Образование необходимо каждому культурному человеку. Вы заблуждаетесь, если считаете, что эти знания вам ничего не дают, ведь они дают самое главное: базу и ресурсы для самостоятельного усвоения навыков и знаний всю последующую жизнь. Человек с высшим образованием ведет себя более гибко и изворотливо в тяжелых жизненных ситуациях, чем человек без образования. Как говорил Ральф Уолдо Эмерсон: "Учёба в школах и университетах - это не образование, а только способ получить образование".

Что такое самообразование?

В каком-то смысле с самообразованием мы сталкиваемся практически каждый день. Например, вам было непонятно какое-то иностранное слово в игре и вы решили посмотреть его значение в интернете. Это уже является ситуативным самообразованием, но оно не обладает одной очень важной характеристикой - систематичностью. Такие поиски информации в интернете являются случайными и малоэффективными.

Самообразование - это путь, пронизывающий всю жизнь наиболее целеустремленных и успешных людей; это целенаправленная деятельность, мотивированная профессиональными или личностными интересами человека. В процессе самообразования недостаточно только читать учебники и книги на интересные темы (хотя это, безусловно, является очень важным аспектом полноценного саморазвития). Важно следовать определённой стратегии, системе, которая бы определяла продуктивность данного процесса. Нужно найти для себя цели и задачи самообразования, методы и средства его осуществления. Таким образом, чертами самообразования являются:

  1. отсутствие образовательного учреждения;
  2. отсутствие учителя/педагога;
  3. наличие внутренней мотивации;
  4. свобода выбора источников и методов изучения информации;
  5. наличие определенной системы;
  6. самоконтроль.

Почему самообразование является эффективным?

При правильно построенной системе самообразования, темы и проблемы, которые человек изучает без участия преподавателей и контроля посторонних лиц, усваиваются намного прочнее, чем знания, полученные в ходе обучения в образовательном учреждении. Это происходит из-за того что изучающаяся проблема изначально близка человеку. Согласитесь, человек вряд ли выберет для самообразования неинтересную и ненужную ему тему. То есть у человека есть внутренняя мотивация, что, пожалуй, в прочном усвоении знаний играет решающую роль. Кроме того, систематичность занятий и методы самоконтроля можно подстроить под собственный жизненный график и индивидуальные особенности характера.

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование - это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование - процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.

Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:

1. профессией и карьерой;

2. развитием собственной личности;

3. домашней и семейной жизнью;

4. использованием свободного времени;

5. здоровьем;

6. коллективной (общественной) жизнью.

Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и имеет место существенные недостатки:

1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;

2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;

3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;

4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.

Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.

Саморазвитие менеджера -- это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие -- это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Ш внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Ш способность к саморазвитию;

Ш понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте -- от корпоративной культуры предприятия;

o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

o методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие . Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности -- процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

видеть свои недостатки и ограничения;

анализировать их причины в собственной деятельности;

критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств -- путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

Первое -- формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе -- развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье -- устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым -- бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них -- время для занятия саморазвитием. Второй ресурс -- доступ к информации. Третий ресурс -- методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

Что есть саморазвитие, способы и цели

Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:

  1. Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
  2. Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
  3. Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.

Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.

Всего существует четыре способа самообразования:

  1. Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
  2. Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
  3. Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
  4. Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.

Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:

  1. Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
  2. Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
  3. Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.

Самообразование на разных жизненных этапах

С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, уваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.

В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.

При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.

Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.

Самообразование или менторство?

Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:

  • Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
  • Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.

Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.

Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.

Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.

С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.

Как самообразование влияет на человека?

Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях. Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.

Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке

Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?

  1. Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
  2. Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
  3. Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.

Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.

Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.

Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:

  • Визуальное восприятие
  • Слуховое, или аудиальное
  • Тактильное
  • Вкусовое
  • Обонятельное

Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:

  1. Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
  2. Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.

Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:

  1. Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
  2. Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
  3. Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.

Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.

Как ускорить процесс самообразования?

Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.

В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию. Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста. Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.

Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.

Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.

Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.

Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития

Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.

В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически. Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.

Выводы

Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста. Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека. Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.