1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

1). Общая беседа

Каким членом предложения может быть прилагательное?

Приведите примеры из домашнего задания:

а) определение;

б) полное прилагательное и краткое прилагательное.

Определение: На чужой стороне и весна не красна.

Глупая та птица, которой гнездо свое немило.

2). Самостоятельная работа по таблице

I вариант

Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным

прилагательным (№2).

II вариант

Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.

Ш вариант

Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное яв­ляется определением.

Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:

,
,
. : ирапр ираприрапр (№ 7).

3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -

сами проверяют.

Поднимите руку, кто ошибся.

Вывод о синтаксической роли прилагательного.

4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меня­ются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.

I вариант

I. Найти прилагательное

1. Дерево.

2. Деревянный.

3. Древесина.

4. Одеревенеть.

5. Древесный..

II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных

о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю

душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу

III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании

1. Чуж...го человека.

2. Свеж...го хлеба.

3. Старш...го брата.

4. Боль..го города.

5. Хорош...й оценке.

IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их

3. Горяч…

4. Хорош…

1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

2. Верный друг и через век другом будет.

3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.

4.Зубасты, а не кусаются.

5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.

VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных

1. Щенок был голодный и несчастен.

2. Мост через реку был узок и шаток.

3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.

4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.

I вариант

I. Найти прилагательное

2. Лесной.

3. Лесничество

II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.

Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании

1. Горяч...го источника.

2. Больш... сумки.

3. Чуж... тетради.

4. Неуклюж...го медвежонка.

5. Колюч…го растения.

V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их

3. Блестящ...

4. Много туч...

5. Скрипуч...

V. Найти предложения с краткими прилагательными

1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.

2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.

3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.

Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.

III вариант

I. Найти прилагательное

2. Сонный.

4. Сонливый.

5. Сонник.

В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.

Имя прилагательное

Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).

В начальной форме оно употребляется в мужском роде единственного числа. Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.

Постоянные признаки

Любой грамотный обучающийся знает, что все части речи имеют свои особенности.

Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.

Самой продуктивной категорией являются качественные прилагательные. Судя из названия, мы можем понять, что они предназначены для описания определенных характеристик предметов.

Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.

Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.

Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.

Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).

Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.

Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.

Следующая группа отличается от других вопросом. Только притяжательные прилагательные может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.

Например: волчий след, акулий глаз.

Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).

Непостоянные признаки

Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.

Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.

Например: настенный - темное - водная.

Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.

Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.

Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время морфологического разбора. Его план укажем ниже в статье.

Роль в предложении

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.

Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.

Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.

Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.

В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.

Например: Платье было пестрое.

Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.

Образец разбора

Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.

  • Начальная форма и вопрос.
  • Грамматические особенности.
  • Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
  • Роль в предложении.

Пример: В уютном доме расположились гости.

  • Уютный - имя прилагательное (какой?).
  • Признак.
  • Качественное.
  • Мужской род, предложный падеж, единственное число, форма полная, степень положительная.
  • Функция - определение.

Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.

Материалы по теме:

  • Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Отличие его от причастия
  • Что такое прилагательное? Прилагательное как часть речи

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

    Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

    Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

    Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет , друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

    Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- что вы знаете об имени прилагательном?

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные?

В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

Определение.

Обобщение: (слайд 7)

    Самостоятельная часть речи.

    Обозначает признак предмета.

    Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

    Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.

Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

Быстро глазками отыскать предмет.

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)

Дыхательная гимнастика.

На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

    Работа по теме урока.

    Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)

    Минутка чистописания

    Словарная работа « Загадки»

Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)

*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)

*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

Вставь пропущенные имена прилагательные;

Определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

Какие у вас есть предположения?

- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

Прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

    Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны;)

1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI . Подведение итогов урока.

О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII . Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.

Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.

Краткие формы прилагательных и их особенности

Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.

Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.

Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной

Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.

Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)

Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.

  • Ясная погода держится уже неделю.
  • Задача стала ясна после разговора с коллегами.

Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:

  • пестрый (разноцветный) попугай;
  • одежда пестра (очень яркая, обращающая на себя внимание).

Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.

В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:

  • короткая стрижка (может быть у любого человека);
  • брюки коротки (конкретному лицу).

кратких прилагательных

В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:

Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)

Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.

Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:

Она была болтлива. (прошед.вр.)

Стена будет крепка. (буд.вр.)

Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.