Станции в Антарктиде: сезонность путешествий, жизнь на станциях, отзывы о турах на антарктические станции.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу , путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток» , основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем...

Пешком на станцию в Антарктиде

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас . Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

Сеть полярных гидрометеорологических станций является основой мониторинга (наблюдения–оценка–прогноз) природных процессов, протекающих в океане и арктической области, знания о которых нуждаются в совершенствовании. Создание сети в 30-е годы прошлого века связано с этапом образования Главного управления Северного морского пути, а ее статус в то время определялся необходимостью информационного обеспечения мореплавания на трассах национальной транспортной магистрали Северного морского пути и полетов авиации в высоких широтах.

Пространственный охват, количество наблюдательных платформ и пунктов были весьма значительными. Комплексность измерений параметров природной среды достигалась за счет обширной топологии системы.

В 1985 г. функционировали 110 основных . Из них на 24 проводились аэрологические, на 24 - актинометрические, на 80 - морские (и речные) гидрологические наблюдения. 32 полярные станции являлись корреспондентами Всемирной метеорологической организации. Кроме этого в Арктике источниками информации являлись и другие наблюдательные платформы (дрейфующие станции, экспедиционные и транспортные суда, самолеты ледовой разведки и т. д.). Системный характер наблюдений обеспечивал информационные потребности государственной деятельности в то время.

Новая экономическая среда, сформировавшаяся в последние 15 лет, предъявила иные подходы к организации хозяйственной деятельности. Северный морской путь фактически перестал существовать, утратив государственный статус. Современные требования к информационной сети теснее связаны с уровнем хозяйственного освоения полярных районов, иным содержанием государственных услуг, а также с дифференциацией источников финансирования работ в области гидрометеорологии и мониторинга среды.

В 90-е годы прошлого столетия обвальное сокращение сети было вызвано дефицитом финансирования арктических Управлений гидрометеорологической службы. Начиная с 2000 г. отмечается позитивная динамика развития сети.

В настоящее время функционируют и передают информацию в автоматические станции погоды Росгидромета 52 полярные станции Мурманского, Северного, Якутского и Управлений гидрометеорологической службы, на которых проводятся стандартные метеорологические (52 полярные станции), морские гидрологические (44 полярные станции), актинометрические (10 полярных станций), аэрологические (7 полярных станций) наблюдения. 32 полярные станции являются труднодоступными, 27 - реперными, 23 - корреспондентами Всемирной метеорологической организации.

В работе сети существуют серьезные проблемы. Расстояние между метеорологическими пунктами в 2–2,5 раза, а между аэрологическими - в 3–4 раза превышают допустимые пределы, и ведомственные нормативы плотности не выдерживаются. Из-за отсутствия наблюдений в высокоширотных районах архипелагов Новая Земля, островах Анжу, Де-Лонга - конфигурация сети неблагоприятна. С точки зрения критериев климатического мониторинга и долгосрочного прогноза погоды не достигается даже уровень минимальной достаточности, который в результате специальных исследований определен в 63–68 полярных станций.

Недостаточное разрешение наблюдательной системы негативно отражается на качестве гидрометеорологических прогнозов, зачастую делая прогностическую деятельность малоэффективной.

Дефицит первичной информации уже привел к тому, что метеорологические прогнозы стали зачастую базироваться на данных зарубежных центров: Европейского центра среднесрочных прогнозов (ЕСМF), английского центра погоды (Брекнелл) и др., поступающих по международному обмену. Оправдываемость ледовых прогнозов снизилась из-за недостатка информации о толщине льда и фазах наступления критических ледовых процессов.

Почти полностью прекращены инструментальные наблюдения за уровнем моря, дрейфом льда, волнением. Актинометрические наблюдения осуществляются, в основном, по сокращенной программе.

Поступление оперативной метеоинформации в автоматические станции погоды Росгидромета (и центр «Север») в среднем по Арктике оценивается в 70%, по аэрологии в 30%, по гидрологии в 50%.
Однако, в последние годы наблюдается очевидная стабилизация сети и восстановлены 5 полярных станций. На них осуществлено строительство и ремонт служебных помещений, обеспечение новым энергетическим оборудованием, средствами спутниковой связи, транспортными средствами; обновляется приборный парк.

Завершен начальный этап реализации предложений ARO NOAA об организации климатических обсерваторий в Арктике. В качестве первого пункта базисной сети выбрана полярная станция Тикси.

Позитивно оценивая роль международного сотрудничества в поддержании системы наблюдений в Арктике, нельзя не учитывать фактор возможных неблагоприятных последствий пересечения национальных интересов России, а также США, в арктическом регионе. Оспаривается суверенитет Российской Федерации над арктическими проливами, статус некоторых арктических морей, как внутренних территориальных . В Норвегии создается современный информационный центр слежения за ледовой и гидрометеорологической обстановкой в западной Арктике.

Существование проблемы международных отношений в Арктике в аспекте делимитации шельфовой зоны и морских пространств очевидно, поэтому наличие геополитического фактора следует учитывать при разработке мер по обеспечению гидрометеорологической безопасности в Арктике.

Стесненные условия из-за дефицита средств и времени определяют целесообразность направления основных усилий на поддержание прежде всего полярных станций, входящих в мировую климатическую сеть, для чего необходимы:

  • реконструкция базовой инфраструктуры: капитальный ремонт жилых, подсобных помещений и устройств; установка энергосберегающего оборудования, замена систем тепловодоснабжения и т. д.;
  • удовлетворительное обеспечение сети стандартными метеорологическими приборами а также вспомогательным оборудованием;
  • установка спутниковых средств связи типа АПК-ВИП «Гонец», «Globalstar» «INMARSAT».

Сущ., кол во синонимов: 1 полярка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

полярная станция - Место постоянных налюдений на побережье континента или острове Северного Ледовитого океана, а также в Антарктике … Словарь по географии

У этого термина существуют и другие значения, см. Борнео (значения). Борнео российская арктическая ледовая полярная станция, расположенная примерно в 100 километрах от северного полюса. Открыта 30 марта 2009 года после недельного строительства,… … Википедия

БЕЛЛИНСГАУЗЕН, первая российская полярная станция (с 1968) у берегов Зап. Антарктиды (см. АНТАРКТИДА) на о. Кинг Джордж (Ватерлоо), в арх. Южные Шетлендские о ва (см. ЮЖНЫЕ ШЕТЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА). Названа по имени Ф. Ф. Беллинсгаузена (см.… … Энциклопедический словарь

БЭРД, американская внутриконтинентальная полярная станция (1957 72), ныне база сезонных исследований на Земле Мэри Бэрд (см. МЭРИ БЭРД ЗЕМЛЯ) в Зап. Антарктиде, на высоте 1530 м, в 660 км от берега … Энциклопедический словарь

- «ВОСТОК», российская полярная станция в районе Южного геомагнитного полюса (см. ГЕОМАГНИТНЫЕ ПОЛЮСЫ) в Восточной Антарктиде, на высоте 3488 м, в 1250 км от берега. Работает с декабря 1957. Полюс холода (см. ПОЛЮСЫ ХОЛОДА) Земли (ок. 90 °С).… … Энциклопедический словарь

ДЕЙВИС (Davis), австралийская полярная станция на побережье зал. Прюдс (Вост. Антарктида). Работает с 1957 (с перерывом в 1964 69). Названа по имени капитана экспедиционного судна «Аврора» Дж. К. Дейвиса … Энциклопедический словарь

СЕВА (Syowa), японская полярная станция на о. Ист Онгуль, близ берегов Земли Королевы Мод (см. КОРОЛЕВЫ МОД ЗЕМЛЯ) в Вост. Антарктиде. Открыта в 1957, действует постоянно с 1966 … Энциклопедический словарь

СКОТТ, новозеландская полярная станция (с 1957) на южном берегу п ова Росса в море Росса (см. РОССА МОРЕ) (Зап. Антарктида), в 2 км к западу от американской базы Мак Мердо (см. МАК МЕРДО). Названа по имени Р. Скотта (см. СКОТТ Роберт Фолкон) … Энциклопедический словарь

Элсуорт (Ellsworth), научная станция на шельфовом леднике Фильхнера (77° 43 ю. ш., 41° 07 з. д.). Открыта США 11 февраля 1957; в 1959 передана Аргентине. В 1957‒62 на станции проводились метеорологические, актинометрические, геофизические и… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Полярная станция "Зет" , Маклин Алистер. Во льдах сурового Ледовитого океана терпит бедствие полярная станция "Зет" . Пожар, возникший на ее территории, погубил половину сотрудников, оставив уцелевших без тепла, пищи и света. На…
  • Полярная станция Зет , Маклин Алистер. Во льдах сурового Ледовитого океана терпит бедствие полярная станция`Зет`. Пожар, возникший на ее территории, погубил половину сотрудников, оставив уцелевших без тепла, пищи и света. На…

На мыс Адэр , где на Берегу Ридли (англ. Ridley Beach ) была основана первая в истории антарктическая полярная станция. Большинство участников той экспедиции были норвежцами, но финансировал экспедицию англичанин Джордж Ньюнс .

Десять полярников с собаками высадились на побережье залива Робинсона и двинулись на запад мыса Адэра, где соорудили первую антарктическую хижину. Затем их забрал корабль, и далее они занялись исследованиями Шельфового ледника Росса.

Оставленную ими хижину в 1911 году нашёл и использовал Виктор Кэмпбелл (англ. Victor Campbell ), руководитель северной партии экспедиции Роберта Скотта . Он и его товарищи провели в этой хижине около года, после того, как предприняли попытку исследовать восточную часть шельфового ледника и обнаружили, что Руаль Амундсен тоже готовится в поход к Южному Полюсу.

Эта хижина хорошо сохранилась до наших дней и посещается туристами.

Для этих целей было возведено первое каменное строение в Антарктике, получившее название «Дом Омонда» (англ. Omond House ) . Стены дома были выложены из местных камней без использования строительного раствора (сухая кладка), а кровля сделана из дерева и парусины с корабля. В плане Дом Омонда представляет собой квадрат 6×6 метров, имеет два окна. Шесть человек могли круглый год жить и работать там.

Участник экспедиции Роберт Радмоус (англ. Robert Rudmose ) так написал об этом домике на острове Лори :

Учитывая то, что у нас не было ни строительных инструментов, ни раствора - можно сказать, что получился просто чудесный и удивительно прочный дом. Я думаю, он простоит не меньше столетия…

Оригинальный текст (англ.)

Considering that we had no mortar and no masons" tools it is a wonderfully fine house and very lasting. I should think it will be standing a century hence …

Однако та экспедиция не смогла поддерживать постоянную работу станции, и Брюс решил передать станцию вместе со всем оборудованием Аргентине с условием, что власти этой страны обеспечат продолжение научных исследований . Те согласились; британский офицер Уильям Хаггард (англ. William Haggard ) также одобрил предложение Брюса в декабре 1903 года .

14 января 1904 года «Шотландия» (Scotia ) вернулась на остров Лори с аргентинскими чиновниками из министерств земледелия и скотоводства, метеорологического и почтово-телеграфного офисов. В 1906 году Аргентина уведомила международное сообщество о создании постоянной базы на Южных Оркнейских островах . Эта база была названа станцией Оркадас и с тех пор она непрерывно действует до настоящего времени, являясь старейшей из ныне существующих антарктических станций.

За последующие четыре десятилетия не появилось ни одной новой антарктической полярной станции. Перед самым началом Второй мировой войны, в 1938-1939 годах, Германия предприняла попытку закрепить за собой часть Земли Королевы Мод , которую немцы назвали «Новой Швабией ». Была организована исследовательская экспедиция, в ходе которой вдоль границ этой территории с самолёта сбрасывались вымпелы со свастиками, чтобы обозначить и обосновать территориальные притязания Германии . Та германская полярная экспедиция успешно завершилась, но утверждения о создании секретной немецкой базы в Антарктиде не имеют надёжных обоснований и относятся к конспирологическим теориям.

В 1943 году Великобритания начала операцию «Табарин» (англ. Operation Tabarin ) с целью закрепить своё присутствие на антарктическом континенте. Основным мотивом её проведения были британские претензии на обладание рядом необитаемых островов и территорий в Антарктиде, усилившиеся после того, как Аргентина начала проявлять симпатии к Германии.

29 января 1944 года команда из 14 человек под руководством лейтенанта Джеймса Марра (англ. James Marr ), участника экспедиции Шеклтона - Роуэтта (1921-1922) , на двух кораблях - минном тральщике «Уильям Скорсби» (англ. RRS William Scoresby ) и «Фитцрое» (Fitzroy ) - покинула Фолклендские острова и направилась в Антарктику. Была основана станция вблизи заброшенной норвежской китобойной базы на острове Десепшен и ещё одна - 11 февраля 1944 года в Порт-Локрой (англ. Port Lockroy ) на побережье Земли Грейама . Следующая база была создана 13 февраля 1945 года на берегу Залива Надежды (англ. Hope Bay ) (северная оконечность Антарктического полуострова) . Они стали первыми стационарными базами, построенными на антарктическом континенте .

Вслед за британцами в Антарктику устремились и другие государства, и вскоре после окончания Второй мировой войны началась новая международная волна исследований южного континента. В 1947 году отправилась в путь

Деятельность полярных станций в Арктике – основа мониторинга природных процессов в окружающей среде: в океане и на суше. Эти результаты нужны не только для непосредственного использования в текущей деятельности человека в Арктике, но и для накопления и совершенствования базы многолетних наблюдений, которые необходимы для изучения природных процессов, оказывающих влияние на климат, а значит — на перспективы жизни человека на всем земном шаре.

Еще в 1870-х годах стало понятно, что изучение территорий в Арктике силами разрозненных экспедиций не может дать результатов, позволяющих проводить фундаментальные исследования в зоне Северного Ледовитого океана. Одним словом, мысль о создании неких постоянно действующих полярных станций, систематически снимающих показания, витала в воздухе.

Считая Арктику ключом ко многим тайнам природы, австрийский исследователь Карл Вайпрехт предложил идею комплексных наблюдений, проводимых круглогодично единым инструментарием и в одно время. Эта идея легла в основу создания полярных научных станций в Арктике. Правда, для реализации идеи понадобилось 7 лет.

В советское время такие станции обеспечивали работу Северного морского пути, исследования территории и акватории советской Арктики. Все это способствовало развитию судоходства и авиации в Арктике.

Подобные станции сегодня все более активно работают в России, обеспечивая систематические исследования в сфере метеорологии, гидрологии, аэрологии, геофизики, актинометрии, и других. Ученые также проводят исследования, связанные с проблемами сохранения биологического разнообразия региона.

Говоря о полярных станциях России в Арктике, чаще всего вспоминают их бурное развитие в советский период. Однако Россия начала их использовать значительно раньше. Во время проведения Первого Международного Полярного года (1882-83 гг.) в исследованиях участвовало две российских станции - Малые Карамакулы на Новой земле и Сагастыр в дельте Лены. В 1913-1915 годах начали работу еще 4 полярные станции - Югорский Шар, о. Вайгач, станция Марре-Сале на п-ове Ямал и на о. Диксон.

Дальнейшее развитие полярные станции в Арктике получили уже в СССР, где освоение Севера было одним из важнейших направлений хозяйственной и оборонной деятельности, новые полярные арктические станции появлялись в этот период практически ежегодно:

  • 1920 - в устье Енисея,
  • 1922 - в проливе Маточкин Шар,
  • 1924 - на Обской губе,
  • 1928 - на острове Большой Ляховский,
  • 1929 - на Земле Франца-Иосифа,
  • 1930 - Россия заявила о себе на Северной Земле,
  • 1932 - на острове Рудольфа,
  • 1933 - в поселке Амдерма на берегу Карского моря,
  • 1934 - на мысе Стерлигова.

В 30-х годах Россия активно развивает восточный регион - к действующим на тот момент станциям на острове Врангеля и мысе Шалаурова добавилось множество станций, как на материке (поселки Уэлен, Тикси), так и на островах (Четырехстолбовой, Медвежьи, Котельный, Де-Лонга и другие).

В 1937 году была открыта первая в мире дрейфующая полярная платформа России - «Северный полюс-1».

К 40-м годам ХХ века сеть насчитывала 75 станций, а к 1985 году Россия уже эксплуатировала 110 основных станций, не считая дрейфующих, экспедиционных судов и др.
Существенно сократилось количество полярных станций Арктики в 90-е годы прошлого века. Недостаток финансирования и отсутствие интереса к этому сектору в России привел к закрытию до 50% станций.

В 2000-х ситуация начала улучшаться, Россия начала укреплять свои позиции, интерес к Арктическому региону возрос. Если в 2006 году функционировало только 52 полярные станции в Арктике, то к 2016 году - их стало уже 68, сегодня планируется довести их число до 75-ти, а также увеличить количество автоматических пунктов.