История Польши тесно связана с историей России. Мирные периоды в отношениях двух стран перемежались частыми вооруженными конфликтами.

В XVI-XVII вв. Россия и Польша вели между собой многочисленные войны. Ливонская война (1558-1583) велась Московской Русью против Ливонского ордена, Польско Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии русский царь Иван IV Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Для русско-польских отношений стало важным произошедшее во время войны объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполита (Люблинская уния 1569 г.). Противостояние Россия - Литва сменилось противостоянием Россия - Польша. Король Стефан Баторий нанес русскому войску ряд поражений и был остановлен только под стенами Пскова. По Ям Запольскому (1582) мирному договору с Польшей Россия отказывалась от своих завоеваний в Литве и теряла выход к Балтике.

Во времена Смуты поляки трижды вторгались в Россию. Первый раз под предлогом оказания помощи якобы законному царю Дмитрию - Лжедмитрию I. В 1610 г. московское правительство, так называемая Семибоярщина, само призвало на русский престол польского королевича Владислава IV и впустило польские войска в город. В 1612 г . поляки были изгнаны из Москвы народным ополчением под командованием Минина и Пожарского. В 1617 г. королевич Владислав совершил поход на Москву. После неудачного штурма он вступил в переговоры и подписал Деулинское перемирие. Полякам отошли Смоленская, Черниговская и Северская земли.

В июне 1632 г. , по истечении Деулинского перемирия, Россия попыталась отвоевать у Польши Смоленск , но потерпела поражение (Смоленская война, 1632 1634). Полякам не удалось развить успех, границы остались без изменений. Однако для русского правительства самым важным условием был официальный отказ польского короля Владислава IV от его претензий на русский престол.

Новая русско-польская война (1654-1667 ) началась после принятия гетманщины Богдана Хмельницкого в состав России по Переяславским соглашениям. По мирному Андрусовскому договору к России перешли Смоленская и Черниговская земли и Левобережная Украина, а Запорожье было объявлено находящимся под совместным русско-польским протекторатом. Киев был объявлен временным владением России, но по "Вечному миру" 16 мая 1686 г. перешел к ней окончательно.

Украинские и белорусские земли стали для Польши и России «яблоком раздора» вплоть до середины XX века.

Прекращению русско-польских войн способствовала угроза обоим государствам со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства.

В Северной войне против Швеции 1700-1721 гг. Польша являлась союзницей России.

Во 2-й половине XVIII вв. шляхетская Речь Посполита, раздираемая внутренними противоречиями, находилась в состоянии глубокого кризиса и упадка, что давало возможность Пруссии и России вмешиваться в её дела. Россия участвовала в войне за Польское наследство 1733-1735 гг.

Разделы Речи Посполитой в 1772-1795 гг. между Россией, Пруссией и Австрией проходили без больших войн, ибо ослабевшее из-за внутренних неурядиц государство уже не могло оказать серьезного сопротивления более могущественным соседям.

В результате трех разделов Речи Посполитой и передела на Венском конгрессе 1814-1815 гг. царской России была передана большая часть Варшавского княжества (образовано Царство Польское). Польские национально-освободительные восстания 1794 г. (под руководством Тадеуша Костюшко), 1830-1831, 1846, 1848, 1863-1864 гг. были подавлены.

В 1918 г. Советское правительство аннулировало все договоры царского правительства о разделах страны.

После поражения Германии в Первой мировой войне Польша стала независимым государством. Ее руководство строило планы по восстановлению границ Речи Посполитой на 1772 год. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав ее, как официально заявлялось, плацдармом мировой революции.

Советско-польская война 1920 г. началась успешно для России, войска Тухачевского стояли под Варшавой, но затем последовал разгром. В плен попало, по разным оценкам, от 80 до 165 тысяч красноармейцев. Польские исследователи считают документально подтвержденным факт гибели 16 тысяч из них. Российские и советские историки называют цифру в 80 тысяч. По Рижскому мирному договору 1921 г. к Польше отошла Западная Украина и Западная Белоруссия.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. 28 августа было подписано разъяснение к "секретному дополнительному протоколу", который разграничивал сферы влияния "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства". В зону влияния СССР входила территория Польши к востоку от линии рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой "линии Керзона", по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.

1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия развязала Вторую мировую войну. Разгромив польскую армию в течение нескольких недель, она оккупировала большую часть страны. 17 сентября 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши.

Советскими войсками были захвачены в плен 240 тысяч польских военнослужащих. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 г., через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска.

В мае 1945 г. территория Польши была полностью освобождена частями Красной Армии и Войска Польского. В боях за освобождение Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат и офицеров.

Решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Польше возвращены её западные земли, установлена граница по Одеру - Нейсе. После войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В восстановлении и развитии национальной экономики большую помощь оказал Советский Союз. В 1945-1993 гг. в Польше дислоцировалась советская Северная группа войск; в 1955-1991 гг. Польша являлась участником Организации Варшавского Договора.
Манифестом Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. Польша была провозглашена Польской Республикой. С 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. - Польская Народная Республика. С 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г., между СССР и Польшей - с 5 января 1945 г., правопреемник - Российская Федерация.

22 мая 1992 г. между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.
Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.

В период 2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".

После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.

Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.

6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

(Дополнительный

Польско-российские консультации, которые прошли недавно в Москве, по оценке дипломатов, имели «конструктивный характер». Решено расширить рамки регионального и экономического сотрудничества и возобновить инструменты взаимного диалога.

Каким может быть новый формат взаимодействия с соседней страной?

За последние 2 года и так непростые российско-польские отношения пережили настоящую политическую бурю. После событий на Украине в 2014 году связи с Варшавой с каждым днем становились все холоднее. Ужесточались взаимные обвинения, нагнеталось военное противостояние, сокращались политические и экспертные контакты. Даже обычных дипломатических консультаций на уровне заместителей глав МИДа не было около года - ситуация ненормальная для не воюющих между собой соседних стран.

Прежнее польское правительство пошло на сворачивание программ даже в области культуры, науки и образования, которые традиционно находятся вне политики. Так, Варшава объявила об отмене перекрестного Года культуры Польша–Россия, намеченного на 2015 год. По сути, наши отношения с Польшей оказались на точке замерзания.

Дело дошло до того, что экс-глава польского МИДа Адам Ротфельд в конце минувшего декабря отказался от должности сопредседателя Группы по сложным вопросам. Эта комиссия, состоящая из российских и польских ученых и экспертов, ранее обсуждала самые трудные проблемы совместной истории. Группа сделала почти невозможное - под списком взаимных обид была подведена черта. Многие будоражащие умы вопросы - от Катыни до пакта Молотова-Риббентропа, оказались вынесены из политического поля в историческое.

Однако и опытный дипломат Ротфельд мотивировал свое резонансное решение тем, что не может сделать ничего позитивного в сложившейся обстановке.

Полагаю, что демарш признанного гуру польской дипломатии возымел действие. Новый глава внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский заявил об изменениях в отношениях с Россией. «На третий месяц работы нового правительства мы решили, что нужно начать разговор и с нашим соседом», - сказал он. В Москву был отправлен опытный дипломат - замглавы польского МИДа Марек Зюлковский.

После четырехчасовой встречи с российским коллегой Владимиром Титовым сторонам удалось сделать главное - составить каталог вопросов, которые нас объединяют, и вычленить разделяющие проблемы. Появился шанс, что взаимовыгодные области регионального, трансграничного и экономического сотрудничества не станут заложниками пропаганды и политической конъюнктуры.

Так 22 января в Москве был сделан первый, но очень важный шаг в сторону от ненависти к добрососедству.

Мы подошли к внешнеполитическому перевалу - негативная повестка показалась исчерпанной, а оставшиеся проблемы стали пытаться решать в конструктивном ключе.

Скажем прямо, «дорожная карта» позитивного диалога между Москвой и Варшавой еще не выработана, нам только предстоит ее вместе составить. Польско-российское примирение будет долгосрочным процессом, но оно может осуществляться сразу в нескольких плоскостях - политической, экономической и общественной. И если в политике нас будут ожидать неизбежные переговорные проблемы - от размещения объектов ПРО до саммита НАТО в Варшаве, то тем важнее становится общественная составляющая.

Глава МИД Польши уже обратился к польскому режиссеру Кшиштофу Занусси с просьбой возобновить «группу диалога» с Россией. Ранее мэтр Занусси был сопредседателем Польско-Российского гражданского форума, в котором участвовали политики, политологи, представители культурной среды из Польши и России. Как стало известно, возобновление заседаний форума состоится в конце зимы - начале весны этого года в России. Это очень верный и своевременный шаг по восстановлению интеллектуальных связей между нашими странами.

Тут главное - не сводить общественный диалог к его имитации в виде протокольных посиделок польских деятелей искусств с передовыми российскими тружениками. Важно отдельно предусмотреть поле для откровенных дискуссий экспертов, которые призваны находить для политиков неординарные решения трудных вопросов. Пора перестать смотреть друг на друга через прорезь прицела - иначе мы никогда не выберемся из разделившей нас траншеи вражды.

Большой потенциал к сотрудничеству находится в сфере религиозного диалога. Исторический опыт польского Костела по взаимодействию с государством и по практикам социального служения очень интересен. Нахождение совместных ответов на вызовы мирового терроризма и постхристианского мира не менее значим. Обсуждающийся ныне привоз в Москву общей святыни православных и католиков - образа Ченстоховской Божией Матери - мог бы сделать для нашего сближения больше, чем тысячи конференций и газетных статей.

Важной вехой стало выступление министра иностранных дел России на пресс-конференции по итогам 2015 года. Москва выступает за развитие отношений между поляками и россиянами, заявил Сергей Лавров в минувший вторник. Он особо подчеркнул: «Контакты между гражданами не должны пострадать. Даже если межгосударственные отношения скрипят по разным причинам, мы не хотим, чтобы от этого страдали люди». Глава МИДа напомнил, что совместными усилиями удалось создать малое приграничное движение в Калининградской области и Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах. Сегодня это одно из самых больших достижений в польско-российских отношениях на арене Евросоюза.

Отметим, что обе стороны признали эту программу эффективной и намерены продолжать реализацию в двустороннем формате «Польша - Россия 2014–2020 годы». По сути, область трансграничного сотрудничества стала единственным успешным форматом в условиях войны санкций. Важно, чтобы на самом верху России и Польши был дан ясный сигнал о стратегической значимости приграничных контактов и постоянно осуществлялся столь необходимый «антибюрократический патронаж».

О масштабах взаимных связей можно судить по статистике. По сведениям погранслужбы, в 2015 году в миллионной Калининградской области отмечено около 6 млн пересечений в рамках малого граничного передвижения, соотношение между россиянами и поляками примерно равное. И это голосование ногами идет вопреки всем негативным тенденциям, связанным с обострением обстановки, с введением санкций и с падением курса рубля. Россияне традиционно покупают в Польше качественное и недорогое продовольствие, одежду, технику, стройматериалы, а поляки едут к нам за дешевым бензином и сигаретами. Но этим потенциал трансграничной торговли не исчерпывается - в регионе развивается туризм, медицина, спа-услуги, создаются совместные предприятия в агробизнесе и производстве стройматериалов.

Приграничные области традиционно являются драйверами и взаимного процесса привлечения капитала. Мощный импульс к развитию региона мог бы дать новый формат - Форум трансграничного сотрудничества стран ЕАЭС и Балтики с участием глав государств. Такой форум мог бы регулярно проходить в портах Калининград, Клайпеда и Эльблонг, как региональных центрах экономического развития. Успеху дела будет способствовать то обстоятельство, что Калининградская область в 2016 году возглавляет Еврорегион «Балтика».

Что еще можно сделать сегодня, несмотря на политические сложности в отношениях Варшавы и Москвы и продолжающуюся войну санкций?

Аналитики, отслеживающие динамику в польско-российском пограничье, считают перспективными следующие направления сотрудничества: строительные работы с использованием польских технологий; компоненты для автобизнеса; создание химических, судоремонтных кластеров, производство мебели и одежды, все виды туризма. Особо привлекательна сфера сельского хозяйства - в Польше хорошо развиты современные методы кооперации, выращивание и переработка продовольствия по интенсивным технологиям. Сегодня, когда две трети россиян тратят на еду половину семейного бюджета, успешный опыт польского фермерства для нас крайне важен.

В условиях низких цен на нефть полезно также перенимать польский рецепт по выходу из экономического кризиса. Наша соседка была единственной страной ЕС, которой удалось избежать рецессии после финансового кризиса 2008 года. 50% ВВП и устойчивый рост экономики Польши обеспечил малый бизнес, то есть те предприятия, на которых работает менее девяти человек. Было принято законодательство, облегчающее административный пресс и доступ к микрокредитам. Может быть, вместо того чтобы спешно изобретать антикризисные программы, надо пристально приглядеться к польскому соседу?

Если обобщить, то от простых операций торгового обмена пора переходить к созданию линейки совместных предприятий, к передаче современных польских технологий и локализации промышленных производств на российской территории. Появление на свет Евразийского союза дает еще более широкий спектр возможностей взаимовыгодного сотрудничества польского бизнеса и стран ЕАЭС.

Чтобы понять важность добрососедских отношений с Польшей, достаточно взглянуть на карту. И мы увидим, что социальное благополучие стратегической Калининградской области напрямую зависит от этих отношений. Через польский коридор идет доступ к странам ЕС автотранспорта всего Евразийского союза. Если эти ворота захлопнутся, то бессмысленными станут многие инфраструктурные проекты ЕАЭС. В том числе уже строящийся автобан Западный Китай - Западная Европа и проекты скоростного железнодорожного пути.

Полагаю, что этого достаточно, чтобы ответить на вопрос, зачем нам все эти хлопоты по налаживанию нормального сотрудничества с Польшей. Есть такая пословица, что врагов и друзей мы выбираем сами, а сосед всегда от Бога. Россия и Польша - это Богом данные друг другу соседи. И мы просто обязаны вести себя прилично на одной геополитической площадке - не как обиженные подростки, но как мудрые взрослые люди. Наша дипломатия, официальная и народная, должна показать, что мы можем не только продуцировать конфликты по всему периметру, но и успешно их разрешать с учетом интересов России и Польши.

О нынешних российско-польских отношениях и конфликте между новой польской властью и ЕС в интервью Эксперту Online рассказал Специалист по европейской политике, доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский.

За грузы и генерала

В последнее время между Россией и Польшей разгорается новый скандал - на этот раз с перевозчиками. В чем его причина?

Изначально это был исключительно экономический вопрос, который приобрел затем и политическую окраску. С польской стороны была попытка получить значительно большие, чем прежде, квоты. Между тем, рынок автоперевозок так устроен, что каждая из сторон имеет свои строго определенные лимиты, что должно поставить перевозчиков из разных стран в приблизительно равные условия. Есть и многочисленные сопутствующие вопросы, такие как плата за пользование дорогами в другой стране и т.д.

В принципе, такие проблемы случались и раньше, но в результате удавалось договариваться. Но сейчас проблема заключается даже не только в том, что поляки хотят вытеснить российских перевозчиков, но и в том, что их целью является фактическая монополизация грузоперевозок с Россией и Белоруссией в рамках ЕС. Обходных путей, по большому счету, нет и они решили на этом сыграть. Сыграли, и в результате на данный момент обе стороны терпят убытки, а потенциально могут выиграть перевозчики из Литвы и Белоруссии. Кстати, последней было срочно выдано десять тысяч разрешений, чтобы товаропоток полностью не встал. И еще, конечно же, выиграют в Финляндии – если решение проблемы затянется, то грузы пойдут через финские порты.

Если же говорить о юридической стороне дела, то все квоты делятся на три категории: транзитные перевозки, двусторонние перевозки и так называемые перевозки в пользу третьих стран. В последнем случае это может быть, например, перевозка груза из Берлина в Москву польскими транспортными компаниями. И с того момента как у нас в стране вступили в силу изменения в законодательстве, трактовка перевозок в пользу третьих стран радикально изменилась. Теперь, кстати, таковой считается и траспортировка товаров, произведенных в Польше зарубежными компаниями.Согласно новым нормам такие перевозки сильно ограничиваются. Так что удар по польским транспортным компаниямполучается достаточно серьёзный и им есть из-за чего спорить.

Еще одним скандалом стала ситуация с памятником Черняховскому, которая вылилась в очень острую дискуссию российского министра культуры Владимира Мединского с польской ведущей. В чем генерал виноват?

Потрясающий генерал был, между прочим. Командовал 3-м Белорусским фронтом, а ему тогда не было и сорока. Однако в Польше вменяют ему в вину то, что якобы под его руководством осуществлялось разоружение боевиков Армии Крайовой после вступления советских войск на территорию Польши. Документальных подтверждений этому нет, да и быть не может. Просто потому, что такие задачи не входили в его функционал. Так называемой «августовской облавой» руководили помощник начальника Главного Управления „СМЕРШ“ генерал-майор Горгонов и начальник Управления Контрразведки 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Зеленин. А приказ отдавался начальником СМЕРШа Виктором Абакумовым. Эта операция была не совсем по армейской части, по крайней мере с точки зрения планирования и руководства. Не уверен, что все эти тонкости в Польше знают.

Но есть и другой важный вопрос. Я говорю о мифе об Армии Крайовой как о героях без страха и упрека, боровшихся за свободу своей отчизны. На деле же за исключением Варшавского восстания практически до конца войны никакой реальной борьбы этой «армии» с немцами не было. Скажем так, эта «армия» была так хорошо законспирирована, что не проявляла себя ни словом, ни действием. Впрочем, немцы отмечали некоторую принципиальность польских боевиков – они грабили только белорусов и нападали на спасавшихся бегством евреев, но поляков не трогали. С приходом советских войск совершали вылазки и грабежи обозов, что и повлекло неизбежную реакцию.

Обречены на конфликт?

Помимо тактических проблем у нас с Польшей продолжаются и стратегические конфликты, в частности на Украине. В чем суть российско-польского противостояния на Украине? Разве Варшаве нужен киевский режим в нынешнем состоянии? И, кстати, почему украинцы берут политических варягов из провалившей реформы Литвы, но не из сравнительно успешно прошедшей горнило реформ Польши?

Польские советники на Украине присутствуют, но их вряд ли кт-то слушает: украинские элиты слишком поглощены процессом передела собственности. А на значимые должности в украинской власти никто из серьезных персон не пойдет – репутация дороже.

Если же говорить о польских интересах на Украине, то они весьма велики. Начиная от экономических, заканчивая стратегическими мифологемами. Я имею в виду ту знаменитую фразу Бжезинского, которого нигде кроме как в Польше давно уже всерьез не воспринимают - о том, что России никогда не стать вновь империей, если только она вновь не присоединит к себе Украину.

Да, в Польше видят сейчас совсем не те изменения на Украине, каких хотелось изначально. Но самое главное для Варшавы - продолжение процесса дерусификации Украины. В общем-то достаточно одного этого, чтобы продолжать поддерживать политику нынешних киевских властей.

Насколько вообще принципиальна и системна антироссийская заточенность польской внешней политики? Или тут на Варшаву в Москве наговаривают?

Можно заметить, что из всех стран Восточной Европы плохие отношения у России только с теми странами, с которыми она граничит. Кроме Польши это еще и прибалтийские республики. И дело не в особой исторической памяти – был и чехословацкий 1968 год и венгерский 1956 год. А если углубиться в историю, то венгры до сих пор помнят подавление войсками Николая I восстания против Габсбургов в XIX веке. Но это не мешает текущим делам, так что историческая память здесь ни при чем. А вот попытка сыграть на своем пограничье с Россией и любой конфликт ловить как попутный ветер – это есть.

Есть еще одна закономерность. Отношения с Польшей всегда налаживаются когда начинается нормализация отношений Москвы и Вашингтона. «Дружба» Путина и Квасневского длилась ровно до тех пор, пока Россия не испортила отношения с США, выступив против операции по свержению Саддама. А разрядка, которую обыкновенно связывают с гибелью Леха Качиньского и конструктивной поначалу политикой Туска, на самом деле была связана с «перезагрузкой» в российско-американских отношениях. Закончилась перезагрузка, завершилась и нормализация отношений с Варшавой.

Существуют ли тогда перспективы выстраивания нормальных российско-польских отношений? Что для этого нужно сделать? Версия с пятым разделом Польши не принимается.

Повода для нормализации отношений у России и Польши нет. Тем более, что это во многом зависит от Соединенных Штатов. Возможно, ситуация могла бы быть иной, если бы у нас имелись достаточно весомые темы для двусторонней повестки. Но их нет – ни в экономике, ни в политике. При этом мы не можем быть друг к другу совершенно нейтральны и это оставляет простор лишь для политических склок и негатива.

Европейская страна?

Польша считает себя лидером Восточной Европы. Но считают ли ее таковой восточноевропейцы?

Первоначально это были только амбиции. Более того, одно время Польша оказалась даже в изоляции среди стран Вышеградской группы. Но теперь ситуация иная и польское лидерство является несомненным. И это не только следствие польских успехов в экономике или, к примеру, того, что она обладает армией, превышающей совокупно армии Чехии, Венгрии и Словакии. Во многом благодаря польской активности на нее сделали ставку в Вашингтоне, Берлине и Брюсселе. И теперь будет интересно понаблюдать за развитием событий, учитывая то, что Качиньский и его молодые товарищи стали головной болью для своих прежних европейских союзников.

Прежние союзники дают понять, что Польша при Качиньских идет куда-то не туда. Получается, они признали, что Польша так и не стала ответственным членом ЕС?

Сложно говорить об ответственных членах ЕС сейчас, когда каждая европейская страна готова заботиться лишь исключительно о собственных интересах. К примеру, можно ли Великобританию назвать ответственным членом ЕС? Она таковым никогда не была, но уважать британцев и прислушиваться к их мнению обязаны были все. Сейчас Польша открыто солидаризируется с британскими требованиями по реформе ЕС и для Брюсселя это дополнительное испытание. Но представлять ситуацию исключительно в темных тонах, как это любят делать у нас, совершенно не стоит. Стоило в Бундестаге обмолвиться о возможности санкций в отношении Польши как у нас все замерли в предвкушении наказания поляков. Нет, ничего критического пока не произошло и, мне кажется, не произойдет. Конфликт с Брюсселем, а точнее с нынешним составом еврочиновников, не означает кризиса в отношениях с остальными европейскими странами. А если говорить о соседях по региону, то там Польша имеет все шансы возглавить фланг евроскептиков. Что же касается отношений с Германией, то поляки сейчас позволяют себе демонстрацию независимости, политики вступают в острые полемики, но в реальности никакого принципиального пересмотра отношений между двумя странами не произошло. Думаю, что нормализация отношений произойдёт еще до новых выборов в Бундестаг, которые состоятся в сентябре 2017 года. Хотя столь нарочито теплыми и полными взаимных комплиментов как раньше они, конечно же, не будут.

После продолжительных переговоров между Россией и Польшей страны смогли достичь промежуточной договоренности по осуществлению взаимных грузовых автоперевозок. Как рассказал журналистам заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит, государства заключили соглашение о введении переходного периода до 15 апреля. Вплоть до этого времени грузовые автомобили обеих стран смогут доставлять грузы, используя специальные разрешения. Пока остается неясным, каким образом будут строиться взаимоотношения в области грузового автотранспорта между странами в дальнейшем.

В пятницу днем заключение соглашения с поляками подтвердила и российская сторона. По словам замминистра транспорта России Николая Асаула, подписанный протокол закрепляет возможность перевозки грузов между двумя странами, транзитом и перевозки грузов третьим странам.

«Также стороны приняли на себя обязательства проработать вопросы совершенствования национального законодательства и соглашения о международных автомобильных перевозках от 1996 года. Российская сторона — в части количества документов, которыми нужно подтверждать вид перевозки, а польская сторона — в части снятия ограничения на количество топлива при пересечении границы. Этот документ вступает в силу с момента подписания. Соответственно, стороны смогут возобновить перевозки в сообщении между нашими странами. Размер контингента определяется на двухмесячный период. Бланки будут действительны до 15 апреля текущего года», — заявил чиновник после переговоров с поляками, которые состоялись сегодня.

Для дальнейшего обсуждения стороны договорились встретиться в конце марта - начале апреля 2016 года.

Польша ищет контракты

Как рассказывают «Газете.Ru» участники рынка автомобильных грузоперевозок, и Россия, и Польша при заключении такого «временного перемирия» преследуют свои цели. Так, поляки по-прежнему придерживаются своего плана и не намерены отступать так просто.

«Польша хитрит, — рассказал «Газете.Ru» председатель регионального совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев. - Они хотят дать нам только двусторонние разрешения.

То есть все грузоперевозки по Европе они по-прежнему хотят взять на себя. А российским перевозчикам поляки хотят оставить возможность работать только на «коротком плече», то есть забирать грузы уже от польской границы, из Прибалтики, из Белоруссии. Их задача — забрать у нас все импортные контракты.

За эти два месяца они хотят перезаключить все контракты с клиентами. У поляков не будет возможности забирать у нас заказы на грузоперевозки, только если мы сохраним за собой возможность транзита через их территорию. Главная их задача — перекрыть нам путь через их территорию. Поляки, конечно, не могут исключать возможности, что мы будем пробовать работать паромами через Прибалтику, через Калининград. Но на данный момент при доставке груза через паром приходится доплачивать €650, а при перевозке через Польшу — всего $100. Поэтому они надеются, что цены будут неконкурентоспособны и мы потерям все контракты. Они же хотят сами определять цены, которые сделают работу с российскими перевозчиками невыгодной, и мы уже никогда не сможем вернуться на рынок Европы. Отсюда и трудности в переговорах. Но у нас есть свои секреты и хитрости».

Россия пойдет в объезд

План России переговорщики не хотят полностью раскрывать в СМИ, чтобы сохранить преимущество при общении с поляками. В том числе от комментариев отказался председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, заявив, что не участвовал в последнем раунде переговоров.

Однако, как стало известно «Газете.Ru» от источника в АСМАП, наша страна за эти два месяца передышки будет всячески налаживать альтернативные пути объезда Польши. Это делается, чтобы продемонстрировать оппоненту свою возможность быть независимыми от наземных путей доставки груза через Польшу.

«Сейчас часть грузов уже следует через Клайпеду, — говорит источник «Газеты.Ru». — С 21 февраля паромы с фурами пойдут и через Калининград. Нужно будет создать стабильный поток транспортных средств, чтобы снизить денежные затраты на перегон, снизить время ожидания парома.

К этой схеме надо будет подготовить и грузоотправителей. Сделать это быстро не так просто, поэтому мы и берем тайм-аут на два месяца. За это время мы сможем подготовиться, добиться конкурентоспособных цен. Контейнеры также пойдут на Финляндию и на Санкт-Петербург. У России есть еще ряд предложений и вариантов, чтобы повлиять на поляков, но подробности не хотелось бы раскрывать в наших же интересах».

Украина может попытаться договориться с Россией

Особенно принципиальной договоренность между Россией и Польшей станет на фоне проблем с Украиной: с 14 февраля в ответ на фактическое блокирование дорог Россия официально аннулировала разрешение на транзитный проезд для фур, следующих оттуда. 15 февраля Украина ввела аналогичный запрет и для грузовиков из России. В итоге грузовые автоперевозки с Украины, как утверждают участники российского рынка, практически встали.

«Сейчас с Польшей перекрыто все грузовое автосообщение, включая транзит, — пояснил «Газете.Ru» Валерий Алексеев. — А им транзит через нашу территорию более важен, чем нам через Украину, ведь свои грузы они возили преимущественно в Россию. Теперь Украина встала. Представьте, сейчас мы договариваемся с поляками, и украинские перевозчики не смогут ездить ни к нам, ни через нас. Теперь они должны как-то выходить из этой ситуации, и я думаю, что они могут начать договариваться с нами, чтобы успеть до поляков».

С мнением о том, что в случае обострения транспортного конфликта между Россией и Украиной именно последняя понесет ощутимо большие потери, и министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.

«Разблокировать вопрос транзитных перевозок очень важно. Нужно понимать, что около 50 тыс. украинцев работают на транзитных автоперевозках Украина - Азия. Это рынок в размере около 4 млрд грн.

Если будет заблокирован этот вопрос, то кто-то потеряет бизнес, а транзитный потенциал Украины будет уменьшаться и уменьшаться», — отметил министр Пивоварский.

С чего все началось

Напомним, что конфликт между Россией и Польшей разразился 1 февраля 2016 года и привел к временной приостановке грузового автосообщения между странами, включая транзитные перевозки. Заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит заявил, что Россия в одностороннем порядке путем административных решений радикально ограничивает доступ к своему рынку польского транспорта и товаров. По его словам, автомобильные перевозки между Россией и Польшей, в том числе транзит в третьи страны, регулируются международным соглашением от 1996 года. Польская сторона не согласилась с изменениями, которые Россия внесла в этой сфере в декабре прошлого года, ограничив возможности перевозки товаров для третьих стран.

В ходе сложных и продолжительных переговоров страны сначала договорились о возможности возврата всех польских и российских фур на территорию своих стран до 15 февраля, а затем был введен переходный период в грузовом сообщении до 15 апреля.

Ситуация обострилась, когда в западных регионах Украины местные патриотически настроенные активисты стали блокировать российские фуры, которые попытались проехать в Европу в объезд Польши. Радикалы без применения насилия разворачивали дальнобойщиков в обратном направлении, не позволяя им добраться до границы со Словакией и Венгрией.

В ответ Россия официально закрыла границы для украинских дальнобойщиков. В Минтрансе России заявили, что действия украинских властей грубо нарушают соглашение о международных грузовых перевозках между странами. Украина ответила аналогичным шагом уже на официальном уровне.

В итоге власти России и Украины смогли договориться по вопросу дальнобойщиков двух стран и установили 10-дневный срок на то, чтобы все фуры успели беспрепятственно пересечь границу и вернуться на родину. Он заканчивается 25 февраля.

История Польши тесно связана с историей России. Мирные периоды в отношениях двух стран перемежались частыми вооруженными конфликтами.

В XVI-XVII вв. Россия и Польша вели между собой многочисленные войны. Ливонская война (1558-1583) велась Московской Русью против Ливонского ордена, Польско Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии русский царь Иван IV Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Для русско-польских отношений стало важным произошедшее во время войны объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполита (Люблинская уния 1569 г.). Противостояние Россия - Литва сменилось противостоянием Россия - Польша. Король Стефан Баторий нанес русскому войску ряд поражений и был остановлен только под стенами Пскова. По Ям Запольскому (1582) мирному договору с Польшей Россия отказывалась от своих завоеваний в Литве и теряла выход к Балтике.

Во времена Смуты поляки трижды вторгались в Россию. Первый раз под предлогом оказания помощи якобы законному царю Дмитрию - Лжедмитрию I. В 1610 г. московское правительство, так называемая Семибоярщина, само призвало на русский престол польского королевича Владислава IV и впустило польские войска в город. В 1612 г . поляки были изгнаны из Москвы народным ополчением под командованием Минина и Пожарского. В 1617 г. королевич Владислав совершил поход на Москву. После неудачного штурма он вступил в переговоры и подписал Деулинское перемирие. Полякам отошли Смоленская, Черниговская и Северская земли.

В июне 1632 г. , по истечении Деулинского перемирия, Россия попыталась отвоевать у Польши Смоленск , но потерпела поражение (Смоленская война, 1632 1634). Полякам не удалось развить успех, границы остались без изменений. Однако для русского правительства самым важным условием был официальный отказ польского короля Владислава IV от его претензий на русский престол.

Новая русско-польская война (1654-1667 ) началась после принятия гетманщины Богдана Хмельницкого в состав России по Переяславским соглашениям. По мирному Андрусовскому договору к России перешли Смоленская и Черниговская земли и Левобережная Украина, а Запорожье было объявлено находящимся под совместным русско-польским протекторатом. Киев был объявлен временным владением России, но по "Вечному миру" 16 мая 1686 г. перешел к ней окончательно.

Украинские и белорусские земли стали для Польши и России «яблоком раздора» вплоть до середины XX века.

Прекращению русско-польских войн способствовала угроза обоим государствам со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства.

В Северной войне против Швеции 1700-1721 гг. Польша являлась союзницей России.

Во 2-й половине XVIII вв. шляхетская Речь Посполита, раздираемая внутренними противоречиями, находилась в состоянии глубокого кризиса и упадка, что давало возможность Пруссии и России вмешиваться в её дела. Россия участвовала в войне за Польское наследство 1733-1735 гг.

Разделы Речи Посполитой в 1772-1795 гг. между Россией, Пруссией и Австрией проходили без больших войн, ибо ослабевшее из-за внутренних неурядиц государство уже не могло оказать серьезного сопротивления более могущественным соседям.

В результате трех разделов Речи Посполитой и передела на Венском конгрессе 1814-1815 гг. царской России была передана большая часть Варшавского княжества (образовано Царство Польское). Польские национально-освободительные восстания 1794 г. (под руководством Тадеуша Костюшко), 1830-1831, 1846, 1848, 1863-1864 гг. были подавлены.

В 1918 г. Советское правительство аннулировало все договоры царского правительства о разделах страны.

После поражения Германии в Первой мировой войне Польша стала независимым государством. Ее руководство строило планы по восстановлению границ Речи Посполитой на 1772 год. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав ее, как официально заявлялось, плацдармом мировой революции.

Советско-польская война 1920 г. началась успешно для России, войска Тухачевского стояли под Варшавой, но затем последовал разгром. В плен попало, по разным оценкам, от 80 до 165 тысяч красноармейцев. Польские исследователи считают документально подтвержденным факт гибели 16 тысяч из них. Российские и советские историки называют цифру в 80 тысяч. По Рижскому мирному договору 1921 г. к Польше отошла Западная Украина и Западная Белоруссия.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. 28 августа было подписано разъяснение к "секретному дополнительному протоколу", который разграничивал сферы влияния "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства". В зону влияния СССР входила территория Польши к востоку от линии рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой "линии Керзона", по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.

1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия развязала Вторую мировую войну. Разгромив польскую армию в течение нескольких недель, она оккупировала большую часть страны. 17 сентября 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши.

Советскими войсками были захвачены в плен 240 тысяч польских военнослужащих. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 г., через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска.

В мае 1945 г. территория Польши была полностью освобождена частями Красной Армии и Войска Польского. В боях за освобождение Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат и офицеров.

Решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Польше возвращены её западные земли, установлена граница по Одеру - Нейсе. После войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В восстановлении и развитии национальной экономики большую помощь оказал Советский Союз. В 1945-1993 гг. в Польше дислоцировалась советская Северная группа войск; в 1955-1991 гг. Польша являлась участником Организации Варшавского Договора.
Манифестом Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. Польша была провозглашена Польской Республикой. С 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. - Польская Народная Республика. С 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г., между СССР и Польшей - с 5 января 1945 г., правопреемник - Российская Федерация.

22 мая 1992 г. между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.
Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.

В период 2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".

После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.

Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.

6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

(Дополнительный