен успеха.

В психологической теории личности и “метапсихологии" З.Фрейда нет явного обращения к внутренним детерминантам или внешним поведенческим проявлениям успеха. С другой стороны, в рамках метода анализа случаев им и его соавторами дан анализ личности исторических и современных ему персоналий, чья творческая или художественная биография ассоциирована с успехом. Сюда относятся исследования жизни Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, Т. Вильсона. И хотя, по мнению, К. Холла и Г. Линдсея “не следует смешивать... описания случаев с использованием психоаналитической теории для лучшего понимания литературы и искусства или социальных проблем”, знакомство с интерпретацией З. Фрейдом художественной и политической деятельности дает возможность увидеть работу бессознательных механизмов психики персонажей, конвенционально причисленных к “успешным”.

    Историческая динамика осмысления проблемы успеха.

Философские произведения и труды, прямо или косвенно затрагивающие данную тему и касающиеся таких категорий как активность, воля, деятельность, личность.

Успех - это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека. Человеческая активность, рассматриваемая в философии как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением. Проблема активности субъекта в познании и деятельности давно была в центре внимания многих западноевропейских философов. В той или иной степени о ней говорили и пытались исследовать ее природу Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. В. Гегель, К. Маркс, М Хайдеггер, Э. Гуссерль, М Мерло-Понти, П. Рикер, К. Г. Юнг, Й. Хейзинга, Т. Шарден, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Левин, Н. Хоппе. В отечественной науке проблемам активности занимались С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. С, Мерлин, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. Г. Спиркин, Ф. Т. Михайлов, И. С. Кон, М. М. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман, Л. И. Анциферова, В. А. Лекторский, В. М. Розов, М. А. Розов, В. С. Степин, В. И. Садовский, О. К. Тихомиров. Многие философы, близкие к позиции гилозоизма рассматривали активность как универсальную категорию и видели в ней свойство не только духа, но и материи, способной к самоорганизации (на то, что активно-деятельная сторона материи осталась для философии в стороне, указывал в своих «Философско-экономических рукописях» К. Маркс).

Однако, хотя активность является важнейшей предпосылкой успеха, одной активности для успешного достижения поставленной цели явно недостаточно. Как указывает К.А. Абульханова-Славская, понятие активности дало возможность рассмотреть «как личность объективирует себя в деятельности». Категория деятельности - одна из наиболее изученных в философии. Осмыслением природы деятельности в той или иной степени занимались Г. В. Гегель, И. Г. Фихте, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Д. Лукач, Ю Хабермас, Г. Башляр, Р. Харре, С. Л. Рубинштейн, Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили, Э. Г. Юдин, П. Я. Гальперин, В. В. Дадашвили, В. А. Лекторский, К Н. Трубников, В. С. Швырев. Большинство современных ученых сходятся на том, что структура деятельности имеет такие главные элементы как цель-мотив-способ-результат. Для достижения успеха важен каждый из перечисленных элементов. С чисто внешней точки зрения о степени успешности деятельности в целом судят по результатам, а через них и о действующей личности. Наиболее распространенной, но далеко неполной характеристикой результата деятельности является его оценка с точки зрения наличия или отсутствия ошибочных действий, которые либо приводят, либо не приводят к достижению цели. Ряд философов (Н. Н. Трубников, Э. Г. Юдин) выявили проблему несовпадения цели и результата деятельности, причину которого они связывают с невозможностью учесть в целеполагании все реальные последствия, которые порождает осуществление конкретной цели. С точки зрения деятельностного подхода, успех - это максимальное совпадение цели и результата. С точки зрения личностного подхода, подобное определение недостаточно, так как в нем фактически отсутствует личностное отношение человека к достигнутому результату. Многие ученые, в частности К. А. Абульханова-Славская, вводят в теорию деятельности понятие удовлетворенности-неудовлетворенности, характеризующее как личность реализует себя в жизни, «цену» (трудность) деятельности и общения и представляющее собой форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни. Исследования К. Левина и Н. Хоппе показали, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей.

Одним из главных факторов успешной деятельности человека философско-психологические науки считают сознательную волю. О воле писали такие философы как Аристотель, Д. Скотт, У. Оккам, М. Лютер. Особое место занимало понятие воли в трудах идеологов протестантизма Ж. Кальвина и У. Цвингли и в наследии всего корпуса работ мыслителей, развивавших свои идеи в рамках направления протестантской этики, а также в работах мыслителей Нового Времени, занимавшихся социальными проблемами. Воля, существующая в форме практического разума, интересовала представителей немецкой классической философии. Кант, ввел в философский оборот понятие «автономной доброй воли», Фихте, разработал теорию взаимоотношений «Я» и «Не-Я» и уделял большое внимание проблеме активности сознания с его способностью суждения и чистой деятельности - «самосознания».

Философия Гегеля охватывает все перечисленные категории и сопрягает чистую волю с нравственным самосознанием. В человеческой воле он видел «практический дух», являющийся выражением «Абсолютного Духа». Успех отдельной высокоморальной и самосознающей личности для него связан с тем, насколько эта личность выражает волю Целого - государства в своем конкретном материальном проявлении и Абсолютного Духа в идеальном проявлении.

Автор работы «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр, придавший воле абсолютный онтологический статус и видевший в познании одну из объективации мировой воли, полностью отрицал понятие успеха в его земном смысле. Единственный вариант успешного завершения земной жизни, по мнению философа, заключается в умерщвлении всех земных желаний и в полном аскетизме, что сближает его позицию с наиболее пессимистическими направлениями индийской мысли. Ф. Ницше интересовал в воле аспект «воли к власти», которую он рассматривал как разновидность познания, опирающуюся на веру в «я». Субъект в философии Ницше - это «деятель», нечто, «что само в себе стремится к усилению» и «хочет превзойти самого себя». Позднее о воле говорили самые разные мыслители - А. Бергсон, видевший в волевом импульсе виталическую причину творческой эволюции вселенной и человека, М. Шелер, рассматривавший «духовную волю» как главный принцип человеческой жизни, Н. Гартман, разрабатывавший метафизические аспекты воли, Э. Гуссерль, говоривший о «воле к знанию» как о силе, возвращающей философию к субъекту, экзистенциалисты, понимавшие волю то как способность человека подобно древним стоикам с достоинством противостоять трагическим условиям бытия (Ж.-П. Сартр, А. Камю), то как силу, помогающую человеку реализовывать заложенную в нем «онтологическую потребность» к «самоосуществлению» и «полноте бытия» (Г, Марсель).

Наиболее подробно о воле именно в связи с успехом говорили американские философы, начиная еще с Б. Франклина. Прежде всего, это представители философии прагматизма - Ч. С. Пирс, У. Джемс, система которого пронизана идеями волюнтаризма («воля к вере», метод закрепления веры, названный «методом упорства»), Д. Дьюи. Именно они заложили основную базу под понятие успеха. Идеологи прагматизма игнорировали познавательную природу мышления, видя в нем функцию, обслуживающую действие и практические интересы субъекта. «Радикальный эмпиризм», провозглашенный Джемсом, получил у Дьюи новое развитие: отбросив традиционные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная реальность), философ вводит понятие «проблематической ситуации», которая постепенно

разрешается с помощью «исследования». Истина, обнаруживаемая в процессе исследования, определятся как завершение, несущее в себе значение полезности для человека. Таким образом, прагматизм увязывает успех познания и человеческой деятельности с понятием полезности.

Своеобразно толкует природу человеческой активности и воли восточная философия. В Упанишадах введено понятие Абсолютного Бытия или Абсолютной Воли («Сат»), которое наряду с Абсолютным Знанием или Мудростью («Чит») и Абсолютным Блаженством («Ананда») составляет триединую природу Бога -Брахмана. Человеческая воля с точки зрения индийской философской традиции есть отражение Воли Божественной, и успех человеческих начинаний зависит от того, насколько соответствует человеческая воля Воле Абсолюта. Человеческая активность и воля, не ставящая цель следовать этой Абсолютной Воле, рассматривается в лучшем случае как иллюзорная суета, а в худшем как тягостное заблуждение, ведущее к отпадению от Целого.

В русской философии проблема воли интересовала Н. Н. Бердяева, критиковавшего идею свободы воли и утверждавшего волевое стремление «к качеству, самовозрастанию и самореализации» как основание этики; Б. Л. Вышеславцева, рассматривавшего волю как силу, способную обуздать и преобразить энергию Эроса; И. А. Ильина, утверждавшего волевую идею «противостояния злу силой»; Н. Н. Федорова, видевшего в воле к труду во имя Общего Дела единственную возможность для человека преобразовать культ личного успеха в философию всеобщего спасения; Н. О. Лосского, полагающего, что волевой процесс всегда направлен на ценности бытия и потому неразрывно связан с эмоциональной сферой, и, наконец, С. Н. Булгакова, создавшего учение о трансцендентном субъекте хозяйства, «излучающем волю к организации природы» и превращению ее из состояния хаоса в состояние космоса. Следует подчеркнуть, что русская философия никогда не проповедовала культ личного успеха как самоцель, но всегда увязывала его с соборной деятельностью народа и со следованием высшей духовной Воле Бога. Потому и воля, составляющая пружину успешной человеческой деятельности, интересует русских философов отнюдь не в аспекте практического целеполагания, продиктованного эгоистической мотивацией, а в аспекте следования Высшей Воле. (Как утверждал Бердяев: «Человек есть существо, действующее не по целям, а в силу заложенной в нем творческой свободы и энергии и благодатного света, озаряющего его жизнь»).

Кроме философов западной традиции, тема успеха и успешности (правда, не в личностном, а в национальном историософском смысле) касались некоторые русские философы - Вл. Соловьев, К. Н. Леонтьев, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, С. Л. Франк, Г. В. Флоровский, А. Ф. Лосев.

Таким образом, можно подытожить вклад немецкой классической философии, американской философии, восточной (индийской) философии и русской философии в понятие активности и воли, составляющее необходимую и важнейшую предпосылку успеха. Немецкая философия привнесла в теорию успеха подробный анализ природы субъекта как человеческого, так и Божественного, исследование онтологии воли, метафизики волевого действия, виталической природы активности людей. Американская философия связала активность с пользой, а волю с методом, помогающим достижению цели, разработав инструментально- технологические аспекты успеха. Восточная философия показала неотделимость человеческой воли от Воли Абсолюта. Русская философия делала акцент на рассмотрении активности с точки зрения единства материального и духовного начала. Наиболее ярко подобный подход проявился в трудах С. Н. Булгакова (прежде всего в его учении о софиологии и в работе «Философия хозяйства»). Согласно представлениям философа, успех хозяйственной деятельности обеспечивается единством материи и духа как гаранта софийности - мудрости. Мудр тот хозяйственник, который в своей деятельности соблюдает это единство. Материальный, экономический успех всегда односторонен, неполон и ущербен, если он достигается за счет ущемления духовной стороны, то есть интересов других, эксплуатации или же ограбления.

В современной философской и философско-психологической литературе сложилось устойчивое представление о воле, как о начале, объединяющем в себе когнитивные и побудительные стороны. Практическое целеполагание, предполагающее сознательную активность человека в выборе цели, принятии волевого решения и его практическое осуществление, является стержневым элементом деятельности, прямым образом влияющим на ее успешность.

Теснейшим образом переплетается с понятием успеха категория личности. В отечественной науке тема личности больше всего разрабатывалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина, В. И. Ковалева, А. И. Щербакова, К. К. Платонова, А. Г. Спиркина. Именно личность, не только действует и достигает поставленной цели, но и оценивает собственную деятельность, либо как успешную, либо как неуспешную.

    Самооценка личности и проблема успеха.

Самооценка личности

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек: - приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»); - имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других); - игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе; - истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; - становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению; - экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками; - к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти; - как правило, ставит перед собой невыполнимые цели; - имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности; - легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость; - ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда - скрытое или явное негативное отношение к нему); - подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»); - прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения; - имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек: - обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки; - как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; - более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них; - конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу; - страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит; - ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть; - нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни; - слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости; - становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе; - имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке: - познавательного, способствующего адекватности; - защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»: «Оно» - бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти. «Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности. «Сверх-Я» - своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо: - бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя; - изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми; - постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

    Успех как форма самореализации личности.

Самореализация личности - как достичь успеха и счастья одновременно.

Самореализация – ракета с двумя двигателями. Один зависит от твоих способностей, талантов, склонностей. Другой работает от мотивации, от желания. Главным образом, имеет значение второй двигатель – твоих стремлений и желаний. Поэтому перестань с тревогой спрашивать себя: можешь ли ты, есть ли у тебя способности к чему-либо. Спроси себя лучше, хочешь ли ты. (Мишель Лакруа - доктор философии, преподаватель французского университета Эври-Валь д’Эссон).

Что значит «реализовать себя»?

Самореализация означает две вещи. Во-первых, мы должны воспринимать себя как некое вместилище возможностей. Как писал философ Мартин Хайдеггер, «я есть обещание возможностей». Иными словами, у меня есть потенциал. Он состоит из способностей и побуждений, из склонностей и желаний. Меня одновременно формирует то, что я способен делать, и то, что я хочу сделать. Самореализация также предполагает, что этот потенциал не должен пропадать зря. Резерв возможностей, которые я в себе ощущаю, должен быть задействован, его надо использовать.

Важно не только воспринимать себя как человека, имеющего возможности, но и переводить их в поступки, важен переход от слов к делу. Вспомним изречение Фридриха Ницше: «Стань тем, кто ты есть». Процесс самореализации предполагает усилия, направленные на самосовершенствование. Я должен приложить усилия, чтобы сделать максимум того, на что я способен.

Самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относиться к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. Самооценка является неотъемлемой частью управления поведенческими реакциями. Она влияет на наши отношения с окружающей средой и людьми, уровень достатка и удовлетворенности жизнью. Заметим, что данное понятие является очень важным для понимания, потому что мы зачастую забываем о нем и позволяем другим нас характеризовать, определять, плохие мы или хорошие, добрые или злые и т.д. Как правило, на этом играют не совсем позитивные личности, потому они извлекают из высказанного выгоду, а в нас вселяют сомнения и развивают комплексы.

Но заметим, что во всем важен объективизм. Так, самооценка личности может быть как адекватной, так и неадекватной. В зависимости от ее характера у человека формируется либо реальное, либо неправильное отношение к себе и своим поступкам. Конечно же, первый характерен для взрослой, состоявшейся личности. Ребенок же, развиваясь, не может правильно себя оценить, потому что на его мнение оказывает огромное влияние общество, веяния, стремление быть на кого-то похожим и прочее. Он не может адекватно определить, что хорошо, а что плохо, потому что его система ценностей размыта.

Самооценка и личности должен стремиться к положительной отметке, по крайней мере, так рекомендуют психологи. Человеку необходимо уважение со стороны окружающих, в результате чего он сам начинает себя уважать. Поскольку мы хотим, чтобы о нас говорили хорошо, мы что-то для этого предпринимаем, стараемся стать лучше. Конечно же, когда человек из подростка превращается в ребенка, на первый план выходит личная самооценка, а не мнение окружающих людей. Личность, трезво оценивая свои возможности, выдвигает к себе ряд требований и стремится к их воплощению в жизнь.

Заметим, что методика самооценки личности зависит от многих факторов, среди которых называют:

1. Человеческий статус в обществе. У индивида, который рожден в самооценка окажется выше, чем у санитара, который не поступил в медицинский институт.

2. Элемент внушения. Если человеку постоянно говорить, что он - свинья, он непременно скоро захрюкает. Этот фактор нельзя недооценивать.

3. Успешность по жизни и в конкретной ситуации. Самооценка личности понизится, если человека сопровождают одни неудачи.

4. Отношение к самому себе. Если субъект сам с собой «в ладах», он чувствует себя гораздо лучше.

5. и в собственный успех. Когда мы верим в то, что можем сделать многое, у нас и получается многое. Это закон.

Заметим, что у если требования к ней не совпадают с теми, что она сама себе предъявляет, подобные вмешательства в воспитание извне заканчиваются неудачей. Причем возможность поступать вразрез с мнением окружающих напрямую зависит от устойчивости индивида. Если самооценка личности и оценка людей вокруг расходится в течение длительного периода, очень часто развивается острый конфликт, который может привести к развитию кризисной ситуации.

Однако помните, что следует развивать в себе положительную самооценку. Конечно же, никто не говорит о том, чтобы отбросить адекватное восприятие ситуации и пуститься в праздные мечты. Как только у вас зарождается негативная мысль относительно себя, замените ее позитивной. Не боритесь с негативом, просто устраняйте его. Смотрясь в зеркало, замечайте только хорошее, а не плохое в своей внешности. У каждого человека множество как положительных, так и отрицательных характеристик. Идеала нет, потому не стоит ставить на себе крест. Чем больше вы будете видеть в себе хорошего, тем больше его в вас будет.