Книги, обучение, развивающие занятия

Что такое развивающие занятия остается тайной. Чем они отличаются от любых других занятий, которые не провозглашены как развивающие или проходят в неформальной обстановке? Если мы найдем отличия между «развивающим» занятием по лепке и самостоятельным пластелиновым творчеством малыша, то оно будет состоять только в наличии/отсутствии направляющего усилия со стороны взрослых. Но тогда логично возникает вопрос: что же развивают развивающие занятия? Кажется, они развивают в основном методические подходы к детям.

Собственно, речь не идет об их ненужности, а скорее о том, чтобы помнить, что развитие человека происходит не только и не столько в занятиях. Мало того, есть устойчивое ощущение, что главное «развитие» происходит в досуговой обстановке. Именно в такие моменты ребенок «набирается» разного рода информации. Все мы замечали, что «улица» очень сильно влияет на становление и развитие ребенка. Влияние это, как правило, негативное, поэтому родители стараются «занимать» своего ребенка, чтобы он имел меньше досуга. Но почему это так? Вероятно, это происходит потому, что все занятия организовываются и проводятся с обязательным наличием фактора принуждения. Оно выражается даже в таких невинных мелочах как время начала и окончания занятия (но не только в этом). А это, в свою очередь, значит, что ребенок усваивает негативное присутствие принуждения и старается избегать его. Выходит, что позитивные навыки прививаемые в режиме принуждения отталкиваются детьми, а любые навыки, приходящие в свободном режиме, усваиваются очень хорошо и с большим желанием, потому что дают ощущение свободы выбора и свободы деятельности.

Если это так, то самым верным решением будет предоставление ребенку максимальной свободы выражения, творчества и деятельности. Но здесь обязательным условием остаются внимание и чуткость родителей, которые должны подмечать особенности ребенка и развивать те из них, которые являются позитивными и стараться тормозить негативные проявления и стремления.

Нужно помнить, что основной источник и проводник всякого развития для ребенка, прежде всего, родители. А отграничение занятий, как «развивающих» вновь возвращает нас к вопросу о неприятии малыша и его способностей. Вновь мы считаем, что развитие только в активном воздействии, сбрасывая со счетов тот факт, что ребенок развивается очень индивидуально и избирательно, направляясь к тем видам деятельности (активности), которые ближе именно для него. Поэтому не стоит думать, что если ребенок любит сидеть и просто смотреть, он развивается меньше, чем если он активно рисует, считает, поет.

Обучение приходит из разных источников и происходит по-разному. Конечно же, с малышом нужно заниматься и (если вам так нравится) обучать его, но эта деятельность ни в коем случае не должна быть насильственной, иметь характер принуждения и происходить с усилием. Скорее, ваше общение с ребенком должно «перетекать» в обучение. Вы должны подхватывать инициативу ребенка и «удерживать» ее в обучающем русле. Но только до тех пор, пока малыш дает позитивный отклик и заинтересован. Если он отказывается от «обучения», не прививайте ему стереотип, что обучение это то, что происходит через силу. Важна любовь и тяга к знаниям, а усердие и усидчивость придут в свое время. Нам нужно быть чуткими, занимаясь с ребенком. Важно обратить внимание на то, заинтересован ли он в занятиях с посторонними людьми. Ведь не секрет, что с родителями дети больше себе позволяют и внешне меньше «усваивают». Хотя если проследить «результаты» несложно убедиться, что ребенок слышит, видит и запоминает все. Даже то, что, казалось бы, он не слушал или не видел. Удивительная способность маленького человека к восприятию большого, разностороннего и «разбросанного» массива информации поражает! Потому-то к обучению, скорее, стоит относиться как к всеобъемлющему процессу, который далеко не всегда связан с «образовательной» деятельностью, а больше похож, как ни странно, на жизнь с нами.

Для нас, в частности, книги являются большим источником вдохновения. Поэтому, думается, они должны присутствовать. Хотя бы просто лежать. Как всем известное ружье, которое, если верить Станиславскому, должно выстрелить. Хорошо, если малыш с детства заметит, что книга может оказаться источником увлекательного диалога, размышлений или просто приятного просмотра. Само присутствие книги (а лучше книг) будет положительно настраивать ребенка. Безусловно, здесь также работает правило того, что дети лучше всего подхватывают то, что интересно родителям. Поэтому если вы сами любите читать, не беспокойтесь, ваша любовь с большой вероятностью окажется заразной. А вот, если книга для вас – это в основном подставка для цветов, то сколько вы не будете ориентировать детей на их «полезность», они усвоят ее, прежде всего, как подставку.

Это общие правила, которые всегда имеют исключения. Дети могут оказаться большими читателями, чем родители или на развивающих занятиях разовьются так, как не получалось их «развить» дома. Но не стоит забывать, что главное это ваше благословение, мягкость и чуткость. Наличие этих трех качеств поддержит малыша в любом из выбранных им приоритетов.

О детских садах

Детский сад всегда был и остается местом, куда родители сдавали детей на то время, пока сами отправлялись на работу. Это производная «не хорошей жизни» и потому миф, который распространился последнее время, и который касается якобы позитивного эффекта детского сада, состоящего в получении навыков общения и социализации, является не более чем мифом. Конечно же, это наше мнение и оно не претендует на истинность, а остается лишь мнением. Но если проследить историческую эффективность детского сада, то очевидным становится отсутствие позитива в этих заведениях. С тех пор, как детские дошкольные заведения стали повсеместной нормой, люди явно изменились не в лучшую сторону. И кажется, что утверждение о том, что детсад хорошее место, дающее хорошие «уроки» жизни сродни утверждению, свойственному советской действительности, что «армия – школа жизни» и кто в ней не побывал - не мужчина. Благо, последний миф развенчало само время.

А теперь, давайте посмотрим, что происходит в детских садах.

Не является секретом, что почти все дети не хотят идти в сад, а предпочитают проводить время с родителями. В этом нет ничего удивительного, - дети любят проводить время со своими родителями. Но мы для начала, смоделируем линейную ситуацию отдачи ребенка в садик. Причем ситуацию, которую прекрасно понимает и сам ребенок. Начнем с того, о чем мы давно успели забыть. Итак, вместо того, чтобы быть с ребенком, мы отдаем его в детский сад. Здесь ключевой фразой будет «вместо того, чтобы быть с ребенком». То есть некоторую, условно естественную последовательность мы подменяем другой, вынужденной. Простое пребывание с ребенком заменяется заполнением его досуга под присмотром взрослого и чужого педагога, для которого ребенок - работа. И каким бы человеком не был педагог, он не сможет заменить родителей. Дети понимают эту «замену» и с самых малых лет научаются и привыкают «терпеть» вместо того, чтобы получать действительно позитивный опыт общения. Вот и получается, что те, казалось бы, полезные и интересные занятия и навыки, выдаваемые ребенку в детском саду, воспринимаются ребенком с обязательной «негативной» приставкой «замены» и ожидания прихода родителей. То есть рисование, лепка, музыка с самого начала не воспринимается как самодостаточные «интересные» занятия, а скорее как мероприятия подмены в ожидании родителей. В таком психологическом климате (напряжения и ожидания) очень легко появляются поведенческие «просветы», которые заполняются негативом. Практически все родители, не понаслышке знакомые с детским садом, столкнулись с тем, что их дети «набираются» каких-то неожиданных и неприятных слов, привычек и навыков именно в садах.

Из обрисованной закономерности существуют исключения, и такие дети-исключения прекрасно адаптируются к детскому саду, коллективу, мероприятиям и разлуке. Им интересно и они хотят ходить в сад. В этих случаях нужно подмечать отличие адаптации и привычки и настоящей заинтересованности. Уверен, что последних ситуаций бывает очень мало. Но конечно, настоящая заинтересованность ребенка детским садом должна обнаруживаться чутким родителем и всячески поощряться.

Кстати, об адаптации. Это еще один аргумент, который выдвигают в пользу детского сада. Мол, ребенок научиться адаптироваться к коллективу и интегрироваться в него. Стоит, однако, не забывать, что адаптация тоже бывает разной. Она может протекать через привычку к напряжению (и это большинство случаев), либо через приятие ситуации (такие случаи, это как раз те «исключения», о которых мы упомянули выше). В обоих случаях внешние проявления адаптации будут похожими, а вот внутренние состояния ребенка очень разными.

Далее, все занятия с детьми в садиках построены по похожей схеме и не направлены на то, чтобы выявить талант и склонность ребенка или обучить ребенка какому-то навыку, умению. Большинство советских людей ходили в садики (раньше иначе было практически невозможно), но, увы, слишком мало кто научился работать руками или головой, или получил позитивный опыт обучения. В этом положении немалую роль сыграли и детские сады, построенные в конечном итоге, на основе принципа принуждения. К сожалению, именно этот принцип заложен почти во все сферы образовательной деятельности. (И не только образовательной! Весь алгоритм жизнедеятельности человека построен на принципе принуждения и управления. Если взять за основной признак рассмотрения жизнедеятельности именно институты принуждения, то получиться приблизительно следующая, хорошо всем знакомая, картина: детский сад, школа, вуз, работа+семья. Остальные «отклонения» будут, скорее всего, рассматриваться как перверзия или аморальность).
Поэтому-то нам и кажется, что до тех пор, пока ребенок остается маленьким и над ним не давлеет обязательность посещения дошкольных детских заведений, оптимальным вариантом будет его максимальное пребывание с родителями.

О школе

Школа выполняет (точнее, должна выполнять), прежде всего, функцию образовательную. Это место, где растущий человек должен иметь возможность получить некий набор знаний. И вторая функция, о которой говорят реже, это принуждение и подавление.

Теперь давайте посмотрим, как школа выполняет (и выполняет ли) каждую из названных функций, и каковы последствия этого выполнения.

Ребенок растет, его познавательные способности развиваются и он начинает все больше интересоваться различными предметами и явлениями и на его вопросы становиться все тяжелее отвечать. Как правило, такие проявления есть у всех детей и во всех семьях. То есть ребенок начинает тянуться к тому, что мы называем знанием. Обычно эта тяга проявляется в возрасте 5,6,7 лет. Как раз в этот момент приходит время идти в школу. На сегодня наши школы предлагают ребенку для освоения достаточно обширный материал из разных сфер науки и человеческой деятельности. Причем зачастую этот материал настолько обширен и глубок, что даже родители нередко жалуются на количество и сложность задач, которые ставятся перед детьми. Ребенок в школе занят большую и самую продуктивную часть дня, а остальное время у него заполнено либо дополнительными занятиями, секциями, кружками, либо выполнением домашних заданий. Свободного времени у детей не остается, да и по нашему мнению, оно им не нужно. И ведь правда, зачем ребенку свободное время, если у него ни интересов, ни ресурсов для его заполнения нет? Так думают взрослые. Ребенок же, оказываясь с первого дня сознательной жизни в условиях «полезной занятости» (садик, школа, секции) воспринимает такую ситуацию как данность, но данность (зачастую) обременительную. Стоит обратить внимание на то, с каким удовольствием дети воспринимают представившуюся возможность не идти в школу/учебу/занятия. Казалось бы, почему? Что сложного и неприятного может быть в школе, в секциях и т.п? Это один момент, который нам нужно запомнить и отложить на время в сторонку.

Второй момент состоит в том, что практически все уроки, занятия, навыки, даваемые в школе (возможно, кроме умения писать и читать) оказываются невостребованными в дальнейшем росте и становлении человека. Думаю, это тоже замечали почти все взрослые. От того, что было изучено в школе почти ничего не остается и не запоминается. Мало того, устойчивой характеристикой человека, выпущенного из школы, является нелюбовь к знанию и отсутствие навыков в получении и обнаружении знания. Причем это относиться как к тем, кто учился отлично, так и к тем, кто учился плохо. На это, конечно, можно возразить и сказать, что школа это не просто место «выдачи» знаний, но коллектив (снова коллектив!) и жизненный отрезок пути, который в любом случае обучает человека. И без него человек не получит должной социализации. Разумеется, стоит согласиться с тем, что школа это коллектив и жизненный отрезок, но что касается остального, то оно кажется не убедительным.

Если исключить школу из указанного выше алгоритма, измениться только алгоритм, но жизнь человека течь не перестанет. Следовательно, отсутствие школы не исключает наличия коллектива (возможно, не столь постоянного) и уж совсем не влияет на жизненный отрезок пути, который все равно будет наполнен тем или иным содержанием. Знания в необходимом количестве могут быть даны с помощью репетиторов или экстерната. Что же приобретает ребенок в таком случае? Приобретает он свободу деятельности и необходимость самоопределения уже на стадии детства. И это еще один минус школы! Именно она нередко препятствует возможности ребенка самоопределиться и нащупать свое призвание (назовем это так), лишая ребенка свободной воли и становления индивида в нем. Ведь очень часто наблюдается картина, когда ребенок по окончании школы не знает что с собой делать («куда поступать» будет сказать правильнее) и слабо представляет как и что устроено в мире взрослых, от которого он до достижения 16 лет был отрезан почти полностью институтами принуждения и обезволивания.

Так что же происходило в школе все эти 10 (довольно большой отрезок времени) лет? А в школе детям выдают программные знания без учета индивидуальных особенностей и способностей, без ориентира на детские потребности (побегать, попрыгать), без желания привить любовь к знанию, без попыток привить детям духовное чутье. Ведь все должно быть просто: либо в школе обучают тому, что должно «пригодиться» в жизни, то есть давать им инструментарий. Но тогда возникает вопрос: зачем обучать детей тому, что им точно не нужно (углубленное изучение физики, химии, алгебры, геометрии и т.п.) и почему ребенок к окончанию школы оказывется столь беспомощным, что без поддержки родителей не может ответить на вопрос: что же дальше? Или же школа должна стать тем местом, где маленький человек получает основные базовые знания о том, что есть честь, совесть, добро, нравственность, дух, чистота, забота, сострадание и т.п. Но тогда возникает вопрос: почему об этом в наших школах дети (и учителя тоже) ничего не знают?

Например, Ганди это определял так: «Что значит образование? Это просто умение читать и писать. Это только инструмент. Но инструмент может быть употреблен правильно или неправильно. Инструмент, применение которого поможет исцелить пациента, может быть использован и для умерщвления его. Также и с грамотностью. Мы каждый день видим, как многие неправильно пользуются ею и лишь немногие находят ей должное применение; и если это так, то мы доказали, что в такой учености больше вреда, чем пользы. Цель педагогики - задать форму ведущего колесика. Воспитав совесть и честь, порядочность и честность, доброту и способность сострадать, мы заложили базу, которая определит характер эмоциональности и тип реагирования на окружающий мир. Если обозначить это как «духовное», нетрудно будет увидеть, что именно «духовное», только оно одно способно спродуцировать тот вакуум, который на протяжении всей жизни будет «всасывать» знания - «материальное». И только в этом случае «материальное» станет пищей для эмоционального эго, источником его развития».

Мы видим, что школа не выполняет никакой социально-полезной функции. Кроме одной! Это функция института принуждения. Вновь школа продолжает «традицию» отчуждения и отрицания ребенка, а учитывая продолжительность обучения, отрицания человека. Многие «отдавая» ребенка в школу, думают: «там его научат!», расписываясь, тем самым в собственном бессилии. Это значит, что и ребенок этих родителей, скорее всего, окажется бессильным. Отчуждение и неприятие проявляется и в том, что в школах равно не терпят «хулиганов» и «отличников». Первые, понятно, мешают учителям и доставляют им хлопоты (прежде всего им, не другим детям!), со вторыми еще сложнее, так как они ставят под сомнение нужность школы. Ведь, если ребенку все легко дается, зачем тогда все эти формальности, его познавательная способность итак на высшем уровне. Нередко это приводит к тому, что хулиганы и отличники оказываются в одной компании: первые потому, что «планка» слишком высока, вторые потому, что «планка» слишком низка. Итог, - через некоторое время все ученики в школе «выходят» на одинаковый уровень. К сожалению, на одинаково низкий уровень.

Итак, у нас получилось:

  • в школе нет стремления к знанию и нет привития любви к знанию, равно как и самого знания;
  • в школе нет ориентира на духовные и нравственные ценности;
  • в школе нет помощи и наставничества в вопросах социального самоопределения.
Исходя из трех указанных «свойств», мы можем набросать «портрет» среднестатистического выпускника школы:
  • он не любит и не умеет учиться, а свой редко выпадаемый досуг воспринимает почти как нечто аморальное с соответствующим наполнением этого досуга;
  • он не знает что и как «устроено» в социальной реальности, не имеет навыков интеграции в нее и не мотивирован интегрироваться в эту социальную реальность;
  • он не имеет багажа знаний и полезных навыков (всем известна пресловутая «поговорка»: забудьте все, чему вас учили в школе/вузе);
  • он не имеет понятия о нравственных и духовных ценностях;
  • он не умеет действовать самостоятельно, поскольку привык, что ему рассказывают, что и когда нужно делать и что будет, если этого не сделать (многим хорошо известен феномен, когда ребенок, поступив после школы в вуз, на первом курсе в силу инерции еще «учиться», а потом «срывается» в «свободную» жизнь, которой он никогда прежде не знал).
Теперь задайте себе вопрос: зачем мы отдаем детей в школу?

О еде и ребенке

Вначале два слова о грудном вскармливании. На сегодня это уже почти бесспорный факт, - чем больше дается ребенку груди, тем лучше. Если нет никаких сложностей и противопоказаний, лучше кормить до того момента, пока малыш сам не откажется от груди (это в любом случае произойдет по тем или иным причинам).

Еда, пожалуй, самая сложная тема, которая является еще и самой наполненной предрассудками. Ее сложность связана в основном с тем, что еда является проблемным местом почти каждого человека. Слишком мало людей знающих и чувствующих культуру приготовления и приема пищи. Скорее вы столкнетесь с человеком, который либо делает из еды культ, а потом не знает, куда от него деться, либо человеком, который не замечает, что ест, и потом тоже не знает, куда деться от последствий такого отношения к еде.

Но, как и во всем, в этой теме нужно помнить о трезвом отношении и подходе. Не стоит относиться к высказываемому здесь мнению, как к истине в последней инстанции и к самой еде тоже нужно относиться спокойно, но внимательно.

Прием пищи для ребенка это один из самых важных и значимых ритуалов. Во время еды малыш многому учится и в зависимости от того, как, когда и чем он питается, ребенок получит соответствующий набор навыков и информации.

Традиционным является агрессивное отношение к еде и приему пищи. Ребенок должен есть вовремя (три раза – утром, днем и вечером), количество еды, в принципе, не очень-то отличается от количества, которое потребляет взрослый и в рационе обязательно должно присутствовать все – белки, жиры, углеводы. Ну, а меню в обязательном порядке предусматривает мясо, яйца, хлеб и каши. Остальное факультативно. Вооружившись такой идеологией, мы начинаем ребенка усиленно кормить, приговаривая: будешь мало есть каши, - станешь слабым. Давай за маму, за папу, за бабушку и т.д. по всем родственникам разной степени близости.

Таким образом, при отсутствии у нас самих сознательного отношения к еде, мы начинаем «воспитывать» пищевую культуру нашего малыша. В результате получаем пищевые извращения и устойчивые негативные привычки в приеме пищи, за которыми с неизбежностью следуют болезни.

С другой стороны, если родители сознательны в своих пищевых пристрастиях, но слишком настойчивы в их привитии своему ребенку, это тоже может сыграть неожиданную роль. Просто из чувства противоречия малыш может отказаться от родительских, целиком правильных, наставлений.

Поэтому в еде, вероятно, как нигде принцип честности должен возобладать. Все, что связано с едой должно происходить без усилия и излишней суеты. Также как с самим собой: иногда вовремя, иногда нет, возможно, забыли поесть (увлеклись игрой) или не было желания есть или же наоборот, так проголодались, что только вернувшись с прогулки бросились за стол. И без нажима!

Но действительно важным нам показалось подчеркнутое отграничение приема пищи от других занятий. То есть если мы садимся есть, то мы сосредотачиваемся на еде и едим, и не совмещаем этот процесс с просмотром мультфильмов, чтением книг, рисованием, танцами или лазаньем по горке.

На наш взгляд одним из самых больших заблуждений, а может даже недугов современной цивилизации, является восприятие еды, как удовольствия и времяпрепровождения. Аналогичное отношение переносится взрослыми на детей, от которых ждут зверского аппетита и любви к долгим обильным застольям. Но у детей этого нет. Они с рождения еще правильно настроены на то, что еда - это восполнение энергетических ресурсов. Соответственно, когда этот ресурс не израсходован (пассивный образ жизни) или когда обстановка не располагает (да, и это тоже), или же просто малыш чем-то увлечен, он не станет есть. Причем действительно причиной отказа от приема пищи может быть и неудовлетворительная для еды обстановка (физическая или психологическая). Но главное, нельзя и нам взрослым забывать о том, что основная функция еды - восполнение энергетических ресурсов. Но уж никак не радость или удовольствие. Потому весьма сомнительно выглядят «поощрения» ребенка едой. В таких случаях нужно внимательно выявить те склонности и увлечения ребенка, которые могут оказаться лучшей и большей «наградой», чем конфета, мороженное или леденец.

С навыками приема пищи мы передадим ребенку значительно больше, чем думаем сами. Это и пищевые предпочтения и привычки, и атмосфера приема пищи и отношение к приему пищи как ритуалу или необходимости и, что самое главное, умение слушать свое тело, - когда оно хочет есть и что оно хочет есть. Как правило, тело подает четкие сигналы о наличии чувства голода и о том, чего хотелось бы поесть. К сожалению, ни взрослые, ни вслед за ними дети, не умеют различать потребность в количестве и виде пищи и моменте ее принятия.

Если мы осознаем хотя бы это, мы не должны настаивать на своем кулинарном невежестве и прививать его же своему ребенку. В этом месте можно поработать над собой, оставляя больше свободного пространства малышу для выбора еды, ее вида и количества. А сами мы в этот момент можем поучиться у своего ребенка. Главное не стесняться этого.

Большинство из того, что кроется за едой, сокрыто и от нас самих в глубинах бессознательного. Мы не всегда можем даже отследить ту или иную собственную склонность, связанную с кулинарией. Потому-то здесь и нужно быть особенно осторожным.

И поскольку у каждого из нас едва ли получится привить ребенку то, чем мы сами не владеем (именно в контексте еды), думается, что единственным золотым правилом для каждой семи должно стать отсутствие давления на ребенка до, во время и после приема пищи. Ведь хорошо известны случаи, когда чрезмерное давление при приеме пищи или настойчивость, связанная с включением/исключением тех или иных продуктов в рацион ребенка, приводили к неврозам, пищевым извращениям или болезням. Прием пищи и сама еда должны быть легкими, неагрессивными и спокойными. Скорее всего, такие «правила» помогут малышу самостоятельно сориентироваться в мире вкуса, продуктов и собственных ощущений от них.

О путешествиях с детьми

Пожалуй, в этой теме мы наработали самый большой опыт. Совместно с ребенком мы путешествуем с того момента, как ему исполнилось 2 мес. Причем, география поездок самая разнообразная и широкая. Поэтому берусь смело утверждать, что путешествие с ребенком это очень интересно, увлекательно и ничуть не «опасно».

Общепринятым является мнение, что с ребенком можно ездить, начиная, в лучшем случае с 3лет, и если уж ехать, то путешествие должно быть оседлым, с длительным периодом акклиматизации. Тенденции последнего времени в путешествиях с детьми опровергают почти все указанные утверждения. Говорю почти, потому что существуют индивидуальные особенности у каждого из детей. Действительно, есть очень впечатлительные малыши, которым слишком частые перемены мест могут не пойти на пользу. В этом вопросе каждый родитель должен сам пронаблюдать и определить какой формат путешествия наиболее подходит его ребенку. Но ездить с детьми надо! Это очень их развивает и помогает маленькому человеку ближе познакомиться со своими границами.

Дети достаточно комфортно себя чувствуют в поездках любого вида, при условии родительской толерантности к путешествиям. Если же родители сами не очень-то большие любители перемещений в пространстве, конечно же, малыш «отметит» это и, возможно, будет не лучшим образом переносить дорожные приключения. То есть здесь также работает правило честности.

Наиболее насыщенные впечатлениями оказывались поездки в экзотические страны, где все отличалось от того, как есть на нашей родине. Растительность, животные, люди, язык, климат – все по-другому. В таких ситуациях, возможно, малышу понадобиться больше внимания, тепла и участия с вашей стороны, чтобы адаптироваться к местности. В нашем случае это выражалось в том, что ребенок предпочитал передвигаться по улицам городов на шее у папы и старался избегать контактов с аборигенами, несмотря на их дружелюбие. Если же в подобном путешествии оказывались спутники-соотечественники или просто встречались соотечественники, то сразу все налаживалось. Язык и менталитет играли решающую роль.

Автономные путешествия с ребенком не вызывали никаких затруднений, при условии соответствующей подготовки к ним. Как показал наш опыт, малыши вполне сносно переносят даже пешие походы, в которых им приходится значительную часть пути преодолевать самостоятельно своими ногами. В пешем/водном/велосипедном походе родителям надо позаботиться о тепле, комфорте и безопасности детей. Основными моментами, на которые при этом нужно обратить внимание являются: теплая одежда, теплый спальник, каски, спасжилеты, горшок (если ваш ребенок еще им пользуется) и еда для ребенка. Обеспечив этот набор, и не забывая об элементарной аптечке, думаю, вполне удастся сделать любое путешествие полным и интересным.

И конечно же, нужно помнить о том, что вы и ваши дети – это одна семья. Они - один из ваших важнейших этапов жизненного пути, наполненный ярчайшим опытом самопознания, познания человеческой природы, границ и пределов воспитания и опыта поступающего из внешнего мира и, в конце концов, - радость в чистом виде!

О здоровом питании

Джулия Робертс, актриса, мать троих детей:

«Дети обожают садоводство. Я считаю, что когда ребятишки знают, как и откуда появляются продукты на их столе, то они становятся более разборчивы в еде. Они предпочитают есть то, что вырастили сами, потому что гордятся этими продуктами. Для меня видеть, как моя дочь ест цветную капусту, самое большое удовольствие».

Екатерина Волкова, актриса, мать шестилетней дочери:

«Чтобы с едой было поменьше проблем, у ребенка должно быть четкое и неизменное место, где он ест. Его стульчик, например. И лучше, чтобы малыш садился в него только для принятия пищи. А для игр - что-то другое. Сел на стул - ешь!».

6 ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТ РОДИТЕЛИ ПРИ КОРМЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Наталья Майданова, жена певца Дениса Майданова, мать двоих детей:

«Влада не любит в супе кусочки моркови, лука и зелень. Чтобы не отказываться от них, я измельчаю овощи в блендере и кладу в бульон. Зелень, наоборот, отвариваю веточками, а потом выбрасываю - и витамины остаются в супе».

Юлия Куварзина, актриса, мать девятилетней дочери:

«Когда дочь утром не хотела есть кашу, я решила предложить ей выбор: геркулесовую, гречневую или творог. Иногда договаривалась о меню уже с вечера. И это сработало так хорошо, что через 3−4 дня, она стала говорить: „Мамочка, что сама хочешь, то я и съем“. А потом даже придумала поговорку: „Что есть, то и буду есть!“».

О большой семье и ревности


Арнольд Шварценеггер, актер, отец четверых детей:

«Тут нужна дисциплина. Бужу их в 6 утра, летом гоняю по футбольному полю, а зимой на лыжах, заставляю обливаться холодной водой. Когда дети балуются, шумят и не обращают внимания - громко ору по-немецки: „Айн, цвай“, на счет „драй“ они обычно затихают».

Роберт Де Ниро, актер, отец шестерых детей:

«У меня шесть замечательных детей. Растут внуки. Конечно, временами бывает непросто. Ведь они от разных матерей и разных возрастов. Всем нужен особый подход и внимание… Знаете, один из самых важных уроков, который я выучил с момента, когда впервые стал папой, - это быть искренним. И тогда же пообещал самому себе, что, сколько бы детей у меня ни было, я буду с каждым говорить и каждого внимательно слушать. Самое главное - как раз слушать. Говорить куда как сложнее, да и, может, менее важно».

РЕВНОСТЬ СТАРШЕГО РЕБЕНКА К МЛАДШЕМУ

Мария Сафронова, жена иллюзиониста Сергея Сафронова, мать двоих детей:

«Секретом, как избежать ревности у братьев-сестер со мной поделилась двоюродная сестра. Нужно, чтобы старший ребенок думал, что любимый он. Вот именно в момент, когда возможно самое первое проявление ревности. А потом эта проблема отпадет сама собой».

Наталья Ионова (певица ГлюкоZа), мать двоих детей:

«Многих родителей ставит в тупик проблема, как подготовить своего ребенка к появлению братика или сестренки. Я Лиде постоянно повторяла, как ей будет хорошо с сестрой, помогала ей придумать, куда бы они могли пойти вместе, во что поиграть. Ей такие игры-фантазии очень нравились, она часто говорила: „Вот будет у меня сестренка, и я буду ходить с ней на море, качаться на каруселях“. С рождением Веры проблем в нашей семье не было».

О домашних правилах


Дэвид Бекхэм, футболист, отец четырех детей:

«Откровенно говоря, мы в 99% случаев позволяем нашим детям делать все, что им вздумается, потому что нам хочется, чтобы у них была обычная жизнь».

Кэти Холмс, бывшая жена Тома Круза, актриса, мать одиннадцатилетней дочери:

«Не хочешь надевать пальто перед выходом на улицу? Ок, тогда пойдем так, а когда замерзнешь, сама попросишь теплую одежду». Сури одевается так, как хочет и когда хочет. Я хочу, чтобы она выросла творческой личностью и научилась выражать себя. Я думаю, что это очень важно для самоидентификации ребенка".

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Эван Макгрегор, актер, отец четырех дочерей:

«Понятное дело, рассказывать одну и ту же сказку по двадцатому разу может быть скучно, но если уж вы решили поиграть с ребенком, отложите ноутбук, выключите телевизор, спрячьте газеты и полностью посвятите себя малышам. Для них это будет значить очень много, даже если игра продлится недолго».

Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая, мать двоих детей:

«Всего 20 минут айпада в будние дни, телевизор только по выходным, и то не больше часа в день, и только избранное. То же самое с Интернетом. Дочке позволено больше, так как она очень любознательная девочка, и старается много читать о звездах, камнях и галактиках».

Мария Шукшина, актриса, мать четверых детей:

«Я хочу, чтобы мои дети читали книжки. Правильные книги воспитывают, прививают четкие принципы. Старшая Аня, к счастью, довольно начитанный человек, а с Макаром у меня идет борьба, он не хочет брать в руки книгу. Но мне важно, чтобы мои дети были самостоятельными и начитанными. Остальное приложится».

О малышах


Никас Сафронов, художник, отец четверых детей:

«Когда в семье появляется ребенок, родители открывают для себя мир как бы заново. При появлении малыша нужно пересмотреть весь свой образ жизни, отказаться от вредных привычек, которые, возможно, были у вас до этого, не ругаться при ребенке и вообще стараться не использовать бранную лексику. Ведь дети буквально „впитывают“ все то, что дают им в начале их жизни родители, копируют поведение взрослых. Поэтому нужно быть примером для своего ребенка. Дети - это очень серьезно».

Анастасия Гребенкина, фигуристка, мать семилетнего сына:

«Совет из области психотерапии для тех, кто излишне беспокоится о том, чтобы малыш делал все, как надо и побыстрее. Если ребенок, которого вы уже начали приучать к горшку, написал, например, на ковер, ни в коем случае не надо его ругать, а раз и навсегда уяснить себе вот что. Во-первых, он еще не понимает, что этого нельзя делать и элементарно не может сдерживаться. А, во-вторых, ну, посудите сами, видели ли вы взрослых нормальных мужчин, которые писали бы себе в штаны?!».

Екатерина Гордон, певица и журналистка, мать пятилетнего сына:

«Часто, когда, укачав сына на руках, я клала его в кроватку, Даня опять просыпался. Тогда я стала укладывать его в том нагретом одеяльце, в котором он был у меня на руках. И еще на некоторое время склонялась над кроваткой, дыша ему в ухо, чтобы он не обнаружил изменений в своем положении».

О воспитании


Кортни Кокс, актриса, мать четырнадцатилетней дочери:

«Ни в коем случае не осуждайте и не усугубляйте чувство вины, но помогите выпутаться из сложной ситуации правильно. Вы станете настоящим другом детям, они всегда и всем будут с вами делиться».

Ксения Собчак, телеведущая, мать годовалого сына:

«Все наши претензии к детям исходят из того, что дети - кривое зеркало родителей. У ребенка нет шансов вырасти не неряхой, если ты сам разбрасываешь вещи. А ругать его нельзя - он воспринимает это как лицемерие».

Риз Уизерспун, актриса, мать троих детей:

«Если кто-то думает, что работать и воспитывать детей - это просто, то они жестоко ошибаются. Если вы возьметесь за все сразу, то просто сойдете с ума! Я могу несколько лет сидеть без работы, а затем вплотную заняться карьерой. Но в эти моменты я все равно переживаю, что не могу часто видеть детей. Я скучаю по ним».

10 КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Татьяна Навка, спортсменка, мать двоих детей:

«Родители ни одного дня меня не заставляли. У меня горели глаза, и было огромное желание стать чемпионкой. Задача родителей - услышать желание ребенка, разглядеть его таланты и всячески помогать ему! Естественно, бывают сложные моменты, но родители для того и есть, чтобы вовремя протянуть руку помощи».

Анджелина Джоли, актриса, мать шестерых детей:

«В случае разногласий мы ругаемся так, чтобы дети не слышали. Поэтому, когда я говорю Мэддоксу, что он не поедет на мотоцикле с папой, ему и в голову не придет пойти жаловаться Брэду в надежде отменить запрет. Правда, это не мешает ему возвращаться с бейсбола в заляпанных грязью штанах и растерзанных кроссовках. Потом я обсуждаю это с Брэдом - на очень повышенных тонах. Но могла бы и не трудиться - они оба мальчишки!».

Воспитание ребёнка – сложный процесс. Большинство молодых родителей становятся перед выбором, какой путь воспитания малыша избрать, чтобы вырастить хорошего человека. Изначально неправильно выбранный подход, или сочетание нескольких приёмов со стороны родителей, часто приводит к поведенческим проблемам у детей.

Некоторым папам и мамам нравится демократия, а кто-то принимает авторитарную позицию в обращении с ребёнком. Встречаются мамы, которым хочется проявлять снисходительность, а папе - строгость, или, наоборот, мать, обожая своё чадо, боится его избаловать, выполняя любой каприз, а отец балует дитя, несмотря на осуждающие взгляды супруги. Воспитательный процесс многогранен.

Все родители хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая семья. Но счастье - это не просто случайность, удача. Во многом оно зависит от того, как воспитали человека родители, какие у него морально-этические принципы, каковы взгляды на отношения между мужчиной и женщиной.

Многие родители не спорят с важностью и необходимостью полового воспитания своего ребёнка. Однако не все знают, как это делать и когда. Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания и связано с рядом специальных и медицинских проблем. Оно должно помочь формирующейся личности освоить роли отца или матери, мужа или жены в соответствии с общественно-моральными принципами, этическими требованиями. Половое воспитание должно начинаться и вестись с учетом возраста и ошибок здесь быть не должно.

Важным вопросом в детском воспитании продолжает проблема детских страхов. Как часто, глядя на ребёнка, кажется, что все неприятности детского возраста легко проходящие, а поэтому не очень серьёзные. Тем не менее, маленькие дети часто испытывают большие детские страхи. Стоит ли к ним относиться серьёзно? Нужно ли что – то делать с этой проблемой или всё само собой разрешится? Следует знать, что к детским страхам нужен дифференцированный подход с выяснением причины, иначе ситуация может усугубиться и постепенно перерасти в психическое заболевание или в невротическое расстройство.

Как же поступить родителям, чтобы не навредить ребёнку? В разделе воспитание ребёнка и детская психология можно прочитать советы по различным направлениям в воспитании.

В этом рзделе сайта будут рссмотрены следующие темы:

Возрастные особенности детей: Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка. Темпы адаптации. Особенности психики. Проблемы раннего детства. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению. Варианты развития детей. Характеристики пубертатного периода.

Воспитание детей: Роль родителей в развитии ребенка. Принятие родителями ребенка. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Воспитание и потребность смысла жизни. Цели воспитания. Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка.

Детская коммуникация: Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.

Психические процессы у детей: Восприятие и память. Речь и мышление. Фантазия. Слух и слушание. Воля. Внимание.

Психологические проблемы детей: Темпы адаптации. Сон ребенка. Детские неврозы. Проблемы раннего детства. Независимость ребенка. Уход от реальности детей.

Психология образования: Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Волевая готовность к школьному обучению. Нравственная готовность к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе. Влияние образования на формирование личности.

Развитие ребенка: Функции фантазии. Закаливание. Темпы адаптации. Игрушки. Как помочь ребенку разговаривать. Роль родителей в развитии ребенка. Построение воспитывающего диалога. Воспитание и потребность достижения. Цели воспитания. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Развитие речи ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Влияние образования на формирование личности. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие практической деятельности детей: Непосредственное действие, начало опосредованного действия, целенаправленные попытки, конструктивный подход.